Живопись России во второй половине XIX века
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Варфоломеева Татьяна Федоровна

Творческий урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx40.89 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий урок по теме « Живопись России во второй половине XIX века»

                                         Учитель МАОУ СОШ № 27 г. Балаково

                                            Варфоломеева Татьяна Федоровна

Цель урока:

Погружаясь  в эпоху, показать, как живопись присущими ей средствами выражает передовые идеи гражданственности и гуманизма, воздействуют на умы и души людей.

Задачи:

проследить новые явления в русской художественной культуре, показать отражение  в них проблем, которые волновали русское общество;

формировать навыки работать  с дополнительными источниками;

эстетическое воспитание, умение видеть прекрасное, сопереживать.


Урок –экскурсия по залам Третьяковской галереи.

ПЛАН  УРОКА

1.Вступительное слово учителя о русской живописи второй половины XIXвека.

2. Рассказ учеников о творчестве художников и их художественных полотнах

3. Заключительное слово учителя.

Звучит музыка М. Мусоргского «Картинки с выставки»

Вступительное слово учителя

«Легче , кажется познать вселенную, чем Россию,- быть русским , да еще русским  думающим,- тяжелая судьба, и едва ли когда – нибудь, она станет легче». (В.Г. Распутин)

С этих слов мы и начнем разговор о русской художественной культуре второй половины XIX века.

В начале 60х годов  Российская империя вступила в эпоху великих реформ. Отмена крепостного права, реформа образования, земская, городская, судебная, военная. Осуществлялась модернизация  всех сфер жизни государства; стремилась новая Россия  стать успешнее той, что потерпела поражение в крымской войне.

Эпоха Освобождения дала сильный толчок культурному развитию России. Втягивание в рыночные отношения все более широких слоев крестьянства со всей остротой поставило вопрос о начальном народном образовании. Промышленность, транспорт и торговля предъявляли все более широкий спрос на специалистов со средним и высшим образованием. Значительно выросли ряды интеллигенции. Ее духовные запросы вызывали рост книгоиздательского дела, подымали тиражи газет и журналов. На этой же волне шло развитие театра, живописи, других искусств, образования

Составной частью реформ  в области образования  было и реформирование Императорской Академии художеств. В 1859 году был принят новый устав, по которому предполагались изменения в ее работе. Но консервативные подходы в формах проведения конкурса на большую Золотую медаль привели к конфликту. 9 ноября 1863 года  14 лучших учеников Академии отказались писать конкурсные работы на скандинавские мифологические темы « Пир бога Одина на Волгаллее».  Заявили о свободной тематике написания картин. Это вызвало недовольство  и в знак протеста  все 14 покинули Академию. Это событие вошло в историю как бунт 14 во главе с Иваном Николаевичем Крамским . Именно они и организовали  в 1870 году Санкт- Петербургскую артель художников или «Товарищество передвижных художественных выставок» , которое возглавил И.Н. Крамской, одаренный мастер, прекрасный портретист.  Ему удалось создать прекрасную галерею  портретов своих современников.   Следует заметить, что отечественное изобразительное искусство  подобно литературе, было связано с общественной жизнью, влияло на нее, являлось проводником важных политических идей и нравственных установок. Живопись ко второй половине XIX века коренным образом изменилась. Если раньше она служила идее украшения, то в пореформенный период  красивые лица, обстановка , не считались главными.  Художники стремились показать суровую действительность  с ее бедностью, бесправием. Критически взглянуть на народную жизнь.  Неприятие порядков , несовершенство, несправедливость жизни, стало характерной чертой русской живописи второй половины XIX века. Молодых юношей волновала судьба народа. Они хотели силой своего искусства помогать народу, бороться за его счастье, справедливость

Жертвовать ли собой ради борьбы за справедливость, за высшие идеалы, или поддаться чувству самосохранения, замкнуться в личном благополучии? Вся жизнь и творчество Крамского — ответ на этот вопрос.  Перед вам портретная галерея современников Крамского.галерея женских образов, портрет Александра 3 , простых крестьян, художник запечатлел образ Христа в пустыне.

Ученик

Илья Ефимович, характеризуя написанный образ сказал: « Мой бог – человек». Одинокий человек сидит в пустыне. Каждый выбирает свой путь. Христос в пустыне, кажется, что перед нами трагический сюжет, легенда знакомая с детства. Крамской отправляется за границу, проникается мыслью, что жизнь человека связана со страстями.

