Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной
рабочая программа по истории (7 класс) на тему
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_istoriya_novogo_vremeni_istoriya_rossii.doc | 444.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель МО__________ Иванова Л. Н. Протокол № __ от «_____»___ 2015 г. |
| «Утверждаю» Директор ГБОУ Школа 508________ ЧепелкинаЛ. И.. Приказ № __ от «__» ___2015г. |
Рабочая программа
по дисциплине «История»
7 «А», 7 «Б» класс (базовый уровень).
УМК «В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина»
по истории Средних веков.
УМК «А.А.Данилов Л.Г. Косулина»
по истории России.
Количество часов в неделю – 2.
Учитель Жилёнене С.В.
2015-2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Место и роль исторического знания в образовании школьников обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
В современной России историческое образование служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан.
Роль учебного предмета «История» в подготовке семиклассников к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании.
Данная рабочая программа составлена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования, авторской программы по новой истории (Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. Всеобщая история, М.: Дрофа, 2014 ) в соответствии с п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании».
Рабочая программа нацелена на выполнение федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России № 1089 от 5 марта 2004 г.), ФБУП (утвержден приказом № 1312 от 9 марта 2004 г.).
Главная цель изучения истории - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи обучения.
Предметные задачи:
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование умения воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса.
Межпредметные задачи:
- овладение законченным систематизированным комплексом социально значимой информации, почерпнутой также на уроках обществознания, географии, литературы, естествознания.
Личностные задачи:
- формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Изучение истории должно формировать у учащихся целостное представление об историческом пути народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях истории. При этом отбор фактологического материала осуществляется таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.
В 7 - ом классе задачей курса истории является «погружение» учащегося в эпоху, формирование понимания ее «духа» через мысли людей, вещи, события, процессы и явления. Программа предполагает знакомство учащихся с некоторыми документальными источниками (они используются с учетом познавательных возможностей школьников и лишь в отрывках). На элементарном уровне происходит ознакомление учащихся с путями формирования исторического знания, вследствие чего у школьников складывается критический взгляд на события и их оценки, на мотивы поступков исторических деятелей. Семиклассник должен овладеть законченным систематизированным комплексом социально значимой информации по истории изучаемого периода, необходимой для ориентации в историческом и жизненном пространстве и в то же время являющейся базой для наращивания исторических и обществоведческих знаний в следующем классе. В то же время при построении курсов истории учитывается в первую очередь не логика фундаментальной науки, а задачи и особенности данной ступени школьного образования. Не допускается перегрузка учащихся излишней информацией.
Реализация данной программы предполагает широкое использование межпредметных связей с географией, изобразительным искусством, литературой, обществознанием, естествознанием.
В преподавании истории предполагается реализовать компетентностный, системно-деятельностный, личностно-ориентированный подходы.
Приоритетными формами организации учебной работы являются традиционный урок, практикумы. В ходе образовательного процесса широко используются ИКТ, групповая и индивидуальная работа.
Формами текущего и итогового контроля являются контрольные срезы, тестовые формы контроля, выполнение практических работ, работа по источникам, контрольные работы в форме тестов по типу ГИА. Актуальной является балло-рейтинговая система оценки результатов деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время.
Для полноценной реализации дисциплины используются УМК по истории России Данилова А.А., Косулиной Л.Г. (Данилов А.А.,Косулина Л.Г. История России : Конец XVI- XVIII век. 7 класс– М.: Просвещение, 2011), новой истории (Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. Всеобщая история, М.: Дрофа, 2014 и -: Учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2014.
Программа рассчитана на 68 часов, что является оптимальным для изучения дисциплины.
Предмет «история» в 7 – ом классе включает два курса: первое полугодие изучается новая история – 28 часов; второе полугодие – истории России – 40 часов. Рабочая программа составлена с учетом данных особенностей преподавания курса истории. Предполагается последовательное изучение двух курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала.
Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане. Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме 340 часов, в 7 классе по 2 часа в неделю.
Результатом изучения истории в 7 классе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
По результатам изучения дисциплины учащиеся должны:
Предметные результаты изучения истории учащимися включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Учащиеся должны знать: - хронологию, работу с хронологией;
- исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
- Работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
- Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
- Анализ, объяснение: различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); соотносить единичные исторические факты и общие явления; называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
- Работу с версиями, оценками: приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
Уметь:
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории; указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
- применять знания и умения в общении, социальной среде:
применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
- применять знания и умения в общении, социальной среде: применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Метапредметные результаты изучения истории выражаются в следующих качествах:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
К важнейшим личностным результатам изучения истории относятся следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Учащиеся должны владеть:
- целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- пониманием исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- опытом оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- собственными суждениями об историческом наследии народов России и мира;
- нормами социального поведения;
- способностью решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- ориентирами для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- чувством патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основу курса истории в 7 классе составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.
2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3. Историческое движение: эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений; формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы); образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории; история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру; развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.
Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, — человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.
Новая история. Конец XV—XVIII В. 28 ч.
Понятие «Новая история», хронологические рамки Новой истории.
Великие географические открытия и их последствия
Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию. Захват и освоение европейцами Нового Совета. Порабощение населения завоеванных территорий. Э. Кортес. Ф. Писарро. Начало создания колониальных империй. Пиратство. Ф. Дрейк.
Эпоха Возрождения
Духовные искания эпохи Возрождения. Гуманизм. Данте Алигьери. Э. Роттердамский. Ф. Рабле. Т. Мор. В. Шекспир. Искусство Ренессанса. Переворот во взглядах на природу. Н. Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Р. Декарт. Начало процесса модернизации в Европе в XVI-XVII вв. Зарождение капиталистических отношений. Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование техники. Возникновение мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании.
Реформация. Утверждение абсолютизма
Причины Реформации. Протестантизм. М. Лютер. Ж. Кальвин. Распространение идей Реформации в Европе. Контрреформация. И. Лойола. Религиозные войны. Европейские государства в XVI-XVII вв. Утверждение абсолютизма. Укрепление королевской власти в Англии и Франции. Генрих VIII. Елизавета I. Кардинал Ришелье. Людовик XIV. Испанская империя при Карле V. Тридцатилетняя война и Вестфальская система.
Первые буржуазные революции
Нидерланды под властью Испании. Революционно-освободительная борьба в провинциях Нидерландов. Создание Голландской республики. Английская революция середины XVII в. Король и парламент. Гражданская война. Провозглашение республики. О. Кромвель. Реставрация монархии. «Славная революция».
Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения
Эпоха Просвещения. Развитие естественных наук. И. Ньютон. Английское Просвещение. Д. Лок. Французское Просвещение. Вольтер. Ш. Монтескье. Ж.Ж. Руссо. Д. Дидро. Художественная культура XVII-XVIII вв.: барокко, классицизм, сентиментализм. Просвещенный абсолютизм в Центральной Европе. Австрия и Пруссия в XVIII в. Фридрих II. Семилетняя война. Английские колонии в Америке. Война за независимость и образование США. Т. Джефферсон. Б. Франклин. Дж. Вашингтон. Конституция 1787 г. Кризис абсолютизма во Франции. Великая французская революция. Начало революции. Революционные политические группировки. «Гора» и «жиронда». Ж. Дантон. М. Робеспьер. Ж.П. Марат. Свержение монархии. Революционный террор. Якобинская диктатура. Термидорианский переворот. Директория. Революционные войны. Наполеон Бонапарт. Итоги и значение Великой французской революции, ее влияние на страны Европы. Ослабление Османской империи. Держава Великих Моголов в Индии и ее распад. Начало европейскогоавоевания Индии. Покорение Китая маньчжурами. Империя Цин. Образование централизованного государства в Японии. И. Токугава.
История России. 40 ч.
Глава I. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI-XVII вв. (4 ч)
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества. Пресечение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601 — 1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.
Смута. Причины и суть Смутного времени. Лжедмитрий I. Поход на Москву. Внутренняя и внешняя политика Лжедмит-рия I. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий П. Тушинский лагерь. Вторжение Польши и Швеции. Семибоярщина. Освободительная борьба против польских и шведских интервентов. Ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых.
Основные понятия темы
Смута, патриаршество, крестьянское восстание, самозванчество, интервенция, Семибоярщина.
Глава II. РОССИЯ В XVII в. (9 ч)
Политический строй. Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии. Реформаторская деятельность А. Л. Ордина-Нащокина и В. В. Голицына, царя Федора Алексеевича.
Экономическое и социальное развитие. Экономические последствия Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Новые явления в экономике. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наемного труда. Развитие торговли. Ярмарки. Формирование всероссийского рынка. Рост городов.
Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество.
Народы России в XVII в. Освоение Сибири.
Народные движения. Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина.
Власть и церковь. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Церковный собор 1666—1667 гг.
Внешняя политика. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-польская война 1653 —1667 гг. Русско-турецкие отношения. Русско-турецкая война 1676—1681 гг. Крымские походы.
Образование и культура в XVII в. Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания. Русские первопроходцы. С. И. Дежнев. В. Д. Поярков. М. В. Стадухин. Е. П. Хабаров. Литература. Сатирические повести («О Шемя-кином суде», «О Ерше Ершовиче»). Автобиографические повести («Житие» протопопа Аввакума). Зодчество. Б. Огурцов. Шатровый стиль. Коломенский дворец. Церковная архитектура. Живопись. Симон Ушаков.
Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Повседневный быт и обычаи крестьян.
Основные понятия темы
Мелкотоварное ремесло, мануфактура, фабрика, ярмарка, всероссийский рынок, протекционизм, тягло, белые слободы, крепостное право, абсолютизм, крестьянская война, церковный раскол, старообрядчество, обмирщение культуры, парсуны.
Глава III. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII в. (11 ч)
Преобразования Петра I. Предпосылки петровских преобразований. Личность Петра. Великое посольство 1697— 1698 гг.
Реорганизация армии. Упразднение Боярской думы и приказной системы. Учреждение Правительствующего сената, коллегий, Тайной канцелярии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городского управления.
Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреждение Святейшего Правительствующего синода.
Утверждение абсолютизма. Провозглашение России империей.
Реформы в экономике. Политика протекционизма и меркантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Ремесленные цехи. Денежная реформа. Налоговая реформа. Подушная подать. Развитие путей сообщения. Начало строительства Вышневолоцкого, Ладожского обводного, Волго-Донского каналов.
Цена и последствия реформ Петра I.
Внешняя политика Петра I. Северная война 1700—1721 гг. «Нарвская конфузил». Полтавская битва. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир.
Восточное направление внешней политики. Прутский поход. Каспийский поход.
Итоги внешней политики Петра I.
Народные движения. Причины народных восстаний в Петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К. А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений.
Изменения в культуре. Культура «верхов» и культура «низов». Распространение просвещения, научных знаний. Я. В. Брюс. Л. Ф. Магницкий. Развитие техники. А. К. Нартов. Создание Академии наук, Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музеев. Открытие первой научной библиотеки.
Архитектура. Петропавловская крепость, Дворец двенадцати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Д. Трезини. В. В. Растрелли. И. К. Коробов.
Изобразительное искусство. Гравюра. А. Ф. Зубов. Светская живопись. И. Н. Никитин.
Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Значение культурного наследия Петровской эпохи.
Основные понятия темы
Рекрутская система, «потешные войска», посессионные крестьяне, приписные крестьяне, подушная подать, протекционизм, меркантилизм, камерализм, ассамблеи, политес, кунсткамера, цифирные школы, домовитое казачество, голут-венное казачество, прелестные письма.
Глава IV. РОССИЯ В 1725-1762 гг. (4 ч)
Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Елизавета Петровна.
Внутренняя политика. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. «Конференция при высочайшем дворе». Расширение привилегий дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономическая политика. Рост мануфактурного производства. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.
Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Присоединение к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1757—1762 гг. П.А.Румянцев. П. С. Салтыков.
Основные понятия темы
Кондиции, олигархия, фаворит, дворянские монополии, Дворянский банк.
Глава V. РОССИЯ В 1762-1800 гг. (10 ч)
Екатерина П. Внутренняя политика Екатерины П. Особенности внутренней политики. Политика просвещенно- го абсолютизма. Вольное экономическое общество. Уложенная комиссия. Золотой век российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Ужесточение внутренней политики в 70—90-е гг. XVIH в.: причины и последствия. Губернская (областная) реформа. Ужесточение крепостничества.
Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева. Причины войны. Пугачев и его программа. Основные этапы борьбы. Значение и последствия войны.
Экономическое развитие. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Сельское хозяйство. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство, торгово-промышленные компании. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития.
Развитие общественной мысли. Проникновение либеральных идей в Россию. Н. И. Новиков. А. Н. Радищев. Борьба самодержавия с вольнодумством.
Павел I. Внутренняя политика Павла I. Изменение порядка престолонаследия. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Репрессивная политика.
Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А. В. Суворов. Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Крыма, Северного Причерноморья. Греческий проект Екатерины II. Г. А. Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, части Латвии. Русско-шведская война 1787—1791 гг. и ее значение. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией. Внешняя политика Павла I.
