Открытый урок истории в 8-м классе "Крестьянская реформа 1861 года"
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Озеров Виктор Александрович

Коспект ,презентация и самоаналез урока истории в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc66 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_microsoft_powerpoint.ppt191.5 КБ
Файл rabochiy_list_po_teme.docx20.31 КБ
Файл samoanaliz._istoriya.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель Озеров В.А  28.02.2018

Открытый урок истории в 8-м классе "Крестьянская реформа 1861 года"

 

Цели урока.

1. Познакомить учащихся с подготовкой крестьянской реформой, проанализировать основные положения реформы.

2. Выяснить историческую необходимость отмены крепостного права. Развивать навыки работы с документами.

3. Подвести учащихся к размышлению ответственности государственных деятелей за судьбу своей страны.

План урока:

1. Решение крестьянского вопроса до правления императора Александра II.

2. Подготовка крестьянской реформы.

3. Основные положения крестьянской реформы 1861 года.

4. Итоги и значение отмены крепостного права.

Основные понятия:

  • оброк,
  • барщина,
  • отрезки,
  • прирезки,
  • временнообязанные,
  • отработки,
  • испольщина,
  • выкупные платежи.

Ход урока

Изучение нового материала.  

- XIX век отличался особой остротой крестьянского вопроса. Крестьяне боролись за свое раскрепощение. Крепостное право стало невыносимым.

Перед классом ставиться проблемный вопрос, на который учащиеся должны дать ответ в конце урока.

- Был ли решен крестьянский вопрос реформой 1861 года?

При рассмотрении первого вопроса плана урока перед классом ставиться задача: вспомнить, как императоры до Александра II относились к теме освобождения крестьян. Для этого учащиеся по предложенным именам императоров и датам должны назвать действия императоров по отношению к крестьянам.

Павел I

1797

Указ о трехдневной барщине, запрет продавать дворовых людей и безземельных крестьян

Александр I

1803

Указ “о вольных хлебопашцах”

Николай I

1842

Указ об “обязанных крестьянах”

Учащимся задается вопрос.

- Почему не один из императоров не решился отменить крепостное право?

Отменить крепостное право не хотели дворяне. Подтверждением этого являются слова Екатерины II “бороться с крепостничеством - значит лишиться трона!”

- Тогда перед нами вопрос:

  • Почему Александр II решает отменить крепостное право?
  • Кто по своим взглядам Александр II консерватор или либерал? Каковы главные причины отмены крепостного права? 

Новый император не был ни либералом, ни сторонником коренных реформ в стране. Но перелом во всех слоях российского общества в отношении необходимости преобразований в стране, главным из которых должна быть отмена крепостного права, произошел, в период Крымской войны, закончившейся тяжелым поражением для России. Страна стояла перед выбором: либо империи как европейской державе сойти на нет, либо в спешном порядке проводить реформы.

Причины отмены крепостного права

Экономическая и военно-техническая отсталость России

Поражение в Кры
ской войне

Выступление крестьян

При рассмотрении второго вопроса плана урока обращаемся к словам Александра II:

“Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам…Я думаю, что и вы одного мнения со мной, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежеле снизу”.

Главной целью Александра II было не стремление к развитию капитализма, а необходимость удержать свою власть.

В сложных условиях проходила подготовка реформы. Стали создаваться комитеты по крестьянскому делу, которые рассматривали старые проекты решения крестьянского вопроса.

Секретный комитет

1857

Главный комитет

1858

Редакционная комиссия

1859

Государственный совет

1860-1861

В 1857 году был создан Секретный комитет, через год он был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Самая главнейшая здесь новация - введение гласного обсуждения и рассмотрения вопросов освобождения крестьянства. Большинство помещиков предлагали освободить крестьян без земли или с маленьким земельным наделом. В марте 1859 года в качестве “рабочего органа” при Главном комитете были учреждены Редакционные комиссии, которые занимались рассмотрением материалов. Председателем комиссией был назначен генерал Я. И. Ростовцев. Я. И. Ростовцев сначала был противником отмены крепостного права, но в 1859 году он отстаивал освобождение крестьян с земельным наделом, но умер, не успев завершить разработку реформы.
Редакционные комиссии в течение одного года работали очень интенсивно и провели 409 заседаний. Выдающимися деятелями, работавшими в Редакционных комиссиях, были: Н. А. Милютин, С. М. Жуковский, П. П. Семенов-Тянь-Шанский, Ю. Ф. Самарин и др. Именно Семенов пережил всех своих товарищей по работе в Редакционных комиссиях и в последний раз 19 февраля 1914 года в полном одиночестве поднял тост в память о дружной работе этого мозгового центра реформы.

