Урок по теме"Крестьянская реформа Александра II"
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Крупенина Ирина Георгиевна

Данная разработка  разработана для преподавания истории в 9 классе по системе ФГОС , где рассказывается  о том ,как проводилась главная реформа второй половины  XIX  века.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Крестьянская реформа Александра II. 

Класс :9

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цели 

        

Цель учителя:

формировать  умения  в определении  причин отмены крепостного права, выделять этапы работы над реформой, выделять в тексте и называть основные термины и  положения  крестьянской реформы

Цель учащихся:

узнать о причинах отмены крепостного права, об основных этапах разработки реформы, об основных терминах и положениях крестьянской реформы.

Научиться видеть причины отмены крепостного права

Планируемые результаты:

Личностные:

 мотивация к познанию, учебе,  оценивать ситуации и поступки, в том числе как неоднозначные

Метапредметные:

- регулятивные УУД;

определять и формулировать тему, цель и план  деятельности,

  работая по плану, сверять свои действия с целью, при необходимости  исправлять ошибки с помощью учителя,

осуществлять действия по реализации плана,  соотносить  результат своей деятельности  с целью и оценить его,

 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки

- познавательные УУД;

ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания,

сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников,

 извлекать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую, представлять информацию в виде таблицы,

 исправлять ошибки с помощью учителя, понимать причины своего неуспеха.

- коммуникативные УУД:

доносить свою позицию для других,  читать вслух и про себя текст учебника, организовывать учебное взаимодействие в группе, оформлять свои мысли в устной речи,

оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать других,

доносить позицию до других.

Предметные: знать дату, причины, этапы, термины и  основные положения крестьянской реформы


Технологическая карта урока

Дидактическая структура

урока*

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению   планируемых результатов

Планируемые

результаты

Организационный момент

Приветствует учеников

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя

Актуализация знаний

1 Организует фронтальную беседу


2 Предлагает  прочитать эпиграф к теме

«Имя Александра II отныне принадлежит истории; если б его царствование завтра окончилось, если б он пал под ударами каких-нибудь крамольных олигархов, бунтующих защитников барщины и розог, - все равно. Начало освобождения крестьян сделано им, грядущие поколения этого не забудут!" А. И  Герцен

3 Подводит к формулированию темы урока и его целей и плана действия

4 Организует запись плана темы

1Отвечают на вопросы

2 Зачитывают эпиграф

3 Выдвигают свои предположения по теме, целям и плану деятельности

4 Записывают план темы

1 Ответьте на вопросы:

- Какие меры предпринимал АлександрI для решения крестьянского вопроса?

- Почему так мало крестьян получили свободу?

-Почему Александр I  не решился отменить крепостное право полностью?

- Что предпринял НиколайI для решения крестьянского вопроса

2 Прочитайте эпиграф

3 Выскажите свои предположения:

- О каком историческом событии пишет  

А. И. Герцен?

- Какова цель изучения этой темы

4 Составьте план изучения темы

Личностные: мотивация к познанию, учебе

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания

Коммуникативные: доносить свою позицию для других

Регулятивные: определять и формулировать тему, цель и план деятельности

Введение нового знания

I Организует работу по плану

1 Организует комментированное чтение пункта «Предпосылки и причины отмены крепостного права»

2Организует самостоятельную работу в группе (2-3  сильных  ученика )над пунктом «Подготовка реформы» (одновременно с пунктом 1)

3Организует работу в группе

 (2-3  сильных ученика )работу с основными терминами по теме

I  Выполняют работу по плану

1 Читают и комментируют пункт

2Работают в группе над пунктом «Подготовка реформ

3 Работают в группе над основными терминами по теме

1Прочитайте пункт «Предпосылки и причины отмены крепостного права» и назовите причины, по которым Александр II  решился на отмену крепостного права

2 Выпишите основные этапы подготовки реформы

3Выпишите определения терминов, используя текст параграфа и словарь (приложение 1)

Личностные: мотивация к познанию, учебе

Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

Коммуникативные: Читать вслух и про себя текст учебника, организовывать учебное взаимодействие в группе, оформлять свои мысли в устной речи.

Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью, при необходимости  исправлять ошибки с помощью учителя,

Закрепление нового материала

1Организует представление работ  учеников, работавших в группах

2 Организует самостоятельную

работу по пункту «Основные положения реформы» и заполнение таблицы «Великие реформы»

1 Представляют результаты своей работы те, кто работал в группах. Остальные заслушивают

2 Самостоятельно работают на пунктом и заполняют таблицу «Великие реформы»

1 Познакомимся с результатами групповой работы

2 Прочитайте раздел «Основные положения реформы» и начните заполнение таблицы «Великие реформы»

(приложение 2)

Личностные: мотивация к познанию, учебе, оценивать ситуации и поступки, в том числе как неоднозначные

.Познавательные: извлекать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую, представлять информацию в виде таблицы

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать других

Регулятивные: осуществлять действия по реализации плана

Контроль

1 Организует работу учащихся по  проверочному тексту с ошибками

2 Организует самопроверку  работы

3 Организует работу над ошибками

1 Выполняют работу по тексту

2 Проверяют свои работы (самопроверка)

3 Работают над ошибками

1 Прочитайте текст и найдите в нем ошибки (приложение 3)

2 Прослушайте правильный вариант текста и проверьте, все ли ошибки вы отметили

3 Внесите изменения в допущенных ошибках

 Познавательные: исправлять ошибки с помощью учителя, понимать причины своего неуспеха.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи

Регулятивные: соотносить  результат своей деятельности  с целью и оценить его

Рефлексия

1 Организует рефлексию

1Выполняют упражнение «Плюс-Минус – Интересно»

1 Выполните упражнение «Плюс-Минус-Интересно»

Личностные: мотивация к познанию, учебе

Коммуникативные: доносить позицию до других, слушать других

Регулятивные: соотнести результат  своей деятельности с целью и оценить его

Итоги урока

1Оценивает работу на уроке учащихся

2Комментирует домашнее задание

1 Выслушивают оценку учителя

2 Воспринимают задание, уточняют

1 Выслушайте мою оценку вашей работы на уроке

2 Запишите домашнее задание

Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки

Приложение 1

Найдите в §19 и словаре определения терминам: адрес, рескрипт,  временнообязанные, уставная грамота, мировой посредник

Приложение 2

Таблица «Великие реформы»

Дата

Реформа

Основные положения реформы

19 февраля 1861 г.

Крестьянская реформа

        Приложение3

Найди ошибки в тексте

Отмена крепостного права.

Отмена крепостного права в России прошла в царствование Александра II . Крестьянская реформа стала необходима после поражения России в русско-турецкой войне, а также из-за недовольства большей части дворян. Только после обращения к императору дворян Александр II начал работу над проектом. По его указу все слои населения  стали предлагать свои идеи по отмене крепостного права. В 1860 году вышел декрет императора об отмене крепостной зависимости крестьян.

Крестьяне получали личную свободу и землю за выкуп. До выплаты всех денег они оставались временнообязанными. Крестьяне получали в собственность участок земли, которым он пользовался раньше. Помещик не мог отрезать излишек, если он превышал установленную норму.  Крестьяне по-прежнему исполняли барщину и платили оброк помещику. Выкуп за землю крестьянин должен был выполнить полностью и сразу Если денег не было, государство давало кредит на 49 лет под 6% годовых. Следить за соблюдением реформы должны были мировые посредники, которыми могли стать представители всех слоев общества. Личную свободу и землю получали все крестьяне. Реформой остались довольны все слои общества.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация на тему “Крестьянская реформа 1861 года”. 8-й класс

Преподаватель:  ТвердоваСветлана НиколаевнаОбразовательное учреждение:МОУ СОШ №8 п.Комсомольский, Гулькевичскийрайон, Краснодарский край.Название: урок –презентация “Крестьянская реформа 1861 год...

Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс

Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс Используемые технологии: 1) технологии дифференцированного обучения2) информационно-коммуника...

План - конспект урока по истории России по теме "Крестьянская реформа 1861года"

Тип урока: УРОК ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, УУД с элементами лаботаторной работы.Технология: проблемного обученияЦель урока: познакомить учащихся с процессом отмены крепостного права в России, оценить ...

конспект урока по теме: "Крестьянская реформа 1861 года"

Данный урок  был  проведён как открытый  урок по теме " Деятельностный подход на уроках истории  и обществознания"...

Урок для 8-го класса по истории России на тему «Крестьянская реформа 1861 г.»

Урок для 8-го класса по истории России на тему «Крестьянская реформа 1861 г.»строится по традиционной схеме урока. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, основанный на вопроса...

Конспект урока по теме: "Крестьянская реформа 1861 года"

Конспект урока по теме: "Крестьянская реформа 1861 года"...

Разработка урока по теме "Крестьянская реформа 1861г."

Урок с использованием ИКТ(презентация) по программе истории России , 8 класс....