Культура и быт во второй половине XVIII в. Развитие образования. Зарождение общеобразовательной школы. Открытие Московского университета (1745 г.). Становление отечественной науки. Академия наук. М. В. Ломоносов. М. И. Шеин. Г. В. Рихман. В. Н. Татищев. Академические экспедиции. В. Беринг. С. П. Крашенинников. Освоение Русской Америки. Развитие техники. И. Ф. и М. И. Моторины. И. И. Ползунов. К. Д. Фролов. И. П. Кулибин.
Литература. Новое стихосложение. В. К. Тредиаковс-кий. Драматургия. А. П. Сумароков. Русские просветители. Д. И. Фонвизин. Г. Р. Державин. А. Н. Радищев. Н. И. Новиков. Русский сентиментализм. Н. М. Карамзин.
Театр. Ф. Г. Волков. Крепостные театры. П. И. Ковалева-Жемчугова. Т. В. Шлыкова-Гранатова.
Музыка. Д. С. Бортнянский. В. А. Пашкевич. Е. И. Фомин. Русская народная музыка.
Изобразительное искусство. Историческая живопись. А. П. Лосенко. Г. И. Угрюмов. Портрет. А. П. Антропов. И. П. и Н. И. Аргуновы. Ф. С. Рокотов. В. Л. Боровиковский. Крестьянский быт в картинах М. Шибанова. Зарождение русской скульптуры. Ф. И. Шубин.
Архитектура. Барокко. В. В. Растрелли (Зимний дворец, Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе). Русский классицизм. В. И. Баженов (Дом Пашкова, Царицынский ансамбль, Гатчинский и Павловский дворцы). М. Ф. Казаков (здание Сената в Московском Кремле, Московский университет, Петровский дворец, дом князей Долгоруких в Москве). И. Е. Старов (Александро-Невская лавра, Таврический дворец). Начало ансамблевой застройки городов.
Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи.
Основные понятия темы
Просвещенный абсолютизм, Манифест о вольности дворянства, секуляризация церковных земель, Уложенная комиссия, месячина, отхожие промыслы, капиталистые крестьяне, ассигнации, крестьянская война, классицизм, сентиментализм, деспотия.
Итоговое повторение и обобщение (1 ч). Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.
ТЕМАТИЧЕСКРЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||
№ | Тема уроков | Содержание темы | Педагогические | Вид деятельности учащихся | Планируемый результат | ||||||
Вводный урок. От Средневековья к Новому времени | Основные понятия: традиционное общество, индустриальное, общество; предпринимательский дух. Основные вопросы: хронологические рамки периода Нового времени, основные черты индустриального общества | Вводная лекция с элементами беседы | Информационно- коммуникативная деятельность | Репродуктивный: называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком. Продуктивный: называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком | Стр. 3-5 | ||||||
2. | Морской путь в Индию: поиски и находки | Основные вопросы: технические достижения и открытия, этапы Великих географических открытий, причины Великих географических открытий. Основные понятия: Великие географические открытия, каравелла, конкистадоры | Урок изучения и первичного за- крепления новых знаний | Индивидуальные формы работы | Репродуктивный уровень: описывать технические от- крытия и изобретения; определять этапы Великих географических открытий. Продуктивный уровень: характеризовать техниче¬ские достижения европей¬цев в XVI в., раскрывать причинно-следственные связи межу техническими изобретениями и эпохой Великих географических открытий Творческий уровень: подобрать адреса Интернет-ресурса по данной теме | П.1 | |||||
3 | Первые колониальные империи | Основные понятия: колонизация, колония, метрополия, конкиста, мировой рынок. Основные вопросы: открытие Америки, кругосветное путешествие Магеллана, западноевропейская колонизация новых земель, последствия Великих географических открытий Португальское владычество на Востоке. Испанская конкиста Нового Света. Америка после конкисты. «Золотой век» морского разбоя. Последствия Великих географических открытий | Комбинированный урок с постановкой проблемного задания | Групповые формы работы. Работа с фрагментами исторического документа | Репродуктивный уровень: называть даты великих географических открытий; показывать на карте направления географических открытий. Продуктивный уровень: систематизировать исторический материал в таблице; характеризовать сущность и значение географических открытий. Творческий уровень: излагать суждения о последствиях географических открытий для Европы и мира в целом | П.2 | |||||
4 | Рождение капитализма | Основные понятия: капитал, капиталист, наемный рабочий, торговая компания, монополия, биржа, мануфактура. Основные вопросы: развитие торговли, рынков, возникновение бирж и банков, отличительные признаки мануфактуры | Изложение нового материала с организацией самостоятельной деятельности учащихся | Групповые формы работы | Репродуктивный уровень: объяснять значение понятий данной темы; показывать тенденции развития экономики Европы. Продуктивный уровень: раскрывать связь между последствиями эпохи Великих географических открытий и формированием признаков капитализма; характеризовать новые явления в экономической жизни Европы | П.3 | |||||
5 | Повторительно-обобщающий урок по главе I | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | |||||||||
6 | Начало Реформации в Европе | Основные понятия: Реформация, революция, протестантизм, лютеранство. Основные вопросы: причины и распространение Реформации в Европе, учение Мартина Лютера | Учебная лекция | Индивидуальные формы работы | Репродуктивный уровень: называть даты основных событий Реформации; называть имена идеологов и представителей реформационного движения. Продуктивный уровень: определять основные причины реформации; выявлять основные цели участия в Реформации разных социальных слоев общества; охарактеризовать особенности лютеранского ученияя
| П.4 | |||||
7 | Реформация и Контрреформация в Европе в середине XVI века | Основные понятия: кальвинизм, религиозные войны, контрреформация. Основные вопросы: учение Ж. Кальвина, кальвинистская церковь, орден иезуитов | Изложение нового материала с постановкой проблемного задания | Индивидуальные формы работы | Продуктивный уровень: раскрывать причины и последствия религиозных войн в Германии Творческий уровень: на основе дополнительной и литературы составить портреты исторических деятелей | П.5 | |||||
8 | Франция в XVI – XVII веках: торжество абсолютизма
| Основные понятия: гугеноты, эдикт, гарант, компромисс, религиозные войны. Основные вопросы: причины религиозных войн, деятельность Ришелье и Генриха IV, складывание абсолютной монархии, французский вариант абсолютной монархии | Комбинированный урок с элементами самостоятельной аналитической деятельности уча-щихся Работа с фрагментами исторического документа. | Групповые формы работы Репродуктивный уровень: объяснять значение понятий; называть основные этапы религиозных войн во Франции. | Продуктивный уровень: раскрывать причины и последствия религиозных войн во Франции; сравнивать основные проявления абсолютизма во Франции и в Англии. Творческий уровень: на основе дополнительной исторической литературы составить политический портрет Ришелье и Генриха IV | П.6 | |||||
9 | Англия в эпоху Тюдоров
