Сценарий урока по истории "Идеализация понятия "Гражданская война""
методическая разработка по истории (11 класс) по теме

Сценарий в МДП технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл idealizatsiya_ponyatiya_grazhdanskaya_voyna11_klass.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

                         Сценарий урока истории

Учитель: Иванова И.Ю.

Класс: 11 

 ГОУ СОШ №718

Тема:«Идеализация понятия «Гражданская война»                                                

Тип содержания образования: 

Мыследеятеьностное. Это техники и способы мышления и деятельности, которые являются содержанием образования в рамках мыследеятельностного подхода. При этом форма организации учебного процесса –  проблемно-ситуационная. У учащихся  формируются способности воображения, действия, коммуникации, мышления, понимания, рефлексии, способности самостоятельно ставить вопросы и уметь находить на них ответы.  

Технология, обеспечивающая освоение содержания: 

 Единица учебного содержания, которую планируется ввести, используется педагогом для сценирования учебной ситуации (ситуации учения-обучения), а ученики в ходе разрешения учебной ситуации должны освоить фрагмент учебного содержания  как средство преодоления затруднения  в учебной ситуации. При этом учащиеся способны самостоятельно давать формулировки законов, правил, понятий, решать задачи. Развиваются такие способности как мышление, обобщение, действие, понимание, рефлексия, коммуникации. В ситуации учения-обучения происходит взаимодействие педагога и ученика, при котором преобразуются способы работы  ученика и способы работы учителя. Элементы метопредмета «Проблема», «Знание».  

Единица содержания (дидактическая единица): 

Освоение способа идеализации  понятия  "гражданская война" на основе предметного материала и текстов. Способ идеализации  предполагает фиксацию сути предмета, объекта, явления и выработки личностного  нового знания через переосмысливание исходного материала в новой социокультурной ситуации. При этом развивается идеализационная способность, осуществляется работа  с мыслекоммуникативными способностями учащихся, позволяющие совершенно нетрадиционным, неожиданным образом представить объект знания.
Полифокусное понятие "Гражданская война".

Место осваиваемой дидактической единицы в системе других единиц: 

 -Формирование полифокусного понятия "Гражданская война" происходит в процессе идеализации, как способа действия. Который организован через коммуникации, различения, обобщения, что приводит к приращению знания.
-Различения:  война – гражданская война ; человек- народ;  одна власть - безвластие, многовластие ; территориальная целостность - обособленность территорий; единство государства - распад государства.
 
Логика освоения единицы содержания: исходное знание -понимание текста, реконструкция предметных знаний - схематизация, коммуникации - идеализация понятия.

Учебный материал:                                                                                             М.Шолохов «Тихий Дон»
П.Зырянов «Колчак»,М.,2009,с.397-3абз.,с.441-1абз.
А.Деникин «Очерки русской смуты», Библиотека Альдебаран:
http://lib.aldebaran.ru,с.3-2абз.
М.Волошин «Гражданская война»,
http://slova.org.ru/voloshin/grajdanskayavoina/
http://www.newsru.com/russia/03oct2005/denikin.html
http://www.rian.ru/culture/20050929/41548730.html
http://bd.fom.ru/report/map/dominant/dominan2005/dom0541/dd054124

Деятельность, в которую включаются учащиеся:

 

I этап                                                                                                                                           - Коммуникации по вопросу необходимости изучения события с разных сторон


II этап                                                                                                                                                            -Реконструкция исторического периода Гражданской войны - работа в группах;
-Чтение и понимание текстов о Гражданской войне разбитых по трем фокусам:

  • территория
  • власть
  • человек и народ – работа в группах;

-Схематизация представления о Гражданской войне по шаблону:
 
           До      /       Во время    /      После         
                 1918                   1922
 
   через фокус:

  • территория и государственность
  • власть
  • человек и народ – работа в группах;

-Коммуникации и рефлексия схем и текстов – фронтально;


III этап                                                                                                                                                               -Идеализация понятия «Гражданская война» по трем фокусам – работа в группах. Выдвижение тезисов.
-Схематизация и идеализация полифокусного понятия «Гражданская война» -
     индивидуально и фронтально;
-Понимание новых текстов ( СМИ ; поэзия) – индивидуально, фронтально;
-Коммуникации, рефлексия


IV этап                                                                                                                                                     -Схематизация идеализационной картинки и фиксация идеализации полифокусного понятия «Гражданская война»


V этап                                                                                                                                                              -Рефлексия 

Подведение итогов занятия: 

Обсуждение с учащимися вопросов:

  • Какое событие в истории России может сравниться с событиями Гражданской войны?
  • Что Вы расскажите своему ребенку,когда он спросит:"Что такое Гражданская война? 

Продолжите фразу:

  • События Гражданской войны учат нас...

