Рабочая программа по истории 10 класс (Уколова, Ревякин, Борисов, Левандовский)
рабочая программа по истории (10 класс) на тему
Интегрированная программа работы по курсам всеобщей истории и истории России для 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_10_klass.docx | 84.93 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:
• Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. №1089);
• Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004 г. №1312);
• Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
• Приказа Минобрнауки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
• Учебного плана МОУ «СОШ №24 Кировского района г. Саратова»;
• примерной программы среднего общего образования по истории.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 10 класса к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.
Школьный курс по всеобщей истории предоставляет подростку возможность узнать и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности её поступательного развития и ценности.
В программе прослеживается изменение картины мира человека, вокруг которой формировались все ценности культуры, вся структура представлений о мироздании, дано представление об особенностях и тенденциях развития современной мировой цивилизации.
Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества — всё это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности. В программе акцентируется внимание на то, что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему.
Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
• развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
• освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
• овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
• формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Особенности курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Основные содержательные линии программы реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их интегрированное изучение, на основе проблемно-хронологического подхода. Приоритет отдается учебному материалу, связанному с воспитательными и развивающими задачами, важными с точки зрения социализации школьников, приобретения ими общественно значимых знаний, умений, навыков.
В рабочей программе устанавливается следующая система распределения учебного материала и учебного времени для 10-11 классов:
Классы | Объем учебного времени | ИСТОРИЯ | |
России | Всеобщая | ||
10 | 68 ч | История России (с древнейших времен до конца XIX в.) – 36/44 ч | Всеобщая история (с древнейших времен до конца XIX в.) – 24/26 ч |
11 | 68 ч | История России (XX – начало XXI вв.) – 36/46 ч | Всеобщая история (XX в – начало XXI вв.) – не менее 24 ч |
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 (140) часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, в том числе: в X и XI классах по 68 (70) часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Примерная программа рассчитана на 136 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 20 учебных часов (или 14,3%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
В соответствии с базисным учебным планом, «История» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования. Резервное время направленно на изучение истории России, поскольку учащиеся являются гражданами данного государства.
II. Учебно-тематический план
№ п/п | Тематический блок | Количество часов (в год) |
Вводная часть | 1 | |
1 | (Ви)[1] Предмет исторической науки, периодизация и хронология | 1 |
Тема 1. Первобытность | 1 | |
2 | (Ви) Предыстория | 1 |
Тема 2. Древний мир | 6 | |
3 | (Ви) Ближний Восток | 1 |
4 | (Ви) Индия и Китай в древности | 1 |
5 | (Ви) Древняя Греция. От первых государств до расцвета полиса | 1 |
6 | (Ви) Древняя Греция. От полиса к эллинистическому миру | 1 |
7 | (Ви) Древний Рим. От возникновения города до падения республики | 1 |
8 | (Ви) Римская империя | 1 |
Тема 3. Средневековье | 6 | |
9 | (Ви) Западноевропейское Средневековье. Развитие феодальной системы | 1 |
10 | (Ви) Расцвет и кризис западноевропейского христианского мира. Практическая работа | 1 |
11 | (Ви) Византийское Средневековье | 1 |
12 | (Ви) Исламский мир в Средние века | 1 |
13 | (Ви) Индия в Средние века | 1 |
14 | (Ви) Китай и Япония в Средние века | 1 |
Тема 4. Введение. История России – часть всемирной истории | 1 | |
15 | История России – часть Всемирной истории. Своеобразие российской цивилизации | 1 |
Тема 5. Древнерусское государство в IX-XIII вв. | 7 | |
16 | Исторические корни славян. Восточные славяне в VII-IX вв. | 1 |
17 | Киевская Русь | 2 |
18 | Культура Киевской Руси | 1 |
19 | Политическая раздробленность на Руси | 1 |
20 | Культура Руси IX-XIII вв. | 1 |
21 | Монголо-татарское нашествие. Натиск завоевателей на северо-западные границы Руси. | 1 |
Тема 6. Образование единого Русского государства | 3 | |
22 | Возвышение Москвы | 1 |
23 | Образование единого Русского государства | 1 |
24 | Русская культура XIV-XV вв. | 1 |
Тема 7. Россия в XVI – XVII вв. | 7 | |
25 | Россия в XVI веке | 2 |
26 | Смутное время | 1 |
27 | Россия после Смуты. Первые Романовы | 1 |
28 | Внешняя политика России в XVII веке | 1 |
29 | Русская культура XVI-XVII вв. | 1 |
30 | КОНТРОЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «РОССИЯ С ДРЕВНИХ ВРЕМЕН ДО XVII ВЕКА» | 1 |
Тема 8. Западная Европа: на пути к Новому времени | 1 | |
31 | (Ви) Новое время: проблемы периодизации. Возрождение как культурно-историческая эпоха | 1 |
Тема 9. Экономика и общество в мировом измерении | 4 | |
32 | (Ви) Возникновение мирового рынка | 1 |
33 | (Ви) Общество и экономика «старого порядка» | 1 |
34 | (Ви) Промышленная революция | 1 |