 О не забудь, что ты должник

Того кто сир и наг и беден

Чей скорбный лик так худ и беден.

Закончив полотно, Крамской скажет: «Христос ли он, не знаю, просто, когда закончил, дал ему  название. Это выражение моих мыслей».Художник писал, что его задачей было показать внутреннюю борьбу человека, погруженного в глубокие  раздумья о выборе жизненного пути.

Одинокий человек сидит на камне в пустыне. В жизни каждого есть раздумье, пойти в право или влево. Это картина о жизни каждого человека. « Христос ли он , не знаю, просто , когда закончил картину  дал ей название. Это выражение моих мыслей».

( И. Крамской)

Л. Н. Толстой в свою очередь отметит: «Христос Крамского – это лучший Христос, которого я знаю. Суть в том, что свет пришел в мир».

Но мне хотелось бы обратить ваше внимание на портрет Неизвестной.

Ученик

 Однажды во время прогулки по невскому проспекту увидел я  карету, в которой сидела молодая женщина.Она смотрела вокруг с достоинством, понимая свое высокое положение, ели бы не грусть в ее затаенных глазах.  В мастерскую вошел худощавый человек, скуластое нервное лицо, в серых глазах ум. Он подошел к будущей картине. Да именно такой она должна стать, какой он увидел ее на Невском.  Главное ее взгляд.  Ему вспомнилась осень 1873, когда он с упоением писал портрет Л.Н. Толстого , который был занят работой над романом «Анна Каренина». Художник вышел на улицу, в голове проносились  строки из «Анны Карениной». По одному взгляду  на эту даму Вронский определил, что она принадлежит к высшему  свету. Он почувствовал необходимость еще раз взглянуть на нее. В кротком взгляде, между блестящими глазами  и чуть заметной улыбкой румяные губы. Как будто избыток чего- то так переполнял ее существо.  Как нельзя верно к этому портрету относятся и слова Ф.М. Достоевского, сказанные им о героине романа «Идиот» Настасье Филипповне.  Князь подошел ближе к   свету. На портрете была изображена действительно необыкновенной красоты женщина. Как будто гордость и презрение и в то же время что то доверчивое , лоб задумчивый . Почти наивное простодушие. С кого этот портрет, может вымысел навеянный писателем?  Как ей далеко до портретов Толстого, Григоровича. С тоской смотрел Крамской на свои портреты. Пока критики ликуют, он будет писать.  « О моя прекрасная недостижимая муза, встретимся ли мы с тобой,  когда-нибудь». Слегка высокомерный рассеянный взгляд, незнакомка подобно видению исчезла в тумане.

Василий Григорьевич Перов

Учитель

У него натура была одной породы с Гоголем. Его волновали до глубины души толпы русских личностей. Его потрясали сцены и события , мимо которых  многие проходят и не замечают. Так о Василия Григорьевича Перова характеризовал критик  В.В. Стасов.

Перед вами галерея картин Василия Григорьевича-  «Приезд гувернантки в дом»,  «Сельский крестный ход на пасхе», « Чаепитие в Мытищах», «Охотники на привале». Пройдем немного вперед и обратим внимание вот на это полотно – «Тройка».

Ученик

В конце страстной недели ко мне пришла старушка. Я видел ее много раз. Это было олицетворение любви и печали. Наши добрые старые няни. Я спросил ее : « Что ей нужно? Батюшка не откажи в просьбе. Года три назад я была у тебя с сынком. Я вспомнил ее. Тогда в в1866 году я писал свою «Тройку». Ученики мастеровые везут воду. С утра до вечера они были на ногах. Им приходилось быть на побегушках. И все- таки была надежда вырваться на волю из нужды. Раз у Тверской заставы,я увидел старушку и мальчика. Уговорил их прийти ко мне, написать с ее сына образ. Грех это батюшка, взмолилась старушка. Насилу уговорил. Тетушка Марья, так звали старушку, рассказала о житье ,бытье. Похоронила мужа, остались вдвоем  с сыночком Васенькой.  Написан образ сеанс закончен.  И вот прошло время и тетушка Марья снова предо мной. . Батюшка, сынок то мой Васенька умер. Она развязала узелок. Вот батюшка возьми, продала все, скотину, дом, Хочу купить картину. Тетушка Марья, она уже не моя. Она шла позалам, ничего не замечая. Ивот подошла к картине, всплеснула руками. Батюшка ты мой, вот изубик то твой выбитый. И повалилась на пол.  Она стояла на коленях и молилась на картину. Ничего не слыхала и только видела то, чем полно ее сердце. Тетушка Марья, она подняла на меня глаза, они блестели. Нельзя ли мне к нему приложиться. Никак нельзя. Через полтора часа мы вернулись с Третьяковки. Старушка перекрестилась. Прости мое дорогое дите. Через год, я послал образ ее сына как обещал.  И передо мной проносится образ старушки с заскорузлыми  руками и большой душой. Эта простая  русская женщина стала для меня  идеалом материнской любви и смирения.

