РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ В 11 КЛАССЕ "РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА"
методическая разработка по истории (11 класс) на тему

Карпова Светлана Михайловна

В ХОДЕ УРОКА РАССМАТРИВАЮТСЯ ПРИЧИНЫ,ХОД СОБЫТИЙ И РЕЗУЛЬТАТЫ  ВОЙНЫ",ИСПОЛЬЗУЮТСЯ РАЗЛИЧНЫЕ  УЧЕБНЫЕ ПРИЕМЫ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russko-yaponskaya_voyna_urok_istorii.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории .11 класс.

Тема: Внешняя политика. Русско-японская война 1904 – 1905 гг.

Цели урока:

Образовательные :

  • охарактеризовать внешнеполитический курс правительства Николая II, дать оценку мирных инициатив русского императора,
  • раскрыть причины формирования европейских военно – политических союзов в конце XIX в.
  • выяснить причины, характер, основные этапы, итог Русско-японской войны.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, навыки самостоятельной работы, умение добывать информацию,
  • работа над историческими понятиями, датами,
  • развивать умение выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы,
  • формировать навыки работы с текстом, историческими источниками, исторической картой, таблицами,
  • систематизировать исторические факты, самостоятельно делать выводы.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство патриотизма и гуманизма даже на примере трагических страниц отечественной истории,
  • воспитывать интерес к истории.

Основные термины и понятия:

Гаагская конференция, Маньчжурия, КВЖД, Портсмутский мир, аннексия, контрибуция.

Внутрипредметные и внутрикурсовые связи

История России –« Внешняя политика Александра III».

Новейшая история зарубежных стран – «Государства и народы Азии и Африки в начале XX в.», «Международные отношения в 1900 – 1914 гг.»

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

III. Постановка темы и цели урока.

В тетрадях записать тему урока.

Учитель: Сейчас очень немногое может напомнить о той далекой войне. Несколько строчек из песен о гордом "Варяге", вальс "На сопках Маньчжурии", отдельные эпизоды исторических романов - вот, пожалуй, и все. Между тем русско-японская война 1904-1905 г. серьёзно повлияла на весь дальнейший ход российской истории и надолго определила отношение России со Страной восходящего солнца.

План урока:

1. Внешняя политика России в начале XX века.

2. Причины и характер Русско - японской войны 1904-1905 гг.

3. Ход военных действий.

4. Итоги и последствия Русско - японской войны.

5.Личности.

_________________________________________________________________

1. Работа с эпиграфом

"Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война:" В. Плеве

Знакомство с картой военных действий. (Приложение 1)

2. Внешняя политика России в начале XX века.

Объяснение учителя с опорой на иллюстративный материал

Активность России на Дальнем Востоке:

-1894 г-японско-китайская война, ультиматум России;

-1896 г-русско-китайский оборонительный союз; строительство КВЖД;

-1898 г-аренда у Китая Порта-Артура;

-1900 г-ввод русских войск в Маньчжурию под предлогом охраны КВЖД;

-1902 г-англо-японский союз против России;

- 5 января 1904 г -разрыв дипломатических отношений Японии и России;

-ночь, 26 августа 1904 г.- Япония без объявления войны напала на русскую эскадру в Порт-Артуре.

Заполнить таблицу

Политика России на Дальнем Востоке.

Российско – китайские договора

Условия договора

1896 г.

1898 г.

3. Причины и характер Русско - японской войны 1904-1905 гг.

(документы на столах у каждого)

беседа с уч-ся; работа с документами "Из воспоминаний Б.Л.Романова и Л.И. Деникина" о соотношении сил; анализ документов; выводы;запись причин и характера войны в тетрадь:

Причина Русско - японской войны - столкновение российских и японских интересов на Дальнем Востоке. Характер войны - захватнический с обеих сторон.

4. Ход военных действий

Заполнить таблицу

Хронология русско – японской войны 1904 – 1905 гг.

Дата

Сухопутные операции

и сражения

Морские сражения

Объяснение учителя I этапа войны (Приложение 1)

Учитель: 26 января 1904 г. одновременно с нападением на Порт - Артур японцы атаковали находящиеся в корейском порту Чемульпо крейсер "Варяг" и кайнонерскую лодку "Кореец".

24 февраля 1904 г. в Порт - Артур прибыл новый командующий Тихоокеанским флотом вице-адмирал С.О.Макаров под его руководством Тихоокеанская эскадра перешла к активным действиям, но 31 марта разыгралась трагедия. В ходе, которой адмирал погиб. Эти события привели в шоковое состояние все русское командование. Они имели фатальное последствие для дальнейшего хода войны. Новый командующий эскадрой отказался от активных действий на море. Это сказалось на результатах военных операций на суше.

