Контрольные работы по истории в 11 классе
тест по истории (11 класс) на тему

Контрольно-измерительные материалы в формате ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon istoriya_kontr_11kl.zip427.59 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа № 10 по истории в 11 классе.

Вариант 1.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С 1- С 3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

    Из воспоминаний представителя высшего партийно-государственного руководства СССР Г.И.Воронова.

      «Всё это готовилось примерно год…Сам Брежнев в списке членов ЦК ставил против каждой фамилии «плюсы»(кто готов поддержать его в борьбе…) и минусы». Каждого индивидуально обрабатывали…

     Сегодня понимаешь : целью его смещения было не исправление ошибок, не более точное следование курсу XX съезда, а захват власти, чтобы свернуть с этого курса…

      Мотивы у участников Пленума были разные, а ошибка общая : вместо того чтобы исправить ошибки одной яркой личности, стоявшей во главе партии, мы сделали ставку на другую личность куда менее яркую. Подобные ошибки неизбежны, когда  нет механизма критики руководства, исправления его ошибок, а когда надо, его замены.

      Беда в том, что опыт, навыки демократии тогда ещё были слабы. Пытаясь преодолеть груз прошлого, он и мы, люди его окружения, были в значительной мере продуктом того прошлого и не позаботились, чтобы, расширяя рамки демократии, включить в процесс преобразований народ.

     За это половинчатый демократизм, не закреплённый к тому же никакими политическими гарантиями, всем нам, в том числе и ему пришлось поплатиться».

      С 1. Укажите название периода,  о котором идёт речь, год, когда состоялся названный в тексте пленум, фамилию руководителя СССР, против которого были направлены решения пленума.

      С 2. На основе текста и знаний по истории укажите, какой основной вопрос решил названный в тексте пленум. Кто готовил это решение пленума и почему ? Почему пленум принял его ?

      С 3. Как автор относится к решению пленума ?  Укажите не менее двух причин, названных автором для объяснения своего отношения к этому решению.

      С 4. Назовите не менее трёх фактов, свидетельствующих о создании единого Российского государства в XV веке. Приведите не менее двух положений, содержащихся в Судебнике 1497 года.

Контрольная работа № 10 по истории в 11 классе.

Вариант 2.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С 1- С 3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из мемуаров Е.В.Тарле

      «Слабой стороной русской армии была невежественность части офицерского и даже генеральского состава, хотя, конечно, не следует забывать и группы передового офицерства, из которого вышли и некоторые декабристы. В 1810 году Россия отказалась от старой фридриховской  военной системы и ввела французскую систему, но последствия этой перемены едва ли смогли за два года сказаться решающим образом.  Другой слабой стороной была варварски жестокая, истинно палочная и шпицрутенная дисциплина, основанная на принципе: двух забей, третьего учи. Аракчеевский принцип, всецело поддерживаемый царём, принцип плацпарадов и превращения полка в какой-то кордебалет, с вытягиванием носков и т.п., уже вытеснял(но ещё не вполне успел вытеснить к 1812 году) суворовскую традицию – подготовки солдата к войне, а не к «высочайшим» смотрам. Третьей слабой стороной было неистовое хищничество: не только воровство разных «комиссионеров» и прочих интендантских чинов, но казнокрадство не всех, конечно, но многих полковых, ротных, батальонных и всяких прочих командиров, наживавшихся на солдатском довольствии, кравших солдатский паёк. Тяжка, вообще говоря, была участь солдата, так тяжка, что бывали случаи самоубийств солдат именно по окончании войн, так как на войне легче приходилось иной раз, чем во время мира; увечья и смерть в  бою казались краше, чем выбивание челюстей и смерть при проведении сквозь строй в мирное время. На войне зверство начальников не проявлялось так, как во время мира.

