Музыкальный, историко - литературный вечер для старшеклассников, посвящённый 250-летию со дня рождения В.А.Моцарта.
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Гольцер Татьяна Васильевна

В преподавании истории,  на уроках, раскрывающих вопросы культуры,  времени не хватает. Поэтому тему "Музыка" я часто переношу на внеурочные занятия, когда можно использовать музыкальное сопровождение, одновременно знакомясь с творчеством, биографией великих композиторов. Это, как правило, музыкальные вечера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon motsart_muzykalnyy_vecher.doc145 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальный, историко-литературный вечер для старшеклассников, посвященный 250-летию со дня рождения В.А. Моцарта.

В преподавании истории, на уроках, раскрывающих вопросы культуры, времени не хватает. Поэтому тему «Музыка» я часто переношу на внеурочные занятия, когда можно использовать музыкальное сопровождение, одновременно знакомясь с творчеством, биографией великих композиторов. Это, как правило, музыкальные вечера.

Юбилей В.А. Моцарта явился замечательной датой и одновременно послужил первопричиной проведения такого праздника. При разработке вечера была поставлена цель – наглядно и образно воссоздать картину, дух эпохи 18 века; усвоение учащимися сущности достижений в музыке (классицизм); пробуждение и усиление интереса школьников к крупнейшим достижениям музыкальной культуры.

Эпиграфом к уроку послужили слова А.С.Пушкина о В.А.Моцарте и его произведениях: «Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!»

Зал оформлен в форме гостиной. На стене висит портрет В.А. Моцарта, стоят кресла, на них сидят участники. Рядом – фортопиано, на котором стоят канделябры со свечами. Вдалеке – стол, на котором разместились высокие стаканы, тарелки, ножи, вилки, салфетки (это образ особой комнаты в трактире). Двое участников (мальчик и девочка) – в одежде того времени. Собравшиеся ведут разговор по очереди.

Звучит соната ля мажор.

Начинает учитель:

Давайте сейчас мысленно перенесемся в 18 век, в Австрию. В это время там жил и творил гениальный Моцарт. Человек композитор, клавесинист, скрипач, виртуоз-импровизатор, дирижер и драматург. Послушаем фрагменты музыкальных произведений, постараемся представить жизнь того времени. Побываем в Вене – музыкальной столице Европы. Выясним, что такое венский классицизм. Попробуем разгадать загадку смерти Моцарта, прожившего так мало.

Ставится задание.

Мы с вами вернемся к некоторым событиям XVIII – XIX вв. И попробуем доказать, что существует прямая взаимосвязь развития культуры с процессами, происходящими в обществе. Что существует связь между столетиями. И этими связующим звеном, в частности, являются достижения культуры, и одно из его направлений – музыка. Уходят в прошлое громкие события, знаменитые личности, а достижения их ума, способностей и таланта остаются. Какую роль музыка играет в обществе? Может ли Моцарт и его творчество объединять людей разных столетий?

Ребята вспоминают, что такое культура? Что такое музыка?

Чем музыка отличается от пространственных искусств?

Ребята обсуждают, как родилась музыка и чем она служит для людей?

Вспоминают, что это было за время, 18 век? Это эпоха просвещения.

Дают ей характеристику и какое она имела значение в жизни народов Европы.

Далее беседа идет непосредственно о Моцарте – австрийском композиторе, об Австрии – огромной могущественной империи с XVII в. В нее входили Чехия, Словакия, Венгрия, В северной Италии было ее влияние. Многонациональность страны сказалась на ее художественной культуре. С одной стороны, каждая нация стремилась сохранить и защитить свои художественные традиции, с другой – происходило неизбежное и постоянное взаимодействие культур. В Вене повсеместно звучала разноязычная речь и разнонациональная музыка. Уже в XVII в. там открываются специальные музыкальные

