Конспект урока "Возникновение средневековых городов".
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Морозова Елена Анатольевна

Цель урока заключается в:

  • создании условий для понимания причин возникновения средневековых городов;
  • представлении о ремесленном производстве;
  • создании условий для обучения приёмам работы с исторической информацией в процессе решения задач различной сложности;
  • развитии навыков делового и личного общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_vozniknovenie_srednevekovykh_gorodov.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект медиаурока по истории Средних веков

(6-й класс)

по учебнику В.А.Ведюшкина.

Раздел: Расцвет средневековья.

Тема: «Возникновение средневековых городов».

Выполнила учитель истории

1 категории

Морозова Елена Анатольевна

МБОУ Верхнеобливская ООШ

Ростовская область

Тацинский район

хутор Верхнеобливский

                                                                                             
Продолжительность занятия – 45 минут

Медиапродукт

  1. Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, графический редактор Paint, текстовый редактор Microsoft Word.
  2. Вид медиапродукта: презентация учебного материала.
  3. Структура презентации: простая последовательная.

    Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
  1. Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.
  2. Интенсификация учебно-воспитательного процесса.


Форма урока: изучение  нового материала.

Цель урока: Определить причины возникновения и роста городов, создать представление о жизни и быте горожан в средние века.

Задачи:

Образовательная: выяснить, почему и как успехи в хозяйстве привели к отделению ремесла от сельского хозяйства и возникновению городов –центров ремесленно- торговой деятельности;

Развивающая: развитие  внимания и памяти через просмотр презентации, схем с опережающим заданием, работу с логической схемой, мышления через проблемные ситуации, развитие речи через включение в процесс обсуждения,

продолжить формирование навыков работы с исторической картой, иллюстративным материалом, продолжить работу по выработке умения определять причинно-следственные связи; работа с новыми понятиями и терминами.

Воспитательная: способствовать воспитанию чувства непримиримости к эксплуатации, к угнетению. Воспитывать уважение к труду и людям труда (крестьянам и ремесленникам).

Оборудование: карта «Франкское государство в V –середине IX в». карта «Европа в XIV-XV вв»,  мультимедийный проектор, персональный компьютер, презентация «Возникновение средневековых городов», раздаточный материал с заданиями.

Форма урока: изучение  нового материала.

Цель урока: Определить причины возникновения и роста городов, создать представление о жизни и быте горожан в средние века.

Задачи:

Образовательная: выяснить, почему и как успехи в хозяйстве привели к отделению ремесла от сельского хозяйства и возникновению городов –центров ремесленно- торговой деятельности;

Развивающая: развитие  внимания и памяти через просмотр презентации, схем с опережающим заданием, работу с логической схемой, мышления через проблемные ситуации, развитие речи через включение в процесс обсуждения,

продолжить формирование навыков работы с исторической картой, иллюстративным материалом, продолжить работу по выработке умения определять причинно-следственные связи; работа с новыми понятиями и терминами.

Воспитательная: способствовать воспитанию чувства непримиримости к эксплуатации, к угнетению. Воспитывать уважение к труду и людям труда (крестьянам и ремесленникам).

Оборудование: карта «Франкское государство в V –середине IX в». карта «Европа в XIV-XV вв»,  мультимедийный проектор, персональный компьютер, презентация «Возникновение средневековых городов», раздаточный материал с заданиями.

План урока:

 1. Причины роста средневековых городов

 2. Городское общество и городское управление

 3. Города против сеньоров

 4. Облик города и быт горожан.

(слайд № 2)

Ход урока.

  1. Организационный этап.
  2.  Этап всесторонняя проверка знаний, умений и навыков.
  3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
  4. Этап усвоения новых знаний.
  5. Этап проверки понимания новых знаний.
  6. Этап закрепления нового материала.
  7. Рефлексия.
  8. Инструктаж домашнего задания

Учитель: Приветствие, организация внимания школьников: Здравствуйте , ребята. Присаживайтесь.

Учащиеся работают с кроссвордом: ключевое слово читается по вертикали (Страсбург).

(Слайд №3)

п

о

в

и

н

н

о

с

т

и

в

о

т

ч

и

н

а

р

ы

ц

а

р

ь

б

а

р

щ

и

н

а

д

и

н

а

с

т

и

я

о

б

р

о

к

т

у

р

н

и

р

р

а

з

д

р

о

б

л

е

н

н

о

с

т

ь

г

о

р

о

д

1. Принудительные обязанности.  

2.Хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне, передавалось по наследству.

3. Конный воин.

4. Все работы на земле феодала.

5. Ряд правителей из одного рода или одной семьи, сменяющих друг дуга на престоле.

6. Доля продуктов, которую отдает крестьянин феодалу за пользование землей.

7. Военное состязание рыцарей.

8.Распад единого государства на множество мелких княжеств.

     9.Укрепленное поселение.

     Учитель: мы отгадали ключевое слово. Что оно означает?

Учащиеся: Название города.