        Конечно, нельзя рисовать всё исключительно чёрной краской: офицеры не все были ворами и зверями, и среди них были такие, которые хорошо относились к солдатам, были и генералы, обожаемые солдатами…И ещё два обстоятельства не следует упускать из вида: ещё Герцен настойчиво утверждал, что офицерство и генералитет при Александре были в среднем всё-таки более гуманны к солдату, чем в николаевские времена, после декабрьского восстания, а помимо всего в грозную годину, о которой тут идёт речь, даже палач Аракчеев временно присмирел».

   

         С 1. К какому историческому периоду относятся мемуары ? Период правления какого самодержца в них описывается ?

         С 2. Какую российскую проблему называет автор мемуаров ? Какое  нововведение а армии тесно связано с именем Аракчеева ? Когда оно было осуществлено ?

         С 3. Используя знания из курса истории, объясните, какие цели это нововведение преследовало. Назовите не менее трёх целей.

       С 4. Назовите не менее трёх причин перехода большевиков к новой политике в 1920-е годы. Приведите не менее трёх примеров мероприятий в рамках данной политики.

Контрольная работа № 10 по истории в 11 классе.

Вариант 3.

Прочитайте отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С 1- С 3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из книги «Россия под скипетром Романовых»

         «В тяжёлую и скорбную  годину император…вступил на прародительский трон. Всё государство с трепетом ожидало, как государь определит общее направление своего царствования. И в ответ на это 29 апреля с высоты трона раздалось твёрдое слово…В  Высочайшем Манифесте говорилось о роли самодержавной власти, которую «необходимо утверждать и охранять для блага народного и всяких на неё поползновений».

        Сведущих лиц из числа земцев пригласили на совещание о понижении выкупных платежей. Последствием работ этого совещания было чрезвычайно важное для крестьян высочайшее повеление о повсеместном понижении выкупных платежей.

        Государь горячо любил всё своё родное: русскую речь, песню, одежду. Твёрдое управление императора повысило благосостояние русского народа. Уничтожена была подушная подать, дававшая государству ежегодно 60 миллионов. Хотя Россия и не вела за это царствование войн, однако положение её среди европейских государств было высокое, и с нею все считались.

        Государь ясно понимал значение железнодорожных путей для укрепления связи коренной России с дальними окраинами. По его повелению была построена Закаспийская железная дорога. Другой чрезвычайно важный железнодорожный путь, задуманный императором и начатый при нём, - великая Сибирская железная дорога – соединил Европейскую Россию с Дальним Востоком».

         С 1. Назовите имя императора, о деятельности которого идёт речь. Укажите хронологические рамки его царствования.

       С 2. Укажите не менее трёх мер, которые были проведены в это царствование для решения крестьянского вопроса.

       С 3. Как автор относится к внутренней и внешней политике императора ? Приведите не менее трёх объяснений автором такого отношения.

       С 4. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

Монголо-татарское нашествие поставило русских князей перед выбором: борьба или сотрудничество с Ордой. Какую позицию и почему Александр Невский ?  Укажите не менее трёх положений. Назовите не менее двух последствий этой политики.

Контрольная работа № 10 по истории в 11 классе.

Вариант 4.

Прочитайте отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С 1- С 3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из книги современного историка.

        «Сначала страну поделили на 105 экономических административных  районов, в каждом из них создали советы народного хозяйства, которые стали основной организационной формой управления. Одновременно были упразднены 10 общесоюзных и 15 союзно-республиканских министерств…

       Переход на управление хозяйством по территориальному  принципу имел важное значение для дальнейшего развития территориального разделения труда, реально приблизил аппарат управления к предприятиям, на какое-то время внёс некоторое оживление в экономику, но в целом не улучшил технико-экономических показателей народного хозяйства. Продукция промышленности выросла незначительно, …темпы роста производительности труда постоянно снижались.

        Оказалось, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется, то есть затраты на пересаживание чиновников с зашоренным мышлением из министерства в совнархоз и обратно вовсе не вызывает повышения эффективности общественного производства».

        С 1. Укажите хронологические  рамки описанных реформ. Приведите не менее двух положений, раскрывающих смысл преобразований.

