Лекционный материал к урокам по истории России для 6 класса
план-конспект занятия по истории (6 класс) на тему

                                                                                                    image

Лекционный материал для 6 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

6 класс                                           Урок №20

Тема: Русь и Литва

Цель: познакомить учащихся с тем, как образовывалось Литовско-Русское государство, как росла его территория, показать характер государства, раскрыть значение присоединения русских земель к Литве

Внешняя угроза

Почему наметился рост Литовско-Русского гос-ва?

Почему все не перешли под власть Литвы?

Характер Литовско-Русского гос-ва

             

               Вывод:

  1. Русским: - со стороны крестоносцев

                     - со стороны монголов

2. Литве: - со стороны крестоносцев

Итогом стало объединение литовских земель с юго-западными русскими землями в единое Литовско-Русское государство.

Северо-восточная Русь (Владимиро-Суздальская и Новгородская земли) продолжала оставаться вассалом Золотой Орды

Литовские князья брали дань меньше, чем ордынцы, поэтому русские земли стремились перейти под власть литовских князей

Разлад вносила церковь.

Постепенное усиление влияния католической церкви вносило разлад в отношения между русским и литовским населением. Не все православные люди хотели подчиняться литовцам – католикам и язычникам.

Для православных русских людей католики были врагами.

Название гос.

Великое княжество Литовское

Местоположение

От Балтийского моря до Черного моря, от Карпат до верховьев Волги

Природные условия

От северных лесов до южных степей

Нац.состав

Русские и литовцы

Хозяйственные особенности (занятия)

Земледелие, скотоводство. Ремеслом и торговлей занимались в основном русские

Главные города

Вильно, Минск, Киев, Смоленск

Политический строй

Монархия. Во главе государства стояли литовские князья

Выдающиеся князья

Миндовг – основатель, Гедимин – завоеватель Киева, Ольгерд – завоеватель Галицко- Волынской земли

Значение присоединения русских земель к Литве

Под влиянием контактов с литовцами началось разделение древнерусской народности на белорусов (Западная Русь), украинцев (Южная Русь), и русских (Северо-Восточная Русь). Литва стала одним из центров объединения русских земель

  1. Русские княжества освобождались от ига Золотой Орды, не подвергались губительным набегам ордынских ханов
  2. Русские люди никогда не смотрели на литовцев как на иностранцев и завоевателей
  3. Русский язык оставался государственным языком государства, т.е. сохранилось уважение к русской культуре

                    ДЗ:     П.15   Р.Т. п.15      



Предварительный просмотр:

6 класс                                        Урок №21

Тема: Культура русских земель

Цель:  познакомить учащихся с особенностями древнерусской культуры периода политической раздробленности

Опрос-тест

Центры науки и образования

                             !!

                 

                   Учили:

         Духовенство

Научное познание

      Образование

   Развитие науки:

                  Науки:

          Литература:

        Архитектура:

           Иконопись:

                    Вывод

Работа с проектором

Русь и Литва (папка «Контрольное тестирование по истории 7класс»

12-13 века – время политической раздробленности на Руси. Политическое обособление русских земель привело к возникновению заметных отличий в их культуре.

- города и монастыри, потому что горожане занимались торговлей, в том числе и зарубежными странами. Купцы вели учет проданных и купленных товаров, они должны уметь писать и считать. Купцы приносили сведения На Русь о жизни в других странах.

 Больше всего торговали новгородцы. Уровень грамотности на Руси там был самым высоким на Руси.

В школах учились мальчики и девочки. Основным материалом для письма была береста. Археологи нашли ученические тетради из бересты, относящиеся к 1263года.

- грамоту

- счет

- заучивали молитвы

Монахи и священнослужители должны были знать грамоту, чтобы служить в церкви, ведь церковная служба ведется по книгам. Кроме того, представители духовенства должны были уметь отстаивать свои убеждения в спорах с язычниками, католиками, мусульманами иудеями. Для этого они должны были знать другие вероучения. Верующие люди, имеющие средства, часто совершали паломничества в святые места. Паломники привозили сведения о природе и людях других стран.

