уроки истории 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Могилат Татьяна Федоровна

уроки истории 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_proekt_5_klass.doc60 КБ
Файл teatr.docx16.89 КБ
Microsoft Office document icon urok_drevniy_mir_svoya_igra.doc92.5 КБ
Файл olimpiyskie_igry.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории  в 5 классе "История письменности" с использованием метода проектов и информационно-коммуникационных технологий.

Цели урока:

  • углубить у учащихся представление о хранении информации и древних носителях информации (на примере истории человечества от древности до стран Востока и Древней Греции).
  • развитие эрудиции и общей культуры учащихся;
  • повышение интереса учащихся к изучению истории;
  • формирование умений работать в сотрудничестве.
  • формирование умений и навыков защиты проектов, публичных выступлений.

Тип урока: комбинированный урок с элементами проектной деятельности

Материально-техническое оснащение урока: 

  • мультимедийный проектор, компьютер;
  • опорный конспект интегрированного урока;
  • презентация-игра;
  • таблицы для заполнения (раздаточный материал).

Подготовительная работа:

Учащиеся класса заранее по желанию распределяются и объединяются в группы (примерно по шесть человек). Каждая группа получает задание по сбору информации  о письменности  в  древние времена, Древнем  Египте, Финикии, Древней Греции. На уроке представить свое исследование в форме короткого устного рассказа и оформленного сообщения, подкрепленного иллюстрациями.

Ход урока

1. Организационный момент, включающий акцентирование внимания учащихся на необычности данного урока.

- Здравствуйте, ребята, садитесь.

Река времён в своём стремленье

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей

А если что и остаётся ...

Что же остается после людей? Знания, а знания передаются с помощью языка и письма. Сегодня на уроке мы постараемся создать модель исторического процесса «Развитие письменности»

С понятием «модель» мы часто сталкиваемся в жизни. Наверное, среди вас есть мальчики, которые  занимаются созданием моделей автомобилей, самолетов, кораблей. Девочки моделируют одежду для кукол. Многие из вас любят рисовать, к нашему уроку вы подготовили рисунки – вы моделировали, т.к. рисунок – это тоже модель.

Что же такое модель? Модель – упрощенное подобие реального объекта, процесса, явления.

Модели бывают: материальные и информационные. На уроке мы попробуем создать информационную модель в виде таблицы. Аналогичная таблица находится у вас на партах.

Способом создания данной модели станет наша совместная деятельность.

Тема нашего урока «История письменности». Запишите тему в тетради

Современная письменность прошла достаточно длительный период становления. Изначально люди не обладали никаким письмом. Поэтому было достаточно трудно передавать информацию на большие расстояния. Известна легенда о персидском царе Дарии I, рассказанная Геродотом.  Как-то раз Дарий I получил послание от кочевников скифов. Послание включало в себя следующие  предметы: птицу, мышь, лягушку и стрелы. Гонец, доставивший послание, сообщил, что более ничего сообщать ему не велено, и с тем распрощался с царем. Встал вопрос, как же прочитать  это послание? Царь Дарий посчитал, что скифы отдают себя в его власть и в знак покорности принесли ему землю, воду и небо, ибо мышь означает землю, лягушка — воду, птица — небо, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Однако один из мудрецов возразил Дарию. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: «Если вы, персы, как птицы не улетите в небо, или, как мыши не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Как оказалось в дальнейшем, этот мудрец был прав.

- Ребята, как вы думаете, почему было разное прочтение этого послания? (Ответы Каждый человек трактовал предметы по-своему, сложно было определить и понять смысл предметов)

Чтобы не было разногласий в прочтения какой-либо информации, возникла необходимость в письменности. Сегодня мы рассмотрим, как она развивалась.

Для того чтобы не затеряться во времени обратимся к «линии времени», зарисуйте её в тетрадях. (На доске нарисована «Линия времени») Мы с вами знаем, что условно исторические даты можно расположить на так называемой «Линии времени», сегодня она поможет нам проследить развитие письменности.

