"Суд Народов приговаривает..." Художественно-документальная композиция к 70-летию Нюрнбергского процесса
методическая разработка (11 класс) на тему

Кондакова Татьяна Алексеевна

Предлагаемое внеклассное мероприятие рассчитано на аудиторию школьников 9-11 классов. В основе сценария – избранные материалы Нюрнбергского процесса над главными немецкими военными преступниками. В композиции использованы стихи советских поэтов, отрывки из произведений, давно забытых школьными программами по литературе, но несущих огромный эмоциональный и воспитательный потенциал. В разработке даны рекомендации по выбору музыкального сопровождения и иллюстративного оформления, обеспечивающих глубокое эмоциональное восприятие школьниками материала. Несмотря на продолжительность  до 1,5 часов, композиция слушается на одном дыхании (при условии качественного исполнения). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hud-dok.kompozitsiya._sud_narodov.docx35.44 КБ

Предварительный просмотр:

Суд народов приговаривает…

(художественно-документальная композиция, посвящённая 70-летию Нюрнбергского процесса)

Тема Победы советского народа в Великой Отечественной войне, бесспорно, имеет непреходящее значение. О героизме, проявленном людьми в годы войны на фронте и в тылу, написано немало замечательных художественных и публицистических произведений, об этом рассказывают мемуары непосредственных участников Великой Отечественной войны. Многолетний опыт и тесный контакт с ученической аудиторией укрепил во мне уверенность в том, что формирование высоких нравственных качеств возможно, прежде всего, на эмоционально насыщенном материале, вызывающем отклик в душе подростков. Это обусловило обращение к теме страданий и бедствий, которые причиняет война, к теме жестокости и зверств фашистов. Сегодня особенно актуальной становится задача воспитания в молодом поколении не только уважения к народу-победителю, но и ненависти к фашизму, задача формирования мысли о неотвратимости наказания за то зло, которое несёт идеология нацизма.

В основе сценария – избранные материалы Нюрнбергского процесса над главными немецкими военными преступниками (Сб.материалов в 3-х томах под ред. Р.А. Руденко. М., «Юридическая литература», 1965-66). Наряду с этим, в композиции использованы стихи советских поэтов, отрывки из произведений авторов, давно забытых школьными программами по литературе, но несущих огромный эмоциональный и воспитательный потенциал (В.Василевская. «Радуга», А.Адамович «Хатынская повесть»). Музыкальное сопровождение и иллюстративное оформление композиции не оставляют зрителей равнодушными. (Видеоряд может быть создан на усмотрение постановщика, с использованием ресурсов Интернета; музыка также может быть подобрана в соответствии с видением руководителя).

Темно. Слайд – статуя Фемиды, название композиции. Музыка – одна звенящая или гудящая нота, постепенно нарастающая и обрывающаяся сильными аккордами  (Ж.Гию. Сага №1).

Чтец (в луче света, на фоне музыки). Анна Шикльгрубер, служанка, незамужняя, родила Алоиса, которого усыновил человек без определённых занятий Джон Георг Гидлер; Алоис Гидлер и Клара (фото – на слайде) родили Адольфа. Адольф Шикльгрубер-Гитлер (слайд – Гитлер в детстве) родился в австрийском городе Браунау 20 апреля 1889 года. В день смерти (слайд – последнее фото Гитлера), 30 апреля 1945 года,  рост имел 172 см, вес 82 кг, образование – незаконченное среднее (реальная школа). Особые приметы: хорошая память, плохие зубы.

Музыка. Слайд «Планирование агрессивных войн гитлеровским генеральным штабом»

Мужской голос (за кулисами, в микрофон). Россия является фактором, на который особенно рассчитывает Англия. Если Россия будет разбита, у Англии исчезнет последняя надежда. Тогда господствовать в Европе и на Балканах будет Германия. Россия должна быть ликвидирована. Начало операции – май 1941 г., срок для проведения операции – 5 месяцев. (Муз.пауза).

