Инновационные технологии на уроках истории в современной школе
статья по истории на тему

сидорова ирина михайловна

Работа содержит обобщение опыта учитель по применению на уроках истории деятельностных технологий. Учитель сформировал  цели, задачи и структуру приведённых методов работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль  инновационных  технологий на уроках истории в современной                                                 школе

Публикация стандартов второго поколения системы образования России, вызвала всплеск общественного интереса. Впервые в основу  всего образования в России ставятся вопросы патриотизма, гуманизма, здоровья и безопасности. Ресурсами реализации нового проекта являются высококвалифицированные, высококультурные, владеющие инновационными технологиями специалисты образования. Переход на новый образовательный стандарт ставит перед школой и учителем много практических задач. Знания, навыки, компетенции – триединая задача современного образования.

Информационно- коммуникативная компетентность является ключевой линией концепции модернизации российского образования. В современном обществе информация стала важным ресурсом. Информационная революция на наших глазах изменила мир, изменила процесс обучения и приобрела черты, требующие от субъектов образования – учителя, умений нового уровня. Достижение поставленных целей невозможно без применения новых информационных технологий в образовании. Это не только новые технические средства, формы и методы преподавания, но и новый подход к процессу обучения.

В процессе обучения истории, у ребёнка формируются знания, умения чувства и навыки на основе внутренней переработки информации, и её восприятия воображением и памятью. Только то, что прошло эмоциональную  переработку. Усваивается школьником и формирует его умения. Значит, они могут возникнуть в голове ребёнка в результате его собственной деятельности. Их нельзя получить, но они должны получиться в результате  психической активности самого учащегося, его познавательной деятельности.

Работая учителем истории 5-х классов, в начале педагогической деятельности я была довольна «лесом рук» в классе на уроке, желанием ребят учиться, узнавать что-то новое.  В глазах ребят светились огоньки интереса. Это для меня было главным результатом моей работы. Качество знаний в этих классах доходило до 70-80 %.

Но при переходе детей в 7-8 классы интерес к предмету у некоторых учащихся угасал, некоторые становились равнодушными, глаза детей наполнялись обыденностью и как следствие – я теряла в процессе обучения своих хорошистов. Обычно к 8 классу процент качество снижался до 40-50 %.

Я пыталась объяснить снижение результатов увеличением объёма информации, изученной на уроке, уровнем способностей учащихся, в усвоении материала, появлением новых форм работы. Но это меня не успокаивало.

Как вернуть  тепло детских глаз, нежность их сердец, неутомимое стремление к обучению? Эти вопросы не давали мне покоя, не позволяли расслабиться ни на минуту. Я стала искать методы преподавания истории и обществознания, которые могли бы вызвать у  учащихся интерес и мотивацию  познавательной деятельности на уроке.

Такими методами , после  череды проб и поисков. Для меня стали уроки проблемно-диалогического типа, интерактивные занятия и игровые компьютерные формы обучения. Для себя я вывела схему урока :

I. Цель урока

II. Проблема------- Интерес--------- Мотивация----------- Актуализация деятельности

III. Первичные знания

IV. Первичные знания

V. Деятельность учащихся, координируемая учителем

V. Вторичные знания, полученные в результате познавательной деятельности

VI. Рефлексия

Задачей моего преподавания стала, не передача информации и контроль за , её усвоением учащимися, как раньше, а организация и координация на уроке самостоятельной исследовательской деятельности учеников. Я использовала методы, которые позволяли каждому ученику проявлять свою самостоятельность. Творчество. Эти технологии помогли мне реализовать личностно-ориентированный подход в обучении каждого ученика и обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей. Я убедилась , что не способных детей нет. Нужно просто пробуждать скрытые стремления , экспериментировать и искать истину, пробуждать любознательность и поддерживать атмосферу сотрудничества.  Задачи такого обучения :

  1. Повышение  личностной уверенности каждого участника обучения, его самореализации и рефлексии через проживание «ситуации успеха».
  2. Развитие коммуникабельности учащихся
  3. Развитие на уроках исследовательских навыков и умений
  4. Реализация собственной «Я - концепции» учащихся
  5. Сотрудничество, совместная деятельность ученика и учителя в процессе выполнения творческих заданий
  6. Развитие метапредметных навыков, которые пригодятся не только на уроках, но и в жизненных ситуациях.

     Использование в обучении инновационных технологий предоставило преимущества и мне и моим ученикам. Для учащихся это самостоятельное обучение, творческий поиск , актуальное усвоение знаний, формирование умений принимать решения. Для меня это возможность творческого поиска, сотрудничества в обучении, возможность глубокого личностно - психологического анализа.