| Основные понятия: англи-канская церковь, пурита-низм, корсары. Основные вопросы: содер-жание и методы королевской Реформации, Мария Кровавая и контрреформация, укрепление англиканской церкви, борьба с Испанией за морское господство | Комбинированный урок с организацией самостоятельной деятельности учащихся | Групповые формы работы | Репродуктивный уровень: называть основные этапы религиозной истории королевства в XVI веке; объяснять устройство англиканкой церкви. Продуктивный уровень: сравнивать устройство Католической церкви и англи-канской церкви; характеризовать основные направления политики Англии в данный период Творческий уровень: высказывать суждение о последствиях деятельности королевы Елизаветы для страны | П.7 | |||||
10. | Могущество и упадок Испании | Основные вопросы: расцвет и упадок Испании, разорительные войны, недальновидная политика королевской власти Исторические личности:Фернандо Арагонский, Изабелла Кастильская, Карл V , ФилиппII | Комбинированный урок с элементами самостоятельной аналитической деятельности уча-щихся | Индивидуальные формы работы | Репродуктивный уровень: описывать географическое и экономическое положение Испании. Продуктивный уровень: систематизировать исторический материал в таблице; | П.8 | |||||
11. | Нидерланды в борьбе за свободу | Основные понятия: рево-люция, уния, гезы, иконо-борцы, террор Основные вопросы: причины, ход, итоги революции, рождение республики, значение Нидерландской революции систематизировать истори-ческий материал в таблице; раскрывать основные при-чины и значение революции в Нидерландах. Творческий уровень: подго-товить электронный атлас исторических личностей ранних буржуазных рево-люций в Европе | Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста | Индивидуальные формы работы | Репродуктивный уровень: описывать географическое и экономическое положение Нидерландов. Называть основные этапы и события Нидерландской революции. Продуктивный уровень: систематизировать исторический материал в таблице; раскрывать основные причины и значение революции в Нидерландах. Творческий уровень: подготовить электронный атлас исторических личностей ранних буржуазных революций | П.9 | |||||
12-13 | Страны центральной Европы .Международные отношения | Основные понятия: Тридцатилетняя война, коалиция. Основные вопросы: причины, ход Тридцатилетней войны, Вестфальский мир, новая система отношений | Учебная лекция | Индивидуальные формы работы | Репродуктивный уровень: называть существенные черты международных отношений данного периода. Продуктивный уровень: систематизировать исторический материал в таблице; характеризовать систему международных отношений Европе в XVIII в. Творческий уровень: анализируя разные точки зрения о политическом устройстве Европы, высказывать свое суждение о том, какая точка зрения соответствует эпохе Нового времени | П.10-11 | |||||
14. | Повторительно-обобщающий урок по главе II | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | |||||||||
Глава III. ВЕК РЕВРЛЮЦИЙ В АНГЛИИ (2 ч) | |||||||||||
15-16 | Причины и первые этапы Английской революции. Англия во второй половине XVII века | Основные понятия: парламентская монархия, Долгий парламент, «круглоголовые», «кавалеры», левеллеры, диггеры, протектор, тори, виги. Основные вопросы: причины, ход, результаты революции, гражданская война, установление республики, протекторат Кромвеля, реставрация монархии | Комбинированный урок с элементами лабораторной работы | Групповые формы работы | Репродуктивный уровень: объяснять значение понятий; называть основные события Английской революции. Продуктивный уровень: выявлять причины революции; характеризовать основные события и значение революции; сравнивать политическое устройство Англии и Франции. Творческий уровень: высказывать суждение о роли О. Кромвеля в политической истории Англии | П.12-13 | |||||
17. | Культура эпохи Возрождения. Литература и искусство XVII века | Основные понятия: Возрождение, культура, обмирщение сознания, искусство. Основные вопросы: философия гуманизма, основные идеи литературы, музыки, архитектуры эпохи Возрождения | Учебная лекция с элементами эвристической беседы | Индивидуальные формы работы | Репродуктивный уровень: называть имена представителей эпохи Высокого Возрождения и их произведения. Продуктивный уровень: характеризовать особенности духовной жизни Европы в XVI-XVni в.; определять мировоззренческие устои Раннего Нового времени. Творческий уровень: на основе дополнительной исторической и художественной литературы подготовить сообщение о деятелях эпохи Возрождения | П.14-15 | |||||
18. | Образ мира: наука и философия в XVI – XVII веках. Как жили европейцы и во что они верили. | Основные понятия: бесконечность Вселенной, новая картина мира, естественные права человека. Основные вопросы: взгляды и открытия Н. Коперника, Дж. Бруно, И. Ньютона. Философы: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Дж. Локк | Комбинированный урок с элементами лабораторной работы | Групповые формы работы | Репродуктивный уровень: называть имена представителей европейской науки и их открытия. Продуктивный уровень: определять основные направления и тенденции развития европейской науки; характеризовать научные достижения и их последствия; систематизировать исторический материал в таблице. Творческий уровень: на основе дополнительных исторических и литературных источников подготовить сообщение деятельности представителей европейской науки | П.16-17 | |||||
19. | Повторительно-обобщающий урок | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | |||||||||
20. | Век Просвещения. Политическая карта Европы в XVIII веке | Основные понятия: эпоха Просвещения, энциклопедисты, разделение властей. Основные вопросы: взгляды деятелей эпохи Просвещения, идеи Просвещения и их значение, взгляды Вольтера, Монтескье, Смита и других просветителей | Урок-практикум | Групповые формы работы. Работа с фрагментами исторического документа и художественной литературы | Репродуктивны й уровень: называть характерные черты эпохи Просвещения. Продуктивный уровень: характеризовать идеи и взгляды основных деятелей эпохи Просвещения; выявить тенденции развития художественной культуры эпохи Просвещения в XVIII в. Творческий уровень: на основе дополнительной исторической и художественной литературы подготовить сообщение о деятелях эпохи Просвещения | П.18-19 | |||||
21. | Новые идейно-политические течения и традиции в XVIII веке | Основные понятия: эволюция, революция . либерализм, консерватизм, меркантилизм Основные вопросы: эволюционный и революционный пути развития общества, социальные учения,просвещенный абсолютизм | Комбинированный урок с элементами лабораторной работы | Групповые формы работы. Работа с фрагментами исторического документа и художественной литературы | Репродуктивны й уровень: называть характерные черты эпохи Продуктивный уровень: характеризовать идеи и взгляды основных деятелей эпохи XVIII в. Творческий уровень: на основе дополнительной исторической и художественной литературы подготовить сообщение о деятелях эпохи | П.20 | |||||