Итоги будет подводить история. Пусть содрогнётся мир – я с корнем вырву 2 ноющих зуба Европы. В Гималаях эхо отзовётся. А впереди Иран, Ирак, Египет, Индия… И Тибет! Наконец-то никто не будет стоять между Ними и Мной…

Чтец (на сцене). Отрывок из поэмы В.Инбер «Пулковский меридиан» («В пролёт, меж двух больничных корпусов… … Всё это лишь объекты разрушений»).

Музыка - громче, затем постепенно стихает. На экране кадры кинохроники: победа, Парад победы. Слайд «Советский воин в Трептов-парке». Музыка: Чайковский, симф.№5, ч.2  (отрывок – примерно третья треть).

Голоса в микрофон:

Женский. Советский воин, отстоявший свою Родину от гитлеровских захватчиков и освободивший народы других стран от фашистского порабощения, открыл путь международному правосудию – Нюрнбергскому процессу над главными немецкими военными преступниками. Это был суд всего человечества, Суд Народов, который определил агрессивную войну как тягчайшее преступление против человечества.

Мужской. Во имя подлинной любви к человечеству… во имя памяти миллионов невинных людей, загубленных бандой преступников… во имя счастья и мирного труда будущих поколений Суд Народов вынес приговор…

Музыка – громко. На сцену выходят 8 чтецов, становятся в каре, по 4 чел. с каждой стороны. Музыка смолкает. Слайд: Дворец юстиции в Нюрнберге.

Музыка – Ж. Гию (сначала)

Чтецы:

1-й. 20 ноября 1945 года советские обвинители, совместно со своими американскими, английскими и французскими коллегами вошли в зал Дворца юстиции в Нюрнберге, где в течение почти 11 месяцев Международный Военный Трибунал вершил суд над гитлеризмом. (Слайд: зал суда).

2-й. Зал суда. На возвышении, под флагами четырёх союзных держав – судьи и их заместители. Перед ними – секретари, стенографистки. Напротив, в 2 ряда – адвокаты в чёрных и лиловых мантиях. Неподвижно стоят, заложив руки за спину, американские военные полицейские в белых касках. А за барьером, на двух длинных скамьях – они, те, кто совершил чудовищные злодеяния, развязал Вторую мировую войну, пролил море крови.

Муз.пауза. Слайды: фото называемых преступников – поочерёдно, по мере их представления.

1-й. Это он, Иоахим Риббентроп, в своё время скрепил собственной подписью советско-германский договор о ненападении и чуть ли не первым оказался в числе соучастников преступного попрания этого договора.

2-й. Это ему, «человеку №2», Герману Герингу, принадлежат слова: «Я намереваюсь грабить и именно эффективно. Вы должны быть как легавые собаки!»

3-й. Это они, Вильгельм Кейтель и Альфред Йодль планируют военные преступления и стратегические операции.

4-й. Это с его именем, именем Эриха Редера, связана директива об уничтожении Ленинграда, который фашисты намеревались «стереть с лица Земли».

5-й. Это он, Альфред Розенберг, помогал Гитлеру составлять план уничтожения и порабощения советского народа.

6-й. Это они, Яльмар Шахт и Вальтер Функ, внесли немалую лепту в разработку «еврейского вопроса».

7-й. Это от него, Эрнста Кальтенбруннера, «великого инквизитора», исходили приказы обо всех казнях.

8-й. 21 преступник предстал перед Международным Военным Трибуналом.

Музыка – громче. Слайд: скамья подсудимых.

Чтец. С. Нерис. «Будьте прокляты, убийцы!»

                 Будьте прокляты, убийцы,
                   В это утро раннее 
                   К нам посмевшие вломиться,
                   Нелюди незваные!
                 

                  Солнце вы закрыли тьмою,
                  Небо с облаками,

                  Распростёршись над землёю

                  Чёрными крылами.

                   Пусть на вас падет лавиною
                   Матери проклятье!
                   Пусть за кровь детей невинную
                   Кровью вы заплатите!
                 