После закрытия Редакционных комиссий проекты крестьянской реформы были переданы на обсуждение сначала в Главный комитет, а затем в Государственный совет. Председателем Главного комитета по крестьянскому делу назначается решительный сторонник реформ Великий князь Константин Николаевич, который обеспечил прохождение документов через комитет. Но в Государственном Совете, противники реформы, старались всячески отклонить проекты и тогда Александр II выступает с речью в Государственном Совете 28 января 1861 года.

Учащиеся читают документ “Из речи Александра II в Государственном совете 28 января 1861 года” и по нему отвечают на поставленный вопрос:

Какова была роль Александра II в отмене крепостного права?

Из речи Александра II в Государственном совете 28 января 1861 года.

“…Дело об освобождении крестьян, которое поступило на рассмотрение Государственного совета, по важности своей я считаю жизненным для России вопросом, от которого будет зависеть развитие ее силы и могущества. Я уверен, что вы все, господа, столько же убеждены, как и я, в пользе и необходимости этой меры. У меня есть еще другое убеждение, а именно, что откладывать этого дела нельзя; почему я требую от Государственного совета, чтобы оно было им кончено в первую половину февраля и могло быть объявлено к началу полевых работ… Повторяю, и это моя непременная воля, чтоб дело это теперь же было кончено. Вот уже четыре года, как оно длиться, и возбуждает различные опасения и ожидания, как в помещиках, так и в крестьянах. Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства”

Александр II проявил твердость и 19 февраля 1861 года подписал два документа: Манифест об отмене крепостного права и “Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”.

Рассмотрение третьего вопроса начинается с работы учащихся по документам:

Положение крестьян

До реформы

После реформы

1. Личная зависимость

1. Личная свобода, гражданские права

2. Земля в руках помещиков

2. Наделение крестьян землей: нечерноземные губернии-прирезки, черноземные губернии-отрезки

3. Барщина, оброк

3. Временнообязанные: отработки, испольщина

 

4. Выкупные платежи: 20% - крестьнин, 80% - государство (в течение 49 лет необходимо выплатить долг государству)

 

5. Положение крестьян определялось при участии мирового посредника и соглашением между помещиками и крестьянами - Уставная грамота

Дополнительные сведения о положениях крестьянской реформы учащиеся получают из рассказа учителя.

По закону для крестьян был определен размер земельного участка. В зависимости от региона эти нормы составляли: в черноземных губерниях - от 1,5 до 4 десятин земли; в нечерноземных губерниях - от 1 до 7 десятин; в степных губерниях - от 3 до 12 десятин. Если крестьяне пользовались большим количеством земли, то часть излишков, которые именовались “отрезками”, отбирались в пользу помещиков. Если у крестьян земли было меньше, чем полагалось, то часть земли ему дорезали, которая называлась “прирезками”.

Земля предоставлялась крестьянам за выкуп. Они должны были единовременно заплатить помещику 20% стоимости надела, а остальную часть 80% выплачивало государство, но с возвратом ему данной суммы в течение 49 лет с процентами. Все крестьяне до заключения выкупной сделки, а также те, кто не смог заплатить 20% стоимости надела, считались временнообязанными и должны были в полном объеме выполнить прежние повинности - испольщину (оброк) и отработки (барщина), хотя были лично свободными.

Вопрос классу:

Как вы думаете, почему были определены именно эти условия?

Данному событию Н. И. Некрасов посвятил стихотворение “Свобода”.  1861г.

   Некрасова называли певец крестьянства этот стих для нас тоже источник.

Родина-мать! По равнинам твоим
Я не езжал еще с чувством таким!
Вижу дитя на руках у родимой,
Сердце волнуется думой любимой:
В добрую пору дитя родилось,
Милостив бог! Не узнаешь ты слез!
С детства никем не запуган, свободен,
Выберешь дело, к которому годен,
Хочешь - останешься век мужиком,
Сможешь - под небо взовьешься орлом!
В этих фантазиях много ошибок:
Ум человеческий тонок и гибок,
Знаю: на место сетей крепостных
Люди придумали много иных,
Так!. . . Но распутать их легче народу
Муза! С надеждой приветствуй свободу!