театры. В XVIII в. в Вене и ее предместьях их уже три – далеко не в каждой столице так было. Поэтому Вена, как магнит влекла к себе музыкантов, помимо австрийских и немецких, там работали и чешские, и итальянские мастера. Во второй половине XVIII в. сложилась и венская классическая симфоническая школа. Венская классика – это явление мирового значения. Яркая эмоциональность симфонии сочетается со стройной логикой развития музыкальных мыслей, задушевная лирика – с живостью и юмором. Классические симфонии демократичны, в них ясно слышны черты, идущие от австрийской, немецкой, венгерской и славянской народной песенности. Высокие образцы классической музыки, созданные в Вене, нельзя до конца понять, не зная музыкального быта этого города. Его недаром называют «веселой Веной». Музыка звучала там повсюду, не только в театрах и концертных залах, но и открытых эстрадах, в парках, садах и просто на улицах. Легкую, общественную музыку для отдыха и развлечения писал и Моцарт. И, вероятно, это делало его серьезные сочинения более доступными.

Творчество Моцарта может быть названо классикой, а сам Моцарт – классиком. Но слово «классицизм» (вопрос детям) не столь широко по своему значению. Оно обозначает художественный стиль определенной исторической эпохи: XVII – XVIII вв. Для классицизма идеалом является порядок, разумность, гармония, ясность, возвышенность. Соблюдение принятых правил и норм стало основным мерилом художественной ценности. Как художественное направление классицизм сложился во Франции в XVII в. Старые характеристики сохранились, но наполнились новым содержанием. XVIII в. – эпоха Просвещения. И разумное здесь видится в равенстве людей, героической деятельности человека, готовности принести себя в жертву ради дружбы, любви, ради блага других. Высшим выражением эстетики классицизма стало творчество венской симфонической школы. Сам же Моцарт считал, что в симфонической опере поэзия д.б. послушной дочерью музыки, и музыка у него насыщена действием и очень гибко передает все душевные движения героев. Моцарт стремился к целостности художественного создания, совершенству формы и строгим пропорциям составляющих его частей. Но у него единство и законченность достигались в процессе движения, становления, в борьбе противоположности. У него новая идея, новый звукообраз рождается постепенно. Главная тема порождает  тему побочную, противостоящую, контрастирующую с главной. Такой метод развития музыкальной мысли и стал основным завоеванием венского классицизма. Сочинениям Моцарта присуща целеустремленность: в них отчетливо различается конечная цель музыкального движения, его итог. Все части произведения находятся в строгом равновесии: отчетливо различимы начало, исходный рубеж, срединный этап, где доминирует развитие и закономерное, логическое завершение всей композиции. Он переосмыслил и заставил зазвучать по-новому все музыкальные жанры. Это и оптимистическое утверждение жизни, правдивое отражение действительности в ее развитии, гуманизм и народность.

Звучит музыка Соната до минор.

Учитель:

Кто не умеет слушать музыку, тот не умеет слушать человека.

Трудно представить себе начало творческого пути более блистательное, нежели то, которое судьба уготовила композитору Моцарту. Его жизнь удивительна и необычна. Его яркий, щедрый талант, постоянное творческое горение дали совершенно поразительные, единственные в своем роде результаты. Моцарт прожил всего 35 лет. Но за это время он создал очень много произведений, более 600. Начиная от маленьких пьесок в несколько строк и кончая крупными симфониями и операми. Моцартом написано около 50 симфоний, 19 опер, сонаты, квартеты, квинтеты, концерты, Реквием и другие произведения. Произведения Моцарта отличаются жизненной правдивостью, оптимизмом, высоким гуманизмом. В них выражена глубокая вера в торжество светлых идеалов, богатство задушевного мира. Творчество Моцарта поразительно универсально и

многогранно. Его произведения охватывают все без исключения музыкальные жанры и формы, существующие в музыкальном искусстве той эпохи. При этом во всех жанрах он создал истинные шедевры.

Важнейшей особенностью художественного облика Моцарта является широта его национальных культурных связей. Творчество Моцарта взросло на австрийской национальной почве. Но путешествия с раннего детства по Европе, концертные поездки в Италию, Францию, в германские государства оставили заметный след в его творчестве. Являясь австрийским композитором, он творчески использовал то, что слышал, видел, наблюдал в других странах. Моцарт вошел в музыкальную жизнь Европы, когда в области музыкального искусства совершались события выдающегося значения. Оперный театр уже имел богатые достижения. Подытожив прогрессивные достижения оперного искусства своего времени Моцарт совершил реформу оперы, Создав собственную передовую оперную эстетику. И в области инструментальной музыки он тоже достиг высочайших вершин. Таким образом, Моцарт – новатор своих предшественников и современников.

