ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ГОСУДАРСТВЕ
статья по истории (9, 10, 11 класс) на тему

Проблемы здоровья нации являются наиболее актуальными в современный период природных и социальных катаклизмов. Что теряет и что приобретает общество и государство в процессе своей эволюции? Ведь  процесс эволюции неизбежно связан и с процессом инволюции, когда поступательное движение вперед сменяется в развитии общества и государства откатом назад. Волнообразное движение развития связано с жизненным потенциалом накапливания и расхода энергии. Впервые Здоровье нации имеет многоаспектный характер – это забота о здоровом поколении, о женщине и мужчине, как носителях потенциала будущего поколения, о нормах нравственности и морали, формирующих основы здорового общества, об элите либо консолидирующей и укрепляющей здоровые тенденции в обществе и государстве, либо развращающей и уничтожающей моральные нормы и принципы приводящие к ослаблению общества и разрушению государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_obzh_aksenovraspechatka.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

УДК

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ГОСУДАРСТВЕ

Аксенов В.В., кандидат исторических наук, доцент, Академия социального образования, г. Казань, Российская Федерация.

THE HISTORICAL EVOLUTION OF A HEALTHY PERSONALITY IN THE STATE

Aksenov V.V., Ph.D. in History, lecturer, Academy of Social Education, Kazan, Russian Federation

Аннотация

        Современный мир XXI столетия в период природных и социальных катаклизмов ставит насущной проблему здоровой личности, здорового общества и здорового государства. В этих условиях следует учитывать исторический опыт формирования здоровой личности в обществе и государстве. Любое общество порождает элиту, отвечающую на вызовы природы и общества. Исторический опыт эволюции личности, общества, элиты Древней Греции и Древнего Рима представляется важным при решении поставленной проблемы «здоровье личности – здоровье государства».          

Abstraet

         The modern world of the XXI century in a period of natural and social disasters poses an urgent problem of a healthy personality and healthy society and healthy state. Under these conditions should take into account the historical experience of the formation of a healthy person in society and State. Every society produces elite that meets the challenges of nature and society. The historical experience of the evolution of the individual, society, the elite of ancient Greece and Rome, it is important for solving the problem of "health card - the health of the state."

        

Ключевые слова: Физические правила, нравственные правила, элита, здоровая личность, здоровое общество, здоровое государство

Key words: Physical rules, moral rules, elite, healthy personality, healthy society, healthy state

        Проблемы здоровья нации являются наиболее актуальными в современный период природных и социальных катаклизмов. Что теряет и что приобретает общество и государство в процессе своей эволюции? Ведь  процесс эволюции неизбежно связан и с процессом инволюции, когда поступательное движение вперед сменяется в развитии общества и государства откатом назад. Волнообразное движение развития связано с жизненным потенциалом накапливания и расхода энергии. Впервые Здоровье нации имеет многоаспектный характер – это забота о здоровом поколении, о женщине и мужчине, как носителях потенциала будущего поколения, о нормах нравственности и морали, формирующих основы здорового общества, об элите либо консолидирующей и укрепляющей здоровые тенденции в обществе и государстве, либо развращающей и уничтожающей моральные нормы и принципы приводящие к ослаблению общества и разрушению государства. Демократический строй государства способствует через определенный срок обновлению части элиты и продляет жизнедеятельность государства и продляет жизненный цикл общества. При авторитарных и тоталитарных режимах государственное устройство и жизненное переустройство общества зависят от срока жизни лидера.        

        Общество с момента возникновения было заинтересовано в здоровом поколении. Здоровое поколение обеспечивало воспроизводство и  самоорганизацию общества. На здоровье поколения оказывали влияние окружающие природные условия и нормы общественного поведения.

Природная среда диктовала свои условия человечеству, заставляя приспосабливаться к окружающему ландшафту и климатическим условиям существования. Человек, в отличие от животного мира, не был наделен звериными качествами и свойствами и обрекался природой на вымирание.

Выжить человечеству помогли нормы общественного поведения. Коллективизм и социальная помощь увеличивали шансы человеческого общества на выживаемость в трудных природных условиях. Под давлением природы изменяется антропологический облик человека. Появляются расы. Эволюция природы приводила к отмиранию старых нежизнеспособных форм и появлению новых здоровых форм жизни. Здоровье становится главным фактором выживаемости. Высокая степень адаптации позволила человеку не только использовать природный ландшафт, но и создать в природе свой искусственный мир.    

Формирование искусственного мира человека началось с развития системы общения – языка. С помощью языка обогащался и закреплялся практический опыт человека. Закрепление практически важной информации потребовало создания ритуальных действий обычаев и традиций на основе которых возникает религия. Природа человеком одухотворяется и обожествляется. Человек начинает выделяться из окружающего природного мира. Значительный рывок человечество совершает в период неолитической революции. Изобретение топора, шлифование и сверление камня, привели человечество к возможности построения жилищ и реальному воплощению создания искусственного мира – цивилизации.

