Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
рабочая программа по истории (6 класс) по теме

Жилёнене Светлана Валентиновна

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель МО__________   Иванова Л. Н.

Протокол № __ от «_____»___  2015 г.

             

«Утверждаю»

Директор ГБОУ     Школа 508________ ЧепелкинаЛ. И..

Приказ № __ от «__» ___2015г.

Рабочая программа

по  дисциплине «История Средних веков».

 6«А», 6 «Б» и 6 «В» класс (базовый уровень).

УМК по истории Средних веков «Агибаловой Е.В., Донского Г.М. »

УМК по истории России « Данилова А.А., Косулиной Л.Г.»

Количество часов в неделю – 2.

Учитель  Жилёнене С.В.

2015-2016 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истории (6 класс – базовое изучение предмета) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г.

Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию. Тема «Африка» предполагается для самостоятельного изучения учащимися, так как она не предусмотрена Стандартом основного общего образования

Задача курса - показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.

Основные цели курса:

. сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;

• осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;

. охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;

• показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировой религии - христианства и ислама.

В ходе изучения курса имеется возможность вести работу по формированию у учащихся:

• умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

. умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;

. умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;

. умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;

• умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;

• умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные,

так и вещественные и изобразительные; . умения работать с исторической картой;

. умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.

Календарно-тематическое планирование составлено на 32 часа

3. Содержание изучаемого курса

3.1 Учебно-тематический план

Рабочая программа составлена с учетом изучения истории в объеме 2 часов в неделю (2часа ∙34 недели=68 часов. Из них : Всеобщая история – 28 часов; история России – 40 часов).

История Средних веков

Название раздела, темы ( № п/п )

Всего часов

Введение. Живое Средневековье

1 час

Глава 1.  Становление средневековой Европы  в VI-IX вв.

6 часов

Глава 2.  Византийская империя и славяне VI-IX вв.

3 часа

Глава 3.  Арабы в VI-IX вв

2 часа

Глава 4.  Феодалы и крестьяне

2 часа

Глава 5.  Средневековый город в Западной и Центральной Европе

4 часа

Глава6.  Католическая церковь в XI-XIII в.в.

2 часа

Глава 7.  Образование централизованных государств в Западной Европе в XI-XV в.в.

5 часов

Тема 8. Славянские государства и  Византии в XIV – XV в.в.

1 час

Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века

1 час

Итоговое повторение

1 час

Программа курса

Введение. Понятие «средние века». Хронологические рамки и периодизация. 1 час

Тема 1.  Становление средневековой Европы  в VI-IX вв. 6 часов

Великое переселение народов[1]. Кельты, франки, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы и образование двух ветвей христианства. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Сословный строй в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская

Знать/уметь: 

- называть хронологические рамки и периодизацию  периода Средние века,

- называть вещественные и письменные исторические источники, архивы, хроники;

- показывать на исторической карте расселение германцев, территорию Галлии;

 - характеризовать Хлодвига, Карла Великого;

 - объяснять причины и результаты раздробленности.  

Тема 2. Византийская империя и славяне VI-IX вв. . 6 часов

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

Знать/уметь: 

- называть вещественные и письменные исторические источники, архивы, хроники;

- характеризовать исторических деятелей: Юстиниан;

- показывать на исторической карте Византию;

Тема 3.  Арабы в VI-IX вв. 2 часа.

Племена Аравийского полуострова: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Знать/уметь: 

- знать понятия: империя, иконоборчество. Бедуины, ислам, Коран, мусульманин, халифат. Зороастризм. Эмиры. Султан. Шейхи, янычары; реконкиста;

- характеризовать исторических деятелей:Мухаммед;

- показывать на исторической карте Арабский халифат;

Тема 4.  Феодалы и крестьяне. 2 часа.

Экономическое развитие Западной Европы. Феодалы и зависимые крестьяне. Крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Вассалитет. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Знать/уметь: 

- знать понятия: натуральное хозяйство, феодализм, подати, повинности, крепостная зависимость. Коммуны,  города-республики. Товарно-денежные отношения. Миссионеры, католическая церковь. Инквизиция. Ереси.

 Тема 5.  Средневековый город в Западной и Центральной Европе.  4 часа

Средневековый город. Жизнь, быт и труд горожан. Цехи и гильдии.

Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII в.в. 2 часа

 Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие в эпоху крестовых походов. Начало реконкисты на Пиренейском полуострове.

Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь

Знать/уметь: 

- называть причины и следствия крестовых походов, реконкисты.

- называть некоторые отличия православия и католицизма

Тема 7. Образование централизованных государств. Сословно-представительные монархии в Европе. 5 часов.

Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей.  Парламент. Священная римская империя.

Кризис европейского средневекового общества в XIV-XV вв.. Столетняя война: причины и итоги. Жанна дАрк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви.

Знать/уметь: 

- называть характерные и существенные черты политического устройства средневековых обществ в Европе;

- знать понятия: Генеральные штаты, парламент, Великая хартия вольностей, сословно-представительная монархия;

- характеризовать исторических деятелей:  Жанна д Арк. Уот Тайлер. Ян Гус.

- называть хронологические рамки Столетней войны.

Тема 8. Славянские государства и  Византии в XIV – XV в.в. 1 час

 Папы и императоры. Ереси. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

Знать/уметь: 

- называть характерные и существенные черты политического устройства средневековых обществ в Европе;

- характеризовать исторических деятелей: Ян Гус.

Тема 9. Культурное наследие Средневековья. 1 час

Духовный мир европейского средневекового человека. Культурное наследие Средневековья. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стиль в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

Знать/уметь: 

- знать понятия: университеты, магистры, школяры, ваганты.  Романский, готический стили. Книжная миниатюра;- характеризовать исторических деятелей:  Иоганн Гуттенберг;

- объяснять значение технических изобретений, книгопечатания;  

- анализировать факт изменения взглядов на мир: синтез церковного и научного.

