Главные вкладки

    План- конспект урока истории по теме «Средневековая деревня и её обитатели» для 6-го класса.
    план-конспект занятия по истории (6 класс)

    План- конспект урока истории по теме «Средневековая деревня и её обитатели» для 6-го класса.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    План- конспект урока истории по теме «Средневековая деревня и её обитатели»

    для 6-го класса.

    Автор: учитель истории и обществознания

    ГБОУ школы 511

    Пушкинского района Санкт- Петербурга

    Ивашко Ирина Алексеевна

    Цели:

    1. образовательная: 

    - сформировать представление у учащихся о феодальных повинностях, крестьянской общине, власти феодалов, значении труда крестьян для феодалов, подвести к пониманию того, что натуральное хозяйство – основа феодализма;

    2. развивающая:

    - продолжить формирование навыков работы с историческими источниками, иллюстративным материалом, составления связного рассказа и участия в обсуждении;

    - работа с новыми понятиями и терминами;

    3.воспитательная:

    - воспитывать уважение к крестьянскому труду;

     - продолжить формирование терпимости и понимания к другой культуре.

    Методы:  объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, проблемный

    Основные термины: феодализм, феодал, феод, вассалитет, вассал, вотчина, поместье, жакерия, барщина, оброк, трехполье, натурально хозяйство.

    Тип урока: изучение нового материала

    План урока:

    1. Определения « Феодализм», «Феод», «Феодал», «Вассалитет».
    2. Понятие феодальной лестницы.
    3. Сущность феодального права.
    4. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.
    5. Вотчина и поместье
    6. Повинности крестьян( виды, причины, по которым крестьяне их несли).
    7. Зависимость крестьян.
    8. Крестьянская община.
    9. Деревня крестьян.
    10. Дом крестьян.
    11. Кухня крестьян.
    12. Труд крестьян.
    13. Урожай крестьян.
    14. Голод и болезни.
    15. Натуральное хозяйство.
    16. Домашнее задание.
    17. Вопросы для закрепления пройденного материала

    Формы работы учащихся: фронтальная

    Ожидаемые учебные результаты. После изучения темы учащиеся должны:

    знать….

       - историю феодальных отношений в средневековой Европе,

       - знать значение основных терминов урока

       уметь….

       - оперировать определениями и понятиями по изученному материалу,

       - работать с интерактивной доской. 

    Ход урока.

    I. Организационный момент

    II. Актуализация опорных знаний.

    В Средние века считали, что общество делится на «тех, кто молятся» – духовенство, «тех, кто воюет» – рыцарей и «тех, кто работает» – крестьян. Все эти сословия как бы являлись частями одного тела. На самом деле иерархическая структура общества, возникшая в Средние века, была намного сложнее и интереснее.

    Сегодня мы поговорим о том, как жили крестьяне в те далёкие времена, какие работы им приходилось выполнять в хозяйстве феодала, и что из себя представляла крестьянская община, деревня, крестьянский дом, быт.

    III. Работа над новым материалом.

    (Слайд №3)

    К середине XI в. в Европе установился общественный строй, который современные историки называют феодальным. Власть в обществе принадлежала землевладельцам-феодалам, светским и церковным. Подавляющее большинство населения составляли зависимые крестьяне. Привилегии и обязанности господ и крестьян оформились определенными обычаями, писаными законами и установлениями.

    Каждый крупный феодал раздавал часть земель с крестьянами мелким феодалам в награду за службу, они же давали ему присягу верности. Он считался по отношению к этим феодалам сеньором (старшим), а феодалы, которые как бы «держали» от него земли, становились его вассалами (подчиненными). Вассал был обязан по приказу сеньора выступать в поход и приводить с собой отряд воинов, участвовать в суде сеньора, помогать ему советом, выкупать сеньора из плена. Сеньор защищал своих вассалов от нападений других феодалов и восставших крестьян, награждал их за службу, обязан был заботиться об их осиротевших детях. Случалось, что вассалы выступали против своих сеньоров, не выполняли их приказов или переходили к другому сеньору. И тогда только силой можно было заставить их подчиниться, особенно если сеньор вынуждал вассалов слишком долго участвовать в войне или плохо награждал за службу.

