Конспект урока "Путешествие в средневековый город"
учебно-методический материал (6 класс) на тему

Николаева Татьяна Юрьевна

Урок-путешествие  по истории в 6 классе "Путешествие в средневековый город"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_srednevekov._gorod_otkrytyy_urok.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Путешествие в средневековый город.

Цели:

1) Выяснить основные причины возникновения и образования городов.

2) Раскрыть причины, способы и последствия борьбы города с сеньорами.

3) Создать представление о жизни и быте горожан.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

План урока:

1. Вступительное слово учителя.

2. Возникновение средневековых городов.

3. Борьба городов с сеньорами

4. Жизнь и быт горожан.

5. В мастерской ремесленника.

6. Развитие торговли.

7. Закрепление.

  1. Вступительное слово.

Сегодня мы с вами совершим путешествие в средневековый город, пройдемся по его улочкам, заглянем в мастерскую ремесленника и непременно посетим городскую ярмарку. Потому что тема нашего урока…

  1. Сейчас одни люди живут в городе, а другие в деревне.

?? Как вы думаете, всегда ли существовали города?

    Были ли города в древности? Назовите.

         Городов в раннее средневековье было мало, почти все население западной Европы жило в деревне. Города – резиденции королей, крупных феодалов, епископов, пограничные крепости.

Но уже к концу 14 в.  Европа покрывается густой сетью городов. Чем же объяснить рост городов?

        В раннем средневековье господствовало натуральное хозяйство (?). Ремесло не было отделено от сельского хозяйства, все необходимое для жизни крестьяне производили сами. Но для изготовление сложных изделий необходимы определенные навыки. Что бы они появились нужно было меньше времени уделять сельскому хозяйству, а больше ремеслу. Так в Европе появляются люди, у которых ремесло становится главным занятием

        Благодаря повышению урожаев у крестьян появлялись излишки продуктов, которые они могли обменять на ремесленные изделия. Ремесленник же теперь мог прокормит себя своим ремеслом.

Изделия ремесленников были более качественными и красивыми, чем те, которые изготавливали крестьяне. Но при сборе оброка большую их часть забирал феодал.

?? Выгодно ли это им было?

Поэтому ремесленники убегали из поместий феодалов в поисках заказчиков и покупателей.  Прочесть документ из методички стр. 114

ВЫВОД: Так в результате отделения ремесла от сельского хозяйства в Европе появлялись города.

3) Борьба городов с сеньорами. Путешественник издали видит стены и башни города, остроконечные шпили его церквей. Но мы с вами пришли в неудачное время – горожане с кем-то воюют. Кто же мог напасть на город?

Средневековый город не случайно был крепостью, врагов у него было много. Но со временем самым упорным врагом стал собственный сеньор города.

С установлением феодального строя в Западной Европе действовало правило: Нет земли без феодала. А это значит, что где бы не возникал город – он возникал на земле феодала. Поэтому все города имели своих сеньоров. Значительную часть территории города занимал его замок. Своих горожан феодал рассматривал, как выселившихся из деревни сельских ремесленников и заставлял их выполнять повинности. Какие?

Работа с документом 1.

Вывод: притеснения и грабежи феодалов мешали развитию ремесла и торговли.

В XII – XIII вв. борьба городов с сеньорами проходила во всех странах Западной Европы. Одни города добивались независимости в результате восстаний и длительных войн, другие откупались от сеньора.

Города, освободившиеся от власти сеньора и добившиеся самоуправления, назывались коммунами.

Завоевав независимость горожане брали управление городом в свои руки.

 Работа со схемой.

Важным результатом борьбы городов с сеньорами было освобождение горожан от личной зависимости. Если лично зависимому крестьянину, убежавшему от своего господина, удавалось прожить в городе год и один день, он становился свободным человеком. Воздух города делает человека свободным.

  1. Жизнь и быт горожан.  Средневековый город выглядел как настоящая крепость (по-немецки «бург» - крепость), поэтому жителей средневековых городов называли – бюргерами.

В город можно было попасть через ворота, находившиеся между двух башен. Здесь размещались сборщики налогов, которые брали деньги за въезд в город. Перед стенами находились возделанные поля и огороды, на пастбищах паслись стада коров и свиней. Горожане долго не порывали связи с с/х.

Население средневекового города было немногочисленным. Обычно оно не превышало 5-6 тысяч человек. Лишь не многие города Западной Европы, такие, как Лондон или Париж, насчитывали несколько десятков тысяч жителей.

Центром города была рыночная площадь. На ней горожане сооружали ратушу – здание городского совета. В ратуше размещались городская казна, тюрьма и арсенал. Сверху ратушу венчала башня с городскими часами.

Знаменитые старинные башенные часы в Праге созданы мастером Ганушем более 600 лет назад. Каждый час окошки в их верхней части раскрываются и под мелодичный перезвон проходят 12 апостолов. Легенда гласит, что мастеру было приказано сотворить нечто чудесное и небывалое до сих пор. Долго творил взаперти мастерской знаменитый мастер. Когда же двери отворились – перед глазами изумленной публики предстало чудо.

