Страницы Нюрнбергского процесса
классный час по истории (8 класс) на тему

Тигольских Анна Сергеевна

Классный час «Страницы Нюрнбергского процесса»

Класс: 8

Разработчик: Тигольских Анна Сергеевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Абазинской СОШ№49»

Цели:

  1. Показать историческое значение Нюрнбергского процесса, впервые в мире осудившего преступления против человечества.
  2. Способствовать воспитанию у учащихся чувства неприятия войны как средства решения международных конфликтов, понимания неизбежности расплаты за преступления против человечества.
  3. Расширить кругозор школьников за счет сведений, выходящих за рамки школьного учебника.

 

Оборудование: раздаточный материал: «Уголовное дело подсудимых Нюрнбергского процесса», презентация, видеофильм.

Ход классного часа.

 

«Эта память – верьте, люди – всей земле нужна…

Если мы войну забудем, вновь придет война.»,

  таблички с именами членов Трибунала и преступников.

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация.

Учитель.

Цель сегодняшнего классного часа расширение ваших знаний о Нюрнбергском процессе, о его исторической роли. Я надеюсь, что все, что вы увидите и услышите на уроке, будет способствовать укреплению ваших пацифистских устремлений. Объясните, как вы понимаете слово «пацифизм»? Пацифизм – это идеология сопротивления насилию ради его исчезновения. (слайд 3).

Учитель. Что вы слышали о Нюрнбергском процессе? (слайд 4)

Ученики пытаются дать определение этому процессу.

  1. Новая тема.

Учитель. 2 сентября 1945 года закончилась Вторая мировая война, которая продолжалась 6 лет и в которой участвовало более 60 государств. Площадь военных действий была свыше 22 млн км, мобилизовано в вооруженные силы 110 млн. человек. Убито и умерло от ран более 50 млн. человек, остались инвалидами и были ранены 90 млн. человек.

        8 августа 1945 года в Лондоне было подписано соглашение о судебном преследование и наказании главных военных преступников и учрежден военный трибунал. Правительства СССР, США, Великобритании, Франции назначили в Трибунал по одному члену суда и его заместителю.

        20 ноября 1945 года в 10 часов утра во дворце юстиции г. Нюрнберга в Германии открылось первое  заседание Международного военного трибунала. Процесс, который сейчас начнется, является единственным в своем роде в мировой юриспруденции, и он имеет величайшее общественное значение для миллионов людей на всем  земном шаре. На скамье подсудимых 21 человек, все они были участниками злодеяний, потрясших мир своей бесчеловечностью.(слайд 5-7)

        Учитель. Джеффри Лоренс – председатель суда опрашивал  подсудимых и задавал им вопрос,                      признают ли они себя виновными? Ответ – нет. ( слайд 8) Процесс получился долгим, он длился почти год. Всего было проведено 403 заседания. Стенографический протокол процесса занимает 16000 страниц, заслушано 116 свидетелей, рассмотрено 143 письменных показания и свыше 5 тысяч документальных доказательств, выполнено 780000 фотокопий, использовано 27 км.  магнитной ленты и 7 тысяч граммофонных дисков.

Ребята, сегодня нам необходимо выяснить: виновны ли подсудимые? Что вменялось в вину известным людям рейха?

         Ученики рассматривают уголовное дело.

Учитель. Перед вами лежат уголовное дело, которое было собрано на обвиняемых. Мы сегодня попробуем разобраться в злодеяниях нацистов.

Всем обвиняемым предъявлены  4 пункта обвинительного акта (стр. 1 головного дела):

  1. Общий план или заговор.
  2. Преступления против мира.
  3. Военные преступления.
  4. Преступления против человечности.

Ученики пытаются пояснить пункты дела.