                   За украденное солнце 

                   Отомстим вампирам!
                   Будьте прокляты навеки, 
                   Прокляты всем миром!

Музыка смолкает. Чтецы садятся за столы – по 4 человека с каждой стороны сцены.

1-й. «Славяне должны на нас работать. Если они нам более не нужны, они могут умереть»… Эти слова заочно судимого Мартина Бормана (слайд – фото Бормана) послужили основой преступной деятельности подсудимых Розенберга, Заукеля, Франка. Фриц Заукель, при помощи свои подручных, насильственно доставил в Германию из Франции, Голландии, Польши, Югославии, Чехословакии, Советского Союза около 10 млн. человек, не считая погибших в пути от недоедания и болезней. (Слайд - Угон населения в Германию. Киев, 1941г.).

2-й. Фашисты обрекали тысячи детей на каторжные работы и смерть. Гитлеровское военное командование насильственно отправляло в «рейх» детей в возрасте 10-14 лет, в частности, 50 тысяч детей из Белоруссии. Каждую неделю в Германию прибывает 8-10 тысяч русских граждан, являющихся прекрасной рабочей силой. (Слайд - Спецтранспорт из Польши).

3-й. Из протокола заседания у генерального уполномоченного по использованию рабочей силы от 3 сентября 1942 г. (секретный документ). «Фюрер распорядился о немедленном привлечении 400-500 тысяч украинских женщин в возрасте от 15 до 35 лет для использования их в домашнем хозяйстве. Фюрер в категорической форме выразил желание онемечить возможно большее число этих девушек» (Слайд – Угон женщин в Германию).

4-й. Из донесения начальника управления молодыми кадрами Пауля Рааба Розенбергу (секретно): «В пределах района Васильково Киевской области я нёс ответственность за мобилизацию местных жителей на работу в Германию. Выбор средств, при помощи которых я выполнял эту задачу, был предоставлен мне. Я работал с исключительным терпением и принимал резкие карательные меры, например, сжигание домов» (Слайд – Сжигание деревень фашистами).

Музыка – Чайковский, симф.№5, ч.1 (начало)

Чтец. С. Давыдов. «Кинофильм о войне».

Слайд – концлагерь

5-й. В целях истребления граждан СССР немецко-фашистские палачи по заранее намеченному плану создали целую систему концентрационных лагерей, тюрем и различных застенков, которые, по мере уничтожения находившихся в них советских людей, непрерывно пополнялись новыми жертвами. К третьему году войны действовало 20 концентрационных и 165 рабочих лагерей.

Музыка – Ж.Гию 

6-й. Перед Международным Трибуналом – бывший комендант лагеря Освенцим Рудольф Гесс (Слайд – фото Р.Гесса).

7-й. «Я думаю, - говорит Гесс, - что, по крайней мере, 2 млн.500 тыс. жертв было истреблено в Освенциме путём отравления в газовых камерах и сожжения и по меньшей мере ещё 500 тыс. погибло от голода и болезней» (Слайд – трупы погибших в концлагерях).

8-й. День допроса этого садиста подсудимые потом между собой назвали «самым чёрным днём процесса» Гесс показывал:

1-й. «Я устроил в Освенциме помещение для уничтожения и применял кристаллизованную синильную кислоту, которую мы бросали в камеру смерти через небольшое отверстие (Слайд – камера смерти). В зависимости от температурных условий в камере люди умирали в течение 3-15 минут. О наступившей смерти мы узнавали, когда люди в камере переставали кричать. После того, как трупы выносили, наши особые команды занимались тем, что снимали с жертв кольца и извлекали золотые зубы».

2-й. Равнодушно, без тени раскаяния продолжает палач свой рассказ: «Очень часто женщины пытались спрятать своих детей под одеждой. Но, конечно, когда мы обнаруживали их, то отправляли в камеры уничтожения. Особых заключённых из местных отделений гестапо умерщвляли путём впрыскивания бензина. Время от времени мы производили медицинские эксперименты над заключёнными» (Слайд – эксперименты над заключёнными).

