Интегрированный урок по истории и информатике в 7 классе на тему "Культура России во второй половине 18 века. Защита проектов".
методическая разработка (7 класс) по теме

Мещерякова Олеся Владимировна

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по истории и информатике в 7 классе на тему:

Подготовили и провели:

учителя истории  Гусоева Т.Н

информатики Мещерякова О.В.

МОУ лицея №24 г.Ельца


Цели урока:

 - раскрыть новые черты в культуре России 18 века;  влияние на развитие русской культуры идей европейского просвещения; закрепить знания по созданию презентаций в программе Power Point;

 - развитие мышления и творческих способностей учащихся, умения добывать знания в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, информационной культуры, реализовать практическую направленность образования;

 - формирование художественного вкуса учащихся, эстетическое воспитание, осуществление творческого сотрудничества педагогов и учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, презентации учащихся, буклет, костюмы, жетоны.

Форма урока: защита проектов.

Ход урока.

Учитель истории:

Русская культура в 18 веке переживает примечательные изменения. Если до этого времени происходило накопление научных знаний – исторических, географических и иных, то теперь они превращаются собственно в науку. Провиденциализм в истолковании явлений природы и общества уступает место рационализму.

Если в 17 веке наблюдаются лишь первые попытки изображения внутренней жизни человека, его помыслов, стремлений, добродетелей и пороков, то в 18 столетии в этом направлении шагнули далеко вперед. Это относится к литературе, живописи, скульптуре, в целом к культуре.

Отечественные ученые и писатели, поэты и живописцы, архитекторы и скульпторы второй половины 18 века сделали возможным титанический взлет русской культуры, произошедший в следующем столетии, которое с полным основанием называется золотым веком русской культуры.

Задача данного урока – познакомиться с конечным результатом проектной деятельности учащихся, дать коллективный анализ и оценку проектированию.

 Учитель информатики:

Одним из видов проекта является компьютерная мультимедийная презентация. Мультимедиа технологии позволяют одновременно использовать различные способы представления информации: текст, графику, анимацию, видео и звук. Благодаря современным компьютерным технологиям в настоящее время создано большое количество мультимедийных программных продуктов (обучающие программы, энциклопедии и др.). Программа Power Point  позволяет создавать красочные презентации. Вы знакомы с этой программой. Группа ребят работала над созданием презентации в этой программе по теме «Архитектура 18 века». И сейчас представит свой проект вашему вниманию.

Архитектура 18 века. (экран)

(Богатикова К.,  Разинков А.,  Стрельникова В.)

Стрельникова Вероника -  барокко.

В 18 веке в области градостроительства был совершен переход к  регулярной планировке, для которой характерны геометрическая правильность, установление единых правил застройки. В архитектурных формах находила зримое воплощение мысль о величии государства – носителя разумного и справедливого порядка. Власть, проповедуя идеи общественного объединения, стимулировало создание целостных ансамблей. Все это нашло воплощение в строительстве новой столицы российского государства – Петербурга.

Как известно, господствующим стилем в 18 веке был барокко, для которого характерна  монументальность построек, сочетавшаяся с пышностью и великолепием. Это достигалось за счет изогнутых линий фасадов, обилия колонн, декоративных лепных украшений и скульптур. Этот стиль ярко выражен в творчестве архитекторов Д. Трезини, И.К. Коробова, М.Г. Земцова. Я хотела бы остановиться на творчестве

 крупнейшего  зодчего середины 18 века Франческо- Бартоломео Растрелли. К числу его сооружений относится загородная царская резиденция – Большой Екатерининский дворец в Царском Селе, ставший воплощением зрелого стиля барокко. По его проектам были построены Зимний  императорский дворец, Большой дворец в Петергофе, здание Смольного монастыря,  Строгановский дворец и другие здания в Петербурге. Как правило, вокруг дворцов разбивали парки барочного типа, для которых характерны символы, эмблемы, аллегории в скульптуре и живописи,  декоративные сооружения, стриженая зелень.

Разинков А. – классицизм.

В 60–ые годы 18 века на смену пышному, яркому барокко пришел строгий и величественный классицизм. В основе этого стиля лежит обращение к законам архитектуры Греции и Рима.

Классицизм предусматривал строгую симметричность планировки, подчеркивание центра, четкость вертикальных и горизонтальных линий. Парадный вход обычно располагался в центре и оформлялся в виде портика. Колонны по цвету отличались от стен: обычно они были белые, а само здание желтое. Эффектно новый стиль проявился в  работах архитектора А.Ф. Кокоринова, И.Е. Старова.

Лучшими творениями И.Е. Старова  по праву считаются Таврический дворец Г.А. Потемкина, архитектурный памятник величию России и ее победам в русско–турецкой войне. А также Троицкий собор Александро-Невской лавры в Петербурге, сооруженный над гробницей Александра Невского.

Изучая классическое направление в русской архитектуре 18 века, я провел исследование творчества выдающегося московского зодчего В.А. Баженова.