- Ребята, скажите какое время является точкой отсчета для всех исторических дат? (Время рождения Иисуса Христа, например 2011 год от Рождества Христова)

- Как располагаются даты на «Линии времени»? (до нашей эры по убывающей, в нашей эре по возрастающей)

- Сколько лет продолжается наша эра? (2010 лет)

- Когда по подсчетам ученых на земле появился первый человек? (более 2 млн. лет назад)

- Давайте отметим эту дату на «Линии времени» (дети в тетрадях, учитель на доске)

 - Вспомните, как называли самых первых людей? (первобытные люди)

- Итак, самых первых  людей называли первобытными и письменности в те далекие времена у них не было. Но ведь мы с вами знаем о жизни людей того времени. Значит, каким-то образом  первобытные люди смогли рассказать нам о себе.  

- Как они это делали, давайте узнаем, прочитав информацию на карточках, которые находятся у вас на партах.

Начинаем моделировать – полученную информацию записываем в таблицу. Работаем в парах.

Кто закончил? Покажи результат на доске, заполни первую колонку таблицы. Ребята у всех так получилось? Хорошо.

Выбери значок, который изображает письменность первобытных людей, прикрепи его на «Линию времени». Спасибо.

- Группа ребят,  которые создавали модель первобытных рисунков, покажите свои работы. (лучшие прикрепляются на доску)

- Ребята, вспомните когда появились первые государства? ( 3  тыс. до н.э).

- Отметим эту дату на «Линии времени» (3 тыс. до н.э)

- Какое государство возникло одно из первых? (Египет) Слайд 4 - карта Египта

- Где располагался Египет?

- Как называли правителей Египта? (Фараонами)

- Давайте вспомним самых знаменитых фараонов Египта.

- Молодцы. Я вижу, что вы все знаете о Древнем Египте.

-  А том, как появилась и развивалась письменность в Древнем Египте, вы узнаете из информационной карты, прочитайте текст, выделите необходимую информацию и занесите её во вторую колонку таблицы.  

Ребята готовы? На доске заполнит таблицу.

Выбор символа египетской письменности. Прикрепить  к «Линии времени»

Египетские иероглифы попытались изобразить на своих рисунках ребята следующей группы. Покажите свои работы. (один рисунок крепится на доску)

Иероглифов было великое множество. Слайд

- Научиться читать иероглифы, было очень сложно, но мы с вами сейчас не только прочитаем, но и продемонстрируем их.

 Физкультминутка

Иероглиф «солнце» - светит

Иероглиф «вода» - волны

Иероглиф «глаз» - повернулись, посмотрели

Иероглиф «рот» - улыбнулись друг другу

Иероглиф «рука» - приветствуют друг друга рукопожатием

Теперь еще раз под музыку.

- Отдохнули и с новыми силами за работу.

- Наряду с Египетским в Древнем Мире развивались и другие государства.   Назовите, какие? (Вавилон, Сирия, Финикия) показать на карте государства.

- Вспомните, жители какой страны были искусными мореплавателями?  Слайд 6

- Где располагалась Финикия?

- Чем торговали финикийцы в чужих странах?

О том, что стало причиной возникновения письменности у финикийцев и как она развивалась, вы узнаете прочитав информацию о письменности финикийцев.  

- Получив необходимую вам информацию, продолжаем создавать модель - заполняем третий столбик. (следить за правильностью посадки, за выполнением задания) Готовы?

Заполняется следующую колонка таблицы на доске.  Изменился вид письменности, по сравнению с египетским?  Найди значок с изображением финикийского письма.  Прикрепи  на «Линию времени»

Финикийский алфавит изобразили ребята третей группы. Демонстрация рисунков, выбор лучшего и вывешивание на доску.

- Внимание на доску. Представим, что все мы финикийцы. Давайте попробуем прочитать написанные здесь слова:  рк, цнк, клсс, стр.

(Помним, что в финикийском алфавите буквы обозначают только согласные звуки)

- Итак, кто уже смог прочитать? (дети высказывают разные предположения) Хорошо. У нас у всех получились разные ответы. Но я зашифровала здесь слова: урок, оценка, класс, история. Мы с вами убедились, что финикийская письменность не совершенна.

- Продолжаем нашу работу. Назовите государство, которое возникло на юге Балканского полуострова (Греция).  Слайд 8

Своего расцвета Греция добилась во время развития городов-государств.  Произошло это в 8 веке до н. э.