35 | (Ви) Индустриальное общество | 1 |
Тема 10. Духовная жизнь общества | 3 | |
36 | (Ви) Религия и церковь в начале Нового времени | 1 |
37 | (Ви) Наука и общественно-политическая мысль XVII-XIX вв. | 1 |
38 | (Ви) Художественная культура XVII-XIX вв. | 1 |
Тема 11. Политические отношения на Западе и Востоке | 3 | |
39 | (Ви) Государство на Западе и Востоке | 1 |
40 | (Ви) Политические революции XVII- XVIII вв. | 1 |
41 | (Ви) Становление либеральной демократии | 1 |
Тема 12. Международные отношения эпохи позднего Нового времени | 2 | |
42 | (Ви) Встреча миров. Европейское равновесие XVII-XVIII вв. | 1 |
43 | (Ви) Конфликты и противоречия XIX в. | 1 |
Тема 13. Россия в эпоху Петра Великого | 4 | |
44 | Начало правления и реформ Петра I | 2 |
45 | Внешняя политика Петра I | 1 |
46 | «Культурная революция» в России в начале XVIII в. | 1 |
Тема 14. Россия в середине и второй половине XVIII века | 5 | |
47 | Эпоха дворцовых переворотов | 1 |
48 | Внутренняя политика Екатерины II | 1 |
49 | Внешняя политика России в XVIII веке | 1 |
50 | Царствование Павла I | 1 |
51 | Русская культура XVIII века | 1 |
Тема 15. Россия в первой половине XIX века | 8 | |
52 | Экономическое и социальное развитие России в XVIII- первой половине XIX века | 1 |
53 | Реформы Александра I | 1 |
54 | Борьба с Наполеоном | 1 |
55 | Внутренняя политика второй половины царствования Александра I. Восстание декабристов | 1 |
56 | Внутренняя политика Николая I | 1 |
57 | Внешняя политика России во второй четверти XIX века | 1 |
58 | Общественное движение в годы царствования Николая I | 1 |
59 | Русская культура в первой половине XIX века | 1 |
Тема 16. Россия во второй половине XIX века | 5 | |
60 | Начало правления Александра II. Крестьянская реформа 1861 г. | 1 |
61 | Реформы 60-70 гг. XIX века | 1 |
62 | Социально-экономическое развитие России после реформ | 1 |
63 | Общество и власть во второй половине 50-х-начале 80-х годов. Русская культура второй половины XIX века | 1 |
64 | Правление Александра III. Внешняя политика России во второй половине XIX века | 1 |
(Ви) Основные итоги мировой истории к концу XIX века | 1 | |
Всего часов | 68 |
III. Содержание тем учебного курса
Вводная часть
Введение. Что такое история? Пространство всемирной истории. Историческое время. Факторы и проявления единства и многообразия всемирной истории. Различные подходы к периодизации всемирно-исторического процесса.
Особенности социального познания. Социальное познание и историческая наука. Историческое событие и исторический факт. Понятие об исторических источниках. Виды источников. Понятие и термины исторической науки. Различные подходы к теоретико-методологическому осмыслению исторического процесса. Формационный подход к истории. Цивилизационный подход к истории. Школа «Анналов» (социальная история). Смысл истории. История в век глобализации.
Тема 1. Первобытность
Предцивилизационная стадия истории человечества. Антропогенез. Научные представления о формировании человека современного типа. Периодизация предцивилизационной стадии развития человечества. Проблемы социогенеза. Праобщина. Родовая община. Неолитическая революция и ее историческое значение.
Тема 2. Древний мир
Архаичные цивилизации Древнего Востока. Роль великих рек в формировании цивилизаций. Экономические основы древневосточных цивилизаций. Современные представления о факторах и формах возникновения государства. Вождества. Восточная деспотия и ее роль в древневосточных цивилизациях. Общество: социальная структура и социальные нормы.
Античные цивилизации Средиземноморья. Зарождение античной цивилизации. От «темных веков» к классической Греции. Античный полис: расцвет и кризис. Эллинизм. Цивилизация Древнего Рима в VIII—I вв. до н. э. Римская империя: расцвет, кризис, падение.
Духовный мир древних обществ. Мифологическая картина мира. Космогонические, антропогонические, теогонические мифы. Мифы о культурных героях. Представления об осевом времени. Буддийская духовная традиция. Китайско-конфуцианская духовная традиция. Иудейская духовная традиция. Христианская духовная традиция. Религии спасения. Формирование научного мышления в древности.
Историческое наследие древних цивилизаций. Древность: трудности понимания. Единство мира древних цивилизаций. Шумерская модель мира. Полис: три идеи для человечества. Римское право. Власть идеи и страсть к истине. Алфавит и письменность.
Египетская медицина, математика, астрономия. Художественные ценности древних цивилизаций.
Тема 3. Средневековье
Средневековая цивилизация Европы. Сущность и периодизация европейского Средневековья. Переход к Средневековью. Синтез позднеантичного и варварского укладов. Государство франков. Империя Карла Великого. Средневековье и феодализм: соотношение понятий. Сеньориальный строй. Феод. Община. Города в средневековом обществе. Социальная структура. Сословное общество. Этапы развития средневекового
государства. Сословно-представительная монархия. Централизация и полицентризм.
Государство и церковь. Политическая роль папства. Христианская цивилизация. Роль религии и церкви в средневековом обществе. Европейское общество в XIV—XV вв.
Византийская империя. Особенности территориальной и этнической структуры. Роль государства в византийской истории. Православная церковь в византийском обществе.
Арабо-мусульманский Восток. Возникновение ислама. Роль ислама в арабо-мусульманском средневековом обществе. Арабский халифат. Историческое значение средневековой арабо-мусульманской культуры.
Китай, Индия, Япония в Средние века. Дискуссия о применимости термина «Средние века» к истории Востока. Особенности исторического развития Китая, Индии, Японии в эпоху Средневековья.