Я выдвинул проблему, возникшую при изучении творений В.А. Баженова: почему два его гениальных проекта оказались нереализованны?  Почему было прервано строительство Кремлевского дворца, заложенного в 1775 году, и разрушен дворец в подмосковном Царицыне?

Я выдвинул гипотезу, что причиной разрушения строений послужила его духовная близость к вольнодумцу и масону Н.И. Новикову, его стремление воплотить в архитектуре духовные стремления своих современников,  выразить в архитектурных формах идеалы эпохи просвещения.

 В исследовании данного вопроса мною была изучена следующая литература:

Краснобаев Б.И. «Русская культура 17-19 века»,  «Русская культура 18 века» под ред. Б.А. Рыбакова, Черникова Т.В. «История Отечества 16 – 18 вв.».

 Я узнал, что действительно, все сферы духовной жизни России второй половины 18 века пронизывали идеи Просвещения. Деятели просвещения горячо поддерживали распространение образования, науку, театр, литературу, искусство – все то, что, по их мнению, способствовало усовершенствованию человеческой натуры. Как большинство просветителей Франции, их последователи в России отводили решающую роль просвещенному монарху, способному при помощи законов создать новое общество. Московские просветители основывали масонские ложи, в которые входили известные деятели искусства, литературы, такие как Н.И. Новиков,  архитектор Баженов В.И. Цель российских последователей европейского просвещения была – поставить на Российский престол «истинного царя» Павла Петровича. Архитектор Баженов на месте старинных кремлевских церквей планировал построить в неоготическом стиле Дворец и огромный амфитеатр. Здесь многочисленное народное собрание должно было утверждать постановления власти.  Екатерина, познакомившись с замыслом уничтожения Кремля, отменила проект.  Не был принят и проект Баженова строительства императорского дворца в подмосковной деревне Царицыно. Девять лет строился загородный дворец, когда он был почти готов, дворец посетила Екатерина II и приказала его снести. Архитектурный замысел дворца напоминал царице философские идеи просветителей воплощенные в камне. В каменной резьбе, украшавшей дворцовые постройки, Екатерина увидела символы, цифры, геометрию… . Знаменитый фигурный мост в Царицыно украшался двумя колоннами, одна из которых символизировала истину и добро, а другая – смерть и зло. Екатерина приказала дворец снести.

Екатерина придерживалась умеренных просветительских взглядов и распространение радикальных масонских теорий считала опасным для государства.

В результате моего исследования, я считаю, гипотеза подтвердилась. Творчество Баженова воспринималось как вредное государству и народу, как воплощающее в камне и формах разрушительные масонские идеи. Поэтому некоторые его строения были разрушены.

Богатикова К.

Вообще же в 18 веке строили много. Екатерина учредила специальную «комиссию строительства столичных городов»,  которая ведала вопросами застройки столиц и других крупных городов. Под надзором комиссии в Петербурге построили величественные здания Академии Наук и Академии художеств, Летний сад был окружен кованной ажурной решеткой; в Москве, в Твери, в Киеве появились красивые постройки. Были построены знаменитые подмосковные усадьбы Архангельское, Кусково, Останкино. Эти дворцы стали своеобразными памятниками устремлениям и вкусам просвещенного российского дворянства 18 века.

Вопросы слушателей:   

  1. Какие архитектурные сооружения Баженова сохранились?

Ответ:

Лучшим сохранившемся творением Баженова считается дом Пашкова в Москве. Он стоит на холме напротив Кремля. В центре этого сооружения находится трехэтажный корпус с колоннами и статуями, увенчанный ротондой – круглой надстройкой также с колоннами. Боковые двухэтажные флигели соединяются с главным зданием галереями.

  1. Какие эффекты вы использовали при создании презентации и почему?

Ответ:

При создании презентации я использовала вставку различных звуковых файлов. Музыка позволяет в процессе демонстрации привлекать внимание слушателей к важной информации, а также делает просмотр презентации более комфортным.

Литература 18 века. (экран)

(Фортунова М.,  Ивашкина К., Иванов К., Попов Н., Кутавичюс К.)

В 18 веке развивалась русская литература, вырабатывались жанры,  язык. Большинство литераторов писали в стиле классицизма. Это А.Д. Кантемир,

В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков. Самым значительным писателем конца 18 века был Д.И. Фонвизин, автор знаменитого «Недоросля» - сатирической комедии, высмеивающей пороки, невежество, грубость нравов части русского дворянства.

К концу 18 столетия в русской литературе получило развитие новое направление – сентиментализм. Оно отмечено эмоциональным восприятием окружающего мира, его идеализацией, повышенным интересом к человеческому чувству. Ярким произведением этого направления была повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

Задачей нашего проекта является стремление проследить  как литература 18 века отражала новые идейные течения.

Мы выдвигаем следующую гипотезу: в комедии «Недоросль» Фонвизин подвергает критике уровень домашнего дворянского образования и показывает образы «новых людей», обладающих изящными манерами, хорошим вкусом, глубокими знаниями, воспитанными в духе идей  европейского просвещения.

( сцена с Митрофанушкой)

Фортунова М.

