Доклад по теме:"Современные инновационные технологии на уроках истории и обществознания"
статья на тему

Зотова Оксана Владимировна

Данный доклад содержит различние формы и методы инновационных технологий которые можно использовать на уроках истории и обществознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennye_innovatsion.teh_.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

Тема: «Современные инновационные технологии на уроках истории и обществознания»

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать»

Л.Н. Толстой

Действительно, наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. И умение творить себя, свою жизнь очень важно! Новая “Стратегия модернизации образования” сегодня в качестве главного результата рассматривает готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и благополучие общества. В этой связи меняется парадигма системы образования. Современное образование немыслимо без инновационных процессов. В общем смысле «инновация»– нововведение, изменение, обновление связывается с деятельностью по созданию, освоению, использованию и распространению нового. В то же время господствует позиция, согласно которой: «Инновация – это не просто создание …, распространение новшеств, это изменения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. Специфика инноваций проявляется в следующем:

  • инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;
  • использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащегося;
  • внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы школы.

В современных  условиях принципиально меняется позиция учителя. При использовании новых инновационных технологий, которые направлены на необходимость мыслительной деятельности и коммуникативность, учитель выступает как учитель-сценарист, режиссер, партнёр. Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению, чтобы его познавательная активность мотивировала выработку личностного знания.

Исходя из этих позиций, мною сформулирована основная идея: Процесс активизации учебно – познавательной деятельности на уроках истории и обществознания, является основой и залогом формирования ключевых компетенций школьников.

Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты.

Условия возникновения и становления опыта

  • Внедрение новых педагогических технологий в работу;
  • создание на уроках благоприятной атмосферы для работы, сопереживание, соучастие и т.д.;
  • постоянный творческий поиск методов, форм и приемов, которые будут увлекать учащихся;
  • накопление краеведческого материала;
  • накопление собственного опыта работы и изучение опыта коллег;
  • наблюдение выраженной обратной связи в виде неподдельного интереса детей к изучению предметов.

Формы и методы


- объяснительно-иллюстративный (при помощи обобщающих таблиц, уроков-презентаций, различных схем, символических картинок, опорных конспектов);

- репродуктивный метод (работа по заданному учителем алгоритму);

- эвристический метод (решение лингвистических задач);


- методы самостоятельной работы учащихся;

-  метод дифференцированного обучения;

-  метод проектов.

Актуальность инновационной деятельности

Современные  дети  сильно  изменились  по  сравнению  с  тем  временем, когда  создавалась  ныне  действующая  система образования.  В  первую  очередь  изменилась  социальная  ситуация  развития  детей  нынешнего  века:

        - резко  возросла  информированность  детей;

        - современные  дети  мало  читают;

        - характерна  ограниченность  общения  со  сверстниками;

        - большинство детей не участвуют в деятельности детских организаций;

        - сегодня  дети  более  открыто  выражают  и  отстаивают  своё  мнение.

 В последнее время интерес школьников к учению резко упал, чему в определённой степени способствовали устаревшие формы урока.


Чтобы вызвать у учащихся интерес к изучению предмета, я стараюсь включать детей в исследовательскую деятельность.

В целях достижения лучшего результата использовать разнообразные виды уроков: урок-практикум, урок-модуль, урок-лекция, урок-семинар, урок-исследование, урок-путешествие, урок-игра, урок-КВН, урок-презентация с использованием компьютера, урок-экскурсия.

Учитель стремится к прогрессу, хочет изменить свою деятельность к лучшему – именно этот процесс является инновацией. Изобретательная деятельность учителя на инновационном уроке раскрывается в разнообразных, необычных заданиях, неординарных действиях, конструктивных предложениях, занимательных упражнениях, конструировании хода урока, создании учебных ситуаций, дидактическом материале, подборе научных фактов, организации творческой работы учащихся.

