Применение кластеров на уроках истории.
статья по истории на тему

Агафонцева Анжелика Вадимовна

Статья о применении визуализации материала урока в форме кластера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конференция

«Достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС общего образования»

Применение кластеров на уроках истории,

как элемента технологии развития критического мышления,

обеспечивающей реализацию требований к современному уроку.

Подготовила:  Агафонцева Анжелика Вадимовна учитель истории и обществознания МБОУ «Гимназия №24» г. Калуги

г. Калуга

2013г.

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребление готовых знаний, а созидание и сотрудничество. Включение в учебный процесс работы по технологии развития критического мышления и дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности.

Я хочу поделиться своими наработками использования некоторых общеизвестных приёмов развития критического мышления на уроках  истории и обществознания, которыми пользуюсь.

В своем исследовании я хочу поговорить о работе с основным текстом учебника истории. В традиционной модели методики преподавания  данный вид работы занимает ведущее место, потому что несет всю информационную нагрузку и подчиняет себе все основные компоненты учебника. Поскольку основной текст в учебнике играет главную роль, то методические приемы, как и много лет назад, так и в современной методике связаны главным образом с ним. В частности и студентам педагогических вузов, и начинающим учителям, и опытным педагогам рекомендуют на уроках истории использовать объяснительное чтение, развернутые планы, беседы по тексту учебника и т.д.

Многие современные авторы учебных пособий расширили традиционное представление о роли учебного текста в изучении истории. Предлагалось развить познавательную деятельность в работе с учебным тестом при помощи картинных, тезисных, смысловых и стереотипных планов. Это помогало поднять познавательную деятельность учащихся на преобразующий и творческий уровни. В то же время не ставилась задача принципиальным образом изменить привычный статус учебной книги как основного источника знаний и средства развития логических умений, не подвергалась сомнению изложенная в учебнике информация, не было стремления научить учеников критическому мышлению при работе с авторским текстом учебника.

Между тем в условиях современного образования, в условиях внедрения стандартов II поколения, которые предполагают различные источники исторической информации, вариативные образовательные программы и учебники, открытый и противоречивый поток сведений, необходимо развивать критическое мышление личности. Это на сегодняшний день выступает на первый план как результат и цель исторического  образования личности.

Критическое мышление  - это вовсе не критика текста как целенаправленный поиск недостатков в предмете исследования. Критическое мышление – это один из способов интеллектуальной деятельности человека, характеризующий следующими умениями:

  • Определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
  • Выявлять предвзятые отношения, мнения и суждения;
  • Уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от личного мнения или предположения;
  • Подвергать сомнению логическую непоследовательность устной и письменной речи;
  • Определять суть проблемы и альтернативные пути ее творческого решения;
  • Отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом;
  • Выявлять эмоционально окрашенные слова, которые могут вызвать конфликт или «подлить масла в огонь»;
  • Понимать, что простые и чрезмерные обобщения, стереотипные слова, клише, штампы, неподтвержденные предположения не всегда точны и могут вести к формированию стереотипов;
  • Понимать, что слова «все», «никто», «всегда», «постоянно» и обобщенные предложения ведут к неправильным представлениям;
  • Находить наличие пропагандистских слов в любом предложении или  высказывании;
  • Уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации,  интересы, идейные установки отражает текст или говорящий человек;
  • Избегать категоричности в утверждениях;
  • Быть честным в своих рассуждениях;

Очевидно, что основные приемы работы с текстом, практикующиеся в современной школе, не направлены на формирование умений, составляющих суть критического мышления. Наряду с традиционными приемами прочтения и логической обработки текста, необходимо ознакомить учащихся с иными способами работы с источниками. Например, с приемом представления информации в кластерах.

Cluster (англ.) – кисть, пучок, гроздь; а также скопление, концентрация. В учебной деятельности кластерами называют графический способ организации материала. На первый взгляд может показаться, что под новым иностранным словом может скрываться уже хорошо знакомые нам приемы составления логических схем или опорных конспектов по тексту учебника. Однако это не так.

Давайте вспомним, как мы составляем на уроках опорный конспект. Ученик и учитель совершает следующие операции:

читает текст, предназначенный для обработки на уроке;

при чтении этого текста помечает или выделяет узловые положения, факты, события и т.д., требующие особого внимания;

разрабатывает или подбирает уже готовые условные обозначения к каждому важному положению текста;

наносит эти обозначения карандашом на лист чистой бумаги, используя тушь или высококачественные фломастеры;

В принципе возможны и другие методы изготовления опорных конспектов, но они не меняю их сущности – сжато словесно-графически представить необходимую информацию, служить ориентиром, опорой для приобретения и усвоения учащимися определенных знаний.