Тема 4. Введение. История России – часть всемирной истории
Древнейшая история нашей Родины. Древние люди на территории нашей страны. Греческая колонизация Причерноморья. Скифское государство. Восточные славяне. Тюркские народы и государства на территории нашей страны. Норманны — варяги — Русь.
Тема 5. Древнерусское государство в IX-XIII вв.
Особенности российского Средневековья. Дискуссионные проблемы. Дискуссии о генезисе феодальных отношений на Руси. Характер древнерусской государственности. Проблемы сословно-представительной монархии. Факторы самобытности российской истории.
Древнерусское государство и общество. Причины и этапы образования Древнерусского государства. Характер Древнерусского государства в IX—X вв.
Эволюционное развитие русских земель в XI—первой половине XII в. Функции княжеской власти в Древнерусском государстве. Дружина. Народ и власть. Народное ополчение.
Формирование различных социально-политических моделей развития древнерусского общества и государства. Причины раздробления Древнерусского государства. Новгородская республика. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынское княжество. Ордынское владычество: формирование даннических отношений. Эволюция княжеской власти и вечевой организации в период ордынского владычества: точки зрения. Русь Литовская.
Тема 6. Образование единого Русского государства
Россия в средневековом мире. Особенности геополитического положения Древнерусского государства. Геополитическая ситуация на южных границах Древнерусского государства. Европейская политика Древнерусского государства.
Эволюция внешней политики в период ордынского владычества на Руси. Московское государство в системе международных отношений: западное направление. Восточное направление внешней политики Московского государства.
Особенности процесса объединения русских земель. Причины объединения русских земель. Возвышение Москвы. Роль Твери в процессе становления великорусской государственности. Великое княжество Литовское и Русское: борьба за общерусское лидерство.
Социально-экономическое развитие России. Характер землевладения в X—начале XIII в. Структура земледельческого населения. Эволюция поземельных отношений в период ордынского владычества. Поземельные отношения в период становления единого Русского государства.
Тема 7. Россия в XVI – XVII вв.
Борьба альтернативных вариантов развития страны в конце XV—начале XVII в. Характер Московского государства во второй половине XV—начале XVI в. Иван Грозный: альтернативы социально-политического развития страны. Смута и различные варианты эволюции государственного строя.
Россия: особенности перехода к Новому времени. Когда Россия вступила в Новое время? Каковы черты экономического и социального развития России в Новое время? Россия и Европа. Россия и Азия. Кризис традиционализма.
Россия: особенности социально-экономического развития в XVII в. Российский тип феодализма. Крепостничество. Рост городов и развитие городского хозяйства. Формирование всероссийского рынка. Российская экономика и иностранное влияние. Российская власть и экономика.
России в европейской политике в XVI—XVII вв. Западное направление внешней политики России в XVI—XVII вв. Южное направление внешней политики. Восточное направление внешней политики.
Тема 8. Западная Европа: на пути к Новому времени
Человек в Древности и Средневековье. Человек и его социальные роли. Человек и время. Человек и пространство. Человек и его детство. Человек и знание.
Раннее Новое время и начало модернизации. Великие географические открытия и их последствия. Запад и Восток в раннее Новое время. Мануфактурный капитализм: экономика и общество. Возрождение. Реформация. Великая научная революция. Европа в XVIII в.: кризис «старого порядка».
Европейские государства в XVI—XVIII вв. Формирование абсолютизма. Голландия — первая европейская республика Нового времени. Английская революция XVII в.: к парламентаризму и гражданскому обществу. Просвещенный абсолютизм.
Тема 9. Экономика и общество в мировом измерении
Промышленная революция: сущность и значение. Индустриальное общество. Мировой рынок, колониальные империи и империализм. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация.
Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.
Тема 10. Духовная жизнь общества
Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества.
Рождение современных идеологий. Век Просвещения. Либерализм и консерватизм. Социализм и радикализм. Национальные движения и идеологии.
Человек в эпоху становления и развития индустриального общества. Человек и пространство. Человек и техника. Человек и город. Человек и жилище. Человек в движении.
Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII-XIX вв. Культурное наследие Нового времени.
Тема 11. Политические отношения на Западе и Востоке
Революции и их место в историческом процессе второй половины XVIII—XIX в. Модернизация и революции Нового времени. Война за независимость английских колоний в Северной Америке — Американская революция конца XVIII в. Великая французская революция конца XVIII в. Политическая модернизация и революции 1848—1849 гг. Реформы и модернизация.
От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета.
Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.
Тема 12. Международные отношения эпохи позднего Нового времени
Эволюция системы международных отношений в конце XV –XIX вв. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
Тема 13. Россия в эпоху Петра Великого
Феномен российского самодержавия. Абсолютизм в Европе и в России: общее и особенное. Предпосылки и условия формирования самодержавной власти в России. Иван Грозный и начало формирования самодержавия. От самодержавия к абсолютизму. Екатерина II и формирование идеологии абсолютизма. Попытки ограничения самодержавной власти.
Особенности социальных движений в России в XVII— XVIII вв. Социальная политика властей. Причины социальных движений. Крестьянские восстания. Городские восстания. Движение старообрядцев. Национальные движения.
Церковь, общество, государство в России в XVII— XVIII вв. Многоконфессиональность. Православие и его роль в жизни российского общества. Церковь и государство. Конфессиональная политика и межконфессиональные отношения.