Учитель. 

Сколько их таких бесправных было на святой Руси, так волновавших русских живописцев.

Ученик

Девушка вошла в переднюю господского дома. Ей на встречу высыпала купеческая семья с чадами и домочадцами. Девушку охватила робость. Она достала из кармана рекомендательное письмо, а если откажут, что будет с моим слепым отцом.. Картина была написана в 1866 году, в том году, когда Серов работал над «Тройкой». Картина «Приезд гувернантки в дом»навеяла воспоминания о жизни интеллигентных людей, лишенных достойной жизни. Еще студентом он наблюдал за девушкой. Которая ходила со слезами на глазах вероятно память всколыхнула сердце художника. Вся купеческая семья вышла на встречу. Хозяин в халате, вероятно, не успел переодеться. В глазах хозяйки презрение. Тоска и одиночество ждут девушку  в этом доме. Картину критики восприняли неоднозначно.  Федор Михайлович Достоевский напишет Перову: «Мне казалось, что вашу Настеньку, я узнал раньше вас. А Великий критик Стасов отметит: « Не трагедия покуда, но настоящий пролог к трагедии».

Ученик

Но в изобразительном искусстве  есть портреты, когда добро проявляет себя действием и люди на них проявляют себя как живые.  К такому портрету относится «Девушка освещенная солнцем». На портрете  Мария Яковлевна Симонович . Она вспоминала, что художник долго думал куда ее поместить, наконец остановились у скамьи. Мы работали запоем. В 1890 году Мария Яковлевна вышла замуж  и уехала в Париж.

Август 1944 г. идет Вторая мировая война, ей 80 лет, а она шьет  красные флаги раздает их. Всю свою жизнь она оставалась человеком освещенным солнцем. Она уже давно ушла из жизни, но  продолжает жить на полотне В.Серова .

Учитель

А сейчас мы с вами оправимся  в мастерскую Ильи Ефимовича Репина.

Илья Ефимович Репин являлся передвижником, портретистом, а также живописцем исторических сюжетов. Перед вами портрет основателя знаменитойТретьяковской галереи Сергея Михайловича Третьякова..

Репин вспоминал о встрече с Сергеем Михайловичем.

Ученик.

Первые посетители вошли в зал музея и увидели высокого человека, который  как бы беседовал с картинами. Внешность его показалась многим знакомой.  Когда  я приехал из Петербурга в Москву,  мы подружились с Павлом Михайловичем. Третьяков был у меня дома. Написать его портрет я мечтал давно, но он был настолько скромен, что я долго не решался ему предложить позировать. Зимой 1882 года, я начал работу над портретом. У Крамского после рождения четырех девочек и больного Миши, родился сын Ванечка, но в возрасте восьми лет он заболел скарлатиной и умер. С этого момента у, говорил Павел Михайлович, у   меня  что то оборвалось внутри.Сколько я возлагал на талантливого Ванечку. Когда портрет был закончен , многие художники высоко оценили портрет. Только сам Павел Михайлович был против выставки портрета. Но среди ряда портретов, портрет Третьякова  стал одним из самых замечательных в творчестве  И.Е. Репина Такова судьба гениев.

За бесценный дар передачи художественной галереи Москве, Павла Михайловича  представилик дворянскому званию. На что он ответил, что купцом я родился, купцом и умру. Но одно звание все же с гордостью оставил – почетный гражданин Москвы.

Кисти Репина принадлежат картины  с историческими сюжетами. Среди них  « Не ждали», « Запорожцы пишут письмо турецкому Султану». « Бурлаки на Волге», « Иван Грозный и сын его Иван». Картина полная драматических событий в истории

Ученик

«Бурлаки на Волге». Это полотно вобрало в себя проблемы второй половины 19 века.