        С 2. На основе текста и знаний по истории сформулируйте не менее двух задач, которые инициаторы реформ ставили при их проведении. Укажите не менее двух последствий реформ, названных в тексте.

         С 3. Как оценивает историк последствия отмеченных в документе реформ ? Используя знания курса, укажите не менее трёх причин, которые привели к названным последствиям.

          С 4. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

Первые годы правления Николая I были отмечены высоким авторитетом России на международной арене. Каковы были итоги внешней политики России к концу правления   Николая I ? Назовите не менее трёх итогов. Приведите не менее двух условий парижского мирного договора 1856 года.

Контрольная работа № 10 по истории в 11 классе.

Вариант 5.

Прочитайте отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С 1- С 3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

     

Из сочинения В.О.Ключевского.

        «…Почвой для неё послужило тягостное настроение народа, вынесенное народом из царствования Грозного…Повод к Смуте дан был пресечением династии и следовавшими затем попытками её восстановления в лице самозванства. Коренными причинами Смуты надобно признать народный взгляд на отношение старой династии к Московскому государству, мешавшей освоиться с мыслью о выборном царе, и потом самый строй государства с его тяжёлым тягловым основанием…Смуте содействовали и другие обстоятельства: образ действий правителей, становившихся во главе государства после царя Фёдора, конституционные стремления боярства, шедшие вразрез с характером московской верховной власти и с народным взглядом; боярские  опалы. Голод, мор, областная рознь, вмешательство казаков…Конец Смуте был положен вступлением на престол царя, ставшего родоначальником новой династии: это было ближайшее следствие Смуты».

       С 1. К какому периоду российской истории относятся события, описываемые в отрывке ? Укажите начало и окончание данного периода. Назовите имя выборного царя, о котором говорится в тексте.

      С 2. На основе текста и знаний по курсу истории назовите не менее трёх причин Смуты.

      С 3. Какое событие, по мнению автора, положило конец смуте ? Укажите не менее трёх последствий Смуты для России.

        С 4. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

С началом династии Романовых (1613 год) смена царской власти проходила чинно и спокойно : Михаила  Фёдоровича сменил Алексей Михайлович, Алексея Михайловича -  Фёдор Алексеевич. Но как только умер царь Фёдор, дети Алексея перессорились в борьбе за власть.

Чем была обусловлена эта борьба ? Приведите не менее трёх причин. Через какие этапы она прошла и к каким результатам в итоге привела ? Укажите не менее двух положений.

Контрольная работа  № 10 по истории в 11 классе.

Вариант 6.

Прочитайте отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С 1- С 3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории  соответствующего периода.

Обзор внешней политики России при первых Романовых.

(по материалам энциклопедии «Библиотека Кирилла и Мефодия»)

      «21 февраля 1613 года в Успенском соборе произошло официальное избрание его на царство. Главному его сопернику, польскому королевичу Владиславу Вазе, не удалось организовать широкомасштабное вторжение в пределы Московского государства.

       Земские соборы заседали почти непрерывно, так что выборные на них сохраняли свои полномочия на несколько лет. Известны соборы 1613-1615 , 1616-1619, 1619-1622. Катастрофическое финансовое положение вынудило правительство семь раз, с 1613 по 1619 год, прибегать к чрезвычайным сборам «пятинных и запросных денег».

       Борьба со шведами шла с переменным успехом. Если наступление их в Новгородской земле и на Карельском перешейке было удачным, то под Псковом, Тихвином, в Заонежье и Южном Беломорье они  потерпели поражение. В феврале 1617 года удалось заключить Столбовский мир со Швецией, согласно которому в обмен на Новгород и ряд других городов и уездов русская сторона уступала Швеции Ижорскую землю и  город Карелу с уездом.