Любое общество порождает элиту. Элита выполняет в обществе регулирующие и управляющие функции. Она отвечает за адекватный ответ на вызовы природы и социума. Если элита совершает ошибку, она либо заменяется другой элитой, либо погибает сама цивилизация. Жизненный цикл цивилизации характеризуется наличием пространства, жизненным пространством, пространственным смыслом и жизненной энергией.

Пространство является важнейшим фактором жизнеспособности социума на основе становления производства, обеспечивающего создание и развитие искусственного мира - цивилизации, и воспроизводства здорового поколения. Ограничение пространства приводит к агрессии и конфликтам.    

Жизненное пространство обеспечивает производство ресурсами позволяющими распространять свое могущество социуму и способствуя расширению цивилизации.

Пространственный смысл заключается в разработке и закреплении ценностей общества и норм поведения.

Жизненная энергия определяется потенциалом общества. Чем здоровее общество, тем выше его жизненный потенциал.

Например, в Древней Греции в государстве Спарта для сохранения здоровья народа и построения здорового государства законодатель Ликург устанавливает жесткие физические и нравственные правила.

Физические правила. Новорожденного ребенка отец должен был принести на место «лесха» и показать собранию старейшин. Если находился существенный физический изъян, ребенок приговаривался к умерщвлению. Если ребенок был здоров, мать получала право омыть новорожденного в вине. Считалось, что от вина слабый ребенок погибнет, а здоровый укрепит свое телосложение. Дети с этого момента принадлежали обществу, а не родителям. Кормилицы принявшие детей не использовали пеленок, предоставляя ребенку свободу действий, приучали не бояться темноты и уединения, не быть плаксивыми и своенравными. В 7-летнем возрасте мальчики распределялись по отрядам «агелам». Возглавлялись отряды наставниками. Наставники несли наказание за нарушение правил их воспитанниками. Мальчикам волосы стригли до кожи. Из одежды выдавался один хитон. Детей учили ходить босиком и играть нагими. Терпеливо сносить холод и голод. Спали на циновках сплетенных собственными руками из камыша. Приучали молчать, когда говорят старшие и говорить только тогда, когда им разрешат. Говорить разрешалось кратко и ясно. В результате такую речь стали называть «лаконичной» от места проживания спартанцев Лаконики. При достижении 13-летнего возраста дети вступали в юношескую пору, и хитон обменивался на плащ, который менялся каждый год. Юноши, превосходившие других умом и мужеством, избирались начальником «агелы». Они часто посещали спортивный зал «гимнасий», где упражнялись в борьбе. К ним приставлялся наставник «педон» обучавший добродетели. В 20 лет избирался из их состава руководитель «ирен» организовывавший для своего отряда «ила» совместный ужин. Старшие должны были заготовить дрова, а младшие доставить пищу – либо украв из садов, либо с общественного стола взрослых мужчин. Кого из юношей ловили на краже, били «не за то, что украл, а за то, что попался». Спартанские мужчины питались за столами на 15 человек, и каждый вносил свою долю продуктов. Решение принять новичка принималось голосованием. Для отказа достаточно было сдавить хлебный шарик, который опускался в сосуд. Возле столов разрешалось находиться детям. Лучшим блюдом считалась черная похлебка. Спартанцы ели вооруженными и были готовы к любым неожиданностям. Ужин заканчивался ночью и возвращались спартанцы по своим местам без огня. Раз в 10 дней эфоры обмеряли спартанцев, если кто был толще положенного, наказывали.          

Нравственные правила. Спартанские девочки и девушки занимались спортом наравне с мальчиками и юношами. Они занимались бегом, борьбой, метанием диска и копья, чтобы в здоровом теле мог развиться здоровый плод. Стыдливость сопровождала их всюду, и невоздержание в Спарте было неизвестно. Женщины стояли на одном уровне с мужчинами. Когда одна гречанка сказала жене царя Леонида Горго: «Вы одни, лакедемонянки, повелеваете мужьями». Она ответила: «Но мы одни рожаем мужей». Невест в Спарте похищали не малолетних, но и не зрелых. Невесту принимала подружка, приставленная к браку женщина, которая стригла у невесты коротко волосы, одевала и обувала по-мужскому и клала ее одну в темном месте на циновку. Спартанские женщины выходили замуж без приданного. Новобрачный трезвым приходил к ней, развязывал пояс и переносил на постель. Через некоторое время мужчина возвращался к друзьям, чтобы вместе с ними провести ночь. Виделись влюбленные только ночью в темноте. Некоторые мужчины имели детей, не увидев ни разу своей жены днем. Свобода любовных взаимоотношений ничем не связывалась. В результате в Спарте отсутствовало прелюбодеяние.

Безбрачие в Спарте осуждалось. Холостым мужчинам запрещалось быть зрителями при «гимнопедиях», где проводилась борьба между нагими девицами. В холодное время года они ходили голыми вокруг площади, и пели просмеивающие их песни. Они теряли уважение среди спартанцев. Прославленному в сражениях полководцу Деркилиду спартанский юноша не уступил место заявив: «Ты еще никого не родил, кто бы мог и мне уступить некогда место».

