Главные вкладки

    Методическая разработка по истории на тему:
    Методическая разработка урока на тему: «Кризис Империи: Русско-японская война 1904-1905 гг. Революция 1905-1907 гг.»

    Комлева Татьяна Владимировна
    Кризис Империи: Русско-японская война 1904-1905 гг. Революция 1905-1907 гг

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл krizis_imperii_russko-yaponskaya_voyna_1904-1905_gg.docx33.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

     «Сахалинский политехнический центр № 5»

    Методическая разработка урока

    Дисциплина : «История»

    Тема: «Кризис Империи: Русско-японская война 1904-1905 гг.

    Революция 1905-1907 гг.»

    Разработал: Комлева Т.В.

    преподаватель истории

    Горнозаводск


    Урок 

    Тема: «Кризис Империи: Русско-японская война 1904-1905 гг. Революция 1905-1907 гг.»

    Цели урока:

    Обучающая: дать обучающимся представление о нарастании экономических и социальных противоречий в России начала ХХ в. Познакомить с событиями Русско-японской войны 1904-1905 гг. Углубить знания о событиях первой российской революции.

    Выяснить суть разногласий в видении путей развития России С.Ю. Витте и В.К. Плеве; оценить основные положения «Манифеста 17 октября» и определить его влияние на внутриполитическую ситуацию в российском обществе;

    Развивающая: умение устанавливать причинно-следственные связи внутренней и внешней политики правительства в начале ХХ века; анализировать причины, характер, основные этапы и последствия Русско-японской войны 1904-1905гг.

    Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к истории России, чувство гордости за соотечественников.

    Тип урока: Комбинированный.

    Форма проведения:         Лекция с элементами беседы.

    Виды контроля:         Индивидуальный, групповой.

    Формы контроля:         Преподаватель.

    Литература:        Алексашкина Л.Н. История. Россия и мир в XX начале XXI века. – М.:, Просвещение, 2008г.

    Самыгин П.С. История. Ростов н/Д., ФЕНИКС, 2009г

    1. Организационный момент.

    Оформление доски; проверка наличия у обучающихся конспектов, канцелярских принадлежностей; отчет старосты группы по посещаемости.

    Основные понятия и термины: сфера влияния, стачка, Государственная Дума, полицейский социализм.

    Основные даты:

    1904 - 1905 гг. – Русско–японская война.

    1905-1907 гг. – Первая российская революция.

    9 января 1905 г. – «Кровавое воскресение».

    Октябрь 1905 г. Всероссийская политическая стачка.

    17 октября 1905 г. – Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».

    Декабрь 1905 г. – вооруженное восстание в Москве.

    Исторические личности: Николай II, Георгий Аполлонович Гапон, Петр Петрович Шмидт, Вячеслав Константинович Плеве, Сергей Юльевич Витте, Сергей Васильевич Зубатов.

    Оборудование: кроссворд, карта «Русско-японская война 1904-1905гг.».

    План

    1. Внутренняя политика правительства в начале ХХ века.
    2. Русско-японская война 1904-1905 гг.
    3. «Кровавое воскресенье» и начало революции 1905-1907 гг.
    4. Манифест 17 октября 1905 г.
    5. Декабрьское вооруженное восстание в Москве.

    Ход урока

    1. Актуализация опорных знаний.

     Разгадайте кроссворд, используя знания, полученные на предыдущем уроке.

    По горизонтали:

    1. Господствующая религия в России на рубеже XIX – XX вв.
    2. Долгосрочные вложения капитала в отрасли экономики.
    3. Объединение промышленников, контролирующих выпуск определенных видов продукции, способное диктовать цены на рынке.
    4. Основное податное сословие России, составляющее ¾ населения страны – 97 млн. человек.
    5. Привилегированное сословие, которое не платило подати и не несло воинской повинности. Делилось на «черное» и «белое».
    6. Первичная форма объединения предпринимателей, которые достигают соглашения об объемах производства, условиях сбыта продукции, найма рабочей силы.
    7. Сезонный наемный работник.
    8. Социальная группа, обладающая закрепленными в традициях, обычаях или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

    По вертикали:

    1. Форма монополии, в которой объединяются не только сбыт продукции, но и управление производством.
    2. Лица наемного труда.
    3. Форма монополистического объединения, при которой согласуются цены на производимую продукцию и закупаемое сырье, но сохраняется хозяйственная самостоятельность участников.
    4. Привилегированное сословие, сосредоточившее в своих руках огромные земельные владения.
    5. Привилегированное военное сословие, освобожденное от налогов и наделенное землей.
    6. Сословие, занимающееся торговлей.
    7. Частные предприниматели.