- Отметим эту дату на «Линии времени»

- Вспомните, какие города-государства Др.Греции были самыми могущественными? (Афины, Спарта)

- Какая форма правления была в Афинах? (демократия)

- Что такое демократия? (власть народа)

- Чем знаменита Олимпия? (Олимпийские игры)

- Когда были проведены первые Олимпийские игры?

- Пришло время узнать, как развивалась письменность в Греции.

- Заканчиваем работу с  таблицей, заполним последнюю колонку.( дети заполняют)

Заполняется последняя колонка на доске.  Значок символизирующий письменность др.Греции. Прикрепим на «Линию времени»

Рисунки греческого алфавита нам продемонстрирует еще одна группа ребят. Вывешивание на доску лучших работ.

- Результатом нашей совместной творческой деятельности стала  информационная модель процесса «История развития письменности», представленная в виде таблицы. Мы видим, как изменилась письменность с течением времени.

Причины сохранения информации изменились?

Как изменился вид изображения письменности?

Мы с вами видим, что изменения происходили не только в написании знаков, сохранявших информацию, изменялись  и носители информации.

- Скажите, ребята, какие носители информации используют в настоящее время?  (Бумага,  флешки,, диски.)

Заполненная в результате нашей деятельности таблица, является моделью. Подобные модели, информационные или материальные, я надеюсь, вы будете создавать и использовать  при изучении других предметов.

Наш урок подходит к завершению. Мы  еще раз убедились: какое большое значение имеет изобретение письменности для человечества. На письменности строится вся мировая культура. Знания не теряются во времени, а передаются из поколения в поколения. Доходят до нас через века и тысячелетия.

Молчат гробницы, мумии и кости,—

     Лишь слову жизнь дана:

 Из древней тьмы,  на мировом погосте,

     Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

     Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

      Наш дар бессмертный — речь

 Мне хотелось бы, чтобы знания, полученные на уроке, не потерялись во времени и помогали вам идти вперед, я дарю вам их на современном носителе информации.

Спасибо за хорошую работу на уроке. Отличные оценки получают все, кто работал у доски.



Предварительный просмотр:

Урок истории в 5 классе «Театр в жизни древнего грека» с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Цели урока: 

·Образовательная: познакомить учащихся с древнегреческим театром, его возникновением и развитием;

·Развивающая: развитие умения сравнивать явления прошлого и настоящего, анализировать их, выявлять устойчивые причинно-следственные связи;

· Воспитательная: современный театр и древнегреческий театр – школа воспитания, формирование нравственно-воспитанной личности, высоких гражданских чувств.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:  мультимедиааппаратура, компьютерная презентация (приложение 1),

Вводно-мотивационная часть.

Вступительное слово учителя СЛАЙД

СЛАЙД

План урока

1. Зарождение театрального искусства.

2. Театр и его роль в жизни Древней Греции.

СЛАЙД

Быть наблюдательными.

Быть внимательными.

Анализировать увиденное.

Анализировать услышанное.

Учитель: Древняя Греция одна из первых европейских цивилизаций, которая подарила нам множество изобретений, которыми мы пользуемся по сей день. Обращаясь, друг к другу произносим имена греческого происхождения, и все мы пользуемся буквами алфавита, пришедшего к нам из Греции. На сегодняшним уроке мы с вами узнаем ещё об одном греческом изобретении.

СЛАЙД

Театр –  подберите слова ассоциации

 Кто из вас был хоть один раз в театре? Многие из вас любят театр, но далеко не все знают, что театр возник в Греции примерно две с половиной тысячи лет назад. А само слово «театр» греческого происхождения и означает «место для зрелищ». СЛАЙД

Тема нашего урока: «Древнегреческий театр».

СЛАЙД

 Проблемное задание: театр является?

1. Школой для взрослых

2.  Школой гражданства

3. Школой мужества

4. Школой мудрости

Возникновение театра. СЛАЙД

Зарождение театра было связано с празднествами в честь бога Диониса – покровителя виноделов. Греки верили во многих богов, одним из наиболее почитаемых был Дионис.

