Главные вкладки

    Статья: "Работа с иллюстративным материалом в процессе подготовки учащихся к сдаче ГИА по истории". "Преподавание истории в школе", 2015, №7
    материал для подготовки к егэ (гиа) по истории по теме

    Опрышко Елена Анатольевна

    Статья в 7 номере журнала "Преподавание истории в школе". 2015 г.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Работа с иллюстративным материалом в процессе подготовки учащихся к сдаче ГИА по истории

    Задания с иллюстративным материалом вошли в ЕГЭ в 2013, а в ОГЭ в 2012. Эти задания до настоящего времени вызывают особые затруднения у учащихся.  Не секрет, что на уроках истории учитель уделяет основное внимание событиям и процессам социально-политической и экономической истории, а история культуры изучается по «остаточному принципу» в силу того, что заложенные базовой программой два часа в старшей школе не позволяют изучить весь необходимый материал на должном уровне. Чаще всего мы, учителя, полагаемся на добросовестную самостоятельную работу учащихся, и на то, что истории культуры люди учатся не только на уроках истории и не только в школе. Однако практика показала, что надеяться только на самостоятельность наших учеников не стоит. Вопросы культуры остаются в числе самых трудных для выполнения выпускниками. Особую сложность для них представляет даже не столько запоминание памятников культуры и их создателей, а культурно-исторический контекст тех или иных шедевров русской культуры. Например, недостаточно знать, как выглядит церковь Вознесения в Коломенском, надо уметь соотнести стиль сооружения и время его создания, знать, в связи с каким событием и именами каких правителей связан данный памятник. Именно эти трудности учащихся побудили нас к систематизации иллюстративного материала и выработке определенных приемов и методов работы с ним.                                        

    В ГИА-9 иллюстративному материалу посвящено одно задание - № 22. В задании ученикам предлагается выбрать один правильный ответ из четырех предложенных. В ГИА-11 два задания - № 33 и № 34. В первом предлагается выбрать два правильных ответа из пяти предложенных, относящихся к изображению. Второе задание предполагает соотнесение одного изображения из четырех предложенных с изображением из предыдущего задания. В предлагаемых иллюстрациях могут быть изображения монет, почтовых марок, карикатуры, портреты и т.д. Но наибольший объем иллюстративных заданий связан с памятниками архитектуры, скульптуры, историческими картинами.

    Задачами учителя при подготовке учащихся к успешному выполнению данных заданий являются:                                                                                

             1. Систематизация иллюстративного материала с целью выделить наиболее важные, значимые в искусствоведческом и историческом контексте памятники;                                                                                                                          

             2. Помощь в выработке навыков самостоятельной работы (самостоятельного описания) памятников культуры по предложенному плану;                                            

    3. Контроль над составлением учащимися сводных таблиц по архитектуре, скульптуре и живописи различных исторических эпох;                                    

    4. Разработка приемов и методов работы с имеющимися таблицами.

    При выполнении первой задачи учителю приходится анализировать весь имеющийся иллюстративно-исторический материал, представленный в учебниках, демоверсиях ГИА, диагностических работах, тренировочных работах системы «Статград», пособиях для подготовки к сдаче экзаменов в формате ГИА. При этом необходимо понимать, что есть такие памятники культуры, знать которые учащимся необходимо вне зависимости от того, встречались ли они в существующих на данный момент проверочных работах и многочисленных пособиях. В результате анализа необходимо определить круг приоритетов. Например, при изучении многочисленных скульптурных памятников XX в первую очередь нужно обратить внимание учащихся на такие шедевры монументальной скульптуры, как «Рабочий и колхозница» В. Мухиной, «Родина-мать» в Волгограде Н. Вучетича и его же «Солдата-освободителя» в Берлине. Менее же значимые памятники предлагать для изучения только тем детям, которые успешно справляются с базой.

    При выполнении второй задачи мы предлагаем ученикам работать по разработанному нами алгоритму:  время создания, правитель, при котором создан данный памятник культуры, время создания,  архитектор, скульптор, художник, художественный стиль, течение в искусстве, что ассоциируется с данным памятником (какому событию или историческому лицу посвящен, какие события происходили рядом с ним и т.п.).  Подобные задания необходимо начинать выполнять уже с 6 класса. Тогда к старшей школе уже будут сформированы навыки работы с иллюстративным материалом и работа учителя значительно облегчится.

    Пример разбора архитектурного памятника (Успенский собор):    

    1.  Время создания: 1475-1479;                                                                                

    1. Место: Московский Кремль;                                                                          
    2. Правитель: Иван III (1462-1505);                                                                
    3. Архитектор: Аристотель Фиораванти (итальянец);                                
    4. Дополнительная информация: создан по аналогии с Успенским собором во Владимире, до XVIII в. являлся усыпальницей митрополитов московских, место коронации великих князей, царей и императоров.

    Пример  разбора скульптуры (памятник Петру I, «Медный всадник»):                

    1. Время создания: 1768 – 1770 гг.;                                                                            
    2. Место: Санкт-Петербург;                                                                                              
    3. При ком создан: Екатерина II;                                                                          
    4. Скульптор: Э. Фальконе (голова статуи работы М.-А. Колло)                    
    5. Стиль: классицизм;                                                                              
    6.   Дополнительная информация: памятник находится на Сенатской площади (в советское время носила название площадь Декабристов), место восстания 14 декабря 1825 г. А.С. Пушкин написал поэму «Медный всадник».

