Внеклассное мероприятие на военно-патриотическую тему «Битва гигантов», посвященное Отечественной войне 1812 года
материал по истории (8, 9, 10 класс) на тему

Ямалова Ольга Борисовна

Внеклассное мероприятие, посвященное Отечественной войне 1812 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие  на военно -патриотическую тему  «Битва гигантов», посвященное Отечественной войне 1812 года

Ямалова О.Б.

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Гимназия имени Тагира Кусимова» с. Аскарово Муниципального района  Абзелиловский район Республика Башкортостан

Внеклассное мероприятие посвящено Дню воинской славы России (8 сентября – день Бородинского сражения)

Цели: расширить представления детей об Отечественной войне 1812г; формировать положительную нравственную оценку подвига во имя Родины, позитивное отношение к героическому прошлому России;  побуждать детей  к изучению военной истории России, к участию в патриотических акциях и мероприятиях.

Подготовительная работа с детьми: распределить роли среди детей: Наполеон, М. Кутузов, репортеры (2 ученика).

Оборудование: ноутбук, проектор, слайды с изображением русского поля, Наполеона, Кутузова, Бородинской битвы,  имеющиеся картины по Отечественной войне 1812г.

Запись на доске вопросов для групповой работы:

1. Почему русские солдаты и офицеры не захотели перейти в армию Наполеона?

2. Почему русские крестьяне восстали против Наполеона?

3. Почему почетные граждане Москвы не пришли на поклон Наполеону?

4. Почему жители Москвы оставили город, вместо того, чтобы работать на армии завоевателей?

План:

1.Вступительное слово «Русское поле»

2.Интерактивная беседа по теме «Гиганты на Бородинском поле».

3.Информационный блок «Наполеон и М. Кутузов – анкеты полководцев»

4.Репортаж с поля боя:

  а. Багратионовы флеши.

  б. Батарея Раевского

  в. Чья победа?

5.Игра «Знатоки»

6.Подведение итогов

Ход внеклассного мероприятия

1. Вступительное слово «Русское поле»

Ведущий: Русское поле… Привычный мирный пейзаж: холмы, перелески, белые церковки, речушки и озера, заросшие камышом, желтая нива, тихий перезвон кузнечиков и птиц. (Слайд 1)

А ведь когда-то многие русские поля были аренами крупнейших военных сражений…

Жестокое противостояние огромных масс вооруженных людей, крики и стоны, гром сотен орудий, огонь, дым, изрытая, исковерканная земля, окровавленная груда мертвых тел…

Каждая пядь этой мирной земли буквально пропитана кровью её защитников. И бывает, что поле становится национальной гордостью народа, символом её величия.

На одном из таких полей мы сегодня побываем.

2. Интерактивная беседа по теме «Гиганты на Бородинском поле».

Ведущий: На этом поле 2 века назад развернулась битва, которую назвали «битвой гигантов». А день этой битвы – 8 сентября – стал Днем воинской славы России. Как вы думаете, о какой битве будет идти речь?

(Дети высказывают свои предположения)

Действительно, мы сегодня будем говорить о Бородинской битве. Какие же гиганты в ней участвовали? (Россия и Франция, М. Кутузов и Наполеон)

Слово «гигант» имеет значение «великан». В чем же можно было увидеть величие этих двух стран к началу Отечественной войны 1812г.?

Примерные ответы детей:

- Франция была передовой страной Европы, там совершилась революция, которая освободила людей

- Франция переживала подъем

- В армии Наполеона каждый солдат мечтал стать генералом

Ведущий: А что можно сказать о России?

Примерные ответы детей:

- Россия была отсталой страной

- Только по территории её можно было назвать великой

- Её армия состояла из крепостных, из рабов

Ведущий: Гигантами называли 2х полководцев, которые стояли во главе обеих армий. Наполеон и М. Кутузов. (Слайд 2, 3) Постараемся выяснить, справедливо ли это утверждение?

3. Информационный блок – «Наполеон и Кутузов – анкеты полководцев»

Ведущий: Представим себе, что Наполеону и Кутузову приходится отвечать на вопросы анкеты.

За Наполеона будет отвечать сегодня (Фамилия, имя).

(Ученик выходит к доске и встает в позу Наполеона)

А за Кутузова ответит (Фамилия, имя)

(Ученик выходит к доске и садится на стул)

Итак, анкета. Первый вопрос: возраст.

Наполеон: 43 года.

Кутузов: 67 лет.

Ведущий: Вопрос второй: происхождение.

Наполеон: родился в семье корсиканского дворянина.

Кутузов: принадлежу старинному русскому дворянскому роду Голенищевых- Кутузовых.

Ведущий: Вопрос третий: образование и карьера.