Россия — великая европейская держава. Изменение места и роли Рост национального самосознания и становление имперского сознания. Россия — великая мировая держава.
Тема 14. Россия в середине и второй половине XVIII века
Индустриальное общество и особенности перехода к нему России. Демографические процессы. Начало российской индустриализации. Перемены в демографической ситуации и социальной структуре в пореформенный период. Россия в системе мировой экономики.
Тема 15. Россия в первой половине XIX века
Российские реформы в XIX в.: причины, цели, противоречия. Причины реформ, их цели и задачи. Источники финансирования. Метод и темпы реформирования. Отношение власти и общества к реформам. Оценка результативности реформ.
Российская власть и общество: поиск оптимальной модели общественного развития. Империя и народы. Эволюция власти. Формирование государственной идеологии. Либеральные идеологические доктрины о судьбах России. Истоки российского революционализма. Формирование российской интеллигенции. Национальные элиты и имперские интересы в XIX в.
Общественные настроения в начале XIX века. Декабристы. В поисках государственной идеологии. Западники и славянофилы. Зарождение идей русского социализма.
Тема 16. Россия во второй половине XIX века
Реформы 1860-1870-х годов. Новый рубеж в истории России. Крестьянская реформа. Реформы 1860-1870-х годов. Судьба и значение реформ. Экономическая политика государства в эпоху реформ. Развитие сельского хозяйства и промышленности в пореформенный период.
Полицейский режим Александра III. Общественное движение в России во второй половине XIX века. Русский либерализм. Народничество. Возникновение рабочего движения и зарождение социал-демократии. Консерватизм.
Россия – многонациональная страна. Расширение территории в первой трети XIX веке. Кавказская война. Присоединение Казахстана и Средней Азии. Заселение Сибири и Дальнего Востока. Пути создания империи.
IV. Требования к результатам обучения по истории
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен знать/понимать
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Предполагается, что в результате изучения истории учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
читать историческую карту с опорой на легенду;
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
соотносить единичные исторические факты и общие явления;
называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Календарно-тематическое планирование
по истории
Учитель Геращенко Сергей Андреевич
Класс 10
Количество часов на год:
Всего 68 час.; в неделю 2 час.
Плановых контрольных уроков ______, зачётов _______, тестов__________ ч.
Административных контрольных уроков ________ ч.
Планирование составлено на основе:
примерной программы основного общего образования по истори
Учебник:
1. Борисов Н.С. История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1 / Н.С. Борисов; под ред. С.П. Карпова 2-е изд. М.: Просвещение, 2015. – 256 с.
2. Левандовский А.А. История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Левандовский; под ред. С.П. Карпова 2-е изд. М.: Просвещение, 2015. – 254 с.
3. Уколова В.И., Ревякин А.В. Всеобщая история: с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс / Под ред. Чубарьяна А.О. 8-е изд. М.: Просвещение, 2013. – 367 с.
Дополнительная литература:
- Барг М.А. Категории и методы исторической науки. — М., 1984.
- Брандт М.Ю., Ляшенко Л.М. Введение в историю. — М., 1994.
- Румянцева М.Ф. Методология истории. — М., 2002.
- Рассказы по истории Средних веков / под ред. А.А. Сванидзе. — М., 1996.
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем уроков | Оборудование, основные понятия и термины | Домашнее задание | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||||
Первое полугодие | 31 | |||||
Вводная часть | 1 | |||||
1 | (Ви)* Предмет исторической науки, периодизация и хронология | Историческая память, исторический источник, цивилизацион-ные теории, антропология, теории модернизации | Эссе «Три причины, по которым люди изучают историю, и что изучение истории дает лично мне» | 1 | 04.09.15 | |
Тема 1. Первобытность | 1 | |||||
2 | (Ви) Предыстория | Предыстория, первобытность, неолитическая революция | §1, обоснованно ответить, можно ли неолит. революцию рассматривать как модернизацию + источник на стр.26 | 1 | 05.09.15 | |
Тема 2. Древний мир | 6 | |||||
3 | (Ви) Ближний Восток | Аграрные цивилизации, ирригационное земледелие, патриархальное рабство, деспотия. | §2, составить план рассказа (вопр. 3) | 1 | 11.09.15 | |
4 | (Ви) Индия и Китай в древности | Варна, ведизм, буддизм, конфуцианство, даосизм, «осевое время» | §3, сравнить систему варн с соц. структурой вавилонского общества по законам Хаммурапи | 1 | 12.09.15 | |