22. | Материальный и духовный мир человека. Великобритания в XVIII веке Промышленный переворот | Основные понятия: дворяне, буржуазия, расслоение крестьянства. Основные вопросы: изменение социальной структуры европейского общества, привычки и быт европейского общества изменение социальной структуры европейского общества, привычки и быт европейского общества аграрная революция, промышленный Переворот, фабрика, луддизм. аграрный переворот, промышленная революция, положение рабочих | Изложение нового материала с постановкой проблемного задания | Индивидуальные формы работы | Репродуктивный уровень: называть новые социальные слои общества; называть новые духовные ценности, характерные для разных общественных слоев, объяснять значение понятий; называть условия промышленного переворота. Продуктивный уровень: характеризовать изменения социальной структуры европейского общества, выявлять взаимосвязь аграрной революции и промышленного переворота; характеризовать значение промышленной революции для экономики и социального развития | П.21-22 | |||||
23-24. | Английские колонии в Северной Америке. Начало конфликта между Англией и ее североамериканскими колониями | Основные понятия: колонии, национальное самосознание. Основные вопросы: первые американские поселения, формирование новой нации, причины войны за независимость | Урок-практикум | Групповые формы работы. Работа с фрагментом исторического документа | Репродуктивный уровень: описывать условия жизни в первых североамериканских колониях. Продуктивный уровень: выявлять причины конфликта между жителями колоний и метрополией; раскрывать характерные черты новой американской нации. Творческий уровень: подобрать электронный атлас знаменательных дат по данной теме | П.23-24 | |||||
25-26. | Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки | Основные понятия: патри- от, лоялист, суверенитет, федерация, конституция. Основные вопросы: ход, значение, итоги войны за независимость, Декларация независимости, Конститу- ция 1787 года | Комбинированный урок с элементами самостоятельной аналитической деятельности уча- щихся | Индивидуальные формы работы Работа с фрагмен- тами историче- ского документа | Репродуктивный уровень: называть основные черты политического устройства США. Продуктивный уровень: выявлять причины победы североамериканских коло- нии; анализировать основ-ные положения Декларации независимости и Конститу-ции 1787 г. Творческий уровень: высказывать свое суждение о значимости Конституции 1787 г. в современную эпоху | П.25 |
27 | Страны Востока в XVI – XVIII веках | Основные понятия: колонизация, «закрытые страны», традиционное общество, западная цивилизация. Основные вопросы: особенности экономического и политического развития стран Востока, последствия вмешательства европейцев в жизнь стран Востока | Учебная лекция | Индивидуальные формы работы | Репродуктивный уровень: объяснять значение понятий; называть характерные черты политического устройства и экономического развития стран Востока. Продуктивный уровень: выявлять последствия европейской колонизации для стран Востока и для мира в целом. Творческий уровень: на основе дополнительной литературы подготовить сообщение об отношениях России со странами Востока в XVI-XVIII вв. | П.26-28 |
28 | Итоговый урок | Урок комплексного применения ЗУН | Контроль знаний | |||
ИСТОРИЯ РОССИИ В XVI-XVIII вв. (40 ч) | ||||||
29 | Введение. Историческое развитие Российской империи в XVI-XVIII вв. | Основные понятия: династия Рюриковичей; династия Романовых. Основные вопросы: итоги внутренней и внешней политики России; основные изменения в культуре и быте русского общества; | Вводная лекция | Информационно-коммуникативная деятельность | Репродуктивный уровень: называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком; показывать на исторической карте рост территории России в XVI-XVIII вв. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
задачи России в данный период | Продуктивный уровень: называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком | |||||
Тема 1. Россия на рубеже XVI-XVII вв. (4 ч) | ||||||
30-31 | Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова | Основные понятия: «заповедные лета», дети боярские, крепостное право, урочные лета. Основные вопросы: экономическое развитие, Борис Годунов и его внутренняя и внешняя политика, причины Смутного времени | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Работа с фрагментами исторического документа | Репродуктивный уровень: описывать положение основных социальных слоев общества. Продуктивны й уровень: выявлять основные причины Смутного времени; характеризовать внутреннюю политику Бориса Годунова. Творческий уровень: высказывать суждения о перспективах развития страны при правлении Б. Годунове | |
32-33 | Смута в Российском государстве | Основные понятия: «смута», народное ополчение, интервенция, самозванец, гражданская война, национальное самосознание, Семибоярщина. Основные вопросы: царствование В. Шуйского, Лжедмитрий I, Лжедмит-рий II, восстание под руководством И. Болотникова, первое и второе народное ополчение, | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Групповые формы работы | Репродуктивный уровень: называть даты основных этапов Смутного времени; называть существенные черты политического устройства станы. Продуктивный уровень: характеризовать причины, ход, основные этапы, итоги Смутного времени; раскрывать роль народных масс в процессе выхода из политического кризиса; |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Земский собор 1613 г. | систематизировать исторический материал о восстании И. Болотникова в таблице. Творческий уровень: на основе дополнительного исторического материала подготовить сообщение: «Политический портрет князя К. Минина, Д. Пожарского» | |||||
Тема 2. Россия в XVII веке (11ч) | ||||||
34 | Экономическое | Основные понятия: бар- | Урок комплексно- | Групповые формы | Репродуктивный уровень: | |
развитие России | щина, оброк, мелкое | го применения | работы | называть существенные | ||
в XVII веке | товарное производство, мануфактура, всероссийский рынок, ярмарка. Основные вопросы: экономические последствия Смутного времени, развитие сельского хозяйства, формирование всероссийского рынка, мануфактура-предприятие нового типа | ЗУН учащимися | черты экономического развития России в XVII веке; показывать на исторической карте крупнейшие центры торговли и мануфактурного производства. Продуктивный уровень: характеризовать новые черты в экономике России; сравнивать экономическое развитие в XVII веке в странах Западной Европы и России | |||
35 | Сословия россий- | Основные понятия: «белые» | Урок комплексно- | Групповые формы | Репродуктивный уровень: | |
ского общества | слободы, владельческие | го применения | работы | описывать положение ос- | ||
крестьяне, подворная по- | ЗУН учащимися | новных сословий в России | ||||
дать, поземельная подать, | в XVII веке. | |||||
приказные люди, служилые | ||||||
люди, наемные работники. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Основные вопросы: социальная структура российского общества, экономическое и политическое положение разных сословий российского общества | Продуктивный уровень: раскрывать изменения, происшедшие в положении представителей разных сословий;сравнивать положение разных слоев одного сословия; систематизировать исторический материал в таблице | |||||