Учитель. Целью преступного заговора являлось установление так называемого «нового порядка» в Европе. Новым порядком фашисты называли режим террора, грабежа и насилия, который они установили на оккупированных территориях. Все обвиняемые приняли активное участие в агрессии, совершая преступления против мира, развязав войну против многих стран: против Польши- 1сентября 1939 года, с которой и началась мировая трагедия. В Польше была проведена  нацистская акция «Операция АБ» по уничтожению польской интеллигенции. По мимо интеллигенции гонениям предались евреи. Гитлер ненавидел евреев и свою ненависть он выразил в создании концентрационных лагерей. Первый лагерь организован в 1933 году в Бухенвальде, в Европе самыми большими были лагеря: Освенцим, Майданек, Треблинка, Дахау, Бухенвальд, Заксенхаузен, Равенсбрюк, Маутхаузен.      А на территории СССР были созданы лагеря в Смоленске, Ставрополе, Харькове, Киеве  и в других городах. В общей сложности за колючей проволокой оказалось 18 миллионов человек, 12 миллионов умерщвлены. (слайд 9-10)

Ученики смотрят фильм об Освенциме. А потом читаю уголовное дело стр. 2 документ 2 историческую справку об Освенциме.

Учитель.

В чем заключаются зверства нацистов по отношению к человечеству?

Учитель.

Особую жестокость фашистов следует отметить по отношению к детям. В уголовном деле стр. 2 документ 2 есть документ, который об этом свидетельствует, давайте ознакомимся с ним. Документы свидетельствуют: «Сотни тысяч детей в возрасте от грудного ребенка до 16 лет истребили немцы в лагерях, на оккупированных территориях. В лагере прибывших  отправляли в газовые камеры, а здоровых подростков изнуряли на тяжелых работах. В Саласпилсе детям делали впрыскивание жидкости, от которой они медленно умирали. Давали им отравленную кашу, и от этого в день умирало по 150 человек. Весной 1944 года в лагере Биркенау  был организован блок для близнецов, где доктор Менгель проводил над ними различные эксперименты. (слайд 11).

В уголовном деле на стр. 3-4 содержаться выдержки из документов того времени, давай те познакомимся с ними.

Учитель.

Нюрнбергский процесс длился почти год, на заседаниях оглашались страшные документальные доказательства Осуществляя свои захватнические, грабительские планы, гитлеровцы систематически разрушали города и села. Полностью или частично разрушено и сожжено 1710 городов и более 70 тысяч сел и деревень, немцы сожгли и разрушили свыше 6 млн. зданий и лишили крова 25 млн. человек. В СССР разрушили почти 32 тысячи промышленных предприятий, 4100 железнодорожных станций, 40 тысяч больниц, 84 тысячи школ, техникумов, вузов, 43 тысячи библиотек.

Гитлеризм навязал миру войну, которая принесла народам неисчислимые бедствия и безмерные страдания. Сам Гитлер не дожил до этого процесса, он трусливо покончил жизнь самоубийством. За него на скамье подсудимых сидели: Мартин Борман – личный секретарь фюрера, Герман Вильгельм Геринг - Главнокомандующий военно-воздушными силами Третьего рейха, Рудольф Гесс – заместитель фюрера по партии, Альфред Розенберг  – отвечал за идеологию и многие другие. Всего было 21 человек. (презентация слайды 12-16). Главный виновник: Адольф Гитлер – покончил жизнь самоубийством 30 апреля 1945 г.

Вопрос к ученикам: виновны ли подсудимые? Ученики рассуждают на предложенный вопрос.

Учитель.

1 октября 1946 года Трибунал огласил приговор. К смертной казни через повешенье 12 человек, к пожизненному заключению 3. 16 октября 1946 года приговор был приведен в исполнение. Тела казненных были сожжены, а прах развеян по ветру. Нюрнбергский процесс - это утверждение новых нравственных начал в общении между людьми и народами. Мы не должны забывать уроков войны и погибших ради нас. (слайд 17)

4. Закрепление по теме:

Вопросы для обсуждения:

  1. В чем на ваш взгляд, состояла главная цель Нюрнбергского  процесса?
  2. Необходим ли был Нюрнбергский процесс человечеству?

Учитель. Надеюсь, ребята, вы многое вынесли с этого занятия. И главное помните: Эта память - верьте, люди – всей земле нужна… Если мы войну забудем, вновь придет война! (слайд 18)

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уголовное дело на подсудимых Нюрнбергского процесса.