3-й. Из показаний бывшего начальника политического отдела концлагеря Освенцим Грабнера: «Если крематории не успевали сжигать убитых, то разжигались костры и трупы сжигались на кострах. Оберштурмбанфюрер Гесс приказывал людей бросать в костёр живыми. Мне лично известно следующее выражение Гесса: «Надо тварей бросать живыми в огонь» (Слайд – печи крематориев).

4-й. Сотни тысяч людей погибло от экспериментов. Декрет, подписанный Кейтелем и Гитлером (слайд: Кейтель, последний выход), узаконивал смерть в результате чудовищных экспериментов по переохлаждению, с малярией, с ипритом, с инфекционной желтухой, с сыпным тифом, с ядами, экспериментов по пересадке костей, мышц и нервной ткани, по стерилизации.

Чтец. Б. Слуцкий. «Кёльнская яма».

Музыка – нарастающий гул или сильные аккорды.

5-й. А гитлеровские сатрапы развлекались! Как вспоминает бывший истопник маутхаузенской кремационной печи Иоганн Кендут, Кальтенбруннер, в один из своих приездов, «со смехом вошёл в газовую камеру. Затем привезли людей из барака, и были продемонстрированы все три вида казни – отравление газом, повешение и расстрел в затылок». А руководитель «Гитлерюгенда» подсудимый Бальдур фон Ширах (слайд) с наслаждением наблюдал казнь, жертвы которой именовались «парашютистами». Сначала их избивали, топтали ногами, а затем приказывали сбрасываться с обрыва высотой в 40 метров.

6-й. Стон прошёл по залу суда, когда выступал помощник главного советского обвинителя Лев Николаевич Смирнов (слайд). Он представил суду неоспоримые доказательства жертв фашизма: кусок мыла, сделанного из человеческого жира, кусок кожи, содранной с человеческой спины и высушенную человеческую голову величиной с кулак (слайд). На ней сохранились волосы, а на шее – следы верёвки. Эта голова на специальной подставке как сувенир стояла на письменном столе начальника концлагеря Освенцим.

Далее – слайды: концлагеря, с указанием статистических данных, по мере называния

7-й. По имеющимся в наличии записям известно, что до 2 млн. политических заключённых было обречено на истребление в концлагере Маутхаузен (слайды – сопровождают всю статистику).

8-й. За время существования Ламсдорфского лагеря немцами было замучено более ста тысяч советских военнопленных.

1-й. Путём расстрелов, отравлений, впрыскивания в область сердца бензина, путём голода, повешений, экспериментов, чудовищных истязаний фашисты истребили в Штутгофском концлагере около ста тысяч советских граждан.

2-й. С осени 1943 по апрель 1945 года в Саксенхаузене было уничтожено около 33 тысяч человек и примерно 6 тысяч умерли вследствие бесчеловечных условий.

3-й. Число немецких и иностранных антифашистов, истреблённых в Дахау, составляет сотни тысяч.

4-й. В лагере Флоссенбюрг в результате работы под землёй и жестокого обращения ежедневно умирало в среднем 100 заключённых.

5-й. Общее число умерших и убитых в Бухенвальде составило 51572 человека.

6-й. Всего в фашистских концентрационных и рабочих лагерях погибло около 12 млн. человек.

Песня и видеоклип «Бухенвальдский набат» (в исп. М.Магомаев) (Зал слушает стоя).

7-й. Карательные органы «третьей империи» на нюрнбергской скамье подсудимых представлял Эрнст Кальтенбруннер (слайд). Ему непосредственно подчинялись и гестапо, и СД, и уголовная полиция. (Музыка – Чайковский, симф.№5, ч.2, сначала). Его именем были подписаны злодейские документы, по его воле лились слёзы из миллионов глаз, раздавались стоны и рыдания, надрывавшие миллионы человеческих сердец.