      Результатом применения инновационных технологий на уроке стало желание детей познать мир , окружающий их. Познать историю своей страны, познать людей, живущих рядом с ними и жившими на планете задолго до их рождения. Интерес движет их процессом познания. И как следствие , стало из года в год расти качество знаний.

        Несмотря ни на что, в перспективе стандарты второго поколения полностью вступят в силу, инновационные технологии будут доминировать в образовательном процессе, поскольку жить и работать нашим нынешним школьникам придётся в новом обществе, в обществе компетентных людей, в обществе, где знания будут подчинены умениям. Именно таких людей и должно подготовить современное образование. Справиться с этой задачей под силу учителю, применяющему в своей деятельности инновационные технологии.



Предварительный просмотр:

Конференция старшеклассников

«Развитие парламентаризма в России»                                                             для учащихся 10-11 классов

Цель  конференции : 1) подвести учащихся к осмыслению роли органов народного   представительства в истории нашей страны, общества  и каждого российского гражданина;

                         2) содействовать формированию у школьников активной жизненной позиции.

Основные понятия: парламентаризм, парламент, вече, Госсовет,

Оборудование: мультимедийный проектор, трибуна, символы РФ, Краснодарского края и МО Славянский район

                                           План конференции

                        1. Исторические этапы становления парламентаризма в России.

                  2.Опыт деятельности Государственной Думы в начале ХХ века.

                  3. Конституция РФ и основы современного российского парламентаризма.

                  4.Достижения, недостатки и проблемы в работе законодательных и           представительных органов власти всех уровней в современной политической системе РФ

Ход

Этап

Мультимедийное сопровождение этапов

1

Внимание уважаемые участники конференции! Цели, поставленные нами , очень актуальны для вас, старшеклассников. Потому, как  в это время, когда вы заканчиваете школу, перед вами встаёт вопрос – куда пойти учиться? ,  куда пойти работать?, как достойно прожить в современной мире? Именно поэтому  мы собрали вас и пригласили гостей ( Сегодня на нашей конференции присутствуют гости ________________________________)

Для работы нашей конференции нам необходимо выбрать редакционную группу, для выработки тезисов . Предлагаю следующий состав:

11»А»- Бузина Яна, Хоруженко Вика, 10 «А»- Дементьев Алексей, Назаров Степан .  Займите места в президиуме.

Регламент работы / выступления- 5-7 минут, вопросы в прениях- 3 минуты. Начинаем работу конференции .

С первым вопросом предлагается выступить ученице 10 «А» класса Давыдовой Алёне с вопросом «Исторические Этапы становления парламентаризма в России».

   Со вторым вопросом « Опыт деятельности Государственной думы в начале ХХ века» , предлагается выступить ученице 11 класса Хоруженко Вики

     С третьим вопросом « Конституция и основы современного парламентаризма в России»,  приглашается ученик 10 «А» класса Лукьянчиков Роман.

    Слово для выступления по четвёртому вопросу  предлагается ____________________________________________

   .____________________________________________________

27 АПРЕЛЯ 1906 ГОДА   ПРОШЛО ПЕРВОЕ В ИСТОРИИ РОССИИ  заседание парламента – Государственной Думы
















Слайд 1,2





Слайд 3

2

     ЧТО ТАКОЕ ПАРЛАМЕНТ?  Парламент - высший выборный законодательный орган, осуществляющий представительство социально и политически активных групп населения

ЧТО ТАКОЕ ПАРЛАМЕНТАРИЗМ? Парламентаризм – политическая система, при которой, согласно Конституции, парламенту принадлежит важная роль в системе государственных органов

СЛАЙД 4

1 выступление

ИСТОРИЯ ВЫБОРНЫХ ОРГАНОВ, В КОТОРЫХ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЯ РАЗЛИЧНЫЕ СЛОИ НАСЕЛЕНИЯ РУСИ/РОССИИ    ДОСТАТОЧНО ВЕЛИКА: КАК НАЗЫВАЛСЯ САМЫЙ ДРЕВНИЙ В НАШЕЙ СТРАНЕ ОРГАН НАРОДНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА?    ВЕЧЕ

Слайд 5

1 выступление

3

  1. ВЕЧЕ

- как назывался следующий этап в становлении  представительных органов на Руси?                      

  1. БОЯРСКАЯ ДУМА

- какой законосовещательный орган власти пришел на смену Боярской думе?

  1. ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ
  2. ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СЕНАТ

1711 г. – учреждение  Правительствующего сената, ставшего высшим правительственным учреждением.