Образы новых людей представлены в комедии Стародумом, Правдиным, Милоном, Софьей.  Из их уст мы слышим  кодекс чести «нового человека», и идею о выдающейся роли просвещенного монарха, способного не только построить новое общество, но и усовершенствовать человеческие натуры.

Стародум.  

Слушай, друг мой!  Великий государь есть государь премудрый! Его дело показать людям прямое их благо. Достойный престола государь стремиться возвысить души своих подданных.

Правдин.

Несчастиям людским, конечно, причиною собственное их развращение; но каковы способы сделать людей добрыми?

Стародум.

Они в руках государя. Как скоро все увидят, что без благонравия никто не может выйти в люди, - тогда всякий находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош становиться.

Правдин.

Справедливо. Великий государь дает…

Стародум.

Милость и дружбу тем, кому изволит; места и чины тем, кто достоин.

 

Фортунова М.

Мы считаем, что наш  проект – исследование выдающегося произведения  литературы 18 века «Недоросль» Д.И. Фонвизина ярко раскрыл новые ценности общественно-политической идеологии. Ценности, заимствованные у французских просветителей 18 века, и сыгравшие неоднозначную роль в истории нашей родины.

Вопросы учащихся:

  1. Были ли жизненные прототипы у героев Фонвизина?

Ответ:

Исследователи творчества Д.И. Фонвизина считают, что образ Митрофанушки был типичным образом недоросля для провинциального дворянства конца 18 века. Образы Стародума и Правдина выглядят менее жизненными, но в общественном движении конца 18 века уже имелись такие личности как Новиков и Радищев.

  1. Пользовался  ли успехом у современников спектакль Фонвизина?

Отчет:

Успех спектакля был огромный. Действительно, несмотря на некоторую схематичность образов Стародума и Правдина их диалоги, слушали с огромным вниманием, их высказывания обсуждали в обществе.

 

Учитель информатики:

Ребята, вы просмотрели два проекта: мультимедийную презентацию и инсценировку. Сейчас вашему вниманию предлагается еще один вид проекта – викторина.

Викторина. (экран)

(Афанасьева А.)

Я подготовила проект-викторину по теме «Культура России во второй половине 18 века». Программа Power Point  позволяет «оживить» презентацию с помощью «анимации». В своем проекте я использовала различные анимационные эффекты к объектам, а также при смене слайдов. Анимация позволяет сделать презентацию более интересной, красочной. При смене слайдов использовала различные эффекты: возникновение изображений, последовательное появление текста, изменение цвета текста при появлении, изменение размера объекта. Установила порядок анимации и способ появления на экране (по щелчку). Подобрала интересный дизайн слайдов.

Проведение викторины. Подведение итогов. (по жетонам)

Вопросы учащихся:   

  1. Как создается анимация?

Ответ:

 Когда мы видим анимацию, создается иллюзия движения объектов на экране монитора. На самом деле происходит быстрая смена объектов на экране монитора (как это делается в кино), которую глаз человека воспринимает как непрерывное движение.

2. Как ты выбрала дизайн слайдов?

Ответ:

 Дизайн слайдов включает в себя выбор шаблона оформления, цветовой схемы слайда, фона, добавление текста, рисунков. В качестве фона слайдов я использовала вставку различных красочных картинок.

Учитель информатики:

Ребята, сегодня на уроке были рассмотрены серьезные вопросы. Но мы с вами любим пошутить. Посмотрим проект-шутку, который подготовили Афанасьева А. и Богатикова К.

Проект-шутка. (экран)

Богатикова К. При подготовке данного проекта мы использовали различные способы редактирования изображений.

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Домашнее задание (опережающее).

Подготовить презентации в программе Power Point на тему «Культура России первой половины 19 века». При создании презентации использовать различные виды эффектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по истории и информатике в 10 А кл на примере темы «Александр Невский и Золотая Орда»

Данный конспект раскрывает подробный ход интегрированного урока по истории и информатике по теме "Александр Невский и Золотая Орда". На уроке используются разные познавательные задания по информатике ...

Интегрированный урок по математики и информатики 9 класс Тема «Прогрессия. Применение формул алгебраической и геометрической прогрессии в электронных таблицах»

Интегрированный урок по математики и информатики 9 классТема «Прогрессия. Применение формул алгебраической и геометрической прогрессии в электронных таблицах»...

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви». (В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ВОСТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ)

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви» Продолжительность урока: 40 мин.Урок:интегрированнный,по хара...

Интегрированный урок наглядная геометрия и информатика 6 класс "Орнаменты".

Разработка и презентация интегрированного урока по наглядной геометрии и информатике в 6 классе по теме "Орнаменты"...

Презентация к уроку истории в 8 классе "Культурное развитие России во второй половине 19 века"

Презентация содержит описание особенностей культурного развития России во второй половине 19 века...

Разработка к уроку внеклассного чтения по литературе 11 класс "Тема семьи в литературе второй половины XX в."

Материал предназначен учителю в помощь проведения урока внеклассного чтения 11 класс...

Таблица к уроку 7 класса ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI в

Вспомогательная таблица по датам к параграфам 7,8...