    Пример разбора исторической картины:                                                                  

    1. Время создания: 1881 г.;                                                                                                
    2. Где находится: Государственная Третьяковская галерея;                            
    3. Художник: В. Суриков,  мастер исторической живописи, передвижник, автор таких исторических картин, как «Покорение Сибири Ермаком», «Боярыня Морозова» и др.;                                                                                          
    4. Дополнительная информация: казнь участников Стрелецкого бунта 1698 г., возвращение Петра из Великого Посольства, расформирование Стрелецкого войска.                                                                                                                                  
    5.  На что обратить внимание: изображен Петр I, события разворачиваются на Красной площади, есть изображение Храма Василия Блаженного (проработать этот памятник архитектуры), видны стены и башни Кремля (проработать и этот памятник).    

    Третья задача решается тем, что по результатам выполнения учащимися описательных характеристик различных памятников культуры составляются сводные таблицы, которые представляют собой своеобразную базу данных. С этой базой можно работать на уроках и при подготовке к экзаменам. Эти сводные таблицы  прилагаются к данной статье:

    Таблица № 1 «Историческая живопись»;

    Таблица № 2 «Монументальная скульптура XVIII –XX вв.»

    Таблица № 3 «Архитектура России с древнейших времен до XVIII в.»;

    Таблица № 4 «Архитектура России XVIII в.»;

    Таблица № 5 «Архитектура России  XIX в.»;

    Таблица № 6 «Архитектура России XX в.».

    Выполняя четвертую задачу, мы предлагаем различные приемы и методы работы с таблицами. Но, разумеется, каждый учитель может найти свои способы использования этих таблиц.                                                            

         При работе с таблицами, мы должны учитывать тот факт, что таблицы текстовые, не содержат иллюстраций. Поэтому школьникам нужно предложить подобрать иллюстрации к соответствующим таблицам. На наш взгляд, разумно предложить учащимся создавать две папки к одной таблице – в первой будут содержаться файлы с подписанными иллюстрациями, во второй – без подписей. Таким образом, открывая вторую папку ученики тренируются в узнавании соответствующей «картинки».  Такую игру в «Угадайку» можно проводить и на уроках, и на дополнительных занятиях при подготовке к ГИА.                                                                                        

        Также можно использовать таблицы, удаляя из них часть информации, предлагая учащимся ее восстановить. Например, работая с таблицей по архитектуре, можно удалить всю или часть информации об архитектурном стиле, архитекторе и времени создания сооружения, оставив только историческую информацию.

    Пример:

          Создатель

       Произведение,

    время создания

    Место создания, художественные особенности

    Историко-культурный контекст

    И.Е. Старов

    1906 – 1917 место заседаний Думы.                                         В 1918 – место заседаний Учредительного собрания

    Барокко

    Официальная зимняя резиденция российских императоров.                           В 1917 - в здании размещалось Временное правительство

    Маттарнови,

    Г. Киавери,

    М. Земцов

    Санкт-Петербург

    Ранее в этом здании размещалась Санкт-Петербургская Академия наук, обсерватория, библиотека и первый  в истории России естественно-научный музей.

    При работе с историческими картинами следует постараться «вытянуть» из картины как можно больше культурно-исторической информации.

    Например, разбирая «Утро стрелецкой казни» В. Сурикова можно вспомнить, каким событиям посвящено полотно, какими были взаимоотношения Петра I и стрельцов. Одновременно с этим следует обратить внимание учащихся на запечатленные В. Суриковым архитектурные шедевры Москвы – храм Василия Блаженного и краснокирпичный Кремль. Вспомнить, когда, в честь, каких событий, какими архитекторами и т.п. были созданы эти сооружения. Такие задания помогут учащимся не только справиться с заданиями по иллюстративному материалу, но и решить тестовые задания по культуре.

    Конечно же, выучить все досконально невозможно. Но можно и нужно стремиться научить учащихся узнавать архитектурный стиль, эпоху создания, направления в живописи по характерным чертам. И тогда, зная особенности барокко, учащийся, например,  безошибочно отнесет к XVIII веку Дом Комод в Москве.

    ___________

    Ирина Сталинславовна Галушко – учитель истории и обществознания ГБОУ «Школа» № 1329, Москва

    Елена Анатольевна Опрышко– учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №542 «Школа надомного обучения», Москва

                                                   

                                                                           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    материалы для подготовки учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ

    В этой папке я собираю все найденные мной материалы для подготоки учащихся к выпускным экзаменам. Это огромный банк аргументов, примеров, схем, сайтов для успешной сдачи экзаменов....

    материалы по подготовке учащихся к сдаче ГИА , устная часть

    SKILLS TO BE TESTEDThe student is expected to demonstrate her/his ability to:- elicit the needed information by asking questions- maintain and conclude the conversations- be active and polite...

    Использование информационных технологий при подготовке учащихся к сдаче экзаменов по истории и обществознанию в форме ЕГЭ.

    Скажи мне – и я забудуПокажи мне – и я запомнюВовлеки меня – и я научусь.Китайская пословица Настоящий учитель учит только тому, чему не перестаёт учиться сам.Творческий подход требует включить в...

    Авторская тетрадь для подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку в 9 классе общеобразовательной школы с русским языком преподавания.

    Вашему вниманию предложена авторская разработка в помощь учителям русского языка и репетиторам для подготовки учащихся 9-х классов к сдаче ОГЭ. В тетради вы найдете тексты для подготовки к изложению, ...