Итак, Моцарт больше чем музыкант. Он – великий драматург, который и предстает перед нами проницательным и беспомощным наблюдателем человеческих характеров и страстей. Он открыл новые возможности музыкального языка. Музыке оказалась доступна передача человеческих  эмоций, живость реакций, смена оттенков настроения, - иными словами психологическая реальность, психологическая правда. Здесь Моцарт не уступает Шекспиру.

Художественное чтение под музыкальное сопровождение рассказа Паустовского «Старый повар».

Родился Вольфганг Амадей Моцарт в 1756 году в старинном маленьком, гористом, провинциальным австрийском городке Зальцбурге. В те дни Зальцбург был столицей маленького церковного княжества. Главой его был князь-архиепископ, который покровительствовал музыкантам. И вскоре в Зальцбурге заговорили как о знаменитом музыкальном городке, где многие жители плясали, пели, играли на музыкальных инструментах.

С трех лет он начал учиться музыке, в четыре года сочинил концерт для клавесина с оркестром, к шести годам виртуозно исполнял сложнейшие произведения. С первых же занятий отец был потрясен способностями Вольфганга: мальчик разучивал новые вещи с быстротой, которая редко доступна и зрелому музыканту.

Как-то Леопольд Моцарт позвал своих товарищей послушать игру сына. Восхищению и удивлению не было границ. Скоро уже весь Зальцбург знал: в доме Моцарта растет «чудо-ребенок».

Слава к Моцарту пришла очень рано. С 6 лет он уже давал концерты. Отец показывал его искусство публике – сначала в Зальцбурге, потом в Мюнхене и, наконец, в Вене.

Рассказ Баженова о Вене.

Успех первых же выступлений детей в Вене носил сенсационный характер. Только и разговоров было, что о необыкновенном музыкальном даровании малышей из Зальцбурга. Молва о чудо-детях дошла и до дворца. Император Франц I и его жена Мария Тереза пожелали услышать юных артистов. В назначенный день великолепная придворная карета отвезла Моцарта в Шенбрунн – летний загород, дворец австрийского императора. Для начала дети играли в четыре руки блестящую концертную пьесу, играли на редкость ритмично и согласованно. Далее очередь Наннерл. С поразительной чистотой и отчетливостью 11-летняя девочка исполняла целый ряд весьма трудных пьес. Затем за клавесин уселся Вольфганг. Маленькие ноги в белых шелковых чулках и башмаках с пряжками забавно свисали со стула. Напудренный паричок с косичкой предавал круглому

личику непривычно серьезный вид. Мальчик играл по клавишам так легко и быстро, что с трудом можно было уследить за их движениями.

- Да это настоящий маленький чародей, - с улыбкой заявил Франц I. – Однако ж играть всеми 10-ю пальцами не так уж трудно. Вот если бы ты играл одним только пальцем, это и в самом деле было бы удивительно!

Старый император говорил это в шутку, желая озадачить мальчика. Но он тотчас же уселся за клавесин и проворно начал исполнять мелодию только что сыгранной пьесы одним лишь пальцем, при этом так чисто и бегло, что все диву дались.

- А если закрыть клавиатуру платком? Смог бы мальчик играть не видя клавишь? – продолжал Франц I.

По его приказанию клавиатуру прикрыли платком. Но и это новое испытание ничуть не смутило мальчугана. На закрытых клавишах он играл так уверенно, как будто ему уже приходилось практиковаться в этом. Присутствовавшие были немало удивлены этим.

- Все это однако ж заранее разученные пьес, - заметил Франц I. – Интересно бы послушать, как мальчик справляется с новыми, совсем еще не знакомыми пьесами.

   И Вольфгангу дали нотную тетрадь с недавно законченной композицией Вагензейля, придворного композитора. К немалому удивлению, мальчуган с листа сыграл технически сложную пьесу довольно точно и бегло.