 Итоговое повторение 1 час

Название раздела, темы ( № п/п )

Всего часов

Введение.

Что изучает история Отечества

1 час

Глава 1.  Становление средневековой Европы  в VI-IX вв.

6 часов

Глава 2.  Византийская империя и славяне VI-IX вв.

3 часа

Глава 3.  Арабы в VI-IX вв

2 часа

Глава 4.  Феодалы и крестьяне

2 часа

Глава 5.  Средневековый город в Западной и Центральной Европе

4 часа

Глава6.  Католическая церковь в XI-XIII в.в.

2 часа

Глава 7.  Образование централизованных государств в Западной Европе в XI-XV в.в.

5 часов

Тема 8. Славянские государства и  Византии в XIV – XV в.в.

1 час

Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века

1 час

Итоговое повторение

1 час

Календарно-тематическое планирование по курсу: «История средних веков»

Тема урока

Кол-во уроков

Тип урока

Элементы содержания уроков

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

д/з

Дата проведения

1

Введение в историю Средних веков.

1

Урок  изучения нового материала

Понятие средние века.

Место истории средних веков в истории человечества

Называть хронологические рамки средневековья

Задания на сравнение хронологических рамок древнего мира и средневековья

С.6-10

Глава 1. Становление средневековой Европы

2

Образование варварских королевств Государство франков в  VI – VIII вв.

1

Урок изучения нового материала

Великое переселение народов

Германские племена, Тацит

Сравнивать общество древних германцев и общество римской империи

Сравнить богов древних греков богов германцев

П.1

3

Христианская церковь и раннее средневековье.

1

Комбинированный урок

Вероучения, догматы, отцы церкви, Символ Веры, Евангелие,ересь, Библия, белое духовенство, монашество, иерархия, панство.

Усвоение новых понятий, умение ими оперировать

.Установление причинно- следственных связей, закономерностей.

Составление схемы

П.2

4

Возникновение и распад империи Карла Великого

1

Урок применения знаний

Франкская империя, ее распад

Развитие понятийного мышления, формировать понимание причинно-следственных связей возникновение, расцвета, распада государства

В чем причины распада империи Карла великого

П.3

5

Феодальная раздробленность.

1

Комбинированный урок

Феодальная раздробленность, домен, династия, феодал

Викинги феодальные владения

Умение классифицировать, обобщать

Нарисовать феодальную лестницу

П.4

6

Англия в раннее Средневековье

1

Урок изучения нового материала

Рыцарство, король Артур.норманны

Уметь объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории

П.5

7

Повторительно-обобщающий урок по теме «Западная и Центральная Европа в раннее Средневековье».

1

Обобщение и систематизация знаний

Зачет-тестирование, вопросы и задания, практические задания, исторический диктант

Глава 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв

8

Византийская империя при Юстиниане

1

Урок изучения нового материала

Юстиниан и его правление. Войны Юстиниана

Уметь анализировать исторические факты

П.6

9

Культура Византии

1

Комбинированный урок

Христианский храм, неф, апсида, алтарь, базилика, крестово-купольный храм, парус, канон, мозаика, фреска, иконопись, икона.

Умение анализировать произведения искусства, выделять особенное, сравнивать с культурой западной Европы

П.7

10

Образование славянских государств.

1

Урок применения знаний

причины развития и образования славянских государств в Раннее Средневековье.

Уметь самостоятельно работать с текстом и составлять план

Рассказать о взаимоотношениях Византии и Болгарии

П.8

Глава 3. Арабы в VI-XI вв

11

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад

1

Урок изучения нового материала

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Бедуин, ислам, пророк, хиджра, мусульманин, Коран, Кааба, Мекка, мечеть, минарет, сунна, шариат

Умение анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия события. Возникновение новой религии. Уметь составлять таблицу, работать с документами.

Нанести на карту территории, завоеванные арабами

П.9

12

Культура стран Арабского халифата.

1

Урок применения знаний

Образование,лит-ра, искусство, медицина

Рассказывать о развитии культуры в странах халифата

Сравнить культуру византии и стран халифата

П.10

Глава 4. Феодалы и крестьяне

13

Средневековая деревня и ее обитатели

1

Урок применения знаний и формирование умений

Крестьяне, синьоры. Жизнь, быт  и труд крестьян. Аграрное производство.

Умение самостоятельно анализировать исторические источники, письменные, изобразительные, вещественные. Умение отстаивать взгляды.

Исторический диктант

П.11

14

В рыцарском замке

1

Урок применения знаний и формирование умений

Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения

Умение выделять основные черты феодального общества. Уметь выделять главное в тексте учебника. Участвовать в беседе.

Составить рассказ: День феодала

П.12

Глава 5. Средневековый город

15

Формирование средневековых городов. Городское ремесло

1

Урок применения знаний

Средневековый город. Жизнь и быт горожан.

Устанавливать причинно-следственные связи, умение анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия.

П.13

16

Торговля в Средние века

1

Урок применения знаний

Бюргеры, буржуа,

Устанавливать причинно-следственные связи, умение анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия.

П.14

17

Горожане и их образ жизни

Урок применения знаний

Сословия средневекового города. патрициат, бургомистр, мэр.

Устанавливать причинно-следственные связи, умение анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия.

Сравнить город коммуну и город республику

П.15

18

Повторительно-обобщающий урок по темам II-IV глав

1

Обобщение и систематизация знаний

Зачет-тестирование, вопросы и задания, практические задания, исторический диктант

Глава 6. Католическая церковь в XI -XIIIвв

19

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

1

Урок изучения нового материала

Роль церкви в обществе. Монастыри и монахи. Религия в жизни средневекового человека. Католицизм и православие.

Устанавливать причинно-следственные связи (раскола и ереси) Четко формулировать понятия Определять роль и место христианской церкви в жизни общества.