20 ноября 1945 г. - 1 октября 1946 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всем обвиняемым предъявлены  4 пункта обвинительного акта:

  1. Общий план или заговор.
  2. Преступления против мира.
  3. Военные преступления.
  4. Преступления против человечности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Документы свидетельствуют:

  1. «В Освенциме на 12 тыс. заключенных был один умывальник,  а весной заключенные умывались и пили из луж. В бараках были крысы, которые объедали трупы. В Освенциме было обнаружено 293 тюка с женским волосами весом 7 тонн. Экспертная комиссия установила, что волосы срезаны со 140 тыс. женщин. Волосы перерабатывались в войлок и пряжу, из которой изготавливали носки для воюющих немцев в холодной России. В 1941 году в лагере Аушвиц был построен первый крематорий. В хирургическом отделении проводились различные эксперименты над людьми:    изучались действия различных химических препаратов, искусственно вызывались язвы, ожоги, инфекционные заболевания. На поток было поставлено производство мыла из остатков человеческого жира. Снимали целиком кожу с трупов, подвергали ее химической обработке, сушили и изготавливали седла, перчатки, дамские сумочки. Некоторые представители администрации лагерей коллекционировали черепа заключенных. Всего в Освенциме погибло 4млн. чел., в Равенсбрюке - более 130 тыс. женщин и детей, в Саласпилсе - более 100тыс., в Треблинке- более 800 тыс. в Майданеке- более 1,5 млн. человек, в Маутхаузене –свыше 122 тыс. человек.»

 

  1.  «Сотни тысяч детей в возрасте от грудного ребенка до 16 лет истребили немцы в лагерях, на оккупированных территориях. В лагере прибывших  отправляли в газовые камеры, а здоровых подростков изнуряли на тяжелых работах. В Саласпилсе детям делали впрыскивание жидкости, от которой они медленно умирали. Давали им отравленную кашу, и от этого в день умирало по 150 человек. Весной 1944 года в лагере Биркенау  был организован блок для близнецов, где доктор Менгель проводил над ними различные эксперименты».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из показаний Ульяны Манько (33 года):
«Меня, беременную, и моих двух детей, Татьяну – 5 лет и Марию – 2 лет, в один из февральских дней 1944 г. с многими другими односельчанами немцы погнали в концлагерь, находившийся близ поселка Дерть. В пути нас не кормили, мои дети плакали от голода, и я хотела в поле собрать несколько картофелин. Увидев, что я собираю мерзлую картошку, немецкий солдат подбежал ко мне и стал ногами бить в поясницу. Я потеряла сознание, и вскоре у меня начались роды. Новорожденный на вторые сутки умер, а меня, больную, истерзанную, погнали дальше в лагерь.

В лагере мы жили под открытым небом, спали прямо на снегу. Мои дети страдали от холода и еще больше от голода. Горячей пищи нам не давали, а изредка через проволоку бросали хлеб. Но желающих получить кусок хлеба было слишком много, и мне, больной и немощной, лишь два раза удалось таким образом заполучить небольшие ломтики хлеба. Однажды я хотела собрать веток, чтобы развести костер и обогреть своих детей. Но немец не дал мне этого сделать и избил меня палкой.

Так я мучилась со своими детьми в концлагере. Вскоре у моих детей опухли ноги и руки. Они кричали и плакали: «Мама, холодно! Мама, кушать!» Но я ничего не могла сделать для моих девочек. На пятый день в жизни в лагере от голода умерла моя дочь Мария, а на следующий день умерла и Татьяна».
 