Весной, перед началом работ на виноградниках и в декабре, когда поспевало молодое вино, греки отмечали весёлые праздники в честь бога виноделия Диониса. В венке из винограда и в сопровождении шумной свиты сатиров бродит Дионис из страны в страну и повсюду учит людей разводить виноград и делать из него вино. Греки не пили вино чистым, а разбавляли его водой. Пьянство резко осуждали.

В одном из мифов рассказывается, что Дионис странствует по всей земле , окружённый толпой сатиров. Когда под звуки флейт и свирелей Дионис приходит в Грецию, то в этой стране начинается весна, теплее пригревает солнце, расцветают цветы, вся жизнь возрождается заново. В конце марта в Греции отмечался главный праздник бога виноделия – Великие Дионисии. Изображая сатиров, греки надевали козлиные шкуры, привязывали длинные бороды из дубовых листьев, раскрашивали лица или закрывали их козлиными масками. Весёлое шествие ряженых двигалось по улицам города и останавливалось где-нибудь на площади. Сценки, разыгрываемые участниками праздника, и были первыми театральными зрелищами: запевала и ряженые являлись актёрами, а зрителями – всё население города. Для ежегодных представлений стали отводить площадку, обычно у подножия холма. Зрители, стоя или сидя на склоне холма, наблюдали за представлением.  

Здание театра и театральные представления. В греческих городах с конца VI в. до н.э. строили для театральных представлений специальные здания. Почти в каждом городе был свой театр, а иногда и несколько.Древние театры вмещали несколько тысяч зрителей. Например, афинский театр имел 17 тыс. мест. Жителей в греческих городах было намного меньше, чем в современных, а театры часто были больших размеров, чем в наши дни. Предположите, чем можно объяснить такие большие размеры греческого театра. В театрах Древней Греции представления начинались часов в семь утра и продолжались до захода солнца: ставили подряд несколько спектаклей. За вход в театр брали небольшую плату. Билет был из свинца или обожженной глины. В нём буквой (А. Б, Г) указывался один из «клиньев», на которые театр делился лестницами. В указанном на билете «клине» можно было занять любое место, начиная со второго ряда. Чтобы не сидеть на самом верху, греки шли в театр ещё до рассвета. Брали с собой узелок с пирожками и фляжку с вином, теплый плащ, подушечку, которую подкладывали под себя на каменную скамью.  Места в первом ряду были бесплатными и отводились для почётных зрителей (стратегов, жрецов Диониса, победителей на Олимпийских играх).  Если бросить монету в центре орхестры, звон её будет слышен на самых задних скамьях. Здание театра имело форму огромной чаши, которая, как рупор, усиливала звуки, человеческий голос.Греческие театры располагаются под открытым небом на склонах холмов и вмещают тысячи зрителей. Театральные представления -  любимые зрелища греков. Они начинаются ранним утром и продолжаются до захода солнца: ставят подряд несколько спектаклей. Обычно в каждом представлении участвовало не более трёх актёров. Актёрами могут быть только мужчины. Мы играли все роли в спектакле, в том числе и женские. А чтобы зрителям было понятно, кого мы играем, надевали специальные маски. Большие и ярко раскрашенные, они были хорошо видны и с верхних рядов театра. Маски закрывали не только лицо, но и голову. При взгляде на нас становилось ясно, кого мы изображаем. У стариков белые волосы, худые впалые щёки. Если герой помоложе, волосы и борода делаются полуседыми, юношей изображали безбородыми. Чтобы казаться выше, мы надевали на ноги специальные сандалии с очень толстыми подошвами. В конце дня зрители должны были выбрать лучшую постановку. Её автор награждался лавровым венком и подарками. Если зрители  недовольны, они свистят и стучат сандалиями. Бывает и хуже: если автор уж очень не нравиться, его оскорбляют, бросают в него виноградом, маслинами, даже камнями. В Древней Греции было два главных вида представлений – трагедия и комедия. Трагедиями назывались пьесы серьёзного содержания, часто кончавшиеся гибелью действующих лиц. Комедии – весёлые, насмешливые представления, в которых выставлялись в смешном виде и критиковались какие-то поступки.