Составление таблицы

П.16

20

Крестовые походы

1

Урок изучения нового материала

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества.

Уметь работать с учебником, уметь составлять таблицу.

Работать с исторической картой. Уметь выявлять синхронность, последовательность исторических событий и явлений.

Составление таблицы

П.17

Глава 7. Образование централизованных государств в Западной Европе в XI-XV вв

21

Как происходило объединение Франции. Что англичане считают началом своих свобод

1

Урок изучения нового материала

Уметь определять причины, характер и значение феодальных войн. Уметь определять роль личности в истории.

П.18-19

22

Столетняя война 1337-1453 гг.

1

Столетняя война: причины и итоги.

Уметь определять причины, характер и значение феодальных войн. Уметь определять роль личности в истории.

Установить последовательность и длительность столетней войны

П.20

23

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии

1

Комбинированный урок

Крестьянские восстания в Англии и Франции

Называть причины, сравнивать цели и реальные действия. Знать последствия

тест

П.21

24

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

1

Комбинированный урок

Уметь на основе сравнения раскрыть общее и особенное в процессе завершения объединения и управления в европейских государствах.

П.22

25

 Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в 12-15вв

1

Комбинированный урок

Уметь на основе сравнения раскрыть общее и особенное в процессе завершения объединения и управления в европейских государствах.

Тесты, устный опрос

П.23

Глава 8. Славянские государства в XIV- XV вв

26

Польша и Чехия: время расцвета

1

Урок изучения нового материала

Гуситское движение в Чехии.

Уметь выявлять причины.

Определять направление движения, последствия войн.

блиц-опрос

П.24-25

Глава 9. Культура Западной Европы в XI-XV вв

27

Культура Западной Европы  в XI - XV вв

2

Урок применения знаний и формирования умений

От средневековья к Новому времени.

Возрождение и Гуманизм.

Уметь работать с различными источниками информации

Почему это время называется возрождением

П.27-30

28

Итоговое повторение

2

Обобщение и систематизация знаний

Контрольная работа

Программа курса «История России»

 Данная программа способствует формированию у обучающихся представления о мире как о целостной системе, все элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены, самоопределению в обществе, выработке у обучающихся умения различать причинно-следственные связи, перспективы общественного развития через взгляд в историческое прошлое собственной страны и всего мира

Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений  обучающихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности;

- формирование у обучающихся культуры безопасной жизнедеятельности.

Цели обуславливают следующие задачи:

- овладение обучающимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к мету и роли России во всемирно-историческом процессе;

- воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

- развитие способности обучающихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе;

- формирование компетентности обучающихся в области безопасности;

- формирование коммуникативных умений и навыков (умение вести диалог в паре, в малой группе, учитывая сходство и разницу позиций, взаимодействие с партнерами для получения общего продукта или результата, умение занимать различные позиции и роли, понимать позиции и роли других людей);

- формирование у обучающихся метапредметных умений и навыков, способствующих подготовке молодежи к жизни в условиях возросших опасностей техногенного и социального характера (умение найти, отобрать нужную информацию, усвоить ее, интерпретировать, использовать для личностного развития, для решения социальных задач, понимание схем, планов и других символов).

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития следующих компетенций:

- учебно-познавательной

- коммуникативной

- исследовательской

- информационной

Для реализации целей, задач, содержания рабочей программы по элективному курсу, а также создания безопасной школы используются следующие педагогические технологии:

- педагогика сотрудничества

- проблемное обучение

- компьютерные (новые информационные) технологии обучения

- проектные и деятельностные технологии

Материально-техническое обеспечение

  CD-диски, презентации, КИМы по темам курса, хрестоматии, сборники документов, исторические карты, исторические атласы, рабочие тетради.

Название раздела, темы ( № п/п )

Всего часов

Введение.

Что изучает история Отечества

1 час

Ведение. Что изучает история Отечества

1 час

Раздел I.Возникновение и развитие Древнерусского государства

22 часа

Глава 1. Русь Древняя

11 часов

Глава 2.Политическая раздробленность на Руси

11 часов

Раздел II. Возникновение русского единого государства

2 часа

Глава 3.Русь Московская

4 часа

Итоговое повторение

1 час

Содержание курса «История России»

6 класс (40 ч)

Введение (1 ч.)

Что изучает история Отечества. История России - часть всемирной истории. История региона - часть истории России. Исторические источники о прошлом нашей Родины. Заселение нашей страны.

Тема 1. Восточные славяне (2 ч.)

Восточные славяне и их соседи. Древние люди на территории нашей страны. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения. Взаимоотношения восточных славян с соседними племенами и государствами.

Тема 2. Русь в IХ - первой половине ХII в. (6 ч.)

Формирование Древнерусского государства. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности - Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе.

Первые русские князья. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава.

Князь Владимир. Крещение Руси. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. «Русская Правда». Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Военная организация. Вечевая организация. Система местного управления. Внешняя политика Ярослава Мудрого.

Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Междукняжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. «Устав» Владимира Мономаха.

Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений (мозаика и фрески, иконы, книги, прикладное искусство). Ценностные ориентации древнерусского общества. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.

Быт и культура Древней Руси. Формирование древнерусской народности. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.

Тема 3. Русь во  второй половине XII-ХIII в. (8 ч.)

Раздробление Древнерусского государства. Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Междукняжеские отношения и междоусобные войны. Идея единства Руси. Последствия раздробления Древнерусского государства. Владимиро-Суздальское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества. Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и Политического устройства Новгородской земли. Галицко-волынская земля. Особенности географического положения. Занятие населения. Рост вотчинной собственности на землю. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотношения между боярами и князем. Даниил Галицкий.

Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение.

Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Русь и Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества. Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.

Культура русских земель. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».

Родной край в древности (1 ч.)

Тема 4. Образование единого русского государства (8 ч.)