Черты пореформенной России, несбывшиеся надежды русской интеллигенции, социальное неравенство. В 1869 году Репин увидел на Волге  ,как  бурлаки  тащили грузовую баржу. Это настолько взволновало художника, что он в течение ряда лет разрабатывал тему картины.. Эта картина призыв к милосердию по отношению к простому человеку. Всмотритесь в картину. Кажется, что это безликая толпа, но ведь это не так .  Всмотритесь  , и вы увидите, что это не так. Живописец выявил индивидуальные черты каждого бурлака, наделил  характером, судьбой, которую можно прочитать в их лицах. Обратите внимание сочетание двух как бы пятен. Темного на переднем плане – вереница бурлаков и светлого - полнокровная Волга с белым парусником. Это вызывает ассоциацию. Со свободой. Это вызов, приговор обществу, жестокому порабощению бесправных.

Учитель

« Нет ничего интереснее истории, только читая историю ,понимаешь настоящее»- отмечал Василий Иванович Суриков. Перед вами картина « Утро стрелецкой казни», Петр самолично наказывает стрельцов. Сурово выражение его лица. Толпа как бы оцепенела от горя и страха.

После завершения работы над этой картиной, Суриков решил сосредоточиться на судьбе одного человека. Как-то раз, он бродил в окрестностях деревни и увидел сидящих за столом понурых людей. Особенно выделялся один.  Так вот он и есть мой Меншиков. Перед художником воплотилось все то, о чем он так долго  раздумывал.  Кто же он всесильный Меншиков, чье имя гремело всю четверть XVIII века.

Ученик

Он был приближен к царю, а теперь обречен на молчание, О чем он думает, сидя в этой низенькой избушке с промерзшими окнами, в далеком Березове. Умер Мин херц, не удалось сосватать дочь за Петра Третьего и вот он в сибирской ссылке. Жена по пути в ссылку умерла. Все разрушено. Рядом с Меншиковым его дочь Мария – полная печали. О чем она думает. Ее разлучили с  тем, кого она любила.  Самый живой персонаж этой картины дочь Сашенька. Сын  жестом руки снимает нагар со свечи, все выдает в нем и нежность и грусть. Что же будет с ними.  Меншиков и дочь Мария навечно останутся в Березове, остальные вернутся. В этой картине , в сером сумраке прошлое  и настоящее. Художник оставляет нам прошлое, способность чувствовать и сопереживать.

Учитель. Теплый вечер 1885 года, дача Третьяковых, после чаепития все устремились в гостиную. Василий Иванович сидит в кресле Лишь слышно как за окном барабанит дождь. Мысли уводят его в Петербург. Повозки с осужденными, среди них женщина в черном. Звучит музыка, она завораживает его. И уводит в Кремль, в далекий XVII век.

Ученик.

Разметались одежды  по крестьянским дровням. Высоко поднята рука. «Выходи окаянный ирод царь Алексей Михайлович.  За веру поруганную на смерть идет. Вот она некогда красивая, почитаемая всеми боярыня Федосья Прокопьевна  Морозова. Замужество ее было недолгим и по времени совпало с реформами патриарха Никона. Муж ее Глеб Иванович умер,  и осталась она одна с 10 летним сыночком Иваном. Сначала вдова жила по обычному укладу, ездила к государеву двору, навещала родных и знакомых. Верна она была старой вере. Изменение церковных обрядов не  приняла боярыня. Все больше проникалась идеями протопопа Аввакума. Поддерживала ее и сестра Евдокия Урусова. Царь был не доволен, что Федосья уклоняется от дворцовых церемоний. Однажды ее вместе с сестрой привезли в Чудов монастырь, где сам патриарх наставлял ее. Но она оставалась верной своим взглядам., ее заковали в кандалы и отправили в Боровск – в земляную тюрьму . Умерла сестра Княгиня Евдокия.  Вскоре не стало и самой Федосьи.

Учитель

Поэт XX века,Варлам Шаламов, прошедший сам через суровую лагерную жизнь посвятил этой героине  свое стихотворение «Боярыня Морозова»

Ученик  

Попрощаться  с сонною Москвою

Женщина выходит на крыльцо.

