Главные вкладки

    Доклад по теме:"Современные инновационные технологии на уроках истории и обществознания"
    статья на тему

    Зотова Оксана Владимировна

    Данный доклад содержит различние формы и методы инновационных технологий которые можно использовать на уроках истории и обществознания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sovremennye_innovatsion.teh_.doc67 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДОКЛАД

    Тема: «Современные инновационные технологии на уроках истории и обществознания»

    «Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

    то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать»

    Л.Н. Толстой

    Действительно, наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. И умение творить себя, свою жизнь очень важно! Новая “Стратегия модернизации образования” сегодня в качестве главного результата рассматривает готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и благополучие общества. В этой связи меняется парадигма системы образования. Современное образование немыслимо без инновационных процессов. В общем смысле «инновация»– нововведение, изменение, обновление связывается с деятельностью по созданию, освоению, использованию и распространению нового. В то же время господствует позиция, согласно которой: «Инновация – это не просто создание …, распространение новшеств, это изменения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. Специфика инноваций проявляется в следующем:

    • инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;
    • использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащегося;
    • внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы школы.

    В современных  условиях принципиально меняется позиция учителя. При использовании новых инновационных технологий, которые направлены на необходимость мыслительной деятельности и коммуникативность, учитель выступает как учитель-сценарист, режиссер, партнёр. Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению, чтобы его познавательная активность мотивировала выработку личностного знания.

    Исходя из этих позиций, мною сформулирована основная идея: Процесс активизации учебно – познавательной деятельности на уроках истории и обществознания, является основой и залогом формирования ключевых компетенций школьников.

    Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты.

    Условия возникновения и становления опыта

    • Внедрение новых педагогических технологий в работу;
    • создание на уроках благоприятной атмосферы для работы, сопереживание, соучастие и т.д.;
    • постоянный творческий поиск методов, форм и приемов, которые будут увлекать учащихся;
    • накопление краеведческого материала;
    • накопление собственного опыта работы и изучение опыта коллег;
    • наблюдение выраженной обратной связи в виде неподдельного интереса детей к изучению предметов.

    Формы и методы


    - объяснительно-иллюстративный (при помощи обобщающих таблиц, уроков-презентаций, различных схем, символических картинок, опорных конспектов);

    - репродуктивный метод (работа по заданному учителем алгоритму);

    - эвристический метод (решение лингвистических задач);


    - методы самостоятельной работы учащихся;

    -  метод дифференцированного обучения;

    -  метод проектов.

    Актуальность инновационной деятельности

    Современные  дети  сильно  изменились  по  сравнению  с  тем  временем, когда  создавалась  ныне  действующая  система образования.  В  первую  очередь  изменилась  социальная  ситуация  развития  детей  нынешнего  века:

            - резко  возросла  информированность  детей;

            - современные  дети  мало  читают;

            - характерна  ограниченность  общения  со  сверстниками;

            - большинство детей не участвуют в деятельности детских организаций;

            - сегодня  дети  более  открыто  выражают  и  отстаивают  своё  мнение.

     В последнее время интерес школьников к учению резко упал, чему в определённой степени способствовали устаревшие формы урока.


    Чтобы вызвать у учащихся интерес к изучению предмета, я стараюсь включать детей в исследовательскую деятельность.

    В целях достижения лучшего результата использовать разнообразные виды уроков: урок-практикум, урок-модуль, урок-лекция, урок-семинар, урок-исследование, урок-путешествие, урок-игра, урок-КВН, урок-презентация с использованием компьютера, урок-экскурсия.

    Учитель стремится к прогрессу, хочет изменить свою деятельность к лучшему – именно этот процесс является инновацией. Изобретательная деятельность учителя на инновационном уроке раскрывается в разнообразных, необычных заданиях, неординарных действиях, конструктивных предложениях, занимательных упражнениях, конструировании хода урока, создании учебных ситуаций, дидактическом материале, подборе научных фактов, организации творческой работы учащихся.