После чтения стихотворения классу задается вопрос:

- Что это за сети, в которые попадают крестьяне по реформе?

Учитель продолжает рассказ об изменениях, которые произошли в жизни крестьян и помещиков по реформе.

Реальная стоимость всей земли - 500 млн. рублей, а помещики получили за нее 1,5 млрд. рублей. Таким образом, помещики получили большие деньги.

Учитель задает вопрос:

На что делался расчет? Куда должны были вкладывать помещики свой капитал?

Помещики должны были строить мануфактуры, заводы, покупать новую технику, развивать сельское хозяйство по капиталистическому пути. Беднейшие крестьяне должны были пополнить ряды наемных рабочих в городах. Зажиточные крестьяне выкупить земли в частную собственность. Однако реально это не могло осуществиться, т. к. крестьяне не стали частными собственниками земли. Земля становилась собственностью общины. Состоятельные крестьяне часто платили общинные платежи вместо бедных. Уйти из общины было крайне сложно. Кроме этого, сами помещики не знали, что делать с огромными деньгами, которые получили от продажи земли. Поэтому большинство дворян прокутили эти деньги.

Четвертый вопрос плана урока начинается с выполнением задания по определению буржуазных и феодальных черт крестьянской реформы.

Буржуазные черты реформы

Феодальные пережитки

1. Ликвидация крепостного права

1. Земля в руках помещиков

2. Уравнение крестьян в правах с другими сословиями

2. Временнообязанное состояние крестьян

3. Расслоение крестьянства

3. Сохранение общины

4. Стимулирование развития промышленности и торговли

4. Примитивные методы хозяйствования

 

5. Политическое бесправие крестьян

Оценивая крестьянскую реформу важно подчеркнуть следующее:

1. Крестьянская реформа стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством. Причем интересы помещиков были максимально учтены.

2. Условия освобождения крестьян изначально заключало в себе будущие противоречие и источник постоянных конфликтов между ними и помещиками.

3. Реформа предотвратила массовые выступления крестьян, хотя локальные имели место.

4. Реформа не решила крестьянский вопрос.

5. Были созданы условия для утверждения капиталистического уклада в экономике страны.

Вывод:

1. Реформа непоследовательная, половинчатая, незавершенная.

2. Назревает необходимость проведения новой реформы.

Закрепление изученного материала

Записать в словарь новые понятия:

1. Отработки - крестьяне получали во временное пользование часть земли, вместо платы за землю они работали у помещика.

2. Отрезки - часть земли, которую отрезали у крестьян в пользу помещиков по реформе 1861 года.

3. Прирезки - часть земли, которую отдавали в пользу крестьян по реформе 1861 года.

4. Испольщина - крестьяне получали во временное пользование часть земли, вместо платы за землю они отдавали помещику половину урожая.

5. Временнообязанные - крестьяне пока не выплатят долг помещику за землю, обязаны временно выполнять определенные повинности.

6. Выкупные платежи - выкуп крестьянами земли у помещиков. Первоначально 80% выкупа выплатило помещикам государства. Крестьяне должны были рассчитаться с государством за 49 лет.

Выполнить задания:

1. Расположите в две группы понятия, которые характеризуют положение крестьян до реформы (А) и после реформы (Б):

1) временнообязанный;

2) дворовый;

3) барщина;

4) отрезки;

5) выкупные платежи;

6) крепостной.

2. Участок земли, доставшийся крестьянам в результате реформы 1861 года, назывался:

1) наделом;

2) отрубом;

3) имением;

4) вотчиной.

3. Кто такой мировой посредник:

1) представитель помещиков, участвующий в разработке крестьянской реформы;

2) представитель крестьянской общины, участвующий в разрешении споров между помещиком и крестьянами;

3) представитель дворянства, призванный следить за осуществлением крестьянской реформы на местах.

4. Развитие капитализма в России во второй половине XIX века способствовало:

1) освобождение крестьян от крепостной зависимости;

2) распространение временнообязанного состояния крестьян;

3) существование крестьянской общины.

5. Раскройте основные черты крестьянской общины в России после реформы 1861 года. Сделайте вывод - какие общинные порядки мешали товарно-денежным отношениям в деревне?

6. В чем вы видите плюсы и минусы крестьянской реформы?