Увлекшись, Леопольд Моцарт решил предпринять длительную гастрольную поездку по городам Европы.

Он надеялся, что успешные выступления детей принесут семье богатство, обеспечат ее будущее.

Мюнхен, Кельн, Брюссель, Прага, Швейцария, Париж.

Наступил Новый год, Его Величество король пригласил мальчика на новогодний ужин. На котором Вольфганг очень много играл. Придворные слушали его с восхищением. Под утро он пошел домой, напевая что – то. Но вдруг незатейливая мелодия внезапно оборвалась, Моцарт остановился! На набережной Сены, возле  моста, стоял нищий мальчуган и, кутаясь в лохмотья, протягивал к нему посиневшую от холода руку. Вольфганг стал торопливо шарить по карманам,  хотя прекрасно знал, что не найдет там и сантима. И тогда, решительно сдернув с себя бархатный пажеский плащ, (подаренный королем) накинул его на плечи нищего мальчугана и бросился бежать!..

Ему было нестерпимо стыдно! Что стоил его успех, его великолепие, когда на свете столько горя!..

Много позже, вспоминая о Париже, о маленьком нищем на набережной Сены, которому он отдал свой бархатный плащ, Моцарт сочинил колыбельную песню – воплощение любви и нежности. В ней были радость и грусть, печаль и надежда.

Спи, моя радость усни, в доме погасли огни,

Рыбки уснули в пруду,  

Птички утихли в саду, в лунный серебряный свет

Каждый листочек одет…

Глазки скорее сомкни

Спи, моя радость, усни…

В  доме все стихло давно,

В кухне, в подвале темно,

Дверь ни одна не скрипит,

Мышка за печкою спит,

Кто-то вздохнул за стеной, что нам за дело, родной?..

 Глазки скорее сомкни,

Спи, моя радость, усни,

Усни, усни…

            Завтра ты будешь опять

Бегать, смеяться, играть.

Завтра тебе я в саду

Много цветочков найду,

Все-то достать поспешишь, лишь бы не плакал малыш!

Глазки скорее сомкни.

Спи, моя радость, усни

Усни, усни…

Маленький Вольфганг повзрослел. Чем больше впитывал он в себя впечатлений, тем сильное росло в нем стремление сочинять музыку.

Из Лондона Моцарт уехал композитором.

Как не грустно было возвращаться в провинциальный Зальцбург – пришлось. Отпуск отца кончился, другой работы ему никто не предложил, архиепископ ждал его три года.   Моцарт вернулся домой.

Молва пошумела и замолкла, мода на чудю – ребенка выдохлась.

 В это время Моцарт сочинял очень много- оперы, симфонии, квартеты, менуэты.

Игра на фортепьяно и танец.

Менуэт – это излюбленный в XYIII веке танец, трехдольном размере, полный вежливых поклонов и реверансов.    объясняется он тем, что женщины в то время носили необъятно широкие, требовавшие плавных движений платья. А у мужчин обтянутые чулками ноги, в изящных туфлях на каблуках с красивыми подвязками – бантами у колен. Танцу были присущи гибкость, изящество и тонкость исполнения штрихов.

Нежно играет нам кларнет.

В зале танцуют все менуэт,

Слышно, как платья шуршат,

 В зале, мерцая, свечи горят

Стройно и лад флейты звучать.

О, как прекрасен сказочный бал!

Как и отец Моцарт получил место музыканта при дворе архиепископа.

 В те времена музыка составляла одну из необходимых сторон пышного аристократического и придворного быта. Многие богатые вельможи содержали при себе целый штат музыкантов. В их дворцах существовали и небольшие симфонические оркестры и хоровые капеллы, а иногда и оперный театр. То было время всеобщего преклонения перед           .приезжим   виртуозам и композиторам платили огромные деньги, их окружили вниманием и почетам. Совсем иначе относились к своим отечественным музыкантам. Положение их домах австрийских и немецких вельмож мало, чем отличалось от положения крепостных слуг.

Моцарт в соответствии со служебными обязанностями сочинял духовную музыку и танцы для придворных балов.

