Главные вкладки

    • Рабочая программа курса «Всеобщей история. История Нового времени» на 2018-2019 гг. для 7 кл. к учебнику О. В. Дмитриевой
    рабочая программа по истории (7 класс)

    Рабочая программа по Всеобщей истории для 7 класса к учебнику О. В. Дмитриевой составлена на соснове ФГОС

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 7_kl_vseobshchaya_istoriya._rabochaya_programma.docx35.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

     Софийская средняя общеобразовательная школа

    Ульчского муниципального района Хабаровского края

    «Рассмотрено»

    МО гуманитарного цикла

    МБОУ СОШ с. Софийск

    Протокол   № __________   от «__»_____________2018 г

    ______

    «Согласовано»

    Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ

    С. Софийск

    ____________/____________

     от « _»__________ 2018

    «Утверждаю»

    Директор МБОУ СОШ

    С. Софийск

    Приказ № ______________

    от «__»  ___________ 2018

    Рабочая программа по Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV – XVIII век

     для 7 класса

    на 2018 - 2019

     

     

                                                                                                                  Разработала:

     Николаева Аида Николаевна

    учитель истории и обществознания

    с. Софийск

    2018 г

    Пояснительная записка

    • Рабочая программа курса «История России» для 7 класса составлена на основе: ФГОС ООО, Основной образовательной  программы начального, основного общего образования МБОУ СОШ с.Софийск
    • Учебного плана МБОУ СОШ  с.Софийск
    • Федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных  организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию
    • Авторская программа: Программа курса и тематическое планирование к учебнику О. В. Дмитриевой «Всеобщая история. История Нового времени» для 7 класса общеобразовательных учреждений. /Дмитриева О.В. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007
    • Примерных программ по учебным предметам. История. 5–9 классы. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения)

    Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования. Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

    Задачи:

    - формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

    - овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

    - воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

    - развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

    - формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

    Предмет

    Количество часов

    Всеобщая история

    28

    История России

    40

    Требуемые результаты

    Предметные результаты:

    • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой миропонимания и познания современного общества;
    • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
    • умения изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
    • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории.
    • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

    Метапредметные результаты:

    • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др.;
    • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
    • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
    • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

    К важнейшим личностным результатам изучения истории относятся:

    • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
    • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
    • осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
    • следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
    • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

    Раздел II. Учебно - тематический план

    № п/п

    Название темы

    Количество часов

    1

    Введение

    1 ч

    2

    ЧАСТЬ 1. Раннее Новое время

    15 ч

    3

     ЧАСТЬ 2. Новое время

    11 ч

    3

    Итоговое повторение

     1 ч

    Итого

     28 ч

    Содержание тем учебного курса:

    Введение

    Что изучает новая история. Понятие «Новое время». Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени, его отличия от человека средневекового. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.

    ЧАСТЬ 1. Раннее Новое время. 15 ч

    Великие Географические открытия

    Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию. Путешествия Христофора Колумба. Открытие нового материка — встреча миров. АмеригоВеспуччи о Новом Свете. Фернандо Магеллан. Первое кругосветное путешествие. Западноевропейская колонизация новых земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете. Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен.

    Меняющийся облик Европы

    Развитие техники. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — капиталистическое предприятие.

    Рождение капитализма. Повседневная жизнь европейцев. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои населения. Бродяжничество. Законы о нищих. Главные беды — эпидемии, голод и войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть». Менялись эпохи — менялась мода. Костюм — «визитная карточка» человека. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.

    Европейское Возрождение. От Средневековья к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма. Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Ф. Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры. Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в.; искусство Северного Возрождения.

    Реформация и Контрреформация в Европе. Реформация — борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер — вождь народной реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение. Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов.

    Государства Западной Европы в XVI- первой половине XVII вв. Королевская власть и Реформация в Англии.ГенрихVIII — «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I — «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I.Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции.Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IVБурбон — * король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте.

    Европейская культура в конце XVI- первой половине XVII вв.

    Развитие новой науки в XVI—XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» — ядро учения Николая Коперника.
    Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого организма. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт — основоположники философии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.

    ЧАСТЬ 2. Новое время. 11 ч

    Государства Западной Европы в XVI-первой половине XVII века.

    Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях) Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией.

    «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика — самая экономически развитая страна в Европе.

    Революция в Англии. Установление парламентской монархииАнглия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики: внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии — создание условий для развития индустриального общества.

