"Государство на берегах Нила"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Харченко Татьяна Викторовна

Разработка урока истории в 5 классе "Государство на берегах Нила".Цели урока:Изучить местоположение и природные условия Древнего Египта. Подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнеегипетской цивилизации.Формировать умение учащихся работать с картой, текстом учебника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.gosudarstvo_na_beregakh_nila.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организационная карта урока № 1

Предмет

Класс

История древнего мира

5 класс

Тема урока

Государство на берегах Нила.

Цель урока

Изучить местоположение и природные условия Древнего Египта. Подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнеегипетской цивилизации.

Формировать умение учащихся работать с картой, текстом учебника.

Оборудование урока

Учебник: А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История древнего мира. Москва. «Просвещение» 2004.

Электронная презентация «Государство на берегах Нила».

Основные понятия и термины урока

Египет, Нил, Средиземное море, дельта, оазис, папирус, ил, разлив, Северный Египет, Южный Египет, Мемфис, фараон.

Даты для запоминания

Около 3000 года до н. э. – образование единого государства в Египте.

Домашнее задание

§ 6 «Государство на берегах Нила».

План урока

1.Географическое положение и природные особенности Древнего Египта.

2.Основные занятия египтян.

3.Объединение Египта.

4. Мемфис – столица Египетского царства.

Ход урока

Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока

№ слайда

1

Вступительное слово учителя о возникновении первых цивилизаций.

Сообщение темы и цели урока.

Запись даты, темы урока, домашнего задания.

2

Знакомство с планом урока.

Пункт плана

Изучение нового материала

1.Географическое положение и природные особенности Древнего Египта.

3

Работа с картой:

-Внимательно рассмотрите карту Др.Египта.

-Найдите на карте место, где объясняются условные знаки. Рассмотрите их и прочитайте их значения про себя.

-Найдите на карте Др. Египет.

Запись в тетрадь: Египет расположен в северо-восточной Африке по берегам реки Нил.

4

Учитель о пустынях, окружающих Египет.

5

Учитель: жизнь была возможна только в долине. Ширина её составляла всего 12 – 15 км. (3 – 4 часа ходьбы).

Работа с картой:

-Найдите на карте Нил, его долину и окружающие долину пустыни.

-Назовите море, в которое впадает Нил.

6

Учитель о дельте.

Запись в тетрадь: дельта.

7

Учитель о порогах.

Запись в тетрадь: пороги.

Работа с картой: определите словами и покажите на карте местоположение Др. Египта.

8

Запись в тетрадь: Египет – страна, расположенная в северо-восточной Африке по берегам реки Нил и в его дельте от первого порога до Средиземного моря.

9, 10

Учитель о папирусе.

Запись в тетрадь: папирус.

11

Учитель о животных, водившихся в зарослях Нила.  

12

Учитель о оазисах. 

Запись в тетрадь: оазисы.

13

Учитель о разливах Нила.

14

Вопрос на слайде.

15

Приём «словесное рисование»: если бы мы спросили у египтянина: отчего каждый год Нил выходит из берегов? Тот ответил бы так:

- Слушайте, я расскажу вам об этом! Вы уже знаете, что на Ниле есть пороги. За первым порогом есть охраняемая священным зверем пещера, в той пещере сидит бог Хапи. В его руках два сосуда с водой. Бог Хапи наклоняет сосуды то больше, то меньше. Летом он сильнее наклоняет сосуды, вода льёт из них потоками и попадает в Нил. Река вздувается, выходит из берегов и заливает всю страну! Без разливов Нила не было бы жизни на его берегах. Поэтому мы поём благодарственные песни доброму богу:

Слава тебе Нил, приходящий, чтобы оживить Египет!

Орошающий землю, владыка рыб и птиц, творец зерна и травы для скота.

Если он медлит, жизнь замирает и люди гибнут.

Когда же он приходит, земля ликует и все живое в радости.

Еда появляется после его разлива.

Все живут благодаря ему, и богатства обретают по его воле.

Учитель о причинах разлива Нила.

16

Запись в тетрадь: ил.

Вопрос: взгляните на это растение (горшок с растением в классе). Что необходимо для его успешного роста?

Вывод: для растений необходима плодородная земля, обилие солнечного света и тепла, вода – все эти условия существовали в нильской долине.

2.Основные занятия египтян.

17

 Вопрос на слайде.

18

Запись в тетрадь: земледелие и скотоводство.

3.Объединение Египта.

19

Работа с учебником. Беседа по вопросам.

20

Работа с картой: царства Египта.

21

Беседа: царь Южного царства носил белую корону, царь Северного – красную. Царь Южного царства завоевал Северный Египет: образовалось единое государство.

- Когда это произошло?

Завоеватель захотел носить обе короны. Но ведь на одну голову две шапки не наденешь. Поэтому мастера изготовили для него головной убор, который объединил в себе обе короны.

- Как стал называться правитель объединённого государства?

22

Запись в тетрадь: фараон.

Вопрос: какой город являлся столицей объединённого Египта?

4. Мемфис – столица Египетского царства.

23

Запись в тетрадь: Мемфис.

24

Запись в тетрадь: пять с половиной тысяч лет назад зародилась древнеегипетская цивилизация.

Закрепление полученных знаний

25, 26, 27

Организация работы с заданиями.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Государство на берегах Нила»

Знакомство с  природой Древнего Египта и образованием единого государства...

Урок в 5 классе "Государство на берегах Нила"

Урок в 5 классе с использованием электронной презентации по теме "Государство на берегах Нила"....

Урок по истории в 5 классе на тему: "Государство на берегах Нила"

Открытй урок с использованием современных образовательных технологий:- игровая технология-групповая технология-технология проблемного обучения-компьютерная технология...

Тематический тест Государство на берегах Нила

Тренировочный тест по истории Древнего Египта...

Государство на берегах Нила. Презентация 5 класс

Государство на берегах Нила. Презентация 5 класс...

"Государство на берегах Нила" 5 класс

"Государство на берегах Нила" 5 класс...