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Политическое устройство Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.

Московское княжество и его соседи в конце XIV - cepeдине XV в. Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.

Создание единого Русского государства. Конец ордынского владычества. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель.

Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства. Изменения в политическом строе и управлении. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.

Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва Третий Рим».

Культура и быт в ХIV- начале XVI в. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в ХIV - начале ХVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва - центр складывающейся культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. «Сказание о князьях Владимирских». Исторические повести. Памятники куликовского цикла. «Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище». Житийная литература. «Хождение ... » Афанасия Никитина. Главные сооружения Московского Кремля. Феофан Грек. Национальная школа живописи. Андрей Рублев.

Основные социальные слои Российского государства в ХIV-начале XVI в. «Знатные люди» Российского государства. Хозяйство и быт светских и духовных землевладельцев. Быт русского крестьянина. Образ жизни тяглого населения русских городов.

Тема 5. Московское государство в ХVI в. (5 ч.)

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 50-х гг. XVI в. Социально-экономические и политические итоги развития Русского государства в начале XVI в. Ослабление центральной власти. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.

Внешняя политика Ивана IV. Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливанской войны. Борьба с набегами крымского хана. Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака: Покорение Западной Сибири.

Опричнина. Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х п. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана IV на Новгород. Итоги опричной политики.

Социально-экономические последствия опричнины и Ливонской войны.

Культура и быт в XVI в. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публицистика. Четьи-Минеи. Исторические повести. Житийная литература. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой».

Родной край в XIV-XVI вв. (1 ч.)

Итоговое повторение и обобщение (2 ч.)

Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы.

Календарно-тематическое планирование по курсу: «История России»

Дата

проведения

Тема

урока

Кол-во

часов

 

Содержание

Тип урока

Вид

деятельности

уч-ся

ЦОР

план

факт

1

 Введение.

Что изучает история Отечества

1

Исторические события:

История России – часть всемирной истории, история края – часть истории России.

Репродуктивный уровень:

Называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить с веком.

Продуктивный уровень:

Выявлять типологию исторических источников по истории России.

Вводная лекция с элементами беседы.

Анализ учебника

  с.5-6

Глава I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА (22ч)

Тема1. Русь Древняя (11ч)

2

Восточные славяне.  

§1

1

Основные понятия:

Родовая община, племя, производящее хозяйство, Великое переселение народов, индоевропейцы.

Исторические факты:

 Происхождение и расселение восточных славян, занятия, быт, верования, родоплеменные отношения.

Репродуктивный уровень:

Показывать на исторической капрте расселение восточных славян; территорию России в древности; описывать образ жизни восточных славян.

Продуктивный уровень:

Анализировать фрагмент документа; сравнивать разные точки зрения о происхождении славян.

Изучение нового материала..

Групповые формы работы

РТ по истории России, с.3-6

3

Соседи восточных

славян.    

  §  2

1

Основные понятия:

Колонизация, каганат, дань.

Исторические факты:

Великое переселение народа и участи в нем восточных славян, взаимоотношения славян, аваров, хазар, болгар

Репродуктивный уровень:

 Показывать на исторической карте процесс Всемирного переселения народов; рассказывать об    участии славян в данном процессе.

Продуктивный уровень: анализировать взаимоотношения славян и их соседей.

Изучение нового материала и первичное закрепление нового материала

Индивидуальная работа

РТ по истории России, с.6-8

4-5

Формирование Древнерусского государства.

§ 3

2

Основные понятия:

Государство, Русь, варяги, норманнская теория. Дань, полюдье, печенеги.

Исторические факты:

Причины образования государства, образование 2 политических центров Руси: Новгород и Киев, путь «из варяг в греки», объединение Олегом двух русских государственных центров, управление в Древнерусском государстве.

Репродуктивный уровень:

показывать на исторической карте процесс объединения восточных славян; путь  «из варяг в греки»; называть предпосылки образования государства у восточных славян; излагать норманнскую точку зрения происхождения государства восточных славян.

Продуктивный уровень:

Сравнивать процесс образования государства в Европе и у восточных славян; систематизировать исторический материал в виде схемы; анализировать фрагмент исторического документа.

Творческий уровень:

Проводить поиск необходимой информации в дополнительной литературе.

Комплексное применение ЗУН

Групповые формы работы

Индивидуальная работа

РТ по истории России с.9-10

6-7

Первые русские князья. Владимир Святославич. Принятие христианство

§4-5

2

Основные понятия:

Дань, полюдье, погосты, Крещение, христианство. Русская Православная церковь.

Исторические факты:

Походы Олега на Византию, реформа Ольги, походы Святослава, Крещение Руси.

Исторические личности:

Князь Олег, князь Игорь, князь Святослав, княгиня Ольга, князь Владимир.

Репродуктивный уровень:

Давать определения понятий; показывать на исторической карте походы первых русских князей; рассказывать о главном событии правления князя Владимира.

Продуктивный уровень:

Объяснять мотивы, цели, результаты политики первых русских князей; выявлять общие черты и различия между язычеством и христианством.

Раскрывать прогрессивное значение христианства на Руси.

Творческийу ровень:

Высказывать свои суждения о деятельности первых русских князей.

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания.

Групповые формы работы

РТ с.10-12.

8-9

Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром.

§  5-6

2

Основные понятия:

Усобица, политика, посадник, наместник, династический брак, феодальные владения, древнерусская народность.

Исторические факты:

Усобица сыновей Святослава, внешняя и внутренняя политика Ярослава Мудрого. Складывание крупной земельной собственности. Свободное и зависимое население.

Исторические личности:

Ярослав Мудрый, Борис, Глеб.

Репродуктивный уровень:

Рассказывать об основных событиях правления Ярослава Мудрого.

Творческий уровень:

Проводить поиск нужной информации из дополнительной литературы.

