Здоровьесберегающие технологии на уроках истории в современной школе
статья по истории на тему

Грудина Ирина Геннадьевна

На сегодняшний день необходимы сбрегающие меры по сохранению и укреплению здоровья школьников,созданию здоровьесберегающих условий обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл здоровьесберегающие технологии15.42 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках истории  в современной школе

На сегодняшний день необходимы сберегающие меры по сохранению и укреплению здоровья школьников, созданию здоровьесберегающих условий обучения. Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп,  в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно разные методы и формы работы:

_медико- гигиенические технологии(МГТ)

_физкультурно- оздоровительные технологии(ФОТ)

_экологические  здоровьесберегающие технологии(ЭЗТ)

_технологии  обеспечения безопасности жизнедеятельности(ТОБЖ)

_здоровьесберегающие  образовательные технологии(ЗОТ)

По характеру действия они могут быть подразделены на следующие группы:

Защитно-профилактические, компенсаторно-нейтрализующие,стимулирующие,информационно-обучающие

Наиболее обобщенной из возможных классификаций является выделение 2 типов здоровьесберегающих технологий организационных и педагогических.

В качестве системообразующего принципа здоровьесберегающей  педагогики выступает приоритет заботы о здоровье учащихся, в рамках которого можно выделить такие обязательные условия, как научно-методическую обеспеченность работы, подбор и подготовку педагогических кадров(включая заботу об их здоровье),и, наконец финансовое обеспечение всего проекта.

Организационно-педагогическиетехнологии(ОПТ),определяющие структуру учебного процесса,частично регламентированную в САНПин,способствующую предотвращению состояний переутомления,гиподинамии и доугих дезадаптационных состояний,

Психолого-педагогические технологии (ППТ) ,связанные с непосредственной работой учителя на уроке,воздействием,которое он оказывает все 45 минут на учеников,сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов процесса.

Учебно-воспитательные технологии (УВТ),которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся,мотивации к их ведению здорового образа жизни,предупреждению вредных привычек,предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со сшкольниками после уроков,просвещения родителей.

Отдельное место занимают еще две группы технологий,традиционно реализуемых вне школы, включаемых во внеурочную работу школы :

Социально-адаптирующие и личностно-развивающие технологии(САЛРТ),включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психического здоровья учащихся, повышения ресурсов психической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и родителей ,а также педагогов.

Лечебно=оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний, лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.

Здоровьесберегающие  технологии в работе отдельного учителя можно представить как системно организованное на едином методологическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных»педагогических техник, элементов педагогического мастерства ,направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности  школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него личым  примером культуры здоровья.

Перед учителем, готовым использовать в своей работе  здоровьесберегающие технологии ,на первом этапе  в этой связи стоят следующие задачи:

- обьективная оценка своих достоинств и недостатков, связанных с профессиональной деятельностью, составленияплана необходимой самокоррекции и его реализации,

- необходимое повышение квалификации по вопросам здоровья,  здоровьесберегающих образовательных технологий,

- ревизия используемых в своей работе педагогических приемов и техник в аспекте их предполагаемого воздействия на здоровье учащихся,

  -целенаправленная  реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в ходе проведения учебных занятий и внешкольной работы с учащимся, отслеживание  полуаемых результатов как по собственным ощущениям, так и с помощью обьективных методов оценки,

- содействовать фомированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, учащихся и их родителей для создания условий реализации программ, направленных на сохранение, формирование и укрепления здоровья.