5 | (Ви) Древняя Греция. От первых государств до расцвета полиса | Античность, полис, классическое рабство, демократия, олигархия, охлократия | §4, сравнить полисы: Афины и Спарту | 1 | 18.09.15 | |
6 | (Ви) Древняя Греция. От полиса к эллинистическому миру | Эллинизм, эллинистическая монархия, тирания | §5, практическая работа на стр.78 | 1 | 19.09.15 | |
7 | (Ви) Древний Рим. От возникновения города до падения республики | Патриции, плебеи, республика, плебесцит | §6, перечислить факторы, способствующие кризису республики в Риме. Сравнить проявления кризиса полисной организации Греции и Рима. | 1 | 25.09.15 | |
8 | (Ви) Римская империя | Империя, принципат, доминат, христианство | §7, сравнить эпохи принципата и домината в истории Римской империи. Объяснить, почему христианство зародилось в Римской империи | 1 | 26.09.15 | |
Тема 3. Средневековье | 6 | |||||
9 | (Ви) Западноевропейское Средневековье. Развитие феодальной системы | Феодализм, вассально-ленные отношения, сословия, иммунитет, раздробленность, сословно-представительная монархия | §8, начать заполнение таблицы «Этапы Средневековья» | 1 | 02.10.15 | |
10 | (Ви) Расцвет и кризис западноевропейского христианского мира. Практическая работа | Цехи, гильдии, коммунальное движение, бюргерство, схоластика | §9, продолжить заполнение таблицы | 1 | 03.10.15 | |
11 | (Ви) Византийское Средневековье | Автократия, иконоборчество, исихазм, канон, фемный строй и стратиоты. | §10, сравнить византийскую автократию с восточной деспотией | 1 | 09.10.15 | |
12 | (Ви) Исламский мир в Средние века | Ислам, шиизм, суннизм, халифат | §11, вопр.1,2 на стр. 150-151 | 1 | 10.10.15 | |
13 | (Ви) Индия в Средние века | Каста, варно-кастовый строй, раджа, дхарма, ахимса, сикхизм | §12, вопр. 5 на стр.160 с элементами эссе | 1 | 16.10.15 | |
14 | (Ви)Китай и Япония в Средние века | Пагода, синтоизм, самурай, сегунат | §13, план ответа по теме «Влияние китайской цивилизации в Японии». Подготовка к тестированию | 1 | 17.10.15 | |
Тема 4. Введение. История России – часть всемирной истории | 1 | |||||
15 | История России – часть Всемирной истории. Своеобразие российской цивилизации | Всемирная история, региональная история, исторические источники. | Чит. с. 5-15, выписать факторы развития России | 1 | 23.10.15 | |
Тема 5. Древнерусское государство в IX-XIII вв. | 7 | |||||
16 | Исторические корни славян. Восточные славяне в VII-IX вв. | Индоевропейцы, праславяне, миграция, колонизация, вече, каганат | §1, с. 13-20, в.1,4 письм. на с. 20 | 1 | 24.10.15 | |
17-18 | Киевская Русь | Государство, князь, дружина, бояре, варяги, дань, урок, погост, реформа, полюдье | §2-3, с.23-41, в.1,5 п. на с. 42 | 2 | 30.10.15 13.11.15 | |
19 | Культура Киевской Руси | §4, с.43-54, в.1,4 | 1 | 14.11.15 | ||
20 | Политическая раздробленность на Руси | Усобица, Русская Правда, вотчина, смерд, холоп, лествица | §5-6,с. 56-70, в.5 (план) | 1 | 20.11.15 | |
21 | Культура Руси IX-XIII вв. | Удел, съезд, патриотизм, летопись, былина | §7, с. 70-84, в.4,6 письм. | 1 | 21.11.15 | |
22 | Монголо-татарское нашествие. Натиск завоевателей на северо-западные границы Руси. | Иго, ордынский выход, баскак, ярлык, резиденция, кипчаки | §8, с. 85-102, в.3 письм. | 1 | 27.11.15 | |
Тема 6. Образование единого Русского государства | 3 | |||||
23 | Возвышение Москвы | Земский собор, приказы, централизован-ное государство, сословно-представительная монархия. | §9-10, с. 103−124, в.4 письм. | 1 | 28.11.15 | |
24 | Образование единого Русского государства | Дворяне, стрелецкое войско, заповедные лета | §11-12, с.126−146, в.3,5 письм. на с.147 | 1 | 04.12.15 | |
25 | Русская культура XIV-XV вв. | Кафтан, полати | §13, с.147−158, в.3,6 письм. | 1 | 05.12.15 | |
Тема 7. Россия в XVI – XVII вв. | 7 | |||||
26-27 | Россия в XVI веке | Земский собор, приказы, централизованное государство, сословно-представительная монархия. опричнина, террор | §14−15, с.159−181, в.9 письм. на стр.182 | 2 | 11.12.15 12.12.15 | |
28 | Смутное время | Митрополит, авторитет, соперничество | §17−18, с.192−214, в.4 (группы) письм. | 1 | 18.12.15 | |
29 | Россия после Смуты. Первые Романовы | Служилые люди, крестьяне владельческие, дворцовые, черносошные, тягло. Юрьев день | §19, с.216−231, в.4,7 письм. | 1 | 19.12.15 | |
30 | Внешняя политика России в XVII веке | §20, с.231−241, в.6 (план) | 1 | 25.12.15 | ||
31 | Русская культура XVI-XVII вв. | Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт. Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания | §16, с.185−192, в.4,6 письм., §21, с.241−255, в.4 письм. | 1 | 26.12.15 | |
Второе полугодие | 37 | |||||
32 | КОНТРОЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «РОССИЯ С ДРЕВНИХ ВРЕМЕН ДО XVII ВЕКА» | - | Обзорное рассмотрение §1-16 | 1 | 15.01.16 | |
Тема 8. Западная Европа: на пути к Новому времени | 1 | |||||