Греческий театр имел народный характер. Зрители оценивали поступки героев. Безнравственных и подлых героев осуждали. Благородным мыслям аплодировали. Театр – школа жизни. Спектакли учили, что добро обязательно побеждает зло, а честность и порядочность всегда ценятся выше коварства и предательства. Театр просвещал и воспитывал в гражданах честность, доброту, любовь к родине. Не случайно в Афинах так заботились о том, чтобы все граждане могли посещать театр, что беднякам даже выдавали деньги на театральные билеты.

Идут слайды с вопросами, а затем ответ для самопроверки    СЛАЙД

Вопросы для беседы:

1. С именем какого бога греки связывали возникновение театра?

2. Что означает греческое слово «театр»?

3. Как называется эта часть устройства театра? 

4. Что такое комедия?

5. В комедиях актёры высмеивали недостатки людей. Какие?
Вы найдёте их в зашифрованном тексте:

6. Что такое трагедия?

7. Кто исполнял роли  в театральных представлениях?

8. Назовите  деталь  костюма актера.

9. Определите,  в каких масках играли трагедию, а в каких – комедию.  

10. Назовите  самого известного  автора греческих комедий.

11. Кто был автором трагедии «Антигона»?

12. Кто является «отцом трагедии»?

13. Кто были героями драматических спектаклей?

14. Кто из мифических героев стал героем трагедии Эсхила?

15. Почему греки называли театр «школой для взрослых»?

Тест по уроку СЛАЙД

Дети показывают цветную карточку с правильным ответом

Итог урока

СЛАЙД

 Проблемное задание: театр является?

1. Школой для взрослых

2.  Школой гражданства

3. Школой мужества

4. Школой мудрости

Подведение итогов СЛАЙД

1. Всё понял, могу помочь другим

2. Всё понял

3. Ничего не понял

4. Интересный урок

5. Запомню надолго урок

6. Неинтересный урок

7. Скучный урок.



Предварительный просмотр:

Урок истории в 5 классе по теме «Древний мир» с использованием игровой  и информационно-коммуникационной технологий   21.05.2015 года

Цель урока: закрепление ранее изученного материала и вопросов по пройденным темам; продолжить формирование умений подводить итоги, выделять главное, ориентироваться в событиях и исторических фактах; способствовать расширению кругозора школьников по знанию истории древнего мира; развивать коммуникативные и интеллектуальные навыки школьников.

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, музыкальное оформление, столы, стулья, таблички с названиями команд.

Ход урока:

        Вступительное слово учителя знакомство  с правилами игры:

        1. По жребию одна из команд называет категорию и сумму баллов, которую она хотела бы заработать.

        2. После правильного ответа она получает данную сумму и продолжает играть до тех пор, пока не ошибается, и ход переходит другой команде.

        3. Время на обдумывание ответа – 1 минута.

        4. Если команда не может ответить, за нее может ответить другая команда и получить данную сумму баллов, она же затем выбирает категорию.

        5. Если никто не может ответить на вопрос, на него отвечает желающий из зала или ведущий, а следующая команда по очереди продолжает игру.

        Примечание: Если в зале сидят зрители, их привлекают к игре.

        6. Победителем считается та команда, которая в сумме набирает большее количество баллов.

Звучит музыка... Игра начинается.

1 этап. Приветствие команд

2 этап. Заполнение через участие в игре командами игрового поля (на экране).

3 этап. Подведение итогов. Награждение победителей.

Материалы, необходимые для проведения игры:

  1. Игровое табло (через проектор выводится на экран).
  2. Вопросы для команд участников в разных номинациях: «Древнейшие люди», «Появление неравенства и знати», «Древнейшие орудия труда», «Возникновение земледелия и скотоводства», «Всяко-разно».

Игровое табло

Древнейшие

люди

10

20

30

40

50

Всяко-разно

10

20

30

40

50

Древнейшие

орудия труда

10

20

30

40

50

Возникновение земледелия и скотоводства

10

20

30

40

50

Появление неравенства и знати

10

20

30

40

50

Вопросы для команд-участников в номинации

«Древнейшие люди»

        10 баллов

Живут в пределах местности одной

Они, как брошенное в землю семя,

Собравшись несколько родов,

Они образовали …

                                (Племя).

        20 баллов

Это предки всех слонов,

Но огромнее, лохмаче.

Для охотников, тем паче,

Нет желаннее добычи.

                            (Мамонты).