       Сложнее оказалось достигнуть мира с Речью Посполитой. Парировав слабые попытки России вернуть в 1615 году Смоленск, польские войска по номинальным командованием королевича Владислава перешли в 1617-1618 годах в наступление. Однако взять столицу приступом им не удалось. Будучи ограниченным в средствах и связанным сеймом обещанием прекратить военные действия в 1618 году, Сигизмунд III Ваза согласился на переговоры. В декабре 1618 году было заключено Деулинское перемирие с Сигизмундом III сроком на 14,5 лет. Его условия были крайне тяжёлыми для Русского государства.

        Преодоление последствий смуты требовало централизации и концентрации власти. На местах выросла система воеводского управления, была восстановлена и получила дальнейшее развитие приказная система. С 1620-х годов деятельность Земских соборов была ограничена совещательными функциями. Они собирались по инициативе правительства для решения вопросов, требовавших одобрения сословий: о войне и мире или о введении новых пятинных денег и экстраординарных налогов.

        Во время Смоленской войны на южные и даже центральные уезды страны обрушились волны набегов крымцев. Со стороны половины 1630-х годов правительство приступило к восстановлению и строительству новых укреплённых линий – засечных черт.

       Русские землепроходцы в 1620-40-х годах прошли через всю западную и Восточную Сибирь и вышли к берегам Тихого океана».

      С 1. О ком из русских царей идёт речь в тексте ? Укажите годы его правления.

      С 2. Как изменилась роль Земских соборов в течение периода правления царя ? Назовите не менее двух обоснований необходимости усиления власти монарха.

       С 3. Используя текст, назовите не менее четырёх основных направлений внешней политики России в означенный период времени.

     

      С 4. Ниже приведены две из существующих точек зрения на причины поражения России в русско-японской войне 1904-1905 годах :

  1. Россия была слабее Японии и не могла рассчитывать на успех в войне.
  2. Победа у России «была  украдена внутренними противниками» самодержавия.

Укажите, какая из приведённых точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Контрольная работа № 10 по истории в 11 классе.

Вариант 7.

Прочитайте отрывок из исторического источника и кратко  ответьте на вопросы С 1- С 3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний современника (XIX век).

     «Гаврила Григорьевич  Волков был известным торговцем антикварными и художественными предметами в двадцатых и тридцатых годах, пользовался репутацией знатока и успел уже составить себе хорошее состояние. Присватался он к Екатерине Лукьяновне Бажановой, купеческой дочери. Родители её не прочь были дать согласие на брак, если б препятствием не служило то обстоятельство, что Волков был крепостным богатого помещика Голохвастова. Превращать свою дочь из свободной в крепостную родители решительно отказались. Тогда Волков стал хлопотать о том, чтоб откупиться самому. Это оказалось невозможным : Голохвастов, отличавшийся большой гордостью, отказал в просьбе, кичась тем, что его крепостной человек обладает большим состоянием…Это было в тоне больших бар. Рассказывали , что такой же политики держались и Шереметевы. У них крепостные владельцы мануфактур достигали миллионных состояний и тем не менее, несмотря ни на какие предложения, не отпускались на волю. Шереметев говорил :

     - Пусть платят..оброки…Я горжусь тем, что у меня крепостные – миллионеры.

      В своём горе Волков обратился за советом к князю Николаю Борисовичу Юсупову…Князь обещал ему помочь. Случилось, что Юсупов и Голохвастов встретились в Английском клубе за карточным столом. Голохвастов был страстный игрок, и в этот вечер ему страшно не везло. Проигравши все наличные деньги, он предложил играть на честное слово.

     - Ещё успеешь! – ответил Юсупов. – Теперь я ставлю на ставку столько-то, а ты поставь Гаврилу Волкова. Условие такое: коли проиграешь, давай Волкову вольную.

       Голохвастов согласился и – снова проиграл. Вот каким путём Гаврила Григорьевич Волков получил наконец давно желанную свободу».

        С 1. К каким десятилетиям XIX века могли относиться события, о которых идёт речь в отрывке?

           В каком году было отменено зависимое положение крестьян, о которых идёт речь ?