Золотые и серебряные деньги в Спарте были заменены тяжелыми железными деньгами обмакнутыми в уксус, чтобы их нельзя было использовать как металл. В результате богачи не могли никак воспользоваться своим богатством. Иностранцев прибывших в Спарту без дела высылали из Лаконики.

Когда жены провожали спартанцев на войну, они говорили: «Со щитом или на щите». На щите приносили погибших воинов. Спартанцы носили красные туники, чтобы кровь на одежде не отличалась от пота. Надписи на гробницах разрешалось наносить только прославившимся воинам и священным женам.

Элита. Царская власть была разделена между двумя царями и ограничивалась советом эфоров, избиравшимся на 1 год. Эфоры обладали властью выше царской; избирались от народа, но не из народа; право судить не по письменным законам, а по совести; позволение жить, как хочется [2. 81-104].

В государстве Афины государство заботилось о гражданах, выплачивая из общественной казны каждому афинянину по 3 обола, в качестве платы за место в театре. Судьи получали по 1 оболу за решение каждого дела. Чужестранцы «метэки» получали право поселиться в Аттике, но не получали прав афинских граждан.                      

В Древнем Риме сабиняне считались лакедемонскими (спартанскими) поселенцами. Сабиняне были настолько уверены в своих силах, что их поселения не имели стен для защиты. Возможно, именно поэтому состоялось похищение сабинянок римлянами. Древние римляне почитали женщин:

  1. При встрече с женщиной мужчины уступали им дорогу.
  2. Не позволяли себе говорить ничего неблагопристойного при женщине и не показывались перед ними нагими.
  3. Обвиняемые в смертоубийстве женщины не принуждались явиться перед судьей
  4. Дети носили украшение на шее «буллу» и одежду с пурпуровой обшивкой.

При Ромуле запрещалось жене разводиться с мужем, но позволялось мужчинам отсылать от себя жену:

  1. за попытку отравления ядом
  2. за подмену детей
  3. за нарушение супружеской верности

Женщины, родившие троих детей, распоряжались своим имением без опекуна. При Нуме женщины оплакивали 9 месяцев отца, брата, сына.

Белую тогу «претекста» дети знатных носили до 16 лет, а девицы до замужества. При достижении совершеннолетия юноши приносили ларам (домашним богам) «буллу» - полый золотой или серебряный шарик. Призывной возраст делился на два разряда – младшие возрасты от 18 до 45 лет и старшие возрасты от 46 до 60 лет. Младшие возрасты должны были участвовать во внешних войнах, а старшие возрасты – для гарнизонной службы [1. 55].  

Патриции считали своим долгом военную службу, составляя в армии офицерский корпус. Плебеи составляли солдатский и сержантский состав. Пока в Древнем Риме существовало ограничение землевладения 500 югерами земли, сохранялась республика. После убийства братьев Гракхов ограничения снимаются и возникают огромные латифундии с рабским трудом и разоряются мелкие держатели – ветераны военных действий. В результате Римской империи приходится содержать люмпенизированных граждан и нанимать варваров для защиты римских границ. Римская элита, не сдерживаемая никакими моральными нормами, подвергается саморазложению. Общество начинает отвергать собственную разлагающуюся элиту. В результате утери здоровой части римского общества государство сгнило изнутри, и было завоевано германцами варварами.

Таким образом, можно прийти к следующим выводам:

  1. Разложение общества и государства начинается с элиты.
  2. Здоровое общество создает здоровое государство. Если элита поддерживает антиобщественные силы, она разлагает собственное государство.
  3. Наемная армия является одним из факторов отрыва элиты от общества. Наемная армия всегда может быть использована против самого народа.  
  4. Если гражданин ничего не получает от государства, он считает себя ничем не обязанным государству.
  5. Элита существует за счет государственной нации. Чтобы избавиться от давления собственного общества элита использует иноэтнические элементы, которые более податливы, чем собственные граждане. Но как только удельный вес «иностранцев» превысит «коренных» граждан начнутся необратимые процессы в виде вспышек национализма и расизма. Без поддержки государственной нации элита не выстоит и будет заменена. Яркий пример – Спарта, обретшая господство над всей Грецией, но преданная Македонии и Римская империя, разложившаяся изнутри перед нашествием германцев.

Список использованных источников.

  1. Ливий Тит. История Рима от основания Города. В 3 т. Т.1. – М.: «Ладомир», 2002. – 702 с.
  2. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. – М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2006. – 1504 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект : "Роль христианства в становлении личности и государства."

Наша история не так  стара, как думают одни, началась гораздо позднее начала христианской  эры; но она и не так запоздала, как думают другие: около половины IX в. она не началась, а уже имел...

«Бинарный полифонический цикл как особая художественная разновидность концептуальной формы в ее исторической эволюции»

Выявление концептуальных возможностей малого полифонического цикла в качестве самостоятельного произведения и части сонатного цикла, способных раскрыть  мировоззрение художника с философским скла...