        30 баллов

Назови это занятье,

Когда целый день-деньской

Плоды, ягоды, коренья –

Что имеет вид съестной,

Люди первые искали

Стадом всем потом съедали.

                    (Собирательство).

        40 баллов

Первый это коллектив.

Человек там не ленив.

Он по лесу ходит день.

Собирает все – не лень.

                 (Стадо).

        50 баллов

Чем может отличаться

Древнейший человек

От тех, кто появился

Пораньше так на век?

Ведь он такой же голый

И так же весь оброс.

Ест все, что попадается.

Встает вот, правда, в рост. 

(Умением изготавливать орудия труда).

Вопросы для команд-участников в номинации

«Появление неравенства и знати»

        10 баллов

Вожди племен и их друзья

Прославлены все были

И по наследству их потомкам

Досталась слава та и честь.

Людей же этих стали звать,

Вы правы. Ну, конечно…

                        (Знать).

        20 баллов

Он был царем.

Потом завоевал Египет.

И стал хозяином корон.

Повелевать стал всеми

Конечно это …

(Фараон).

        30 баллов - КОТ В МЕШКЕ!!!

Назови металл, который

После меди признан был.

Человек сообразил –

Олово добавил

Ну и что ж он получил?

(Бронза).

        40 баллов

Из рода выбрали того,

Кто стар и мудр одновременно.

И выбрали его за то,

Что опыт свой готов отдать

Всем непременно.

(Старейшина).

        50 баллов

Собрав сородичей и всех людей,

Решил он с ними поживиться

Чужое племя он ограбил побыстрей

И с ними после боя поделился.

(Вождь).

Вопросы для команд-участников в номинации

«Древнейшие орудия труда»

        10 баллов 

Человек взял палку, камень

И связал. И ему не лень

Им работать целый день.

Он деревья рубит им.

Чем? Спеши назвать каким?

        (Каменный топор).

        20 баллов 

Назови орудье то,

Что придумано давно

Человеком самым первым.

А для нас сейчас оно

Вовсе даже не нужно.

(Дубина, палка-копалка, заостренный камень).

        30 баллов 

Это главное орудие

На многие века.

Оно сделано из дерева.

Но изменив слегка.

Охотники остроконечник

 Привязали на наконечник.

И с тех пор для всех зверей

Нет оружия грозней.

                        (Копье).

        40 баллов 

Человек пошел на лов.

Чтобы был большой улов

И предмет он прихватил,

Что из кости смастерил.

Назови, что это было

И оружием служило.

                (Гарпун).

        50 баллов - КОТ В МЕШКЕ!!!

На нильских берегах она была,

Богатой и цветущей слыла.

И ею фараоны управляли,

Восстания рабов здесь подавляли.

Назови, что за страна

В мире есть сейчас она.

                                (Египет).

Вопросы для команд-участников в номинации

«Возникновение земледелия и скотоводства»

        10 баллов 

Он из мотыги появился,

Избавив всех от лишних мук.

За животным он тащился.

Ты, прав, конечно …

                        (Плуг).

        20 баллов 

                          (Плуг).

        30 баллов 

Человек взял кость иль древо,

Расщепил его слегка.

И в расщеп тот очень ловко

Вставил камушки. Рука

Брала его осторожно,

Чтоб колосья срезать им.

Так орудием каким,

До сих пор известным всем,

Мог работать он один?

                        (Серп).

        40 баллов 

        Первое орудие труда для обработки земли, состоящее из палки с сучком, - это:

                                                                                           (Мотыга).

        50 баллов 

        С возникновением земледелия и скотоводства жизнь человека изменилась, она зависела теперь не только от природы, но и от …

                                                       (Его собственного труда или него самого).

Вопросы для команд-участников в номинации «Всяко-разно»

        10 баллов

        Фантастическое существо, в облике которого переплетаются черты людей и животных.

                                                                                          (Оборотень).

        20 баллов

        Первобытные люди боялись грозных явлений природы, хотели понять их причины. Так возникли первые…

                                                             (Религиозные верования или религия).

        30 баллов

                (Век).

        40 баллов - КОТ В МЕШКЕ!!!

                                        (Вождь).

        50 баллов

Восстановите последовательность событий:

  1. Возникновение мотыжного земледелия;
  2. Овладение огнем;
  3. Возникновение плужного земледелия;
  4. Изобретение лука и стрел.