36 | Политическое развитие России | Основные понятия: самодержавие, система приказов, Боярская дума, Соборное уложение 1649 г., полки «иноземного строя». Основные вопросы: первые Романовы, органы власти Российской империи, управление на местах | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Работа с фрагментами исторического документа. Работа в парах | Репродуктивный уровень: объяснять значение понятий; называть существенные черты политического устройства России. Продуктивны й уровень: характеризовать систему управления и самоуправления в России; раскрывать причины падения роли Земских соборов и Боярской Думы в XVII веке; соотносить факты и общие процессы становления российского абсолютизма. Творческий уровень: сравнивать процесс складывания абсолютной монархии в России и в странах Западной Европы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
37 | Власть и церковь. Церковный раскол | Основные понятия: старообрядчество, раскол, протопоп. Основные вопросы: причины раскола, реформа Никона, конфликт между патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем, протопоп Аввакум, Церковный собор 1666-1667 г. | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Работа с фрагментами исторического документа. Работа по группам | Репродуктивный уровень: объяснять значение понятий. Продуктивный уровень: характеризовать сущность и результаты церковной реформы XVII века; выявлять основные причины разногласий между церковью и властью. Творческий уровень: высказывать суждение о последствиях церковной реформы и деятельности патриарха Никона | ||
38 | «Бунташный век». Народные движения | Основные понятия: крепостное право, Соборное Уложение, секты, скиты, старообрядчество, «белые» слободы, крестьянская война. Основные вопросы: городские восстания в период царствования Алексея Михайловича, восстание Степана Разина, стрелецкое восстание 1682 г. | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Работа с фрагментами исторического документа. Работа по группам. Участие в дискуссии | Репродуктивный уровень: называть даты, место, обстоятельства, участников народного движения. Продуктивный уровень: соотносить факты и общие явления: закрепощение крестьян и народные движения в XVII веке; анализировать основные положения Соборного уложения 1649 г.; сравнивать изменения в положении разных социальных слоев |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Творческий уровень: на основе дополнительной исторической и художественной литературы подготовить сообщение о роли личности в истории на примере Степана Разина | ||||||
39- 40 | Внешняя политика России в XVII веке | Основные понятия: рада, Запорожская Сечь, острог, ясак, реестровые казаки. Основные вопросы: Столбовский мир 1617 г., Деулинское перемирие 1618 г. Смоленская война 1632-1634 гг., освоение Сибири и Дальнего Востока, воссоединение Украины с Россией | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Индивидуальные формы работы. Групповые формы работы | Репродуктивный уровень: называть основные направления внешней политики. Продуктивный уровень: характеризовать цели, средства, направления внешней политики России в XVII веке; сравнивать цели, результаты внешней политики царя Михаила Федоровича и Алексея Михайловича; систематизировать исторический материал в виде схемы и таблицы. Творческий уровень: подготовить электронный адрес основных событий по данной теме | |
41- 42 | Культура России в XVII веке | Основные понятия: обмирщение, парсуна, изразцы, Славяно-греко-латинская академия, жанр | Урок закрепления знаний | Групповые формы работы. Индивидуальные формы работы. Презентация сообщений | Репродуктивный уровень: называть характерные черты развития духовной жизни России в XVII веке |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 1 | 7 | |
Основные вопросы: развитие образования и науки, жанры русской литературы, русский театр, архитектура, живопись | Продуктивный уровень: раскрывать многообразие, своеобразие и противоречивость русской культуры; выявлять сочетание старых и новых элементов русской культуры в XVII веке; характеризовать основные направления в развитии живописи, архитектуры, литературы, зодчества. Творческий уровень: подготовить презентации по данной теме | |||||
43- 44 | Повторение «XVII век в историческом развитии России» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Зачет | Репродуктивный уровень: объяснять значение понятий; называть основные даты, события, имена известных деятелей данного исторического периода. Продуктивны й уровень: соотносить факты и общие процессы в данный период; сравнивать развитие России и стран Западной Европы в данный период. Творческий уровень: высказывать суждение о значимости данного этапа для развития России в XVIII в. |
1 | 2 3 | 4 5 6 | 7 | |||
Тема 3. Россия в I четверти XVIII века (10 ч) | ||||||
45 | Россия на рубеже xvn-xvra вв. | Основные понятия: причины и предпосылки преобразований. Основные вопросы: внутреннее и международное положение России, предпосылки преобразований, планы будущих преобразований России в замыслах передовых людей этого времени (С. Полоцкий, Ордин-Нащокин, В. В. Голицын) | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Индивидуальные формы работы. Работа в парах | Репродуктивный уровень: называть причины социально-экономического отставания России от европейских стран; описывать политическое и экономическое положение России накануне преобразований. Продуктивный уровень: выявлять предпосылки преобразований в России; анализировать проекты преобразований передовых людей того времени. Творческий уровень: подобрать адреса Интернет-ресурсов по данной теме | |
46 | Начало царствования Петра I | Основные понятия: регентство, стрельцы, лавра. Основные вопросы: характеристика личности Петра, двоевластие, царевна Софья, великое посольство 1697-1698 гг. | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Работа с фрагментами исторического документа | Репродуктивный уровень: называть основные этапы жизни и деятельности Петра I в «начале славных лет». Продуктивный уровень: соотносить факты и общие процессы становления российского абсолютизма. Творческий уровень: на основе дополнительного материала подготовить сообщение о личности Петра I |
1 | 2 | з | 5 | 6 | 7 | |
47-48 | Внешняя политика Петра I | Основные понятия: верфь, гвардия, рекруты, регулярная армия, генеральное сражение, эскадра, фрегат, «нарвская конфузия». Основные вопросы: причины, ход, итоги Северной войны, азовские походы, Ништадский мир | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Групповые формы работы | Репродуктивный уровень: называть даты, основные сражения Северной войны; объяснять значение понятий. Продуктивный уровень: анализировать причины неудач и успехи русской армии в ходе Северной войны; выявлять причинно-следственные связи между проведением военной реформы и ходом Северной войны. Творческий уровень: высказывать суждение о последствиях внешнеполитической деятельности Петра I | |
49-50 | Преобразования Петра I | Основные понятия: абсолютизм, коллегия, Синод, бюрократия, ратуши, магистраты, меркантилизм, подушная подать, приписные крестьяне, протекционизм, мануфактура, посессионные рабочие. Основные вопросы: преобразования в системе управления, изменения в сельском хозяйстве, промышленности, торговли | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Групповые формы работы | Репродуктивный уровень: называть существенные черты экономического, политического, социального развития России в эпоху преобразований Петра I. Продуктивный уровень: соотносить факты и общие процессы: реформы Петра I и развитие капиталистических отношений; |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
