«Нюрнбергский процесс» урок памяти, посвященный 70-летию Международного военного трибунала в Нюрнберге
методическая разработка по истории (11 класс) на тему

Журмухамбетова Малика Биркалиевна

Цели:

Раскрыть историческое значение Нюрнбергского процесса, впервые в мире осудившего преступления против человечества.

В канун 70-летия процесса ознакомить учащихся с историей и решениями суда над нацистами.

Показать, что преступления против человечества не имеют срока давности. Провести параллель между фашистами ХХ века и современными неофашистскими организациями.

Задачи:

Образовательные:  дать представления о понятиях: геноцид, расизм, нацизм, фашизм, дискриминация, толерантность.

Развивающие: развивать способности дифференцировать, то есть видеть и чувствовать нацистские настроения, проявляемые вокруг себя, учиться избегать и искоренять их, продолжать развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей, развивать внимание, память и творческое мышление учащихся;

Воспитательные: воспитывать чувство сострадания и милосердия; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися, к людям других национальностей, политических и религиозных убеждений.

Форма проведения: круглый стол с обсуждением проблемных вопросов.

Оборудование: презентация, видеофильмы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                  Благодарновская средняя общеобразовательная школа

Методическая разработка

«Нюрнбергский процесс»

урок памяти, посвященный 70-летию                                                                Международного военного трибунала в Нюрнберге

для учащихся  9-11 классов

           

Составила: Журмухамбетова М.Б.

                                                                 учитель истории и обществознания

                                                            высшей квалификационной категории,

МБОУ «Благодарновская СОШ»,                                                                                   Тюльганского района

2016г

Цели:

Раскрыть историческое значение Нюрнбергского процесса, впервые в мире осудившего преступления против человечества.

В канун 70-летия процесса ознакомить учащихся с историей и решениями суда над нацистами.

Показать, что преступления против человечества не имеют срока давности. Провести параллель между фашистами ХХ века и современными неофашистскими организациями.

Задачи:

Образовательные: дать представления о понятиях: геноцид, расизм, нацизм, фашизм, дискриминация, толерантность.

Развивающие: развивать способности дифференцировать, то есть видеть и чувствовать нацистские настроения, проявляемые вокруг себя, учиться избегать и искоренять их, продолжать развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей, развивать внимание, память и творческое мышление учащихся;

Воспитательные: воспитывать чувство сострадания и милосердия; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися, к людям других национальностей, политических и религиозных убеждений.

Форма проведения: круглый стол с обсуждением проблемных вопросов.

Оборудование: презентация, видеофильмы.

План


1.Организационный момент
2.Вводно-мотивационный этап
3.Этап формирования новых знаний.
4.Рефлексивный этап
5.Заключительный этап (подведение итогов)

Ход урока

  1. Организационный момент.  Создание психологической атмосферы урока, введение учащихся в деловой ритм урока.
  2. Вводно-мотивационный этап.  

Учитель: Сегодняшний урок мы посвятим Нюрнбергскому процессу, историческому событию, вошедшему в историю под названием «Суд народов». Памяти павших  во время Великой Отечественной войны, замученных в фашистском плену, а также ныне живущим ветеранам, испытавшим ужас войны, посвящается наш  «круглый стол».                                                                  Целеполагание.

 -  Что вы слышали о Нюрнбергском процессе?  
- На какие вопросы истории нам предстоит ответить?

- Какие задачи урока мы определим?  ( расширение  знаний о Нюрнбергском процессе, уяснение его международной роли). Я надеюсь, что всё, что вы увидите и услышите на уроке, будет способствовать укреплению ваших пацифистских взглядов.                                                                                                                                                          Слайд 1  Слово учителя. Человечество давно научилось судить отдельных злодеев, преступные группировки, бандитские и незаконные вооруженные формирования. Международный военный трибунал в Нюрнберге стал первым в истории опытом осуждения преступлений государственного масштаба — правящего фашистского  режима, его карательных институтов, высших политических и военных деятелей.     Слайд 2                                                                                                         Нацизм опасен во всех своих формах для общества, так как приводит к дискриминации  и геноциду.  

В цивилизованном мире все взаимоотношения людей регулируются декларацией по правам человека, нарушение которой есть наказуемое преступление.