Анализ эпизода из книги А.Степанова "Порт -Артур" и песня "Варяг"

":Между тем "Варяг медленно опрокидывался на левый бок. Сотни глаз с затаенным дыханием следили за гибелью героического корабля. Русские матросы, эвакуированные на иностранные суда, с тоской и болью в сердце смотрели на родной "Варяг", которым они привыкли гордиться и на котором только что пережили трагические минуты неравного боя, ежесекундно рискуя своей жизнью: Медленно погружавшийся корабль вдруг на мгновение замер и, вздрогнув всем своим огромным телом, быстро пошел под воду. Все матросы сняли фуражки и закрестились. Многие плакали, не стыдясь своих слез:"

Впоследствии о подвиге "Варяга" была написана песня. В честь погибшего боевого корабля один из крейсеров военно-морского флота России обязательно носит гордое имя "Варяг".

Объяснение учителя II этапа войны

Оборона Порт - Артура оттягивала значительные силы японцев. 7 месяцев длилась осада, японцы предпринимали многократные штурмы, не прекращали бомбардировок. Но 20 декабря 1904 г. крепость была сдана. По признанию японцев, это стало для них приятным "новогодним сюрпризом".

Знакомство с фрагментом "Энциклопедия для детей" Аванта +,т. 3 о сдаче Порт - Артура

Фрагмент "Энциклопедия для детей АВАНТА+, т.3" -

":Русское общество было потрясено вестью о падении Порт-Артура. Его героическая оборона приковала к себе внимание всего мира . Защитники крепости мужественно отражали все атаки. Только с августа по ноябрь они отбили четыре общих штурма; при этом японцы понесли большие потери.

Душой обороны крепости был талантливый военачальник генерал Роман Кондратенко. Он понимал, что, пока держится Порт-Артур и сохранён флот, Россия может рассчитывать на победу в войне, поэтому делал всё возможное, чтобы отстоять крепость. 2 декабря Кондратенко погиб. Вскоре после этого начальник Квантунского укреплённого района Стессель, невзирая на протесты многих офицеров и недовольство солдат, подписали акт о капитуляции, хотя возможности обороны не были исчерпаны.

157 дней держалась крепость. Она отвлекала огромные силы противника, не давая ему возможности продолжить наступление в Маньчжурии. В боях за Порт-Артур погибли многие представители старинных самурайских принцев. Немалые потери понес при осаде и неприятельский флот. Падение Порт-Артура вызвало взрыв негодования в России, приблизив начало первой русской революции."

Беседа по фрагменту

Знакомство с III этапом войны

После сдачи Порт - Артура война уже была проиграна, однако царизм настаивал на продолжении бессмысленного похода 2-ой Тихоокеанской эскадры под командованием Рожественского из Кронштадта во Владивосток. Последним сражением русско-японской войны стало морское сражение, происшедшее 14-15 мая 1905 г. в Корейском проливе у острова Цусима.

К утру, русская эскадра перестала существовать как боевая единица. Во Владивосток сумели прорваться лишь один крейсер и два эсминца. Никогда еще русский флот не подвергался такому разгрому.

5. Итоги и последствия Русско - японской войны.

Беседа, выводы учащихся;

Запись результатов в тетрадь:

Причины поражения России в русско - японской войне:

-Экономическая и военно-техническая отсталость России.

-Бездарность командования.

-Помощь Японии со стороны Англии и США.

-Нестабильность в стране в связи с революцией.

Последствия поражения России в войне с Японией:

- Общественное недовольство самодержавием, позорно проигравшем войну с Японией;

- Ослабление позиций России на Дальнем Востоке;

-Дестабилизация внутриполитической обстановки в России - рост революционной борьбы.Сражения

Потери русских Потери японцев

Оборона Порт-Артура 27000 чел.убитыми и ранеными 90 000 чел.убитыми и ранеными

Сражение под Ляояном 16500чел. 24000чел

Сражение под Мукденом 89000чел 71000 чел

Цусима 5000чел. _________

Работа с документом "Мирный договор между Россией и Японией" и вопросы к документу

Мирный договор между Россией и Японией

Портсмут, 23 августа 1905 г.

":Статья III. Россия и Япония взаимно обязуются: 1)эвакуировать совершенно и одновременно Маньчжурию, за исключением территории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуострова, согласно постановлениям дополнительной I статьи, приложенной к сему договору, и :2)возвратить в исключительное управление Китая вполне и во всем объеме все части Манчьчжурии, которые ныне заняты русскими или японскими войсками или которые находятся под их надзором, за исключением вышеупомянутой территории..

СтатьяV. Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству, с согласия китайского правительства, аренду Порт-Артура, Талиена и прилегающих территорий и территориальных вод, а также все права, преимущества и концессии, связанные с этой арендой или составляющие её часть, и уступает равным образом императорскому японскому правительству все общественные сооружения и имущества на территории, на которую распространяется вышеупомянутая аренда:

Статья VI. Российское императорское правительство обязуется уступить императорскому японскому правительству, без вознаграждения, с согласия китайского правительства, железную дорогу между Чан-чун(Куан-чен-цзы) и Порт-Артуром и все её разветвления со всеми принадлежащими ей правами, привилегиями и имуществом в этой местности, а также все каменноугольные копи в названной местности, принадлежащие означенной железной дороге или разрабатываемые в её пользу:

Статья IX. Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории..."

(Кирьянов И.К. Россия. 1900-1917. Документы. Материалы. Комментарии. Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПГУ, 1993. С.143-145.)

