Главные вкладки

    Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Средневековая деревня
    план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

    Скороход Алеся Анатольевна

    Урок: история

    Класс: 6

    Тема: Средневековая деревня

    Цели:

    1.      Дать представление о феодальной вотчине – сеньории; показать, на чём основывались отношения между феодалом-сеньором и зависимыми от него крестьянами, что собой представляло их положение, каковы условия их жизни и труда; выявить сущность натурального хозяйства и причины его господства в средние века, подвести к выводу, что прежняя свободная община попала в зависимость к феодалу, но продолжала развиваться и укрепляться и играть огромную роль в жизни крестьян.

    2.       Продолжить формирование умений анализировать исторические явления, описывать их на основании нескольких источников знаний. Формировать умение прослеживать причинно – следственные связи и выявлять признаки понятий.

    3.      Воспитывать уважение к крестьянскому труду.

     Термины и понятия:  Сеньория (вотчина), повинности, барщина, оброк, община, натуральное хозяйство.

    style='font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman","serif"'>Воспитательные: воспитывать  у обучающихся интерес и уважение  к истории

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 01_10_6klass_srednevekovaya_derevnya_i_eyo_obitateli.docx28.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок: история

    Класс: 6

    Тема: Средневековая деревня

    Цели:

    1. Дать представление о феодальной вотчине – сеньории; показать, на чём основывались отношения между феодалом-сеньором и зависимыми от него крестьянами, что собой представляло их положение, каковы условия их жизни и труда; выявить сущность натурального хозяйства и причины его господства в средние века, подвести к выводу, что прежняя свободная община попала в зависимость к феодалу, но продолжала развиваться и укрепляться и играть огромную роль в жизни крестьян.
    2.  Продолжить формирование умений анализировать исторические явления, описывать их на основании нескольких источников знаний. Формировать умение прослеживать причинно – следственные связи и выявлять признаки понятий.
    3. Воспитывать уважение к крестьянскому труду.

     Термины и понятия:  Сеньория (вотчина), повинности, барщина, оброк, община, натуральное хозяйство.

    ХОД УРОКА

    Примечание

    1

    Организационный момент.

    Сегодня у нас необычный урок. Все мы с вами становимся не только знатоками средневековья, но и исследователями. Мне бы очень хотелось вместе с вами узнать о жителях средневековья и их образе жизни. Давайте постараемся узнать как можно больше  нового и интересного.

    На предыдущих уроках мы с вами исследовали жизнь феодалов, рыцарей, горожан и узнали об их жизни, занятиях, интересах.

    А сегодня мы будем исследовать жизнь средневековых крестьян.

    Тема нашего урока «Средневековая деревня и ее обитатели» (презентация)

    2

    Послушайте сказку и ответьте на вопрос Хорошо ли жилось крестьянам в средневековье?

    Эта волшебная страна вам наверняка знакома.  Страна Кокань. Так средневековый европейский крестьянин называл страну «молочных рек и кисельных берегов», легенда о которой сохранилась в русских народных сказках. Здесь все не так, как в реальной жизни, всё наоборот.  Лучше всех живет тот, кто меньше всех работает. Работать в стране Кокань вообще запрещено. Поэтому живется здесь вольготно всем.

    Реки текут прекраснейшим вином. Проблем с питанием тоже не возникает: каждый ест, что захочет и сколько захочет. Урожай сам собой созревает четыре раза в год. Праздников так много, что даже Великий пост бывает только раз в 20 лет. Зато Пасху и Рождество празднуют четырежды в году. В стране Кокань нет старых: чудесный источник превращает всех в двадцатилетних.

    • Хорошо ли жилось крестьянам в средневековье?
    • Почему  народ придумал  сказку о волшебной стране Кокань?

    3

    Изучение нового материала.

    - Что считалось самым ценным в эпоху Средневековья? (В эпоху средневековья самым ценным, что было у человека, являлась земля, так как она его кормила и одевала).

    Вопросы:

    Кому принадлежала тогда земля? Как назывались земельные владения?

    Как они стали её владельцами? 

    Была ли земля у крестьян?