Комбинированный урок с элементами лабораторной работы по документу

Индивидуальная работа

РТ с.12-14, 15-18.

10

Культура  Руси в домонгольское время.

§ 7

1

Основные понятия:

Миниатюра, патриотизм, житие, фреска, мозаика.

Исторические факты:

Особенности древнерусской культуры, устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество.

Исторические личности:

Летописец Нестор

Репродуктивный уровень:

Составлять описание памятников древнерусской культуры.

Продуктивный уровень:

Выявлять особенности русской культуры данного времени; раскрывать влияние христианства на древнерусскую культуру.

Творческий уровень:

На основе дополнительной исторической литературы подготовить реферат «Культурное наследие восточных славян»

Урок выступлений учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями.

РТ по истории России с.17-20

11

Быт и нравы Древней Руси.  

§8

1

Исторические факты:

Быт высших и низших слоев населения, складывание местных особенностей культуры в период раздробленности

Репродуктивный уровень:

Описывать быт, образ жизни разных слоев населения Древней Руси.

Продуктивный уровень:

Выявлять особенности местной культуры.

Творческий уровень:

Проводить поиск необхоимой информации их дополнительной литературы.

Урок с элементами анализа и самостоятельной деятельностью учащихся

РТ по истории России с.20-23

12

Повторение по теме

«Русь Древняя»

1

Урок контроля, оценки и  коррекции знаний

Тест по главе 1.

Тема 2. Политическая раздробленность Руси (11ч)

13

Начало периода раздробленности на Руси.

§ 9

1

Основные понятия:

Раздробленность, экономика, эксплуатация, удел.

Исторические факты:

Экономические, социальные, политические причины распада, положительные и отрицательные последствия периода раздробленности, образования самостоятельных княжеств и земель.

Исторические личности:

Владимир Мономах.

Репродуктивный уровень:

Показывать на исторической  карте крупнейший русские земли периода политической раздробленности; давать определение понятий; называть причины междоусобный  борьбы русских князей.

Продуктивный уровень:

Выявлять причины феодальной раздробленности; раскрывать реформаторский характер деятельности Владимира Мономаха.

Творческий уровень:

Излагать суждения о причинах, положительных и отрицательных последствиях политической раздробленности русских земель.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Индивидуальная работа

РТ по истории с.26-29

14-15

Главные политические центры Руси  

§10-11

2

Основные понятия:

 Удел, аристократия, республика, дворянство, посадник тысячник.

Исторические факты:

Особенности  развития Галицко-Волынской и Владимиро-Суздальской земель. Новгородская земля: особенности экономического и политического развития. Аристократическая республика. Основание Москвы.

Исторические личности:

Ярослав Осмомысл, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо.

Репродуктивный уровень:

Показывать на исорической катре крупнейшие политические центры; описывать занятия, образ жизни населения. Нравы, отношения между князьями  в Галицко-Волынской и Владимиро-Суздальской, Новгородской землях.

Продуктивный уровень:

Сравнивать политическое и экономическое развитие крупнейших центров периода феодальной раздробленности; выявлять особенности политического развития каждого княжества.

Творческий уровень:

На основе дополнительной литературы    подготовить сообщение «Политический портрет русских князей»

Комплексное применение ЗУН

Групповые формы работы

Индивидуальная работа

РТ по истории России с.30-33

16-17

Нашествие на Русь с Востока.

 §12

2

Основные понятия:

Монголо-татары, стан, Золотая Орда.

Исторические факты:

Тетритория расселения, хозяйство, военная организация монголо-татар. Завоевательные походы. Нашествия хана Батыя. Оборона русских городов. Зависимость Руси от Золотой Орды.

Исторические личности:

Чингисхан, хан Батый

Репродуктивный уровень:

показывать на исторической карте территорию расселения и направления походов монголо-татар; описывать  образ жизни, военную организацию монголо-татар.

Продуктивный уровень:

Выявлять особенности и цели монгольского государства; раскрыть исторические значение борьбы русского народа против монголо-татарских завоеваний.

Творческий уровень:

Излагать  суждения о причинах и последствиях зависимости Руси от Орды.

Комплексное применение ЗУН

Групповые формы работы

РТ по истории России с33-37

18-19

Борьба Руси с западными завоевателями. Русь и Литва. §13,15

2

Основные понятия:

Крестоносцы, духовно-рыцарский орден, ополченцы.

Исторические факты:

Завоевания крестоносцев в Прибалтике. Образование немецких орденов и Литовского княжества. Невская битва. Ледовое побоище. Причины успешного отражения агрессии с запада.

Исторические личности:

Александр Невский

Репродуктивный уровень:

Давать объяснение понятий; показывать на исторической карте завоевания крестоносцев в Прибалтике.

Продуктивный уровень:

Раскрывать значение отпора для Руси немецкой и шведской агрессии; определять историческое значение Невской битвы и Ледового побоища.

Творческий уровень:

Высказывать суждения о деятельности и личности Александра Невского.

Комплексное применение ЗУН

Групповые формы работы

Индивидуальная работа

РТ по истории России с 38-40

20

Русь и Золотая Орда в XIII веке.   §14

1

Основные понятия:

Баскак, владычество, выход, ярлык, резиденция, иго.

Исторические факты:

Формы зависимости русских княжеств от Золотой Орды. Последствия ига. Политика русских князей по отношению к Золотой Орде. Восстание в русских городах.

Исторические личности:

Александр Невский

Репродуктивный уровень:

Навязывать формы зависимость русских княжеств от Золотой Орды; рассказывать о борьбе русского народа против установления ордынского владычества.

Продуктивный уровень:

Раскрывать экономические и политические последствия ордынского влыдычества для Руси.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Индивидуальная работа

РТ по истории России с 40-42

21

Культура русских земель в XII-XIII веках.   §16

1

Основные понятия:

Архитектурный ансамбль, аскетизм, канон,     уникальный

Репродуктивный уровень:

Составлять описание памятников русской культуры в данный период.