Учитель: Молодцы ребята. Таким образом,  мы с вами постепенно приближаемся к теме урока.

Беседа с учащимися:

Учитель: Сейчас одни люди живут в городах, другие – в деревнях.  Чем же существенно отличается город от деревни? Всегда ли существовали города? Были ли города в древности?

Учащиеся: В древнем Египте ,на берегах  судоходного Нила, возникли города, в которых шел обмен продуктами жили и работали ремесленники, еще города - Афины, Александрия, Рим.

Учитель: Что случилось с городами Западной Римской империи?  Какова судьба древних городов? Какова судьба Рима?

 Учащиеся: Рим завоевали германские племена. Варвары грабили и разоряли города, разрушали их. Именно поэтому в раннее средневековье почти все население жило в деревнях. Городов было мало и представляли они чаще всего резиденции королей, крупных феодалов, епископов, пограничные крепости.

    Учитель: А теперь , давайте дадим определение город, деревня.

Город - населённый пункт, жители которого заняты как правило ,вне сельского хозяйства, при этом критерий численности населения города различается от 250 человек в Дании до 30 тысяч в Японии.

Деревня- небольшое поселение ,первоначальный перевод «место, очищенное от леса», отсюда и основное занятие деревенских жителей – сельское хозяйство.

( запись темы урока и  определений в тетрадь).(Слайд №1, 4

Какое главное отличие города от деревни? Выделите основную мысль в тетради.

Учитель предлагает рассмотреть и сравнить карты  «Франкское государство в V –середине IX в» и  карту «Европа в XIV-XV вв».(Слайд №5).

Вы видите, что к XIV в. территория Европы покрылась густой сетью городов; возрождаются города, возникают новые. Чем  же можно объяснить рост городов к XIV веку? Найти ответ на этот вопрос – и есть цель сегодняшнего урока.

Эпиграф урока: стихи А.С.Пушкина:

                                               В свете ж вот какое чудо:

                                                 В море остров был крутой,

                                                Не привальный, не жилой,

                                                 Он лежал пустой равниной,

                                                   Рос на нём дубок единый,

                                              А теперь стоит на нём

                                                                      Новый город со дворцом (Слайд №6)

Учитель: Действительно, это было чудом: в  X-XI  веках в Европе происходит возрождение старых и становление новых городов со всеми особенностями                                           городской жизни: развитием различных ремёсел, строительством дворцов и соборов, бурной торговлей, массовыми гуляниями, карнавалами. Это было одним из признаков того, что Европа развиваясь  вступала в новый период своей истории. Что же сделало возможным рост и расцвет средневековых городов?

Выполнение задания.

Учащимся роздана заготовка схемы «Причины роста и возникновения новых средневековых городов» . Учащимся предлагается изобразить в виде стрелочек причинно – следственные связи между записанными в ячейки схемы событиями и явлениями средневековой действительности.

(В сильных классах ученики работают самостоятельно с опорой на параграф  16  учебника. В слабых классах проработка схемы ведется с обсуждением. Где ученики по очереди зачитывают вслух содержание ячеек схемы, называют к каким ячейкам должны  идти стрелки и объясняют свою позицию).

Ученики совместно с учителем делают выводы о причинах развития средневековых городов.

Учитель  обобщает высказывания учащихся и делает вывод: в деревне произошло отделение ремесла от с/х, на земле феодала появились профессионалы- ремесленники.

(Слайд № 7)

Учитель организует беседу с учащимися:

Жизнь и крестьян и ремесленников в деревне невыносима, но почему они терпят? Почему не уходят от своего сеньора?

Крестьяне уйти не могут их держит земля, ее в карман не положишь и не унесёшь с собой , а ремесленники?

Вот они и бегут из деревни, забрав с собой самое дорогое, а что?

Они ищут место, где поселиться. А каким условиям должно отвечать место, где может остановиться ремесленник?

 Учащиеся: Безопасность, спрос на товар, место, где много покупателей.

 Учитель: Учёные посчитали, что большинство европейских городов, появившихся в средние века имели окончания бург, форд, честер, брюгге, бридж.

Как вы думаете, где строились города с такими окончаниями?

Учащиеся: Ремесленники селились вблизи больших замков, обитатели которых могли явиться потребителями их товаров ,у стен монастырей, куда стекалось много людей на богомолье, в населённых пунктах, находившихся на скрещении важных дорог, у речных переправ и мостов, в устьях рек, на берегах удобных для стоянки кораблей бухт, заливов и т. п.

Учитель:  на чьей земле возникали города?

Учащиеся: на земле феодала.

Учитель: Как вы думаете,  какие проблемы могли быть у вновь возникших городов?

С кем и из-за чего могли воевать города?

А если я напомню фразу «Нет земли без сеньора».

Учитель  формирует новые знания:

Феодалу было выгодно, что города росли на его земле , выгодная торговля и поначалу, когда города появлялись феодалы давали им льготы, не требовали больших повинностей.