Заложники вермахта (Озаричи - лагерь смерти): Документы и материалы. Минск: Национальный архив Республики Беларусь, 1999. С. 73.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из отчёта унтершарфюрера СС Арльта о деятельности 2-го взвода 1-й роты батальона войск СС, 3 августа 1942 г.: "Работа оставшихся в Минске членов группы остается по-прежнему в основном та же. Транспорты с евреями прибывают регулярно в Минск и обрабатываются нами. Так, 18 и 19.06.1942 г. мы снова занимались рытьем рвов на территории поселка. 19.06. на новом кладбище возле имения командира был похоронен скончавшийся от сыпного тифа в лазарете СС шарфюрер СС Шредер. Моя группа была усилена СД и как взвод участвовала в почетном карауле. 26.06. Прибыл ожидаемый транспорт с евреями из рейха. 27.06. Мы выехали почти всей командой на операцию в Барановичи. Результаты, как всегда, оказались отрицательными. В ходе этой акции мы очистили гетто в Слониме. В этот день около 4000 евреев были преданы земле.
30.06. Мы снова возвратились в Минск. В последующие дни занимались приведением в порядок обмундирования, чисткой и пристрелкой оружия.
2.07. Снова копались рвы для приема транспорта с евреями.
10.07. Мы и латышская команда использовались против партизан в лесу возле Койданово. Мы смогли ликвидировать склад боеприпасов. Внезапно из засады мы были обстреляны из пулемета, при этом был убит один латышский товарищ. Во время преследования банды были убиты 4 чел.
12.07. Литовский товарищ был похоронен на новом кладбище.
17.07. Прибыл транспорт с евреями, которые были доставлены в имение.
21, 22 и 23.07. Были вырыты новые рвы.
24.07. Снова прибыл транспорт с 1000 евреев из рейха.
С 25.07. по 27.07. Копались новые рвы.
28.07. Проведена крупная акция в минском русском гетто. 6000 евреев были доставлены ко рву. 29.07. 3000 немецких евреев были доставлены ко рву.
Последующие дни мы занимались чисткой и пристрелкой оружия..."
 

Лагерь смерти Тростенец: Документы и материалы. Минск, 2003. С. 26 - 27.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stranitsy_nyurnbergskogo_protsessa.rar2.01 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Страницы Нюрнбергского процесса»

Класс: 8

Разработчик: Тигольских Анна Сергеевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Абазинской СОШ№49»

Цели:

  1. Показать историческое значение Нюрнбергского процесса, впервые в мире осудившего преступления против человечества.
  2. Способствовать воспитанию у учащихся чувства неприятия войны как средства решения международных конфликтов, понимания неизбежности расплаты за преступления против человечества.
  3. Расширить кругозор школьников за счет сведений, выходящих за рамки школьного учебника.

Оборудование: раздаточный материал: «Уголовное дело подсудимых Нюрнбергского процесса», презентация, видеофильм.

Ход классного часа.

«Эта память – верьте, люди – всей земле нужна…

Если мы войну забудем, вновь придет война.»,

  таблички с именами членов Трибунала и преступников.

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация.

Учитель.

Цель сегодняшнего классного часа расширение ваших знаний о Нюрнбергском процессе, о его исторической роли. Я надеюсь, что все, что вы увидите и услышите на уроке, будет способствовать укреплению ваших пацифистских устремлений. Объясните, как вы понимаете слово «пацифизм»? Пацифизм – это идеология сопротивления насилию ради его исчезновения. (слайд 3).

Учитель. Что вы слышали о Нюрнбергском процессе? (слайд 4)

Ученики пытаются дать определение этому процессу.

  1. Новая тема.

Учитель. 2 сентября 1945 года закончилась Вторая мировая война, которая продолжалась 6 лет и в которой участвовало более 60 государств. Площадь военных действий была свыше 22 млн км, мобилизовано в вооруженные силы 110 млн. человек. Убито и умерло от ран более 50 млн. человек, остались инвалидами и были ранены 90 млн. человек.

        8 августа 1945 года в Лондоне было подписано соглашение о судебном преследование и наказании главных военных преступников и учрежден военный трибунал. Правительства СССР, США, Великобритании, Франции назначили в Трибунал по одному члену суда и его заместителю.

        20 ноября 1945 года в 10 часов утра во дворце юстиции г. Нюрнберга в Германии открылось первое  заседание Международного военного трибунала. Процесс, который сейчас начнется, является единственным в своем роде в мировой юриспруденции, и он имеет величайшее общественное значение для миллионов людей на всем  земном шаре. На скамье подсудимых 21 человек, все они были участниками злодеяний, потрясших мир своей бесчеловечностью.(слайд 5-7)

        Учитель. Джеффри Лоренс – председатель суда опрашивал  подсудимых и задавал им вопрос,                      признают ли они себя виновными? Ответ – нет. ( слайд 8) Процесс получился долгим, он длился почти год. Всего было проведено 403 заседания. Стенографический протокол процесса занимает 16000 страниц, заслушано 116 свидетелей, рассмотрено 143 письменных показания и свыше 5 тысяч документальных доказательств, выполнено 780000 фотокопий, использовано 27 км.  магнитной ленты и 7 тысяч граммофонных дисков.