Выступление учащихся 9 класса.

Всеобщая декларация прав человека:

  • Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
  • Статья 2. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Слайд 3-4 .  Нюрнбергский процесс -  международный судебный процесс над бывшими руководителями гитлеровской Германии. Проходил с 20 ноября 1945 по 1 октября 1946 года в Международном военном трибунале в Нюрнберге (Германия). С тех пор прошло 70 лет...

8 августа 1945 г., через три месяца после Победы над фашистской Германией, правительства СССР, США, Великобритании и Франции заключили соглашение об организации суда над главными военными преступниками. Это решение вызвало одобрительный отклик во всем мире: надо было дать суровый урок авторам и исполнителям  планов мирового господства, массового террора и убийств, зловещих идей расового превосходства, геноцида, чудовищных разрушений, ограбления огромных территорий. В дальнейшем к соглашению официально присоединились еще 19 государств, и Трибунал стал с полным правом называться Судом народов.

1 октября 1946 года в Нюрнберге был провозглашен приговор Международного военного трибунала, осудивший главных военных преступников. Нередко его называют "Судом истории". Это был не только один из самых крупных судебных процессов в истории человечества, но и важнейшая веха в развитии международного права. Нюрнбергский процесс юридически закрепил окончательный разгром фашизма.

Слайд 5       Отношение подсудимых к обвинению. Герман Геринг: «Победитель – всегда судья, а побеждённый – обвиняемый». Рудольф Гесс: «Я ничего не помню». Иоахим фон Риббентроп: «Обвинение предъявлено не тем».

Проблема:

Нюрнбергский процесс – это  расправа над поверженным врагом?

Почему Нюрнбергский процесс вошел в историю как «Суд народов»?

Чем страшен фашизм?

  1. Этап формирования новых знаний.                                                                                                                      Сегодня  мы станем участниками символического суда над фашистскими главарями. Попробуем представить, что происходило во Дворце юстиции города Нюрнберга в 1945—1946 гг.
  1. Просмотр видеофильма «Нюрнбергский процесс». 70 лет спустя (Приложение1)       Подготовка к процессу:

После победы 9 мая, в конце месяца 1945 года началась подготовка к судебному процессу по делу над главными нацистскими военными преступниками.

Слайд 6   Комитет из главных обвинителей:

СССР - Р. А. Руденко;

США - Роберт Х. Джэксон;

Великобритания - Х. Шоукросс;

Франция - Ф. де Ментон, затем Ш. де Риб.

Кто из нацистских преступников не присутствовал (и почему) на Нюрнбергском процессе? (Гитлер покончил жизнь самоубийством 30 апреля 1945 г.).

Слайд 7-8    Кто  были преданы суду?

Герман Геринг -главнокомандующий военно-воздушными силами Германии 

Рудольф Гесс - заместитель Гитлера по руководству нацистской партией.

Иоахим фон Риббентроп - министр иностранных дел нацистской Германии.

Роберт Лей - глава Трудового фронта 

Вильгельм Кейтель - начальник штаба Верховного главнокомандования вооруженными силами Германии.

Эрнст Кальтенбруннер - руководитель РСХА.

Альфред Розенберг - один из главных идеологов нацизма, рейхсминистр по делам Восточных территорий.

Ганс Франк - глава оккупированных польских земель.

Вильгельм Фрик - министр внутренних дел Рейха.

Юлиус Штрейхер - главный редактор газеты «Штурмовик» .

Ялмар Шахт - министр экономики перед войной.

Вальтер Функ - министр экономики после Шахта.

Густав Крупп фон Болен унд Гальбах - глава концерна «Фридрих Крупп».

Карл Дёниц - главнокомандующий военно-морского флота Германии, после смерти Гитлера по его завещанию — президент Германии.

Эрих Редер - главнокомандующий ВМФ.

Бальдур фон Ширах - глава Гитлерюгенда.

Фриц Заукель - руководитель принудительными депортациями в рейх рабочей силы с оккупированных территорий.

Альфред Йодль - начальник штаба оперативного руководства ОКВ.

Мартин Борман - глава партийной канцелярии, обвинялся заочно.

Франц фон Папен - канцлер Германии до Гитлера, затем посол в Австрии и Турции.