Сенат обладал не только законодательными, но и распорядительными и судебными функциями, а также контролировал работу разветвленного государственного аппарата в центре и на местах.

В состав Сената царь назначил 9 человек, представлявших как родовую знать, так и своих выдвиженцев. Решения Сената принимались его членами на общем собрании.

         

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ

«Дней Александровых прекрасное начало» (как назвал реформаторство АлександраI А.С.Пушкин) связано с созданием  Государственного Совета, который состоял из министров и других высших сановников, назначаемых императором. Ему были приданы совещательные функции при разработке важнейших законов.

 17 октября 1905 года  Николай II провозгласил Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором царь обещал созвать законодательную государственную Думу на основе нового избирательного закона.

В апреле 1906 года открылось заседание первой Государственной думы. Современники назвали её «Думой народных надежд на мирный путь».   В неё входили представители политических партий, представлявших интересы   различных социальных слоев.

Однако её законодательная основа была урезана ещё до  созыва. Новые «Законы российской империи»,  опубликованные до открытия Думы, оставили за царем право  издавать законы без одобрения Государственной Думы.




Слайд 6

1 выступление




Слайд 7

1 выступление











Слайд 8

1 выступление




Слайд 9, 10

1 выступление








4

12 декабря 1993 года – принята Конституция Российской Федерации,  которая закрепила статус двухпалатного парламента России

Слайд 11-12

2 выступление

5

ЕСТЬ ЛИ НА КУБАНСКОЙ ЗЕМЛЕ  НАРОДНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО?  

 КАК НА КУБАНИ  РЕШАЛИСЬ ВАЖНЕЙШИЕ ВОПРОСЫ    В   КАЗАЧЬЕЙ ОБЩИНЕ? МОЖНО ЛИ  КАЗАЧИЙ КРУГ НАЗВАТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫМ ОРГАНОМ?

Законодательное собрание Краснодарского края – постоянно действующий представительный и законодательный орган государственной власти края

  1. 20 ноября 1994 года – первые выборы депутатов Законодательного собрания Краснодарского края

14 декабря 1994 года – приступило к работе Законодательное собрание Краснодарского края первого созыва

                  I председатель – А.А. Багмут

                  с декабря 1995 года – В.А.Бекетов





Слайд 13

2 выступление

6

Чтобы закончить  конференцию вы должны принять главные тезисы нашего мероприятия. Слово предлагается  редакционной комиссии :

Предполагаемые тезисы:

  1. В современной России , согласно Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году , парламент - является  высшим выборным законодательным органом, осуществляющим представительство социально и политически активных групп населения.
  2. История развития парламентаризма в России берёт своё начало ещё в Древней Руси. Вече, Боярская дума, Земские соборы ,  Правительствующий Сенат, Государственный совет и Государственная дума – это ступени развития парламентаризма в России.
  3. Конституция Российской Федерации закрепила статус двухпалатного парламента -  «Федерального Собрания», выбирающегося пропорциональной избирательной системой.
  4. На Кубани в 1994 году начал работу постоянно действующий представительный  и законодательный орган государственной власти края – Законодательное собрание Краснодарского края.

Подошла к завершению наша конференция. Политики будущего – это вы, ребята! И от того , какой багаж знаний , навыков и моральных ценностей вы в это будущее принесёте таким оно и будет. Адам Смит в далёком прошлом сказал : « Правителем быть легко , если ты умеешь быть человеком».

В жизни самая сложная  социальная роль – это роль гуманного человека. Помните, успех приходит лишь к тому, кто умеет работать и не пасует перед трудностями.



Предварительный просмотр:

Вариант № 1 контрольной работы по истории начало ХХ века

А 1. В чём заключалась особенность экономического развития России начала ХХ века ?

  1. Огромная пропасть в  развитии  промышленности и сельского хозяйства.
  2. Привлечении иностранного капитала в развитие промышленности.
  3. Преобладание сельского хозяйства над промышленностью
  4. Развитие  монополий в лёгкой промышленности.

А 2. Русско-японская война 1904-1905гг. началась с нападения японцев на военно- морскую базу в

  1. Порт-Артуре
  2. Ханко
  3. Новороссийске
  4. Владивостоке

А 3. Что из названного является одной из главных целей аграрной реформы, проводимой П.А. Столыпиным.

  1. Разрушение крестьянской общины.
  2. Укрепление крестьянских хозяйств в составе общин.
  3. Расширение помещичьих землевладений
  4. Увеличение поступлений в бюджет.

