Сценарий урока "Тразименское сражение"
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Урок в технологии МДП

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-trazimenskoe_srazhenie._docx.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Сценарий урока по истории

Тема:    Схематизация как средство работы над пониманием на примере текста «Тразименское сражение»

Класс:  5 - 7

Учитель: И.Ю.Иванова

Дидактическая единица урока – обучение понимания предмета текста при помощи схематизации.

Учебный материал - исторический текст «Тразименское сражение»

                                       - контурные карты

I этап:      Актуализация способов понимания незнакомого текста

Сегодня к уроку я приготовила текст, надеюсь, что он вам незнаком.

Беседа с уч-ся:

  • Возникают ли у вас трудности с пониманием незнакомых текстов?
  • Всегда ли вам понятно, о чем вы читаете?
  • Как вы  преодолеваете свое непонимание?

Уч-ся перечисляют средства или приемы выхода из ситуации непонимания, а учитель это обобщает (напр., они сразу понимают о чем текст, а если не сразу, то еще раз перечитывают, отвечают на вопросы к тексту и т.д.)

II этап:     Постановка учебной задачи

  • Уч-ся предлагается прочитать текст и ответить на вопрос о чем он.
  • Выдвижение первичных версий ( о сражении, о Ганнибале, о причинах победы, о причинах поражения, о поражении, о Фламинии , о гении Ганнибала)

Учитель обращает внимание ребят на то, что они читали один текст, а по-разному поняли о чем он.

Уч-ся можно предложить поделиться, какое средство, прием или способ они применили, чтобы понять о чем текст.

Т.к. это вызовет затруднение у ребят, то можно сказать, что сегодня им предстоит провести схематизацию содержания текста, чтобы понять о чем он.

Рефлексия:

  • Как вы поняли, чем мы будем заниматься на уроке?
  • Чем это вызвано?

III этап:   Работа по схематизации текста:

Учитель вводит (напоминает), что

Схема – это средство передачи информации при помощи знаков и символов.

Работа по схематизации строится по группам.

Задание группам:

  • Перечитывая текст по абзацам, построить схему, нанося ее на контурную карту
  • Используя полученную схему, ответить на вопрос «О чем этот текст»

Проверка понимания:

Какая вам предстоит работа? (читать текст по абзацам и при помощи знаков и символов передать содержание текста).

IV этап Представление и обобщение работы групп

  • Группы вывешивают свои схемы на доску и новые версии о предмете текста и  по просьбе учителя оценивают похожесть схем . Выбирается более отличающая схема и ученики из этой группы защищают свою работу. Остальные высказывают свое отношение к презентуемой схеме.

По ходу уточнения схематизации учитель наносит на настенную карту изменения.

  • Работа с новыми версиями ребят о предмете текста и демонстрация их на схеме.

Важно, чтобы учитель мог проблематизировать неполные версии.

Обобщенный предмет текста – это причины победы Ганнибала или полководческое мастерство Ганнибала.

Это выражалось:  - неожиданный манёвр                                                                                                

                                   - скрытность передвижения

                                   - введение в заблуждение (обман врага)

                                   - умелое использование местности

                                   - организация засады

Обобщённый предмет текста  виден  на всей схеме.

Выработка общих принципов работы со схемой:

  • Два цвета – две противоборствующие силы  - Ганнибал и Фламиний
  • Конница
  • Пехота
  • Стрелки
  • Лагерь

? – Соотносятся ли наши первичные версии с окончательной?

IV этап  -  Рефлексия:

- Чему учились на уроке?  (понимать текст - предмет текста, с помощью схематизации его содержания)

- Как мы это делали?

1. Чтение текста.

2. Выдвижение первичных версий на вопрос «о чем текст?»

3. Схематизировали содержание каждого абзаца текста

4. Повторная формулировка ответа на вопрос,«о чем текст?», используя схему.

5. Этим способом понимания текста можно пользоваться на других предметах?

Битва при Тразименском озере 217 г. до н. э.

Этот  бой явился второй победой карфагенян в ходе Второй Пунической войны. После поражения на реке Треббия римляне использовали наступившую паузу для организации обороны. Вновь были набраны две консульские армии, которые преградили карфагенянам путь в Среднюю Италию: армия под командованием Флавиния и Сервилия.

Фламиний выбрал Арреций, и это было неспроста — город со всех сторон был окружен болотами и темными лесами и обойти его было практически невозможно. Единственная дорога на юг лежала непосредственно через Арреций, а чтобы, в свою очередь, овладеть им, Ганнибалу пришлось бы вступить в бой с силами консульской армии, которая в данных условиях, защищенная крепостными стенами и имеющая контроль над окрестностями, имела бы весомое преимущество.

Но Ганнибал второй раз совершил то, что римляне считали полнейшим безумием — он двинул свою армию в обход Арреция. Три дня шло карфагенское войско по густым болотам и заросшим лесам, потеряв неопределенное количество живой силы. На четвертый день обходной маневр был завершен и Ганнибал со своим войском оказался в тылу у Фламиния.

Внезапным маршем обойдя консула Фламиния, Ганнибал вышел к Тразименскому озеру. Фламиний, не дожидаясь подхода второй консульской армии, бросился вслед за противником, захватив с собой обоз с большим количеством цепей и кандалов, в расчёте на многочисленных пленных. Пока он подходил, Ганнибал решил воспользоваться удобной местностью для организации засады. Дорога на Рим проходила по узкой долине между берегом Тразименского озера и горами. Эта долина расширяется только в двух местах при впадении поперечных долин. Здесь Ганнибал и устроил засаду. В первой долине расположились галлы, во второй – африканская и испанская пехота, по склонам гор были рассыпаны балеарские стрелки, а конница преградила выход из долины. Сильный утренний туман благоприятствовал засаде.

Армия под командованием Фламиния разбила лагерь и переночевала на северном берегу озера, а на рассвете, без надлежащей разведки и охранения, спешно двинулась вдоль озера. Еще до восхода солнца армия римлян втянулась в долину и в тумане прошла мимо засады. Во второй лощине с целью увеличения фронта движения Фламиний приказал сдвоить походную колонну. Выждав срок, пока войска Фламиния окончательно войдут, Ганнибал дал сигнал к атаке. Растянувшаяся колонна римлян не смогла толком развернуть свои порядки и, продержавшись 3 часа, начала отступать. Некоторые пытались спастись вплавь. Вырваться же из долины смогло не более 6000 человек, но они были настигнуты конницей и захвачены в плен. Ганнибал потерял около 1500 человек. В пылу битвы был убит Фламиний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа «О подвигах, о доблести, о славе…», посвящённого 200-летию Бородинского сражения.

Сценарий классного часа, посвящённого 200-летию Бородинского сражения. Исторические факты, стихи, инсценировка. указание на музыкальное сопровождение...

Сценарий спортивного развлечения "Банные сражения"

Спортивное развлечение "Банное сражение " проводится в спортивном зале с детьми старшего возраста вместе с родителями. Цель: Формирование здорового образа жизни дошкольников....

Сценарий внеклассного мероприятия "Герои спортивных сражений"

Данный материал предназначен для использования учителями на внеклассных мероприятиях. Направлен на расширение знаний обучающихся в области спорта....

сценарий библиотриатлона "В пламени жарких сражений"

игровое мероприятие по истории Великой Отечественой Войны для старшеклассников...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Бородинскому сражению

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Бородинскому сражению...