Монахи вели летописи, в которых отражали не только политическую жизнь, но и описывали явления природы (затмения, кометы, бури, засухи)

- создание объективной (реальной) картины мира

Земля

Особенность

Школы/

предметы

Кто учился

Уровень грамотности

Новгород

Торговля – основа хозяйства

Светские: грамота, счет, молитвы, торговый учет

Боль -шинство детей горожан

Высокий

Все остальные

Основа – сельское хозяйство

Монастырс-кие: грамота, молитвы, счет

Дети духовенства и феодалов

Низкий

Накопление научных знаний:

  • Путешествия купцов
  • Паломничество
  • Ведение летописей
  • Военные походы

  • География – описание других стран и различных природных явлений
  • Астрономия – описание комет, затмений
  • Биология – описание болезней и эпидемий

Новые жанры:

- Поучение («Поучение Владимира Мономаха детям»)

- Хождение ( «Хождение игумена Даниила в Иерусалим»)

- Слово

-Моление

Земельные особенности:

- Новгород-Северская земля («Слово о полку Игореве» - призыв к единству русской земли перед лицом внешней угрозы)

- Владимиро- Суздальская земля («Моление Даниила Заточника» - размышления об идеальном правителе)

Новгородская земля:

- скромность убранства, небольшие размеры церквей из кирпича

Владимиро-Суздальская земля:

- пышность убранства, большие размеры церквей из белого камня с резьбой

Возникновение русской школы иконописи, потому что стали сокращаться контакты с Византией

Особенности:

Яркость красок, человечность образов, славянские черты лица

В период политической раздробленности русская культура переживала подъем, Русский народ не утратил своего единства. Местные различия лишь обогащали русскую культуру.

Диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» Урок №

                   Д.З.П.16    РТ п.16



Предварительный просмотр:

6 класс                                Урок №22

Тема:  Предпосылки объединения русских земель. Роль Московского княжества в объединении русских земель

Цель:   познакомить с предпосылками объединения русских земель, показать роль Московского княжества в объединении русских земель

Опрос-тестирование

Предпосылки объединения

Возвышение Москвы

          Комментарии

            Иван Калита

                     Вывод:

Культура русских земель 12-13 века (тесты из папки «Контрольное тестирование в 6 классе»)

Переходим к изучению периода российской истории, который называется «Становление Московского государства». Основная суть эпохи становления Московского государства заключается в том, что это есть период объединения русских земель в одно государство, потому что в период раздробленности на территории Руси существовало множество обособленных княжеств, чем и воспользовались монголы, которые напали на нашу землю, разбили ее и превратили в зависимую территорию.

                                  Нашествие монголов

                                                   

                                 Экономический упадок

                                   

  • Сокращение производства ремесленных изделий
  • Упадок торговли
  • Сокращение сельскохозяйственного производства

НО! Русь быстро залечивала раны, и к концу 13 века в стране начинается подъем:

                                 Рост численности населения

                                                       

                          Повышение спроса на ремесленные и

                             сельскохозяйственные продукты

                                                     

                   Рост ремесленного и сельскохозяйственного

                                    производства и торговли

                                                     

                             Экономический подъем на Руси

                                          (конец 13 века)

НО! Политическая раздробленность мешала экономическому подъему. Продолжала оставаться угроза порабощения русского народа монголами, поэтому главной задачей того периода было ОБЪЕДИНЕНИЕ удельных княжеств в единое государство.

