Главные вкладки

    План конспект урока истории по теме: " Экономическое развитие в годы правления Александра III" для 8 кл.
    план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

    Шпак Ольга Михайловна

    План - конспект урока построен на основе системно-деятельностного подхода к подаче учебного материала.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: Экономическое развитие в годы правления Александра III (8кл.)

    Цель: Помочь учащимся выявить  цель, основные направления и итоги экономической политики Александра III на основе системно-деятельностного подхода в подаче  учебного материала.

    Задачи: Научить работать с различными источниками (текстом учебника, историческим документом), находить нужную информацию и систематизировать при помощи интеллект – карты;

    Развивать умение анализировать и  сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи на примере деятельности  в области экономики министров  финансов Н.Х. Бунге (май 1881г.-январь 1887гг), И.А. Вышнеградского (1887-1892гг.) и С.Ю. Витте (1887-1903гг);

    Воспитывать уважительное отношение к выдающимся государственным деятелям, патриотизм.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронная презентации «Экономическое развитие России в годы правления Александра III», учебник, рабочая тетрадь.

                                                             Ход урока:

    1. Орг. момент.
    2. Актуализация ранее изученных знаний, мотивизация деятельности уч-ся

    1)Что объединяет ряд дат:

    1803; 1816-1819;1837-1841;1861-? (все они связаны с крестьянским вопросом в Росси) Перечислите какие события за ними стоят. А какие ист. деятели?

    - А почему был важен крестьянский вопрос в России в XIXв.? (Россия являлась аграрной страной)

    -А почему Александр II отменил крепостное право?

    -Какое значение имело это событие? (открылся путь к развитию капитализма и преодолению технической и экономической отсталости Российской империи)

     Верно, отмена крепостного права открыла путь к капиталистическому разкитию?

    2) Работа с понятийным аппаратом, историческим словарем: капитализм; буржиазия; пролетариат; временнообязанные крестьяне; пореформенный период

    Что такое какпитализм? (общественный строй, при котором средства производства – станки, оборудование, фабрики, заводы принадлежат буржуазии,  использующей   труд пролетариата, т.е. наемных рабочих)

    2) Как называется период в истории России после отмены крепостного права? (пореформенный)

    Вспомним, как развивалась экономика России после отмены крепостного права, в пореформенный период, оправдались ли ожидания многих, что сразу после отмены крепостного права  наступит   промышленный подъм в с/х? (нет)

    - Почему не произошел промышленный подъем в с/х? (сохранились феодально-крепостнические пережитки: крупное помещичье землевладение и малоземелье крестьян; существование крестьянской общины, в которой круговая порука хотя и помогала слабым бедняцким хозяйствам, но сдерживала развитие сильных зажиточных крестьян, мешала им вырваться вперед; подушная подать и др. обременительные большие налоги)

    - А  что мешало помещикам перевести свое хозяйство на капиталистический путь развития? (отсутствие инвентаря, рабочего скота и капитала, чтобы нанять наемных рабочих).- Как помещики решали эти проблемы? (с помощью применения отработочной системы)

    Смогло ли правительство  Александра II решить эти проблемы в с/х. и поднять его уровень?

     - Как развивалась промышленность после отмены крепостного права по сравнению с с/х?  (В промышленности как и в с/ х начался сразу после отмены крепостного права спад производства  на старых уральских заводах, где применялся труд приписных, посессионных крестьян, т.к. они получив свободу уходили с  заводов, но уже к середине 1860-х годов в промышленности начался подъем).  Верно.

    - А что делало правительство, чтобы начался промышленный подъем? (создавало банки, предоставляло льготные кредиты для создания новых пром. Районов и отраслей)

    -Какие банки были созданы в этот период? (1860г. Государственный банк,  в конце 60-х Московский купеческий банк, в 1870г. –Волжско – Камский)

    2) Работа с извлечением из документа.

     Прочитайте извлечение из  программной записки  министра финансов М. Х. Рейтерна, относящейся к 1866г. и  определите, что еще кроме создания банков способствовало развитию промышленности и торговли при Александре II?

    «Сооружение железных дорог можно назвать не только настоящей потребностью, но и но положительно важнейшей  для будущего России задачею правительства. Увеличенный посредством железных дорог вывоз за границу представляется единственно возможным источником для расстроенного нашего денежного обращения и, следовательно, для кредита государственного предприятий, что поправит экономическое положение России в целом. Наконец, , даже в политическом отношении возможность скорого передвижения от центра к окраинам должно улучшить силу России.»

    - Итак, что еще способствовало развитию промышленности и торговли при Александре II? (Железнодорожное строительство) – Почему ж/д строительство,  по мнению министра финансов Рейтерна, являлось важнейшей задачей правительства для будущего России? (Увеличенный посредством железных дорог вывоз за границу представляется единственно возможным источником для расстроенного нашего денежного обращения и, следовательно, для кредита государственного предприятий, что поправит экономическое положение России в целом. Наконец, даже в политическом отношении возможность скорого передвижения от центра к окраинам должно улучшить силу России.»)