Продуктивный уровень:

Раскрывать особенности культуры русских земель; выявлять влияние ордынского владычества на русскую культуру.

Творческий уровень:

Выявление исторических процессов на основе произведения «Слово о полку Игореве»

Выступления учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями.

22

Повторение по теме «Политическая раздробленность Руси»

1

Урок контроля, оценки, коррекции знаний.

    Тест № 4

23

Обобщение

по Разделу  I. «Возникновение и развитие Древнерусского государства»

1

Систематизация и обобщение материала по Разделу I.

Защита творческих работ учащихся

Глава II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РУССКОГО ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА  XIV-XVIвв. (17ч)

Тема 3. Русь Московская (17ч)

24-25

Предпосылки объединения русских земель.

Усиление Московского княжества.  §17,18

2

Основные понятия:

Вотчинное землевладение, централизация, русское государство.

Исторические факты:

Причины и предпосылки          объединения русских земель. Борьба за первенство Москвы и Твери.

Исторические личности:

Иван Калита

Репродуктивный уровень:

Давать определение понятий;  показывать начало процесса возрождения Северо-Восточной Руси.

Продуктивный уровень:

Выявлять группы населения, заинтересованные в объединении страны; раскрывать роль церкви в возрождении Руси.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Групповые формы работы

РТ по истории России с3-6

26-27

Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества

§ 19-20

2

Основные понятия:

Централизация, национальное самосознание.

Репродуктивный уровень:

Показывать на исторической карте процесс объединения страны вокруг Москвы.

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания.

Индивидуальная работа Групповые формы работы

РТ по истории России с 51-57

28

Куликовская битва.  

 §20

1

Исторические факты:

Рост территории и влияния Московского княжества. Москва – центр объединение русских земель. Превращение Москвы в религиозный центр. Начало открытой борьбы с Золотой Ордой. Причины победы русских войск. Значение Куликовской битвы.

Продуктивный уровень:

Выявить причины победы Москвы над Тверью; раскрыть значение Куликовской битвы как величайшего события в русской культуре.

Творческий уровень:

Высказывать и аргументировать свою оценку исторических событий и личностей в данный период.

Анализ учебного текста и фрагментов исторического документа

Индивидуальная работа

29

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.   §20

1

Основные  понятия:

Единое русское государство, уния, «государь всея Руси».

Исторические факты:

Подчинение Новгорода Москве. Стояние на реке Угре. Патриотический подъем на Руси и роль Православной церкви. Свержение ордынского ига. Присоединение Твери, Пскова, Рязани к Москве.

Исторические личности:

Иван III, Василий III

Репродуктивный уровень:

показывать на исторической карте процесс завершения объединения Северо-Восточной Руси вокруг Москвы.

Продуктивный уровень:

Раскрыть историческое значение свержения ига золотоордынских ханов; характеризовать князя Ивана III как первого «Великого князя. Всея Руси»; систематизировать исторический материал в виде таблицы, схемы.

Урок комплексного применения ЗУН

Групповые формы работы

РТ по истории России с. 57-63

30

Повторение по теме «Русь Московская»

1

Обобщение и систематизация знаний  по теме

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Тема 4. Россия в н.XVI века (9ч)

31

Московское государство в конце XV-начале XVI века.   §21

1

Основные понятия:

Боярская дума, кормление, местничество, поместье, помещик. Юрьев день.

Исторические факты:

Становление централизованного государства и самодержавной власти. Поместная система и служилые сословия. Начало закрепощения крестьян. Судебник 1497г.

Исторические личности:

Иван III

Репродуктивный уровень:

Давать определение понятий.

Продуктивный уровень:

Систематизировать исторический материал в виде схемы, таблицы. Выявлять связь между политическими процессами и изменениями в экономических отношениях.

Изучение нового материала

Индивидуальная работа

РТ по истории России с. 64-67

32

Церковь и государство в конце XV-начале XVI века.

 §22

1

Основные понятия:

Благотворительность, дьякон, нестяжатели и иосифляне, ересь.

Исторические факты:

Распространение монастырей. Попытка создания унии Католической  и Православной церквей. Взаимоотношение церкви и великих князей. Церковь и ереси. Избрание митрополита.

Исторические личности:

Нил Сорский,

Иосиф Волоцкий, Зосим.

Репродуктивный уровень:

Давать определения понятий.

Продуктивный уровень:

Раскрывать роль Православной церкви в создании единого централизованного государства; определять причины противоречий церковной и светской власти.

Творческий уровень: высказывать суждение о значении деятельности церковный деятелей

Изучение нового материала

Индивидуальная работа

РТ по истории России с. 67-70

33-34

Реформы Избранной Рады

2

Основные понятия:

Земский собор, приказы, централизованное государство.

Исторические факты:

начало правления Ивана Грозного и реформы Избранной рады. Рассмотреть с учащимися причины и содержание реформ Избранной рады.

Продуктивный уровень:

Рассказывать о правлении Е.Глинской, детстве Ивана IV; описывать условия, влиявшие на формирование личности Ивана IV; характеризовать цели, сущность и значение реформ Избранной рады.

Творческий уровень: сравнивать систему правления государством при Иване III и Иване IV.

Составление характеристики Ивана IV с точки зрения взглядов современников Ивана IV и современной исторической науки.

Исторические личности:

 Елена Глинская, Иван IV, А.Курбский, А.Адашев.

Изучение нового материала

Индивидуальная работа Групповые формы работы

35

Внешняя политика Ивана IV

1

Основные понятия: засечная черта, Речь Посполитая, острог

Исторические факты:

Рассмотреть с учащимися основные направления  и результаты внешней политики.

 Продуктивный уровень:

Показывать на исторической карте направления походов Ивана IV, рассказывать о причинах, ходе и итогах Ливонской войны. Раскрывать значение присоединения территорий к Московскому государству Казанского и Астраханского ханств.