  Сначала Моцарт радовался: у него появилось много заказов. Но умер старый епископ, который много лет благословенно относился к Моцартам. Новый был жесток, несправедлив и капризен. Вскоре служба при его дворе стала Моцарту невыносима. « Только не пресмыкаться!»- повторял он. Не выдержав унизительных издевательств хозяина, Моцарт подал просьбу об уходе. Никто из слуг никогда не осмеливался добровольно отказываться от службы при дворе архиепископа. Неслыханная дерзость молодого композитора привела хозяина в бешенство. Один из приближенных вместо ответа столкнул Моцарта с лестницы, осыпая его бранью. « Безродный музыкантишка!» - были его последние слова. Потрясенный звериной грубостью, Моцарт потерял сознание и надолго заболел. Но вскоре забрав свои пожитки  он поспешил покинуть дом ненавистного архиепископа. Дорогой ценой заплатил он за свободу. Зато как радостно стало на душе. С каким воодушевление он взялся за работу! Он писал, бегал по урокам,

вечерами выступал перед публикой. Он был неутомимым. Теперь он подчинялся одной музыке. И только ей!

        В те времена музыка составляла одну из необходимых сторон пышного аристократического и придворного быта. Многие богатые вельможи содержали при себе целый штат музыкантов. В их дворцах существовали и необходимые симфонические оркестры, и хоровые капеллы, а иногда и оперный театр. То было время всеобщего преклонения перед итальянской оперной музыкой. Приезжим итальянским виртуозам и композиторам платили огромные деньги, их окружали вниманием и почетом.

Совсем иначе относились к своим отечественным музыкантам. Положение их в домах немецких и австрийских вельмож мало, чем отличалось от положения крепостных слуг.

Моцарт в соответствии со служебными обязанностями сочинял духовную музыку и танцы для придворных балов.

Кто не умеет слушать музыку, тот не умеет слушать человека.

Отрывок из лиры «Свадьба Фигаро».

Соната ля мажор.

Из перенесенных испытаний молодой Моцарт вышел духовно окрепшим и закаленным. Юность окончилась. На смену ей пришла зрелая пора жизни.

Моцарт уехал в Вену, которая в то время становилась музыкальной столицей мира. Он поселился в семействе Вебер и вскоре женился на одной из дочерей – Констанце, о которой он с нежностью писал отцу: «Моя дорогая и добрая Констанца, мученица этой семьи; она заведует всем домом, но не может на всех угодить. Она отнюдь не красавица, но все же недурна собой. В ней достаточно здравого смысла, чтобы исполнять обязанности жены и матери.… Это лучшее сердце в мире, мы любим друг друга всей душою». Это было время наивысшего расцвета его таланта.

Но жизнь Моцарта в Вене складывалась нелегко.

Звучит соната до минор.

Музыка его – печальная и бодрая, оживленная и задумчивая, и все-таки жизнеутверждающая! Создание этих произведений, открывших новую эпоху в истории музыкального театра, не принесло Моцарту материальной обеспеченности. А тяжелая болезнь Констанцы окончательно выбила Моцарта из колеи. И в Зальцбурге дела шли неважно. Умер отец. Нуждалась в средствах сестра и Моцарт оказывал ей денежную помощь. Умерли два его сына. Материальное положение семьи становилось все более тяжелым. К старым долгам с растущими процентами прибавлялись новые. Эти заботы и постоянная неуверенность в завтрашнем дне все больше подтачивали хрупкий организм композитора. Но Моцарт не сдается. Он по-прежнему в работе.

Симфония № 40 соль-минор.

Тяжелым выдался 1791 год. Однажды, в дверь дома, где жил композитор, постучался незнакомец, одетый во все черное. Учтиво поклонившись, он сказал:

- Я пришел к вам, сударь, по поручению очень важного лица.

- Кого же именно? – спросил Моцарт.

- Лицо это не желает, чтобы имя его было известно.

- Пусть будет так. Чего же он хочет?

- Он только что потерял близкого человека, память о котором для него навеки останется драгоценной. Он желает каждый год отмечать годовщину смерти торжественной церковной службой и просит написать для этой цели реквием. (Реквием – в переводе с латинского означает «покой». Это произведение траурного характера.