     - Как называется период 1868- 1872гг? («железнодорожная горячка»)  - Почему? (протяженность ж/д в России увеличилась в 10раз).

     

    3) Работа по карте

     - Где  и какие новые промышленные районы появились  в пореформенный период благодаря перечисленным мерам ? (на юге страны  новый металлургический район Донбасс  и близ Баку по добыче нефти)

    - А где в это время появились  новы машиностроительные заводы? (близ Москвы Коломенский выпускавший паровозы, вагоны и платформы и Путиловский в Петербурге, выпускавший рельсы для ж/д)

    Каков результат?

    Итак, благодаря отмене кр. Права и  государственной поддржке со стороны государства в России пром. подъем начался  в промышленности во 2-й половине  60-х годов, с/х оставалось отсталым из феодально-крепостнических пережитков)

    -Какое событие замедлило экономическое развитие России? (русско-турецкая война 1877-1ё878гг). Кто стал продолжателем дел Александра II

    1. Новый материал.

    Кто стал продолжателем дел Александра II?

    1. Корзина идей

    Предположите  на основе имеющихся знаний, что необходимо было сделать новому императору в области экономики учитывая итоги экономического развития  предыдущего правления.

    Составление интеллект-карты  по теме «Экономическое развитие в годы правления Александра III»

    Что необходимо отобразить на интеллект –карте?

    (цель – создать мощную экономику (экономический подъем);  

    проблемы – отсталое с/х( подушная подать; высокие налоги; большие выкупные платежи; малоземелье);

    События (меры по достижении цели);

    личности

    итоги –«золотое десятилетие» русской промышленности, Россия стала аграрно-индустриальной, пром. производство увеличилось в 2р.)

    2. Работа с текстом учебника ( параграф 31, п.1-4) по группам

    1-я группа –прочитать пункт «Деятельность Н. Х. Бунге»;

    2-я – «Экономическая политика И.А. Вышнеградского»;

    3-я – «Золотое десятилетие» русской промышленности;

    4-я- «Сельское хозяйство»

    Группы работают по алгоритму.

    IVЗакрепление изученного материала.

        1)Компьютерный тест. Проверка  выполнения.

    1) «Золотым десятилетием» русской промышленности называют период деятельности:

    А. Александра III;  Б. Н.Х. Бунге;  В. И.А. Вышнеградского;   Г. С.Ю.Витте

    2) Винная монополия – это:

    А. исключительное право государства на производство и продажу спиртных напитков

    Б. политика запрещения производства и продажи алкоголя населению

    В. Запрет ввоза зарубежной алкогольной продукции

    Г. наценки, устанавливаемые государством на алкоголь

    3) Во время правления Александра III из перечисленных раньше других возглавлял министерство финансов:

    А. И.А. Вышнеградский;   Б. Н.Х. Бунге;  В. Е.Ф.Канкрин;  Г. С.Ю.Витте

    4) Найди ошибку: Экономическая программа Витте предполагала:

    А. увеличение косвенных налогов;

    Б. затруднение доступа к гимназическому образованию низшим слоям общества

    В. денежную реформу

    Г. увеличение таможенных пошлин

    5) Деежная реформа была проведена в

    А. 1882 г.;    Б. 1887 г.;    В. 1892 г.;    Г. 1897 г.

    6) Покровительственная экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции:

    А. монополия                                                Б. косвенное налогообложение

    В. протекционизм                                       Г. экономическая блокада

    7) Улучшение состояния денежного обращения в стране, накопление денежных средств являлось главной задачей деятельности:

    А. Н.Х. Бунге;  Б. И.А. Вышнеградского;   В. С.Ю.Витте;  Г. Н.П.Игнатьева

    V. Рефлексия


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока истории в 9 классе по теме :" Новая экономическая политика"

    Тема урока: "Новая экономическая политика". Тип урока: изучение нового материала. Форма: лабораторное занятие с эементами дискуссии, с использованием ЭОР...

    План-конспект урока истории на тему "Молодежь в современном обществе"

    План-конспект урока истории на тему "Молодежь в современном обществе". План-конспект - подробный, соответствует методическим требованиям....

    План - конспект урока истории по теме "Древнее Двуречье" - 5класс

    План - конспект урока истории по теме "Древнее Двуречье" - 5класс. Учебник - История Древнего мира. 5 класс.Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С...

    Самостоятельная работа по истории на тему "Экономическое и общественное развитие в годы правления Александра III. Национальная политика Александра III" (8 класс)

    Самостоятельная работа имеет 4 части (базовый уровень) Часть 1. Тестовые задания; Часть 2. Теоретические задания; Часть 3. Вопросы. Часть 4. Допишите... В профильном уровне работа представленна т...

    План-конспект урока истории в 8 классе "Внутренняя политика Александра III"

    План-конспект урока истории в 8 классе "Внутренняя политика Александра III". Цель урока: Выяснить, действительно ли внутренняя политика Александра III     – эт...