Ребята, сегодня нам необходимо выяснить: виновны ли подсудимые? Что вменялось в вину известным людям рейха?

         Ученики рассматривают уголовное дело.

Учитель. Перед вами лежат уголовное дело, которое было собрано на обвиняемых. Мы сегодня попробуем разобраться в злодеяниях нацистов.

Всем обвиняемым предъявлены  4 пункта обвинительного акта (стр. 1 головного дела):

  1. Общий план или заговор.
  2. Преступления против мира.
  3. Военные преступления.
  4. Преступления против человечности.

Ученики пытаются пояснить пункты дела.         

Учитель. Целью преступного заговора являлось установление так называемого «нового порядка» в Европе. Новым порядком фашисты называли режим террора, грабежа и насилия, который они установили на оккупированных территориях. Все обвиняемые приняли активное участие в агрессии, совершая преступления против мира, развязав войну против многих стран: против Польши- 1сентября 1939 года, с которой и началась мировая трагедия. В Польше была проведена  нацистская акция «Операция АБ» по уничтожению польской интеллигенции. По мимо интеллигенции гонениям предались евреи. Гитлер ненавидел евреев и свою ненависть он выразил в создании концентрационных лагерей. Первый лагерь организован в 1933 году в Бухенвальде, в Европе самыми большими были лагеря: Освенцим, Майданек, Треблинка, Дахау, Бухенвальд, Заксенхаузен, Равенсбрюк, Маутхаузен.      А на территории СССР были созданы лагеря в Смоленске, Ставрополе, Харькове, Киеве  и в других городах. В общей сложности за колючей проволокой оказалось 18 миллионов человек, 12 миллионов умерщвлены. (слайд 9-10)

Ученики смотрят фильм об Освенциме. А потом читаю уголовное дело стр. 2 документ 2 историческую справку об Освенциме.

Учитель.

В чем заключаются зверства нацистов по отношению к человечеству?

Учитель.

Особую жестокость фашистов следует отметить по отношению к детям. В уголовном деле стр. 2 документ 2 есть документ, который об этом свидетельствует, давайте ознакомимся с ним. Документы свидетельствуют: «Сотни тысяч детей в возрасте от грудного ребенка до 16 лет истребили немцы в лагерях, на оккупированных территориях. В лагере прибывших  отправляли в газовые камеры, а здоровых подростков изнуряли на тяжелых работах. В Саласпилсе детям делали впрыскивание жидкости, от которой они медленно умирали. Давали им отравленную кашу, и от этого в день умирало по 150 человек. Весной 1944 года в лагере Биркенау  был организован блок для близнецов, где доктор Менгель проводил над ними различные эксперименты. (слайд 11).

В уголовном деле на стр. 3-4 содержаться выдержки из документов того времени, давай те познакомимся с ними.

Учитель.

Нюрнбергский процесс длился почти год, на заседаниях оглашались страшные документальные доказательства Осуществляя свои захватнические, грабительские планы, гитлеровцы систематически разрушали города и села. Полностью или частично разрушено и сожжено 1710 городов и более 70 тысяч сел и деревень, немцы сожгли и разрушили свыше 6 млн. зданий и лишили крова 25 млн. человек. В СССР разрушили почти 32 тысячи промышленных предприятий, 4100 железнодорожных станций, 40 тысяч больниц, 84 тысячи школ, техникумов, вузов, 43 тысячи библиотек.

Гитлеризм навязал миру войну, которая принесла народам неисчислимые бедствия и безмерные страдания. Сам Гитлер не дожил до этого процесса, он трусливо покончил жизнь самоубийством. За него на скамье подсудимых сидели: Мартин Борман – личный секретарь фюрера, Герман Вильгельм Геринг - Главнокомандующий военно-воздушными силами Третьего рейха, Рудольф Гесс – заместитель фюрера по партии, Альфред Розенберг  – отвечал за идеологию и многие другие. Всего было 21 человек. (презентация слайды 12-16). Главный виновник: Адольф Гитлер – покончил жизнь самоубийством 30 апреля 1945 г.

