Конспект урока 7 класс "Русская деревня в XVIIв"
план-конспект урока по истории (7 класс)

Предмет: история России

Класс 7 класс

Учитель Н.А.Четверикова

Автор УМК: «Пчёлов Е.В., Лукин П.В. «История РоссииXVI-XVIIвв,» учебник –"Русское слово"-2018

Тема урока: «Русская деревня в XVII веке».

Технология построения урока: проблемно-поисковый.

Методы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский.

Формы: индивидуальная, фронтальная, парная.

Наглядно – демонстрационный материал: Мультимедийный ряд: презентация по теме урока.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Цель: Особенности развития деревни XVIIв .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Русская деревня в XVIIв

Предмет: история России

Класс 7 класс

Учитель Н.А.Четверикова

Автор УМК: «Пчёлов Е.В., Лукин П.В. «История РоссииXVI-XVIIвв,» учебник –"Русское слово"-2018

Тема урока: «Русская деревня в XVII веке».

Технология построения урока: проблемно-поисковый.

Методы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский.

Формы: индивидуальная, фронтальная, парная.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Цель: Особенности развития деревни XVIIв .

Задачи:

Образовательные:

1.Выяснить, как природные и климатические условия влияли на хозяйственную деятельность жителей деревни

2.Сравнить положение частновладельческих и черносошных крестьян

3.Характеризовать процесс распространения дворянского землевладения.

Развивающие:

развивать интеллектуальные способности учеников, позволяющие им самостоятельно преобразовывать информацию по заданным критериям, добывать знания, развивать навыки работы с учебником, умение приводить аргументы.

Воспитательные:

 воспитывать собственное отношение к событиям, учиться формулировать свою точку зрения.

Понятия: бобыли, захребётники, однодворцы.

Оборудование: учебник Пчёлов Е.В., Лукин П.В. «История России XVI-XVII вв.», компьюте.

Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать и отвечать на вопросы;

Познавательные УУД: формулирование познавательной цели; преобразовывать информацию, сравнивать объекты по предложенным критериям; давать определение понятий; 

Регулятивные УУД: самоконтроль и самооценка

План.

1. Сельское хозяйство.

2. Крестьяне.

3.Распространение дворянского землевладения

Ход урока

Приветствие.

  1. Вступительное слово учителя

Учитель: XVII век был тяжёлым периодом для России. Однажды Михаил Фёдорович гулял по кремлю, скромно одетый и увидел 2 девушек, идущих в церковь, Одна богато одета, вторая скромно. Он отправил следом слугу, узнать подробнее. Через час слуга доложил, что девушки из Можайска. Боярыню со служанкой привезли на смотрины, одна из них- Евдокия Стрешнева дочь однодворца Лукьяна Стрешнева. Упросил Михаил мать и отца женить его на понравившейся девице.

 Кого же выбрал царь?

Почему пришлось упрашивать царю родителей?

Что заинтриговало вас?

Сегодня и попробуем выяснить, кто такие однодворцы, бобыли, захребётники

Формулирование проблемы

В период Смуты страна была разрушена. Молодому Михаилу Романову пришлось поднимать страну не всегда популярными методами, вводить новые налоги. На кого ложилось бремя налогов? Вступают в диалог

Учащиеся: на крестьян и горожан

Учитель: Какая часть населения была самой многочисленной?

Учащиеся: Крестьяне- из 10млн чел.- только 2%городского населения жило в городе

Докажите фактами. Где жили крестьяне? В деревне

Какая тема нашего урока? «Русская деревня в XVIIв.»

  1. Актуализация знаний

Что мы знаем о жителях деревни? Что нам нужно узнать?

Вспоминают изученный материал. Делилось на черносошных и владельческих, платило подати, церковную десятину занималось земледелием, скотоводством, прикреплено к земле.

Формулируют. Узнать, как жили люди в деревне Узнать, чем занимались, как платили налоги; сравнить положение крестьян черносошных и частновладельческих

Как складывались отношения с помещиками

  1. Поиск решения проблемы

3.1.Сельское хозяйство 

с.131-133. Дайте характеристику хозяйственной деятельности селян. Объясните, как природные условия влияли на хозяйственную деятельность села. Привести примеры

Какую роль играл хлеб?

Какова была урожайность?

Какие использовали удобрения?

Работа в парах

1.Сокращение численности населения привело к:

-освоение заброшенных земель Ц.России; южных границ, Урала , Сибири

2.Формы земледелия: трёхполье, подсечно- огневое на севере; перелог.

3.Орудия труда: серп , борона соха, коса , плуг

4.Растениеводство:культуры-рожь, овёс, ячмень , пшеница, просо , лён , гречиха.

Огородничество: репа , огурцы , лук капуста, морковь, редька ,чеснок, свёкла, тыква

Садоводство: яблоня, груша, слива, вишня , малина, крыжовник ,клубника, смородина.

Скотоводство: северные районы

Романовское(г.Тутаев) овцеводство (от ногаев) покупали полушубки для армии

Рыболовство: в прудах и ловля- треска, палтус, сельдь, сёмга, лосось, киты, тюлени, моржи

Хлебом собиралась част налогов, выплачивалось жалованье служилым людям (пушкарям, солдатам, стрельцам в приграничных районах)

-низкая, унавоживание земли

3.2.Крестьяне

Стр 134-136 сравнить положение крестьян

Кто такие бобыли?

Кто такие захребётники?

Заполнение сравнительной таблицы

Бобыли- крестьяне, не имеющие земельного надела

Захребётники -люди, живущие на чужих дворах

Община выбирала старосту, должностных лиц, священника; выделяла участки земли новым поселенцам, больше возможности для самоуправления повинности

Барщина- работа на поле, сенокос, строительные работы, чистка прудов, труд на мельнице, на плотине

Оброк натуральный: «пятый сноп», продукты, ремесленными, изделиями др.

Денежный

Подводная повинность,

Тягло: выплата податей ив натур и денежном виде,

Служба: ямская повинность, посылка выборных на таможню и в кабаки

Сделайте вывод о сходстве и различии в положении крестьян

3.3.Распространение дворянского землевладения

Кто такие дворяне?

Чем отличается поместье от вотчины?

Что такое засечная полоса?

 «служилые по прибору»- за жалованье

Стр136-139

Каким образом заселялись приграничные районы? Кто становился владельцем новых земель?

Кто такие «служилые по прибору» - за жалованье

«служилые по отечеству»- за поместья: казаки , драгуны , пушкари, солдаты, стрельцы

Кто такие однодворцы? В чём особенности их появления? - помещики, не имеющие в своём распоряжении крестьян

Ср.Поволжье, границы Дикого Поля

Почему же пришлось государю упрашивать жениться? Какое положение до замужества занимала Евдокия Стрешнёва

Как жилось основному населению страны? Кем и чем определялись повинности крестьян? Обобщают делают выводы

  1. Рефлексия , домашнее задание

Выберите начало отвечающего вашим рассуждениям предложения и продолжите мысль.

Дома:

Я удивился…..

Я научился……

Мне понравилось……..

Я задумался……….

Я понял……..

Выставление оценок

Д/З п 19






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку ИЗО "Русская деревня" ( в 3-х частях)

Данная работа послужит хорошей наглядностью в погружении учеников в изучаемый материал. От исторических истоков  - до всем нам хорошо знакомой русской деревни, подводит нас слайд за слайдом. Подр...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...