Конспект урока "Крымская война"
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Соколова Вера Александровна

Подробный конспект урока истории на тему "Крымская война", 8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_istorii_8_klass_sokolovava.docx35.26 КБ

Предварительный просмотр:

Подробный конспект урока

Организационная информация

Тема урока

Крымская война

Предмет

история

Класс

8

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Соколова Вера Александровна, учитель

Образовательное учреждение

Муниципальное образовательное учреждение  «Средняя школа №4»

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Центральный

Республика/край

Тверская область

Город/поселение

г.Кимры

Методическая информация

Тип урока (мероприятия, занятия)

Систематизация и обобщение изученного материала

Цели  урока (мероприятия, занятия)

(образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательная: 1.Систематизировать и обобщить знания обучающихся о Крымской войне

развивающая: развивать навыки работы с  различными видами  исторических источников

воспитательная: воспитывать чувство гордости и любви  к Родине

Задачи урока (мероприятия, занятия)

1. Научить обучающихся устанавливать причинно-следственные связи,

 2. Развивать учебные навыки обучающихся  по составлению сравнительных таблиц

Используемые педагогические

технологии, методы и приемы

Информационно-коммуникативная технология,  объяснительно-иллюстративные и частично-поисковые методы

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

45 мин.

Знания, умения, навыки и качества,

которые актуализируют/приобретут/закрепят/др.

ученики в ходе урока (мероприятия,

занятия)

  1. 1)развитие умения работать с историческими источниками
  2. 2)развитие умения анализировать полученные факты

3) развитие умения систематизировать материал, сравнивать и обобщать;

4)совершенствование навыка работы с таблицами, картами

5)воспитание чувства коллективизма, умение работы в группе

Необходимое оборудование и

материалы

Интерактивная доска, компьютер

историческая карта «Крымская война»

раздаточный материал «Лист -путеводитель»

Список учебной и дополнительной

литературы

А.А..Данилов, Л.Г..Косулина

 История России XIXвек М, Просвещение, 2009

Е.В.Колганова, Н.В. Сумакова

Поурочные разработки по истории России XIXвек, Москва, « Вако»,2007

История России. XIX в. 8 класс. Дидактические материалы. М.Дрофа. 2000. М. ”Просвещение”. 2008.

Важенин А.Г. История России. XIX в. Конспекты уроков для учителя истории. 8-й класс. М. Владос-пресс. 2001.

Арбузов Е. Воспоминание о компании на Крымском полуострове

Зверев Б.И. Севастопольская оборона. 1854-1855. М., 1956.

Зайончковский А.М. Восточная война 1853-1856. - СПб., «Полигон», 2002.

hrono.info›dokum/1800dok/1856paris.php

Краткое описание

Урок может быть использован  при работе по теме «Крымская война» в 8 классе, а также при подготовке к государственной итоговой аттестации по истории в 9 и 11 классах

Ход и содержание урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

 Учебный материал

Организационный момент

 Ребята, сегодня мы с вами   станем очевидцами очень важных исторических событий для России. Нам предстоит  отправиться на войну в качестве корреспондентов, которые должны к концу урока составить репортаж о том, как была развязана война, почему она началась, как разворачивался ход военных действий, выяснить причины поражения, познакомиться с  итогами  войны.

Основные наброски  будущего репортажа вы будете делать на листах –путеводителях

В ходе  нашей работы вы сможете получить высокое звание « Лучший военкор». В зависимости от того сколько звезд вы наберете и какого цвета.

Красную звезду вы сможете  получить, если дадите правильный аргументированный ответ. Синяя  - за правильный, но недостаточно полный ответ.

Зеленая -  за простые, односложные ответы, краткое дополнение.

Как корреспонденты, мы с вами должны уметь

- работать с картой,

-  сравнивать  различные источники

- делать выводы, обобщать материал

Любой  военкор, отправляясь на выполнение задания, должен владеть первоначальной информацией.

Обучающиеся получают листы-путеводители, на которых  они должны в ходе урока заполнить следующую информацию:

- участники войны

- причины войны

- цели основных участников

- характер войны

- повод к войне

- ход войны

- Оборона Севастополя

- -причины поражения

-итоги войны

 

листы-путеводители

(приложение № 1)

красные, синие, зеленые звезды

Повторение изученного материала

Актуализация знаний

Вспомните, пожалуйста, почему война называется Крымской? Что означает ее второе название

 « Восточная»?