Артур Зейсс-Инкварт - канцлер Австрии, затем имперский комиссар оккупированной Голландии.

Альберт Шпеер - имперский министр вооружений.

Константин фон Нейрат - в первые годы правления Гитлера министр иностранных дел.

Ганс Фриче - руководитель отдела печати и радиовещания в министерстве пропаганды.

Слайд 9-10

Преступными признаны организации:

  • Национал-социалистская партия;
  • Штурмовые отряды (СА);
  • Охранные отряды Национал-социалистской партии (СС);
  • Служба безопасности (СД);
  • Государственная тайная полиция (гестапо);
  • Правительственный кабинет;
  • Генштаб.

Слайд 11    Какие обвинения были предъявлены судом?              

 Выступления учащихся 9 класса.

Нацистская партия обвинялась:

  • В использовании своего контроля для агрессии против иностранных государств;
  • В агрессивных действиях против Австрии, Чехословакии, нападении на Польшу;
  • В агрессивной войне против всего мира;  
  • Во вторжении Германии на территорию СССР в нарушении пакта о ненападении

Преступления против мира:

    «Все обвиняемые и различные другие лица в течение ряда лет до 8 мая 1945 года участвовали в планировании, подготовке, развязывании и ведении агрессивных войн, которые также являлись войнами в нарушение международных договоров, соглашений и обязательств».

Военные преступления:                                                                                                                           Убийства и жестокое обращение с гражданским населением на оккупированных территориях и в открытом море.                                                                                                                                              Увод гражданского населения оккупированных территорий в рабство и для других целей.    Убийства и жестокое обращение с военнопленными и военнослужащими стран, с которыми Германия находилась в состоянии войны, а также с лицами, находившимися в плавании в открытом море.                                                                                                                                 Бесцельные разрушения больших и малых городов и деревень, опустошения, не оправданные военной необходимостью.                                                                                                                           Германизация оккупированных территорий.                                                                                   Преступления против человечности: Обвиняемые проводили политику преследования, репрессий и истребления противников нацистского правительства. Нацисты бросали в тюрьмы людей без судебного процесса, подвергали их преследованиям, унижениям, порабощению, пыткам, убивали их.

Учитель: Суд не был скорой расправой над поверженным врагом. Обвинительный акт на немецком языке был вручен подсудимым за 30 дней до начала процесса, и далее им передавались копии всех документальных доказательств. Процессуальные гарантии давали обвиняемым право защищаться лично или при помощи адвоката из числа немецких юристов, ходатайствовать о вызове свидетелей, предоставлять  доказательства в свою защиту, давать объяснения, допрашивать свидетелей и т. д.

Процесс:

  • Состоялось 403 открытых судебных заседания;
  • Допрошено 116 свидетелей;
  • Рассмотрены многочисленные письменные показания и документальные доказательства.

Историческая справка № 1                                                                                                                                           Все, без исключения,  обвиняемые на Нюрнбергском процессе пользовались такими процессуальными гарантиями, такими возможностями защиты, которые никогда не существовали не только в странах третьего рейха, но которых не знала юстиция западных стран. Подсудимые располагали услугами 27 адвокатов, которым помогали 54 ассистента-юриста и 67 секретарей. Были удовлетворены ходатайства о вызове в суд 61 свидетеля защиты, а 143 лицам направлены опросные листы. Адвокаты потребовали отложить суд, утверждая, что нет такого закона, согласно которому можно привлекать к уголовной ответственности за ведение агрессивной войны. Однако трибунал дал решительный отпор попыткам сорвать процесс  над фашистскими преступниками.

Свидетели защиты 1-й: В Международном праве не существует закона, устанавливающего наказание глав государств за ведение агрессивных войн. Этот процесс надо отложить до выработки такого закона.                                                                                                                                                                                      2-й: Эти люди невиновны. Вспомним Наполеона, который в течение 15 лет совершал агрессии против народов и стран, но он не был судим. Вспомним кайзера Вильгельма II, он хоть и был обвинён в развязывании Первой мировой войны, но ведь не был судим.                                                                                           3-й: Главные виновники — Гитлер, Гиммлер и Геббельс, а эти люди невиновны, они выполняли приказы.      