Теперь посмотрим, как готовится кластер

Выделяем центр – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Кластер может быть похож на модель Солнечной системы или иметь вид цепочки. В одном кластере возможны элементы различных типов. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе.

  При подготовке кластера работа с учебником развивается по такому плану:

На стадии вызова:

 Записать ключевое понятие или событие в центре кластера;

 сформулировать вопросы к теме, как линии кластера;

вспомнить, что уже известно по поставленным вопросам;

развить линии кластера.

На стадии осмысления:

 Перейти к чтению учебника и поэтапно, абзац за абзацем развивать и дополнять линии кластера, возможно использование цветовых обозначений, с целью выделения новой информации;

установить связи между отдельными блоками и /или «веточками» кластера и соединить их стрелками;

на основе других источников или после обсуждения в группе дополнить кластеры новыми «веточками» - сведениями, отсутствующими в учебнике, но необходимыми для представления данной темы.

      Таким образом, если опорный конспект ориентирован на максимально полное графическое отображение информации, не нарушающие логику авторов учебника, то кластер позволяет ученикам проявить индивидуальные особенности в восприятии и осмыслении учебной информации, отделить в ней главное от второстепенного, изменить логику представления проблемы, подвести ребенка к собственному выводу, вытекающему из собственной «раскладки» исторического сюжета.

В средних классах  работа над кластером является одним из компонентов комбинированного урока и частью домашнего задания. В начале следующего занятия школьники в парах знакомятся с работами друг друга, по очереди озвучиваю отдельные «гроздья», отвечают на уточняющие вопросы одноклассника-эксперта. В результате каждый ученик может продемонстрировать не только знания новой темы, но и умения:

1) ясно и доходчиво объяснять новый материал;

2) представлять его под иным, чем в учебнике, углом зрения;

3) сформулировать собственные выводы и оценочные суждения;

4) вести диалог;

5) слушать другого;

6) корректно обсуждать спорные идеи;

7) уважительно относиться к иной точке зрения.

Все эти умения составляют основу критического мышления и носят методологический характер. По заранее установленным критериям школьники оценивают работы друг друга. В качестве примерных ориентиров оценивания ответа ученика по кластеру могут быть предложены следующие требования:

  • полный ответ, сосредоточенный на главном в данной теме;
  • понятное изложение вопроса;
  • соответствующие выводы по излагаемой проблеме;
  • аккуратность и четкость оформления кластера;
  • содержательные ответы на дополнительные вопросы;

Кластер помогает ученикам осознать актуальность и структуру изучаемой темы; выделить главные направления исследования учебной проблемы; отделить главную информацию от второстепенной; сосредоточиться на существенном; проследить развитие разновекторных тенденций; наметить альтернативные выходы из складывающейся исторической ситуации. [1,8]

Как мы убедились, современные приемы работы с учебной информацией прочно основываются на опыт своих предшественников, дополняя его и даже преобразуя. От механического, а порой даже и бездумного усвоения учебного текста необходимо перейти к его критическому осмыслению. Способы познавательной  деятельности школьников, направленные на историко-логический анализ представленной информации (планы, логические схемы, таблицы), постепенно дополняются методическими приемами и средствами, дополняющими не только содержание, но и критерии его отбора, и принципы изложения. Современные приемы работы с текстом учебника истории открывают широкие перспективы для развития познавательных способностей, обновления форм изучения истории.  

Список используемой литературы.

  1. С.И. Заир – бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175с.
  2. Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с.
  3. Н.Б. Кирилова Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика. – 2005 – №5 с.13-21.
  4. Коровин Д. Что такое кластер? // Компьютерра. – 2002. – № 5.
  5. Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты // Образование в современной школе. – 2000. – № 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение ЭОР на уроках истории

Данная работа знакомит читателей с возможностями использования ЭОР на уроках истории...

Статья "Применение ИКТ на уроках истории"

Компьютерные технологии призваны стать  неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции ...

Применение кроссвордов на уроках истории в коррекционной школе VIII вида

Применение кроссвордов на уроках истории в школе 8 вида как один из вариантов закрепления и повторения  учебного материала...

Применение ИКТ на уроках истории в школе

Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий на уроках истории в школе....

Презентация "Кластеры к урокам истории"

Хочу поделиться находкой. В презентации представлены разработанные кластеры к урокам истории России 19 века. Автор данной презентации С.В.Важенин....

Статья "Применение кластеров на уроках математики"

Применение кластеров на уроках математики....