    Основы моделирования  инновационного  урока:

    Инновационный урок – это динамичная, вариативная модель организации обучения и учения учащихся на определенный период времени.
    В его основе могут быть:

     - элементы внеклассной работы, лабораторных и практических работ, экскурсий, форм факультативных занятий;

     - обучение учащихся через художественные образы;

    - раскрытие способностей школьников через активные методы творческой деятельности (при помощи элементов театра, музыки, кино, изобразительного искусства);  

    -научно-исследовательская деятельность, подразумевающая активное применение методологических знаний в процессе обучения,  раскрывающая  особенности  мыслительной  работы  учащихся;    

      -  применение психологических знаний, отражающих специфику  личности  учащихся,  характер  отношений  в  коллективе  и т.д.

    Приведу примеры некоторых видов информационных форм уроков, которые я использую:

    1. Урок самостоятельной деятельности (Позиция учителя: как и чему буду учить, позиция ученика: что и как сам буду изучать)

    1. Урок- тренинг

    Цель – приобретение учащимися определенных умений и навыков при помощи неоднократного повторения одних и тех же знаний или действий. Необходимые  элементы  урока:

     - подбор необычных заданий, разнообразие дидактического материала;

    -  Организация  соревнований;  взаимного контроля и т. д.

    1. Урок на основе групповой технологии может представлять собой работу в микрогруппах, по вариантам, зачет в парах и т.д.

    Цель: обучение умению работать в коллективе и средствами коллектива.

    4. Урок  исследовательской  деятельности

    Цель – использование, развитие и обобщение опыта учащихся и их представлений о мире.

    Отличительные особенности урока:

    - самостоятельная учебная деятельность  школьника,

    - ориентация учебы на конечный результат;

    - смена урочных, замкнутых форм отношений между педагогом и учащимися на более открытые, направленные на совместную деятельность и сотрудничество.

    Цель деятельности учащихся        на исследовательском уроке – получение конкретного результата (продукта).

    1. Урок  дифференцированного  обучения

    Цель – развитие и формирование способностей каждого учащегося.

    Условия реализации таких уроков:

    - определение уровней знаний учащихся и их способностей к обучению;

    - выделение базового объема знаний, необходимого для закрепления;

    - определение способов учения для каждого ученика;

    - подготовка дидактического материала;

    - подготовка блоков учебного материала;

    - установление регламента для выполнения тех или иных заданий.

    6. Урок  проектной  деятельности.

    Цель - сделать учебный процесс творческим, целенаправленным,  а  ученика – ответственным и целеустремленным.

    Задача – подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательной познавательной деятельности.

    Преимущества метода проектов:

    - системное закрепление знаний по другим учебным  предметам;

    -развитие навыков и умений планирования,

    -исследования и систематизации полученных данных;

    -развитие социальных и физических  умений и навыков;

    - развитие уверенности в своих силах.

    Дети учатся подходить к окружающему их миру творчески, обретают уверенность в том, что они могут улучшить свою жизнь и жизнь других людей.

    7. Проблемное  обучение

     – форма организации обучения учащихся на основе создания проблемной ситуации.                                                                                              

    На таком уроке перед школьниками либо ставится, либо вместе с ними определяется проблема.

    Цель – активизация познавательной сферы деятельности учащихся  на основе выявления причинно-следственных связей.

    Задача – организовать учебную деятельность на основе активизации мышления  учащихся на всех этапах урока.

    Характер познавательной деятельности учащихся может быть различным:

    - одни решают, используя вопросы и ответы;

    - другие – методом анализа ситуации;

    - третьи – методом диагностики и выводов;

    - четвертые – подбором и т. д.

    8. Моделирование на уроках.

    1. С помощью метода моделирования на одном комплексе данных можно разработать целый ряд различных моделей, по-разному интерпретировать исследуемое явление.

    2. В процессе построения модели можно сделать различные дополнения к исследуемой гипотезе и получить ее упрощение;

    3. В случае сложных математических моделей можно применять ПК;        

    4. Открывается возможность проведения модельных экспериментов.

    9. Использование компьютера:

    - при объяснении нового материала для максимального его усвоения,

    - для оптимального закрепления изученного материала,

    - для улучшения контроля знаний учащихся,

    - для организации интересной и плодотворной внеклассной работы по предмету, в том числе и поисково-исследовательской.

