Культура России во второй половине XIX века
методическая разработка по истории (9 класс)

Менжинская Надежда Константиновна

 Работа,  посвящённая русской культуре второй половины 19 века,  включает материал по искусству, науке и образованию. Учитывая наличие большого объёма информации и, что урок предполагает показ презентации по искусству, для его проведения необходимо 2 академических часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_2-_pol_19v.otkr_.ur_.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:  Культура России во второй половине XIX века.

Цель: Познакомить учащихся с культурой второй половины XIX века.

1. Образовательная.  (Познакомить с новым материалом по культуре XIX в.)

2. Воспитательная. ( Воспитать чувство любви, гордости к отечественному искусству, Родине).

3. Развивающая. (Развитие мышления, эстетического чувства на примере русского искусства).

План:

1. Повторение изученного материала.

2. Новый материал.

а) Литература.

б) Живопись.

в) Скульптура и архитектура.

г) Музыка.

3. Закрепление пройденного материала. Проверка тестов.

Учитель:

 Культура широкое понятие, которое включает в себя науку, образование, искусство: живопись, архитектуру, музыку.

 Ознакомьтесь, пожалуйста, с тестами на повторение.

  Если говорить о науке, то, пожалуйста, назовите (вопросы к ученикам):

1.

Автора периодического закона химических элементов:

а) Д.И.Менделеев.

б) И.И.Мечников.

в) А.М.Бутлеров.

Об образовании:  

 Начальными были:

а) церковноприходские школы;

б) гимназии (реальные, классические)

в) лицеи.

Вопрос к ученикам:

 Какие события, реформы, политические  организации, движения и факты общественной жизни отразились на развитии культуры XIX века? (Ученики называют)

Учитель:

 Обобщает ответы: Русская культура развивалась во второй половине XIX века под несомненным влиянием тех перемен, которые происходили в обществе. Отмена крепостного права, «великие реформы», бурный промышленный рост, железнодорожная лихорадка, террор «Народной воли», «нечаевщина», газетные отчеты о судебных процессах - все значимые факты общественной жизни находили отражение и получали художественное осмысление в искусстве и культуре.

Учитель:

  В центре внимания русского искусства - судьба русского народа.

  -Учитель:

 Искусство пытается найти ответ на вопросы -  

Первый вопрос - Для чего жить?

Второй вопрос - как жить?

 В условиях роста грамотности русская литература была не только значимым культурным явлением, но и выполняла общественные задачи.

(Учитель кладет на парты тесты, которые ученики выполняют по ходу урока.)

 Вопрос к ученикам:

-Учитель:

 Какие литературные стили первой половины XIX века вы знаете?  

-Ученики отвечают - (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм). Приводят примеры лит. произведений.

2.

(Учитель о роли русской литературы для русского народа)

-Учитель:

«Литература у народа, не имеющего политической свободы,- писал А.И.Герцен, - единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести».

-Учитель:

 Основным направлением второй половины XIX века стал КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ.

 Критический реализм отличается повышенным вниманием к отображению реальной жизни на основе ее критического восприятия. Для литературы того времени были характерны дух обличительства, пристальный интерес к жизни простого человека, стремление найти пути и средства борьбы  с пороками общества. Литература отражала окружающую действительность.

Русская литература сформулировала основные вопросы российской жизни:  1 вопрос: «Кто виноват?», 2 вопрос: «Что делать?», 3 вопрос:

Кому на Руси жить хорошо?».

-Учитель:

 До сегодняшнего дня мы решаем эти проблемы. Российский читатель видел  в писателе, как говорил Белинский: (цитата)

Далее учащимся предлагается познакомиться с выставкой книг и вспомнить, о чем эти произведения (о произведениях, о которых учащиеся не знают, рассказывает учитель).

Писатели:

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович ,

Достоевский Федор Михайлович,

Толстой Лев Николаевич,

Чехов Антон Павлович,

Тургенев Иван Сергеевич,

Николай Алексеевич Некрасов.

Ученики называют:

 Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

 Смешной, но одновременно страшной предстает Россия в произведениях великого сатирика («Губернские очерки», «История одного города», «Господа Головлевы», «Помпадуры и помпадурши»).