Вопросы к документу:

Где и когда произошло подписание мирного договора между Россией и Японией?

Чего лишилась Россия в результате этой войны?

Заполнить таблицу

Портсмутский мирный договор

Требования японской стороны

Условия мирного договора

IV. Закрепление

Устный опрос учащихся:

Нужна ли эта война была России, несмотря на то, что войну начала Япония? Какие цели преследовало царское правительство в этой войне? При ответе используйте эпиграф. ("Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война:").

Каковы последствия Русско-японской войны?

После серии крупных военных поражений в 1904 г. российское общество не могло не задаться вопросом: как могло случиться, что маленькая Япония взяла верх над могучей Россией? Как бы вы ответили на этой вопрос?

V. Домашнее задание.: п.3, вопросы к параграфу.

Тест: Внешняя политика России в начале XX века.

1.Соотнесите имена и факты:

а)С. Ю. Витте; б)Николай II; в)С. О. Макаров; г)А. М. Стессель; д)А. Н. Куропаткин; е) З. П. Рожественский;

1)Гаагская международная конференция; 2)гибель крейсера «Петропавловск»; 3)заключение Портсмутского мира; 4)Цусимское сражение; 5) сдача Порт – Артура; 6)Мукденская катастрофа.

2. Укажите даты русско-японской войны:

1)1903-1905гг;

2) 1904-1905 гг;

3) 1905-1906 гг;

4) 1906-1907 гг.

3.Укажите, какое событие выпадает из общего логического ряда

1) гибель крейсера "Варяг";

2) оборона Порт-Артура;

3) Цусимская битва;

4) Брусиловский прорыв

4. Расставьте следующие события в хронологической последовательности:

1) сражение под Ляояном;

2) падение Порт- Артура;

3) сражение у реки Шахэ;

4) Цусимская битва;

5) сражение под Мукденом.

5. Портсмутский мирный договор предусматривал:

1) возмещение Россией материальных потерь Японии;

2) оккупацию японскими войсками острова Сахалин;

3) передачу Японии Южного Сахалина.

4)передачу Японии в аренду Ляодунского полуострова.

Тест: Внешняя политика России в начале XX века.

1.Соотнесите имена и факты:

а)С. Ю. Витте; б)Николай II; в)С. О. Макаров; г)А. М. Стессель; д)А. Н. Куропаткин; е) З. П. Рожественский;

1)Гаагская международная конференция; 2)гибель крейсера «Петропавловск»; 3)заключение Портсмутского мира; 4)Цусимское сражение; 5) сдача Порт – Артура; 6)Мукденская катастрофа.

2. Укажите даты русско-японской войны:

1)1903-1905гг;

2) 1904-1905 гг;

3) 1905-1906 гг;

4) 1906-1907 гг.

3.Укажите, какое событие выпадает из общего логического ряда

1) гибель крейсера "Варяг";

2) оборона Порт-Артура;

3) Цусимская битва;

4) Брусиловский прорыв

4. Расставьте следующие события в хронологической последовательности:

1) сражение под Ляояном;

2) падение Порт- Артура;

3) сражение у реки Шахэ;

4) Цусимская битва;

5) сражение под Мукденом.

5. Портсмутский мирный договор предусматривал:

1) возмещение Россией материальных потерь Японии;

2) оккупацию японскими войсками острова Сахалин;

3) передачу Японии Южного Сахалина.

4)передачу Японии в аренду Ляодунского полуострова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока истории в 7 классе. Тема: "Гражданская война в Англии"

Материал составлен для проведения урока по новой истории для учащихся 7 класса. Главная цель урока: познакомить с важным историческим моментом эпохи Английской буржуазной революции – гражданской войн...

Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»

В кусе изучения «Истории России  XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте  раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова,  Л.Г.Кос...

Методическая разработка урока истории в 10 классе по теме "Русско - турецкая война 1877-1878г"

Тема урока «Русско-турецкая война 1877 - 1878 гг.»  Чтобы  раскрыть ее, мной выбран комбинированный урок и  намечены следующие цели: 1) дидактические: проследить ход русско-турецкой вой...

Методическая разработка урока истории к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Тема: «Роль личности в истории Великой Отечественной войны»

Урок проводится в форме интеллектуальной игры (аналог телевизионной игры "За семью печатями"). Целевая аудитория: обучающиеся 10 класса. Специфика этой игры заключается в том, что учитель за...

Разработка урока истории на тему: "Освободительная война в Нидерландах. Рождение республики Соединенных провинций"

В работе представлена разработка урока для 7 класса по теме "Освободительная война в Нидерландах. Рождение республики Соединенных провинций". Урок разработан по ФГОС. Имеет разнообразие деят...

Методическая разработка урока истории по теме "Отечественная война 1812 года" (8 класс)

Методическая разработка урока "Отечественная война 1812 года". Урок  посвящен событиям, которые происходили в Российской империи в начале девятнадцатого века, направлен на воспитание лю...

Разработка урока истории по теме: Гражданская война в России

Разработка урока истории по теме: Гражданская война в России. На 2 часа в 10 классе....