конспект урока по теме: "Крестьянская реформа 1861 года"
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

Гладунова   Татьяна Алексеевна

Данный урок  был  проведён как открытый  урок по теме " Деятельностный подход на уроках истории  и обществознания"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема : Крестьянская реформа  1861 года  

Этап, время        

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Формулировка темы

Учитель приветствует  учащихся: «Здравствуйте,  ребята, садитесь»

Мы продолжаем знакомиться с историей России 19 века.

Учитель: Я предлагаю вам ознакомиться с двумя цитатами: (сл.1)

1.С.В.Мироненко:

«…Главной причиной, не позволившей освободить крестьян уже в начале ХIХ в., оказалось сопротивление подавляющей         части  дворянства. Александр I, попробовавший встать на путь реформ, вынужден был под напором мощной силы повернуть вспять».

2.Николай I на заседании Государственного Совета 30 марта 1842 г.:

«Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его у нас положении есть зло для всех ощутительное и очевидное; но прикасаться к оному теперь было бы злом, конечно еще более гибельным».

Как вы считаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Перед  вами  два  слова : реформа и революция .

Обращение к классу: Ребята! Что менее болезненно для общества? (реформа).

Сформулируйте тему урока. Запишите тему урока « Крестьянская реформа 1861 года». (слайд 2)

 

Читают.

 

 

 

 

 Высказывают  предположения.

Формулируют тему. Записывают.

2.Актуализация знаний.

5 мин

Учитель: как вы помните, в Европе к началу XIX века крепостное право почти повсеместно было ликвидировано. В Испании и Англии   процесс освобождения крестьян от личной зависимости произошёл ещё в XV в., в других странах чуть позже. Пожалуйста, ответьте на вопросы: (слайд .3)

1.Что стало главной причиной поражения России в Крымской войне?

 

 

2.Почему в России во второй половине 19 в. всё ещё существовало крепостное право?

3. Почему Николай считал попытку освобождения крестьян злом? (см. цитату на слайд 1)

Отвечают: (экономическая и военная отсталость, в первую очередь из-за наличия крепостного права, которое было тормозом развития экономики).

(Сопротивление дворянства).

 (Приведёт к расколу общества, конфронтации)

3.Проблематизация

Итак, ни Александр I, ни Николай I не смогли освободить крестьян от крепостной зависимости. Умирая, Николай I взял обещание со своего сына Александра, что он отменит крепостное право. Став императором, Александр II в попытке решения этого вопроса столкнулся с серьёзной проблемой: как освободить крестьян, при этом не сильно затронув интересы помещиков.   Решить эту задачу он пытался своей реформой.

4.  Постановка цели.

Как вы думаете, какими путями он мог пойти? Посмотрите возможные варианты: освободить крестьян без земли, освободить крестьян с землёй без выкупа, освободить крестьян с землёй с выкупом.

 Так что же нам сегодня предстоит узнать?

Сформулируйте цель урока.  

Как мы поймём, что достигли цели?

Да. И это сопоставление мы представим в виде таблицы: (слайд 4)

                              Крестьяне

                              Помещики

+

-

+

-

                           

Отвечают: узнать содержание реформы.

Формулируют и записывают: выяснить, смог ли Александр II при разработке реформы  учесть интересы и крестьян, и помещиков.

 

Отвечают: сопоставив, какую выгоду получили от реформы крестьяне, а какую помещики.

5. Планирование

Давайте составим план изучения содержания реформы.    Изучение  каких вопросов поможет нам понять, чьи интересы учитывала реформа?

Учитель вписывает вопросы детей в кластер на доске. Затем открывает слайд 7  

Примерный кластер:

1. Получал ли крестьянин землю, если да, то каков размер участка

2. Условия освобождения

3. Как государство компенсировало убытки помещику

 

                                                  Затем открывает слайд 5 

Ребята, у Вас на столах  лежат  рабочий  лист   урока.  

Предлагают вопросы.