  1. Экономические:
  • Укрепление торговых связей между русскими землями
  • Рост боярского сословия и феодального землевладения. Стремление вотчинников покупать земли по всей Руси
  1. Политические:
  • Раздробленность способствовала грабительским набегам монголов на Русь. Перед страной встала задача освобождения от ордынского ига
  • Общие законы – Русская Правда
  • Династия Рюриковичей, правящая во всех княжествах
  1. Культурные:
  • Общий язык – древнерусский
  • Общая религия – православное христианство

Объединение русских земель возглавило Московское княжество. Московское княжество было одним из многих удельных княжеств Владимиро-Суздальской Руси. Его географическое положение мало чем отличалось, например, от Тверского княжества. Через территории обоих княжеств проходили торговые пути. Оба княжества были защищены от вражеских набегов лесами и болотами. Более того, Московское княжество было гораздо меньше Тверского княжества, но именно Московское княжество возглавило объединение Русских земель.

Почему?

                Александр Невский – великий владимирский князь

                                                                             

        Даниил – младший сын                Ярослав – младший брат

                                                                                   

          Московское княжество                   Тверское княжество

                  (маленькое)                                       (большое)

 Цель:  расширение территории         Цель: борьба за Владимирский

            (заслуга Ивана Калиты)                     ярлык

Даниил  и его приемники стремились расширить свои владения. Они скупали земли других княжеств, завоевывали их. В результате возник конфликт между московским и тверским князьями из-за ярлыка на великое Владимирское княжение. Ярлык выдавали ханы Золотой Орды. Московский князь Иван Калита в 1327 году подавил антиордынское восстание в Твери. За это хан Узбек выдал ему ярлык на великое Владимирское княжение и право собирать дань со всех русских земель. Московское княжество стало главным среди всех русских княжеств.

Дань, которую собирал Калита, была больше, чем он отвозил в Орду. На оставшиеся средства он скупал другие русские княжества, строил церкви и монастыри, помогал бедным. У него всегда на поясе была сумка для мелких денег – калита, чтобы подавать милостыню. По названию этой сумки Иван Данилович и получил свое прозвище.

В конце 13 века на Руси начинается экономический подъем и появляются предпосылки объединения русских земель в единое государство. Среди этих земель возвышается Московское княжество.                                               ДЗ:   П.17   РТ П.17

6 класс                              Урок 23

Тема:  Куликовская битва

Цель:  сформировать представление о значении Куликовской битвы в истории Руси, рассказать о подготовке и ходе сражения

       

                    Мамай

Союзники Мамая

               

                  Дмитрий

                     Этапы:

 

Куликовская битва

         Тактика

Православная церковь

                     Ход

Значение битвы

   

               Тохтамыш

                 1382 год

                     Вывод

Время на Руси было поистине тревожным. Несколько раз русские войска были разбиты Ольгердом. Теперь литовцы вступили в союз с другим сильным врагом Руси – Ордой и войска великого князя литовского Ягайло шли на соединение с татарами. Если бы они соединились, то даже объединенные силы всей Руси вряд ли смогли им противостоять.

- хитрый и коварный военачальник, захвативший власть в западной части Орды.. Он не имел права на престол, т.к. не являлся потомком Чингисхана, поэтому поставил перед собой цель:  утвердиться на троне и укрепить свое господство, как продолжатель идей Чингисхана и Батыя

Русь отказалась подчиняться  Мамаю

                                                     

                                                  Война

- Великое княжество Литовское

- Рязанское княжество

  • Заключил военные соглашения с другими князьями
  • Организовал систему разведки

  1. 1377год – поражение наших войск под Нижним Новгородом (нападение Арапши)
  2. 1378 год – сражение у реки Вожи (Рязанская земля), где мы одержали победу и ОТКАЗАЛИСЬ ПЛАТИТЬ ДАНЬ ОРДЕ, что и стало причиной новой войны
  3. 1380 год – Куликовская битва

  • Внезапное нападение, чтобы не дать соединиться армиям Мамая и его союзников (тактика Невского в Невской битве)
  • Построение войск (как у Невского в Ледовом побоище):

                                      1. Сторожевой полк

                                      2.  Передовой полк

4. Полк правой руки        3. Большой полк        5. Полк левой руки

                                       (под предводительством

                                                 Дмитрия)