Бердыши  тюремного конвоя

Отражают хмурое лицо.

И широким знаменьем двуперстным

Осеняет шапки и платки.

Впереди – несчитанные версты,

И снега – светлы и глубоки.

Перед ней склоняются иконы,

Люди – перед силой прямоты

Неземной – земные бьют поклоны

И рисуют в воздухе кресты.

С той землей она не будет в мире,

Первая из русских героинь,

Знатная начетчица Псалтыря,

Сторож исторических руин.

Возвышаясь над толпой порабощенной ,

Далеко и сказочно видна,

Непрощающей  и непрощенной

Покидает торжище она.

Это веку – новому на диво

Показала крепость старина,

Чтобы верил даже юродивый

В то, за что умрет она.

Не любовь, а бешеная ярость

Водит е правде Божию рабу.

Ей гордиться – первой из боярынь

Встретить арестантскую судьбу.

Точно бичь, раскольничье распятье

В разъяренных стиснуто руках,

И гремят  последние проклятья

С удаляющегося возка.

Так вот и рождаются святые,

Ненавидя жарче, чем любя,

Ледяные волосы сухие

Пальцами сухими теребя.

Учитель.

Так закончилась трагическая история боярыни Морозовой, судьба которой возможно бы забылась, если бы не была увековечена  в картине  Василия Григорьевича Сурикова.

Одно из самых значительных явлений в русской живописи второй половины XIX века – это творчество Василия Дмитриевича Поленова.

Живописец и театральный художник, архитектор и музыкант, во многих отношениях выступал как новатор.

"Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит".  (В. Д. Поленов)

Критик Стасов после просмотра  работ  Поленова  на отчетной выставке  в Академии художеств осенью 1876 года обрушился на него с критикой. «Вы собираетесь поселиться  в Москве… Москва вам, равно ни на что не нужна, точь в точь как и вся Россия. У вас склад души  ничуть не русский…

Поленов был крайне раздосадован мнением критика. Об этом он сообщил Репину. « Нет, брат,- В Москву! В Москву! -ответил ему Репин, - вот увидишь сам, как заблестит перед тобой наша русская действительность, никем не изображенная.  -  Так сам удивишься тому, что получится перед твоими глазами, а сам первым насладишься своим произведением, а затем и все будут перед ним зевать». В справедливости репинских слов Поленов убедиться вскоре.

Ученик

Поленов  приехал в Москву, Трубниковский переулок, комната маленькая неухоженная. Но когда взглянул он в окно, то замер ,взял мольберт  и примостился у окна. Да так увлекся, что забыл зачем приехал в Москву. А ехал то он с мыслью написать картину на историческую тему, когда царю Алексею Михайловичу подобрали невесту, но во время подготовки к венчанию, невесте так стянули кокошник, что она упала в обморок. В последствие ее признали больной.

А сейчас, глядя в окно, у художника радостно забилось сердце. Московский дворик. Картина закончена. Отдавать или не отдавать свой дворик на выставку передвижников? « Наверное, потерял время, писал он Крамскому, Не имел времени написать,  что- то значимое». Но он ошибся. Газеты поместили восторженный отзыв. Поленов  был принят в Союз передвижников.

Учитель

Прекрасные пейзажи мы видим на полотнах Исаака Ильича Левитана

"Превосходные этюды и страстная жажда жизни". Желание жить было неотделимо от потребности постоянно работать»( А.П. Чехов)

Ученики платили ему горячей привязанностью и, когда он из-за болезни не мог приезжать к ним на этюды, писали ему шутливые письма, вроде того, что даже грачи тоскуют по Левитану, летают стаями и громко кричат: « Где Левитан! Где Левитан!»

Ученик

Тем, кто знает и любит творчество замечательного художника-пейзажиста Исаака Ильича Левитана (1860-1900), знакомо чувство завороженности, которое возникает всякий раз, когда останавливаешься перед его картинами и вдыхаешь в себя воздух удивительного искусства. В его картинах - живая душа природы, они одухотворены любовью, окрашены поэтическим настроением и печалью. Современники Левитана верно подметили, что он любит передавать в пейзаже печальное настроение. Вспоминали и слова Стендаля: "Тот не художник, кому недоступно чувство печали". И сам Левитан не раз говорил, что ощущает особую грусть, разлитую в природе, и стремится "поймать" ее, выразить на полотне.

