Конспект урока в 10 классе по теме Завершение объединения Руси
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Конспект урока по теме Завершение объединения Руси для 10 класса предполагает групповую работу и проблемные задания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_zavershenie_obedineniya_rusi.docx301.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Киреевская общеобразовательная школа № 7»

администрации муниципального образования Киреевский район  

Тема: "Завершение объединения русских  земель  и  образование             Российского  государства"

http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQKNlb27aq1V456u2vQ6rR0pfCB_F1VyEoe759CTUMvBuQuOqRGJA

2014-2015 учебный  год

                               

учитель истории Башкина Людмила Алексеевна,

высшая квалификационная категория

Киреевск, 2015

Тема: " Завершение объединения русских земель и образование Российского государства" ( 10 класс)

Тип урока: комбинированный

Технология :  урок в компетентностном подходе

Оборудование:

1) карта « Образование единого   централизованного  государства»;

2) мультимедийная установка;

3) презентация

4) исторические источники: извлечение из Судебника 1497 г.; "Софийская вторая летопись"; схема "Система государственного устройства России в k.XV-h.XVI.b.b."

Целеполагание урока:

Обучающая (образовательная) - изучая процесс завершения объединения Северо-Восточной Руси вокруг Москвы и свержение ордынского ига , подвести к пониманию, что процесс объединения сопровождался формированием централизованного государства, закрепощением крестьян и укреплением феодальных порядков;

Воспитывающая - поддерживать интерес к прошлому, формировать положительное отношение к предмету через чувство гордости за свою Родину, отстоявшую независимость;

Развивающая - развивать коммуникативные компетенции: умение работать в группе
(социализация), анализировать исторические источники, делать выводы, используя
картографические     умения        сопоставлять     факты,     развивать     информационно - коммуникативные компетенции через создание мультимедийных презентаций

Приёмы и методы: проблемное изложение, групповая работа, исследование (проектная работа)

План урока:

1 .Целеполагание.

2.Мотивация

3. Закрепление

4.Подведение итогов. Домашнее задание.

5.Рефлексия

Ход урока:

I. Целеполагание

Учитель определяет тему урока. Учащиеся совместно формулируют цели с помощью

терминов на доске.

Феодальная война

Централизованное государство

Местничество

Кормление

Приказы

Юрьев день

Закрепощение крестьян

II.Мотивация

Учитель сообщает, что приобретённые знания на уроке понадобятся при изучении последующего материала и написании проверочной работы по разделу "Российское государство во второй половине XV-XVII в.в."

III. Актуализация знаний.

Вопросы классу: (работа с домашней таблицей)

1) Когда начинается процесс объединения северо-восточной Руси? ( нач. XIV в.)

2) Какие земли вошли в состав Московского княжества ко II половине XIV веков?

( Переяславль -Залесский, Можайск, Коломна, Серпухов, Суздальско- Нижегородские ,Галицкие и др.)

Новый материал : Учитель предлагает обратиться к плану урока и выяснить как складывалась ситуация в Московском княжестве к концу XIV- началу XVв. (сообщение о наследниках Д. Донского и феодальной войне

                                                         http://images.yandex.ru/yandsearch?text

Вывод:   внутриполитическое   и   внешнеполитическое   положение   Московской   Руси оставалось сложным (разорение Руси и усиление власти Золотой Орды)

Обращаемся к третьему пункту плана Иван III -"Государь всея Руси"сл.8

Дополнительная информация к

историческому портрету в форме оценки историка

                      XIX века Николая Михайловича Карамзина:

" Иван III как человек не имел любезных   свойств ни Мономаха, ни Донского, но стоит как государь на высшей степени величия. Он казался иногда боязливым, нерешительным. Ибо хотел всегда действовать осторожно. Сия осторожность есть вообще благоразумие.. "(9, т.6 гл.7 с.325) http://www.magister.msk.ru/library/history/karamzin/kar06_07.htm

Вопрос:

Что имел ввиду Н.М. Карамзин давая подобную оценку Ивану III ?(учащиеся должны ответить на  него в конце урока)

Проблема урока:

Доказать, что в XV веке при Иване III образовалось  единое централизованное

Российское государство . Для этого класс  работает в группах.

 Работа в группах:

I группа

Получает атласы и задание с. 185 -186 учебника А.Н. Сахаров, В.И. Буганов История

России с древнейших времён до XVII века- см. Приложение №2

Вопросы:

1.Какие земли во второй половине XV века вошли в состав Московского княжества?

(работа с таблицей и атласом " Хроника объединения земель вокруг Москвы") сл .13

2.В чём проявляется острота борьбы между Москвой и Великим Новгородом?

Каково значение присоединения Новгорода к Москве? сл.14

3.Сделайте вывод и назовите признак централизованного государства.

Вывод: Российское государство сформировало свои границы к концу XV b., процесс собирания русских земель был практически завершён.

II группа  (изучают новую систему управления Московским государством)- см.Приложение №3

с. 186-187 учебника А.Н. Сахаров, В.И. Буганов История России с древнейших времён до XVII века

l. Ha основании текста составьте схему "Система государственного устройства

России в  k.XV-h.XVI. b.b."  сл.15

2. Изучите документ Судебник 1497 г. Какие факты указывают на изменение положения крестьян со времён " Русской правды" ? сл.16

3. Как Судебник определяет условия выхода крестьян и каковы последствия этого?

4. Сделайте вывод и назовите признаки централизованного государства

Вывод: Новое российское государство создает систему управления, московское войско и законодательство закрепляющее Юрьев день, т.е начало закрепощения крестьян

III группа (изучает летопись) см.Приложение №2

1 .Изучите документ , выделите из текста основные исторические факты о стоянии на реке  Угре.сл.17-19

2.Оцените справедливость традиционного названия "стояние".  Соответствует ли это действительности? Возвращаемся к вопросу о Иване III . Что имел в виду Карамзин , давая подобную оценку Ивану III?

3. В чём значение победы для России?

4.Сделайте вывод. Назовите признак централизованного государства.

Вывод: через 240 лет Российское государство стало независимым.

4.Возвращаемся к проблемному заданию

Что имел ввиду Н.М. Карамзин давая подобную оценку Ивану III?

Доказать, что в XV веке при Иване III образовалось  единое централизованное

Российское государство.

Вывод по проблеме урока :

Таким образом, мы установили что, во второй половине XV в. при Иване III было создано централизованное (единое) государство - Россия. Государство, в котором происходит политическое собирание воедино земель , объединение страны  вокруг сильной центральной власти (князя, государя) с общим законодательством , армией, налогами, печатью. "Иоанн оставил Государство, удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом правления, то, которое ныне с любовию и гордостию именуем нашим любезным отечеством"(9, т.6 гл.7 с.325)

  imagesРисунок1Шапка Мономаха REGAL

http://dragons-nest.ru/def/st_george.php

IV. Закрепление см.Приложение №1

Для закрепления материала учащимся предлагается составить  синквейн  к понятиям "централизация" и "Иван III" Варианты выполненные учащимися:

Централизация                                              Иван Ш

объединение                                              князь

обширное, независимое                                  умный, осторожный

собирать, закрепощать, сбросить                        собрал, закрепостил ,освободил

образование Российского государства(независимость)  " Великий князь всея Руси"

единое                                                      государь

V. Подведение итогов

Итог урока подводит учитель: Изучив процесс завершения объединения Северо-Восточной Руси вокруг Москвы и свержение ордынского ига  мы убедились ,что процесс объединения сопровождался формированием централизованного государства, закрепощением крестьян и укреплением феодальных порядков.

Домашнее задание: п. 23

VI .Рефлексия :

Оцените уровень своих знаний:        

1-знаю и объясню другому               1 .Я узнал (а) много нового

2-знаю                                   2. Мне это пригодится в жизни

3-сомниваюсь, что знаю                 3. На уроке было над чем подумать

4-не знаю                                4. На все вопросы, возникающие в ходе урока,

                                            я получи(а) ответ

                                            5. На уроке я работал(а) добросовестно и все

                                            цели достигла

Приложение к уроку № 1

Памятка по написанию синквейна:

первая строка - тема называется одним словом (обычно существительное)

строка - описание темы двумя словами (двумя прилагательными)

строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами)

строка - фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме (чувство)

строка последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Примеры по теме Крестьянская реформа 1861 года :

1-й пример

реформа

справедливая, свободная

отменить, платить, отпустить

улучшила экономическое состояние страны

компромисс

2-й пример

крепостничество

жестоко и сурово

издали, отменили, отпустили

отменили и правильно сделали

свобода

Приложение к уроку №2

Задание для I группы (работа с картой)

Историческая справка

    Во второй половине 1478 г. великому князю дали знать из Новгорода, что многие новгородские знатные люди переписываются с орденом и с королем Казимиром, призывая их на помощь в борьбе с Москвой. Казимир, в свою очередь, звал на Русь хана Ахмата и обратился к римскому папе с просьбой помочь в борьбе с Москвой, папа назначил сбор средств со всех церковных владений в Польше и Литве.

    Времени урезонивать новгородцев не оставалось. Иван Васильевич поднял

наскоро тысячу всадников и, повелев сыну набирать войско и спешить к Новгороду, 28 октября  выступил в поход. Не вступая в переговоры, Иван Васильевич поставил против городских стен пушки и велел обстреливать город. Противной стороне держаться было нечем. Ворота отворились. Раскрылась картина широкого заговора, одни из заговорщиков были казнены, другие сосланы в отдаленные города.

    Расправившись с изменой в Новгороде, великий князь поскакал в Москву. Стало

известно, что хан Большой Орды поднимается на Русь. Для Российского государства

наступил решающий час испытаний.

Задание  для  II  группы

  (изучает   новую    систему   управления    Московским государством)

Из Судебника Ивана III (1497 г.)

1. Судить суд боярам и окольничьим, а на суде быть у бояр и окольничьих дьякам.

Всякому судье посула от суда не иметь никому. А судом не мстить, не дружить никому. <...>

20. А наместникам и волостелям, которые держат кормления без боярского суда, холопа и рабу без доклада не выдавать.

А холопа полонит рать татарская, а выбежит исполону и он свободен.

О крестьянском выходе. А крестьянам выйти из волости, из села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего [26 ноября] и неделю после Юрьева дня осеннего. Дворы пожилое платят в полях за двор 1 рубль, а в лесах — полтина. А который крестьянин поживет за кем год, да и пойдет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет, полдвора платит; а три года поживет три четверти двора; а четыре года поживет, и он весь двор платит. <...>

61.0 изгородях. А промеж сел и деревень городить изгороди. О межах. А кто сорет [распашет] межу или грани ссечет из великого князя земли боярина или монастыря, того бить кнутом да истцу взять на нем рубль. А крестьяне промежду себя кто у кого межу распашет или перекосит, ино волостелям имати на том по два алтына. <...>

66.   0 полной грамоте. По полной грамоте холоп. А которые его дети у иного или себе учнут жить, то не холопы. По робе холоп, по холопе роба. По духовной холоп.

Словарь:

окольничий — придворный чин, при дворе государя

посул — взятка

наместник — должностное лицо, управляющее уездом (административная единица,

объединяющая несколько волостей)

волостель  — должностное  лицо,  управляющее  волостью  (самая  маленькая

административная единица)

кормление — право наместников содержать себя за счет сборов с населения

пожилое — плата за пользованием землей и прочим имуществом

алтын — денежная единица, равная 6 деньгам (деньга — 1 копейка)

полная грамота — документ, оформляющий продажу в полное рабство

по робе холоп — дети рабыни холопы

по холопе роба — жена раба

Задание для  III группы (изучают летопись)

Из "Софийской второй летописи": о конце татарского ига

    В 1480 году к великому князю пришла весть, что царь Ахмат доподлинно идет [на него] со всею своею ордою, а также и с королем Казимиром в общей думе. Великий князь пошел к Коломне и сам стал в Коломне, а своего сына, великого князя Ивана, поставил в Серпухове, князя Андрея Васильевича Меньшого в Тарусе, а других князей и воевод по иным местам по берегу Оки. Услышав, что великий князь стоит на берегу со всеми силами, царь Ахмат пошел к Литовской земле, обходя реку Оку и поджидая к себе на помощь короля или его войска; проводники вели царя к реке Угре, на броды. Тогда великий князь послал на Угру сына, брата и своих воевод со всеми силами. Придя, они стали на Угре и заняли броды и перевозы. А сам великий князь поехал из Коломны в Москву на совет и думу   ко всем своим боярам.

    Царь же со всеми своими татарами пошел по Литовской земле, ожидая помощи от короля. Король же ни сам не пошел к нему, ни помощи не прислал, потому что у него были свои дела: в это время Менгли-Гирей, царь Перекопский, воевал Волынскую землю. Пришли татары и начали стрелять в наших, а наши по ним. Наши побили

многих стрелами и пищалями, а их стрелы падали между нашими людьми и никого не ранили. И отбили татар от берега. И много дней татары начинали наступать с боем и ничего не могли. Ждали, когда станет река: тогда были большие морозы, и река начала становиться. Были в страхе и те и другие; одни других боялись. Пришли тогда из Великих Лук к великому князю на помощь в Кременец и братья его, князь Андрей и князь Борис, великий же князь принял их с любовью.

    Когда наши отступили от берега, тогда и татары побежали, одержимые страхом, думая, что Русь уступила им берег, чтобы с ними биться. И ужас напал на великого

князя, и он решил бежать от берега, а свою великую княгиню, римлянку, и с нею казну послал на Белоозеро.

    А татары искали дороги, где бы им тайно перейти [реку] и идти спешно к Москве. И пришли они к реке Угре, близ Калуги, и хотели перейти ее вброд. Великий же князь, сын великого князя не дал татарам перейти на эту сторону. С Дмитриева дня

наступила зима, и все реки стали: и наступили большие морозы, каких и не видывали. Тогда царь убоялся и побежал с татарами прочь, 11 ноября; потому что татары были наги и босы, ободрались. Когда же царь приехал в Орду, то был там убит ногайцами.

Приложение №3(схема)

Система государственного устройства России в конце XV- н.XVI в.в.

 

Великий князь всея Руси

Дворец

(земли великого князя)

Казна

( налоги, печать, архив)

Интернет-ресурс:

 http://ru.wikipedia.org/wiki

 http://festival.1september.ru/articles/512758/

 http://www.knowed.ru/index.php?name=pages&op=view&id=370

 http://www.noisette-software.com/n-m-karamzin-ob-ivane-iii-i-ego-vremeni/

 http://www.modernlib.ru/books/vasiliy_osipovich_klyuchevskiy/ivan_iii/read_1/

 http://www.hrono.info/libris/lib_k/klyuch26.php

 http://www.magister.msk.ru/library/history/karamzin/kar06_07.htm

Список  используемой  литературы:

1. Алексеев Ю. Г. Походы русских войск при Иване III. — СПб.: СПбУ, 2007

2. Борисов Н. С. Иван III. — М.: Молодая гвардия, 2000. — 644 с. — (ЖЗЛ; вып. 776)

3. Зимин А. А. Витязь на распутье: феодальная война в России XV в. — М.: Мысль, 1991 

5. Зимин А. А. Возрождённая Россия (Россия на рубеже XV—XVI столетий. Очерки социально-политической истории). — М.: Мысль, 1982

6. Иоанн III Васильевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

7. Исмаилова С.Т. Энциклопедия для детей История России т.5 ч.1- М."Аванта +",1995

8.Карамзин Н.М.История государства Российского  в 4 книгах, книга вторая (т.IV-VI) - Ростов н /Д: Кн. издательство,1994

9.Карамзин Н.М.История государства Российского  в 12-и т.-СПб,1803-1826

10. Ключевский В. О. Курс русской истории.

11. Лурье Я. С. Две истории Руси XV века. Ранние и поздние, независимые и официальные летописи об образовании Московского государства. — СПб., 1994.

12. Сахаров А. Н.  В.И. Буганов История России  с древнейших времён до конца

XVII  века -М.: «Просвещение», 2006 г.

13.Серов Б.Н. Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших

времён до конца XIX в. 10 класс-М. :Вако, 2005

14. Скрынников Р. Г. Иван III. — М., 2006

15. Скрынников Р. Г. У истоков самодержавия // История Российская. IX—XVII вв. — Весь мир, 1997

16.Чеботарёва Н.И. История России 10-11 класс История России в лицах -X-XVII в.в. Личность и история России: элективный курс -Волгоград: Учитель, 2007

17.Чернова М.Н.Румянцев В.Я.Работа с документами на уроках истории. Документы по истории России с древнейших времён до конца XVIII в.-М.: Айрис- пресс, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока 6 класс (мальчики) Тема: Устройство токарного станка для точения древесины. Долото

Фильм ,с сопровождающим рассказом  учителя об устройстве старинных токарных станков.Токарные станки различных конструкций с ножным и ручным приводомЛюди научились применять очень давно (1 к...

Презентация и конспект урока 6 класс "Князь Владимир и крещение Руси"

Цель урока: рассмотреть историю Древнерусского государства при князе Владимире, причины, процесс и итоги крещения Руси.Задачи: дать учащимся представление о Древнерусском государстве при Владимире; по...

Конспект урока 10 класс история тема: "Иван 3- государь всея Руси"

Данный урок завершает решение основных проблем России XIII – XV веков.На  уроке нашло применение приёмов различных технологий как проблемного обучения ( постановка и решение проблем темы урока); ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...

Тестовые задания по теме "Завершение объединения Руси. Создание единого государства"

Тестовые задания предназначены для проведения контроля знаний после изучения темы о причинах и предпосылках образования русского централизованного государства....

Конспект урока 6 класс "Боярские республики Северо-Западной Руси"

Тема урока: Боярские республики Северо-Западной РусиТип урока: комбинированныйЦели урока:1.Завершить формирование представления обучающихся о процессе политического обособления русских земел...