Тест «Русь в IX – начале XI вв.»
тест по истории (10 класс) на тему

Тест составлен для учащихся 10 класса, изучающих школьный курс истории по программе "Россия и мир с древнейших времён до конца XX века", автор О. В. Волобуев. Может быть использовано для организации текущего и тематического контроля и дифференцированной подготовки учащихся к экзамену. Содержит два варианта и задания части С. В первом варианте - задания с выбором одного правильного ответа. Во втором варианте предоставлены задания открытого типа и повышенного уровня сложности, ориентированные на проверку умений учащихся устанавливать правильную последовательность событий и явлений, соотносить два ряда информации. В части С включены задания, требующие развёрнутого ответа и предполагающие проверку комплекса заний и умений учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 10_klass_rus_v_ix_-_nachale_xi_vv.zip36.18 КБ

Предварительный просмотр:

Составитель: Молошникова Е. А., учитель истории МБОУ СОШ № 51 г. Воронежа.  

Источники материалов:

  1. История. Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. 10 класс/ Авт.-сост. И. А. Шемаханова. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 192 с.
  2. Контрольно измерительные материалы. История России. Базовый уровень. 10 класс /Сост. К. В. Волкова. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2014. – 112 с.;

Тема: Русь в IX – начале XI вв.

Вариант 1. Задания уровня А

  1. Переходной ступенью в образовании государства историки считают
  1. Период «первобытного коммунизма»
  2. Период «военной демократии»
  3. Полюдье
  4. Периодические переделы
  5. земли

  1. Формирование восточнославянской государственности происходит в
  1. Среднем Поднепровье и северо-западном районе с городами Ладога и Новгород
  2. Среднем Поднепровье и на Крымском побережье
  3. Среднем Поднепровье
  1. Появление на северо-западных русских землях варяжского правителя приходится на
  1. 860 г.
  2. 862 г.
  3. 879 г.
  4. 882 г.
  1. Образование Древнерусского государства относят к
  1. 862 г.
  2. 882 г.
  3. 945 г.
  4. 965 г.
  1. Введённые княгиней Ольгой фиксированные размеры налогообложения (дани)  с подвластных земель назывались
  1. Тягло
  2. Вира
  3. Уроки
  4. Ясак
  1. Годом крещения Руси считается
  1. 987 г.
  2. 988 г.
  3. 990 г.
  4. 996 г.
  1. Общим для деятельности древнерусских князей являлось
  1. Перепись населения
  2. Введение десятины
  3. Введение пятины
  4. Полюдье
  1. Последствиями, к которым привело крещение Руси  были

А. попытки византийского императора подчинить себе Русь силой.

Б. усиление соперничества русских князей за право назначать митрополита

В. Развитие культуры и образования

Г. Установление власти династии Рюриковичей

Д. укрепление международного авторитета Руси

Е. укрепление власти древнерусских князей.

  1. АВЕ
  2. БГД
  3. ВДЕ
  4. БВД
  1. Древнейшая русская летопись называется
  1. «Повесть временных лет»
  2. «Слово о погибели земли русской»
  3. «Слово о полку Игореве»
  4. «Задонщина»
  1. Династия, пришедшая к власти в Древнерусском государстве:
  1. Каролинги
  2. Меровинги
  3. Романовы
  4. Рюриковичи
  1. Народами, не вошедшими в состав государства Киевская Русь, были
  1. Финно-угры
  2. Поляне
  3. Вятичи
  4. Жмудь
  1. Наиболее активные дипломатические отношения Русь имела с
  1. Византией
  2. Хазарией
  3. Польшей
  4. Швецией
  1. Община на Руси называлась
  1. Ополчение
  2. Вече
  3. Вервь
  4. Полюдь

  1.  Основной частью населения Древнерусского государства были
  1. Зависимые крестьяне
  2. Ремесленники и купцы
  3. Свободные земледельцы
  4. Дружинники

  1. Прочитайте фрагмент летописи и определите,  о чём идёт речь: «Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами!»
  1. Основании Киева
  2. Призвании варягов
  3. Походе на Константинополь
  4. Походе князя Олега на Киев

  1. В «Повести временных лет утверждается, что князь Олег
  1. Был убит печенегами на пути из Византии в Киев
  2. Погиб, отправившись в печенежскую степь
  3. Умер от укуса змеи

Вариант 2. Задания уровня В

1.Прочитайте текст и вставьте пропущенное выражение.

«___________» проходил по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, Ловати и Днепру. Он соединял море Варяжское с морем Русским. Конечным пунктом этого водного пути была Византия».

Ответ:___________________________

2.Расположите события в хронологической последовательности.

    1. принятие христианства на Руси.

    2. первая усобица на Руси.

    3. посольство княгини Ольги в Константинополь и её крещение.

    4. походы Олега на Константинополь, договоры Руси с Византией.

Ответ:___________________________

3. Установите соответствие между событиями и датами.

1.Начало правления князя Святослава.

А. 911.

2. Восстание древлян.

Б. 945.

3. Князь Владимир Святой становится единоличным правителем Руси.

В. 962.

4. Первый письменный договор Руси с Византией.

Г. 980.