выявлять изменения в экономике, внутренней политике, социальном развитии, вызванные реформами Петра I; анализировать последствия реформ Петра I для России. Творческий уровень: на основе дополнительного материала подготовить сообщение о развитии стран Западной Европы и России в данный период | ||||||
51 | Народные движения I четверти XVIII века | Основные понятия: работные люди, отходники, посессионные крестьяне. Основные вопросы: причины народных восстаний, общее и особенное в народных выступлениях, значение народных восстаний | Урок обобщения и систематизации знаний | Групповые формы работы | Репродуктивны й уровень: называть даты народных движений; описывать положение разных социальных слоев в данный период. Продуктивный уровень: выявлять главные причины народных волнений в начале XVII века; сравнивать народные выступления начала XVII века; систематизировать новый исторический материал в таблице | |
52 | Изменения в культуре и быте в I четверти XVIII века | Основные понятия: Академия наук, ассамблеи, летосчисление, Кунсткамера, развитие навигацких наук, гравюра | Урок обобщения и систематизации знаний | Групповые формы работы | Репродуктивный уровень: описывать основные направления развития русской культуры; |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Основные вопросы: образование, наука, быт, книгопечатание | называть существенные черты духовной жизни России в I четверти XVIII века. Продуктивный уровень: характеризовать новые явления в области культуры и быта, введенные Петром; раскрывать значение преобразований в области культуры для дальнейшего развития России. Творческий уровень: высказывать суждение о значимости реформ для развития России | |||||
53 | Повторительно-обобщающий урок | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Зачет | Репродуктивный уровень: объяснять значение понятий; называть ключевые события данного исторического периода. Продуктивный уровень: соотносить факты и общие процессы в данный период; раскрывать значимость событий этого этапа для дальнейшего развития России. Творческий уровень: высказывать суждение по спорным вопросам данной темы |
1 2 | 3 | 4 | 5 | 6 _^ | » | |
Тем а 4. Россия в 1725-1762 гг. (4 ч) | ||||||
54 | Дворцовые пере- | Основные понятия: двор- | Урок изучения | Индивидуальные | Репродуктивный уровень: | |
вороты | цовый переворот, консти- | и первичного | формы работы | объяснять значение поня- | ||
туционная монархия, | закрепления | тий; называть основные | ||||
Верховный тайный совет, | новых знании | этапы, даты и действующие | ||||
временщики, «кондиции», | лица дворцовых перево- | |||||
престолонаследник, фаво- | ротов. | |||||
рит. | Продуктивный уровень: | |||||
Основные вопросы: причи- | характеризовать основные | |||||
ны дворцовых переворо- | направления внутренней | |||||
тов, направления внутрен- | политики в эпоху дворцо- | |||||
ней политики в эпоху | вых переворотов; выявлять | |||||
дворцовых переворотов, | последствия дворцовых пе- | |||||
последствия дворцовых | реворотов в социальном | |||||
переворотов | - | и политическом развитии России. Творческий уровень: на основе дополнительного исторического материала подготовить сообщение об исторических персонажах эпохи дворцовых переворотов | ||||
55 | Внутренняя поли- | Основные понятия: откуп, | Урок комплексно- | Групповые формы | Репродуктивный уровень: | |
тика России | подряд. | го применения | работы | называть основные направ- | ||
в 1725-1762 гг. | Основные вопросы: изменения в системе центрального и городского управления, укрепление позиций дворянства, положение крестьян и казачества | ЗУН учащимися | ления внутренней политики преемников Петра; описывать положение основных социальных групп населения в данную эпоху. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Продуктивны и уровень: | ||||||
выявлять изменения в по- | ||||||
ложении разных социаль- | ||||||
ных слоев; характеризовать | ||||||
изменения в системе управ- | ||||||
ления. | ||||||
Творческий уровень: приво- | ||||||
дить оценки деятельности | ||||||
преемников Петра | ||||||
56 | Внешняя полити- | Основные понятия: | Урок комплексно- | Групповые формы | Репродуктивны и уровень: | |
ка России в 1725- | Семилетняя война. | го применения | работы | называть основные направ- | ||
1762 гг. | Основные вопросы: основные направления внешней политики в данный период, участие России в русско-турецкой войне, в Семилетней войне, итоги внешней политики, полководческое искусство П. Я. Румянцева, П. С. Салтыкова | ЗУН учащимися | ления внешней политики преемников Петра. Продуктивный уровень: анализировать итоги внешней политики и последствия; систематизировать данный исторический материал в виде таблиц и схем; раскрывать основные черты полководческого искусства. Творческий уровень: высказывать суждение о значимости и последствиях военных кампаний России в XVIII в. | |||
57 | Повторительно-обобщающий урок | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Зачет |
12 3 4 | 5 6 7 | |||||
Тема 5. Россия в 1762-1800 гг. (11ч) | ||||||
58-59 | Екатерина П. Внутренняя политика Екатерины П | Основные понятия: просвещенный абсолютизм, секуляризация, конституция, уложенная комиссия. Основные вопросы: особенности внутренней политики, изменения в городском управлении, работа Уложенной комиссии | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Индивидуальные формы работы. Работа с фрагментами исторического документа | Репродуктивный уровень: объяснять значение понятий; называть характерные черты политического устройства России во II половине xvm в. Продуктивный уровень: характеризовать особенности внутренней политики России в данный период; раскрывать сущность политики «просвещенного абсолютизма»; анализировать изменения в системе управления, судопроизводства при Екатерине П. Творческий уровень: составить политический портрет Екатерины П | |
60 | Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева | Основные понятия: крестьянская война, самоуправление, самозванец. Основные вопросы: причины, особенности и этапы крестьянской войны | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Групповые формы работы. Работа с фрагментами исторического документа | Репродуктивный уровень: называть место, имена, обстоятельства, участников крестьянской войны. Продуктивный уровень: соотносить факты и общие процессы: усиление крепостной зависимости и активизация народного движения; |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
анализировать причины, особенности и значение крестьянской войны; сравнивать народные восстания «бунташного времени» XVII века и восстания XVIII века. Творческий уровень: высказывать оценочное суждение о деятельности Емельяна Пугачева | ||||||