Первоначально реквием был заупокойной мессой в католической церкви. Начиная с Моцарта, реквием становится в основном концертным произведением).

Воображение композитора было затронуто суровым тоном, которым были произнесены эти слова. Моцарт согласился взяться за выполнение необходимого заказа.

Состояние же здоровья композитора становилось все хуже. Друзья с беспокойством следили за ним. Их пугала его бледность, потухший взгляд, а более всего – скорбное выражение заострившегося лица. Частые обмороки мешали продолжать сочинение. С каждым днем все более падали его силы.

- Вредно для самого себя пишу я этот реквием. – не раз говорил он жене и друзьям.

На возбужденное воображение усталого, измученного постоянными невзгодами и тревогами композитора появление черного человека подействовало угнетающе.

«Мысли мои путаются, силы слабеют, а образ таинственного незнакомца всюду преследует меня, - жаловался композитор в письме к одному из друзей. Он постоянно торопит меня, упрекает и требует окончания заказа…. Я продолжаю композицию, потому что работа меня меньше утомляет, чем бездействие. Но я чувствую, что близка моя смерть! Я умираю, не воспользовавшись плодами моего гения! А жизнь была так прекрасна! Все предвещало мне завидную будущность! Я кончаю скоро мою погребальную песню, потому что должен оставить ее в готовом виде».

И он снова взялся за работу над реквием.

Чувствуя, что дни его сочтены, Моцарт спешил окончить реквием. С каждым днем ему становилось все хуже. У него стали распухать руки и ноги, начались страшенные припадки рвоты и глубокие обмороки. Зашедшие навестить больного друзья были потрясены, увидев его в таком тяжелом состоянии. Они уговорили больного бросить на время работу и лечь в постель. Композитор согласился на их требование лишь после обещания немедленно же исполнить для него готовые части реквиема. Он раздал каждому его партию.

Игра на фоно реквием.

Раздались потрясающие, по своему драматизму, звуки, полные тревоги и смятения перед грядущим. Горечь прощения с жизнью, бессильный, но гневный протест перед собственной безвременной смерти породили эти волнующие страницы, столь же похожие на обычную церковную музыку.

Когда же трагическую музыку сменило нежное, скорбно-просветленное звучание, композитор оказался не в силах сдержать душившие его рыдания. Голова его откинулась на подушку, и крупные слезы полились по исхудалому лицу. Волнение плохо подействовало на больного – у него усилился жар, поднялся бред. Дыхание становилось все реже. Около часу ночи он скончался. Это было 5 декабря 1791 года.

Погребение было назначено на следующий же день. Умершего одели в черное облачение. В доме не было ни гроша, поэтому расходы по погребению взял на себя барон Ван Свитен – известный в то время покровитель музыкантов. Великая трагедия безвременной гибели композитора глубоко поразила современников. Распространилась молва об отравлении посредством медленно действующего яда. Некоторые прямо указывали на Антонио Сальери (Антонио Сальери – придворный композитор и дирижер итальянской оперы). Он был ослеплен завистливой ревностью к Моцарту. Он сохранил его слова : « Что бы ни написал этот заносчивый мальчишка, публика всегда в восторге. Шумные аплодисменты, овации, восторженные крики «бис». В его произведениях и задушевная плавность, и молодецкая пластичность. Ему, Сальери, до сих пор ни разу не удалось создать по – настоящему прекрасную и задушевную мелодию… жаль, конечно, такого  великого гения. Но для нас к лучшему, что он умер. Поживи он еще дольше, - поистине никто в мире не дал бы нам куска хлеба за наши сочинения».