Ответ:___________________________

4. Прочтите отрывок и укажите о ком идёт речь в приведённом отрывке.

« … Горько плакала она: «Увы мне,  великий князь! Увы мне, свет мой! Куда ты скрылся от очей моих! Лучше мне прежде тебя умереть! … Сын мой ещё дитя, кто будет наставлять его и кто сбережёт ему державу его?» … А как кончилось оплакивание, собралась она с силами, оставив женскую слабость, мужским умом вооружилась и решила, как отомстить за кровь мужа своего, как покарать убийц…»

Ответ:___________________________

5. Прочитайте текст и вставьте пропущенное слово.

«Христианство усердно боролось с остатками ______________, прочно державшимися в русском обществе в течении многих веков. Таким образом, создавался своеобразный синкректизм, двоеверие, которым пользовались и церковные власти, боровшиеся против _____________ . со следами философии___________ мы встречаемся и в различного рода сочинениях не только древней, но и средневековой Руси».

Ответ:___________________________

6. Установите соответствие между именами князей и их деятельностью.

1. Святослав.

А. Создание нескольких линий обороны на южнорусских рубежах.

2. Ольга.

Б. Разгром Хазарского каганата и его союзника – Волжской Булгарии. Заслужил имя Александра Македонского Восточной Европы.

3.Владимир.

В. Создание организованной системы обложения населения налогами.

4. Игорь.

Г. Мирный договор с Византией, союз с ней против Хазарии, признание новых территорий Руси.

Ответ:___________________________

7.  Установите соответствие между термином и его определением.

1. Усобицы.

А. места сбора дани.

2. Рядовичи.

Б. княжеские раздоры на Руси.

3. Полюдье.

В. Люди, заключившие договор, согласившиеся работать у господина на определённых условиях.

4. Погосты.

Г. Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани.

Ответ:___________________________

Задания уровня С

  1. В исторической литературе существует «норманнская теория» происхождения Древнерусского государства. Охарактеризуйте её суть. Назовите слабые и сильные стороны этой теории. Назовите сторонников и противников этой теории.

  1. Сравните итоги деятельности первых русских князей и князя Владимира Святого.

Общее.

Различия.

Первые русские князья

Князь Владимир Святой.

Ответы:

Задания уровня А

  1. 2)
  1. 1)
  1. 2)
  1. 1)
  1. 3)
  1. 2)
  1. 4)
  1. 3)
  1. 1)
  1. 4)
  1. 4)
  1. 1)
  1. 3)
  1. 3)
  1. 2)
  1. 3)

Задания уровня В

  1. «Путь из варяг в греки».
  2. 4321
  3. ВБГА
  4. Ольга
  5. Язычество
  6. БВАГ
  7. БВГА

Задания уровня С

  1. Суть теории: славяне не способны самостоятельно создать государство, государство на Руси привнесено извне. Это говорит об их исторической отсталости и обречённости. Сторонниками этой теории являются Г. Байер, А. Шлецер, Г. Миллер, В. Н. Татищев, Н. М. Карамзин, которые приводят летописные и иные источники, свидетельствующие о призвании варяга Рюрика и присутствии варяжских дружин на землях восточных славян. Антинорманисты (М. В. Ломоносов, Д. И. Иловайский, И. Е. Забелин, Б. В. Греков) утверждают, что  развитие государственности на Руси началось задолго до призвания варягов. Древнерусское государство возникло в результате развития целого ряда социально-экономических и политических предпосылок.

  1. Общее: объединение восточнославянских земель в единое государство; укрепление системы управления; утверждение княжеской власти на подвластных территориях через систему взимания дани. Различное: при первых русских князьях организовывались систематические военные походы против Византии и подписывались с ней договоры, проведена реформа налогообложения (уроки и погосты). При Владимире Святославовиче появилось новое направление внешней политики – западное, произошло крещение Руси, создана оборонительная система на южных рубежах.                                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КИЕВСКАЯ РУСЬ В IX – НАЧАЛЕ XII В.

Что такое государство и как оно возникает, вы уже говорили на уроках истории. Что же касается истории возникновения древнерусского государства, то вопрос этот достаточно темен и вот уже больше двух ве...

Тесты "Русь 8-13 век"

Тестовые задания для подготовки учащихся к сдачи итоговых экзаменов...

Проверочный тест "Русь в древности"

Тест расчитан на учащихся 10 класса, позволяет проверить и закрепить знания школьников ....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ 6 КЛАСС Тема урока: "Киевская Русь в IX - начале XII вв."

КОНСПЕКТ  УРОКА ПО ИСТОРИИ   Тема урока: "Киевская Русь в IX - начале XII вв." 6 класс...

Тест 9. Северо-Восточная Русь в XV — начале XVI в.

Тест 9. Северо-Восточная Русь в XV — начале XVI в....

Зачетный лист по истории «Русь в IX –начале XII века»

Зачетный лист разработан для учащихся 10 класса с целью повторения материала по теме «Русь в IX –начале XII века». В работу включено задание для повторения дат по Всемирной исто...

"Русь в IX - начале XII века".

Содержание урока  «Русь в IX - начале XII века»   полностью соответствует теме. Урок методически выдержан. Гармонично, логично и точно подобраны все задания, работающие на о...