Наполеон. Учился в Парижской военной академии. Потом самообразование – все свободное время проводил за книгами. Начинал службу во французской армии с чина младшего офицера,  в 24 года стал генералом, а в 35 лет – императором Франции.

Кутузов. Окончил Дворянскую артиллерийскую школу, был учеником и соратником Суворова, принимал участие в штурме Измаила, во многих битвах. Дважды был тяжело ранен. Прошел армейскую службу от капитана до генерал - фельдмаршала. Во время Отечественной войны был в опале. По требованию армии и народа за 2 недели до Бородинского сражения был назначен главнокомандующим русской армии.

Ведущий: Вопрос четвертый: отношение к солдатам.

Наполеон. Для меня солдаты – и свои, и чужие – это пешки на шахматной доске. Я, признаться никогда не жалел о погибших. Да, мои войны буквально опустошили Францию и Европу. В результате этих войн погибли 1млн 200 тыс. французов и 1,5 млн. человек других стран Европы. В Россию я вел 600-тысячную армию, а вывел всего лишь 10 тыс. голодных, больных, обмороженных людей. Но тем не мене я никогда не жалел о погибших.

Кутузов. Скажу откровенно: я берег солдат, предпочитал отступать. Даже Бородинское сражение я дал потому, что этого ждала русская армия. Помните, «мы долго, молча, отступали, досадно было, боя ждали». И Москву я отдал потому, что хотел сохранить армию, солдат. Вот, и получается, сохранил – и армию, и Россию.

Ведущий: Отношение к власти и славе.

Наполеон. «Еще три года и я господин всего света». Я стремился к мировому господству. Я упивался властью и славой.

Кутузов. Я не стремился к власти и чинам. И слава мне была не нужна. Главное для меня было освободить Россию от нашествия. И выполнил долг до конца.

Ведущий: Итак, Наполеон и Кутузов два гиганта – столкнулись на Бородинском поле. Наполеон находился в зените своей славы – вся Европа лежала у его ног. Он, сын мелкого дворянина, сделал головокружительную карьеру – вознесся на самую вершину власти, стал императором Франции. У него была лучшая армия Европы. Кроме французов, в ней воевали итальянцы, немцы, поляки, швейцарцы,  бельгийцы. Он мечтал о господстве над всем миром. Для этого он двинул свою армию к границам России.

Он был уверен в своей гениальности и непобедимости и считал, что равного ему полководца в России нет. И в самом деле, он почти не встретил никакого сопротивления. Русские отступали, не давая генерального сражения. И вот уже армия Наполеона почти перед самой Москвой. Тут и назначен был главнокомандующим русской армией фельдмаршал Кутузов. Этого назначения требовал весь народ. Наполеон же предвкушал победу, представляя как эта дикая, отсталая страна будет восторженно приветствовать его. Но вместо этого произошло сражение, в ходе которого русские дрались не на жизнь, а насмерть. И это сражение буквально сломило моральный дух Наполеона и его армии.

4. Репортаж с поля боя.

Ведущий: Бородинское поле, 124 км. До Москвы. Здесь в августе 1812г. Выстроились 2 армии. Силы были приблизительно равные: русские – 112тыс. Войска и  640 орудий; французы – 130 тыс. войска и 587 орудий. Давайте, мысленно перенесемся в этот день, 26 августа 1812г., когда над Бородинским полем прогремели первые залпы исторического сражения. (Слайд 4). Репортаж с поля боя ведут (фамилии, имена).

Багратионовы флеши.

Репортер 1. ранним утром, с первыми залпами орудий началось кровопролитное сражение. Главный удар французов был направлен на левый фланг русских. Им командовал любимый ученик Суворова, любимец солдат Багратион. Его солдаты защищали специальные укрепления, которые назвали Багратионовы флеши.

Наполеон 8 раз бросал на штурм этих флешей свои лучшие полки. Но каждый раз атаки были отбиты. Последняя атака длилась целый час! Русские дрались врукопашную. В самой гуще наших войск находился генерал Багратион. В этом бою он был смертельно ранен. Багратионовы флеши стоили французским войскам очень дорого: их назвали «могилой французской пехоты».

Батарея Раевского.

Репортер 2. одновременно с левым флангом французы атаковали и центральную позицию русского войска. Это была Курганная высота. Она находилась в центре бородинского поля. На этой высоте было построено укрепление – батарея Раевского. Это укрепление было ключом ко всей русской обороне.

Батарея Раевского напоминало настоящую крепость. Она была окружена земляной насыпью высотой в полтора метра, перед насыпью был ров глубиной более 2х метров. Также перед насыпью была вырыта цепь волчьих ям для замедления движения атакующего противника. Все подходы к батарее Раевского простреливались перекрестным огнем. Оборону укрепления возглавил генерал Раевский.

