Сценарий по истории "Итоги реформы 1861 г"
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

Урок в технологии МДП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogi_krestyanskoy_reformy_1861g.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока по истории

Тема: Итоги крестьянской реформы 1861г.

Класс: 8

Учитель: Иванова И.Ю.

Дидактическая единица:                                                                                                                                                     - усложнение алгоритма (способа) анализа механизма и результатов аграрных реформ.                                                                                                                   - освоение  способа социального прогнозирования при  решении аграрного вопроса и возможный путь развития страны.

I ЭТАП:  Постановка учебной задачи (мотивация):

  • Аграрный вопрос  на протяжении нескольких веков остаётся одной из ключевых проблем России, даже сейчас, мы не можем сказать, что этот вопрос решён.
  • Россия по-прежнему остается ведущей  сельскохозяйственной страной, но! Проблемы, связанные с развитием с/х остаются актуальными.
  • Крупнейшая аграрная реформа была проведена в России в 1861г.

IIЭТАП:  Актуализация знаний:

Работа с таблицей.

Т.1- «Аграрная реформа в Пруссии в I  пол. XIXв. »

Прусская аграрная реформа

- Как предполагалось  предоставить  личную свободу крепостным крестьянам

Крестьяне стали лично свободными.

– Как предполагалось  отменить  поземельную зависимость

Повинности и платежи в пользу помещика переводились в денежную ренту, которую крестьяне обязаны были платить ежегодно в течении 41 года и 1 месяца под 4% годовых и 56 лет и 1 месяц под 5% годовых. Ежемесячные взносы собирались сборщиком податей как уплата, приравненная по своему значению к государственному налогу. Крестьянин мог сразу уплатить всю сумму долга деньгами или частью земли.

 – Как предполагалось  выделить земли в собственность (на каких условиях)

Земля передавалась в собственность крестьян, но только лошадным (обладающим, имуществом) Все малоимущие крестьяне не получали земли, превратившись в батраков

- Как предполагалось  определять размер крестьянского надела

Крестьянин становился собственником участка земли, который он обрабатывал.

- Как предполагалось  определять стоимость надела(выкуп)

Учрежден  Рентный банк.

II ЭТАП: Работа с текстом «Манифеста об отмене крепостного права »

Первичное самоопределение:

 ?  - Что это за текст перед вами?                                                                                                                                             - Какое впечатление произвел?                                                                                                                                                                                     О чем он?                                                                                                                                                                                                           - Что собой представляет?                                   

Работа с текстом:

 Работа по группам по заданиям:

1гр.- Как предполагалось  предоставить  личную свободу крепостным крестьянам

2гр. – Как предполагалось  отменить  поземельную зависимость

3гр. – Как предполагалось  выделить земли в собственность (на каких условиях)

4гр.- Как предполагалось  определять размер крестьянского надела

5гр.- Как предполагалось  определять стоимость надела (выкуп)

Заполнение таблицы после работы групп:

Группа

Прусская аграрная реформа

Реформа 1861г. в России

1гр.- Как предполагалось  предоставить  личную свободу крепостным крестьянам

Крестьяне стали лично свободными.

Крестьяне объявлялись свободными и наделялись гражданскими правами

2гр. – Как предполагалось  отменить  поземельную зависимость

Повинности и платежи в пользу помещика переводились в денежную ренту, которую крестьяне обязаны были платить ежегодно в течении 41 года и 1 месяца под 4% годовых и 56 лет и 1 месяц под 5% годовых. Ежемесячные взносы собирались сборщиком податей как уплата, приравненная по своему значению к государственному налогу. Крестьянин мог сразу уплатить всю сумму долга деньгами или частью земли.

Земля отдавалась крестьянам за выкуп, на время выкупа крестьяне считались временно обязанными ,время выкупа 49 лет, под 6% годовых

3гр. – Как предполагалось  выделить земли в собственность (на каких условиях)

Земля передавалась в собственность крестьян, но только лошадным (обладающим, имуществом) Все малоимущие крестьяне не получали земли, превратившись в батраков

Земля передавалась в собственность общины

4гр.- Как предполагалось  определять размер крестьянского надела

Крестьянин становился собственником участка земли, который он обрабатывал.

Выделялся надел земли от 12 до 12 дес. (решал помещик), излишки помещик  «отрезал» в свою пользу  

5гр.- Как предполагалось  определять стоимость надела(выкуп)

Учрежден  Рентный банк,

В разных губерниях России, размер надела был разным. Сумарно, в Черноземье надел был меньше, а в Нечерноземной зоне был больше.

Создавался Крестьянский банк, обеспечивающий финансовую компенсацию помещикам за крестьянские наделы.

                                                                                                                                                                                                         III ЭТАП:  Сравнение «Прусской реформы» и «Реформы 1861г.»

 – В чём сходство и в чём отличие?                                                                                                                                                                                                                                 – Какой элемент реформы стал определяющей особенностью развития с/х России    

Вторичное самоопределение:

-  Каковы перспективы развития у России?

-  В чём особенность развития России?

-  По какому пути развития она пойдёт?

IVЭТАП:  Рефлексия:

- Чем мы занимались на уроке?                                                                                                                                                      - Как мы анализировали реформу?                                                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Крестьянская реформа 1861 г.

•характеристика личности Александра II. •Предыстория отмены крепостного права. •Причины отмены крепостного права. •Подготовка крестьянской реформы •её основные положения. •Значение отмены...

Урок-презентация на тему “Крестьянская реформа 1861 года”. 8-й класс

Преподаватель:  ТвердоваСветлана НиколаевнаОбразовательное учреждение:МОУ СОШ №8 п.Комсомольский, Гулькевичскийрайон, Краснодарский край.Название: урок –презентация “Крестьянская реформа 1861 год...

Крестьянская реформа 1861 года

Презентцая урока по истории Отечества  XIX в. в 8 классе....

Конспект открытого урока "Крестьянская реформа 1861 года"

Открытый урок по теме "Крестьянская реформа 1861 года" был дан для слушателей курсов Областного  института повышения квалификации учителей. В ходе урока реализованы принципы развивающего обучения...

Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс

Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс Используемые технологии: 1) технологии дифференцированного обучения2) информационно-коммуника...

Урок истории. 8кл. Крестьянская реформа 1861 года.

Проведение занятия построено на применении методических приемов- использование информационно-коммуникационных технологий, технологии развития критического мышления через чтение, разм...