8-й. Чудовищно разнообразны были методы казней. Одни командиры «эйнзатц» выстраивали своих жертв по краю могилы стоя или на коленях лицом к могиле; другие казнили стоящих спиной к могиле, третьи ставили прямо в могилу (Слайд – расстрел мирного населения). Когда люди падали в яму, на их место ставили других, так что ряд за рядом тела падали в яму на тела, истекающие кровью. Иные казнённые могли только казаться мёртвыми из-за шока или временной потери сознания. В таких случаях их неизбежно закапывали живыми.

1-й. Вот что рассказывает свидетельница Серафима Юдкевич, которая случайно осталась живой во время расстрела: «13 марта 1942 года нас, 42 человека, вывезли на автомашине за станцию Лесная. Когда машина остановилась возле ямы, мы поняли, что привезены на расстрел (Слайд – уничтожение населения). Среди нас было 19 детей от 8 месяцев до 7 лет. Руководивший расстрелом немец по имени Роберт приказал всех грудных детей положить на край ямы, а матерям стать возле них. Когда расстреляли мужчин и женщин, не имевших детей, то по его команде палачи медленно начали сбрасывать штыками детей в ямы, а потом убили и матерей».

2-й. Подобные зверства чинились и предателями: украинцами и русскими, белорусами и прибалтийцами, поступившими в германские вооружённые силы или полицию. Особенно изощрялись бандеровцы. Аппарат Розенберга всеми средствами стремился сохранить этот капитал. Из отчётов руководителей карательных отрядов об уничтожении белорусских деревень (Слайд – сожжение белорусских деревень): «21 сентября 1942 года – деревня Борки. Расстрелы начались в 9.00 часов и закончились в 18.00 часов. Протекали без всяких происшествий. Расстреляны 705 лиц, из них мужчин -203, женщин – 372, детей – 130. 22 сентября 1942 года – деревня Заблоце. Расстреляны 289 чел., сожжён 151 двор. Деревня Хмелищи. В общей сложности было расстреляно 128 человек, из них 28 мужчин, 40 женщин, 60 детей. 21 усадьба была сожжена».

3-й. Особую жестокость проявляют палачи в борьбе с партизанами. Риббентроп призывает поголовно уничтожать банды, включая мужчин, женщин, детей, чьё существование угрожает немцам (слайд – казнь партизан).

Музыка – Ж. Гию, Форе «Пробуждение» или Чайковский, симф.№5, ч.1

Чтец. В.Василевская. «Радуга», отрывок из повести (Допрос Олены: «Олена пришла в себя… …всё для неё кончилось со смертью сыночка»; в сокращении, с купюрами – на усмотрение постановщика).

4-й. Из донесения начальника полиции, одного из главарей белорусских националистов Кушеля: «Немецкие отряды СС проводили очистку от партизан территории Воложинского района. При этом отрядами были заживо сожжены вместе с постройками жители деревень Першайской волости… Отряды СС никакого следствия не проводили, а только сгоняли жителей, преимущественно стариков, женщин и детей в отдельные строения, которые потом зажигались».

Док. Фильм «Это надо живым», отрывки о Хатыни.

 Музыка: Шуман «Грёзы».

Чтец. Марцинкявичюс. «Кровь и пепел», отрывок из поэмы («Была деревня – и деревни нет… …чтоб не сжигали никогда людей»)

Музыка – громко и стихает.

Чтец. В.Инбер. «Пулковский меридиан», отрывок из поэмы («Мы отомстим за всё… …Вот гуманизм! И гуманисты – мы!»)

Музыка – Чайковский «Первый концерт. Финал» . Слайд – скамья подсудимых.

Голоса в микрофон:

Мужской. Они были ответственны за несчастья и страдания, которые обрушились на миллионы мужчин, женщин и детей. Они опозорили почётную профессию воина.