    Каким образом они утратили на неё право?

    Кто обрабатывал эту землю? На каком основании?

    Кем являлся феодал по отношению к крестьянам?

    -  Таким образом, мы можем сделать вывод: земля принадлежала феодалу-сеньору, на ней работали зависимые крестьяне и выполняли в пользу феодала работы. Историки её называют сеньорией (вотчиной).

    Сеньория (вотчина) – земля, принадлежащая феодалу и передающаяся по наследству.

      Обратимся к схеме “План феодальной вотчины-сеньории”.

    Представим себе, что мы решили пройти в одну из них. Для этого нам необходимо пройти через лес и по тропинке выйти на поляну, где паслись коровы и бродили свиньи. Вдали слева виднелась деревня. Она довольно большая. Число жителей, наверное, около 200. Крестьянские дома построены из дерева. Двор средневекового крестьянина представлял собой сложный комплекс: он включал дом с прилегающими строениями, сад, виноградник, небольшие участки, засеянные льном и коноплей. В центре деревни – площадь и колодец. Территория деревни обнесена изгородью; за пределами ограды селиться было запрещено. А вон там вдалеке – крестьянские поля. Земля здесь очень разная, поэтому каждая семья имеет несколько участков в разных местах. За крестьянскими полями, пересекая луг, протекала бурная речка, через которую был переброшен грубо сколоченный мост. За речкой и за деревней – поля феодала. А вдали виднеется господский дом. 

    Вопросы:

    Как называлась земля, которую мы описали? Кому она принадлежала?

    Что вы увидели здесь?

    Кому принадлежали лес, луг, речка?

    На какие две части делилась пахотная земля (поля)?

     За то, что феодал дал крестьянину в пользование землю, он работал на него, нёс в его пользу повинности.

    Повинности – принудительные обязанности перед сеньором.

    Оброк – платежи зависимых крестьян феодалу продуктами, изделиями или деньгами.

    Барщина – даровой принудительный труд феодально-зависимых крестьян, работающих собственным инвентарём в хозяйстве феодала.

    Задание №1. На основании документа №1 “Поэма о версонских вилланах” попробуйте разделить повинности, которые несли крестьяне, на две группы:

     

    БАРЩИНА

    ОБРОК

    Косить луга и убирать сено

    Сдавать хлеб

    Чистить мельничные канавы

    Нести поросят

    Выгребать навоз

    Выпекать лепешку к празднику

    Пахать поля, сеять и убирать хлеб

    Сдавать ячмень и пшеницу

     

    Чем различаются барщина и оброк? 

     -  Барщина и оброк были главными повинностями зависимых крестьян, но были и другие виды повинностей.

     

    Задание №2. Прочтите вторую часть документа и назовите их.

    Пошлина (плата):

       за вступление в брак;

       на овец;

       за помол зерна на мельнице сеньора;

       за выпечку хлеба в сеньориальной печи и другие.

    Вопросы:

     1.   Чем можно объяснить, что крестьянин должен был отбывать столь обременительные повинности? (Он был зависимый)

    2.   В какой зависимости он находился? (Поземельной)

    • Категории зависимого крестьянства

    поземельно                     лично и поземельно зависимые

    зависимые                      (должники, преступники, пленники или  потомки рабов)

     крестьяне;                        

                                                                                                                                                 

    - Но ещё тяжелее было положение лично зависимых крестьян (крепостных).

    Задание №3. Прочтите документ №5. Подумайте, какие ещё поборы были с крестьян, кроме выплат феодалу, (налог королю, т.е. в пользу государства). Также крестьяне ещё несли повинность в пользу церкви. Как она называлась? (Церковная десятина).

     

    -  Повинности крестьян были весьма обременительны, но, как правило, они не менялись. Мы уже знаем, что все крестьяне были несвободны по-разному, а это значит, что у одних барщина несколько раз в году, у других – несколько дней в неделю. Одни несли оброк только на великие праздники (2-3 раза в год), а другие – отдавали до половины урожая. Феодалы пытались изменять повинности, увеличивая их, но крестьяне этому активно сопротивлялись.

