Конспект открытого урока "Крестьянская реформа 1861 года"
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

Открытый урок по теме "Крестьянская реформа 1861 года" был дан для слушателей курсов Областного  института повышения квалификации учителей. В ходе урока реализованы принципы развивающего обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krestyanskaya_reforma_1861_goda.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по истории России. 8 класс

Тема: Крестьянская реформа 1861 года.

Задачи: 1) помочь учащимся осознать сущность реформы по отмене крепостного права

              2) продолжить обучение навыкам работы с первоисточником

              3) познакомить учащихся с условиями работы с бланками ЕГЭ

              4) закрепить навыки работы выполнением теста на бланках ЕГЭ

                                                                   

                                                       Эпиграф: «Хороша ли воля, какую дал вам царь, сами

                                                                       вы теперь знаете».

                                                                                                                         Чернышевский.

  1. Беседа по повторению.

Вопросы: - Определите проблему темы по эпиграфу.

                  - Обозначьте учебную задачу (см. листы с бланками ЕГЭ)

Задание на доске: слова – Радищев, Герцен, декабристы, западники, славянофилы.

Вопросы: - Чем объединены имена и движения?

                  - Считаете ли вы, что власть бездействовала в вопросе принятия реформы?

                  - Согласны ли вы, что личность Александра II можно считать предпосылкой для

                    проведения реформы? Сравните с Александром I.

Задание по учебнику: стр. 129 документ – подтвердите свое мнение по 1-ому абзацу.

Задание на доске: начало схемы «Причины отмены крепостного права» - продолжите  

                     схему, выделив главные причины.

После обсуждения ученики поднимают разноцветные флажки, Каждый цвет – разная степень понимания вопросов о предпосылках и причинах проведения реформы.

Задание на доске: плакат «Этапы подготовки реформы» -

                                                               30 марта 1856 г. – речь царя о начале реформы

                                                               3 января 1857г. – Секретный комитет

                                                               20 ноября 1857 г. – рескрипт о губернских комитетах

                                                               декабрь 1857 г. – гласность

                                                               1858 г. – Главный комитет

                                                               март 1859 г. – Редакционная комиссия

                                                               10 октября 1860 г. – в Государственный Совет

Вопрос: Каково ваше мнение о системе разработки и согласования проекта? Не считаете

               ли вы ее чересчур громоздкой? Почему? (отсутствие Конституции, парламента)

Задание на доске: имена – Александр II, Назимов, Милютин, Самарин, Ростовцев.

Вопросы: - Чем объединены имена? Спрогнозируйте глубину решения вопроса отмены

                   крепостного права, учитывая, что большинство из них – либеральные

                   чиновники и помещики.

                  - Попытайтесь подвести итог всему вышесказанному (сомнения, предложения).

Перед изучением новой темы выбирают двух учеников, выдают им белую и черную шляпы для оценки содержания положений реформы с положительной и отрицательной стороны. Задача учащихся выявить наибольшее количество плюсов и минусов.

       II. Изучение новой темы.

1). Основные положения Манифеста 19 февраля 1861 года.

Задание по учебнику: см. стр. 127 иллюстрацию с титульным листом Манифеста

                                      зачитываем текст вступления к Манифесту (Хрестоматия стр.122)

Вопрос: Какое впечатление произвел на вас текст обращения царя?

Задание по работе с первоисточником: на партах фрагменты  «Общего Положения о

                                       о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

Запись на доске и в тетрадях:

           А) юридическая свобода крестьян, т.е. из «крещенной собственности помещиков в

                                                                                    свободную личность с правами»

       

                                       (см. статьи документа, подтверждаем положение)

           Б) общегражданские права крестьян, т.е. заключение сделок, исков, торговля и пр.

                                       (см. статьи 21, 23 и др. в документе)

Заслушиваем мнение «белой» и «черной» шляп. Предоставляем слово желающим.

           В) содержание выкупной операции (запись на доске в виде схемы)

         

Земельный надел от 3 до 12 десятин   земли (ст. 3, 6, 16)

«Отрезки» около 20% по России

(карта стр. 6)

Без земли освобождены

(напр. дворовые)

«Временнообязанные»

(ст. 6, 4,164 и пр.)

   

Выкупная сумма

(учебник стр. 128 пример)

«Помощь» государства

6% годовых, 49 лет

(ст. 2,3,9,15,113,; стр.130

учебник, документ)

Крестьянская община

«круговая порука

(ст. 40,41,42,43, 69)

После обсуждения ученики поднимают разноцветные флажки, показывая степень усвоения материала.

2). Значение реформы по отмене крепостного права.

Вопросы: - Выскажите оценочное суждение по выкупной операции.

                 -  Прокомментируйте высказывание  В.И.Ленина: «Пресловутое освобождение

                     было бессовестнейшим грабежом крестьян, было рядом насилий и сплошным

                     надругательством над ними».

Выслушать мнение учеников, играющих роли «белой» и «черной» шляп.

Задание: Оцените значение реформы с точки зрения

                - нравственной («Ужасное зрелище страны, где люди торгуют людьми»

                                                                                                                                 Белинский)

                - экономической ( «Положение 19 февраля есть один из эпизодов смены

                                               крепостнического способа производства буржуазным»

                                                                                                                                      Ленин)

                - социально-политической («Пороховой погреб под государством»

                                                                                                                                  Бенкендорф)

Учащимся предоставляется возможность при ответах взять помощь зала (класса) и совершить «звонок другу». Под «звонком другу» подразумевается подсказка на ярких листочках, помещенных на магнитной доске с высказываниями известных историков.

Задание: Сравните по карте «Экономическое развитие России начала XIX века»

                положение до и после реформы.

Поднять цветные флажки. Выслушать мнение «белой» и «черной» шляп.

Задание: Прослушав инструктаж заполнения бланков ЕГЭ, учащиеся выполняют

                задания теста.

Урок проходит в соответствии с принципами развивающего обучения Л.В. Занкова и заканчивается подведением итогов решения учебной задачи и проблемы урока.

Домашнее задание: параграф № 20, эссе по проблеме.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация на тему “Крестьянская реформа 1861 года”. 8-й класс

Преподаватель:  ТвердоваСветлана НиколаевнаОбразовательное учреждение:МОУ СОШ №8 п.Комсомольский, Гулькевичскийрайон, Краснодарский край.Название: урок –презентация “Крестьянская реформа 1861 год...

Крестьянская реформа 1861 года

Презентцая урока по истории Отечества  XIX в. в 8 классе....

Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс

Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс Используемые технологии: 1) технологии дифференцированного обучения2) информационно-коммуника...

конспект урока по теме: "Крестьянская реформа 1861 года"

Данный урок  был  проведён как открытый  урок по теме " Деятельностный подход на уроках истории  и обществознания"...

Конспект урока по теме: "Крестьянская реформа 1861 года"

Конспект урока по теме: "Крестьянская реформа 1861 года"...

Открытый урок истории в 8-м классе "Крестьянская реформа 1861 года"

Коспект ,презентация и самоаналез урока истории в 8 классе...