                                        (2, 4, 1, 3).

Список использованной литературы:

1. Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории древнего мира: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2003.



Предварительный просмотр:

Урок истории в 5 классе  «Олимпийские игры в Древней Греции» с использованием игровой и здоровьесберегающей технологий

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: организовать учебную деятельность учащихся по углублению и систематизации знаний по истории Олимпийских игр.

Задачи :

  • формировать в ходе игры образного представления об олимпийских играх в Древней Греции;
  • Дать возможность пережить учащимся атмосферу праздника и соревнования на олимпийском уроке;
  • Способствовать развитию и совершенствованию картографических, хронологических, логических умений в процессе выполнения познавательных заданий и участия в конкурсе, имитирующем Олимпийские игры.

Оборудование: презентация, фишки трёх цветов, 3 горшочка с наклеенными фишками, раздаточный материал, мелодия греческого танца сиртаки, ПК, мультимедийный проектор, оливки, пакеты с заданиями.

Оформление доски: лента времени с датами 776 г. до н. э. – 394 г. – 1896 г. – 2014 г.; сколько дней осталось до Сочи – 2014,

Планировка класса: парты сдвинуты в три стола, стол для жюри – элланодиков.

Технологическая карта урока

Этапы

урока

Содержание действий

1. Организационный этап

1. Учащиеся входят в класс, берут одну из фишек (белые, чёрные, голубые), занимают места в своих группах (на столах прикреплены фишки соответствующих цветов).

2. Каждая команда получает «секретный пакет», в котором пронумерованы задания для конкурсов.

2. Этап подготовки учащихся к систематизации знаний (игре)

1. Слово учителя: до начала Олимпиады в Сочи в 2014 году осталось 285 дней. В ожидании Олимпиады проводим игру, посвящённую на знание первых олимпийских игр. В руках запылённый кувшинчик, «сдуваю пыль» и как бы из кувшинчика появляются «джинны». Сценка:

1 джинн: Поздравь меня! Я стал свидетелем потрясающего события! Люди со всех концов страны, кто пешком, кто на повозках, кто на кораблях – все радостно спешили на юг. В небольшом городе я встретился с одним человеком, и мы отправились в путь вместе. По дороге я стал расспрашивать его: « Скажите, любезный, а куда все спешат?


2 джинн: А вы что не слышали?!. Наступил четвертый год. Все спешат на юг, на Пелопоннес, чтобы насладиться пятью незабываемыми днями! Атлеты будут демонстрировать свою силу и ловкость и выяснять, кто же из них величайший спортсмен Греции?

1 джинн: А вы не боитесь, что разбойники и пираты начнут активнее нападать на путников в это время? Мне говорили, что дороги здесь небезопасны…
2 джинн: Не беспокойтесь, в четвертый год объявляется священный мир, дороги становятся безопасными…»

2. Вопросы учителя: О чём говорят джинны? Презентация. Самые первые Олимпийские игры состоялись в 776 г. до н.э., Олимпийские игры – любимые спортивные соревнования всех эллинов. Кто из вас делает зарядку? Кто ходит в спортивные секции? Кто уже становился победителем в спортивных соревнованиях?

Итак, объявляется конкурс на лучших знатоков древнегреческих олимпийских игр. Так как олимпийские игры длились 5 дней, у нас будет 5 агонов.

3. Выборы элланодиков (жюри). Элланодики за правильные ответы опускают фишки команд в соответствующие керамические горшочки.

3. Этап обобщения и систематизации изученного (игра)

Первый агон «На пути в Олимпию»

Команды могут быть «Спартанцы, «Троянцы», «Ольвийцы».

Описать путь, подготовить рассказ о пути в Олимпию. У учащихся карты. Команды с участием родителей составляют рассказ, защищают его и дают клятву олимпийцев.

КЛЯТВА

«Я - ……………… полиса…………..(название)…… - подтверждаю перед ………..……., что тренировался, как требуют древние …………… великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы буду ……………………..…».

1 минута. Прочитайте приведённый выше текст, в котором пропущен ряд слов. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1. боги
2. статуей Геракла
3. статуей бога Зевса
4. гражданин
5. соблюдать правила
6. подкупать судей
7. обычаи

Оценка жюри.