Художественный прием, который использует писатель - гротеск.

На доске -

Гротеск (происхождение от фр. Grotеsegue , значение - смешной, забавный ).  

 Федор Михайлович Достоевский ( «Бедные люди», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Униженные и оскорбленные» ).
-
Учитель:

 Это мир человеческих страстей, трагедия бесправной и униженной личности. Роман «Бесы», написанный по следам «нечаевского» дела. Он разглядел признаки опаснейшей общественной болезни. Появляются люди, которые ставят себя выше бога, присвоив себе, право распоряжаться жизнью и смертью человека - цель оправдывает средства. ( Так называемый революционный романтизм). Такие люди никогда не смогут построить на земле справедливое общество. Ибо политика вне морали несет лишь разрушение.

-Учитель:

Ко второй половине XIX века относится творчество Льва Николаевича Толстого.

Вопрос к ученикам:

 Какие вы знаете  произведения, которые написал Лев Николаевич Толстой?

(Романы: «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» и др. произведения).

-Учитель: эти произведения  раскрывают сложнейшие движения человеческой души.

-Учитель:

 С конца 70-х г. начинается литературная деятельность Антона Павловича Чехова - он не приукрашивает человека: «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть»;

Ивана Сергеевича Тургенева: появляются новые герои - интеллигенты, нигилисты, профессиональные революционеры. («Накануне», «Отцы и дети»);

-Учитель:

 Николая Алексеевича Некрасова - поэт, идейный вождь молодежи. Н.А.Некрасов  призывал к воспитанию в молодежи чувства гражданственности: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

-Учитель:

 «Какой вывод мы можем сделать? - Ведущее место в его творчестве это народная жизнь. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» проникнута верой в силу народа, способного изменить жизнь к лучшему: «Вынесет все и широкую ясную грудью дорогу проложит себе».

Вывод: Ни в одной стране мира так велика не была роль писателя. Ни одна литература мира не брала  на себя ответственность за решение общественно-политических проблем.

ЖИВОПИСЬ

С чего начинается русская живопись?

Живопись создавалась выпускниками Академии художеств, которые зачастую и жили в Академии, воспитываясь по канонам классической живописи. Предъявляемые требования- создавать произведения по канонам, далеким от действительности.

Сюжеты этих произведений или библейские, или сюжеты другого мира.

Первым нарушил эти каноны А.Г.Венецианов. Пример, его картина «На пашне».

Учитель: «Посмотрите на эту картину. Изображение простой крестьянке в поле, ведущей коня. Но, если закрыть рукой часть картины, изображающей коня, то такое впечатление, что девушка танцует».  Картины Тропинина, Аргунова, они отступают от принятых канонов: русский пейзаж, русские лица. «Запахло Русью!»

Задача - красота русских лиц, русского пейзажа. Но не ставится задача, показать тяжесть русской жизни, русского народа.

Учитель: Ведущим направлением в живописи стал реализм. Создание свободной «Артели»  художников. В 1870 г. Было создано «Товарищество передвижных художественных выставок» (Н.И.Крамской, В.Г.Перов, Н.Н.Ге, Г,Г.Мясоедов). Считали необходимым показать картины всей России.

Огромный общественный резонанс имели полотна И.Е.Репина, В.Г.Сурикова, В.М. Васнецова, В.В.Верещагина.

Вторая половина XIX века - знаменитый  «бунт 14-ти», когда  группа молодых художников во главе с И.Н Крамским покинула Академию художеств. Их картины посвящены России.

 Художник Перов показывает трагедию, всю тяжесть жизни русского народа. «Проводы покойника», - перекликается с некрасовским «Красный нос», «Тройка», «Чаепитие» - после крымской войны, солдат, с георгиевским крестом на груди, просит подаяния.

Суриков - исторический жанр живописи.  «Утро стрелецкой казни» и др.

Репин - «Бурлаки на Волге» По «суриковски» или по -«перовски»?

Вопрос: «Есть у Репина сочувствие к русскому народу?» - да!

В картине И.Е. Репина - по Перову - трагедия русского народа,  по Сурикову - народ это сила, вершившая историю (первые фигуры).  

Учитель: (к ученикам) Какой мы делаем вывод? (Ученики отвечают).