  Сколько строк в учебнике отводится этому событию? (Около 7 строк.)                                                             7 строк и ...40 томов стенограмм, 7 строк и...16 тысяч страниц, тысячи фотографий, километры киноплёнок. Каждое слово, произнесённое на суде, фиксировалось. Всё это — свидетельства страшных злодеяний гитлеровских преступников. Масштабы нацистских злодеяний против человечества огромны. История мировой цивилизации не знает такого массового, зверского истребления мирного населения, какое совершили гитлеровцы на оккупированных  территориях.                                                                                                                                                    

Свидетельства обвинения: 

Иоахим фон Риббентроп — министр иностранных дел третьего рейха, один из самых активных организаторов подготовки и ведения агрессивных войн.  Риббентроп разрабатывал планы колонизации оккупированных стран, ограбления, порабощения и массового истребления их граждан, активно участвовал в осуществлении этих планов на практике                                                                                                                                        

Герман Вильгельм Геринг — рейхсмаршал, главнокомандующий военно-воздушными силами Германии, ближайший помощник Гитлера, «человек № 2», как величали его в рейхе.  Он был организатором штурмовых отрядов и гестапо, создателем первых концлагерей. С именем Геринга связано истребление еврейского населения. Он был самым активным после Гитлера подстрекателем к агрессивным войнам с целью завоевания мирового господства, идеологом и создателем программы уничтожения целых народов, ограбления оккупированных стран, использования рабского труда военнопленных и насильственно угнанных из других стран в Германию людей. Геринг причастен к подготовке нацистами бактериологической войны и массовым изуверским опытам над людьми.                                                                                                                                                Вильгельм Кейтель — генерал-фельдмаршал, ближайший военный советник, единомышленник и соратник Гитлера. Он руководил не только подготовкой и ведением агрессивных войн, но и разработкой приказов, санкционировавших военные преступления и преступления против человечества. «Человеческая жизнь на Востоке ничего не стоит!», — такими выражениями пестрели приказы, подписанные Кейтелем.

Историческая справка №2

«ПАМЯТКА НЕМЕЦКОГО СОЛДАТА»

«Помни и выполняй:

1)…Нет нервов, сердца, жалости – ты сделан из немецкого железа…

2)…Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик…

3)…Мы поставим на колени весь мир. Ты будешь решать судьбы Англии, России, Америки…уничтожай все живое, сопротивляющееся на твоем пути…Завтра перед тобой на коленях будет стоять весь мир».

Слайд 12    «Жестокая правда войны»                                                                       Выступления учащихся 10-11 классов.    

  1. миллионов 600 тысяч наших соотечественников погибло в этой кровавой бойне.

И больше половины из них — 15 миллионов 400 тысяч — это были мирные граждане.    

Холокост.   Слово «Холокост» произошло от древнегреческого holocaustosis, означающего «всесожжение», «уничтожение огнем», а также «жертвоприношение посредством огня». Около 3 000 000 советских евреев стали жертвами Холокоста.

29—30 сентября 1941 г. в Бабьем Яре, на окраине Киева, были расстреляны десятки тысяч евреев.

Слайд 13-14    Хатынь – деревня в Белоруссии, уничтоженная  22 марта 1943 года карательным отрядом в качестве мести за убийство нескольких  немецких военнослужащих. В соответствии с принципом коллективного наказания 149 жителей Хатыни были сожжены заживо и расстреляны за возможное оказание жителям деревни помощи партизанам.

В 1969 году на месте, где находилась деревня, был открыт мемориальный комплекс. Хатынь стала символом массового уничтожения мирного населения, осуществлявшегося нацистами и коллаборационистами на оккупированной территории СССР.

Слайд 15  Зоя Космодемьянская родилась 13 сентября 1923 года в Тамбовской области. В 1941 году ушла на фронт  в 18 летнем возрасте.  Став бойцом разведывательной - диверсионной части, успешно выполняла военные задания.  27 ноября  группа в которую входила Зоя подожгла несколько домов с немцами в деревне Петрищево. По словам сослуживцев, ей удалось сжечь немецкий узел связи, что затруднило или сделало невозможным взаимодействие некоторых немецких частей, стоящих под Москвой. Зоя была задержана немцами при попытке поджога еще одного дома.  Зоя Космодемьянская прошла тяжелые пытки, но девушка не назвала даже своего настоящего имени. Казнь Космодемьянская выдержала гордо, даже с веревкой на шее она произносила славящие родину речи. Позже биография Космодемьянской стала широко известна в СССР благодаря статье в «Правде». 16 февраля 1942 года ей посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.