Домашнее задание: § 20, ответить письменно на вопрос: почему стало плохо жить и крестьянину и помещику?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ответы 1. а 2. а 3. а 4. Александр 2 5. Великий князь Константин Николаевич.

Слайд 2

Критерии оценивания: 1-2 б – «2» 3 б – «3» 4 б – «4» 5 б – «5»

Слайд 3

Тема урока: «Крестьянская реформа 1861 года»

Слайд 4

Должны познакомиться с подготовкой и проведением крестьянской реформы 1861 года; - выяснить, как к этой реформе отнеслось дворянство и крестьяне; -развивать умение работать с историческими источниками; Сегодня на уроке:

Слайд 5

План: Подготовка крестьянской реформы 2. Основные положения крестьянской реформы Значение отмены крепостного права.

Слайд 6

Отменить крепостное право не хотели дворяне. Подтверждением этого являются слова Екатерины II “бороться с крепостничеством - значит лишиться трона!”

Слайд 7

Был ли решен крестьянский вопрос реформой 1861 года? Задание на урок :

Слайд 8

« …Я думаю, что и вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу»

Слайд 9

Секретный комитет (1857-1858) Главный комитет (1858-1861) Редакционные комиссии при Главном комитете (1859-1860 гг.) Разработка проекта об отмене крепостного права («Положений о крестьянах») 19 февраля 1861 г. Манифест Александра II об освобождении крестьян (+16 правовых документов)

Слайд 10

Крестьяне получали личную свободу и наделялись общегражданскими правами получали землю, нов ограниченном размере и за выкуп на особых условиях ( от 3 до 12 десятин) Основные положения реформы : 1 десятина = 1,1 гектар

Слайд 11

Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Размер выкупа устанавливался в зависимости от величины оброка (капитализация из 6% годовых) Если оброк 10 руб. в год 10 р. – 6% Х р. – 100% Х=(10 Χ 100):6=166р.66коп.

Слайд 12

Основные положения крестьянской реформы 1861 г. 20% выкупной суммы крестьяне должны были выплатить единовременно. 80% выкупной суммы давало в кредит государство (на 49 лет под 6% годовых). 33 руб.33коп. 525 руб..

Слайд 13

Вывод: 1. Крестьянская реформа стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством. Причем интересы помещиков были максимально учтены. 2. Условия освобождения крестьян изначально заключало в себе будущие противоречие и источник постоянных конфликтов между ними и помещиками. 3. Реформа предотвратила массовые выступления крестьян, хотя локальные имели место. 4. Реформа не решила крестьянский вопрос. 5. Были созданы условия для утверждения капиталистического уклада в экономике страны.

Слайд 14

Значение и последствие крестьянской реформы 1861 г. Крестьяне освобождены от крепостной зависимости. Произошло социальное расслоение (кулаки, батраки). Созданы условия для развития капитализма. Сохранились феодальные пережитки (помещичье землевладение, община, сословия). Отработки из-за малоземелья (работа на земле помещика за взятую ими в аренду землю). Недовольство крестьян условиями выкупных платежей (всплеск крестьянских восстаний).

Слайд 15

Крестьяне, в пользовании которых было больше земли, чем предусматривалось реформой, должны были вернуть излишки помещику («отрезки»).

Слайд 16

Отработки - крестьяне получали во временное пользование часть земли, вместо платы за землю они работали у помещика.

Слайд 17

Прирезки - часть земли, которую отдавали в пользу крестьян по реформе 1861 года

Слайд 18

Испольщина - крестьяне получали во временное пользование часть земли, вместо платы за землю они отдавали помещику половину урожая.

Слайд 19

Выкупные платежи - выкуп крестьянами земли у помещиков. Первоначально 80% выкупа выплатило помещикам государства. Крестьяне должны были рассчитаться с государством за 49 лет.

Слайд 20

Вывод: крепостное право отменено, но сохранились феодальные пережитки.



Предварительный просмотр:

Рабочий лист по теме: Крестьянская реформа 1861 г.

Ученка(цы)  8 класса ___________________________________________________

1.   Тест:

1.1842 г. был обнародован указ, в соответствии с которым

а)  помещик мог по своему усмотрению освободить крестьянина за выкуп

б)  помещик мог освободить крестьянина взамен за обязательство выполнять работы в имении

в)  помещик мог ограничить барщину тремя днями

2.Александр II начал правление

а)  в 1855 г.б)  в 1856 г.в)  в 1859 г.