 

 

 

 

6. Реализация плана

Давайте выясним, как эти вопросы были решены разработчиками реформы. Прочтите п.2 пар.20 и ответьте на вопросы  плана  

Учитель при необходимости консультирует учащихся.

Просит огласить ответы.

Слушает,  просит учащихся  дополнить в случае необходимости ответы одноклассников(все с этим согласны? Иванов правильно ответил? у кого другой ответ? Иванов, ты понял, в чём твоя ошибка? Петров, ты дал исчерпывающий ответ и т.п.)

 

А теперь   выполните задание 2 в рабочем листе:

 

                              Крестьяне

                              Помещики

+

-

+

-

личная свобода,

некоторые гражданские права

мало земли, долги,

сохранение барщины и оброка до полного выкупа

компенсацию в денежном  эквиваленте,

возможность ещё несколько лет эксплуатировать крестьян

получили лишь часть компенсации ,т.к. многие имения заложены,

потеряли бесплатную рабочую  силу, а по-новому вести хозяйство не умеют

 Просит учащихся озвучить свои ответы, дополняет в случае необходимости и корректирует.                                                      

                                                             Слайд  6. 

Так смог ли Александр II угодить и крестьянам, и помещикам?

 Историки называют крестьянскую реформу «палкой о двух концах». Как вы думаете, почему?

Давайте определим, насколько идеальна была данная реформа в России с точки зрения развития буржуазных отношений. Посмотрите внимательно на заполненную вами таблицу и попробуйте ответить на следующий вопрос:  (слайд 7)

На конкретных фактах покажите, какие черты реформы носили буржуазный, а какие крепостнический характер.

         

Великая реформа была крепостнической реформой , т. е носила  зависимый характер и не могла быть иной, ибо ее проводили крепостники, которые прикрепили крестьян   к   наделам,    заставили выкупить свою землю и принудили, как и до реформы, отбывать барщину и вносить оброки, то есть перевели в положение временнообязанных

Несмотря на крепостнические черты реформы, она внесла серьезные изменения в экономику страны, направив ее развитие открыто по буржуазному пути

Просит огласить ответы, корректирует.

Читают и заполняют таблицу, каждый индивидуально.

 

 Отвечают, корректируют и дополняют ответы друг друга.

 

 

 

 

Заполняют.

 

 

 

 

 

 

Отвечают: нет.

 Предполагают: невыгодно и крестьянам, и помещикам.

Ребята, у Вас на столах  лежат    листы  самооценивания  

 

Оцените свою работу на уроке в соответствии с  листами  самооценки по выделенным критериям   (40 секунд)

Как вы оценили свою работу на уроке ?

Заслушать  оценки нескольких человек     

Переставить буквы и цифры так, чтобы получилось слово, дата, связанные с изученной темой.

1. 1861 год

2. Временнообязанный

3. Уставная грамота

8. Рефлексия

Ребята, давайте вспомним цель нашего урока.  Вы   достигли цели?

А что Вам помогло достичь этой цели?

        

 

   

Отвечают

(  ответы других учащихся,  учебник, план   по которому мы работали)

9. Перспектива и домашнее задание

  Итак, мы видим, что реформа имела массу недостатков: до полного выкупа сохранялась барщина, земля считалась собственностью общины. И всё же  у неё важное  значение.  Попробуйте его сформулировать.    

Запишите домашнее задание:

§ 20,

 Написать «письмо» императору Александру II от имени освобожденного крестьянина или помещика, отпустившего крестьянина на свободу.

Прочитать и ответить на вопросы к документу на с. 143  

 

Переломный момент между двумя эпохами- феодализмом и  капитализмом.

Ликвидация крепостничества.

Записывают  домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Рабочий лист урока

Тема урока :  « Крестьянская реформа  1861 года»

  1. Ответь на вопросы плана:

План:

1. Получал ли крестьянин землю, если да, то каков размер участка

2. Условия освобождения

3. Как государство компенсировало убытки помещику

2. Заполни таблицу, определив положительные и отрицательные моменты реформы для крестьян и помещиков :

                              Крестьяне

                              Помещики

+

-

+

-


ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Ф.И.____________________________________________

Оцените свою работу на уроке в соответствии со следующими критериями:  

1. ответил на вопросы плана:        

по 1б. за каждый вопрос, максимум    4балла.