    Международные отношения. Причины международных конфликтов в XVI — XVIII вв. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его военная система. Организация европейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф — крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия войны для европейского населения. Война за испанское наследство — война за династические интересы и за владение колониями. Семилетняя война, ее участники и значение. Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений.

    Промышленный переворот в Англии. Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети — дешевая рабочая сила. Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса.

    Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки. Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин — великий наставник «юного» капитализма. Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. Билль о правах. Претворение в жизнь идей Просвещения.

    Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России.

    Историческое значение образования Соединенных Штатов Америки.

    Великая французская революция XVIIIв. Франция в середине XVIII в.: характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI. попытка проведения реформ. Созыв Генеральных Штатов. Мирабо — выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г.— начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет. Декларация нрав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор. Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства.

    Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации

    Основные черты традиционного общества: государство — верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм. Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика реформ. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию. Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Русско-китайские отношения. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние. Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сёгунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.

    Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.

    Место предмета в базисном учебном плане:

    Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и примерному учебному плану образовательного учреждения на изучение истории в 5-9 классах отводится 2 часа в учебную неделю, 68 часов в год.

    Данная программа в 7 классе составлена в соответствии с этим распределением учебного времени.

    Планируемые результаты обучения истории конца XV – XVIII в. 7 классе.

    • локализовать  во времени общие рамки раннего Нового времени и собственно Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории;
    • использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Западной Европы и других регионов в конце XV – XVIII в.;
    • проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках изучаемого периода;
    • составлять описание образа жизни различных населения, памятников материальной и художественной культуры;
    • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя государств конца XV – XVIII в.; б) ценностей, господствовавших в обществах изучаемого периода, религиозных воззрений, представлений о мире;
    • объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории конца XV – XVIII в.;
    • сопоставлять развитие России и других стран в конце XV – XVIII в., показывать общие черты и особенности;
    • давать оценку событиям и историческим личностям изучаемого периода;
    • давать сопоставительную характеристику политического устройства государств конца XV – XVIII в.;
    • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
    • сопоставлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников культуры, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.

    Диагностические мероприятия, контрольно-измерительный материал и критерии определения уровня усвоения обучающимися содержания предмета.

    Для определения уровня усвоения учащимися 7 класса содержания предмета будут проведены контрольные работы: по пройденным темам в течение года, рубежная, итоговая. будут проводиться проверочные тестовые работы. Критериями для определения уровня усвоения учащимися 7 класса содержания предмета будут:

    1. Знание хронологии, работа с хронологией:

    • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
    • соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

    2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

    • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важных исторических событий;
    • группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

    3. Работа с историческими источниками:

    • читать историческую карту с опорой на легенду, определять местоположение историко- географических объектов;
    • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

    4. Описание (реконструкция):

    • рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
    • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников.

    5. Анализ, объяснение:

    • соотносить единичные исторические факты и общие явления;
    • называть характерные признаки исторических событий и явлений;
    • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
    • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

    6. Работа с версиями, оценками:

    • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
    • определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.

    7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

    • использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
    • способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и хранению памятников истории и культуры).

    Тематическое планирование

    Тема

    Кол.

    часов

    № параграфа

    План

    Факт

    1

    Введение. Что такое новое время

    1

    3.09

    2

    Начало Великих географических открытий.

    1

    & 1

     

    3

    Новый и старый свет: время старых перемен.

    1

    & 2

     

    4

    Развитие техники в раннее новое время.

    1

    & 3

     

    5

    Рождение капитализма.

    1

    & 4

     

    6

    Повседневная жизнь европейцев в XVI – XVIIв.

    1

    & 5

    7

    Культура Высокого Возрождения в Италии.

    1

    & 6

     

    8

    Гуманизм за Альпами.

    1

    & 7

     

    9

    Реформация и Крестьянская война в Германии.

    1

    & 8

     

    10

    Реформация и контрреформация в XVI в.

    1

    & 9

     

    11

    Могущество и упадок империи, в которой «Никогда не заходило солнце» (Испания в XVI в.).

    1

    & 10

     

    12

    Нидерланды против Испании.

    1

    & 11

     

    13

    Англия при Тюдорах.

    1

    & 12

     

    14

    Франция на пути к абсолютизму

    1

    & 13

     

    15

    Международные отношения в XVI – XVII вв.

    1

    & 14

     

    16

    Начало революции в естествознании.

    1

    & 15

    17

    Литература и искусство на рубеже XVI – XVII вв.

    1

    & 16

     

    18

    Французская монархия в зените: Людовик XIV: «Король – Солнце».