3.Отметьте причины отмены крепостного права

а)  массовые протесты крестьян против тяжелых повинностей

б)  желание помещиков увеличить прибыльность своих имений за счет введения свободного крестьянского труда

в)  интенсивное развитие натурального хозяйства

4. О ком идет речь:

1)Его воспитание было поручено капитану К. К. Мердеру, боевому офицеру. Другим наставником был поэт В. А. Жуковский.  Совершил два путешествия –по России и Западной Европе. В   1839 г был назначен присутствующим  в Гос. Совет, в 1840 г- Комитет министров…»_________________

2) «…Его с детства готовили к морской службе. Воспитание его руководил  адмирал Ф. П. Литке.  По воспоминаниям современников   « никогда не притворялся, никогда  не лгал и не знал, что значит быть двуличным»»________________________

Россия развитая страна или нет?

 (развитая полным ходом идёт промышленный переворот но развитие тормозило крепостное право)

- Вырезки из газет

2.  Задайте вопросы к теме

      1. Как проходила   подготовка крестьянской реформы.                                                                          

      2.Каковы были основные положения крестьянской реформы 1861 года

      3. Итоги и значение отмены крепостного права.

3. Вспомнить, как императоры до Александра II относились к теме освобождения крестьян

Павел 1

1797

Указ о трехдневной барщине, запрет продавать дворовых людей и безземельных крестьян

Александр 1

1803

Указ “о вольных хлебопашцах”

Николай 1

1842

Указ об “обязанных крестьянах”

?  - Был ли решен крестьянский вопрос реформой 1861 года?

                                          4.      Причины отмены крепостного права

1.  Экономическая и военно-техническая отсталость России

2.  Поражение в Крымской войне

3.  Выступление крестьян

                     - Подготовка реформы

 19 февраля указ о крестьянах выйти из крепостной зависимости

-- Почему долгий процесс согласования

--- Работа с документом

                                                              5.    Положение крестьян

До реформы

После реформы

1. Личная зависимость

Личная свобода, гражданские права

2. Земля в руках помещиков

 Наделение крестьян землей: нечерноземные губернии-прирезки, черноземные губернии-отрезки

3. Барщина, оброк

Временно обязанные: отработки.

6. Буржуазных и феодальных черт крестьянской реформы.

Буржуазные черты реформы

Феодальные пережитки

 1. Ликвидация крепостного права

1.   Земля в руках помещиков

 2. Уравнение крестьян в правах с другими сословиями

2.  Временно обязанное состояние крестьян

 3. Расслоение крестьянства

3.  Сохранение общины

 4. Стимулирование развития промышленности и торговли

4.  Примитивные методы хозяйствования

 

5.  Политическое бесправие крестьян

7. Данному событию Н. И. Некрасов посвятил стихотворение “Свобода”.   1861 г.

   Некрасова называют певец крестьянства

Родина-мать! По равнинам твоим
Я не езжал еще с чувством таким!
Вижу дитя на руках у родимой,
Сердце волнуется думой любимой:
В добрую пору дитя родилось,
Милостив бог! Не узнаешь ты слез!
С детства никем не запуган, свободен,
Выберешь дело, к которому годен,
Хочешь – останешься век мужиком,
Сможешь – под небо взовьешься орлом!
В этих фантазиях много ошибок:
Ум человеческий тонок и гибок,
Знаю: на место сетей крепостных
Люди придумали много иных,
Так!. . . Но распутать их легче народу
Муза! С надеждой приветствуй свободу!

- Что это за сети, в которые попадают крестьяне по реформе?

Д/З  П.20, вопр., Подготовить сообщения  по персоналиям  Александр 2,  Я.И Ростовцев, Н.А Милютин.

Подготовить рассказ о реформе от лица помещика или крестьянина.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока истории в 8 классе.

В 8  классе 12 человек,  на уроке присутствовали все учащиеся.  Класс по успеваемости средний. На отлично обучаются 2 ученицы, на «хорошо» -3-4 ученика, половина класса обучаются на «удовлетворительно».  Активность  учеников класса на уроках  средняя. Предварительно на данное ученики класса не планируют сдачу ОГЭ по истории.

Для проведения уроков используется учебник истории России под редакцией Данилова ,Косулиной

Тема урока: Крестьянская реформа 1861 года.

Цели урока: 

1. Познакомить учащихся с подготовкой крестьянской реформой, проанализировать основные положения реформы.