А 4.  Участок земли отделённый из общины с переселением из деревни собственника,  по реформе Столыпина назывался

  1. Отруб
  2. Хутор
  3. Надел
  4. Имение

А 5.Соотояние в российском обществе после первой революции в истории называется

  1. Безвластие.
  2. Двоевластие.
  3. Империализм
  4. Демократия.

А 6. Экономическая политика  в годы Гражданской войны называлась

  1. НЭП
  2. Военный коммунизм
  3. Переселенческая политика
  4. Коллективизация.

А 7.Социалистическая революция , в результате которой к власти пришли большевики произошла в

  1. 1905
  2. 1907
  3. Октябре 1917
  4. Феврале 1917

В 1. Сопоставьте события и даты

Брестский мир                                                                           1917

Брусиловский прорыв                                                              1918

Приход к власти большевиков                                              1916

Начало Первой мировой войны                                           1914

В 2. Ниже приведён перечень событий  1917 года за исключением одного, найдите и запишите событие выпадающее из 1917 года:

Февральская буржуазная революция, создание Временного правительства, Двоевластие, Брестский мир, Корниловский мятеж, Октябрьская социалистическая революция.

 С1. Укажите причины февральской буржуазной революции.

С 2. Дайте характеристику деятельности В.И.Ленина.



Предварительный просмотр:

Вариант № 2 контрольной работы по истории ХХ века для 9-х классов

А 1. Россия считалась аграрной страной из-за

  1. Преобладания сельского населения
  2. Преобладания сельскохозяйственной продукции
  3. Преобладания сельскохозяйственного экспорта
  4. Поступления денег в сельскохозяйственный банк

А 2.Какое из перечисленных ниже явлений характерно для экономического развития России начала ХХ века

  1. Начало железнодорожного строительства
  2. Начало промышленного переворота
  3. Складывание всероссийского рынка
  4. Складывание монополий

А 3. Вначале ХХ в. Россия была

  1. Самодержавной монархией
  2. Конституционной монархией
  3. Аристократической республикой
  4. Демократической республикой

А 4. Создание в России законодательного органа – Государственной Думы – относится к царствованию

  1. Алексанлра II
  2. Николая I
  3. Николая II
  4. Николая III

А 4. Крестьянская реформа , предполагавшая выход из общины была проведена под началом

  1. Киселёва
  2. Столыпина
  3. Витте
  4. Плеве

А 5. Двоевластие,  возникшее весной 1917 года,  проявлялось в существовании одновременно

  1. Временного правительства и Учредительного собрания
  2. Временного правительства и Советов
  3. Советов и земств
  4. Государственной думы и Временного правительства

А 7. К политике «военного коммунизма» относится

  1. Всеобщая трудовая повинность
  2. Свобода рыночной торговли
  3. Частное предпринимательство
  4. Продналог с крестьян

В 1.Сопоставьте события и даты

Первая мировая война                                              1904-1905

Первая русская революция                                     1914-1918

Русско- Японская война                                             1905-1907

Брестский мир                                                              октябрь 1917

Первые декреты советской власти                           1918

В 2. Какие из перечисленных событий относятся к периоду Октябрьской  революции 1917 г

А) отречение Николая II от престола

Б) Корниловский мятеж

В) Захват мостов

Г) Штурм Зимнего дворца

Д) Захват вокзалов

 Е) Созыв Учредительного собрания

С 1. Укажите причины Октябрьской  Социалистической революции.

С 2. Составьте исторический портрет Николая II


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии на уроках музыки в коррекционной школе VIII вида

В статье описаны практические приемы использования средств ИКТ на уроках музыки....

"Применение инновационных технологий на уроках истории и обществознания"

Инновационная деятельность – целенаправленное преобразование содержания обучения и организационно – технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных ...

Презентация "Применение инновационных технологий на уроках истории и обществознания"

Инновационная деятельность – целенаправленное преобразование содержания обучения и организационно – технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных ...

Публичная презентация "Инновационные технологии на уроках истории и обществознания. Использование ИКТ"

В презентации помещен материал портфолио учителя истории и обществознания. Он будет полезен тем, кто подает на высшую категорию или собирается участвовать в ПНПО...

Доклад по теме:"Современные инновационные технологии на уроках истории и обществознания"

Данный доклад содержит различние формы и методы инновационных технологий которые можно использовать на уроках истории и обществознания....

Здоровьесберегающие технологии на уроках истории в современной школе

На сегодняшний день необходимы сбрегающие меры по сохранению и укреплению здоровья школьников,созданию здоровьесберегающих условий обучения...

Современные инновационные технологии на уроках истории и обществознания

Обобщение опыта работы по использованию некоторых современных технологий...