Слайд 16

Муса Джалиль родился в татарской деревне Мустафино, Шарлыкского района,  Оренбургской области  15 февраля 1906 года в небогатой крестьянской семье. Когда началась Великая Отечественная война, был призван в армию. 13 июля 1941 года поэт попал в формирующийся под Казанью артиллерийский полк «конным разведчиком». Окончил курсы политсостава. Воевал на Ленинградском и Волховском фронтах.

Был корреспондентом армейской газеты «Отвага» 2-й ударной армии (Волховский фронт).  Некоторое время от Джалиля еще приходили письма. А с июля 1942 года все связи с ним прервались. Наконец пришло уведомление, что Муса пропал без вести. 26 июня 1942 года в ходе Любанской наступательной операции у деревни Мясной Бор Муса Джалиль был тяжело ранен в грудь и попал в плен. В фашистской плену М.Джалиль продолжал борьбу с врагом, создав подпольную организацию военнопленных. В августе 1943 года гестапо арестовало Джалиля и большинство членов его подпольной группы за несколько дней до тщательно подготавливаемого восстания военнопленных. За участие в подпольной организации Муса Джалиль был казнён на гильотине 25 августа 1944 года в тюрьме Плётцензее в Берлине.

Посмертно ему было присвоено звание  Героя Советского Союза.

Об ужасах неволи написано немало. Одним из таких неповторимых, обжигающих своей подлинностью документов истории являются и «Моабитские тетради» Мусы Джалиля.                                                                      Ученик читает стихотворение «Варварство».

Учитель: За время Второй Мировой Войны в Германии было создано около 5 тысяч концентрационных лагерей разного назначения и вместимости.

Эрнст Кальтенбруннер — начальник полиции безопасности, обергруппенфюрер СС, палач и правая рука Гиммлера. Это ему подчинялись гестапо и германская политическая разведка. Он ведал охраной концлагерей, руководил командами, осуществлявшими убийства людей в душегубках, пытками, массовыми казнями мирного населения. Кальтенбруннер ответствен за истребление миллионов евреев, злодейские преступления против узников концлагерей и военнопленных, против женщин, стариков и детей на оккупированных территориях.

Историческая справка № 3                                                                                                                               Обвинение предоставило огромное количество доказательств. Стенограммы совещаний у Гитлера, приказы главного командования вермахта, различные инструкции, тысячи других документов легли на стол Международного военного трибунала.  Демонстрировались также фильмы, смонтированные из подлинных кадров фашистской кинохроники. Концлагерь Освенцим: нескончаемые вереницы из тысяч и тысяч узников, направляемых в газовые камеры. Заключённых избивают, травят собаками...                                                   Гигантский лагерь уничтожения  Освенцим - это фашистский комбинат смерти, день и ночь работающий  с дьявольской пунктуальностью.

   Окрест него весь воздух пахнул запахом человеческого пепла. Здесь беспощадно уничтожались и сжигались в печах молодость, красота, любовь, которая никогда не стала любовью, ненаписанные книги, не совершившиеся открытия.

В концлагере погибло около 4 млн. человек: замучено, отравлено в газовых камерах, умерло от голода и в результате варварских медицинских экспериментов. Среди них граждане разных стран: Польши, Австрии, Франции, Югославии, Германии,  Италии, Советского Союза, а также Швейцарии, Турции, Великобритании, Соединенных Штатов Америки и многих других стран.

