Тема: «Художественная культура России во второй половине XIX века» 8 класс.
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

Зайцева Наталия Александровна

 

Урок  - заочная экскурсия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok._kultura.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Художественная культура России во второй половине XIX века» 8 класс.

Урок  - заочная экскурсия

Цели урока:

  1. создать у учащихся представление о российской культуре второй половины XIX века, обратив их внимание на ту атмосферу, в которой создавались выдающиеся произведения; познакомиться с творчеством художников, архитекторов и скульпторов;
  2. развивать навыки самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему, групповой работы;
  3. пробудить у учащихся чувство любви и интереса к отечественной культуре.

План   урока:

  1. Экскурсионные остановки (представление подготовленных экскурсий по группам)
  2. Подведение итогов

Оборудование: презентации учащихся

Опережающее   задание.

                 Групповая подготовка экскурсий («музей живописи», «монументальная пропаганда», «архитектура- как зеркало эпохи»)

Литература  для  учащихся:

История России в лицах. Y-XX вв.: биографический словарь.- М., 2005

История Отечества: Справочник школьника -М., 2002

Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XYII-XX вв.- М., 1999

Большая детская энциклопедия. (любое издание)

Ход урока:

Экскурсионные остановки:

  1. «Музей живописи»

  Перед классом выходит экскурсовод (ведущий группы), готовившей материал  по изобразительному искусству. Экскурсовод: «Уважаемые господа! Мы приглашаем вас на экскурсию по картинной галере. Здесь вы ознакомитесь с лучшими образцами изобразительного искусства второй половины XIX века, которая стала временем расцвета для живописи. Главным событием в  истории живописи явилась организация в 1870 г. «Товарищества передвижных художественных выставок».

Ученики рассказывают о художниках-передвижниках: И.Е.Репине, В.И.Сурикове, И.И.Шишкине, А.К. Саврасове, Н.А.Ярошенко и др., а также о художниках-пейзажистах: И.И.Левитане, И.К. Айвазовском и В.В.Верещагине.

  1. «Монументальная пропаганда»

Ученики представляют произведения скульпторов второй половины 19 века. Особое внимание уделяется созданию памятника «Тысячелетие России» в Новгороде в ознаменование 1000-летия со времени призвания Рюрика новгородцами, в рамках конкурса конца 50-хгг 19 века. Победитель конкурса 25-летний выпускник Академии художеств М.О.Микешин, автор таких работ, как памятник Екатерине II в Петербурге, Минину в Нижнем Новгороде, Богдану Хмельницкому в Киеве. В работе над памятником также принимал участие А.М.Опекушин, выходец из крепостных крестьян, самое значительное его произведение  один из лучших памятников в Москве - памятник А.С.Пушкину, открытый в 1880 г. М.М.Антокольский известен скульптурами Мефистофеля, Вольтера, Петра, Ивана Грозного.

  1. «Архитектура – как зеркало эпохи»

Для архитектуры период второй половины 19 века оказался наименее плодотворным. Подавляющее большинство зданий того времени – фабрики, заводы, вокзалы, «доходные дома» создавались чисто из практических соображений, без особого архитектурного изыска. Проблема создания нового стиля так и не была решена в течение всего затянувшегося периода эклектизма («русский стиль», «неоготика», «неоренессанс»).

Учащиеся  подготовили  презентации  о  ярких  представителях  этих  направлений:

«Русский  стиль» -самое  яркое  явление  в  архитектуре  1860-1870гг.

Основателем  стиля  можно  считать  К.А.Тона(Храм  Христа  Спасителя  в  Москве,  Большой  Кремлевский  дворец).

«Неоготика».  Впервые   этот  стиль  появляется  во  2-ой  половине XVIIIвека(Фельтен.  Чесменская  церковь.1777г.)Затем  был  «Коттедж»  в  Петергофе. А 2-ой  половине  XIXвека-Лютеранская   кирха  св.Михаила.

«Неоренессанс»

Особая   страница  в  архитектуре   данного  периода- доходные   дома. В  отделке  этих  домов  эклетизм   стал   массовым   явлением. Одним    составляющих  эклектики  стал  «неоренессанс». М.Месмехер-здание  Архива  Государственного  Совета.  А.Крахау- Балтийский  вокзал.  

Подведение   итогов:

В конце   урока   учитель  оценивает   работу  каждой   группы  и  отдельных  учеников.  Всем  выступавшим   целесообразно   поставить   положительные  оценки(«хорошо» и «отлично»).

Домашнее   задание:

Напишите   эссе  на  тему:  «  Мое   любимое  произведение   русской   культуры  2-ой   половины  XIX  века».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕСТ по теме: «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ во второй половине XIX века»

Тест предлагает учащимся 8 класса проверить свои знания по заявленной теме, В данной работе представлены вопросы с иллюстративным рядом....

Культура России во второй половине XIX века

Работа,  посвящённая русской культуре второй половины 19 века,  включает материал по искусству, науке и образованию. Учитывая наличие большого объёма информации и, что урок предполагае...

Разработка урока по истории России на тему«Культура России во второй половине XVIII века»

Разработка урока содержит интересный материал по культуре России второй половины 18 века. Дополнена рядом иллюстраций....

Презентация к уроку истории в 8 классе по теме "Культура России во второй половине XVIII века"

Презентация к 2 урокам истории в 8 классе по теме "Культура России во второй половине XVIII века"....

Технологическая карта урока по теме "Культура России во второй половине ХIХ века"

Урок изучения нового материалаплан урока:Особенности культурного развития России во второй половине XIX векаОбразование и наукаЛитература  Изобразительное искусствоАрхитектура и скульптура  ...