2. Выяснить историческую необходимость отмены крепостного права. Развивать навыки работы с документами.

3. Подвести учащихся к размышлению ответственности государственных деятелей за судьбу своей страны.

Задачи можно и не называть

На уроке решался комплекс задач:

  1. Образовательные: знакомство учащихся с реформой отмены крепостного права в России, выяснение ее основных положений, определение значения для развития страны.
  2. Развивающие: развитие навыков работы с документами, статистическими данными; умения обобщать материал, выделяя в нем главное. А также совершенствование навыков проведения исторического анализа литературных произведений.
  3. Воспитательные: воспитание любви к Родине, уважения ее исторического прошлого.

Проведённый урок соответствует тематическому планированию и относится к разделу «Россия во второй половине 19 века» . Материал урока опирается на знания обучающихся, полученные на предыдущих уроках.

Данный урок занимает важное место в изучении истории России, так как эта тема раскрывает и объясняет ход дальнейших исторических событий, причины  Первой русской революции и в целом развитие страны второй половины 19 – начала 20 в. Тема актуальна, ведь она помогает понять современные реформы в нашей стране.

При планировании и проведении данного урока были учтены возрастные и индивидуальные особенности детей. Выбранная структура урока  ознакомления с новым материалом соответствовала поставленным задачам.

На уроке применялись различные формы учебной деятельности, виды работ чередовались.

При проведении уроков использовал структурные компоненты ФГОС: проблемные задания, мини–исследовательскую деятельность для активного включения каждого ученика в учебный процесс.

Актуализация знаний учащихся была направлена на подведение учащихся к данной теме и заняла немного времени, привлек к данному этапу сильную ученицу класса.

На уроке  использовал разные виды заданий, в том числе и задания, формирующие читательскую грамотность учащихся: работа с историческими документами, заполнение таблиц, выделение главного из прочитанного, работа с терминами.   Основное внимание уделял формулированию выводов самими учениками. Эти умения необходимы ученикам при подготовке к ОГЭ по любому предмету.

Работа с учебником предполагала наличие поисковых задач: доступность поиска программного содержания, раскрытие проблемы путём доказательного решения, стимулировало самостоятельность обучающихся. Работа с текстами была направлена на усвоение обучающимися умений выделять главное в тексте, развитие познавательных интересов.

Логическая цепочка раскрытия темы прослеживалась на всех этапах урока.

На этапе закрепления учебного материала использовал стихотворение  Н.А. Некрасова в целях интеграции межпредметных связей.

Контроль знаний проведен в виде оценки теста для проверки Д/З и устных ответов на вопросы. Использовалась взаимопроверка.

На протяжении урока ученики работали в маршрутных листах. Такая работа в классе систематична, удачна на мой взгляд, успешна для учеников данного класса. В листе основные моменты, выводы по уроку. Данные листы затем вкладываются в рабочую тетрадь.

На уроке ученики были активны. Считаю, что тему поняли ,смогут полученные знания применять на последующих уроках.

Рефлексия урока носила учебную направленность и показала осознанность приобретённых знаний.

Время на уроке было распределено рационально. Этапы выдержаны. Отступлений от плана урока не было.

Задачи урока были выполнены ………………..(в полном объёме, частично), почему, если не выполнены полностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока "Крестьянская реформа 1861 года"

Открытый урок по теме "Крестьянская реформа 1861 года" был дан для слушателей курсов Областного  института повышения квалификации учителей. В ходе урока реализованы принципы развивающего обучения...

Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс

Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс Используемые технологии: 1) технологии дифференцированного обучения2) информационно-коммуника...

Урок истории. 8кл. Крестьянская реформа 1861 года.

Проведение занятия построено на применении методических приемов- использование информационно-коммуникационных технологий, технологии развития критического мышления через чтение, разм...

Конспект открытого урока истории в 8 классе "Отечественная война 1812 года"

Конспект открытого урока истории в 8 классе по теме "Отечественная война 1812 года"...

Конспект открытого урока истории в 8 классе "Отечественная война 1812 года"

Конспект открытого урока истории в 8 классе по теме "Отечественная война 1812 года"...

Урок истории Крестьянская реформа 1861 года

«Крестьянская реформа 1861 года» для 8-го класса Составил:Учитель историиВокуев Николай Дмитриевич Цель: формирование представления обучающихся о крестьянской реформе 1861 года. Задачи ...