Вывод: (Главный лейтмотив искусства русской живописи второй половины XIX века  - это судьба русского народа.)

Архитектура и скульптура.

Какие стили были во второй половине XIX века? Записи на доске.

Запись в тетрадь характеристика стилей.

Эклектика          происхождение                  значение

                            Греч. «эклегейн»               выбирать, избирать

Учитель: например, М.Месмахер - здание Архива Гос. Совета в Петербурге построено в духе  эпохи Возрождения

Псевдорусский стиль       Происхождение                     значение

                         Русско-византийский стиль     подражание древнерус.                                                                                                                      

                                                                               

Официально возник в 1830 г.

Модерн - период развития европейского искусства на рубеже XIX-XX вв.                            

Происхождение                   значение

Фр.   moderne                    Новый, современный

 Лат. modernus

Рассказ учителя, показ видеозаписи на смарт-доске через компьютер.

(Возможен доклад ученика.)

В русской архитектуре господствовал русско-византийский стиль с его стремлением «объять необъятное», «объединить несоединимое». Русско - византийский  стиль нашел свое отражение в творчестве К.Тона. В 30- 50-е годы XIX века архитектура классицизма переживала кризис, утрачивалось ансамблевое мышление, начинался период ЭКЛЕКТИКИ, распространенной особенностью которой стал псевдорусский стиль.

Наиболее крупной постройкой стал храм Христа Спасителя в Москве (1839 -1883 гг.) Мы наблюдаем проявление эклектического стиля посредством смешения различных стилей. С 1839 -1849 гг. он строит Большой Кремлевский дворец, умело совмещает мотивы классической и другой русской архитектуры.

В 1851 году Тон завершает работу над двумя одинаковыми зданиями вокзалов - в Москве и Петербурге. Оба вокзала выстроены по одному проекту, их архитектура основана на мотивах итальянского Ренессанса. К.Тон широко использует новые строительные материалы - чугун применен в конструкции перекрытия, из чугуна выполнены и колонны.

Больших свершений не было, но исподволь вырабатывались принципы и образы нового архитектурного стиля - модерн. Внедрялись новые материалы, железобетон, металлические конструкции. В противовес историзму и классицизму в архитектуре, появляется новый стиль - модерн. Эпоха промышленного прогресса на рубеже XIX-XXвв. произвела подлинный переворот в строительстве. В городском ландшафте все большее место занимает сооружение нового типа - банки, магазины, фабрики, вокзалы. По целостности подхода и ансамблевому решению архитектура, скульптура, живопись, декоративных искусств модерн является одним из наиболее последовательных стилей. ( Архитектура Ф.Шехтеля, Ф.Лидваля - фасад Азово-Донского банка , А.Щусева - здание Казанского вокзала, В.Васнецова - здание Третьяковской галереи в Лаврушенском переулке.

Скульптура.

Выдающимися скульпторами этого периода являются: М.М.Антокольский, А,М,Опекушин, М.О.Микешин, А.С.Голубкина, П.П.Трубецкой, П.К.Клодт.

М.М.Антокольский  (1843 -1902)- «Иван Грозный», «Петр I”.

М.О.Микешин (1835-1896) - «Тысячелетия России», «Екатерины II”.

А.М.Опекушин (1841-1923) - памятник А.С.Пушкину в Москве (1880), М.Ю.Лермонтову в Пятигорске.

П.К.Клодт (1805-1867) -  4 конные группы на Аничковом мосту в Петербурге.

МУЗЫКА

Тема народа приходит и в музыку.

В центре внимания русских музыкантов судьба России, судьба народа. В Петербурге группа молодых музыкантов: М.А.Балакирев, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, Н.Римский Корсаков, Ц.А.Кюи,     объединенные общей идеей организовались, в так называемую, «Могучую кучку». Эти талантливые музыканты собирались  по адресу ул.Коломенская , дом 7.