Основы моделирования  инновационного  урока:

Инновационный урок – это динамичная, вариативная модель организации обучения и учения учащихся на определенный период времени.
В его основе могут быть:

 - элементы внеклассной работы, лабораторных и практических работ, экскурсий, форм факультативных занятий;

 - обучение учащихся через художественные образы;

- раскрытие способностей школьников через активные методы творческой деятельности (при помощи элементов театра, музыки, кино, изобразительного искусства);  

-научно-исследовательская деятельность, подразумевающая активное применение методологических знаний в процессе обучения,  раскрывающая  особенности  мыслительной  работы  учащихся;    

  -  применение психологических знаний, отражающих специфику  личности  учащихся,  характер  отношений  в  коллективе  и т.д.

Приведу примеры некоторых видов информационных форм уроков, которые я использую:

  1. Урок самостоятельной деятельности (Позиция учителя: как и чему буду учить, позиция ученика: что и как сам буду изучать)

  1. Урок- тренинг

Цель – приобретение учащимися определенных умений и навыков при помощи неоднократного повторения одних и тех же знаний или действий. Необходимые  элементы  урока:

 - подбор необычных заданий, разнообразие дидактического материала;

-  Организация  соревнований;  взаимного контроля и т. д.

  1. Урок на основе групповой технологии может представлять собой работу в микрогруппах, по вариантам, зачет в парах и т.д.

Цель: обучение умению работать в коллективе и средствами коллектива.

4. Урок  исследовательской  деятельности

Цель – использование, развитие и обобщение опыта учащихся и их представлений о мире.

Отличительные особенности урока:

- самостоятельная учебная деятельность  школьника,

- ориентация учебы на конечный результат;

- смена урочных, замкнутых форм отношений между педагогом и учащимися на более открытые, направленные на совместную деятельность и сотрудничество.

Цель деятельности учащихся        на исследовательском уроке – получение конкретного результата (продукта).

  1. Урок  дифференцированного  обучения

Цель – развитие и формирование способностей каждого учащегося.

Условия реализации таких уроков:

- определение уровней знаний учащихся и их способностей к обучению;

- выделение базового объема знаний, необходимого для закрепления;

- определение способов учения для каждого ученика;

- подготовка дидактического материала;

- подготовка блоков учебного материала;

- установление регламента для выполнения тех или иных заданий.

6. Урок  проектной  деятельности.

Цель - сделать учебный процесс творческим, целенаправленным,  а  ученика – ответственным и целеустремленным.

Задача – подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательной познавательной деятельности.

Преимущества метода проектов:

- системное закрепление знаний по другим учебным  предметам;

-развитие навыков и умений планирования,

-исследования и систематизации полученных данных;

-развитие социальных и физических  умений и навыков;

- развитие уверенности в своих силах.

Дети учатся подходить к окружающему их миру творчески, обретают уверенность в том, что они могут улучшить свою жизнь и жизнь других людей.

7. Проблемное  обучение

 – форма организации обучения учащихся на основе создания проблемной ситуации.                                                                                              

На таком уроке перед школьниками либо ставится, либо вместе с ними определяется проблема.

Цель – активизация познавательной сферы деятельности учащихся  на основе выявления причинно-следственных связей.

Задача – организовать учебную деятельность на основе активизации мышления  учащихся на всех этапах урока.

Характер познавательной деятельности учащихся может быть различным:

- одни решают, используя вопросы и ответы;

- другие – методом анализа ситуации;

- третьи – методом диагностики и выводов;

- четвертые – подбором и т. д.

8. Моделирование на уроках.

1. С помощью метода моделирования на одном комплексе данных можно разработать целый ряд различных моделей, по-разному интерпретировать исследуемое явление.

2. В процессе построения модели можно сделать различные дополнения к исследуемой гипотезе и получить ее упрощение;

3. В случае сложных математических моделей можно применять ПК;        

4. Открывается возможность проведения модельных экспериментов.

9. Использование компьютера:

- при объяснении нового материала для максимального его усвоения,

- для оптимального закрепления изученного материала,

- для улучшения контроля знаний учащихся,

- для организации интересной и плодотворной внеклассной работы по предмету, в том числе и поисково-исследовательской.