    -  Крестьяне могли жаловаться на своих господ и нередко добивались справедливости. Также защищала крестьян от феодала и помогала им выжить в тех условиях крестьянская община.

    Община – экономическое объединение крестьян, низшая административная единица в деревне.

    Функции общины

    Хозяйственная

    Взаимопомощь

    Поддержание порядка

    Судебная

    Религиозная

    Культурная

    Определение порядка севооборота и использования угодий; строительство дорог и других объектов общего пользования

    Помощь погорельцам, вдовам, сиротам

    Поддержание порядка, защита от чужаков

    Разбор споров членов общины; наказание нарушителей принятых норм (кроме случаев, подлежащих суду сеньора)

    Содержание священника, строительство и ремонт церкви

    Организация праздников

    Община играла огромную роль в жизни крестьян во всех сферах жизни. Все вопросы, за исключением тех, которые должен был решать сеньор, решались при участии общины

     -  Кроме крестьян в поместье проживали и ремесленники.

     Вопрос: была ли необходимость у жителей сеньории что-либо покупать?

     -  Мы можем сделать вывод: все необходимое для жизни феодалов и крестьян производилось на месте, почти ничего не покупалось. Такое состояние экономики называется натуральным хозяйством.

    Натуральное хозяйство – тип хозяйства, при котором продукты труда производятся для удовлетворения потребностей самих производителей, а не для продажи их на рынке.

     Задание №4. Выясним, почему в первые столетия Средневековья в Европе господствовало натуральное хозяйство (т.е. ничего не продавалось и ничего не покупалось)?

    -  Урожайность была низкой в 11-13 вв. Собрав урожай, крестьянин должен был оставить семена для следующего посева, отдать налог государству, заплатить оброк феодалу, церковную десятину, а на остальное прожить с семьёй до следующего урожая. Оставалось мало, поэтому крестьяне в основном, недоедали. А ещё возьмите во внимание неурожаи и недороды. В таком случае крестьян ожидал голод.

    Вопросы:

    1.   Как вы думаете, оставались ли у крестьянина излишки, которые можно было бы продать?

    2.   А имели ли феодалы излишки? Могли ли они торговать этими излишками? (содержание своего двора, запас на чрезвычайный случай, продавать не кому – во всех поместьях такие же продукты).

    Причины:

    1.   Низкий уровень техники и незначительность получаемых излишков.

    2.   Повсеместное производство одинаковых продуктов.

     

    -  Однако натуральное хозяйство господствовало не полностью: кое-что приходилось покупать, а кое-что хотелось бы купить.

     

    Задание №5. Обратимся к документу №6. На основании его выберем те продукты, которые не производили в королевских поместьях.

     

    II   

    Закрепление материала.

    А теперь исследовав жизнь крестьян, скажите  хорошо ли жилось крестьянам в средневековье?

    Почему  народ придумал  сказку о волшебной стране Кокань?

    Мечта о счастье и празднике, об избавлении от непосильного труда, от необходимости в поте лица обеспечивать средства для жизни отразилась в этой легенде, которую с удовольствием слушали в Германии и Франции, Англии и Италии. Крестьяне вообще любили рассказы, в которых бедный оказывается умнее и храбрее богатого, а злые сеньоры как огня боятся отчаянного смельчака, защитника обездоленных. Таковы, например, баллады о Робин Гуде, разбойнике из Шервудского леса.

    III

    Домашнее задание.

    Составить рассказ “Один день из жизни зависимого крестьянина”.

         


    Приложения

    Документ №1.

    Часть 1.

    …Вилланы должны косить луга, сгребать и собирать сено в копны и складывать его стогами на лугах, а потом везти на барский двор, куда укажут….

    Затем они должны чистить мельничные канавы, каждый приходит со своей лопатой, с лопатой на шее идут они выгребать сухой и жидкий навоз….