                                                                 6.  Резерв

                                                   В лесу – 7. Засадный полк  (о котором                    

       Учебник с. 152, 110-111(карта)                 никто не знал)  

  • Благословение Сергия Радонежского в Троице-Сергиевом монастыре
  • Одобрение тактики
  • Увеличение войска за счет вступления в него монахов, среди которых богатыри Пересвет и Ослябля
  1. Поединок богатырей (Пересвета и Челубея)
  2. Мамай пробивает Сторожевой и Передовой полки и подступает к Большому  полку, который устоял
  3. Переброс сил Мамая на Полк левой руки, обход Большого полка, где подставляют тыл Засадному полку
  4. Выступление Засадного полка со свежими силами разбивают Мамая
  5. Преследование русской конницей остатков войска Мамая  
  • Впервые русским войскам удалось одержать победу не над отдельными отрядами, а над главными силами Орды.
  • Это восстановило в народе веру в свои силы
  • Доказала необходимость объединения княжеств для совместной борьбы с врагом.
  • Битва ускорила распад Орды
  • Способствовала усилению ведущей роли Москвы в образовании единого Русского государства

- хан восточной части Золотой Орды – потомок Чингисхана

Воспользовался истощенным положением Руси, ее неподготовленностью к новому сражению и напал  на  Москву                                    

                       Возобновлена выплата дани

чтобы избежать новой изнурительной войны и собраться с силами

Московское княжество при Дмитрии Донском еще боле укрепило свои позиции в Северо-Восточной Руси. А победа на Куликовом поле превратила Москву в центр освободительной борьбы русского народа против ордынского владычества

                             ДЗ   П.18 РТ  П.18



Предварительный просмотр:

6 класс                    Урок №24

Тема:  Московское княжество и его соседи (конец 14-середина 15 веков). Грюнвальдская битва.

Цель: объяснить социально-экономические и политические причины и события, приведшие к образованию единого Русского государства

            Василий I

    Усобица на Руси

Распад Золотой Орды

             

                       Литва

                     Уния

Что ждет русских?

                    Витовт

Грюнвальдская битва

                   ИТОГ

                      Диск

                 

                     Вывод:

Сын Дмитрия Донского, который умер через 9 лет после знаменитой Куликовской битвы

Политика: - присоединение к Москве Нижегородского княжества, позже Муромского и Тарусского

                   - отказ от уплаты дани Орде (из-за новых усобиц

1408 год: возобновление уплаты дани, т.к. ордынский военачальник Едигей совершает поход на Русь и приносит новые бедствия людям - сжег многие города, но Москва уцелела

                                 Василий I

                                                       

       сын Василий II     младший брат Юрий Дмитриевич    

             (9 лет)              храбрый воин – ореол сына Донского

опекун дед Витовт-

литовский князь

1433 год – умирает Витовт и Юрий начинает захватывать Москву, но вскоре умирает, его дело продолжают дети  - Василий Косой и Дмитрий Шемяка

                                   Московская власть

                                                                                         

Василий II Васильевич   Василий Юрьевич      Дмитрий Юрьевич

Темный, т.к. выкололи  Косой, т.к. ослепил    Шемяка,т.к. свернули

глаза после ослепления  Василий Васильевич  шею люди Василия

Василия Юрьевича                                              Васильевича    

В борьбе друг с другом (на протяжении 30 лет) сыновья и внуки Дмитрия Донского применяли самые страшные расправы .

1447 год – окончательно утверждается на троне Василий Васильевич Темный, НО! Продолжается усобица до 1453 года, пока не убили Дмитрия Шемяку.