  Итак, главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно изменяющемся мире. Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Компетентный человек в современном информационном обществе должен уметь не просто использовать предлагаемые информационные источники, которые, не всегда являются достоверными, подталкивающими к созиданию, творчеству, но и понимать возможности их применения, уметь критически к ним относиться, осмысливать и дозировать для себя информацию, распространяемую СМИ, Интернет-источниками.

Главную цель уроков истории и обществознания помочь становлению и развитию ценностных ориентаций и убеждений обучающихся, позитивного мироощущения.

В этом смысле важную роль играют отношения учителя с учениками. Они должны выстаиваться как отношения сотрудничества, которые позволяют проявить интеллектуальную и социальную активность.

Создается психологическая система взаимоуважения на уроке, которая обязывает учителя быть готовой скорректировать свою точку зрения при возникновении разумных аргументов. Это стимулирует обратную связь: постановка проблемы, приглашение к раздумью, анализ источника, создание «образа эпохи», формирование своего отношения к событиям, возникновение новых нерешенных проблем и возможные альтернативы их решения.

В этом случае стимулируется познавательный интерес к предмету через некую «интеллектуальную напряженность», через положительные эмоции в процессе признания личной позиции ученика в обсуждении проблемы. В данной ситуации учитель не только транслятор социального опыта, то есть он не только формирует знания, умения, навыки, но передает опыт творческой деятельности и опыт эмоциональных отношений, в данной ситуации знания обращены к личности ребенка, они не оторваны от духовного опыта ученика, а, значит, возможно развитие ценностных представлений учащихся.

Подростковому возрасту свойственна социальная активность, старшим школьникам – стремление к самореализации. С учетом этих психологических особенностей мною используются разные формы обучения на уроках: групповая, индивидуальная, парная, коллективная. Однако особенностью организации урока является то, что ребенок занимает активную познавательную позицию через постановку и решение проблемы.

Очень важным моментом является создание положительной личностной мотивации на изучение каждой темы! Построить начало урока таким образом, чтобы ученик осознал – мне это важно! Мне это интересно!

Важно, что любая форма подачи материала строится на основе диалога.

Очень важна организация индивидуальной работы учащихся, в результате которой происходит не только систематизация знаний, но и формирование личной позиции при решении какой-либо проблемы.

Индивидуальная работа строится на самостоятельной работе с источником после вводных лекций и отработки вопросов в классе. Это приближает к ученику непосредственных участников исторического процесса, показывает личность, человека на фоне свойственных конкретной исторической эпохе социальных, духовных, нравственных проблем.

Я считаю, что современный учитель должен обладать большим жизненным опытом, научными знаниями, быть инициативной и творческой личностью. Это необходимо чтобы выработать достаточно высокую компетентность в передаче знаний учащимся и применение полученных знаний к жизни в комплексе. Тогда мы способны решить многие проблемы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Применение инновационных технологий на уроках истории и обществознания"

Инновационная деятельность – целенаправленное преобразование содержания обучения и организационно – технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных ...

Презентация "Применение инновационных технологий на уроках истории и обществознания"

Инновационная деятельность – целенаправленное преобразование содержания обучения и организационно – технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных ...

Публичная презентация "Инновационные технологии на уроках истории и обществознания. Использование ИКТ"

В презентации помещен материал портфолио учителя истории и обществознания. Он будет полезен тем, кто подает на высшую категорию или собирается участвовать в ПНПО...

Использование инновационных технологий на уроках истории и обществознания

Из опыта работы.  Краткое описание педтехнологий, применяемых учителем на уроках....

доклад на тему: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания

Доклад на тему" Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания" предназначен для учителей истории и обществознания на заседании методического объединения...

Современные инновационные технологии на уроках истории и обществознания

Обобщение опыта работы по использованию некоторых современных технологий...

План работы над темой самообразования "Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания в условиях ФГОС"

В индивидуальной теме по самообразованию намечены основные направления работы учителя истории и обществознания по повышению мотивации у учащихся к обучению...