    Главой всех феодалов и первым сеньором страны считался король: он был высшим судьей в спорах между ними и во время войны возглавлял войско. Король был сеньором для высшей знати (аристократии) — герцогов и графов. Ниже стояли бароны и виконты — вассалы герцогов и графов. Бароны были сеньорами рыцарей, у которых уже не было своих вассалов. Вассалы должны были подчиняться только своим сеньорам. Если они не были вассалами короля, то могли не выполнять его приказы. Такой порядок закреплялся правилом: «Вассал моего вассала — не мой вассал». Отношения между феодалами напоминали лестницу, на верхних ступеньках которой стояли самые крупные феодалы, на нижних — средние, еще ниже — мелкие. Такую организацию феодалов историки называют феодальной лестницей.

    (Слайд №5)

    Феодальное право регулировало отношения между господами и их зависимыми крестьянами. Например, крестьянская община была вправе не подчиниться сеньору, если он требовал налог больший, чем предусматривался обычаем этой общины или договором между крестьянами и господином земли. Когда начиналась война с другим государством, король призывал в поход герцогов и графов, а те обращались к баронам, которые приводили с собой отряды рыцарей. Так создавалось феодальное войско, которое обычно называют рыцарским.

    (Слайд №6)

    Нередко случалось так, что феодальное право нарушалось . Это вызывало негодование крестьян, что влекло за собой восстания. Самыми крупными из них были восстания во Франции и Англии.

    (Слайд №7)

    В 1358 году во Франции вспыхнуло крупное антифеодальное восстание, которое позже стали называть Жакерией. Причиной тому послужила экономическая разруха, вызванная Столетней войной на территории Франции, налоговый гнёт, а также эпидемия чумы («чёрная смерть»), которая унесла от трети до половины населения, что, в свою очередь, привело к снижению заработной платы и изданию законов, направленных против её роста. Поселения и участки крестьян не были защищены (в отличие от городов) от грабежей как англичан, так и французской наёмной армии.

    Толчком к Жакерии послужили новые денежные обложения и повинности. Восстание началось 28 мая в местечке Сен-Лё-д’Эссеран (области Бовези) и возглавил его Гильом Коль(Каль) , родом из бовезийской деревни Мело, ставший «генеральным капитаном жаков». Восстание было жистоко и кровопролитно подавлено, самого Каля казнили.

    (Слайд №8)

    Еще одним крупным восстанием крестьян второй половины XIV века стало восстание Уота Тайлера в Англии. Причинами этого стала подушная подать, введенная королем Ричардом II. Крестьяне требовали  уравнивания в правах всех сословий и возвращения сеньорами общинных земель. Но это восстание закончилось подобно жакерии и Уота Тайлера также казнили.

    (Слайд №9)

    В Средние века действовало правило: «Нет земли без сеньора». К IX–X векам всю землю в Западной Европе захватили феодалы. Поля, леса, луга, даже реки и озера стали их собственностью. Возникла феодальная вотчина, или поместье, – хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне. В центре вотчины располагался господский двор, обнесенный оградой, а позднее – замок. Здесь был дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продуктов, конюшня, хлев, птичник, псарня. Пахотная и прочая земля в вотчине делилась на две части: господскую и крестьянские наделы. Урожай с господских полей поступал в амбары помещика. Работая в своем хозяйстве, крестьянин кормил себя и свою семью. На своих волах собственными орудиями труда он обрабатывал и поле господина, и свой надел.

    (Слайд №10)

    За пользование землей зависимые крестьяне должны были нести повинности, то есть выполнять принудительные обязанности. Главными повинностями зависимых крестьян были барщина и оброк. Барщиной называли все даровые работы крестьян в хозяйстве феодала: они обрабатывали господскую пашню, строили и чинили его дом, амбары и мосты, чистили пруды, ловили рыбу. Крестьяне должны были отдавать владельцу вотчины оброк – долю продуктов своего хозяйства: зерно, скот, птицу, яйца, сало, мед, а также изготовленные ими изделия: полотно, кожи, пряжу, в ряде случаев и деньги.