Охарактеризуйте сущность « восточного вопроса».

Восточный вопрос  пережил несколько кризисов. Назовите их.

Назовите основных участников Крымской войны.

Почему Россия оказалась в международной изоляции?

Каковы причины и цели воюющих стран?

Какой характер носила война?

Фронтальная работа:

учащиеся отвечают на вопросы и получают соответствующие звезды

Объяснение нового материала

А теперь работая с картой и текстом  учебника стр.  95-96 – пункт 2,3

Нам надо поместить в рубрике « Вести  с фронтов» сводки основных событий Крымской войны. Война начиналась   на 2 фронтах -  Балканском    и       Закавказском.

 Вы должны внимательно,  читая  тест учебника, работая  с картой, составить   сводки с фронтов  в виде таблицы.

Почему эти события представляются основными?

Подумайте, сколько этапов мы можем выделить в ходе войны?

В Крымской войне четко прослеживается 2 этапа:

  1. Ноябрь 1853 – апрель 1854- русско –турецкая компания
  2. Апрель 1854 –февраль 1856 – англо –франко –сардинская интервенция в Крым, боевые действия в Закавказье

Главным театром войны неприятель избрал Крым в частности Севастополь. В этом городе находилась  база Черноморского флот. Взяв Севастополь,   противник  рассчитывал  уничтожить военно -морское устройство России на Черном море. Началась  Крымская компания. Сегодня у нас в гостях, знаменитый писатель, участник обороны Севастополя Лев Николаевич Толстой.

Ваша задача, слушая рассказ об обороне Севастополя, составить схему сражений в хронологической последовательности и ответить  на следующие вопросы:

1.Кто возглавлял оборону Севастополя?

2. Назовите главнокомандующего  русской армии?

3.Сколько дней продолжалась оборона Севастополя?

Задумайтесь над следующими фактами и прокомментируйте  их.

1.В ночь на 28 августа 1855г. Русская армия оставила Севастополь. В том же году было принято решение учредить медаль  не « За Победу» или « За взятие», впервые истории Росси – за защиту Севастополя.

2. Несмотря на  шедшую  русско – японскую  войну в России было отмечено 50 -летие  обороны Севастополя.

Во всех учебных заведениях России  были учреждены Севастопольские  стипендии, открыта панорама  « Оборона Севастополя 1854 – 1855»

Уважаемые военкоры перед вами материал с интересными фактами и суждениями  о событиях войны. Знакомясь с ними, попытайтесь увидеть некоторые причины поражения  России в войне

Все эти причины мы можем обобщить одной главной проблемой России – это крепостное право

Для окончательного оформления репортажа нам необходимо ознакомиться  с итогами войны

30 марта 1856 в Париже был подписан мирный договор. Заканчивать войну пришлось Александру II, сыну НиколаяI, а НиколайI  18 февраля 1855 умер при загадочных обстоятельствах.

Каковы же итоги войны?

Перед вами  статьи  из Парижского мирного договора, вам необходимо перечислить основные условия договора

Учащиеся самостоятельно  работают с текстом учебника и заполняют таблицу

(Приложение № 2)

самоконтроль правильности заполнения таблицы

учащийся  рассказывает от имени Л.Н.Толстого об обороне Севастополя

(приложение № 3)

учащиеся в ходе рассказа составляют линию хронологической последовательности событий обороны Севастополя

(приложение № 4»)

учащиеся отвечают на вопросы, используя составленную линию и получают звезды соответствующего уровня

учащиеся высказывают свое мнение  и получают звезды

учащиеся работают с источником

и называют причины поражения  в войне

учебник истории  8 класса

на интерактивной доске выведена правильная таблица

на интерактивной доске выведен текст «Оборона Севастополя»

рабочие тетради

звезды

приложение № 5

Подведение итогов урока

Итак, корреспонденты репортаж составлен. Подведем итог конкурса на «Лучшего военкора»

Выставление оценок за урок с пояснением

Домашнее задание

учитель объясняет домашние задание:

параграф 14

Запись д/з в дневник

Рефлексия деятельности на уроке

 учитель предлагает после окончания урока выразить смайликом свое отношение к тому, о чем узнали на уроке (показ смайлика  ,  

Дети при выходе из кабинета истории выкладывают на магнитной доске смайлики

                                                                                               

Приложение 1                                 Лист – путеводитель

Участники войны

                                                                   Причины войны

                        Цели                                                                                                       Характер войны

Повод

                            Ход войны

                                                                                  Оборона Севастополя

                                                                                                                                                        Причины                                    

                                                                                                                                                       поражения

                    Итоги войны

Приложение № 2

Дата

Событие

18 ноября1853

Синопский бой

 1853

 Поражение турок под Карсом

Март 1854

Англия и Франция  объявили России войну

 Англо –французские  корабли атаковали на Черном море Одессу, на Балтике Аландские острова, на Баренцевом море Кольский залив, на Белом  море Соловецкие острова , Архангельск, на Тихом океане Петропавловск –Камчатский

Лето 1854

Турки разбиты в Закавказье

Сентябрь 1854

Армия союзников  высадились в Крыму

                                                                                                                           

Приложение № 3

                                                                 Оборона Севастополя

 Город  наш осажден с одной стороны, с южной, на которой у нас не было никаких укреплений, когда неприятель подошел к нему. Теперь у нас на этой стороне более 500 орудий огромного калибра и несколько рядов земляных укреплений, решительных и неприступных, схему которых разработал военный инженер  Э,И.Тотлебен. По вине беспечного главнокомандующего А.С. Меньшикова в городе не оказалось даже железных лопат и кирок. Копали каменистую землю деревянными лопатами. В 6 утра 5 октября 1854 года началась ожесточенная бомбардировка. Мы не дрогнули, ведь знали, что  с нами славные боевые командиры Корнилов, Нахимов, Истомин.13 октября состоялось сражение под Балаклавой. Мы нанесли удар по английскому отборному полку легкой кавалерии. Князь Меньшиков не использовал этот успех и в сражении под Инкерманом, которое состоялось 24 октября, мы были разбиты. Дух в войске выше всякого описания. Раненый солдат почти умирающий рассказывал мне, как они брали 24 французскую батарею их не подкрепили; он плакал навзрыд. Рота моряков чуть не взбунтовалась за то, что их хотели сменить с батареи, на которой они простояли 30 дней под бомбами. Женщины носят воду на бастионы для солдат. Многие убиты и ранены. Священники с крестами ходят на бастионы и под огнем  читают молитвы. 6 июня 1855 года союзники решились на штурм города, но мы уничтожили врага.28 июня пуля французского стрелка сразила адмирала Нахимова.27 августа враги начали очередной штурм Севастополя. Им удалось захватить  Малахов курган, господствующую над городом  высоту. Горчаков, заменивший  Меньшикова на посту главнокомандующего, отдал приказ  об  оставлении южной стороны города. Мы затопили оставшиеся корабли, взорвали бастионы и покинули город. Так завершилась 349 дневная героическая оборона Севастополя.  Война  была проиграна.

Приложение № 4

5 октября 1854  начало бомбардировки                        13 октября сражение под Балаклавой

24 октября поражение под  Инкерманом                            6 июня 1855  штурм города                  