    1. Изучение нового материала

    Преподаватель. Индустриальная модернизация в России проходила гораздо более быстрыми темпами, чем в европейских странах: сложные процессы и явления, которые должны были подготавливать почву для последующих, во многом обусловили нарастание социально-экономических и политических противоречий в обществе.

    1. Внутренняя политика правительства в начале ХХ века.

    Групповая работа. Подготовить сообщение, опираясь на текст учебника и ресурсный материал.

    Задание 1. Назвать и охарактеризовать основные направления внутренней политики российского правительства в начале ХХ века.

    Задание 2. Сравнить взгляды С.Ю. Витте и В.К. Плеве на пути развития России.

    Задание 3. Охарактеризовать сущность крестьянского вопроса в России.

    Ресурсный материал для групп.

    (Приложение 1)

    1. Русско-японская война 1904-1905 гг.

    Задание обучающимся. Слушая рассказ преподавателя, сверяясь с картой заполнить таблицу «События Русско-японской войны».

    Главные события войны

    Дата

    Последствия

    Преподаватель. Россия на рубеже XIX-XX вв. вновь обратила свои стратегические национальные интересы на Восток.

    1. «Кровавое воскресенье» и начало революции 1905-1907 гг.

    Преподаватель. После серии крупных военных поражений в 1904 г. российское общество не могло не задаваться вопросом: как могло случиться, что маленькая Япония взяла верх над могучей и необъятной Россией? Вот как описывает сложившуюся в обществе ситуацию молодой офицер А.М. Деникин, принимавший участие в Русско-японской войне.

    «…Война не могла быть популярна в русском обществе и в народе… Армия пошла на войну без всякого подъема, исполняя только свой долг…

    Россия отнюдь не была побеждена. Армия могла бороться дальше. Но Петербург «устал» от войны более, чем армия. К тому же, тревожные признаки надвигающейся революции в виде участившихся террористических актов, аграрных беспорядков, волнений и забастовок лишали его решимости и дерзания, приведя к заключению преждевременного мира».

    Беседа.

    • Почему против мирной манифестации 9 января 1905 года выдвинули регулярную армию, которая применила оружие против безоружных людей?
    • Почему 9 января 1905 года считается началом революции?
    • Военные неудачи 1904-1905 года приблизили начало революции или революция обусловила поражение в войне?
    1. Раскол общества. Манифест 17 октября 1905 г.

    Преподаватель. События 1905 г. вызвали активный подъем массового движения в защиту династии Романовых и монархии (охранительное).

    Противостояние революционной («красной», как называли ее современники) и охранительной «черной» сотен обостряло внутриполитическое положение в стране. Российское общество раскалывалось на 2 враждующих лагеря – революционный и правительственный.

    Но в правительственном лагере столкнулись две группировки. Одну из них представлял генерал-губернатор Петербурга Д.Ф. Трепов, основной идеей которого явилась борьба с забастовщиками с применением только военной силы.

    Печально известный приказ А.Ф. Трепова: «Патронов не жалеть и холостых залпов не давать!» - ярко характеризовал его действия и убеждения.

    Представителем другого течения являлся С.Ю. Витте. Он был сторонником союза крупной буржуазии и царизма.

    Несмотря на рост революционных движений и явную неспособность правительства справиться с ситуацией только с помощью силы, Николай II колебался в принятии решений.

