Игра-путешествие на уроках истории
проект по истории (8 класс) на тему

История России XIX века

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_-_puteshestvie_na_urokah_istorii.docx27.57 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Байкова Мария Сергеевна

Учитель истории и обществознания, педагог дополнительного образования

                            ГБОУ школы № 643 Московского района

 Статья:”  Игра - путешествие на уроках истории.”

Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Многим учителям порой кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать. Однако работа в школе очень скоро развенчивает такое представление. Особенно в сегодняшней школе, которая, конечно же, не остается в стороне от перемен, происходящих в мире. Неизмеримо расширяется предметно информационная среда. Содержание учебников выходит за рамки учебных пособий: телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток и разнообразие получаемой информации. Однако зачастую все эти источники предоставляют материал для восприятия пассивно. Актуальной задачей школы становится: предоставление учащимся возможности для активного овладения знаниями, развития навыков самостоятельного отбора и оценки получаемой информации. Одной из форм обучения, которые могут развить подобные навыки, является дидактическая игра1 [Борзова Л.П. Игры при изучении нового материала на уроке истории // Преподавание истории в школе. 2000. № 3.]

Игра для школьника важна, понятна, злободневна – это часть его жизненного опыта. Обучение в игре «происходит незаметно для ребенка, так как все его внимание направлено на игру, а не на усвоение знаний, как это бывает при обучении на уроках в школе». Учитель, передавая знания посредством игры, учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Игра позволяет сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторических фактов, имен, дат, названий географических объектов, с которыми связано то или иное событие. Любая игра должна способствовать решению основной учебной задачи урока, например, закреплению знаний. Однако не следует преувеличивать образовательного значения педагогических игр, так как они не могут быть источником систематических и точных знаний и должны использоваться в сочетании с другими формами обучения. При этом важно помнить о тех требованиях, которые педагогическая наука предъявляет к организации игр2 [Винницкая А.Д. Игры на уроках истории // Преподавание истории в школе.1989. № 4. ]

  1. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.
  2. Игра должна вызывать у учащихся положительные эмоции (веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа). Поэтому цель игры должна быть достижимой, а используемое на уроке оформление – красочным и разнообразным.
  3. В игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками, что приучает к четкому соблюдению установленных правил, активизирует деятельность.
  4. Игра должна строиться с учетом возрастных особенностей учащихся.

В ходе игры даже ученики, отличающиеся некоторой леностью ума, желающие все получить в готовом виде, незаметно для себя увлекаются поисками ответов в книгах, начинают размышлять, так как положение проигравшего мало кого устраивает. Победителем бывает чаще всего не тот, кто просто больше знает, а тот, у кого больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реагировать на конкретные ситуации. Существуют игры, само содержание которых активизируют деятельность учащихся. К ним можно отнести сюжетные игры и игры-путешествия3 [Чубукова Т.А. Игра «Что? Где? Когда?» // Преподавание истории в школе.1990. № 4.]

                          Игра-путешествие «История России XIX века»

Цели: 1) обобщение и систематизация знаний учащихся по истории XIX века

2) развитие речи, мышления, памяти, интереса к родной истории

3) воспитание коллективизма

Оборудование: слайды (проспект императоров, площадь культуры), оформление доски, кроссворды.

Ход мероприятия.

I. Организационный момент: Вступительное слово учителя о целях и задачах игры.

II. Игра

  1. Проспект императоров

(слайды с портретами императоров  Александра I, Николая I, Александра II, Александра III).

Каждая команда должна рассказать об одном из императоров по следующему плану:

даты правления, реформы, яркие события, выдающиеся деятели

Александр I.

а) 1801 – 1825 гг.

б) «Указ о вольных хлебопашцах», реформа высших органов государственной власти, реформы в области просвещения.

в) Создание тайных обществ «Союз спасения», «Союз благоденствия». Война с наполеоновской Францией, Тильзитский мирный договор, континентальная блокада, присоединение Бессарабии, Финляндии, создание военных поселений.

г) М.М. Сперанский, М.И. Кутузов, А.А. Аракчеев, Н.Н.  Новосильцев.

Николай I.

а) 1825 – 1855 гг.

б) Реформа управления государственной деревни, денежная реформа, кодификация законов

в) Начало Крымской войны, оборона Севастополя, расправа над декабристами

г) Е. Ф. Канкрин, М.М. Сперанский, П.Д. Киселёв, С.С. Уваров, А.Х. Бенкендорф, В.Г. Белинский

Александр II.

а) 1855 – 1881 гг.