Три жестокие атаки пришлось отразить защитникам батареи. Во время третьей атаки Наполеон бросил на батарею все свою силы: пехоту, конницу, артиллерию. Но русские сражались с отчаянной храбростью и полным презрением к смерти, до последней капли крови. Французам все-таки удалось захватить батарею, но им достались лишь разбитые пушки, да разрушенные укрепления.

Чья победа?

Репортер 1. Французы не узнавали своего императора. Война была его стихией. Но здесь, на бородинском поле, он был мрачным, нерешительным, угрюмым. На его глазах гибли его лучшие полки и командиры, а победы все не было.

Репортер 2. Ночью бой затих, а наутро посчитали убитых и раненных. Потери были огромны. Армия Наполеона потеряла 50 тыс. человек, потери русской армии достигали 44 тыс. человек.

Репортер 1. «Битвой гигантов» назвал это сражение Наполеон. Он говорил, что в битве под Москвой, французы «показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми».

Репортер 2. На Бородинском поле Наполеон потерял половину своего войска, моральный дух французов был сломлен, а русские поверили в свою победу.

5. Игра «Знатоки»

Ведущий: Предлагаю вам поиграть в игру «Знатоки». Нужно правильно отвечать на вопросы. За каждый верный ответ участники получают жетон в виде ордена. По количеству орденов выявляется победитель.

1. С кем велась война в 1812 году?  (с французами)
2. Кто был одним из союзников России в войне 1812 года?   (Англия) 
3. Кто был главнокомандующим русской армии?    (М.И. Кутузов) 
4. Что происходило 1 (13) сентября 1812? (Военный совет в Филях) 
5. В каком сражении, по воспоминаниям Наполеона, французы показали себя достойными победы, a русские заслужили быть непобедимыми?
(Бородинское сражение) 
6. Сколько длилась Отечественная война 1812 года? (6 месяцев) 
7. «Напрасно ждал Наполеон, последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной с ключами старого Кремля...». Кто написал эти строки?
(А.С.Пушкин) 
8. Кто нарисовал картину «Французы в 1812 году, пленённые партизанами»?
(И.М.Прянишников) 
9. Повествование в произведении М.Ю. Лермонтова «Бородино» ведется от имени...(русского солдата) 
10. Какое сооружение по указу Николая I было воздвигнуто в Москве в честь победы русского воинства над врагом?  (Триумфальная арка)

6. Подведение итогов (Рефлексия)

Ведущий: Какие мысли и чувства возникли у вас во время мероприятия? Нужно ли нам знать о событиях давно минувших дней?

Примерные ответы детей:

- Почувствовали гордость за своих предков, которые проучили французов.

- Очень жалко было наших солдат и офицеров, которые погибли на Бородинском поле.

- О событиях прошлого нужно говорить, нужно изучать историю битв, чтобы понимать какой ценой достался нам каждый кусочек земли в России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Умники и умницы", игра, посвященная Отечественной войне 1812 года

Данная методическая разработка приурочена к 200-летию Отечественной войны. Игра проходит интенсивно , увлекательна и может быть использована как в 8-х, так и в 10-х классах во время обобщающих ...

методическая разработка внеклассного мероприятия для 5-7 классов,посвященного Отечественной войне 1812 года "Бородинский хлеб"

внеклассное мероприятие для 5-7 классов  " БОРОДИНСКИЙ ХЛЕБ"занятие в форме заседания исторического клуба " Вкусная история", с целью патриотического воспитания. Просто по форме и вкусно по содер...

Мероприятие, посвященное Отечественной войне 1812 года

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Отечественной войне 1812 года...

Сценарий проекта "Вои Великие", посвященный Отечественной войне 1812 года

Сценарий посвящен одной из ярких страниц в истории нашей страны - Отечественной войне 1812года. а именно конкретной судьбе братьев Тучковых.  В центре повествования - Александр Тучков, героически...

Внеклассное мероприятие «Поле чудес» посвящённое 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года.

Форма проведения: Игра «Поле чудес» для обучающихся 8 –9   классов.Цели и задачи:Развитие творческих навыков  детей, внимания, логики, нестандартности мышления.Умение использовать ранее...

Урок, посвященный Отечественной войне 1812 года

«Гражданский подвиг россиян в Отечественной войне 1812 года»(ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ДВУХЧАСОВОЙ УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ)...

1812 ГОД ГЛАЗАМИ А.С. ПУШКИНА И ЕГО ДРУЗЕЙ-ЛИЦЕИСТОВ. Тематический вечер, посвященный Отечественной войне 1812 года

Гроза  двенадцатого года Настала – кто тут нам помог? Остервенение народа.  Барклай, зима иль русский Бог?   А.С.Пушкин.        ...