Рабочая программа по Всеобщей истории. 6 кл. Авторы учебника: Е.В. Агибалова, Г. М. Донской
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Василенко Татьяна Викторовна

Рабочая программа по Всеобщей истории. 6 кл. Авторы учебника: Е.В. Агибалова, Г. М. Донской. 30 часов (2 раза в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_vseobshchey_istorii._6_kl.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по Всеобщей истории.

История Средних веков (6 класс) по учебнику Е.В. Агибаловой, Г. М. Донского

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г.

Пояснительная записка

Предлагаемая программа ориентирована на учебник Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского под редакцией д-ра ист. наук А. А. Сванидзе «Всеобщая история. История Средних веков» (М.: Просвещение, 2007).

Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию. Тема «Африка» предполагается для самостоятельного изучения учащимися, так как она не предусмотрена Стандартом основного общего образования

Задача курса - показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.

Основные цели курса:

  • сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
  • осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
  • охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;
  • показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали);
  • уделить при этом особое внимание истории мировой религии - христианства и ислама.

В ходе изучения курса имеется возможность вести работу по формированию у учащихся:

  • умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
  • умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
  • умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
  • умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
  • умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;
  • умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;
  • умения работать с исторической картой;
  • умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений,

Календарно-тематическое планирование составлено на 32 часа, из них 2 часа из резервного времени.

В учебной программе используется следующий учебно-методический комплект:

•         Агибалова Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. - М.:

Просвещение, 2007.

•         Рабочая тетрадь кучебнику Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского / авт. Е. А. Крючкова. -М.: Просвещение, 2007.                                                     ,

•         Максимов И. И. Атлас по истории Средних веков. - М.: Дрофа, 2007.

Календарно-тематическое планирование курса Всеобщая история. «История Средних веков» (6 класс)

п/п

Тема урока

Тип  урока

Элементы содержания

Понятия

Требование к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля, измерители

Домашнее задание

Дата проведения

1

Вводный урок

Урок изучения нового

материала

Место истории средних

веков в истории человечества.

Источники знаний об истории Средних веков

Средние века

Архив

хроники.

Называть хронологические рамки «средневековья».

Определять по ленте времени географические пределы средневекового мира

Задание на сравнение хронологических рамок

«древнего мира» и «средневековья».

Задание на определение понятий урока.

Работа с к/к

Учебник

С. 6-10

Глава 1. Становление средневековой Европы – 5 часов

2

Древние германцы

и Римская империя

Урок изучения нового

материала

Германские племена.

Конец Западной Римской империи (Великое переселение народов).

Римский историк Тацит о древних германцах. Верования древних германцев

Знать

Герцог

Народ. ополчен.

Дружина

Гунны

Готы

Сравнивать общество древних германцев и общество Римской империи. Что они могли перенять друг у друга

Сравнить богов древних

греков и богов германцев

Работа с к/к

§1

3

Королевство

франков и германская церковь

в V – VIII вв.

Комбинированный

урок

Королевская власть при Хлодвиге.

Принятие христианства.

Законы франков. Создание империи Карла Великого

Король

Граф

Папа

Феодал

Миряне

Монастырь

Аббат

Уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопрос

Выявить отличия власти короля от власти вождя

Сравнить власть короля

и власть вождя

Работа с к/к

§ 2

4

Возникновение и распад империи Карла Великого.

Феодальная

раздробленность

Урок применения

знаний

(практикум)

Возникновение и распад империи Карла Великого

Междоусоб.войны.

Сеньоры и вассалы.;

Феодальная лестница.

Авары

Титул

Феод.раздроб.

Междоус.войны

Сеньор

Вассал

Барон

Рыцарь

Определять на основе изученного материала причины и следствия важнейших исторических событий

Уметь оценивать деятельность исторических личностей (на прим. Карла Великого)

В чем причины распада

империи Карла Великого и периода феодальной раздробленности 

Работа с историческими документами

§3

5

Западная Европа в IХ-ХI вв.

Комбинированный

урок

Королевская власть во Франции. Священная Римская империя. Норманны

Норманны

Викинги

Замок

Уметь объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории 

Можно ли считать священную Римскую империю государством и почему?

§4

6

Культура Западной Европы в раннее средневековье

Урок применения знаний (практикум)

Представления о мире в Средние века. Королингское Возрождение. Литература

Капелла

Пергамен

Инициалы

Заставки

Житие

Эпос

Жонглер

Уметь работать с различными источниками дополнительной информации

Определить существенные черты представлений средневекового человека о мире

Чем обучение в монастырской школе отличалось от обучения в современной школе

§5

Глава 2. Византийская империя и славяне в VI-ХI вв. – 2 часа

7

Византия при Юстиниане. Культура Византии

Урок изучения нового материала

Юстиниан и его правление. Войны Юстиниана. Культура Византии

Скипетр

Право

Уметь анализировать и сравнивать исторические факты

Сравнивать управление государством (Византии и империи Карла Великого)

Сравнить образование, науку и архитектуру в Византии и в Западной Европе VI-ХI вв.