    … Вернувшийся 16 сентября 1905 года из Америки С.Ю. Витте после заключения там мирного договора с Японией был потрясен стремительным перерастанием политической смуты в революцию. Он заявил Николаю II, что есть только два пути превозмочь смуту – либо путем диктатуры и подавления ее силой, либо пойдя на уступки путем превращения России в конституционное правовое государство.

    В силу сложившейся ситуации, угрожавшей самому существованию самодержавия, Николай II согласился на второе. И 17 октября 1905 г. самодержцем всероссийским был подписан подготовленный С.Ю. Витте Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Этот документ содержал:

    • Обещание либеральных свобод;
    • Демократизацию выборов в Государственную Думу;
    • Придание Государственной Думе законодательных функций;
    • Государственный Совет был преобразован в Верхнюю палату, обладающую правом утверждения решений Нижней палаты – Государственной Думы.

    Реорганизуя Государственный Совет, власть пыталась сохранить традиционные рычаги контроля, что во многом и удалось. Однако это был представительный орган, котором преимущество получила аристократия, назначаемая императором, а затем торгово-промышленная буржуазия, духовенство, университетская интеллигенция.

    Подписав Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», царь отмечал в письме матери (октябрь 1905 года): «России даруется Конституция. Немного нас было, которые боролись против нее. Но поддержки в этой борьбе ниоткуда не пришло, от нас отворачивалось все большее количество людей и в конце случилось неизбежное.

    Беседа.

    • Объясните, почему Манифест воспринимался как частичная победа революции?
    • Попытайтесь доказать, что Манифест создавал основы для формирования гражданского общества, правового государства.
    1. Декабрьское вооруженное восстание в Москве.

    Преподаватель. Подписание Манифеста 17 октября 1905 года не привело к быстрому спаду революционного движения. В конце 1905 года произошли массовые вооруженные выступления против самодержавия: восстание на крейсере «Очаков» под руководством лейтенанта П.П. Шмидта; вооруженное восстание в Москве. И только в последние дни декабря 1905 г. наметился спад революционного подъема. Теперь напряженная борьба против монархии была направлена в легальное русло – выборы в Думу, создание политических партий.

    1. Закрепление изученного материала.

    Тест.

    1. Расположите события в хронологическом порядке:  
    1. Подписание Портсмутского мира;
    2. Падение Порт-Артура;
    3. Поражение русских войск под Мукденом;
    4. Сражение на реке Шахэ;
    5. Гибель канонерской лодки «Кореец».

    Ответы: (e, d, b, c, a)

    1. Определите итоги и последствия революции 1905-1907 гг.:
    1. Отмена выкупных платежей;
    2. Сокращение продолжительности рабочего дня;
    1. Создание законосовещательной Думы;
    2. Провозглашение демократической республики;
    3. Введение демократических свобод в России;
    4. Отмена сословий и сословных привилегий.
    1. Выберите правильный ответ. Приоритетной задачей внешней политики России на Дальнем Востоке в начале ХХ века было:
    1. Усиление влияния в Манчьжурии;
    1. Присоединение территории Северной Кореи;
    2. Заключение военного союза с Японией против Китая;
    3. Подписание договора об установлении границы с Китаем.
    1. Основным результатом высшего подъема революции 1905-1907 гг. было:
    1. Свержение монархии;
    2. Установление диктатуры пролетариата;
    3. Ликвидация помещичьего землевладения;
    1. Издание Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка».
    1. Идея «маленькой победоносной войны» принадлежала:
    1. С.В. Зубатову;
    2. С.Ю. Витте;
    1. В.К. Плеве;
    1. Г.А. Гапону.
    1. Центр декабрьского вооруженного восстания в Москве (1905 г.):
    1. Китай-город;
    2. Бутырский вал;
    1. Пресня;
    1. Садовое кольцо.
    1. Проект Манифеста 17 октября 1905 г. разработал:
    1. П.А. Столыпин;
    1. С.Ю. Витте;
    1. В.К. Плеве;
    2. А.И. Путилов.
    1. Идея «полицейского социализма» принадлежала:
    1. П.А. Столыпину;
    2. В.К. Плеве;
    1. С.В. Зубатову;
    1. Г.А. Гапону.
    1. Прозвище «граф Полусахалинский» получил:
    1. В.К. Плеве;
    2. С.В. Зубатов;
    3. П.Н. Милюков;
    1. С.Ю. Витте.
    1. Задание на дом.