         С 2. На основе текста и знаний по курсу истории укажите, в чём проявлялась зависимость состоятельных крестьян (торговцев, промышленников) от помещиков. Назовите не менее трёх положений.

          С 3. Какие попытки предприняли состоятельные крестьяне(торговцы, промышленники), чтобы избавиться от упомянутой зависимости ? Почему помещики отвергали эти попытки ? Назовите в общей сложности не менее трёх положений.

         С 4. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

После смерти Петра I канцлер Г.И.Головкин, Сенат и высшие сановники обсуждали, кому передать трон: внуку Петра I или его жене Екатерине. Почему создалась ситуация выбора наследника ? Укажите не менее двух причин. В чью пользу и каким образом решился этот вопрос ? Приведите не менее двух положений.

Контрольная работа № 10 по истории в 11 классе.

Вариант 8.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы  С 1- С 3. Ответы предлагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из работы историка Б.А.Рыбакова.

        «Помимо красочной и драматичной внешней истории княжеств и князей, эта эпоха крайне интересна для нас теми обострёнными отношениями между князьями и боярством, которые так явственно обозначились уже во времена Ярослава Осмомысла.  Если отбросить элемент личной выгоды и корысти, …то следует признать, что проводимая ими политика концентрации земель, ослабления уделов и усиления центральной княжеской власти объективно была безусловно прогрессивной, поскольку совпадала с народными интересами. В проведении этой политики князья опирались на широкие слои горожан и на выращенные ими самими резервы мелких феодалов(«отроки», «детские», «милостники»), полностью зависящих то князя.

        Необходимо обратить внимание на то, что начальная фаза этого периода (до того, как в нормальное развитие вмешался фактор завоевания) характеризуется не упадком культуры, как можно было бы ожидать, …а, наоборот, бурным ростом городов и ярким расцветом русской культуры во всех её проявлениях. Из этого следует, что новая политическая форма, очевидно, содействовала (может быть, на первых порах) прогрессивному развитию».

        С 1. Укажите название и хронологические рамки исторического периода, о котором говорится в отрывке. Используя знания по истории, назовите крупнейшие политические центры этого периода. Укажите в общей сложности не менее трёх положений.

       С 2. Используя текст документа и привлекая знания по истории, укажите не менее трёх характерных черт этого периода.

        С 3. Привлекая знания по истории и текст документа, дайте оценку этому периоду. Приведите не менее трёх аргументов.

        С 4. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

      В начале царствования Александр  I свою главную задачу в сфере внешней политики видел в борьбе против наполеоновской Франции. В этом  вопросе царь был принципиален и твёрд. Однако в 1807 году Александр I был вынужден подписать с Наполеоном мирный договор в Тильзите.

       Каково было отношение дворянства, купечества к подписании, условиям Тильзитского мирного договора ? Как изменилось их отношение к Александру I? (укажите не менее двух положений).

      Чем объяснялось такое отношение дворянства, купечества к подписанию, условиям Тильзитского договора ? (Укажите не менее двух причин).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по истории.5 класс

Итоговая контрольная работа по истории для 5 класса....

Контрольные работы по истории 11 класс

Тексты контрольных работ по истории. Разные темы. 2 варианта. С ответами....

Итоговая контрольная работа по истории 10 класс

контрольная работа в форме ЕГЭ...

Итоговая контрольная работа по истории 5 класс.

Данная разработка предназначена для проверки знаний учащихся 5 класса.Работа состоит из 3 заданий.Задания составлены в формате подготовки к ГИА. Например :"Соотнесите имена правителя с историческим фа...

Итоговая контрольная работа по истории. 11 класс. Всеобщая история. Первое полугодие 2016-2017 уч. год

Итоговый  контрольный срез по всеобщей истории 11 класс подготовлен в двух вариантах. Работа состоит из заданий I и II  частей по материалам ЕГЭ.Цель: выявить прочность усвоения ЗУН уча...