Краткий очерк истории средневековой музыки Армении в видеозаписях. Ансамбль монастыря Святой Гегард.
занимательные факты (6 класс) по теме

Хлопов Михаил Владимирович

Песнопения приводятся как в аутентичном (максимально приближенном к оригиналу) исполнении, так и в обработке композиторов XIX-начала XX века. Я их записал на концерте фестиваля Академия Православной музыки в Санкт-Петербурге в исполнении Женского ансамбля монастыря Святой Гегард. В видео я использовал миниатюры и иконы киликийской армянской школы живописи XII-XIV веков.

В V—VI веках были созданы первые оригинальные армянские, а не византийские, духовные песни (гимны), их первые авторы Месроп Маштоц и Саак Партев. Первоначальными простейшими формами профессиональной одноголосной музыки были мелодии псалмов (на основе текстов Библии), созданные на основе музыкальной традиции языческого культа. Позднее возникли шараканы (не являющиеся библейскими, и в отношении музыки, и в отношении текста авторские). Эта армянская духовная музыка уже заимствовала интонационный строй крестьянской песни, хотя бесспорным было и византийское влияние. Первые шараканы, появившиеся в V веке отличаются ясностью содержания и лаконичностью формы, их мелодии и тексты просты, в основном невелики по размеру. 

Примеры шараканов:

1. Святой Месроп Маштоц (создатель армянского алфавита), конец IV-I половина V веков. Шараканы Великого Поста.

2. Степанос Сюнеци. Жил между 680 и 735 годами. Три фрагмента из Великих гимнов на Воскресение Христово.

 

Процессы становления жанра тагов (праздничных сольных песнопений концертно-виртуозного характера) относятся ко времени возникновения древнейших оригинальных (не библейских) духовных песен, то есть к V веку. Но расцвет тагового искусства связан с именем первого великого поэта средневековой Армении — Григора Нарекацй (X в.). Существованию сложных виртуозных музыкальных произведений способствовала и оригинальная система нотописи, существовавшая в Армении (хазы).

Образцы тагов неизвестных авторов X-XII веков:

Исполняются.
1. "Христос, царь славы". Солистка Анаит Папаян.
2. "Богоматель у креста". Солистка Луиза Еремян.
3. "Мария Магдалина". Солистка Анаит Папаян.

Во II половине XIX века армянские композиторы занялись обработками древних песнопений, на основе одноголосной композиции создавалась многоголосная, которая была предназначена уже не только для богослужения, но и для концертного исполнения. Лучшие образцы подобных обработок принадлежат знаменитому Комитасу.

Исполняются:

1. Святой Саак Партев (338-439 годы). Ныне установлена купель Крещения. Шаракан из канона Страстной Пятницы. Солистка Сона Варпетян.
2. Барсег Чон (VII век). Тебе поклоняемся. Шаракан из канона второго воскресения после Пасхи. 
3. Святой Нерсес IV Шнорали, католикос Армении (XII век). Кто подобен Господу. Славословие Пятидесятницы и Креста. Солистка Луиза Еремян.
4. 
Святой Нерсес IV Шнорали, католикос Армении (XII век). Христос среди нас. Фрагмент из Божественной Литургии. 
5. Неизвестный композитор. Гандз (песенная проповедь) на Омовение ног: Сие таинство свершилось. Господи, Твоею благодатью. Ныне, спаси. Сердце мое трепещет.
Обработки Комитаса.

Об авторах:
Святой Саак I — 10-й армянский католикос, с деятельностью которого связано начало перевода Библии на армянский язык. Автор предназначенных для пения проповедей и праздничных духовных гимнов на евангельские сюжеты. Саак Партев стал предстоятелем всех армянских христиан как раз в то время, когда значительная часть Армении перешла под власть Иранской империи. Правители Сасаниды, исповедовавшие маздеизм, пытались подавить национальное и религиозное своеобразие подчинённого армянского народа.
Барсег Чон (VII в.) - армянский гимнограф и музыкальный теоретик, настоятель мон-ря Дпреванк (или Кармирванк - Красный мон-рь) в обл. Ширак (Сев. Армения). По повелению армянского католикоса Нерсеса III Таеци Ишханци (641-661/62 годы) и с благословения Двинского Собора 645 ггода Чон. начал собирать кцурды (կցռւրդ) - армянские церковные песнопения как силлабического, так и мелизматического стиля, источниками для текстов которых послужили библейские Псалтирь и Книга Притчей Соломоновых. Чон отбирал лучшие из кцурдов с целью составления единого корпуса песнопений. Некоторыерые исследователи полагают, что Чон одним из первых занялся и упорядочением системы армянского осмогласия для кцурдов.
Нерсес Шнорали известен как поэт, музыкальный теоретик, композитор, философ, богослов и летописец. Родился в семье владетельного князя замка Цовк Апирата Пахлавуни. Ему принадлежит много произведений как духовных, так и исторических, написанных в стихотворной форме; из последних особенно известны «Элегия на взятие Едессы Эмадеддином Зенги» в 1144 году и «История Армении», доведенная до 1121 году, а из духовных — поэма «Иисус Единородный Сын Отца» (1152 год), заключающая в себе краткое изложение всей Библии и сокращенное изложение четырёх Евангелий.

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Любительский мультфильм "Рыцарь и дракон" для знакомства школьников со средневековой музыкой (григорианским хоралом).

Термин «григорианское пение» происходит от имени Григория I Великого (папа Римский в 590—604 годах), которому средневековая традиция приписывала авторство большинства песнопений римской литургии. Реал...

Эпизоды 500 лет истории болгарской музыки в исполнении знаменитого ансамбля "The Bulgarian Voices Angelite". Видеозаписи HD.

Удивительный сплав архаики далеких веков с авангардной и средневековой музыкой - женский хор a capella из Софии «Angelite» (полное название "The Bulgarian Voices Angelite"), основанный еще в 1952 году...

Святыни мировых цивилизаций в Петербурге. Православие. Краткий очерк.

Управление РПЦ. Создание Синода. Петербург - столица православной России. Строительство православных храмов; век XVIII....

Краткий очерк истории Центра детско-юношеского туризма города Южно-Сахалинска (1956-2018 гг.)

Статья опубликована в научно-краеведческом сборнике "Франтирер" Южно-Сахалинской местной общественной организации "Молодежное поисковое объединение "Франтирер" (выпуск 5, Южно...

Музыка Средневековья.Музыка эпохи Барокко

Тема:«Музыка Средневековья.Музыка эпохи Барокко»Цели: формирование представлений о музыкальной культуре Средневековья и Барокко ее отличительных особенностях....

Краткий очерк истории Центра детско-юношеского туризма города Южно-Сахалинска (1956-2021 гг.)

Авторский историко-краеведческий очерк для постоянной экспозиции о ЦДЮТ г. Южно-Сахалинска в музейной комнате «Дополнительное образование детей Сахалинской области. История и развитие...

Пещерный монастырь святой Анастасии Узорешительницы. История, существование, возрождение

Каждый уголок Крыма совершенно уникален, неповторим и чем-то примечателен. Но есть и особые места, запечатленные в истории и отмеченные благодатию Божией. Одна из таких местностей находится в окрестно...