     (Слайд №11)

     Чтобы заставить крестьян, которые обычно наследственно владели своим хозяйством, исправно нести повинности, помещикам нужна была власть над ними. Они имели право судить людей, которые жили в их владениях и которые были поземельно зависимыми крестьянами. За не вовремя сданный оброк, за плохую работу на барщине крестьянина вызывали в суд феодала; судьи могли назначить штраф или другое наказание (судебная зависимость). Самым тяжелым было положение лично зависимых крестьян. Чаще всего потомки прежних рабов не только не владели своей землей, но были лично несвободными: без разрешения господина они не могли покинуть деревню, продать или передать другим людям свой надел, уйти в монастырь.

     (Слайд №12) 

    Может возникнуть вопрос: почему же крестьяне несли повинности, если им приходилось при этом так тяжело жить? Ответ очень прост. Жить в средневековье без защиты было опасно: могли напасть на твой дом, ограбить, а феодал предоставлял крестьянам эту самую защиту, в которой они нуждались. Именно эти взаимоотношения и удерживали связь феодала и его крестьян.

    (Слайд №13)

    Крестьяне были объединены в общины, которые ведали прежде всего хозяйственными делами. Деревенская пашня делилась на участки (полосы), составлявшие крестьянские наделы. Чтобы у общинников были равные условия для ведения хозяйства, полосы земли нарезались крестьянам в разных местах, создавая «чересполосицу», когда приходилось перебираться через участки соседей и даже господские. После уборки урожая пашня превращалась в общее пастбище, на него выгоняли скот все жители деревни. Поэтому общинники начинали и заканчивали полевые работы одновременно и засевали поля одинаковыми зерновыми культурами. Собираясь на сельский сход, крестьяне решали, где и что посеять, когда начинать жатву. Кроме пашни, в имениях были угодья: луга, леса, озера и реки. Частично они принадлежали господину, но частью угодий владела община. Господа всеми способами отнимали общинные угодья в свою пользу, запрещая крестьянам пользоваться озерами и лесами. Феодалы требовали, чтобы крестьяне мололи хлеб на господских мельницах (а не дома, при помощи ручных жерновов), за что брали особые поборы. Все это ухудшало положение крестьян. Община поддерживала мир и порядок на своей территории, разыскивала преступников. Она помогала беднякам выплачивать налоги, опекала крестьянских вдов и сирот, хранила обычаи, проводила празднества и игры. Крестьяне всей общиной нередко оказывали сопротивление господину, когда он пытался увеличить обычные размеры повинностей. Иногда крестьяне отказывались работать на господ, поджигали их дома и амбары. В одиночку и целыми деревнями они убегали от жестоких господ и селились на пустующих землях. Своим упорным сопротивлением крестьянские общины добивались ограничения феодальных повинностей и произвола господ.

    (Слайд №14)

    Деревни в то время насчитывали обычно не более 10–15 и лишь очень редко достигали 30–50 дворов. В каждом дворе, кроме жилища, были сарай, хлев, амбар и другие хозяйственные постройки. К двору примыкал приусадебный участок: сад, огород, виноградник. Пашни и покосы находились отдельно.

    (Слайд №15)

    Крестьянский дом чаще всего строили из деревянных жердей, обмазанных глиной, из бревен или местного камня, крыли соломой, дерном или камышом. Когда разводили огонь в очаге, дым выходил в отверстие в потолке или через открытую дверь, поэтому стены были черны от копоти; прошло немало времени, прежде чем научились класть печи с дымоходом. Узкие оконца без стекол на ночь закрывали деревянными ставнями, в холодную погоду затыкали прозрачной кожей из бычьего пузыря. Обстановка дома состояла из грубо сколоченного стола, скамей вдоль стен, сундука для хранения праздничной одежды: ее наживали годами и передавали по наследству. Спали на широкой кровати или на скамьях, которые покрывали набитыми сеном тюфяками. В доме хранились предметы обихода, различная утварь: ухваты и черпаки, кадки и бадьи, бочки для воды, ушаты для стирки, решета, корзины, ручная мельница, прялка, небольшой ткацкий станок. Еду готовили в чугунном котелке, который подвешивали на железном треножнике над огнем в очаге. В сарае хранились сельскохозяйственные орудия, телега, упряжь для тяглового скота.