Вопрос к ученикам: виновны ли подсудимые? Ученики рассуждают на предложенный вопрос.

Учитель.

1 октября 1946 года Трибунал огласил приговор. К смертной казни через повешенье 12 человек, к пожизненному заключению 3. 16 октября 1946 года приговор был приведен в исполнение. Тела казненных были сожжены, а прах развеян по ветру. Нюрнбергский процесс - это утверждение новых нравственных начал в общении между людьми и народами. Мы не должны забывать уроков войны и погибших ради нас. (слайд 17)

4. Закрепление по теме:

Вопросы для обсуждения:

  1. В чем на ваш взгляд, состояла главная цель Нюрнбергского  процесса?
  2. Необходим ли был Нюрнбергский процесс человечеству?

Учитель. Надеюсь, ребята, вы многое вынесли с этого занятия. И главное помните: Эта память - верьте, люди – всей земле нужна… Если мы войну забудем, вновь придет война! (слайд 18)

Приложение 1

Уголовное дело на подсудимых Нюрнбергского процесса.

20 ноября 1945 г. - 1 октября 1946 г.

Всем обвиняемым предъявлены  4 пункта обвинительного акта:

  1. Общий план или заговор.
  2. Преступления против мира.
  3. Военные преступления.
  4. Преступления против человечности.

Документы свидетельствуют:

  1. «В Освенциме на 12 тыс. заключенных был один умывальник,  а весной заключенные умывались и пили из луж. В бараках были крысы, которые объедали трупы. В Освенциме было обнаружено 293 тюка с женским волосами весом 7 тонн. Экспертная комиссия установила, что волосы срезаны со 140 тыс. женщин. Волосы перерабатывались в войлок и пряжу, из которой изготавливали носки для воюющих немцев в холодной России. В 1941 году в лагере Аушвиц был построен первый крематорий. В хирургическом отделении проводились различные эксперименты над людьми:    изучались действия различных химических препаратов, искусственно вызывались язвы, ожоги, инфекционные заболевания. На поток было поставлено производство мыла из остатков человеческого жира. Снимали целиком кожу с трупов, подвергали ее химической обработке, сушили и изготавливали седла, перчатки, дамские сумочки. Некоторые представители администрации лагерей коллекционировали черепа заключенных. Всего в Освенциме погибло 4млн. чел., в Равенсбрюке - более 130 тыс. женщин и детей, в Саласпилсе - более 100тыс., в Треблинке- более 800 тыс. в Майданеке- более 1,5 млн. человек, в Маутхаузене –свыше 122 тыс. человек.»

  1.  «Сотни тысяч детей в возрасте от грудного ребенка до 16 лет истребили немцы в лагерях, на оккупированных территориях. В лагере прибывших  отправляли в газовые камеры, а здоровых подростков изнуряли на тяжелых работах. В Саласпилсе детям делали впрыскивание жидкости, от которой они медленно умирали. Давали им отравленную кашу, и от этого в день умирало по 150 человек. Весной 1944 года в лагере Биркенау  был организован блок для близнецов, где доктор Менгель проводил над ними различные эксперименты».

Из показаний Ульяны Манько (33 года):
«Меня, беременную, и моих двух детей, Татьяну – 5 лет и Марию – 2 лет, в один из февральских дней 1944 г. с многими другими односельчанами немцы погнали в концлагерь, находившийся близ поселка Дерть. В пути нас не кормили, мои дети плакали от голода, и я хотела в поле собрать несколько картофелин. Увидев, что я собираю мерзлую картошку, немецкий солдат подбежал ко мне и стал ногами бить в поясницу. Я потеряла сознание, и вскоре у меня начались роды. Новорожденный на вторые сутки умер, а меня, больную, истерзанную, погнали дальше в лагерь.

В лагере мы жили под открытым небом, спали прямо на снегу. Мои дети страдали от холода и еще больше от голода. Горячей пищи нам не давали, а изредка через проволоку бросали хлеб. Но желающих получить кусок хлеба было слишком много, и мне, больной и немощной, лишь два раза удалось таким образом заполучить небольшие ломтики хлеба. Однажды я хотела собрать веток, чтобы развести костер и обогреть своих детей. Но немец не дал мне этого сделать и избил меня палкой.