    Подготовить сообщение о героях Русско-японской войны.


    Приложение 1

    • С 1898 г. С.Ю. Витте настойчиво убеждал Николая II заняться проблемами «крестьянского неустройства». «Там, где овцам плохо, - предупреждал С.Ю. Витте, - плохо и овцеводам».
    • Об экономическом положении крестьян Константиноградского и Полтавского уездов (из сообщения харьковского губернского жандармского управления 20 сентября 1902 г.): «Успеху противоправительственной аграрной пропаганды среди крестьян способствовало, главным образом, безотрадное экономическое состояние населения. В данном районе нужда была столь значительна, что пропаганда идеи об общности имущества и неправильном владении землею помещиками сразу нашла в крестьянах отзывчивых, чутких и во многих случаях фанатичных приверженцев ее, готовых пойти на что угодно. Положение безземельных крестьян еще более ухудшилось к весне 1902 года, благодаря предыдущим недородам…

    Отношение землевладельцев и, главным образом, арендаторов к окружающему безземельному крестьянству носят в большинстве случаев ничем не стесняемой эксплуатации.

    Имея под боком у себя безземельных крестьян, целые деревни чуть ли не даровых рабочих рук, землевладельцы и арендаторы чрезмерно стесняют крестьян и эксплуатируют их дешевый труд, ставя невозможные подчас условия аренды их земли, преимущественно же практикуя способ личной отработки, способ самый тяжелый и наименее продуктивный для крестьянина».

    • На рубеже XIX – XX вв. министр финансов Сергей Юльевич Витте являлся одним из значительных государственных деятелей Российской империи.

    Английский публицист Э. Дилкон рисовал западным читателям портрет «самого мужественного политического деятеля в Европе, человека грубого, неповоротливого, угловатого, медленного в речи», но быстрого в действиях, под суровыми чертами которого скрыты жесты прометеева огня, исполняющего «геркулесову работу и не имеющего себе равных во всем пространстве Русской империи».

    Из частной беседы Николая II: «Возложенное на меня в Кремле Московском бремя власти я буду нести сам. Во власти я отдам отчет перед Богом». «Вот, например, монархия. Вам она не нужна, мне она не нужна, но пока она нужна народу, мы обязаны ее поддерживать».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Кризис империи. Русско - японская война"

    Разработка урока по истории России для 11 класса....

    Методическая разработка урока по теме: "Российская империя в начале 19 века: особенности развития".

    Представлен план – конспект урока и компьютерная презентация. В ходе урока с точки зрения решения дидактических задач создавались условия для: осмысления учащимися причин медленного процесса модерниза...

    Кризис империи: русско-японская война и революция 1905-1907 гг.

    мультимедийное сопровождение урока. Основные участники - учащиеся 11 класса с докладами на заданные темы...

    Разработка урока на тему: "Восстановление экономики СССР: от войны к миру. 1945-1950 гг"

        Урок-проект с использованием НИТИ - методики. НИТИ-методики  - это методики использования новых информационных технологий в преподавании. (Аббревиатура НИТИ означает &qu...

    РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ В 11 КЛАССЕ "РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА"

    В ХОДЕ УРОКА РАССМАТРИВАЮТСЯ ПРИЧИНЫ,ХОД СОБЫТИЙ И РЕЗУЛЬТАТЫ  ВОЙНЫ",ИСПОЛЬЗУЮТСЯ РАЗЛИЧНЫЕ  УЧЕБНЫЕ ПРИЕМЫ...

    Задание по истории для 11 класса по теме: «Кризис империи: русско-японская война»

    Задание по истории для 11 класса по теме: "Кризис империи: русско-японская война" способствует проверки знаний учащихся по теме. Задание №1, №2, №5 - направлены на проверку умения учащихся а...