§6-7

8

Образование славянских государств

Урок применения знаний (практикум)

Образование славянских государств

Алтарь

Крестово-купольный храм

Канон

Смальта

Икона

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника и составлять план

Составлять описание произведений искусства

Рассказать о взаимоотношениях Византии и Болгарии (с точки зрения болгарина и византийца)

§8

Глава 3. Арабы в VI-ХI вв. – 2 часа

9

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад

Урок изучения нового материала

Древняя Аравия: природа, образ жизни и занятия населения. Ислам и его роль в объединении арабских племен. Завоевательные войны арабов

Бедуины

Аллах

Мусульманин

Коран

Шариат

Паломничество

Халиф

Везир

Эмир

Раскрывать систему управления арабами. Объяснять объединительную роль ислама. Знать основы вероучения ислама и мусульман. Объяснить причины распада Арабского халифата.

 Рассказать об основных завоеваниях арабов обязанности

Работа с к/к (нанести на карту территории, завоеванные арабами). Подготовить сообщение о развитии образования, науки, литературы

§9

10

Культура стран халифата

Урок применения знаний и формирования умений (практикум)

Образование, литература, искусство, медицина

Медресе

Фарси

Альгамбра

Мечеть

Арабески

Минарет

Сравнить культуру Византийской империи и стран халифата (выделение общего и особенного)

Рассказывать о развитии культуры в странах халифата

§ 10

Глава 4. Феодалы и крестьяне – 2 часа

11

В рыцарском замке

Урок применения знаний и формирования умений

Жизнь и быт феодалов. Земля и служба. Ритуальная присяга. Кодекс рыцарской чести. Рыцарь как защитник справедливости и веры. Рыцарские доспехи. Турниры. Гербы. Литературные произведения

Замок

Донжон

Рыцарь

Кольчуга

Турнир

Герольд

Герб

Девиз

Уметь раскрыть суть феодальных отношений. Описывать условия и образ жизни, занятия средневекового феодала. Используя текст и иллюстрации учебника, составлять описание феодала

Составить рассказ «День феодала»

§11

12

Средневековая деревня и ее обитатели

Урок применения знаний и формирования умений

Феодальные отношения, натуральное хозяйство. Жизнь и быт крестьян

Вотчина

Барщина

Оброк

Лично завис. крестьянин

Описывать условия и образ жизни, занятия средневекового зависимого крестьянина

Задание на составление сравнительной таблицы «Жизнь и быт раба, колонна зависимого крестьянина»

§12

Глава 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе – 2 часа

13

Формирование средневековых городов

Урок применения знаний и формирования умений

Происхождение городов. Облик городов. Борьба с сеньорами. Коммуны. Города-республики. Зарождение демократических порядков

Сырье

Коммуны

Самоуправление

Бургомистр

Патриции

Устав

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере возникновения городов);

Описывать облик средневекового города. сравнивать  город-коммуну и город-республику.

Раскрывать систему самоуправления в городе

Описать средневековый город

§13

14

Горожане

и их образ жизни

Комбиниро-

ванный

урок

Городское самоуправление. Городские ремесла и ремесленники. Борьба ремесленников.

Ремесленные цехи, гильдии. Торговля и ярмарки. Жизнь и быт горожан

Собор

Ратуша

Мастер

Ученик

Подмастерье

Шедевр

Рассказывать о возникновении ремесленных цехов и купеческих гильдий в Средние века

Сравнить натуральное и товарное хо- зяйство (общее и особенное)

§14

Глава 6. Католическая церковь в ХI-ХIII вв. Крестовые походы – 2 часа

15

Могущество папской власти.

Католическая

церковь и еретики

Урок изучения нового

материала

Разделение церквей.

Германские императоры и церковь.

Объединяющая роль католической церкви.

Источники богатства церкви. Еретики, ересь.

Борьба церкви с еретиками

Католичество

Православие

Фанатизм

Десятина

Еретик

Индульгенция

Сословия

Объяснять причины раскола христианской церкви на католическую и православную, источники богатства церкви.

Раскрывать причины возникновения ереси

Установить последовательность и длительность событий

§15

16

Крестовые походы

Урок изучения нового

материала

Крестовые походы и их последствия

Крестоносцы

Раскрывать причины и последствия крестовых походов 

Определить участников

всех крестовых походов

Работа с к/к (наносят на контурную карту походы крестоносцев; обозначают государства крестоносцев)

§16

Глава 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (ХI-ХVвв.) – 6 часов

17

Как происходило объединение

Франции

Комбинированный урок

Возвращение французских территорий. Борьба Филиппа II Августа с английскими королями. Борьба Филиппа IV Красивого с римским Папой. Генеральные штаты

Денежный оброк

Сословно-представительная монархия

Генеральные Штаты

Объяснять причины

усиления королевской власти во Франции.