    1

    & 17

     

    19

    Революция в Англии.

    1

    & 18

     

    20

    Становление английской парламентской монархии.

    1

    & 19

     

    21

    Идеи и общество эпохи Просвещения.

    1

    & 20

     

    22

    Борьба за передел Европы и мира.

    1

    & 21

     

    23

    Промышленный переворот в Англии.

    1

    & 22

     

    24

    Война за независимость и образование США.

    1

    & 23

     

    25

    Начало Французской революции.

    1

    & 24

    26

    От диктатуры якобинцев к Директории.

    1

    & 25

    27

    Великие державы Азии в XVI – XVIII вв. «Запретные страны». Китай и Япония в XVI – XVIII вв.

    1

    &

    28

    Повторительно – обобщающий урок по курсу «Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV – XVIII вв.».

    1

    Учебно – методический комплекс:

    • Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV – XVIII век: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – / О.В. Дмитриева. – 5-е изд. М.: ООО «ТИД «Русское слово – учебник», 2017.
    • Агафонова С.В., Дмитриева О.В. Программа курса и тематическое планирование к учебнику О. В. Дмитриевой «Всеобщая история. История Нового времени» для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007.
    • Методическое пособие к учебнику О. В. Дмитриевой «Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV – XVIII в.» для 7 класса общеобразовательных организаций / Т. Д. Стецюра. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – учебник», 2014.
    • Т. Д. Стецюра. Рабочая тетрадь к учебнику О. В. Дмитриевой «Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV – XVIII в.» для 7 класса общеобразовательных организаций – 4 издание. Москва «Русское слово», 2017.
    • Дидактические материалы. Всеобщая история. История Нового времени. Разноуровневые задания. 7 класс / Сост. Д. И. Чернов. -  М.: Вако, 2016.
    • Современный урок истории. 5 – 11 классы. М.: Вако, 2017.
    • Атлас «История нового времени» с контурными картами и контрольными заданиями. 7 класс. – М.: Дрофа-Дик, 2010-2013.
    • Электронное пособие. Всеобщая история. История нового времени

    Интернет ресурсы:

    http://fcir.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.

     http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.

    http://kontur-map.ru/ -контурные карты по географии и истории.

    http://hist.msu.ru/ - сайт исторического факультета МГУ им. Ломоносова

    http://www.hrono.ru/ - исторический сайт «Хронос». 

    http://www.1september.ru – Газета «Первое сентября».

    http://armoury-chamber.kreml.ru – официальный сайт Оружейной палаты Московского Кремля.

    http://www.world-history.ru – статьи по истории России и всемирной истории

    http://ru.wikipedia.org – Википедия: свободная энциклопедия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по Всеобщей истории. История Нового времени .7 класс. УМК "Школа России"

    Рабочая программа. Всеобщая история. История Нового времени.1500-1800.7 класс.А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина....

    Рабочая программа по Всеобщей истории. История Нового времени .8 класс. УМК "Школа России"

    Рабочая программа. Всеобщая история. История Нового времени.1800-1913.8 класс.А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина....

    Календарно-тематическое планирование истории 7 класс к учебнику История России в 2-х частях, под ред. А. В. Торкунова. Всеобщая история. История Нового времени 7 класс Юдовская А. Я., Баранов П. А.

    Календарно-тематическое планирование истории 7 класс к учебнику История России в 2-х частях, под ред. А. В. Торкунова. Всеобщая история. История Нового времени 7 класс Юдовская А. Я., Баранов П. А....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к учебнику " Английский в фокусе", 7 класс. 2018-2019 уч гг

    Данная рабочая программа составлена к учебнику "Английский в фокусе", 7 класс....

    • Рабочая программа курса «Всеобщая история. История Древнего мира» для 5 класса.УМК Ф. А. Михайловского :ФГОС ООО,

    Рабочая программма по Всеобщей истории для 5 кл. на 2018 - 2019 гг. ФГОС. УМК Ф. А Михайловского...

    • Рабочая программа курса «Всеобщая история. История Средних веков» для 6 класса • авторской программы М.А. Бойцова, Н.Г. Петровой «История Средних веков»,

    Рабочая программа по Всеобщей истории. История Средних веков" на 2018 - 2019 гг для 6 класса по программе М. А Бойцова, Н. Г. Петровой. ФГОС...

    Рабочая программа на 2018-2019 учебный год_Кружок "Шахматы" 2018-2019

    Рабочая программа на 2018-2019 учебный год_Кружок "Шахматы" 2018-2019...