Итог: усобица замедлила ход объединения русских земель, продемонстрировала слабость во власти и опасность новых угроз со стороны врагов

Жестокий военачальник из Средней Азии Тимур (Тамерлан) разгромил Тахтомыша и подчинил Орду, затем двинулся на Русь. Он захватил Елец, но восстание среди покоренных народов остановило его и он вернулся усмирять бунтавщиков, после чего умер  

                               Золотая Орда

  • Казанское ханство
  • Астраханское ханство
  • Сибирское ханство
  • Крымское ханство

Каждое из ханств стремилось доказать свое первенство и угрожало друг другу. На Русь претендовало Крымское ханство

НО! Турецкий султан захватил Византию, на месте которой образовалась Османская империя и подчинил себе крымских татар

претендовала на русские земли

Великое княжество Литовское хотело расшириться за счет Московского княжества

Из- за угроз для самой Литвы со стороны Тевтонского ордена она подписывает унию с Польшей

- объединение двух монархических государств общим монархом

Ягайло Ольгердович принимает католичество, женится на наследнице Польского престола и становится правителем объединенного государства

православные русские люди в Литве не хотят подчиняться католическому правителю

- двоюродный брат Ягайло борется за независимость Литвы, заручаясь поддержкой Москвы, выдает дочь замуж за Василия I.

Витовт получает Литовскую корону, а Ягайло – Польскую.

Теперь Витовт решает подчинить себе Русь.

Тевтонский орден (немцы) напал на Литву и Польшу, чтобы дать отпор, необходимо объединить силы.

Объединились:

- поляки

- литовцы

- часть русских

Войско Ордена было разгромлено,

Литва стала подчиняться Польше, часть русских земель, входивших в Великое княжество Литовское вошла в состав Польского королевства.

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия по Отечественной истории  Урок №

Отдельные части Руси оказались разобщенными, их разделяли границы разных государств. Северо-Восточная Русь наиболее полно сохранила древнюю русскую культуру и имела возможность общаться друг с другом. Москва сохранила свою ведущую роль.

НО! Единая великорусская народность дала трещину. Начинает формироваться великорусская, украинская и белорусская народности, которые в чем-то отличаются друг от друга.

                                     ДЗ:  П.19   РТ П.19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории России 7 класс по теме "Культура России в 17 веке"

Урок истории России в 7 классе по теме: «Культура и образование в России в XVII веке» по программе А.А. Данилова, Л.Г Косулиной. Учебник История России 7 класс, издательство «Просвещение» 2010 год. П...

Конспект урока по истории России (10 класс). Тема "Россия в годы правления Ивана Грозного".

Урок изучения нового материала, сочетает элементы объяснительно-иллюстративного и проблемно-поискового методов. В ходе урока применяются индивидуальная и групповая формы деятельности. К конспекту...

Конспект урока по истории России 8 класс " Социально- экономическое развитие России после отмены крепостного права"

Урок обобщает знания по разделу истории России(8 класс), посвященный подготовке и содержанию крестьянской реформы. учащиеся выдвигают гипотезу о предполагаемом пути развития России после отмены крепос...

Конспект урока по истории России 11 класс по теме "Внешняя политика России во второй половине XIX в.» ( к учебнику под авторством В.С.Измозик, С.Н.Рудник под общей редакцией Р.Ш.Ганелина; М.: "Вентана-Граф").

Урок содержит подробную разработку с указанием цели и типа , наличие схемы, таблицы, что позволяет облегчить учащимся подготовку к ЕГЭ по истории России....

План-конспект урока по истории России 8 класс "Контрольно-обобщающий урок "

План-конспкт урока по истории России 8 класс "Контрольно-обобщающий урок по темам: Александр I и Николай I"....

План-конспект урока по истории России 10 класс Внешняя политика россии во вт. пол.18 века

План урока. 1.Основные внешнеполитические задачи. 2. Русско-турецкая война 1768-1774 гг. 3. Русско-турецкая война 1787-1791 гг. 4. Раздел Польши. 5. Французская революция и Е...

Конспект урока по истории России 8 класс:Социально-экономическое развитие России.

Конспект урока по истории России 8 класс:Социально-экономическое развитие России....