 Учитель: «Помни имя свое» - фильм Сергея Колосова  1974 года, в котором главную роль сыграла Людмила Касаткина. Фильм снят на реальных событиях. «Во время Великой Отечественной войны советская женщина Зинаида Воробьева (прототип - Зинаида Муравьева), попав в концлагерь Освенцим, была разлучена с маленьким сыном. Но ребенок (по фильму Гена, впоследствии - Эугениуш Трущиньский, прототип Грущиньский) не погиб и не пропал. Его спасла и вырастила польская женщина Халина Трущиньская (прототип Грущиньская). Через много лет Зинаида увидела по телевизору детей, спасённых из Освенцима, и среди них узнала своего сына (В 1969 году в Польше был снят документальный фильм "Numer 149850", где Эугениуш сыграл самого себя). После просмотра передачи она обратилась на телевидение и выяснила, что он жив и проживает в Польше. После 25 лет разлуки Зинаиде вновь удалось увидеть своего сына, правда ненадолго. Он приехал в Ленинград, а после снова вернулся в Польшу».  Героиня фильма, будучи насильно угнана в Германию, испытав все ужасы концлагеря  по-своему сражалась за родину, отстаивая человеческое, материнское достоинство. Тем, кто смотрел фильм «Помни имя свое», не удастся забыть ужасные сцены Освенцима,  страшные крики женщин, разлученных со своими детьми. Сильнейший фильм. С одной стороны, очень реалистично показаны страшные сцены концлагеря, расстрелов, с другой — достаточно строго. Кадры, когда мать в темноте проталкивает малышу сырую картошку за заколоченным забором концлагеря, невозможно смотреть…

Просмотр видеофильма «Помни имя свое».    (Приложение 2)

Учитель: Много прекрасных фильмов о войне, именно о фронтовой войне, и они бесспорно очень нужны всем нам. Но не менее важны для нашей памяти вот такие фильмы — о том, чем страшна война по-настоящему: не только ужасом кровавых боев, но искалеченными душами миллионов людей, разрушенными судьбами, потерянными детьми, родителями и любимыми.

Выступления учащихся:                                                                                                                         Бухенвальд  («буковый лес») — один из крупнейших концентрационных лагерей на территории Германии, располагавшийся близ Веймара в Тюрингии. С июля 1937 по апрель 1945 года в лагере было заключено около 250 000 человек. Количество жертв лагеря оценивается примерно в 56 000 узников.                                                                                                                        Это место печали людей всего мира, но особенно трагично оно для евреев и цыган, подвергавшихся здесь беспощадному тотальному уничтожению.                                                      Умерщвление людей в лагерях смерти было поставлено на конвейер. Лагерями смерти, предназначенными для массовых убийств евреев и цыган, были Хелмно, Треблинка, Белжец, Собибор (лагеря «Операции Рейнхард»), а также Майданек в Польше.                                                                     Свидетельства обвинения:                                                                                                                               Рудольф Гесс — заместитель Гитлера по руководству нацистской партией, обергруппенфюрер СС и СА (штурмовых и охранных отрядов), непосредственный организатор агрессии против Австрии, Чехословакии и Польши.  Гессом были подписаны такие человеконенавистнические документы, как «об охране чести и совести», указы о лишении евреев права голоса и работы в общественных учреждениях. Именно он является инициатором создания особых законов для поляков и евреев на оккупированных землях.                                                                                             Юлиус Штрейхер —  организатор еврейских погромов. Призывая к физическому уничтожению всех евреев, он писал: «...Только тогда, когда мировое еврейство будет уничтожено, эта проблема будет решена». Именно эта концепции была взята на вооружение фашистскими главарями, принявшими в 1942 г. директиву об «окончательном решении» еврейского вопроса, согласно которой в Европе было уничтожено более 6 млн еврейского населения.

Концлагерь – Саласпилс. Железнодорожная станция в Латвии, близ Риги, на которой был основан ещё один фашистский  концлагерь – Саласпилс. Наличие железной дороги позволило фашистам всё время отправлять на смерть захваченных людей. Там были беспощадно уничтожены свыше 100 тысяч человек и среди них 5 тысяч детей. Подавляющее большинство из них подвергались выкачиванию крови для солдат Германской армии, всевозможным опытам.

В годы второй мировой войны фашисты и их союзники создали на территории многих европейских стран сотни  концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, где от голода, болезней, непосильного труда и издевательств погибли миллионы людей,  в том числе - более 13 миллионов советских граждан, из которых  1 миллион 200 тысяч детей.  