33 | (Ви) Новое время: проблемы периодизации. Возрождение как культурно-историческая эпоха | Возрождение (ренессанс), гуманизм, утопия, маньеризм | §14, в. 5 (таблица) | 1 | 16.01.16 | |
Тема 9. Экономика и общество в мировом измерении | 4 | |||||
34 | (Ви) Возникновение мирового рынка | Великие географические открытия, революция цен, капитал, капитализм, биржа | §15, вопрос 3 (таблица) | 1 | 22.01.16 | |
35 | (Ви) Общество и экономика «старого порядка» | Старый порядок, трехполье, огораживания, мануфактура | §16, вопрос 1 и 4 (сравнить мануфактуру и ремесленную лавку) | 1 | 23.01.16 | |
36 | (Ви) Промышленная революция | Промышленный переворот, протекционизм, меркантилизм | §17, сравнить завод и мануфактуру, в.6 | 1 | 29.01.16 | |
37 | (Ви) Индустриальное общество | Индустриализа-ция, модернизация, урбанизация, монополия, буржуазия | §18, вопрос 3 (сравнить пром. переворот и индустриал.) | 1 | 30.01.16 | |
Тема 10. Духовная жизнь общества | 3 | |||||
38 | (Ви) Религия и церковь в начале Нового времени | Реформация, индульгенции, лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, контрреформа-ция | §19, вопрос 3 (сравнить лютеранство и кальвинизм) | 1 | 05.02.16 | |
39 | (Ви) Наука и общественно-политическая мысль XVII-XIX вв. | Научная революция, Просвещение, гражданское общество, правовое государство, принцип разделения властей, либерализм, социализм, коммунизм, позитивизм | §20, вопрос 4 (таблица «Полит. движения») | 1 | 06.02.16 | |
40 | (Ви) Художественная культура XVII-XIX вв. | Классицизм, барокко, рококо, ампир, романтизм, эклектика, реализм, импрессионизм, постимпрессио-низм | §21, вопрос 1 (аргументировать свою точку зрения) | 1 | 12.02.16 | |
Тема 11. Политические отношения на Западе и Востоке | 3 | |||||
41 | (Ви) Государство на Западе и Востоке | Абсолютизм, просвещенный абсолютизм, деспотизм | §22, вопрос 4 (таблица) индивид. – 5 | 1 | 13.02.16 | |
42 | (Ви) Политические революции XVII- XVIII вв. | Пуританизм, республика, ограниченная монархия | §23-24, вопросы 5, 7 | 1 | 19.02.16 | |
43 | (Ви) Становление либеральной демократии | Консерватизм, либерализм, демократия | §25, вопрос 4 | 1 | 20.02.16 | |
Тема 12. Международные отношения эпохи позднего Нового времени | 2 | |||||
44 | (Ви) Встреча миров. Европейское равновесие XVII-XVIII вв. | Колония, метрополия, баланс сил, динамическая война | §26, практическая работа на стр. 321 | 1 | 26.02.16 | |
45 | (Ви) Конфликты и противоречия XIX в. | Легитимизм, реальная политика | §28, вопрос 4 на стр. 346 | 1 | 27.02.16 | |
Тема 13. Россия в эпоху Петра Великого | 4 | |||||
46-47 | Начало правления и реформ Петра I | Немецкая слобода, Великое посольство, стрелецкий бунт. Сенат, коллегии, император | §1, с.8−13, в.4,5 письм. §2, с.14−22, в.5,6 письм. | 2 | 04.03.1605.03.16 | |
48 | Внешняя политика Петра I | Рекрутский набор, регулярная армия, | §3, с.25−32, в.7 письм. | 1 | 11.03.16 | |
49 | «Культурная революция» в России в начале XVIII в. | Ассамблеи, кунсткамера | §4, с.32−40, в.2 на стр.42 письм. | 1 | 12.03.16 | |
Тема 14. Россия в середине и второй половине XVIII века | 5 | |||||
50 | Эпоха дворцовых переворотов | Верховный тайный совет, кондиции, кабинет министров, бироновщина, | §5, с. 44−54, в.3,7 письм. | 1 | 18.03.16 | |
51 | Внутренняя политика Екатерины II | Просвещенный абсолютизм, Уложенная комиссия, жалованные грамоты, | §6, с.56−63, в.8 письм. §7, с.65−73, в.7 письм. (эссе) | 1 | 19.03.16 | |
52 | Внешняя политика России в XVIII веке | Антифранцузские коалиции, Новороссия | §8, с.75−83, в.6 + вопросы к док−ту на с.85 письм. | 1 | 25.03.16 | |
53 | Царствование Павла I | Заговор | §9, с.85−89, в.5 + в.3 к док−ту на стр. 91 | 1 | 08.04.16 | |
54 | Русская культура XVIII века | «Золотой век» русской культуры | §10, с. 91−102, в.5 письм. | 1 | 09.04.16 | |
Тема 15. Россия в первой половине XIX века | 8 | |||||
55 | Экономическое и социальное развитие России в XVIII- первой половине XIX века | Крепостная система, рыночные отношения, | §11, с.107−113, в.3,9 письм. | 1 | 15.04.16 | |
56 | Реформы Александра I | Министерская реформа, система народного просвещения, «План государственных преобразований», | §12, с.115−122, в.2,10 письм. | 1 | 16.04.16 | |
57 | Борьба с Наполеоном | Континентальная блокада, Великая армия, Отечественная война, маневр, партизанское движение, | §13, с.122−131, в.6 + к док−ту письм. | 1 | 22.04.16 | |
58 | Внутренняя политика второй половины царствования Александра I. Восстание декабристов | Конституция, реакция, военные поселения | §14, с.133−140, в.1 письм. | 1 | 23.04.16 | |
59 | Внутренняя политика Николая I | Кодификация законов | §15, с.143−150, в.7 письм. | 1 | 29.04.16 | |
60 | Внешняя политика России во второй четверти XIX века | Восточный вопрос, мюридизм | §16, с.152−160, в.10−12 письм. | 1 | 30.04.16 | |
61 | Общественное движение в годы царствования Николая I | Западники и славянофилы, национальное самосознание | §17,с.161−168, в.5,6 письм. | 1 | 06.05.15 | |
62 | Русская культура в первой половине XIX века | §18, с.170−182, в.1 письм. + в.6 на стр.183 письм. | 1 | 07.05.16 | ||
Тема 16. Россия во второй половине XIX века | 5 | |||||
63 | Начало правления Александра II. Крестьянская реформа 1861 г. | Выкупные операции, выкупные платежи, надел, отрезки, временнообя-занные | §19, с.186−191, в.6 (без табл.), 7 письм. | 1 | 13.05.16 | |
64 | Реформы 60-70 гг. XIX века | Рабочее законодательст-во, земство, мировой суд, коронный суд, апелляция, всеобщая воинская повинность | §20, с.193−200, в.1,2 письм. | 1 | 14.05.16 | |
65 | Социально-экономическое развитие России после реформ | Отработка, община, рабочий вопрос | §21, с.201−209, в.5,9 письм. | 1 | 20.05.16 | |
66 | Общество и власть во второй половине 50-х-начале 80-х годов. Русская культура второй половины XIX века | Разночинная интеллигенция, ишутинцы, нечаевщина, народничество, «Хождение в народ», индивидуальный террор, цареубийство, контрреформы, марксистское движение, либеральное народничество. Классические гимназии и реальные училища | §22, с.211 – 216, вопрос 5 §23, с.217 – 223, вопрос 4 §26 | 1 | 21.05.16 | |
67 | Правление Александра III. Внешняя политика России во второй половине XIX века | Контрреформы, промышленный подъем | §24-25, с. 227-242, вопрос 4 (24) и 2 (25) | 1 | 27.05.16 | |
68 | (Ви) Основные итоги мировой истории к концу XIX века | - | - | 1 | 28.05.16 |
VI. Используемый учебно-методический комплекс
- Борисов Н.С. История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1 / Н.С. Борисов; под ред. С.П. Карпова 2-е изд. М.: Просвещение, 2015. – 256 с.
- Левандовский А.А. История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Левандовский; под ред. С.П. Карпова 2-е изд. М.: Просвещение, 2015. – 254 с.
- Уколова В.И., Ревякин А.В. Всеобщая история: с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс / Под ред. Чубарьяна А.О. 8-е изд. М.: Просвещение, 2013. – 367 с.
VII. Список литературы:
- Аврех А.Я. Столыпин и судьбы реформ в России. — М., 1991.
- Андриянов В. Косыгин. — М., 2003.
- Анисимов Е. Анна Иоанновна. — М., 2002.
- Анисимов Е. Елизавета Петровна, — М., 2002.
- Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII— первой половине XIXвека. — М., 1994.
- Античные государства Северного Причерноморья. — М., 1984.
- Барг М.А. Категории и методы исторической науки. — М., 1984.
- Боханов А.Н. Император Александр III. — М., 1998.
- Брандт М.Ю., Ляшенко Л.М. Введение в историю. — М., 1994.
- Буданова В. П. Готы в эпоху Великого переселения народов. — М., 1990.
- В борьбе за власть: страницы политической истории России XVIII в. – М., 1988.
- Введение христианства на Руси. — М., 1987.
- Великие социальные революции XVII—XVIII вв. — М„ 1990.
- Горский А.А. Древнерусская дружина. — М., 1989.
- Горский А.А. Москва и Орда. — М., 2005.
- Гумилев Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории. — М., 1992.
- Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII—XIVвв.). — М., 2001.
- Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии. — М., 1985.
- Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в ХШ-ХГУ вв. – М., 1985.
- Забылин М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. — М., 1997.
- Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. - М., 1958.
- Захаров В.Ю. «Всемилостивейшая жалованная грамота российскому народу» 1801 г. в контексте развития конституционных идей в России во второй половине XVIII—начале XIXв. - М., 2002.
- Захарова Л. Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России: 1856-1861 гг. - М., 1984.
- Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. — М., 1960.
- Зимин А. А. Россия на рубеже XV—XVI столетий. — М., 1982.
- Зимин А. А., Хорошкевич А.Л. Россия времен Ивана Грозного. — М., 1982.
- Каргалов В. В. Монголо-татарское нашествие на Русь: XIII в. - М., 1966.
- Каргалов В. В. Конец ордынского ига. — М., 1984.
- Кобрин В. Б. Власть и собственность в средневековой Руси ХУ-ХУШ вв. - М., 1985.
- Кобрин В. Б. Иван Грозный. — М., 1989
- Козляков В. Михаил Федорович. — М., 2004.
- Культура России: IX—XX вв.: учебное пособие. — М., 1996.
- Кучкин В. А. Русь под игом: как это было. — М., 1991.
- Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X—XIV вв. — М., 1984.
- Левандовский А.А. Время Грановского: у истоков формирования русской интеллигенции. — М., 1990.
- Леонтович В. В. История либерализма в России: 1762— 1914 гг. – М., 1995.
- Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь: очерки социально-политической истории. — М., 1987.
- Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. — М., 1991.
- Ляшенко Л.М. Революционные народники. — М., 1989.
- Магомедов М. Г. Образование Хазарского каганата. — М., 1983.
- МанфредА. 3. Наполеон Бонапарт. — М., 1980.
- Медушевский А. Н. Утверждение абсолютизма в России: сравнительное историческое исследование. — М., 1994.
- Медушевский А. Н. Проекты аграрных реформ в России: XVIII—начало XXIвека. — М., 2005.
- Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия: политическая история России первой половины XIX столетия. — М., 1990.
- Миронов Б. Я. Социальная история России. В 2 т. — СПб., 1999.
- Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. — М., 1989.
- Молчанов Я. Я. Дипломатия Петра Первого. — М., 1984.
- Москва. Быт XIV—XIX веков. — М., 2005.
- Мыльников А. Петр III. — М., 2002.
- Национальная политика России: история и современность. — М., 1997.
- Очерки русской культуры XIX в.: общественно-культурная среда, — М., 1998.—Т. 1.
- Павленко Н. И. Петр Великий. — М., 1990.
- Павленко Н. И. Птенцы гнезда Петрова. — М., 1988.
- Панова В. Г., Бахтин Ю. Б. Жизнь Мухаммеда. — М, 1990.
- Песков А. М. Павел I. — М, 2003.
- Победоносцев К. П. Великая ложь нашего времени. — М., 1993.
- Рапов О. М. Русская церковь в IX—первой трети XII в.: принятие христианства. — М., 1988.
- Рассказы по истории Средних веков / под ред. А.А.Сванидзе. — М., 1996.
- Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси: историкобы-товые очерки XI—XII Iвв. — Л., 1966.
- Российские консерваторы. — М., 1997.
- Российские самодержцы (1801-1917). — М., 1991.
- Россия XV—XVII вв. глазами иностранцев. — Л., 1986.
- Румянцева М.Ф. Методология истории. — М., 2002.
- Русская художественная культура второй половины XIX в.: диалог с эпохой. — М., 1996.
- Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII— XIIIвв. - М., 1982.
- Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. — М., 1987.
- Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси (IX—первая половина X в.). — М., 1980.
- Седов В.В. Восточные славяне в VI—XIII вв. — М., 1982.
- Скрынников Р. Г. Иван Грозный. — М., 1975.
- Скрынников Р. Г. Три Лжедмитрия. — М., 2003.
- Скрынников Р. Г. Царство террора. — СПб., 1992.
- Славяне и их соседи в конце I тысячелетия до н.э. – первой половине I тысячелетия н.э. — М., 1993.
- Соловьева А. М. Промышленная революция в России в XIXвеке. – М., 1990.
- Тихомиров М.Н. Древнерусские города. — М., 1956.
- Тихомиров М.Н. Древняя Русь. — М., 1975.
- Тойнби А. Дж. Постижение истории. — М., 1991.
- Томсинов В. А. Аракчеев. — М., 2003.
- Троцкий И. III Отделение при Николае I. — Л., 1990.
- Федоров В. А. Декабристы и их время. — М., 1992.
- Федоров В. А. М.М. Сперанский и А.А. Аракчеев. — М, 1997.
- Фроянов И.Я. Киевская Русь: очерки социально-политической истории. — Л., 1980.
- Фроянов И.Я. Киевская Русь: очерки социально-экономической истории. — Л., 1974.
- Христофоров И. А. «Аристократическая» оппозиция Великим реформам: конец 1850-х—середина 1870-х гг. — М., 2002.
- Цымбаев Н.И. Славянофильство. — М., 1986.
- Черепнин Л.В. Образование русского централизованного государства в XIV—XV веках: очерки социально-экономической и политической истории Руси. — М., 1960.
- Что нужно знать о народах России: справочник. — М., 1999.
- Чулков Г. И. Императоры: психологические портреты. — М., 1991.
- Энциклопедия купеческих родов. — М., 1995.
Образовательные инернет-ресурсы
- http://www.1sentember. ru
- http://www.uroki.ru
- http://www.metodiki.ru
- http://www.school-collection.edu.ru
[1] Сокращенное наименование тематического блока «Всемирная история»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории России к учебнику Н.С. Борисова, А.А. Левандовского 10 класс
Настоящая рабочая программа по истории России разработаны на основе федеральной Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень) 2004 г. и ...
Рабочая программа по истории для 5 класса в соответствии с требования по ФГОС к УМК В.И. Уколова, Л.П. Маринович (под ред. А.О. Чубарьяна). Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс // М., «Сфера». 2015.
Структура данной рабочей программы полностью соответствует требованиям стандарта второго поколения....
Рабочая программа по истории 11 класс (А.А. Улунян, Е.Ю. Сергеев; А.А. Левандовский)
Рабочая программа по истории 11 класс (А.А. Улунян, Е.Ю. Сергеев; А.А. Левандовский), рассчитана на 68 часов....
Рабочая программа по истории Новейшего времени и истории России - Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О./Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А. под редакцией Торкунова А.В.
Рабочая программа по истории Новейшего времени - учебник 9 класса под редакцией Сороко-Цюпы О.С., Сороко-Цюпы А.О.Рабочая программа по истории России (2 части) - учебник 9 класса Арсентьева Н.М., Дани...
Рабочая программа по истории 5 класс по учебнику Уколова В.И. "Всеобщая история. Древний мир"
Рабочая программа по всеобщей истории разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Используется уче...
Рабочая программа по истории класс 8 а учитель Лукашева Е.П.
Работа по учебно-методическому Арсентьев Н. М., Данилов А. А., Курукин И. В., Токарева А. Я./ под редакцией А. В. Торкунова История России 7 класс в 2х частях. М.: Просвещение 2020,Ю...