Перечислять характерные черты сословной монархии

Задание на классификацию государственной

власти по указанным признакам. Перечислить

характерные черты политического устройства

Франции

§17

18

Что англичане

считают началом своих свобод

Комбинированный

урок

Нормандское завоевание Англии и его последствия.

Причины усиления королевской власти.

Генрих II и его реформы.

«Великая хартия вольностей».

Английский парламент

Баллада

Реформа

Шериф

Графство

Суд присяжных

Парламент

Выявить общее и особенное в сословно-представительной монархии Франции

и Англии

Выявить общее и особенное в сословно-представительной монархии Франции и Англии.

§18

19

Столетняя война

Комбинированный урок

Причины поражения французов при Креси и Пуатье. Крестьяне и феодалы. Освобождение крестьян от крепостной зависимости. Поражение англичан. Итоги войны.

Излагать причины

Столетней войны.

Сравнивать армии англичан и французов, оценивать их боеспособность

Установить последовательность и длительность Столетней войны

Работа с к/к (ход боевых действий)

§19

20

Крестьянские восстания во Франции

и Англии

Комбинированный

урок

Крестьянские восстания в Англии и Франции.

Восстание в Лондоне

Партизанская война

Народная освободительная война

Называть причины,

воззвание восстания

крестьян в Англии

и Франции.

Сравнивать цели

и реальные действия

крестьян в Англии

и Франции.

Знать последствия крестьянских выступлений

Сравнить цели, реальные действия и последствия крестьянских выступлений в Англии и Франции

§20

21

Усиление королевской власти

в конце XV в.

во Франции

и в Англии

Комбинированный

урок

Завершение объединения Франции.

Укрепление королевской власти.

Война Алой и Белой розы. Установление сильной центральной

власти в Англии.

Последствия превращения Англии и Франции в централизованные государства

Постоянное войско

Ежегодный налог

Централизованное государство

Объяснять причины укрепления централизованного государства во Франции. Объяснять, какую роль сыграла война Алой и Белой розы в становлении и укреплении централизованного государства в Англии

Определить существенные черты централизованного государства.

Выявить общее и особенное в централизованных государствах Франции и Англии

§21

22

Реконкиста

и образование

централизованных

государств

на Пиренейском

полуострове

Урок изучения нового

материала

Пиренейские государства: природа, климат, условия жизни, занятия.

Реконкиста и ее хозяйство.

Результаты Реконкисты.

Введение инквизиции в Испании.

Папство в ХIV-ХV вв.

Раскол в католической церкви

Реконкиста

Кортесы

Показывать на карте

государства, расположенные на Пиренейском полуострове.

Объяснять понятие

«реконкисты» и рассказывать о ее ходе.

Знать причины образования самостоятельных государств: Испания и Португалия

Работа с к/к;

Сравнить английский

парламент, Генеральные

штаты и Кортес

§22

Глава 8. Германия и Италия в ХII-ХVвв. – 1 час

23

Усиление власти князей в Германии.

Расцвет итальянских городов

Комбинированный

урок

Германские государства

в ХII-ХVвв.

Расцвет римских городов

Курфюрст

Булла

Кантон

Гвельфы

Гибеллины

Чомпи

Тирания

Уметь анализировать, сравнивать изученный материал, выделять общее и особенное

Почему в Германии в отличие от Франции и Англии; не возникло централизованного государства

§23-24

Глава 9. Славянские государства и Византия в ХIV-ХVвв. – 2 часа

24

Гуситское движение в Чехии

Урок изучения нового

материала

Чешское государство.

Национальное движение в Чехии.

Ян Гус и Ян Жижка.

Падение Константинополя. Значение гуситского движения

Паны

Патриот

Церков. собор

Табориты

Сейм

Объяснять, почему гуситское движение называют национальным.

Рассказать о ходе и результатах гуситского движения

Подготовить характеристику Яна Гуса и Яна Жижки

§25

25

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

Урок применения

знаний и

формирования умений

Завоевание сельджуков и османов.

Падение Византии.

Османская империя

Турки-османы

Янычары

Подушный налог

Уметь работать с текстом учебника

Почему Восточная Римская империя смогла просуществовать на тысячу лет больше, чем Западная Римская империя

Работа с к/к

§26

Глава 10. Культура Западной Европы в XI - ХV вв. – 1 час

26

Культура Западной Европы в XI – XV веках

Урок применения

знаний и

формирования умений

Наука и образование

Технические открытия и изобретения.

Место религии в жизни человека;

Средневековая литература.

Архитектура, скульптура и живопись

Новое учение о человеке.