Через 39 лет после смерти Моцарта, в 1830 году великий Пушкин написал маленькую трагедию» Моцарт и Сальери». В основу пушкинского сюжета легла

легенда о том, что Сальери будто бы из завести отравил Моцарта. В те годы эта легенда была еще совсем «молодой» и казалось вполне правдоподобной. Современные же биографы Моцарта придерживаются мнения, что легенда эта не подкреплена историческими документами, не основаны на серьезных доказательствах и потому не может быть признана фактом.  И Сальери очевидно, неповинен в убийстве. Да, верно: он отравил жизнь Моцарту – но не ядом, а жгучей многолетней завистью к более молодому гениальному собрату по искусству. Интересно, что первоначальное название этой пушкинской пьесы – « Зависть». Исследование тяжкого человеческого недостатка, даже порока – зависти и лежит в основе пушкинской трагедии. Ее действие лица – не исторические Моцарт и Сальери, не реальные композиторы, выразители двух противоположных характеров. Моцарт – беззаботный, добрый, веселый человек и, что особенно важно для Пушкина,- гений, а именно гению      и творчество обычно даются легко, музыка его рождается свободно. Сальери – одаренный труженик, мастер. Недостаток таланта, ему приходится восполнять кропотливым, изнурительным трудом. Но и такой труд не позволяет ему подняться на те высоты, где легко и свободно царствует волшебная музыка Моцарта.

Пушкин писал не ученый трактат, а пьесу. Поэтому его, прежде всего, интересовали характеры героев, их душевное состояние, их тайные чувства и явные поступки. Поэт ставит важные вопросы: совместимы ли гений и злодейство? И кто такой – злодей? Обязательно ли грубый, жестокий, зачерствевший во зле преступник, или человек, способный на сильные даже светлые чувства, но основанный тяжким пленом жестокой зависти?

Поэт отвечает на эти вопросы образом Сальери. Он у Пушкина наделен способностью тонко и глубоко чувствовать, его душа открыта прекрасному. Но злая и низкая зависть побуждает его опустить в стакан Моцарта яд…

 Сражаться с завистью, мы продолжаем и сегодня.

Отрывок из пьесы «Моцарт и Сальери» сцена II.

Существует предание, что Микеланджело умертвил натурщика, чтобы естественнее изобразить умирающего Христа .

Пьеса « Моцарт и Сальери» - прекрасная песнь о прекрасном Моцарте.

Композитора хоронили по третьему разряду.  

6 декабря тело усопшего положили  в плохонький гроб, наскоро сколоченный из некрашеных сосновых досок, и отвезли к собору святого Стефана, где состоялось короткое отпевание. Похоронили его в общей яме с бедняками, обездоленными бродягами и преступниками. Ныне в самом начале венского кладбища можно увидеть прекрасный памятник Моцарту. Но праха великого композитора под ним нет. Настоящая могила его неизвестна.

Так закончилась жизнь одного из выдающихся людей своей эпохи. Нужда, постоянная тревога о завтрашнем дне наряду с напряженной творческой работой была причиной безвременной гибели композитора, умершего на 36 –м году жизни.

Его имя славиться как символ идеальной красоты и гармонии в музыке.

Слишком трудно быть равнодушным к жизни и смерти гения, оставившего нам такое прекрасное наследие, и продолжающего жить сегодня. В своих бессмертных произведениях.

Возвращаемся к вопросам, поставленным в начале урока. Ученики говорят о том, что Моцарт и его музыкальное наследие объединяет людей разных поколений и столетий.  

Такие уроки позволяют реализовать воспитательные цели исторического образования. Воспитывать творческого  человека, уважающего прошлое, создающего настоящее и думающего о будущем. На таком мероприятии раскрывается совместный творческий потенциал учеников и учителя. Происходит приобщение к прекрасному.

Использованная литература:

  1. Н. Колосова « Здравствуй музыка» Молодая гвардия, 1964 год.
  2. И. Прохорова . « Музыкальная литература зарубежных стран».М, издательство « Музыка», 1983 год
  3. Г. Цыферов « Тайна запечного сверчка» М, 1987 год
  4. Т.Попова . Моцарт.  М. 1987 год
  5. С. Хентова. « Лунная соната Бетховена» М. 1969 год
  6. В.Васина – Гроссман. Книга о музыке и великих музыкантах. М. 1971 год
  7. Энциклопедический словарь юного музыканта. М. 1975 год
  8. Энциклопедический музыкальный словарь. М. 1968 год
  9. С.Могилевская. «У лиры семь струн». М. 1973 год
  10. Б. Левик. История зарубежной музыки. М. 1977 год