        Но вскоре до правителя дошли слухи, что Гануш вновь заперся в своей мастерской. Обеспокоенный тем, что мастер может создать часы лучше пражских, он решил ослепить мастера. Гануш узнал о коварных  замыслах. Он тайно пробрался в башню и разрушил сложный механизм часов. А сам мастер упал бездыханным возле своего погибшего творения. Только через много лет смогли вновь запустить часовой механизм.

        Неподалеку от ратуши высилась главная церковь города – собор, обычно самое высокое и красивое здание города.

        От главной площади ведут узкие городские улочки. Их ширина редко превышала 1 -2 метров. В Брюсселе одна улочек называлась «Улица одного человека».

Работа с документом 2.

Но хитрые горожане нашли выход из этой ситуации. Первые этажи домов действительно располагались на нужном расстоянии, а вот 2 и 3 нависали над нижними. Поэтому в домах, особенно на 1-ых этажах было очень темно.

        Долгое время в городах Западной Европы не было мостовых, водопровода, канализации. Помои и мусор выливали прямо на улицу на горе зазевавшемуся прохожему. В дождливое время здесь стояли зловонные лужи. Горожане, чтобы не утонуть в них, вынуждены были порой ходить на ходулях. Из-за тесноты и грязи        в городах распространялись заразные болезни. Эпидемии чумы уносили тысячи жизней.

Средневековые дома не имели номеров. Их заменяли вывески, обозначавшие занятия владельцев.

Работа с вывесками.

Какое занятие у владельцев этих домов?

4) В мастерской ремесленника. На 1-вых этажах домов обычно были мастерские ремесленников. Давайте с вами заглянем в одну из них.

Сообщение: В мастерской средневекового ремесленника

Долгое время мастера работали на конкретного заказчика, но позднее стали производить изделия впрок и сбывать их на рынке. Натуральное хозяйство в Европе сохранялось. Но постепенно стало развиваться и товарное хозяйство.

5)Развитие торговли. Средневековые города превращались в центры развития ремесла и торговли. Но торговля во времена феодальной раздробленности была делом трудным и опасным. Дороги были плохими, на суше купцов грабили «благородные разбойники» - рыцари, а на море их подстерегали пираты. Купцы пользовались огромным уважением. Вот что пишет о них средневековый поэт:

Чтобы могла страна всем нужным ей снабдиться,

Приходиться купцам в поте лица трудиться,

Чтоб все, чего в ней нет привезть со стороны.

Преследовать же их не должно без вины.

Поскольку по морям скитаясь беспокойным,

Везут в страну товар, за что любви достойны.

Самыми оживленными местами торговли в Европе были ярмарки. Ярмарки были шумными и многолюдными. Торговцы наперебой расхваливали свой товар.

        Плошки, миски, чашки! Для супа, для кашки!

        Башмаки, сапожки. На разные ножки!

        Рыба свежая, налетай! Кому надо – покупай!

Перец, корица, специи! Только что из Венеции!

Между рядами купеческих лавок стояли столики, за которыми сидели менялы. В их услугах нуждались все, так как монеты чеканили не только короли, но и крупные феодалы и большие города. Менялы за установленную плату обменивали купцам их деньги на те, которые принимались на ярмарке. У менял постепенно накапливалось много денег. Они стали давать деньги в долг под высокий процент. Так менялы становились ростовщиками. Из менял и ростовщиков вышли первые банкиры.

Сценка.

Встречаются как-то на ярмарке два горожанина.

- Я – богач, у меня много денег!

- А я бедняк у меня нет ничего… Послушай, приятель, а где ты хранишь столько денег?

- Известно где, в банке.

- А где же ты взял такую большую банку?

- Ты ошибаешься, приятель. Слово банк не имеет никакого отношения к обычной стеклянной банке, в которой мы храним варенье. Слово банк означает хранилище больших сумм денег. А произошло оно от итальянского слова «банка», что в переводе означает – скамья, конторский стол. Тот самый стол, за которым менялы совершали свои денежные операции.

В результате отделения ремесла от сельского хозяйства в Европе возникали и росли новые города. Освободившись от власти сеньоров, города превращались в центры развития ремесла и торговли.

6) Закрепление (тест)

7) Домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Образование средневековых городов"

Вариант построения урока с использованием ЭУ   и программы PowerPoint.Урок - заочное путешествие."Похвальное слово средневековому гopoдy"...

конспект урока "Возникновение средневековых городов".

Разарботка урока предназначена для 6-х классов....

Конспект урока "Возникновение средневековых городов".

Цель урока заключается в:создании условий для понимания причин возникновения средневековых городов;представлении о ремесленном производстве;создании условий для обучения приёмам работы с исторической ...

Конспект урока истории Класс 6 Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).

Урок историяКласс 6Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).Тип урока: сообщение новых знанийЦели:  Формирование и развитие у ребят ...

Конспект урока истории "Средневековый город" (6 класс)

Цели урока: Образовательные: достижение познавательных результатов: осуществление поиска необходимой информации из документальных источников, формирование на основе фактов средневековой исто...

Конспект урока всеобщей истории в 6 классе Тема урока: «Средневековый город. Причины возникновения и расцвета средневековых городов».

Педагогические целиСоздать условия для установления причины возникновения  и образования городов; раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов с сеньорами, создать представление о...