2. смог определить положительные моменты реформы для крестьян        

все - 2  балла.        

один момент        -1 . балл        

ни одного-0 баллов

3. смог определить  отрицательные моменты реформы для крестьян        

 все - 2  балла.        

один момент        -1 . балл        

ни одного-0 баллов

4. смог определить положительные моменты реформы для  помещиков        

 все - 2  балла.        

один момент        -1 . балл        

ни одного-0 баллов

5. смог определить  отрицательные моменты реформы для  помещиков        

 все - 2  балла.        

один момент        -1 . балл        

ни одного-0 баллов

Отметки:  

11-12б. – 5

8-10б. – 4

6-7б. – 3

3-5б – 2

Оценка _____________________

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Ф.И.____________________________________________

Оцените свою работу на уроке в соответствии со следующими критериями:  

1. ответил на вопросы плана:        

по 1б. за каждый вопрос, максимум    4балла.

2. смог определить положительные моменты реформы для крестьян        

все - 2  балла.        

один момент        -1 . балл        

ни одного-0 баллов

3. смог определить  отрицательные моменты реформы для крестьян        

 все - 2  балла.        

один момент        -1 . балл        

ни одного-0 баллов

4. смог определить положительные моменты реформы для  помещиков        

 все - 2  балла.        

один момент        -1 . балл        

ни одного-0 баллов

5. смог определить  отрицательные моменты реформы для  помещиков        

 все - 2  балла.        

один момент        -1 . балл        

ни одного-0 баллов

Отметки:  

11-12б. – 5

8-10б. – 4

6-7б. – 3

3-5б – 2

Оценка __________________


Главные причины поражения России в Крымской войне   экономическая и военная отсталость, в первую очередь из-за наличия крепостного права, которое было тормозом развития экономики

Примерный кластер:

1. Получал ли крестьянин землю, если да, то каков размер участка

2. Условия освобождения

 Предстоит узнать ?  : узнать содержание реформы.

Цель урока :  смог ли Александр II при разработке реформы  учесть интересы и крестьян, и помещиков.

 Как мы поймём, что достигли цели? сопоставив, какую выгоду получили от реформы крестьяне, а какую помещики.

3. Как государство компенсировало убытки помещику

4. Судьба общины

Отрезки - «излишки»- земли, отторгнутые от крестьянских наделов в пользу помещиков  

Мировые посредники – должностные лица, которые составляли и контролировали соблюдение уставных грамот.

Уставная грамота– договор крестьянина  с помещиком об условиях освобождения крестьян.

                              Крестьяне

                              Помещики

+

-

+

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация на тему “Крестьянская реформа 1861 года”. 8-й класс

Преподаватель:  ТвердоваСветлана НиколаевнаОбразовательное учреждение:МОУ СОШ №8 п.Комсомольский, Гулькевичскийрайон, Краснодарский край.Название: урок –презентация “Крестьянская реформа 1861 год...

Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс

Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс Используемые технологии: 1) технологии дифференцированного обучения2) информационно-коммуника...

Конспект урока по теме: "Крестьянская реформа 1861 года"

Конспект урока по теме: "Крестьянская реформа 1861 года"...

Разработка урока по теме "Крестьянская реформа 1861г."

Урок с использованием ИКТ(презентация) по программе истории России , 8 класс....

Урок-презентация на тему “Крестьянская реформа 1861 года”. 8-й класс

Цель:  Познакомить учащихся с личностью Александра II.-Сформировать представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права.-Путем анализа основных положений реформы выявить ее прогресс...

Урок по теме"Крестьянская реформа Александра II"

Данная разработка  разработана для преподавания истории в 9 классе по системе ФГОС , где рассказывается  о том ,как проводилась главная реформа второй половины  XIX  века....

Урок по теме: «Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева»

Урок по теме: «Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева»Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение социальные волнения, которые происходили в России. Но, прежде чем п...