61 | Экономическое развитие России 1762-1800 гг. | Основные понятия: экономика, мануфактура, денежный оброк, барщина, месячина. Основные вопросы: развитие промышленности и сельского хозяйства, подъем отечественной торговли, итоги экономического развития России в данный период | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Групповые формы работы | Репродуктивны й уровень: описывать успехи и трудности развития экономики России в данный период; называть существенные черты экономического развития России в конце XVII -начале XVIII в. Продуктивный уровень: соотносить факты и общие процессы: крепостнический строй и разложение феодально-крепостнической системы. Творческий уровень: сравнивать экономическое развитие России и стран Западной Европы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
62-63 | Внешняя политика Екатерины П. Русское военное искусство | Основные понятия: протекторат, коалиция, нейтралитет. Основные вопросы: основные направления внешней политики, борьба России за выход к Черному морю, война со Швецией, полководческое искусство А. В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Групповые формы работы | Репродуктивный уровень: называть даты военных походов и кампаний. Продуктивный уровень: характеризовать основные направления внешней политики России во П половине ХУШ века; раскрывать последствия внешнеполитической деятельности Екатерины II. Творческий уровень: высказывать оценочное суждение о внешнеполитической деятельности Екатерины; на основе дополнительного исторического материала подготовить сообщение «Наука побеждать» А. В. Суворов; Ф. Ф. Ушаков | |
64-65 | Россия при Павле I. Внешняя и внутренняя политика России в конце ХУШ в. | Основные понятия: коалиция, блокада, захватническая война, эскадра. Основные вопросы: основные направления внешней и внутренней политики Павла, противоречивость политики Павла, дворцовый переворот | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Групповые формы работы. Работа с фрагментами исторического документа | Продуктивный уровень: характеризовать основные направления внутренней и внешней политики Павла I; выявлять особенности проводимой Павлом I политики. Творческий уровень: высказывать оценочное суждение о личности и деятельности Павла I |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
66 | Культура России во П половине XVIII в. | Основные понятия: университет, духовная семинария, барокко, классицизм, реализм, идеология, паровая машина. Основные вопросы: становление системы российского образования, успехи отечественной науки, особенности развития искусства России | Урок обобщения и систематизации знаний | Групповые формы работы | Репродуктивный уровень: составлять описание исторических памятников и произведений литературы; называть характерные черты духовной культуры России П половины ХУЩ в. Продуктивный уровень: характеризовать развитие просвещения и системы образования в России; выявлять особенности развития искусства и роль академических экспедиций в развитии отечественной науки. Творческий уровень: на основе литературных произведений выявлять ценности изучаемого периода | |
67 | Повторение «История России XVII-XVIII вв.» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Зачет | Репродуктивный уровень: объяснять значение понятий; называть основные даты, события, имена известных деятелей данного исторического периода. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Продуктивный уровень: соотносить изученные факты и общие процессы; сравнивать социально-экономические, политические, духовные процессы в России с историческим развитием стран Западной Европы в XVn-XVIII вв.; структурировать изученный материал в виде таблиц, схем. Творческий уровень: презентовать проекты «Выдающиеся личности России XVII-XVIII вв.» | ||||||
68 | Резервное время |
Материально-техническое обеспечение
- Компьютер
- Проектор
- Экран
Учебно-методическое обеспечение
- Примерная программа основного общего образования базового уровня по истории, 2004 г.
- ФГОС: Основное общее образование - http://standart.edu.ru
- Примерные программы по учебным предметам. История - http://standart.edu.ru
- А.А.Данилов, Л.Г. Косулина История России. Программа. 6 - 9 классы - М., Просвещение, 2009.
- В.А Ведюшкин., С.Н Бурин. Всеобщая история, М.: Дрофа, 2014.
- К.А. Соловьев. Поурочные разработки по Новой истории. 1500 – 1800 годы. 7 класс. – М., ВАКО, 2011
- А.А.Данилов, Л.Г. Косулина История России: конец XVI – XVIII век 7 класс.- М., Просвещение, 2011.
- А.А.Данилов, Л.Г. Косулина История России: конец XVI – XVIII век. Рабочая тетрадь. 7 класс.- М., Просвещение, 2011.
- Карты по истории России.
- Карты по новой истории.
- Аудиорассказы по истории России.
- Аудиолекции по новой истории.
- Иллюстрации по новой истории и истории России.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов// http://school-collection.edu.ru
- Федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов// .http://fcior.edu.ru/ А.А.Данилов, Л.Г. Косулина История России: конец XVI – XVIII век 7 класс.- М., Просвещение, 2013 г.
Средства обучения :
Таблицы
1. Российское государство в годы Смуты.
2. Социально-сословное представительство на Земских соборах ХVII в.
- Государственный аппарат России в ХVII в.
- Органы власти и управления в Российской империи в 20-70-е гг. ХVII в.
- Реформы Петра Великого в I четверти ХVIII века
- Органы власти и управления Российской губернии и уезда в конце ХVIII века
- Судебные учреждения губернии и уезда в конце ХVIII века
- Управление городом в конце ХVIII в.
- Сословная структура Российской империи во II пол. ХVIII в.
Карты:
1. Важнейшие географические открытия и колониальные захваты.
Мир в ХVІІ - ХVІІІ вв.
2. Европа в начале Нового времени
3. Образование США
4. Образование и расширение Русского государства в ХIV – ХVII столетиях
5. Российская империя во ІІ пол. ХVІІІ в.
6. Смутное время в России нач. ХVІІ в.
7. Северная война 1700 - 1721 гг.
8. Крестьянские войны в России:
Кр. война под руководством И.И.Болотникова
Кр. война под руководством С.Т.Разина
Кр. война под руководством Е.М.Пугачева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по учебному курсу "История России с Древнейших времён до конца XVI века" 6 класс на основе авторской программы А.А. Данилова, Косулиной Л.Г., Бранда М.Ю.
Рабочая программа по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века» предназначена для организации обучения учащихся 6 класса. Рабочая...
Рабочая программа.География 9 класс к учебнику А.И. Алексеев, В.В. Николина. География: население и хозяйство России.
Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, эк...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по всеобщей истории и истории России 6 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по « Всеобщей истории» и по «Истории России с древнейших времен до конца XVI века»(6 класс)Настоящая рабочая программа истории России разработана на основе федерального компон...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по всеобщей истории
Материал предназначен для учителей, позволяет сэкономить время при написании собственной рабочей программы....
Рабочие программы к УМК Вигасин,Сороко-Цюпа "Всеобщая история" 5-9 класс, Просвещение 2014 год
Не смогла сама найти эту книгу в интернете, купила и решила сделать PDF, может кому будет нужно...
КТП по истории России, 6 класс по учебнику Данилова, Косулиной
КТП по истории России, 6 класс по учебнику Данилова, Косулиной...
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...