-отказу от насилия, от ненависти;
-военные действия - не метод государственного строительства, организации жизни, способ осчастливить людей;
-толерантности;
-неприятию зла;
-строительству демократического государства демократическим путем: через выборы,через участие каждого гражданина в политической жизни общества  
 

  • Как мы сегодня работали на уроке? Что мы делали? Что для вас явилось новым в работе?

Изложение сценария занятия в произвольной форме: 

I этап                                                                                                                                                       - целеполагание (познавательная мотивация) С учащимися обсуждаются вопросы:

  • Как оцениваются исторические события?;
  • Кто принимает участие в оценке события?
  • Чьи позиции выражают эти оценки?
  •  Зачем надо рассматривать событие с разных сторон, позиций, через призму разных фокусов?

Благодаря этому работа стала носить личностный характер, учащиеся самоопределяются к дальнейшей работе.
 
II этап                                                                                                                                                 – реконструкция, восстановление событий Гражданской войны.

  • Какое отличие между понятиями война - гражданская война?

Работа учащихся в группах. Прочитать текст и используя собственные знания о данном периоде представить в виде схемы, что происходило в период Гражданской войны, исходя из фокусов:
- территория и государственность;
- власть;
- человек и народ.
 Каждая группа прослеживает собственный фокус, определяя его по текстам. Предлагаются тексты: М.Шолохов «Тихий Дон», П.Зырянов «Колчак», А.Деникин «Очерки русской смуты».Группы анализируют ситуацию, используя шаблон:
                      До         /       Во время                 /       После
                               1918                                1922
Обсуждение получившихся схем. (фронтально)

  • Правильно ли понят текст и восстановлены  ли исторические события?
  • Что можно добавить в схему?

Дополнение схем графическими элементами, уточнениями.
 
 III этап                                                                                                                                                  – выдвижение идеализационных версий, что такое Гражданская война из данного фокуса? Сформулировать тезис.
(Гр.война – война между соотечественниками, братьями, страшнее которой нет.
Гр.война – борьба за власть, когда решается вопрос о пути развития страны.
Гр.война –территориальный раскол ,обособление округов ,отсутствие целостности.)
 
IV этап                                                                                                                                       – выстраивание обобщенной схемы «Гражданская война» и идеалзация понятия «Гражданская война» .
Работа с новыми текстами, индивидуально и фронтально:
М. Волошин «Гражданская война», В. Быков «Гражданская война», СМИ «Перезахоронение А.Деникина и философа Ильина с супругами» 03.10.2005г., Статистические данные об отношении граждан РФ к факту перезахоронения.
Обсуждение вопросов:

  • Какая идея о Гражданской войне здесь заложена?
  • Какое здесь представление об этом событии?
  • На что делается главный акцент?
  • Почему произошло перезахоронение Деникина и других эмигрантов?
  • Кто присутствовал? Почему?
  • Каково отношение власти? С чем это связано?
  • Почему это стало возможно спустя столько лет?
  • Как к этому отнеслись граждане России?
  • Какие можно сделать выводы об этом событии?
  • Когда заканчивается "Граданская война"?
  • Надо что-то добавить в схему?

Дополняется обобщенная схема Гражданской войны и  идеализируется  полифокусное понятие.Гражданская война - это есть ни с чем несравнимая народная трагедия, в которой никогда не было победителей,братья столь щедро и долго проливавшие кровь друг друга, сражались за Россию, за ее завтрашний день, который каждая из сторон видела и понимала по - своему.Остро стоял вопрос о территориальной целостности государста,о существовании самого государства. И только с покаянием закончиться гражданская война.


 V этап                                                                                                                                                   -рефлексия, подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий урока "Гражданская война и влияние её на судьбы страны"

сценарий урока можно использовать  в 11 классе для подведения итогов по теме "Гражданская война"...

Сценарий урока по теме "Гражданская война и влияние её на судьбы страны"

Сценарий урока можно использовать для закрепления изученного материала на уроке истории в 11 классе...

Сценарий урока "Первая мировая война". Создаем учебный фильм. Урок-проект. 9 класс.

Конспект урока в 9 классе по теме "Первая мировая война". Урок выстроен с учетом требований новых стандатртов. Включает 4 этапа:этап актуализации знаний, этап - построение учебной задачи, этап - решен...

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ « ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА» К 100- летию начала первой мировой войны

Сценарий внеклассного МЕРОПРИЯТИЯ « Первая мировая война»К 100- летию начала первой мировой войны...

Сценарий мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне " Животные на войне"

Данная сценарий является авторской разработкой учителей истории Зайка И.И. и биологии Бондаренко Л.А.  Работа посвящена использованию животных во время Великой Отечественной войны, их помощи людя...

Сценарий урока /кл.час «У войны не женское лицо» ID:1419808

Классный час посвящён Советской лётчице, полковнику, участнице одного из рекордных перелётов, участнице ВОв, первой женщине, удостоенной звания Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда В....

Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Урок мужества.Цель: воспитание и формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности путем глубокого осознания беспримерного подвига   жителей  в годы Великой Отечественн...