    (Слайд №16)

    Обычной пищей крестьян были вареное зерно или каша, бобы, репа, лук и другие овощи, съедобные травы, реже ели мясо, рыбу и сыр. Но картофеля, кукурузы, помидоров Европа тогда не знала. Не знала и сахара – его заменял мед. Из меда, винограда и ягод приготовляли напитки и вина, а из ячменя различные сорта пива. Господа питались обильнее и разнообразнее; постоянно ели мясо, коровье (сливочное) масло, дорогую рыбу; в пищу обильно добавляли пряности (перец, корицу и другие приправы), поэтому употребляли много вина и пива. Не брезговало хмельными напитками и духовенство. Именно в монастырях в Средние века научились изготовлять крепкие настойки и ликеры на 80–100 травах. Рецепты их приготовления хранились в секрете. Но самой распространенной и привычной едой того времени была похлебка, рецепт которой вы видите на слайде.

    (Слайд №17)

    В отличие от рабов крестьяне уважали свой тяжелый труд и высоко ценили трудолюбие. При выборе жениха или невесты в крестьянской семье наибольшее внимание обращалось на умелость, сноровку, трудолюбие и сметливость будущего члена семьи. С ленивыми, неумелыми старались не родниться. Пригожесть невесты или личные чувства молодых редко принимались во внимание. Крестьяне обрабатывали землю чаще всего теми же орудиями труда, какие получали в наследство от отцов и дедов. Обычно пахали легким плугом, который только бороздил землю, не переворачивая пласты. Плуг тянула по полю упряжка волов, редко – лошадь. Почву рыхлили бороной или граблями. Когда созревал урожай, колосья срезали серпами. Молотили палками или деревянными цепами, а затем зерно провеивали, подбрасывая лопатой на ветру. Зерно, если дозволял господин, обычно мололи на ручной мельнице, состоявшей из двух каменных жерновов. Крестьяне сами строили жилища и делали мебель, крестьянки обрабатывали продукты питания, пряли, ткали, шили грубую одежду из льна, шерсти, кожи. В крестьянском хозяйстве преобладал мелкий скот: овцы, козы, свиньи. Волов и коров было мало, так как зимой для них не хватало корма. Крестьяне держали в хозяйстве кур, уток, гусей, голубей.

    (Слайд №18)

    Урожаи были низкими: зерна получали примерно в 3 раза больше, чем сеяли. Треть, а то и почти половину собранного оставляли на семена, часть отдавали в оброк господину и 1/10 часть урожая – церкви.

    (Слайд №19)

    Урожай зависел не только от стараний крестьянина, но и от погоды. Даже небольшие заморозки и засухи губили посевы, и тогда наступал страшный голод, длившийся месяцы и даже годы. Многие умирали от голода, бытовало даже людоедство. Заразные болезни тысячами уносили в могилу ослабевших, истощенных людей. В первые столетия Средневековья население Европы из-за высокой смертности почти не увеличивалось. И лишь с XI века благодаря улучшению климата и распашкам новых земель население стало заметно увеличиваться, появились тысячи новых деревень и хуторов.

    (Слайд №20)

    Низкий урожай вел за собой голод и большую смертность.

    1221 год- в Польше 3 года подряд лили проливные дожди и происходили наводнения, результатом чего стал двухлетний голод. Многие умерли.

    1223 год- были сильные заморозки, которые погубили посевы, отчего последовал великий голод во всей Франции.

    Жестокий голод в Ливонии, настолько, что люди поедали друг друга и похищали с виселиц трупы воров, чтобы пожирать их.

    1263 год- очень сильный голод в Моравии и Австрии. Многие умерли. Ели корни и кору деревьев.

    1277 год- в Австрии был такой сильный голод, что люди ели кошек, собак, лошадей, трупы.