Бородин пишет Богатырскую симфонию, которая перекликается  с картиной Васнецова «Богатыри», и  вспомним, в русской поэзии , в творчестве Н.Некрасова  - образ богатыря Савелия, богатыря Святорусского. Вторая половина XIX века характеризовалась всплеском творческой активности выдающихся русских композиторов. А.С.Даргомыжский - состоялась постановка оперы «Русалка»(1856г.), М.П.Мусоргский осуществил постановку оперы «Хованщина» (1886г.), М.А.Балакирев написал увертюру «1000 лет», посвященную 1000-летию Руси (1898), Н.А.Римский -Корсаков написал «Майскую ночь»(1878г.), «Снегурочку»(1881г.),»Садко» (1896г.).

Этот период ознаменован творчеством великого русского композитора П.И.Чайковского.(Первый концерт для фортепьяно с оркестром -1875г., балет «Лебединое озеро»- 1876г., Четвертая симфония - 1877г., опера «Евгений Онегин»-1878г., балет «Спящая красавица- 1889г., опера «Пиковая дама»- 1890г.)

В это время писали А.Г.Рубинштейн ( опера «Демон» 1872г.), Рахманинов - композитор, пианист, дирижер, написал оперу «Алеко» в 1892 году;, Скрябин - пропаганда творчества Глинки и Даргомыжского «Прометей»  симфония для оркестра, «Божественная комедия» - 3-я симфония.

По инициативе А.Г.Рубинштейна организовано Русское музыкальное общество «для развития музыкального образования в России и поощрения музыкальных талантов» (1859г.).

Надо сказать, что во  второй половине XIX века  происходит становление профессионального музыкального образования в России. В Петербурге в 1862 году открывается Консерватория, в Москве - в 1866 г. В Петербурге открывается бесплатная музыкальная школа для пропаганды  лучших сочинений отечественной и зарубежных музыкальных школ (60-е годы XIXв.)

Вывод: Музыканты являлись продолжателями традиций  русских композиторов М.Глинки, Даргомыжского. Создали грандиозные, масштабные произведения (муз. драмы, симфонии, романсы), восхитившие весь мир.

(Возможен доклад ученика). Фрагментально запись музыки, видео -отрывки.

3. Проверка тестов.

Вывод: Русская культура 2-ой пол. XIX в. Достигла своего высокого развития: писатели, художники, композиторы создали шедевры мирового значения, которые отражали жизнь народа, его судьбу и поиски путей развития России.

Тесты к теме «Культура 2-ой пол. XIX века».

1. В.И.Суриков - автор полотен…

а) «Золотая осень», «Март»

б)  «Бурлаки на Волге», «Не ждали»

в) «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни»

г) Последний день Помпеи

2.Картина В.И.Сурикова «Утро стрелецкой казни» посвящена событиям, связанным с(-о):

а) стрелецким бунтом 1682г.

б) стрелецким бунтом 1698г.

в) «медным бунтом

г) «соленым бунтом»

3.Одним из первых художников отображал крестьянский быт в своих картинах:

а) К.Брюллов

б) А.Венецианов

в) О.Кипренский

г) П.Федотов

4.Наибольшее распространение в архитектуре 2 пол. XIX века получило направление:

а) ампир

б) модерн

в) эклектика

г) конструктивизм

5.Композитор написавший музыку к операм  «Борис Годунов» и «Хованщина»-

а) Ц.Кюи

б) М.Глинка

в) А.Бородин

г) М.Мусоргский

6.Лидер объединения «Могучая кучка»-

а) А.Глазунов

б) М.Балакирев

в) П.Чайковский

г) М.Стравинский

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕСТ по теме: «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ во второй половине XIX века»

Тест предлагает учащимся 8 класса проверить свои знания по заявленной теме, В данной работе представлены вопросы с иллюстративным рядом....

Разработка урока по истории России на тему«Культура России во второй половине XVIII века»

Разработка урока содержит интересный материал по культуре России второй половины 18 века. Дополнена рядом иллюстраций....

Презентация к уроку истории в 8 классе по теме "Культура России во второй половине XVIII века"

Презентация к 2 урокам истории в 8 классе по теме "Культура России во второй половине XVIII века"....

Технологическая карта урока по теме "Культура России во второй половине ХIХ века"

Урок изучения нового материалаплан урока:Особенности культурного развития России во второй половине XIX векаОбразование и наукаЛитература  Изобразительное искусствоАрхитектура и скульптура  ...