  Просмотр видеофильма «Бухенвальдский набат».    (Приложение 3)

Учитель:  16 октября 1946 года Международный трибунал, собравшийся в Нюрнберге, вынес смертный приговор высшим руководителям фашистской империи. Они обвинялись в выполнении приказов, приведших к гибели миллионов человек, соучастии в разработке и осуществлении планов истребления целых народов.  К  ответственности привлекались также лица, сотрудничавшие с оккупационными властями.

История жизни Тоньки-пулеметчицы (Макаровой Антонины Макаровны).                                                              В 1941 году Антонина попала на фронт санитаркой.  Осенью того же года она была в числе немногих, кто чудом выжил в Вяземской операции, и после разгрома своей части несколько дней скрывалась в лесу, но в конечном итоге была арестована немцами. Тонька-пулеметчица, как ее называли тогда, работала на оккупированной гитлеровскими войсками советской территории с 41-го по 43-й годы, приводя в исполнение массовые смертные приговоры фашистов партизанским семьям. Антонину Макарову-Гинзбург судили в Брянске осенью 1978 года. Это был последний крупный процесс над изменниками Родины в СССР и единственный процесс над женщиной-карателем. Сама Антонина была убеждена, что за давностью лет наказание не может быть чересчур строгим, полагала даже, что она получит условный срок. Жалела только о том, что из-за позора снова нужно переезжать и менять работу. 1979 год был объявлен в СССР Годом Женщины. Однако 20 ноября 1978 года суд приговорил Антонину Макарову-Гинзбург к высшей мере наказания — расстрелу. На суде была доказана документально её вина в убийстве 168 человек из тех, чьи личности удалось установить. Ещё более 1300 так и остались неизвестными жертвами «Тоньки-пулемётчицы».                                      Есть преступления, которые невозможно простить.                                                                        

Слайд 17       Приговор:

  • К смертной казни через повешение: Геринга, Риббентропа, Кейтеля, Кальтенбруннера, Розенберга, Франка, Фрика, Штрейхера, Заукеля, Зейсс-Инкварта, Бормана (заочно), Йодля.
  • К пожизненному заключению: Гесса, Функа, Редера.
  • К 20 годам тюремного заключения: Шираха, Шпеера.
  • К 15 годам тюремного заключения: Нейрата.
  • К 10 годам тюремного заключения: Дёница.
  • Оправданы: Фриче, Папен, Шахт.
  • Трибунал признал преступными организации СС, СД, СА,
  • Гестапо и руководящий состав нацистской партии.

Смертные приговоры были приведены в исполнение в ночь на 16 октября 1946 года в спортзале Нюрнбергской тюрьмы. Геринг отравился в тюрьме незадолго до казни.  

  Рефлексивный этап

Историческая справка № 4                                                                                                                                           20 ноября 1945 г. был оглашён обвинительный акт, а на следующий день каждому подсудимому был задан вопрос, признаёт ли он себя виновным.                                                                                                               Ответы следовали стандартные: «Не признаю себя виновным» — так ответили Кейтель, Франк, Функ, Редер и другие.                                                                                                                                                               Геринг, Риббентроп, Розенберг, Шпеер уточнили: «Не признаю себя виновным в том смысле, как мне предъявлено обвинение».                                                                                                                                                                         И лишь Гесс внёс некоторое разнообразие, заявив: «Нет. Я признаю себя виновным перед Богом».

 Слайд 18   Отношение подсудимых к обвинению. Герман Геринг: «Победитель – всегда судья, а побеждённый – обвиняемый». Рудольф Гесс: «Я ничего не помню». Иоахим фон Риббентроп: «Обвинение предъявлено не тем».

Проблема:

Нюрнбергский процесс – это  расправа над поверженным врагом?

Почему Нюрнбергский процесс вошел в историю как «Суд народов»?

Чем страшен фашизм?

Выводы: 

Слайд 19  В Нюрнберге осудили не просто военных преступников. Пусть даже главных. И суд не закончился в тот момент, когда палач накинул петлю на шею последнего из подсудимых, приговоренных Международным военным трибуналом к смертной казни. В Нюрнберге судили фашизм – политическую систему открытой террористической диктатуры, идеологию, с ярко выраженной античеловеческой направленностью.