    (Слайд №21)

    Голоду следовали массовые эпидемии. Примером тому является появившая в X веке в Европе так называемая горячка, или священный огонь. Следом за ней появляется туберкулез, проказа, экзема, чума. Люди умирают и нехватка рабочей силы становится очевидной, по этому феодалы начинают лояльней относиться к крестьянам, облегчая их жизнь.

    (Слайд №22)

    Крестьяне обеспечивали продуктами сельского хозяйства и изделиями ремесла не только себя, но и своего господина, его семью, слуг и гостей. В вотчинах феодалы устраивали целые мастерские: там дворовые мастера изготовляли оружие, конскую сбрую, мастерицы – ткани, одежду. Таким образом, все необходимое для жизни людей производилось в самой вотчине. Хозяйство было натуральным, то есть продукты и вещи изготовлялись не для продажи, а для собственного потребления.

    (Слайд №23)

    Домашнее задание:
    1) Параграф 11, на стр. 87
    2) Быть готовым ответить на вопросы 1-6 рубрики «Проверьте себя» и 2-6 рубрики «Подумайте»
    3) Задание 7 рубрики «Проверьте себя» выполнить письменно в тетради.
    4) Подготовить материал о сказках, песнях и праздниках средневековых крестьян, замке феодала или рыцарстве в средневековье.

    (Слайд №25-№30)

    Вопросы для закрепления пройденного материала.
    Почему феодал обладал властью над зависимыми крестьянами?

    Какие повинности выполняли крестьяне в пользу феодала?

    Какие вопросы сельской жизни регулировала община?

    Почему жизнь средневековых крестьян была очень тяжелой?

    Какое хозяйство называется натуральным?

    Какая зависимость крестьян от феодала была самой тяжелой?

    1)Судебная

    2)Поземельная

    3)Личная

    Что не относится к обычной пище средневекового крестьянина?

    1)Каша

    2)Сахар

    3)Бобы

    Форма объединения средневековых крестьян

    1)Община

    2)Общность

    3)«Чересполосица»

    Новый тип землепользования, нашедший распространение в сельском хозяйстве в период с 11 по 14 века

    1)Трехполье

    2)Поливное земледелие

    3)Двухполье

    Какой признак не имеет отношение к натуральному хозяйству:

    1)Хозяйства производили почти все, в чем нуждались

    2)Развитая торговля

    3)Слабое развитие денежного хозяйства

    IV. Итог урока.

    Итак, ребята, сегодня мы с вами познакомились с жизнью крестьян в феодальном обществе. Узнали как выглядел их дом, быт, чем они занимались и что ценили в своей жизни. Также мы узнали по какой причине они трудились и что делали, когда феодалы вносили в их жизнь нестерпимые изменения.

    V. Рефлексия.

    Список использованной литературы:

    1)«Всеобщая история, история средних веков» 6 класс, Е.В. Агибалова, Г. М. Донской, Москва «Просвещение» 2014.

    2)Иллюстрированная всемирная история: с древнейших времен до XVII века. – М., 1999

    3)История Средних веков: кн. Для чтения/ Под ред. В.П. Будановой. – М., 1999

    4)Калашников В. Загадки истории: Средние века/ В. Калашников. – М., 2002

    5)Рассказы по истории Средних веков/ Под ред. А.А. Сванидзе. М., 1996

    6)Сайт «Уроки школьной программы              http://interneturok.ru/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока истории на тему "Молодежь в современном обществе"

    План-конспект урока истории на тему "Молодежь в современном обществе". План-конспект - подробный, соответствует методическим требованиям....

    План - конспект урока истории по теме "Древнее Двуречье" - 5класс

    План - конспект урока истории по теме "Древнее Двуречье" - 5класс. Учебник - История Древнего мира. 5 класс.Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С...

    План конспект урока истории по теме: " Экономическое развитие в годы правления Александра III" для 8 кл.

    План - конспект урока построен на основе системно-деятельностного подхода к подаче учебного материала....

    Презентация урока истории по теме «Средневековая деревня и её обитатели» для 6-го класса.

    Презентация урока истории по теме «Средневековая деревня и её обитатели» для 6-го класса....