В 1893 году Левитан жил в селе Гарусе близь Вышнего Волочка.

На крутом берегу, он писал этюд. Мимо Левитана походили три женщины. Вскоре показалась старушка, она посмотрела на художника, перекрестила его, отыскала в узелке копеечку и положила в ящик с красками. И пока она не скрылась за поворотом, Левитан не мог оторвать взгляд от ее согбенной фигуры.

Во время прогулки он увидел церковь , рядом погост. Под впечатление увиденного  он напишет свое знаменитое полотно «Над вечным покоем». Проницательные критики увидят, что это не пейзаж, а образ души человеческой.

Он как художник открыл то, что Дмитрий Лихачев назвал «пейзажным мышлением»

О Волге Исаак Ильич мечтал с детства, но только весной 1887 года он впервые оказался на заветных берегах.

И. Левитан в письме А.П. Чехову написал: «Разочаровался  я чрезвычайно, Волга показалась мне такой тоскливой. Надо мной серое небо. Не уехать ли обратно?» , Но постепенно он проникся любовью к ней. Как только наступила весна , Левитан вновь отправился на Волгу. Плыл на пароходе, осматривая неприветливые берега, но когда на высоком берегу возник силуэт церковки , он решил остановиться в городке Плес.Здесь он и создает свои прекрасные полотна – «Золотой Плес. Пройдут года, но когда он открывал коробочку с монеткой , подаренной старушкой, лицо его светлело. Позднее художник Иогансон напишет.

"Глаз Левитана был настолько нежен, что малейшая фальшь или неточность в колорите были у него немыслимы. Эта высокая одаренность художника тончайшим "слухом живописи" позволяла ему в большей степени, чем его сверстникам, передавать тончайшие состояния природы."

Пройдут года, но когда он открывал коробочку с монеткой, подаренной старушкой, лицо его светлело.

Среди русских пейзажистов Шишкину бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав.

Заключительное слово учителя.  Вот и подошел к концу наш урок.  Мы словно прошли с вами по залам Третьяковской галерее. Пусть стихнут шаги и голоса, воцарятся сумерки, особое молчание шедевров. У каждой эпохи свой язык, свое пространство. Искусство отражает это. Это стиль эпохи. Уходя с урока , мы унесем главную мысль, как богата наша земля своей душой, неразгаданным русским характером.

Страна, где мы впервые

Вкусили сладость бытия,

Поля, холмы родные,

Родного неба милый свет,

Знакомые потоки,

Златые игры первых лет

И первых лет уроки,

Что вашу прелесть заменит?

О Родина святая,

Какое сердце не дрожит,

Тебя благословляя?

(В.А. Жуковский   «Певец во стане русских воинов»)

Мы словно перелистали страницы истории. Уходя с урока, мы унесем мысль , как богата наша земля своей душой , неразгаданным русским характером.

Пойдем творить добро.

"Искусство поднимает душу от  земли к небу."

 (Ге Н.Н.)

Источники

1.http://kuinje.ru/

2. http://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/

3. http://www.art-4.portrets.ru/hudojniki_peredvijniki.html#2

4.http://www.vestnik.com/issues/2000/0815/win/krichevsk.htm

5. http://levitan-world.ru/levitan-painting.php

6. Атлас мировой художественной живописи.- М.: ОЛМА- ПРЕСС, 2004

7. Энциклопедия живописи. Издательство « Трилистник» АКТ

8. Энциклопедия Саратовского края. Саратов. Приволжское книжное издательство 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по истории в 8 кл по теме " Россия во второй половине 19 века"

Контрольная работа по истории в 8 кл по теме " Россия во второй половине 19 века"...

Текст с ошибками по теме "Внешняя политика России во второй половине 18 века"

Внешняя политика России во второй половине 18 века (материал к уроку, к олимпиаде)...

Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX века

Структура российского общества во второй половине XIX века:◦Сословия◦КлассыОсобенности экономического развития во второй половине XIX века◦Развитие сельского хозяйства◦Развитие промышленности◦Же...

Разработка урока. 10 класс.Россия во второй половине 18 века.

Урок с элементами подготовки к ЕГэ по истории на материале истории 18 века...

Разработка урока по истории России на тему«Культура России во второй половине XVIII века»

Разработка урока содержит интересный материал по культуре России второй половины 18 века. Дополнена рядом иллюстраций....