б) Отмена крепостного права, Земская реформа, Городская реформа, Судебная реформа, Военная реформа, Образовательная реформа, Финансовая реформа

в) Окончание Крымской войны, деятельность организаций «Земля и воля», «Народная воля», «Чёрный передел», «Хождение в народ», Сан-Стефанский мирный договор, Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.

г) М.Д. Скобелев, А.М. Горчаков, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, Д.А. Милютин

Александр III.

а) 1881 – 1894 гг.

б) Контрреформы, начало рабочего законодательства

в) Казнь народовольцев, начало сооружения Великого Сибирского пути – Транссибирской железной дороги, заключение русско-французского союза, образование Закаспийской области, установление окончательных границ с Афганистаном, создание Русского музея в Петербурге.

Г) С.М. Соловьёв, И.Д. Делянов, К.П. Победоносцев, М.Т. Лорис – Меликов, Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградский, С.Ю. Витте

2. Площадь культуры. 1. Музыка (карточки – доска). Определите имена композиторов и соотнесите их с музыкальными произведениями:

  • АНЛИКГ – Глинка – Опера «Жизнь за царя»
  • ВЬЯЛЕАБ – Алябьев – Песня «Соловей»
  • ВСЙЧАНКИКОЙ – Чайковский – Опера «Евгений Онегин»
  • НОДОБИР – Бородин – Опера «Князь Игорь»
  • КИЙРМОСГУС – Мусоргский – Опера «Борис Годунов»
  • ГОЖСДАМЫРЙКИ – Даргомыжский – Опера «Русалка»
  • ВСЙЧАНКИКОЙ – Чайковский – Опера «Пиковая дама»
  • СВКАО – Кавос – Опера «Иван Сусанин»
  1. Архитектура (слайды). Выяснить имена  архитекторов, с которыми связаны следующие произведения архитектуры; определить к какому стилю относятся данные произведения архитектуры  
  • Казанский собор в Петербурге – А.Н. Воронихин (Классицизм)
  • Храм Христа Спасителя – К.А. Тон (Русско-византийский стиль)
  • Исторический музей в Москве – В.О. Шервуд, А.А. Семёнов (Неорусский стиль)

3. Живопись и скульптура (слайды). Выяснить имена художников и скульпторов следующих репродукций картин и скульптур:

  • «Явление Христа народу» - А.А. Иванов
  • «Последний день Помпеи» - К.П. Брюллов
  • «На жатве. Лето» - А.Г. Венецианов
  • «Бурлаки на Волге» - И.Е. Репин
  • «Богатыри» - В.М. Васнецов
  • «Сватовство майора» - П.А. Федотов
  • «Рожь» - И.И. Шишкин
  • «На пашне. Весна» - А.Г. Венецианов
  • «Грачи прилетели» - А.К. Саврасов и др.

III. Подведение итогов игры.

Заключительное слово учителя. Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная игра "Путешествие в страну историю"

Сценарий конкурсов по истории, материалы для проведения конкурса....

"Освоение космоса" - дидактическая игра-путешествие к уроку истории в 9 классе коррекционной школы VIII вида

Урок по теме «Освоение космоса» является пятым в разделе «Советский Союз в 1945-1991 годах» в соответствии с учебником для 9 класса специальной коррекционной школы VIII вида, авторы Б.П.Пузанов и др. ...

Этапная игра «Путешествие в страну историю»

Внеклассное мероприятие в рамках недели истории. На каждой станции ребята получают задание и отвечают на них....

Игра - путешествие по истории "Вспомни и сориентируйся"

Цель игры: расширять и укреплять знания учащихся по естественным дисциплинам, для коррекционных школ VII видаЗадачи: 1.     Развивать внимание, слуховую память, мышление, воображен...

Методическая разработка внеклассного занятия по истории Древнего мира в 6 классе. Игра- путешествие «Колесо истории».

Методическая разработка помогает выявить степень усвоения знаний по предмету история Древнего мира.  Развивает логическое мышление,  умение применять полученные знания на практике.  Во...

Интернет игра-путешествие «История России - история Санкт-Петербурга»

Учителя истории и информатики создали технологию, которую можно применять всем учителям-предметникам на уроках и во внеурочной работе....

Разработка итогового урока по разделу "Древний Восток" (История 5 класс) в форме командного конкурса - игры "Путешествие вглубь веков"

Игровая форма проведения обобщающих уроков в 5-7 классах активно применяется автором, так как с большим интересом воспринимается учащимися, позволяет привлечь всех учащихся класса к активному участию....