Но постепенно, они начинали ужесточать свои требования и желали получать больше оброка. Города сопротивлялись. Часто это выливалось в длительную, кровопролитную войну. Некоторые сеньоры за деньги соглашались удовлетворить требования горожан, с другими приходилось бороться с помощью оружия.        Города, завоевавшие независимость и добившиеся самоуправления получили название коммуна. Сеньор терял власть над коммуной. Этим городом управлял Городской совет, который возглавлял мэр (Англия) или бургомистр (Германия)

ГОРОДСКОЙ СОВЕТ:

  • следил за выполнением законов;
  • собирал налоги;
  • выделял средства для поддержания в порядке крепостей, стен, улиц, соборов:
  • вершил суд над преступниками;
  • отвечал за боеспособность ополченцев.

Не все города добились самоуправления. Но каждый горожанин торжествовал победу.

В городах постепенно сложилось новое сословие «бюргерство» - городское сословие.

(Слайд №8)

5.

Учитель рассказывает об облике города: Гигантский город – Париж – около 100тыс жителей, Лондон, Рим, Кельн, Любек – 50тыс (их назвали огромными, несравненными). Большинство городов – чуть больше 1тыс. Возвышавшиеся угловые башни, сторожевые вышки, крепкие стены – были для горожан защитой от врагов. Внутри стен тесно, горожане старались использовать с толком каждый клочок земли. Дома в 2-3 этажа, на верхних этажах – балкончики, пристройки так, что крыши почти касались друг друга. Улочки в городе узкие, очень грязные, немощеные, без названий. Названия улиц заменяли вывески ремесленных мастерских.(Слайд № 9 )

 Задание:

Рассмотрите рисунки средневековых ремесленных мастерских (учебник) Предположите, чем занимались их владельцы.

Центр – рыночная площадь – здесь велась торговля, здесь же казнили преступников.           

Неподалеку  - Собор и Ратуша, здесь собираются на заседания члены Городского совета. На башне Ратуши – колокол, который возвещал об опасностях, восстаниях, пожарах. В свободное время горожане любили  повеселиться, собираясь на карнавалы.

(Слайд № 10,11,12)

                                                                     6. 

Учащиеся с помощью  учителя делают  вывод и записывают в тетрадь: Города были не просто большими поселениями. В них рождался новый образ жизни, новое ощущение мира, новый тип людей. Именно города в значительной степени изменили облик средневековой Европы.

Учитель  выявляет сформированность знаний, ценностных установок и убеждений, через использование приёма «Бином»:

 Итак, мы вместе с вами на одном уроке смогли рассмотреть процессы, которые происходили в течение столетий. Чтобы подвести итог урока и выявить уровень вашего понимания изученного материала, мне хотелось бы вам предложить следующее задание «Бином»:

 Учитель: На слайде № 13  помещены  основные понятия, рассмотренные нами на уроке:

 Город

 Деревня

 Ремесленники

 Бегство

 Сеньор

 Повинности

 Защита

 Торговля

Соберите пары из двух понятий, связанных по смыслу и составьте предложение, в котором будут звучать оба слова. Я начинаю: «Ремесленники отказывались платить тяжёлые повинности»

Закрепление изученного материала  выполнение теста Возникновение средневековых городов» (слайд № 14-27).

7. Рефлексия.
Ученики на листках, розданных учителем, оценивают свои знания (выполнение заданий теста) индивидуально без указаний критериев учителем, т.е. идет самооценка знаний. При этом им сообщается, что данные отметки не будут выставляться в журнал, поэтому должны быть как можно объективнее. Ученикам сообщается также, что на одном из последующих уроков после закрепления  темы будет проведена контрольная работа, и ребята смогут сравнить свои оценки с итогами теста.
(слайд №28)

             8.

 Инструктаж по домашнему заданию:  § 16-17  читать. Написать мини-сочинение

 «Я знаю, что в средневековом городе…..»  (слайд № 29)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Образование средневековых городов"

Вариант построения урока с использованием ЭУ   и программы PowerPoint.Урок - заочное путешествие."Похвальное слово средневековому гopoдy"...

конспект урока "Возникновение средневековых городов".

Разарботка урока предназначена для 6-х классов....

Конспект урока "Путешествие в средневековый город"

Урок-путешествие  по истории в 6 классе "Путешествие в средневековый город"...

Конспект урока истории Класс 6 Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).

Урок историяКласс 6Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).Тип урока: сообщение новых знанийЦели:  Формирование и развитие у ребят ...

План-конспект урока всеобщей истории в 6 классе с использованием Метода проектов «Формирование средневековых городов. Городское ремесло»

План-конспект урока всеобщей истории в 6 классе с использованием Метода проектовПредмет: Всеобщая историяКласс: 6Тема: «Формирование средневековых городов. Городское ремесло»Цель урока: сф...

Конспект урока всеобщей истории в 6 классе Тема урока: «Средневековый город. Причины возникновения и расцвета средневековых городов».

Педагогические целиСоздать условия для установления причины возникновения  и образования городов; раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов с сеньорами, создать представление о...