 27 августа 1855- захват Малахова кургана

    Приложение № 5

Работа с источником

  1. С сентября 1854 года  английская  армия потеряла в боях и умершими от ран 239 офицеров и 3323 солдата,  а от холеры и других болезней за тот же  период – 61 офицера и 15669 солдат. Русская  армия с ноября 1854 года по 1 ноября  1855 года потеряла умершими от болезней  36400 человек, т.е. целый корпус.
  2. « До выхода на зимние квартиры продовольствие людей и лошадей было весьма жалкое. За частую приходилось дня по три не иметь ни сена, ни овса; сухари и крупа выдавалась людям не аккуратно» (  Арбузов Е. Воспоминание о компании на Крымском полуострове)
  3. « На каждый наш выстрел они отвечали десятью. Наши заводы не успевают делать такое количество зарядов, которое нужно выпускать, чтобы нести  хоть какой – нибудь  вред неприятелю.»( Из письма капитан – лейтенанта П.И. Лесли)
  4. « Право грустно становится,  когда подумаешь, как мы дурно вооружены – и солдаты, и офицеры сравнительно с иностранными солдатами и офицерами» ( Алабин П.В. Походные записки)
  5. « Солдату нашему, в одной изорванной шинелишке, зимой в траншее, едва ли веселее англичанина в теплой фуфайке, закутанного в байковое одеяло, употребляемое вместо бурки» ( Алабин П.В. Походные записки)
  6. « Ружья у нас были гладкоствольные; французские пули Минье  после двух или трех выстрелов не входили в дуло. Солдаты  загоняли пулю, ударяя камнем по шомполу» _ Заробаев В.  Воспоминание  о Севастополе)
  7. Поставщики не доставляли мяса, полушубков; деньги, посылаемые крестьянами своим мужьям, сыновьям до них не доходили и назад не возвращались; грабились и медикаменты, также в ненадлежащем количестве доходил корм лошадям.
  8. Грустную картину представляли  транспорты с порохом, бомбами, ядрами, двигавшиеся на волах. На телеге лежали  до пяти  бомб, и волы медленным шагом двигались, делая в сутки по 25 верст, тогда как министерство рассчитывало 50  или 100 верст в сутки на лошадях. Между тем волы не всегда делали 25 верст. Сломается  ось или колесо надо ехать куда- нибудь отыскивать, где можно срубить или купить , а эти места были так далеко, что их не было видно.

                                                                Приложение № 6

Парижский  мирный договор 30 марта 1856года.

Статья III

Е. в. император всероссийский обязуется возвратить е.в. султану город Карc с цитаделью оного, а равно и прочие части оттоманских владений, занимаемые российскими войсками.

Статья IV

Их величества император французов, королева Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии, король сардинский и султан обязуются возвратить е.в. императору всероссийскому города и порты: Севастополь, Балаклаву, Камыш, Евпаторию, Керчь-Еникале, Кинбурн, а равно и все прочие места, занимаемые союзными войсками.

Статья XI

Черное море объявляется нейтральным: открытый для торгового мореплавания всех народов вход в порты и воды оного формально и навсегда воспрещается военным судам, как прибрежных, так и всех прочих держав

Статья XIII

Вследствие объявления Черного моря нейтральным на основании статьи XI, не может быть нужно содержание или учреждение военно-морских на берегах оного арсеналов, как не имеющих уже цели, а посему е.в. император всероссийский и е.и.в. султан обязуются не заводить и не оставлять на сих берегах никакого военно-морского арсенала.

Статья XX

Взамен городов, портов и земель, означенных в статье 4-й настоящего трактата, и для вящщего обеспечения свободы судоходства по Дунаю, е.в. император всероссийский соглашается на проведение новой граничной черты в Бессарабии.Началом сей граничной черты постановляется пункт па берегу Черного моря в расстоянии на один километр к востоку от соленого озера Бурнаса; она примкнет перпендикулярно к Акерманской дороге, по коей будет следовать до Траянова вала, пойдет южнее Болграда и потом вверх по реке Ялпуху до высоты Сарацика и до Катамори на Пруте. От сего пункта вверх по реке прежняя между обеими империями граница остается без изменения.

Статья XXII

Княжества Валахское и Молдавское будут, под верховной властью Порты и при ручательстве договаривающихся держав, пользоваться преимуществами и льготами, коими пользуются ныне. Ни которой из ручающихся держав не предоставляется исключительного над оными покровительства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 7 классе на тему «На дорогах войны». Стихотворения о Великой Отечественной войне. Публицистика военных лет.

На уроке учащиеся познакомятся с поэзией и публицистикой военных лет. Узнают о наиболее известных военных корреспондентах времён ВОВ. В ходе занятия, большое внимание уделяется самостоятельной работе ...

Конспект Отечественная война 1812 года

Конспект разработан для урока истории (8 класс)...

конспект урока Война с Ганнибалом

конспект урока к Разделу История Древнего Рима Война с Ганнибалом...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

Конспект урока. Война в творчестве поэтов

Представлен обзор поэзии периода Великой Отечественной войны. Данный материал способствует становлению мировоззренческой позиции учащихся, помогает воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну...