урок истории в 9 класс "Трудовой подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны"
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Игнатенко Светлана Михайловна

Это двухчасовой урок - семинар. Используется опережающее задание для каждого ученика, подготовить сообщение на заданную тему. Используется индивидуальная работа и работа в группе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_9_kl.docx36.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гуселетовская средняя общеобразовательная школа»

Проект урока

 

Урок истории  в 9 классе

Тема: «Трудовой подвиг советского народа в годы Великой

                                         Отечественной войны»

Автор: учитель истории и обществознания

    Игнатенко Светлана Михайловна

с. Гуселетово 2012

Аннотация

Анализ педагогической ситуации

Класс, в котором проводился урок, работоспособный. У ребят устойчивая мотивация к учению. Есть явные лидеры, которые характеризуются ответственным отношением к учебе. Уроки в этом классе проходят при активном участии детей. Ребята с интересом принимают творческие виды деятельности, активно реагируют на новые формы работы.

Анализ темы

Тема войны актуальна во все времена. Великая Отечественная война  - это событие XX века, которое затронуло почти каждую семью. Современное поколение должно знать, что пережил наш народ, какой ценой досталась долгожданная победа, должно  хранить память о подвигах дедов, прадедов, память о непосильном труде в тылу, на фронте. Эта тема всегда вызывает интерес: заставляет задуматься о мире, дружбе, поддержке, взаимовыручке.

Наш край является частью огромного государства – Россия. И вклад нашего региона в дело победы над фашизмом велик. Первый час урока показывает  вклад жителей страны в дело победы над врагом, а второй час основан на местном краеведческом материале и показывает вклад жителей Алтая и села Гуселетово в Победу.  

Выбор цели и задач урока

Целью данного урока является знакомство учащихся с богатейшими историческими источниками о Великой Отечественной войне, осознание того, что победа над фашизмом ковалась и тружениками тыла, что страна и все ее население превратились в единый военный лагерь. Фронт и тыл сжались в один могучий кулак.

Обучающие задачи: закрепить навыки работы с дополнительными источниками, с  

                                  историческими документами.

Развивающие задачи: формировать и развивать умения читательской  

                                     самостоятельности, развитие  речи   учащихся, развитие  

                                     свободного творческого общения, обсуждения  материала            

                                     урока

Воспитательные задачи: воспитывать патриотов Родины, прививать любовь,

                                             преданность, уважение к тем, кто нас защитил и  

                                            освободил от фашизма. Помнить, что  без знаний

                                            прошлого не может быть будущего.

Обоснование выбора системы обучения и формы занятия

В качестве системы обучения используются элементы личностно-ориентированного и развивающего обучения. В качестве учебного занятия используется двухчасовой урок-семинар. Данная форма урока предполагает активное участие каждого ребенка в ходе работы. Ребята получают опережающее домашнее задание: подготовить выступление на заданную тему. На уроке используется индивидуальная работа и работа в группах. Такие формы работы предоставляют возможность всем без исключения учащимся раскрыть себя, свободно творчески развиваться.

Оборудование

  • Учебник Данилов А. А. Косулина Л.Г. «История России XX-начало XXI века» 9 класс
  • Песни: «Темная ночь», «Валенки», «Синий платочек»
  • Стихи жительницы села Гуселетово В.И. Рзяниной

Технологическое оборудование:

  • Проектор
  • Компьютер
  • Компьютерная презентация «Трудовой подвиг советского народа в годы Великой

                                                                              Отечественной войны»

  • Диск «От Кремля до Рейхстага»

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приемы и методы, используемые учителем

Мотивация

Подготовка к восприятию темы

Осмысление темы урока

Работа по теме урока

Рефлексия

Домашнее задание

Выставление оценок

На слайде девиз урока Читает:

 «Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют».

Задание: В конце урока объяснить, как ты понимаешь данные слова?

Вступительное слово учителя:

22 июня 1941 года в 4 часа утра Фашистская Германия без объявления войны обрушилась на территорию нашей родины. Мирная жизнь советских  граждан на долгих 1418 дней и ночей была остановлена. Враг продвигался вглубь страны с огромной скоростью, чиня террор на оккупированных территориях. Люди стали осознавать, что необходимо любой ценой остановить агрессора или погибнуть. 3 июля 1941 года по радио выступил Сталин.

Работа по документу страница 226 учебника.

- Какова главная   мысль данного выступления?

- Какой характер носила война со стороны Германии?

- Какой была эта война для советских граждан?

Вывод:

 Начальный период войны показал, что наш многонациональный народ в час смертельной опасности способен забыть многие обиды и ошибки властей, мобилизовать все силы и проявить свои лучшие качества.
Эти чувства и настроения стали главной предпосылкой массового героизма советских людей на фронте и в тылу.

Задание: Сейчас вы посмотрите фильм: «Все для фронта, все для победы» - диск «от Кремля до Рейхстага». Ваша задача определить социально-экономические предпосылки, способствующие победе советского народа в войне.

Работа по документу страница 227 учебника Данилова, Косулиной, Брандта «История России».

- Какое настроение было у тружеников тыла?

- Что помогало людям проявлять стойкость  и самоотверженность в труде?

Результаты этого усилия (анализ данных таблицы).

Свой вклад в дело победы внесли не только солдаты и офицеры, воевавшие на фронтах войны, женщины, которые заменили ушедших на фронт мужей, старики, дети,  но и деятели науки, которые творили  для быстрейшего разгрома врага.

Вывод.

В невероятно сложных военных условиях, наши ученые творили, создавали, чтобы приблизить час победы.

Неоценимую помощь оказала русская православная церковь, гонения на которую начались еще в 20-е годы и продолжались в 40-е годы.

Работа по документу страница 230 учебника

- В чем смысл этого обращения?

Вывод.

 Позиция церкви привела к некоторому ослаблению давления на нее со стороны государства.

Огромный вклад в дело победы внесли и деятели культуры.

Работа  по учебнику страница 228-230.

Вывод:  Если до войны советская культура помогала людям «строить и жить», то теперь она помогала им выживать и побеждать.

В Сибири не было войны. Наши соотечественники не знали, что такое бомбежка, взрывы, налеты авиации, но хорошо знали и понимали, что их вклад в дело победы должен быть огромным.

Индивидуальное сообщение.

«Вклад жителей Алтайского края и села Гуселетово в дело Победы»

Вывод.

Каждой алтайской семье близка война и победа. Все от мала до велика, работали за одну идею – победить, выстоять, сокрушить врага.

Заключительное слово учителя:

Говорить на тему войны можно долго, так как эта тема  вечна. Советский народ выжил, преодолел, выстоял весь ужас, боль, страдания и …. победил, сокрушил врага, которому не могла противостоять Европа. Современному поколению нужно это знать, чтобы не допустить повторения. Мы должны испытывать чувство гордости за наших дедов, прадедов, которые подарили нам возможность жить в свободной стране, любоваться голубым небом и не знать что такое бомбежки, артобстрелы.

Давайте почтим память всех погибших в годы войны минутой молчания.

Вернемся к началу нашего урока.

Объясните девиз нашего урока: «Медаль за бой медаль за труд из одного металла льют»

Наш семинар подходит к концу. Надеюсь , он прошел для вас не напрасно.

- Кто из вас пополнил свои знания чем-то интересным?

  1. Продолжи фразы:

- Сегодня на уроке я…..
- Урок заставил меня задуматься…

Д\з: по выбору: 1) сочинение – эссе: «Вклад моей семьи в дело победы»

2)выразительное чтение любого стихотворения о Великой отечественной войне.

Читают написанное на слайде

Читают исторический документ, анализируют, отвечают на вопросы, рассуждают, делают выводы.

Просмотр фильма, выступления учащихся. Обсуждение.

Читают исторический документ, анализируют, отвечают на вопросы, рассуждают, делают выводы.

Самостоятельное прочтение, ответы, обсуждение, анализ.

Выступление учащихся по заранее приготовленным вопросам:

  1. «Деятельность Академии наук»
  2. «Нам разум дал стальные руки – крылья»
  3. «На голубых морских просторах»
  4. «И ударила «Катюша» по врагу лавиной огневой»
  5. «Дорога жизни»

Работают самостоятельно, делают выводы, рассуждают

Обсуждение, прослушивание песен времен войны.

Творческое выступление учащегося, прослушивание, уточняющие вопросы, анализ

Высказывания учащихся

Беседа, учебная дискуссия.

Учитель резюмирует существенное

Наглядность.

Беседа, учебная дискуссия

Самостоятельная работа, анализ

Опережающее задание, уточняющие вопросы, анализ выступления

Учитель резюмирует существенное

Беседа, учебная дискуссия

Учитель резюмирует существенное

Работают самостоятельно

Учитель резюмирует существенное

наглядность

Оценка своей деятельности

Создание условий для успешного восприятия материала (эмоциональность)

Возможность выразить свои мысли, чувства

Возможность выразить свои мысли, чувства

Познавательный интерес

Возможность проявить свои способности

Возможность выразить свои мысли, чувства

Познавательный интерес, эмоциональный настрой

Возможность выразить собственное мнение

Возможность выразить свои мысли

Самооценка

Приложения

1) «Деятельность Академии наук»

С началом великой отечественной войны вся деятельность Академии наук была подчинена трем целям:

  1. Конструирование новых средств обороны и наступления
  2. Научная помощь промышленности, производящей оружие и боеприпасы
  3. Изыскание новых сырьевых и энергетических ресурсов, замена дефицитных материалов более простыми и доступными

Началась эвакуация научных учреждений и вузов – прежде всего из прифронтовой полосы. Она была объявлена важнейшим государственным делом: нужно было во чтобы то ни стало сохранить научный потенциал страны!

В Казань были вывезены ведущие физические и физико-технические , химические институты. Президиум Академии наук СССР.

На Урал – геологические институты.

В Среднюю Азию – биологические

Война сдвинула со своих мест 35 научных учреждений академии наук СССР. Переместились на новые места около 4000 научных сотрудников. К началу 1942 года учреждения академии наук СССР разместились в 45 пунктах страны.

Нужно было обеспечить не только доставку в полной сохранности сложнейших и ценнейших научных приборов и установок, не только их быстрый и точный монтаж на новом месте, но и эффективный ввод в строй, а также согласованную работу всех научных подразделений. Через 2-3 месяца научные учреждения начали функционировать.

2) На голубых морских просторах.

Создание флота, тем более военного, - дело сложное, требующее больших средств и времени, хорошо развитой промышленной базы. Это практически невозможно в условиях войны. Это прекрасно понимали и немцы, и потому один из жесточайших ударов обрушился именно на советский военно-морской флот. Фашисты рассчитывали уничтожить основную часть нашего флота неожиданным ударом, а другую запереть на морских базах с помощью различного типа мин и постепенно ликвидировать.

Мины были секретным и грозным оружием. В ночь с 21 на 22 июня 1941 года (а на Балтийском море с 18 июня) гитлеровцы приступили к установке минных заграждений в бухтах Севастополя, у Очакова, Одессы, Феодосии, на подступах к Таллинну, Крондштату, вблизи Мурманска и Архангельска, в Рижском заливе. И тем самым создали угрозу уничтожения нашего флота. Однако удалось обнаружить, что мины – магнитные: они срабатывают под действием магнитного поля проходящего корабля. Вот один из эпизодов, который помог установить это.

Ранним июньским утром 1941 года из Севастополя на боевое задание вышел эсминец «Быстрый». Не успел он выйти из порта, как мощный взрыв потряс его. Эсминец подорвался. Но буквально только что до него по этому фарватеру прошли два транспорта и буксир. Это означало, что мины реагируют не на каждый корабль. Вскоре нашли невзорвавшуюся мину. С огромным трудом вытащили ее на берег, так как она могла в любой момент взорваться. Ее удалось полностью разобрать. Оказалось, что в ней три взрывателя. Один – срабатывает при ударе о твердую поверхность, например о землю. Второй – следил за тем, чтобы мину не могли поднять на поверхность воды. Третий – электрический улавливал магнитное поле проходящих кораблей.

Помочь флоту могла только наука. Данный вопрос стали изучать в Ленинградском физико-техническом университете. Работы шли под руководством профессора Александрова. В ходе научных работ был создан обмоточный метод размагничивания судов.  27 июня 1941 года был издан приказ  об организации бригад по срочной установки размагничивающих устройств на всех судах флота. В их состав входили офицеры, ученые, инженеры. В одну из бригад добровольно вошел профессор Курчатов.

Работа велась круглосуточно, зачастую под бомбежками обстрелами. Уже к августу 1941 года специалисты защитили от магнитных мин врага основную часть боевых кораблей на всех действующих флотах и флотилиях . Это была героическая победа научных знаний и практического мастерства. Точно такой же способ защиты от магнитных мин был установлен и на все подводные лодки. Это была еще одна победа ученых. Страна оценила труд этих людей, ведь были сохранены сотни кораблей и тысячи человеческих жизней.

В апреле 1942 года группе ученых Ленинградского физико-технического университета: Александрову, Курчатову, Регелю, Степанову и многим другим была присуждена Государственная премия I степени.

В Севастополе есть памятник, посвященный этому подвигу советских ученых.

3)«Нам разум дал стальные руки – крылья»

С началом войны начался величайший в истории поединок воздушных армий.

В ходе войны советская авиационная техника непрерывно совершенствовалась, причем небывало быстрыми темпами. Нужно было добиться количественного превосходства над воздушным флотом врага и иметь лучшие, чем он, самолеты.

Требовалось:

- увеличить высоту полета

- скорость подъема и движения

- улучшить маневренность машин, их огневую мощь

-  уменьшить посадочную скорость

Член-корреспондент академии наук СССР Христианович создал теорию обтекания тел потоком воздуха, которая определила выбор формы крыла.

Группа ученых Макаревский, Шишкин, Мартынов – предложила расчеты самолета на прочность при использовании смешанных конструкций – металлического каркаса и тонкостенной фанерной обшивки, что позволило создавать надежные и легкие самолеты.

В декабре 1942 года вошла в строй аэродинамическая труба – уникальное инженерное сооружение для проведения важнейших экспериментов. Все это вместе взятое обеспечило создание первоклассных новых боевых машин. Вот лишь некоторые новые машины, созданные советскими авиаконструкторами в суровых условиях военного времени:

Истребитель высокого класса Ла-5, конструкции Лавочкина

Истребитель ЯК – 3, сделанный в 1943 году Яковлевым

Штурмовик ИЛ-10

Пикирующий бомбардировщик ТУ-2, конструктор Туполев, его серийное производство началось в 1943 году.

За 4 года войны только новых мощных двигателей было создано 23 типа, получена высокопрочная броневая сталь АВ-2.

За 4 года войны в серийное производство было запущено 25 новых и модернизированных типов самолетов.

На завершающем этапе войны количественное и качественное превосходство нашей авиации было уже абсолютным: в небе уничтожался любой самолет врага!

И в этом – героическая заслуга ученых, конструкторов, инженеров.

  1. «За рекою грянула «Катюша» по врагу лавиной огневой».

Созданию реактивного оружия предшествовала длительная работа ученых и конструкторов: Тихомирова, Артемьева, Петропавловского, Лангемака, Клейменова и других.

Новое оружие впервые применено в бою 14 апреля 1941 года: батарея капитана Флерова произвела залп из семи пусковых установок по железнодорожной станции Орша. Перепуганные гитлеровцы назвали оружие «адской мясорубкой».

Враг не знал его устройства и любой ценой хотел раскрыть тайну. Были назначены большие награды тем, кто захватит хотя бы одну установку «метающую ракетообразные снаряды». Но советские воины свято хранили секрет. Когда батарея «Катюш» под командованием Флерова попала в окружение под Смоленском и не могла выйти из него, воины взорвали боевые установки.

Ученые продолжали работать над модернизацией ракеты (снаряда) и конструировали новые пусковые устройства.

Была разработана 36- пусковая установка БМ-8-36 на шасси автомашины ЗИС-6 с тремя рядами направляющихся полозьев. Она участвовала в боях под Москвой.

Была решена и проблема «кучности» полета снарядов в 3 раза, создали вращающиеся снаряды.

Во всех военных операциях с лета 1944 года реактивная артиллерия уже выступала как мощное средство подавления врага.

  1. «Дорога жизни»

В истории обороны Ленинграда и деятельности ленинградских ученых есть героический эпизод, который связан с «Дорогой жизни». По льду замерзшего Ладожского озера была проложена автотрасса, связавшая окруженный со всех сторон город с большой землей. от нее зависела жизнь осажденного Ленинграда: она давала возможность эвакуировать из города больных и раненых, завести продовольствие, медикаменты, оборудование, сырье.

Было замечено, что когда груженые машины идут в Ленинград, лед выдерживал, а на обратном пути с больными и голодными людьми, т.е. с меньшим грузом, машины часто проваливались под лед. Ученым дали задание выяснить все и дать рекомендации, избавляющие от этой опасности.

Данной работой занялась группа ученых Ленинградского физико-технического университета под руководством профессора Кобеко. Они должны были разобрать амплитуду колебаний льда при разных нагрузках. Но возникли трудности? Где взять материал, из которого можно будет сделать прибор. Полуголодные ученые выкопали из под снега ограду для газонов, кое как притащили ее в университет и стали создавать аппаратуру. Прибор получил название «прогибограф». Он был установлен вдоль дороги на кромке льда. Исследования проходили в темноте, под обстрелом, на ветру в тридцатиградусную стужу. Исследования помогли установить ряд закономерностей: степень деформации льда зависит от скорости движения транспорта. Критической была скорость = 35 км/ч.

Опасной становилась ситуация, когда транспорт шел со скоростью близкой к скорости распространения ледовой волны; в этом случае даже одна машина могла пойти под лед.

На основании всех расчетов были выработаны правила безопасности движения по Ладожской трассе. Составили таблицы и формулы для расчета скорости передвижения с разными грузами.

Благодаря этому аварии на ледовой трассе прекратились.

Академик ИОФФЕ писал, что эти расчеты помогли и при прорыве блокады.  

  1. Алтай в годы Великой Отечественной войны

В годы Великой отечественной войны Алтай был одним из сибирских плацдармов Победы. За годы войны край принял оборудование 100 предприятий, 24 из них общесоюзного значения. За кратчайший срок на вновь созданных заводах было налажено производство боеприпасов и оружия. Каждый второй патрон был выпущен на Алтае. Являясь продовольственной базой, край поставил на фронт более 160 млн. пудов зерна, свыше 9 млн. пудов мяса и других продуктов. Алтайские водители с Чуйского тракта на машинах по «Дороге жизни» в Ленинград везли продовольствие, оттуда вывозили население. Тысячи ленинградцев получили вторую жизнь на территории нашего края. Дети – ленинградцы жили в детских домах г. Барнаула, в детском доме в селе Казанцево Романовского района.