Второй агон «Археологический»

Команды получают «Остраконы» (на картон наклеены изображения греческих ваз с видами олимпийских сцен. Вырезаны фантазийно. Клеить и влажные согнуть – будет имитация остраконов). Определите виды состязаний, как выглядят спортсмены. Защита.

Оценка жюри.

Спортивная пауза.

Звучит мелодия греческого танца «Сиртаки», показываю простейшие 2 – 3 движения, участники игры исполняют.

3 агон «Историческая математика»

Команды получают исторические задачи.

1. Сколько лет тому назад состоялись первые олимпийские игры?

2. Сколько лет прошло между первыми и последними (2012) Олимпийскими играми?

3. Сколько лет прошло со времени возобновления Олимпийских игр (1898)?

4. Сколько лет не проводились Олимпийские игры?

5. Сколько игр прошло, если бы Олимпийские игрвы не прерывались?

Ответы передаются жюри, у них ответы уже имеются, за каждую решённую задачу – фишка.

4 агон «Олимпийские игры»

Команды получают тексты с ошибками. Задание: найдите 12 ошибок.

Один древний грек рассказывал своим внукам:
«Как сейчас помню, 450-й год до н.э. был годом Олимпийских игр. За 5 лет до того мне не пришлось по болезни побывать на предшествующих Олимпийских играх. И вот теперь я отправился из города Сиракузы, где родился и вырос, в Олимпию. Весь долгий путь пришлось проделать пешком, поскольку денег на оплату повозки у меня не было.

Стояла поздняя осень, когда за день до начала состязаний я прибыл в Олимпию, расположенную, как вам известно, у подножия горы Олимп. С её вершины дул пронизывающий ветер, особенно мёрзли женщины, которые составляли не меньше трети зрителей, съехавшихся или пришедших на олимпийские игры. Купив за драхму билет в первом ряду, я занял своё место на ипподроме, где атлеты состязались в пятиборье. Поначалу казалось, что лучше всех выступают афиняне. По случаю холодов участники состязаний были в красных шерстяных одеждах, облегающих тело и не стесняющих движений. Однако победителем оказался молодой скиф, который превзошёл в мастерстве и умении остальных юношей. Ему и досталась главная награда - венок из золотых листьев.
На всю жизнь я запомнил те незабываемые 10 дней, в течение которых продолжались Олимпийские игры».

Оценка элланодиков.

5 агон «Награждение победителей»

Жюри считает фишки из керамических горшочков, оглашает результаты.

Вносят «Чёрный ящик». Можно заработать ещё фишку, если угадать, чем будут награждать. В «Чёрном ящике» большая банка оливок без косточек для победителя), две баночки оливок с косточками (призы для участников).

Рассказ о символике Олимпиады 2014. Рассказывают подготовленные заранее дети.

4. Рефлексия

В пакете у команд чистый лист бумаги, на котором они изображают смайлик, прикрепляют к классной доске.

Звучит «Сиртаки», исполняем несколько движений, благодарю за участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории. Класс: 5. Тема урока: Жизнь египетского вельможи.

Урок: историяКласс: 5 Тема урока:       Жизнь египетского вельможи.Цель и задачи урока:       1. Познакомить учащихся с жизнью египетских ве...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...

Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Англия в раннее Средневековье. Походы норманнов

Дата: 15.09.Урок: историяКласс: 6Тема: Англия в раннее Средневековье. Походы норманновЦели урокаž  Познакомить учащихся с географией путешествий и завоеваний норманновž  Сформировать предста...

Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Византийская империя в VI – XI веках. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии

Дата: 17.09.Урок: историяКласс: 6Тема: Византийская империя в VI – XI веках. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура ВизантииЦели урокаž  подвести учащихся к пониманию...

Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Средневековая деревня

Урок: историяКласс: 6Тема: Средневековая деревняЦели: 1.      Дать представление о феодальной вотчине – сеньории; показать, на чём основывались отношения между феодалом-сеньор...

Конспект урока истории Класс 6 Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).

Урок историяКласс 6Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).Тип урока: сообщение новых знанийЦели:  Формирование и развитие у ребят ...