    Но вот наступает август, а с ним новая работа. Они обязаны барщиной, и её не следует забывать. Вилланы должны жать хлеб, собирать и связывать его в снопы, складывать скирдами среди поля и отвозить немедленно к арабам…. Если их земли подлежат шампару ( оброку в виде части урожая), то…идут они искать сборщика и приводят его с великой неохотой… И вот нагружает он шампар на свою двуколку, не смея скинуть не единого снопа, везёт к амбару общего шампара… Сдав хлеб, виллан, наконец, уходит, кляня на своём наречии того, кто наградил его такой судьбой, а потом и допустил над ним такое измывательство.

    А потом подходит время ярмарки “на лугу” и сентябрьский богородичный день, когда надо нести поросят… Когда они распахали землю, то идут за зерном в амбар, сеют и боронят. На долю каждого приходится один акр. После этого они должны нести лепёшку к “вотчинному” Андрееву дню, что бывает за три недели до рождества… К рождеству надо сдавать кур… Затем идёт пивная повинность: ячмень и пшеница с каждого…

     

    Часть 2.

    … если виллан выдаёт дочь замуж, за пределы сеньории, то сеньор получает пошлину – “кюлаж”. Затем приходит вербное воскресенье, богом установленный праздник, когда нужно везти сеньору пошлину на овец, так как с вилланов по наследству требуется эта повинность… Кроме того, на них лежит обязанность молоть на мельнице сеньора… Но вот наступает самое худшее – виллан должен заплатить ещё и за выпечку своего хлеба. Жена виллана отправляется к сеньориальной печи и исправно платит свой форнаж (печной сбор, плата за выпечку хлеба)...

    Э. Ле Гоз. “Поэма о версонских вилланах”

    Документ № 5.

    У нас есть много нахлебников, ожидающих нашего добра…. Произвол шествует по стране и вся рыцарская спесь опирается на труд бедняков. Они грабят бедняка, богатые лорды делают это без всякого права. А потом является судебный пристав, под видом штрафов они притесняют нас, охотясь за нами. Чтобы уплатить налог королю, я продал зерно, предназначенное для посева.

    Документ № 6.

    Со всяким тщанием наблюдать должно, чтобы всё изготавливаемое или совершаемое руками, именно: сало, вяленное мясо, окорока, свежепосоленное мясо, вино, виноградный уксус… рыбные консервы, горчица, сыр, масло, солод, пиво, мед – напиток, мед натуральный, воск и мука – всё это делалось и изготовлялось с величайшей опрятностью.

    Женским помещениям нашим, как установлено, вовремя давать материал для работы, именно: лён, шерсть… алую и красную краски, гребень для чесания шерсти… мыло, жиры, сосуды и прочую мелочь.

    Чтобы каждый управляющий имел в своём ведении добрых мастеров, именно: кузнецов, серебряных и золотых дел мастеров, сапожников, токарей, плотников, оружейников, рыболовов, птицеловов, мыловаров, пивоваров… людей, хорошо умеющих плести тенета для охоты и сети для рыбной ловли и ловли птиц.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок в 6 классе "Средневековая деревня и её обитатели" (История Средних веков)

    Разработка урока по истории Средних веков  по теме "Средневековая деревня и её обитатели" На уроке используется презентация.с заданиями по предыдущей теме....

    Средневековая деревня

    Дать представление о феодальной вотчине – сеньории; показать, на чём основывались отношения между феодалом-сеньором и зависимыми от него крестьянами, что собой представляло их положение, каковы ...

    Технологическая карта урока истории "Средневековая деревня и ее обитатели"

    Конспект урока истории для учащихся 6 класса разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения....

    коспект урока "Средневековая деревня" 6 класс

    Конспект урока в 6 классе.Тема урока: «Средневековая деревня и ее обитатели».Учитель истории: Ольшанских И.В.  Цели урока:- познакомить учащихся с бытом средневекового крестьянина, под...

    Конспект урока "Путешествие в средневековый город"

    Урок-путешествие  по истории в 6 классе "Путешествие в средневековый город"...

    6 класс. Конспект урока "Средневековая деревня и ее обитатели"

    План-конспект урока по истории Средних веков с использованием технологии проблемного мышления....

    План урока по истории Среднних веков по ФГОС "Средневековая деревня и ее обитатели"

    Технологическая карта урока по Истории средних веков ,6 класс...