Изучение нового материала

Индивидуальная работа Групповые формы работы

36

Опричнина

1

Основные понятия:  опричнина, земщина, посад, крепостное право

Рассмотреть с учащимися причины, суть, последствия опричнины. Называть существенные черты политического устройства при Иване IV.

Раскрывать причины падения Избранной рады и введения опричнины; выявлять последствия опричнины для экономического и политического развития России.

Изучение нового материала

Индивидуальная работа Групповые формы работы

37-38

Просвещение, народное творчество, литература в XIV - XVIвеках

2

Репродуктивный:

Продуктивный: Творческий:

Основные понятия:

Кафтан, полати, шатровый стиль, эпос, публицистика, «Домострой».

Исторические факты:

Влияние событий XVI века на характер русской культуры. Народное творчество и его герои. Зарождение русского книгопечатания. XVI век – век публицистики. Рождение шатрового стиля.

Исторические личности:

Дионисий, И.Федоров, Феофан Грек, Андрей Рублев.

Репродуктивный уровень:

Составлять описание памятников русской культуры.

Продуктивный уровень:

Выявить влияние событий XVI века на характер русской культуры. Раскрывать исторические значение возникновения книгопечатания.

Творческий уровень:

На основе разных исторических и литературных источников подготовить сообщение о быте русского народа в XVI веке.

Урок изучения и закрепления новых знаний

Индивидуальная работа

групповая

§ 2

Архитектура и живопись в XIV - XVIвеках

§ 3-4

Быт XV -XVI веков

§ 5

§ 6

Урок выступлений учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями.

Урок  оценки знаний

 история России в лицах, с. 69,79

39

Повторение темы «Россия при Иване Грозном»

1

Обобщение и систематизация исторического материала

зачет

40

Итоговый урок  по курсу «История России»

1

Обобщение и систематизация исторического материала

Контрольная работа

5. Требования к уровню подготовки учащихся в 6-м классе

Знать/понимать:

              - основные этапы и ключевые события истории России и мира периода Средних веков;

              -  выдающихся деятелей истории изучаемого периода;

              - важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшихся в ходе исторического развития;

              - изученные виды исторических источников.

  Уметь:

        -     Определять и объяснять понятия;

        -     Выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, в докладе одноклассника, письменном тексте, документе;

        -     составлять связный, четкий рассказ по тексту учебника, другим источникам на основе простого плана;

 -     Обобщать и систематизировать полученную информацию;

        -     Работать с исторической картой, читать её, использовать как источник знаний;

        -     Определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;

        -     Давать оценку отдельным явлениям культуры;

        -     Составлять характеристику исторических деятелей;

        -      Участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзывы на ответы других учащихся.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;
  • предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;

участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения

6. Характеристика КИМов,

используемых при оценивании уровня подготовки учащихся:

Формы контроля знаний и умений обучающихся по истории:

 В данной рабочей программе предусмотрены традиционные   формы контроля знаний учащихся и их умений:

– исторический  диктант;

– тестовое задание ( на бумаге и ПК)

– самостоятельная работа (воспроизводящая; реконструктивно – вариативная; эвристическая; творческая, синквейн,  формула ПОПС.)

- зачет (устный, письменный).

– письменная проверочная работа;

– лабораторная работа;

- карточки - задания

- кроссворды

Применяется для оценки и коррекции учебного материала по главам:

  1. Тестовые задания. Здесь обучающимся предлагается несколько, обычно 2-3, варианта ответов на вопрос, из которых надо выбрать правильный. Чаще используется при выявлении и коррекции знаний у учащихся по разделам и главам  программы.. Обучающиеся не теряют времени на формулировку ответов и их запись, что позволяет охватить большее количество материала за это же время. Следует, однако, отметить, что тестовые задания дают возможность проверить ограниченную область знаний и умений обучающихся, оставляя в стороне деятельность по созданию исторических  объектов, воспроизведению конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и экологическим явлениям и т.п. По результатам выполнения тестов учитель не может проверить умения обучающихся решать комбинированные задачи, способности построения логически связанного ответа в устной форме. Варианты ответов на каждое задание должны подбираться таким образом, чтобы исключались возможности простой догадки или отбрасывания заведомо неподходящего ответа.Тестовый контроль не проверяет умение обучающихся строить ответ, грамотно и логично выражать свои мысли на языке науки, рассуждать и обосновывать свои суждения. Тестовый опрос многофункционален. Он позволяет быстрее понять, как дальше работать с данным учеником.

     2.Устный зачёт по теме. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений обучающихся. Ученик может решать задачи, потом делать лабораторную работу, а затем беседовать с учителем. Устная беседа с учителем, позволяющая проконтролировать сформированность  исторического  мировоззрения, пробелы в знаниях, рассмотреть непонятные места в курсе, отличает зачёт от других форм контроля. Это наиболее индивидуализированная форма. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у каждого ученика: всем даются индивидуальные задания. Зачёт требует большого количества времени.

Качество устной проверки зависит от подбора, последовательности и постановки вопросов, которые предлагаются, во-первых, каждый вопрос должен быть целенаправленным и логически завершённым, а во вторых, должен быть предельно сжатым, лаконичным и точным. Рекомендуется  учащимся  пояснять устные ответы схематическими рисунками, диаграммами, таблицами. Этот приём заставляет обучающихся точнее выражать мысли, конкретизировать знания и приводить их в определённую систему. Это позволяет избежать ошибок, связанных с неумением школьников отобрать необходимые для ответа сведения, установить соподчинение составных частей ответа, расположить материал в таблице или схеме.

   3.Исторический  диктант –представляет собой перечень вопросов, на которые обучающиеся должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы четко  и требуют  однозначных, не требующих долгого размышления, ответов..