      Итак, главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно изменяющемся мире. Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Компетентный человек в современном информационном обществе должен уметь не просто использовать предлагаемые информационные источники, которые, не всегда являются достоверными, подталкивающими к созиданию, творчеству, но и понимать возможности их применения, уметь критически к ним относиться, осмысливать и дозировать для себя информацию, распространяемую СМИ, Интернет-источниками.

    Главную цель уроков истории и обществознания помочь становлению и развитию ценностных ориентаций и убеждений обучающихся, позитивного мироощущения.

    В этом смысле важную роль играют отношения учителя с учениками. Они должны выстаиваться как отношения сотрудничества, которые позволяют проявить интеллектуальную и социальную активность.

    Создается психологическая система взаимоуважения на уроке, которая обязывает учителя быть готовой скорректировать свою точку зрения при возникновении разумных аргументов. Это стимулирует обратную связь: постановка проблемы, приглашение к раздумью, анализ источника, создание «образа эпохи», формирование своего отношения к событиям, возникновение новых нерешенных проблем и возможные альтернативы их решения.

    В этом случае стимулируется познавательный интерес к предмету через некую «интеллектуальную напряженность», через положительные эмоции в процессе признания личной позиции ученика в обсуждении проблемы. В данной ситуации учитель не только транслятор социального опыта, то есть он не только формирует знания, умения, навыки, но передает опыт творческой деятельности и опыт эмоциональных отношений, в данной ситуации знания обращены к личности ребенка, они не оторваны от духовного опыта ученика, а, значит, возможно развитие ценностных представлений учащихся.

    Подростковому возрасту свойственна социальная активность, старшим школьникам – стремление к самореализации. С учетом этих психологических особенностей мною используются разные формы обучения на уроках: групповая, индивидуальная, парная, коллективная. Однако особенностью организации урока является то, что ребенок занимает активную познавательную позицию через постановку и решение проблемы.

    Очень важным моментом является создание положительной личностной мотивации на изучение каждой темы! Построить начало урока таким образом, чтобы ученик осознал – мне это важно! Мне это интересно!

    Важно, что любая форма подачи материала строится на основе диалога.

    Очень важна организация индивидуальной работы учащихся, в результате которой происходит не только систематизация знаний, но и формирование личной позиции при решении какой-либо проблемы.

    Индивидуальная работа строится на самостоятельной работе с источником после вводных лекций и отработки вопросов в классе. Это приближает к ученику непосредственных участников исторического процесса, показывает личность, человека на фоне свойственных конкретной исторической эпохе социальных, духовных, нравственных проблем.

    Я считаю, что современный учитель должен обладать большим жизненным опытом, научными знаниями, быть инициативной и творческой личностью. Это необходимо чтобы выработать достаточно высокую компетентность в передаче знаний учащимся и применение полученных знаний к жизни в комплексе. Тогда мы способны решить многие проблемы!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Применение инновационных технологий на уроках истории и обществознания"

    Инновационная деятельность – целенаправленное преобразование содержания обучения и организационно – технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных ...

    Презентация "Применение инновационных технологий на уроках истории и обществознания"

    Инновационная деятельность – целенаправленное преобразование содержания обучения и организационно – технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных ...

    Публичная презентация "Инновационные технологии на уроках истории и обществознания. Использование ИКТ"

    В презентации помещен материал портфолио учителя истории и обществознания. Он будет полезен тем, кто подает на высшую категорию или собирается участвовать в ПНПО...

    Использование инновационных технологий на уроках истории и обществознания

    Из опыта работы.  Краткое описание педтехнологий, применяемых учителем на уроках....

    доклад на тему: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания

    Доклад на тему" Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания" предназначен для учителей истории и обществознания на заседании методического объединения...

    Современные инновационные технологии на уроках истории и обществознания

    Обобщение опыта работы по использованию некоторых современных технологий...

    План работы над темой самообразования "Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания в условиях ФГОС"

    В индивидуальной теме по самообразованию намечены основные направления работы учителя истории и обществознания по повышению мотивации у учащихся к обучению...