Оставшиеся в тылу старались заменить ушедших на фронт. К токарным станкам и за штурвалы тракторов и комбайнов сели молодые женщины: Барсова Евдокия Константиновна, Зеленская Мария Максимовна, Старкова Анна Ивановна и много  других.  

На производство вернулись пенсионеры. Отцов, старших братьев заменили подростки, бросив учебу в школе. Им пришлось работать у станков, в поле, на ферме. Из воспоминаний тружеников тыла нашего села: « Сеяли, косили сено, пахали на быках. Нужно было сделать в день норму 1,5 га. Не сделаешь, в бригаде и есть, не дадут. Кормили картошкой, кашей из пшеничной шелухи. Ели жмых, пили сыворотку. Возили горючее из Алейска на лошадях. Теплой одежды не было, поэтому всю дорогу пришлось бежать, чтобы не замерзнуть».

В книге «Наш общий дом – Романовский район» записано 425 тружеников тыла из нашего села. На сегодняшний день их осталось очень мало. Ослабленное здоровье в годы войны сократило их жизнь.

В нашем селе жила Гончаренко Вера Никитична. Она 13-летней девчонкой пошла, работать на завод в городе Новосибирске. Делала снаряды, патроны. Смена длилась 14 часов. При изготовлении патронов часто происходили взрывы, в результате которых подростки погибали или становились инвалидами на всю жизнь.

Трудящиеся Алтайского края поддерживали постоянную связь с воинами. На фронт шли посылки, письма. Было отправлено 172 вагона подарков. В фонд обороны жертвовали драгоценности, деньги, облигации. На Алтае зародился почин сбора средств на покупку вооружения для Красной армии. Во второй половине 1941 года по призыву рубцовских комсомольцев были собраны средства на танковую колонну «Комсомолец Алтая», а в 1942 году по инициативе ельцовских колхозников на танковую колонну «Алтайский колхозник». Позднее были построены авиаэскадрилья группа торпедных катеров. Один из них «Пионер Алтая», был построен на средства, собранные школьниками.

Внимание и заботу встречали на Алтае эвакуированные дети, раненные, инвалиды войны. Большую помощь оказали трудящиеся края освобожденному от блокады Ленинграду, населению Украины и Беларусии.

Труженики тыла совершили трудовой подвиг в годы Великой Отечественной войны. Все они награждены орденами и медалями «За доблестный труд в годы Великой отечественной войны 1941-1945 гг».

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мужества «Подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны»

В народе говорят: «Всю правду о войне знают лишь погибшие». Но они молчат, потому что за майскую Победу-45 отдали свою жизнь. Под Москвой и Сталинградом, в битве за Ленинград, Орёл, Курск, в кровопрол...

Урок истории в 5 классе Моя семья в годы Великой Отечественной войны

Урок будет полезен коллегам, которые занимаются патриотическим воспитанием с раннено возраста. Здесь развитие УУД исследования на развитии интереса к истории своей семьи в годы Великой Отечественнной ...

Педагогический проект. Организация предметной недели по технологии на тему: «Долг памяти: Трудовой подвиг советского народа в годы Великой отечественной войны». Учитель технологии - Гришина.Т.А.,Школа№144,г.Казань

Актуальность проекта рассматривается  как необходимость развития у учащихся мотивации к занятиям  техническим творчеством.По результатам нашего исследования:только 20 % учащихся  школы ...

авторская программа по литературе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа среднего общего образования "Подвиг русского народа в годы Великой Отечественной войны в русской литературе"

Программа предназначена для учащихся 11 класса. Она поможет расширить знания о литературе, посвященной ВОв и создать свой банк аргументов по литературе для написания итогового сочинения по литературе ...

Подвиг советских спортсменов в годы Великой Отечественной войны.

   Цель и задачи проекта:-воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма и гражданственности, как наиболее значимых ценностей общества;-развитие интереса к систематическим з...