Слайд 20   Уроки Нюрнбергского процесса:

Нюрнбергский процесс  называют «Судом истории», поскольку он оказал существенное влияние на окончательный разгром нацизма.

  • Военная агрессия признана тягчайшим преступлением.
  • Для сохранения мира на Земле требуется приложение усилий всех стран.

Принципы, признанные Уставом Международного Военного Трибунала и нашедшие выражение в его приговоре, были подтверждены в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН от 11 декабря 1946 и 27 ноября 1947 в качестве общепризнанных принципов международного права. Впоследствии на их основе была выработана Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества.

  • Нюрнбергский процесс приобрел всемирно-историческое значение как первое и по сей день крупнейшее правовое деяние Объединенных Наций. Единые в своем неприятии насилия над человеком и государством народы мира доказали, что они могут успешно противостоять вселенскому злу, вершить справедливое правосудие.

5.Заключительный этап (подведение итогов)

        Сколько существует человечество, столько существует насилие над человеком. Можно ли защитить жизнь человека от насилия во время войны?

В давние времена после битвы славяне забирали раненых с поля боя и лечили, часто этим занимались монастыри. Во времена Крестовых походов монахи ухаживали за ранеными. Конвенция (IV) о защите гражданского населения во время войны. Женева, 12 августа 1949 года. Положения настоящей Конвенции не служат препятствием для гуманитарных действий, которые Международный комитет Красного Креста или любая другая беспристрастная гуманитарная организация предпримут для защиты гражданских лиц и для оказания им помощи с согласия заинтересованных сторон, находящихся в конфликте.

    Война - это спасающееся бегством население, потерявшиеся дети, разлученные семьи, взятые в плен, раненые, пропавшие без вести или погибшие в бою комбаты, застигнутые врасплох, арестованные, измученные или убитые мирные жители, разрушенные дома, непреодолимые линии фронта, уничтоженные системы связи... Из всех страданий, причиняемых войной, одно из самых мучительных - это тревога за сына или брата, ушедших на войну, за жену или деда, оставшихся за линией фронта, за ребенка, потерявшегося во время бегства.

Помните,  какой ценой завоеваны свобода, счастье и независимость нашей Родины!

«Мы говорим о Нюрнбергском процессе, потому что необходимо напомнить молодому поколению про весь ужас фашизма. К сожалению, мы видим возрождение фашизма во многих странах Европы, особенно на Украине. Нынешнее общество забывает про вторую мировую войну, не знает, кто победил в ней, кто освобождал Европу и концлагеря, находящиеся на ее территории. Исторические факты «переделываются» и «переписываются» в соответствии с политическими взглядами, поэтому необходимо вспоминать итоги второй мировой войны и Нюрнбергский процесс, чтобы люди помнили уроки истории».

Рефлексия. Сегодня на уроке мне открылись:

Три самых важных имени:

Три самых важных события:

Три самых важных чувства:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа подготовки к мероприятиям Вахты Памяти, посвященной 72-летию Победы в Великой Отечественной войне

Подготовка к мероприятиям Вахты Памяти, посвященной  72 годовщине Победы СССР в Великой Отечественной войне, в свете последних событий в мире, когда предпринимаются попытки фальсификации истории ...

Нюрнбергский процесс. Уроки истории.(ко дню 70-я Нюрнбергского процесса)

Целиn    В процессе мероприятия изучить историю и значение Нюрнбергского процесса. n    В канун 70-летия процесса ознакомить учащихся с историей и решениями суда над...

Внеклассное мероприятие на тему Урок Памяти, посвященный 70-летию с начала Нюрнбергского процесса

В целях повышения правовой культуры, воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма, нетерпимости к проявлениям расизма, национализма и экстремизма в школе прошло мероприятие, посвященное 70...

Сочинение «70 лет Международного военного трибунала в Нюрнберге»

Сочинение посвященное "294 годовщина образования прокуратуры Россиии"...

Митинг "Свеча Памяти" , посвященный 75 летию начала Великой Отечественной войны

Традиционно в День Памяти и скорби на территории нашего села у обелиска Скорбящей матери проводится митинг.  Данный сценарий приводится: дети, родители и односельчане  вспоминают скорбную да...

Урок памяти, посвященный 75-летию освобождения города Льгова

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории...