Святыни мировых цивилизаций в Петербурге. Православие. Краткий очерк.
статья по истории (10 класс) на тему

Дан Татьяна Юрьевна

Управление РПЦ. Создание Синода. Петербург - столица православной России. Строительство православных храмов; век XVIII.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravoslavie_statya_v_rf.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

 Святыни мировых цивилизаций в Петербурге.

Православие.

Краткий очерк.

Дан Татьяна Юрьевна,

учитель истории,

истории и культуры Санкт- Петербурга.

Земли Петербурга, приневские земли, с давних времён принадлежали Господину Великому Новгороду, Новгородской республики. Они делились на пять частей, и та, где сегодня находится город и Ленинградская область называлась Водская (пятина), от имени племени – водь. Православие распространилось здесь задолго до появления Петербурга.  На приневской земле  находились православные монастыри, храмы, в частности известно, что в районе Смольного, находилось русское село Спасское, где непременно должна была быть церковь.

Пётр I, после смерти в 1700 году патриарха Андриана, как известно,  под разными предлогами, запретил выбор нового патриарха. Самым очевидным стал следующий: невозможно собрать Собор для выбора  в столь неудобное время ведения военных действий, в ходе Северной войны.

По указу Петра I создаётся Святейший Правительствующий Синод. Синод – собрание, коллегиальный орган. По замыслу царя, во главе Синода, должен был стать обер-прокурор, лицо сугубо светское; военный офицер, имеющий представление о чести и дисциплине. Военным офицерам, девизам жизни которых был «За веру, царя и Отечества», Пётр доверял больше, чем попам и церковникам, которые неистово молились, доходя до экзальтации, что однако не помешало им убить руками стрельцов родственников царевича по материнской линии – Нарышкиных, на глазах у малолетнего Петра. Не удивительно, что Пётр не любил ни Москву, ни бояр, ни попов, ни стрельцов!

Делами управления церкви занимался Синод, начался синодальный период РПЦ.

В это время выросло образование  священнослужителей, появилась система учебных заведений, было построено Здание Синода, и соединено с Сенатам аркой, после чего, эти два здания так и называют, Здание Сената и Синода; архитектор К.И. Росси. В синодальный период появились авторские труды по богословию, богословские науки.

Собрание Законов Российской империи регламентировало религиозную жизнь, держа её в правовом поле; акцентируя на важности и главенстве закона.

Среди священнослужителей и чиновников были как сторонники так и противники патриаршества. С одной стороны, была опасность узурпации власти патриархом, епископами, с другой, в Российской империи всегда была зависимость церкви от царя, государства. В какой-то мере, это была Византийская традиция, где  василевс  (император) сосредотачивал в своих руках как власть государственную, так и церковную.

Местоблюстителем патриарха Пётр I назначает митрополита Стефана Яворского.  

Митрополит Стефа́н (в миру Симеон Иванович Яворский; в унии Станислав; 1658, Явор, Речь Посполитая — 27 ноября (8 декабря) 1722, Москва, Российская империя) — епископ Русской православной церкви; с 7 апреля 1700 года митрополит Рязанский и Муромский; с 16 декабря 1701 года экзарх (блюститель патриаршего престола) — в годы, предшествовавшие упразднению патриаршества при Петре I. С 22 октября 1721 года Президент Духовной коллегии (Святейшего Правительствующего Синода).

Выступал с осуждением протестантских воззрений и тенденций в Русской Церкви, насаждавшихся Петром I и Феофаном Прокоповичем.

Яворский учился в Киево-Магилянской академии, которая давала хорошее европейское образование, царь был расположен к выходцам этого учебного заведения и доверял им.

Интересно, что в академии могли обучатся только католики; и Яворский, как и другие на время обучения переходили в католичества, а потом обратно возвращались в православие.

Яворский, был гонителем староверов, считая, что их позиция – есть  крайнее невежество.

Постепенно отношения с Пётром I у блюстителя патриаршеского престола стали портится; это было связано с симпатиями Яворского к католичеству, где церковь стояла выше государства, а Римский Папа, позиционировался выше монарха, что ни коем образом не могло быть принято Петром I.

Резиденция Яворского находилась на Петроградской стороне, около нынешнего Князь-Владимирского собора.

Идеологом Петровской эпохи стал Феофан Прокопович.

Архиепископ Феофа́н (в миру Елисей, по другим сведениям Елеазар Прокопо́вич; 8 (18) июня 1681, Киев, Русское царство — 8 (19) сентября 1736, Санкт-Петербург, Российская империя) — епископ Русской Православной Церкви; с 25 июня 1725 года архиепископ Новгородский. С 25 января 1721 года — первый вице-президент Святейшего Правительствующего Синода (и по смерти Стефана Яворского — его фактический руководитель), с 15 июля 1726 года — первенствующий член Синода Русской Православной Церкви; проповедник, государственный деятель, писатель и публицист, поэт, философ, сподвижник Петра I.

Феофан стал автором Духовного регламента – устава Синода. Он, как и царь Пётр симпатизировал протестантизму, поскольку во главе церкви стоял монарх. Хрестоматийный пример: Англия, Голландия. Феофан был «государевым оком», представителем царя в Духовной коллегии; готовил повестку дня, всевозможные церковные документы. Был ярым сторонником петровских реформ. Подворье Феофана находилось на Городовом, ныне Петроградском острове, близ Первой медицинской академии им. Павлова; рядом с речкой Карповкой. Интересно, что ул. Льва Толстого, которая до революции называлась Архиерейской, и несла в себе память о подворье Феофана Прокоповича. Недалеко от этого места находится Ботанический сад, в то время – Аптекарский огород, где епископ, первый вице-президент Синода, любил прогуливаться со своими гостями.

В первой четверти XVIII века, ещё не существовало Петербургской епархии, и принесвкие земля входили в епархию Новгородскую. В 1725 году, умер Владыка Новгородский и  Феофан стал епископом Новгородским.

Какие же храмы появились в Петровском Петербурге, в первой четверти XVIII века?

В крепости Санкт-Петербург, а именно так называлась основанная 16 мая 1703 года крепость на Заячьем острове, Петропавловский собор. Его проектирует и возводит Доменико Трезини. Архитектор который войдёт в историю города, как «первый архитектор Санкт-Петербурга. Кстати, совсем недавно в Петербурге на площади Д. Трезини, появился памятник архитектору.

 Петропавловский собор сначала был построен в дереве потом, довольно долго перестраивался в камне и был закончен лишь при императрице Анне Иоанновне.

Строительство церквей проходило как правило следующие этапы: палатка, мазанковое здание, представляло собой деревянное здание обмазанное глиной и оштукатуренное, каменное. Не верно представлять, что город с первыми горожанами и улицами начинался с крепость Санкт-Петербург, к крепости располагался гарнизон, под командованием коменданта. Сам же город расположился на бывшем Берёзовом, Городовом, сегодня Петроградском острове.

Здесь же и появилась первая площадь города Троицкая, в центре которой располагалась Троицкая церковь.  Церковь была  во славу Святой Троицы не случайно, а именно потому, что Петербург, был основан в день Святой Троицы, одного из главных православных праздника.

Троицкая церковь стала первым кафедральным соборам Петербурга, и продолжала быть по освящения Петропавловского собора.

С Троицким собором связано немало важных событий биографии Петра. Следует заметить, что царь получил прекрасное церковное образование, а какое ещё по тем временам он мог получить? Пел на клиросе, по время церковной службы. Здесь, в Троицком соборе праздничными богослужениями отмечались все победы в Северной войне. Здесь от Сената в 1721 году, по окончании Северной воины царь получит титулы: Пётр I, Отец Отечества, Пётр Великий. Московия прекратила воё существование Родилась Российская империя!  Сам собор, который был в весьма приличном состоянии реконструировался в 20-е годы XX века и был разобран в 1931 году.

Сегодня о первом кафедральном соборе напоминает появившаяся к 300-летию Петербурга часовня и возвращённое имя площади – Троицкая.

     

В 1710 году на Выборгской стороне был построен деревянный Самсониевской собор. В честь победы под  Полтавой. Победа  была одержана в день Св. Самсония.  Это  позже станут появляться  Триумфальные арки и Колонны славы, а пока по старинному русскому, православному обычаю – храмы. Сегодняшний Самсониевский собор был построен в 30-е годы XVIII века, при императрице Анне Иоанновне, архитектор не известен.

Продолжая тему храмов Перовской эпохи, не возможно не упомянуть об Исаакиевском соборе. Тот Исаакиевский собор, который мы все хорошо знаем, который стал достопримечательностью и даже символом Петербурга, был  построен французским архитектором Огюстом  Монферраном в середине XIX века. Петровский же  был деревянным; напоминал ,скорее  протестантскую кирху.   Царь вообще ратовал за дешевую церковь. Находилась она  на месте фонтана  Адмиралтейского сада, напротив центральной башни Адмиралтейства.

Почему же в Петербурге такое внимание  Св. Исаакию Долматскому?  Дело в том, что царь родился 31 мая в день Святого Исаакия Долматского, и этот святой был небесным покровителем царя. По всем церковным  правилам царь должен был получить имя Исаак, но как-то сложно представить русского царя с таким именем. Интересно, что в петровском Исаакиевском соборе венчались царь Пётр со своей супругой, будущей императрицей Ека

териной. К духовной сокровищнице России в Санкт-Петербурге так же относятся и иконы.

Какие иконы были самыми значимыми и почитаемыми Петром, его окружением, горожанами?

В Спасо-Преображенском соборе Петербурга находится одна из уникальных святынь. Личная икона Петра I  с которой царь никогда не расставался – Спас Нерукотворный.

         

Икона была написана известным русским иконописцем XVIII века Симоном Ушаковым по заказу матери Петра. На ней только лик Иисуса Христа.    Этой иконе молился Пётр на смертном одре. Долгое время она находилась в часовне, которая была поострена специально для этой иконы возле Домика Петра I на Петроградской стороне.

Особо почитаемой иконой в Петербурге, заступницей и хранительницей является   Казанская икона  Пресвятой Божией Матери. Список этой иконы находится сегодня в Казанском соборе, который был построен по указу императора Павла I; архитектор Воронихин; специально для этой иконы.  На сегодняшний день  собор является кафедральным, то есть главным собором Петербурга.

В иконографии существует несколько сотен канонического изображение особо  почитаемой в России Божией Матери. История явления Казанской  иконы  Божией Матери очень интересна.

Как пишет современник событий патриарх Гермоген (в то время священник Гостинодворской церкви Казани Ермолай), после пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего часть города, девятилетней Матроне во сне явилась Богородица, велевшая откопать её икону на пепелище: В указанном месте на глубине около метра действительно была найдена икона. День явления Казанской иконы — 8 июля по юлианскому календарю — ныне общецерковный праздник в Русской Церкви. На месте явления иконы был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала Матрона, принявшая имя Мавры.

Список этой иконы был отправлен в Москву царю Ивану Грозному, была она в ополчении Минина и Пожарского во время польской интервенции Смутного времени. Существует легенда по которой Петру было предсказано: «до коле икона Казанская Божией Матери будет находится в городе твоём, до толе не ступит в него завоеватель».  Конечно, существовало несколько списков иконы. Одним  из них владела царевна Прасковья, жена царя Фёдора, старшего брата Петра. В 1708 году она привозит икону в Петербург. Сначала икона находилась в часовне на Петербуржской стороне, потом в деревянной церкви Рождества Пресвятой Богородице на Невском, на месте зелёного сквера и фонтана перед Казанским собором, который. как мы уже знаем, был построен для этой Святыни, по указанию императора Павла. Однако, будет не правильно не сказать, что по мнения историков подлинный список иконы (возможно, наиболее ранний), который находился в Казанском Богородицком монастыре в 1904 году был украден и уничтожен. Тем ценнее для горожан намоленный  Образ Богородице в соборе на Невском проспекте.    

Вернёмся в Спасо-Преображенский собор.  В соборе находится список ещё одной особо почитаемой иконы, иконы Дома Романовых «Всех скорбящих – Радость».

  Богоматерь представлена в рост, окружена сиянием. Левой рукой Она поддерживает Младенца, в Ее правой руке — четки. Богомладенец так же изображен с четками. Вверху помещен образ Господа Саваофа. Богоматерь стоит на луне (полумесяце). Страждущие не изображены.

 Около 1710 — 1711 года сестра Петра I царевна Наталья Алексеевна, переезжая из Москвы в Санкт-Петербург, взяла с собой из храма на Ордынке икону «Всех скорбящих Радость». Точно не известно, был ли это список с чудотворного образа или подлинник. Чудотворной считалась  икона поставленная в петербургском домовом храме царевны. Дворец любимой сестры Петра  царевны Натальи находился на Шлалерной улице (там распологалась шпалерная (шпалера- тканная картина) мануфактура. Название улицы и сегодня сохранилось, а вот деревянный дворец царевны нет. Однако, на месте, где располагалась Домовая церковь со временем  была построена церковь и освещена как «Всех скорбящих Радость».

В 30-е годы XVIII века на престол взошла императрица Анна Иоанновна, племянница Петра, дочь его старшего брата Ивана.  Она правила империей и Петербургом с 1730 по 1740 год, прижимистая, расчётливая, суровая, страстная любительница охоты. Синод в годы её правления не действовал. Из храмов, дошедших до нашего времени следует назвать Пантелеймоновскую церковь, архитектора Иван Коробова, строившуюся с 1735 по 1739 год при партикулярной верфи, на которой строились частные суда.

Первая же деревянная церковь была заложена и построена во славу морских побед в Северной воине, в частности,  победу близ острова Гангут (Гангутское сражение) 27 июля 1720 года,  в день Св. Целителя Пантелеймона; поэтому церковь была освящена в честь этого святого.  Как нам известно, деревянные церкви со временем перестраивались в каменные.

Храм  находится на пересечении улицы Пестеля и Соляного переулка. Интересно, что на фасаде здания находится мемориальная доска: список полков, принимавших участие в Гангутском сражении.

Императрица Елизавета Петровна. Великолепная Елизавета, «дщерь Петрова»; в ней  удивительным образом соединялись  праздничность и набожность. Она царствовала с 1741 по 1761 год.  В история Русской православной церкви вошла тем, что вернула в канон церковного строительства традиционное православное пятиглавие; что было закреплено решением Синода.

Во внешней политике сблизилась с Францией, но конечно не потому, что любила маскарады, балы, пышные празднества и модные платья, а потому, что взойдя  на престол в результате гвардейского дворцового переворота, отстранила от власти в России прогерманскую партию.

На кануне 1740 года в Петербурге жило 52 тысячи человек – было открыто 45 православных храма. В 1987 году в Петербурге проживало 5 миллионов человек, открыто было лишь 15 церквей.

В царствование Елизаветы Петровны с 1742 года  кафедральным собором становится Петропавловский собор.

Любимым архитектором Елизаветы Петровны стал Франческо  Барталомео  Растрелли, не превзойдённый мастер пышного барокко.  Он бы главным архитектором Петербурга, тогда эта должность называлась – генерал-архитектор.  Вкусы императрицы и мастерство архитектора совпали. В конце жизни Елизавета хотела уйти в монастырь и Растрелли строит для неё Воскресенский Смольный монастырь, скорее похожий на великолепный дворец, чем на место уединения. Главный храм монастыря – Воскресения Христово, шедевр русского зодчества. Строился он очень долго, это самое долго строящееся здание Петербурга – 70 лет!  Заканчивали собор уже другие архитекторы, в другую эпоху. Известно, что когда архитектор Дж. Кваренги проходим мимо Воскресенского собора , он снимал шляпу и говорил «Вот это собор!»

Ещё одним мастером барокко был русский архитектор Савва Чевакинский. Он строит в Петербурге Никольский Богоявленский собор.  Святитель Николай Чудотворец покровитель моряков. Особо почитаемый  на Руси Святой.

 Никольский Богоявленский собор стал одним из самых почитаемых и любимых петербуржцами храмов. Можно сказать, что судьба собора была счастливой, он никогда не закрывался. Двери храма были открыты даже во время блокады Ленинграда!

С 1941 по 1999 год это был кафедральный собор Ленинграда.

Вернёмся к Елизавете Петровне и делам церковным.

Елизавета Петровна, отличавшаяся набожностью, очень благоволила к Фёдору Дубянскому, которого сделала своим духовником; и он пользовался большим влиянием при дворе. Дубянский мог утешить Елизавету Петровну, убедить , что её прегрешения не такие уж страшные, и вообще, что самодержица она добрая и хорошая.  Императрица щедро награждала своего духовника. К концу своей жизни он владел 8000 крестьян, а указом 10 августа 1761 года был возведён в потомственное дворянство. Дубянский вмешивался в политику.  

Елизавета часто давала распоряжения Священному Синоду через своего духовника и он спал одним их церковных временщиков. О сильном влиянии Дубянского на членов Синода сетовал в своих  

                                                            «Записках» и обер-прокурор князь Я. Шаховской. 

По указу Елизаветы Петровны 1 сентября 1742 года была создана Санкт-Петербургская епархия под управлением епископа Никодима (Сребницкого).

В 1745 году  во главе  Санкт-Петербургского и Шлиссельбургского  епархии стал Феодосий Янковский. При этом он не был назначен членом святейшего синода, что умаляло его власть как правящего архиерея столицы.

Основное внимание преосвященный Феодосий в епархии уделял строительству и благоукрашению храмов и монастырей. Пытался улучшать нравственное состояние клира и паствы, боролся с пьянством. При нем, по указу императрицы Елизаветы, начата постройка Смольного девичьего монастыря в Санкт-Петербурге. Скончался  Феодосий  1750 года. Погребен в Александро-Невском монастыре в Благовещенской церкви.

 Важным событием Русской Православной церкви в Синодальный период стал обновлённый перевод Библии и текстов библейского богослужения в 1751 году; так называемая Елизаветинская библия.

Последовательно продолжила политику Петра I в делах церкви императрица Екатерина II (1762 - 1796 годы правления). В 1764 году она проводит политику секуляризации (передачу церковных земель государству); сокращает количество монастырей; вводит штатное расписание в монастырях и государственное содержание.

Против  секуляризации пытается возражать архимандрит Арсений Мациевич, за что лишается сана и умирает в заточении. Собратья осуждают Арсения, его проповеди, в которых он представлял церковное имущество, как тело христово на которое покушается государство. Екатерине назвала его «Андрей враль». Это было время преобладания разума над чувствами. Век просвещения, Екатерина Великая вошла в историю как просвещённый монарх.

В 1783 году , впервые  Петербургским митрополитом стал Гавриил Петров-Шапошников; окончивший  Славяно-греко-латинскую семинарию – высшее  в России  учебное заведение; было основано в Москве в 1687 году.  Следует отметить, что предшественники его получали образование на Западе в Киево-магилянской духовной академии. Он был ревнитель образования, добролюбия, ценителем культурного православного наследия. Гавриил Петров-Шапошников был архимандритом Александро-Невского монастыря. В годы его руководство в монастыре был построен Троицкий собор; архитектор Иван Старов.  

Так же в период правления Екатерины II была построена церковь Смоленской иконы Божией Матери  на Смоленском кладбище.

С этой церковью и кладбищем связана одна из самых почитаемых петербургских святых – Ксения Петербургская Блаженная.  Часто на иконе Святая изображается на фоне церкви Смоленской иконы Божией Матери (арх. Иванов). Ксении Блаженной был дан дар предвидения. Она предсказала смерть императрицы Елизаветы Петровны.  На смоленском кладбище находится часовня Ксении Блаженной, особо почитаемая святыня Петербурга.

Святая блаженная Ксения Петербургская (Ксения Григорьевна Петрова) — русская православная святая, юродивая. Родилась между 1719 и 1730 годами. Скончалась в Санкт-Петербурге не позднее 1806 года.

Документальные сведения о её жизни отсутствуют, первые публикации народных преданий о ней относятся к 1840-м годам. Согласно этим рассказам, она родилась в первой половине XVIII столетия (предположительно между 1719 и 1730 годами). Отца её звали Григорием, а имя матери неизвестно. По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим — Андреем Фёдоровичем Петровым, и жила с супругом, достигшим чина полковника, в Санкт-Петербурге. После внезапной кончины мужа 26-летняя Ксения избрала тяжёлый путь юродства. Она пожертвовала свой дом в приходе Матфиевской церкви одной из своих знакомых, облачилась в одежды мужа. Дом Ксении и Андрея Петровых находился в начале Лахтинской улицы, вблизи Большого проспекта П. С. Ксения раздала свое имущество бедным, оделась в одежды покойного мужа и стала называть себя его именем – Андрей Федорович. Шла  за гробом мужа, а хоронила… саму себя.

Став на путь юродства, Ксения отзывалась только на его имя и говорила, что он жив, а Ксения умерла. Местные жители назвали улицу, где находился их дом, «улицей Андрея Петрова» (название Лахтинская улица получила в 1877 году).

Не имея пристанища, и в стужу, и в зной, Ксения скиталась среди бедняков, а по ночам уходила за город, где проводила время в горячей молитве. Когда на Смоленском кладбище начали строить церковь, в помощь каменщикам Ксения тайно ночами носила неподъёмные заплечные носилки с кирпичами на самый верх, складывала их, шепча молитвы на промозглом ветру.

Родные Ксении хотели устроить ее у себя и дать всё необходимое для жизни, но блаженная отвечала им: «Ничего мне не надо». Казалось, она была рада своей нищете, и, приходя куда-нибудь, говорила: «Вся я тут».

Екатерина Великая стала продолжателем дел Великого Петра. И если Пётр I возвышал значимость для петербуржцев и России имя Святого Александра Невского: строительство Алексендро- Невской лавры, перенос святых мощей в лавру; то примером для Екатерины II стал  Святой Равноапостольный князь Владимир.

В её царствование празднуется 800 – летие крещение Руси; освящается Князь – Владимирский собор.

На парадном портрете кисти Левицкого «Екатерина II законодательница» императрица изображена с чёрно-красной  лентой  ордена Святого Владимира, который был учрежден ею самой в 1782 году,  к 20-летию своего царствования.

Паисий Величковский перевёл духовный сборник  православных авторов IV - XV веков «Добротолюбие» на славянский язык, этот перевод был издан при Екатерине II, в 1793 году.

Позднее, со  славянского на Русский, его перевёл Фёофан Затворник, но это не точный перевод, а скорее вольный пересказ.

С именем Паисия Величковского связано восстановление, оживление -  старчества – духовного наставничества. Старец, как правило монах, к которому приходят миряне за советом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Вклад греков в развитие мировой цивилизации"

Разработка урока по теме: "Вклад греков в развитие мировой цивилизации"  5 класс. В разработке представлен урок, построенный по принципу мозаики. Контрольные вопросы, позволяющие в ходе беседы уч...

Вклад эллинов в мировую цивилизацию

Итоговый урок истории в 5 классе по теме "Древняя Греция". На уроке используются разнообразные формы: исторический диктант, тесты и викторина "Герои греческой мифологии"...

Краткий очерк истории средневековой музыки Армении в видеозаписях. Ансамбль монастыря Святой Гегард.

Песнопения приводятся как в аутентичном (максимально приближенном к оригиналу) исполнении, так и в обработке композиторов XIX-начала XX века. Я их записал на концерте фестиваля Академия Православной м...

Святыни мировых цивилизаций в Петербурге. Православие. Утраченные Святыни.

Православие. Русская Православная церковь. Строительство храмоа в Петербурге, утраченные святыни....

Краткий очерк истории Центра детско-юношеского туризма города Южно-Сахалинска (1956-2018 гг.)

Статья опубликована в научно-краеведческом сборнике "Франтирер" Южно-Сахалинской местной общественной организации "Молодежное поисковое объединение "Франтирер" (выпуск 5, Южно...

Краткий очерк истории Центра детско-юношеского туризма города Южно-Сахалинска (1956-2021 гг.)

Авторский историко-краеведческий очерк для постоянной экспозиции о ЦДЮТ г. Южно-Сахалинска в музейной комнате «Дополнительное образование детей Сахалинской области. История и развитие...