Женский. На их совести миллионы расстрелянных, повешенных, заживо сожжённых, затравленных собаками, забитых сапогами, задушенных газом (слайды – дети в концлагере). Как пепел Клааса, стучат в сердце человечества худенькие кулачки пяти-, шестилетних детей, которых гнали в газовые камеры и которые, пытаясь спастись, показывали на эти свои жалкие кулачки, шелестя бескровными губами: «Мы ещё сильные, мы можем работать… Смотрите, мы ещё можем работать…»

Чтец. М. Румянцева. Протест.

Музыка – Чайковский, симф. №5, ч.2, третья треть. Слайд – подсудимые заслушивают приговор.

Мужской. Во имя подлинной любви к человечеству… во имя памяти миллионов невинных людей, загубленных бандой преступников… во имя счастья и мирного труда будущих поколений Суд Народов приговорил: 12 подсудимых – Геринга, Риббентропа, Кейтеля, Розенберга, Кальтенбруннера, Фрика, Франка, Штрейхера, Заукеля, Йодля, Зейсс-Инкварта и заочно Мартина Бормана – к смертной казни через повешение.

Женский. Гесс, Функ, Редер приговорены к пожизненному заключению, остальные – к разным срокам тюремного заключения.

Слайд – карикатура на Гитлера. Музыка – Чайк., симф. №5, ч.2, 2-я половина (постепенно усиливается).

Мужской голос (который начинал; за кулисами, в микрофон). Но неужели и я могу умереть? Я не трус, нет… Нет, не я, это они за меня испугались, что так глупо и невозвратимо меня потеряют! Не могут, не имеют права меня отбросить, отшвырнуть! Я не позволю со мной так! (Музыка громко и разом обрывается).

Пауза. Свет в зале

Чтец (любой, после паузы). Тела Гитлера и его любовницы  Евы Браун плохо горели. Невозможно было стоять на посту от невыносимого запаха. И тела столкнули в яму, где лежала отравленная собака Гитлера…

(Читает). Из судебно-медицинского заключения: «Основной анатомической находкой, которая может быть использована для идентификации личности, являются челюсти с большим количеством искусственных мостов, зубов, коронок и пломб». Кете Хойзерман, ассистентка личного зубного врача Гитлера вспоминает: «Я взяла в руку зубной мост. Я поискала безусловную примету. Тут же нашла её, перевела дух и залпом выговорила: «Это зубы Адольфа Гитлера».

Музыка – громко.

Чтецы-ведущие исполняют 10-ю часть «Реквиема» Р.Рождественского («Помните!»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нюрнбергский процесс. Уроки истории.(ко дню 70-я Нюрнбергского процесса)

Целиn    В процессе мероприятия изучить историю и значение Нюрнбергского процесса. n    В канун 70-летия процесса ознакомить учащихся с историей и решениями суда над...

Внеклассное мероприятие на тему Урок Памяти, посвященный 70-летию с начала Нюрнбергского процесса

В целях повышения правовой культуры, воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма, нетерпимости к проявлениям расизма, национализма и экстремизма в школе прошло мероприятие, посвященное 70...

Внеклассное мероприятие по истории, посвященное 70-летию Нюрнбергского процесса «Голос правды»

Внеклассное мероприятие по истории, посвященное 70-летию Нюрнбергского процесса«Голос правды»...

Программа конференции для старшеклассников. «70 – летие Нюрнбергского процесса»

Сценарий конференции для старшеклассников о Нюрнбергском процессе над руководителями  фашистской партии и фашистского государства...

Проектная работа "70-летие Нюрнбергского процесса". МБОУ "Лицей№4 г.Азнакаево" АМР РТ Шарипова Зиля Ринатовна

Приложение № 2 ТЕКСТОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ1)  Название работы.Проектная работа, посвящённая 70-летию Нюрнбергского трибунала.Тема: «Высшие государственные и военные деятел...

«Нюрнбергский процесс» урок памяти, посвященный 70-летию Международного военного трибунала в Нюрнберге

Цели:Раскрыть историческое значение Нюрнбергского процесса, впервые в мире осудившего преступления против человечества.В канун 70-летия процесса ознакомить учащихся с историей и решениями суда над нац...