С помощью исторических  диктантов можно проверить ограниченную область знаний обучающихся:

– буквенные обозначения  исторических понятий,  явлений, ход  событий;

– определения исторических  явлений, формулировки исторических  законов, формулировки научных фактов.

 Исторический  диктант не позволяет проверить умения, которыми овладели обучающиеся при изучении той или иной темы. Таким образом, быстрота проведения  исторического  диктанта является одновременно как сто достоинством, так и недостатком, т.к. ограничивает область проверяемых знаний. Однако эта форма контроля знаний и умений обучающихся снимает часть нагрузки с остальных форм, a также может быть с успехом применена в сочетании с другими формами контроля.

4. Кроссворд -  применяется в двух формах: в качестве разгадывания и самостоятельного составленияЮ активизирует  мыслительные процессы, однако этот метод проверки - является дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала.

Применяется для оценки и коррекции учебного материала по темам:

5.  Кратковременная самостоятельная работа. Здесь обучающимся задается некоторое количество вопросов, на которые предлагается дать свои обоснованные ответы. В качестве заданий могут выступать теоретические вопросы на проверку знаний, усвоенные обучающимися конкретные ситуации, сформулированные или показанные с целью проверить умение обучающихся распознавать исторические явления, задания по моделированию (воспроизведению) конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и понятиям. При этой форме контроля обучающиеся обдумывают план своих действий, формулируют и записывают свои мысли и решения. Кратковременная самостоятельная работа требует гораздо больше времени, чем предыдущие формы контроля, и количество вопросов может быть не более 2-3, а иногда самостоятельная работа состоит из одного задания.

6.   Письменная проверочная работа – наиболее распространенная форма в школьной практике. Традиционно проверочные работы по истории проводятся с целью определения конечного результата в обучении умению применять знания. Содержание проверочных работ составляют задачи как текстовые, так и экспериментальные. Понятие “проверочная работа” следует расширить и включить в нее различные типы заданий, если она используется учителем как форма контроля знаний и умений обучающихся в конце изучения темы. Творческие задания, составляющие проверочные работы, могут быть разными по сложности: это позволит учителю проверить, насколько полно обучающиеся усвоили изучаемые знания, а если кто-то не справился с заданием целиком, то обладает ли он необходимым минимумом знания по этой теме или на каком уровне он усвоил материал темы.

Задачи могут включать в себя вопросы повышенной сложности, необязательные для выполнения, но за их решение ученики получают дополнительную хорошую отметку, а учитель – возможность выявить знания и умения учеников, не входящие в обязательные требования программы.

7.   Лабораторная работа. Лабораторные работы могут быть непродолжительными, но при целенаправленном, методически продуманном их проведении они позволяют обучающимся провести наблюдения, анализ в ходе сравнения, сделать вывод или обобщение.По способу организации лабораторные работы проводятся  фронтально и группами.Групповые занятия по выполнению лабораторной работы предполагают деления класса на бригады из 4-6 человек. Каждая группа имеет общее задание, которое записано на доске или изложено в инструктивной карточке. При групповой форме обучающиеся могут меняться заданиями, выполнять общее задание для всей группы. Фронтальные лабораторные занятия предполагают выполнение одинаковых заданий для обучающихся всего класса. С целью экономии времени при проведении лабораторной работы используются по возможности инструктивные карточки. Они включают цель работы, оборудование, перечень материалов для изучения, а также указания о порядке и способах проведения работы, рекомендации для записи результатов наблюдений.

8.  Карточки-задания как средство конкретизации и развития понятий, для доказательств и обобщений.Содержание карточек включает:

  • вопросы, требующие конкретных знаний, фактического материала;
  • задания, предлагающие применение ранее полученных знаний для усвоения нового материала;
  • задания, требующие доказательного ответа на основе систематизации и обобщения изученного.

Содержание и построение вопросов и заданий предполагает развитие умений и навыков логического мышления, умений последовательно изучать, выбирать наиболее правильное решение вопроса, осуществлять связь ранее полученных знаний с поставленной проблемой, делать выводы и обобщения. Карточки-задания, включающие отрывки из текста и вопросы по их содержанию, предполагают развитие умений соотносить полученные знания с вновь приобретёнными, использовать их в новой ситуации для обобщений и доказательств

7. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

5 (отл.)

4 (хор.)

3 (уд.)

2 (неуд.)

1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение)

Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5.Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания


[1] В тексте подчеркиванием выделено содержание Государственного образовательного стандарта. Подчеркнутым курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока истории в 6 классе по истории средних веков.Тема: "Завоевание Англии".

Зрительный ряд урока истории средних веков в 6 классе. Тема: "Норманны. Завоевание Англии"....

Конспект урока в 6 классе по истории средних веков

В данном конспекте я объединила две темы: "Католическая церковь" и "Крестовые походы"....

Карточки для проверки домашнего задания в 6 классе по истории средних веков

Данные задания используются для проверки домашнего задания по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе", "Усилинение власти князей в Гкрмании и Италии"....

Рабочая программа по Всеобщей истории. 6 кл. Авторы учебника: Е.В. Агибалова, Г. М. Донской

Рабочая программа по Всеобщей истории. 6 кл. Авторы учебника: Е.В. Агибалова, Г. М. Донской. 30 часов (2 раза в неделю)...

Рабочая программа по истории 6 класс (уч Арсентьева под ред Торкунова + Агибалова)

рабочая програма по истории 6 класс, составлена к УМК под ред Торкунова (изд "Дрофа")...

Интегрированный урок с историей средних веков, литературой и МХК. в 7 классе по всеобщей истории

Тема: Мир художественной культуры Возрождения.Цель: знакомство с великими произведениями творцов искусства Высокого               Возро...

Рабочая программа по истории "Средних веков" "история России" 6 класс

Рабочая программа по истории "Средних веков" "история России" 6 класс...