Первые гуманисты. Искусство раннего Возрождения

Изобретение книгопечатанья

Домна

Мушкет

Компас

Астролябия

Каравелла

Печат.станок

Ректор

Факультет

Трубадур

Ваганты

Арка

Свод

Готич. стиль

Химеры

Гуманизм

Рассказывать о содержании средневековой литературы, объяснять ее сословный характер.

Раскрывать особенности средневековой архитектуры, скульптуры, живописи

Уметь работать с различными источниками информации

Сравнить развитие науки

и образования в раннем

средневековье в период

раннего Возрождения

Почему это время называется Возрождением?

Когда и благодаря чему

начались Великие географические открытия?

§27-30

Глава 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

27

Средневековый

Китай

Урок изучения нового

материала

Китай в IV-VII вв.

Борьба с кочевниками.

Всекитайская империя.

Особенности социального и государственного строя Китая. Внешняя и внутренняя политика династии Манн.

Культура средневекового Китая, ее общечеловеческая зависимость

Шелковый путь

Монгол

Хан

Фарфор

Пагода

Пейзаж

Рассказывать о внутренней и внешней политике династии Манн.

Объяснять причины колониальных вторжения в Китай.

Объяснять причины крестьянских выступлений и гражданской смуты.

Рассказывать о культуре Китая, ее общечеловеческой значимости

Задание на работу с картой восстаний и гражданской смуты. Раскрыть значение китайской культуры

§31

28

Индия. Государство и культура

Урок изучения нового

материала

Особенности экономического и политического развития Индии.

Делийский Султанат.

Появление европейских колонизаторов на юге Индии. Империи Великих Монголов.

Индийская культура

и ее специфические формы

Раджа

Брахман

Фрески

Раскрывать политическое устройство индийских княжеств до вторжения мусульман;

значение индийской

культуры

Задание на выявление

последовательности событий. Объяснить влияния индийской культуры на мировую историю и культуру

§32

29

Государства

и народы доко-

лумбовой Америки. Африка

Комбинированный

урок

Первые земледельческие культуры в Северной Америке.

Государство, религия и общество ацтеков.

Страна майя.

Империя инков в Южной Америке.

Культура доколумбовой

Америки, ее общекультурная значимость

Понятие о Северной и Южной Африке. Особенности развития  Южной Африки.

Африканский уклад

жизни.

Рабы, воины и правительницы Африки

Майя

Ацтеки

Инки

Рассказывать о возникновении государства у ацтеков, религии и государственном устройстве. Рассказывать о религии и государственном устройстве у майя и инков, о культуре доколумбовой Америки, объяснить ее значение.

Раскрывать особенности политического и общественного устройства индийских этносов Америки в канун вторжения европейцев

Перечислить первые государства тропической Африки.

Рассказывать о социальном и государственном устройстве Африки

Сравнивать политическое и общественное устройство у инков, майя, ацтеков

Описание государственного устройства, жизни и быта жителей Африки и сравнить их со странами Востока

§33

30

Наследие истории Средних веков в истории

человечества

Повторительно-обобщающий урок

Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду

Уметь работать с тестовыми заданиями

Выполнение тестов, написание эссе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Всеобщей истории к учебнику Бойцова М.А., Шукурова Р.М. "История средних веков" 6 класс

Рабочая программа разработана на основе:-              обязательного минимума содержания исторического образования;-...

рабочая программа по "Всеобщей истории и истории России с древности до XVI века" за курс 6 класса

Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории, 2007г, федерального  компонента государственного стандарт...

Рабочая программа по всеобщей истории и истории России к учебнику И.Л. Андреева 6 класс по ФГОС

Рабочая программа включает в себя основное содержание и планируемые результаты как по всеобщей истории, так и по истории России....

• Рабочая программа курса «Всеобщая история. История Средних веков» для 6 класса • авторской программы М.А. Бойцова, Н.Г. Петровой «История Средних веков»,

Рабочая программа по Всеобщей истории. История Средних веков" на 2018 - 2019 гг для 6 класса по программе М. А Бойцова, Н. Г. Петровой. ФГОС...

• Рабочая программа курса «Всеобщей история. История Нового времени» на 2018-2019 гг. для 7 кл. к учебнику О. В. Дмитриевой

Рабочая программа по Всеобщей истории для 7 класса к учебнику О. В. Дмитриевой составлена на соснове ФГОС...

Примерная рабочая программа по Всеобщей истории для 5-9 классов, автор Т.П. Андреевская

Материал содержит примерную программу по Всеобщей истории и тематическое планирование для 5-9 классов, под редакцией Т.П.Андреевской....

Рабочая программа по всеобщей истории для 5 класса (по учебнику Вигасина, Годера)

Рабочая программа по всеобщей истории (история Древнего мира) для 5 класса по учебнику под ред. Вигасина, Годера с поурочным планированием и УУД...