Так я мучилась со своими детьми в концлагере. Вскоре у моих детей опухли ноги и руки. Они кричали и плакали: «Мама, холодно! Мама, кушать!» Но я ничего не могла сделать для моих девочек. На пятый день в жизни в лагере от голода умерла моя дочь Мария, а на следующий день умерла и Татьяна».

Заложники вермахта (Озаричи - лагерь смерти): Документы и материалы. Минск: Национальный архив Республики Беларусь, 1999. С. 73.

Из отчёта унтершарфюрера СС Арльта о деятельности 2-го взвода 1-й роты батальона войск СС, 3 августа 1942 г.: "Работа оставшихся в Минске членов группы остается по-прежнему в основном та же. Транспорты с евреями прибывают регулярно в Минск и обрабатываются нами. Так, 18 и 19.06.1942 г. мы снова занимались рытьем рвов на территории поселка. 19.06. на новом кладбище возле имения командира был похоронен скончавшийся от сыпного тифа в лазарете СС шарфюрер СС Шредер. Моя группа была усилена СД и как взвод участвовала в почетном карауле. 26.06. Прибыл ожидаемый транспорт с евреями из рейха. 27.06. Мы выехали почти всей командой на операцию в Барановичи. Результаты, как всегда, оказались отрицательными. В ходе этой акции мы очистили гетто в Слониме. В этот день около 4000 евреев были преданы земле.
30.06. Мы снова возвратились в Минск. В последующие дни занимались приведением в порядок обмундирования, чисткой и пристрелкой оружия.
2.07. Снова копались рвы для приема транспорта с евреями.
10.07. Мы и латышская команда использовались против партизан в лесу возле Койданово. Мы смогли ликвидировать склад боеприпасов. Внезапно из засады мы были обстреляны из пулемета, при этом был убит один латышский товарищ. Во время преследования банды были убиты 4 чел.
12.07. Литовский товарищ был похоронен на новом кладбище.
17.07. Прибыл транспорт с евреями, которые были доставлены в имение.
21, 22 и 23.07. Были вырыты новые рвы.
24.07. Снова прибыл транспорт с 1000 евреев из рейха.
С 25.07. по 27.07. Копались новые рвы.
28.07. Проведена крупная акция в минском русском гетто. 6000 евреев были доставлены ко рву. 29.07. 3000 немецких евреев были доставлены ко рву.
Последующие дни мы занимались чисткой и пристрелкой оружия..."

Лагерь смерти Тростенец: Документы и материалы. Минск, 2003. С. 26 - 27.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный проект "Нюрнбергский процесс"

К 65-летию Победы в ВОв был создан проект, в котором рассказывается о Международном суде над нацистскими преступниками против человечности. Этот проект был представлен на районном конкурсе "Лидер", гд...

Нюрнбергский процесс

Презентацию "Нюрнбергский  процесс" можно использовать на классных часах в 5-11 классах....

"Вторая мировая война. Преступление против человечества. Нюрнбергский процесс"

Звучит песня- Городам- героям.         Фильм- « Самый лучший ролик о войне».            Слайд- испуганные...

"Суд Народов приговаривает..." Художественно-документальная композиция к 70-летию Нюрнбергского процесса

Предлагаемое внеклассное мероприятие рассчитано на аудиторию школьников 9-11 классов. В основе сценария – избранные материалы Нюрнбергского процесса над главными немецкими военными преступниками. В ко...

Нюрнбергский процесс. Уроки истории.(ко дню 70-я Нюрнбергского процесса)

Целиn    В процессе мероприятия изучить историю и значение Нюрнбергского процесса. n    В канун 70-летия процесса ознакомить учащихся с историей и решениями суда над...

"Страницы Нюрнбергского процесса"

Международный трибунал. Подсудимые - нацисты германской армии. Лагеря смерти, Холокост. Бабий Яр. Хатынь. Приговор и возмездие фашистским палачам....

Урок - процесс на тему – «Нюрнбергский процесс»

Война против фашизма в Европе закончилась не только взятием Берлина и подписанием акта безоговорочной капитуляции Германии. Её  закономерным финалом стал и Нюрнбергский процесс. Спустя 70 лет это...