авторская программа по литературе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа среднего общего образования "Подвиг русского народа в годы Великой Отечественной войны в русской литературе"
рабочая программа по литературе (11 класс)

Капитонова Наталья Александровна

Программа предназначена для учащихся 11 класса. Она поможет расширить знания о литературе, посвященной ВОв и создать свой банк аргументов по литературе для написания итогового сочинения по литературе и сочинения на ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma_po_literature.docx57 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МИЧУРИНСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

ЭДУАРДА ДМИТРИЕВИЧА ПОТАПОВА»

Рассмотрено

на заседании методического совета

Протокол № ____ от __________

_______________________________

Степанова Н.В.

Утверждено

Приказ №______ от ______________

по МБОУ СОШ № 18

имени Э.Д. Потапова

_______________________________

Директор И.А. Тимошкина

Дополнительной общеобразовательная  общеразвивающая программа

среднего общего образования

«Подвиг русского  народа в годы Великой Отечественной войны в  русской литературе»

 

Автор- составитель:

Капитонова Н.А.,

учитель русского языка и литературы

Сроки реализации: 1 год

Уровень освоения: базовый

Возраст учащихся:11 класс

                     Мичуринск 2022 год

                           Пояснительная записка

  Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  предназначена для учащихся 11 классов  общеобразовательных учреждений. При детальной проработке изучения тем и произведений о Великой Отечественной войне она открывает широкий простор для творчества учителя, который в зависимости от конкретных условий может варьировать данный материал.

Современное поколение школьников немало знает о Великой Отечественной войне, знает о мужестве и доблести наших воинов, добывавших победу. Однако отдаленность военных лет приводит к тому, что эти события порой путаются, а в их изложении появляется помпезность и лаконичность. Хочется, чтобы ребята не только знали, но и чувствовали цену Победы для всего нашего народа.

В школьных программах тема Великой Отечественной войны представлена недостаточно. Учитель часто не имеет возможности в полном объеме охватить все основные проблемы военной поэзии и прозы.

Программа представляет собой систематический курс на историко-литературной основе, который дает возможность учащимся расширить знания о Великой Отечественной войне, так как акцент в программе курса делается на изучение художественного текста с использованием знаний по истории.

Дополнительная программа  «Подвиг русского народа в годы Великой Отечественной войны  в русской литературе» позволяет не только расширить знания учащихся по данной теме, но и донести до ребят мысли и чувства авторов о гибельности войны для всего живого, заставляет поразмышлять об истоках подвига русского (советского) народа. Изучение  ориентирует обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне.

Реализация программы возможна  также в форме дистанционного обучения, с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Программа разработана в соответствии с нормативно—правовыми документами и требованиями:

1.Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3.

2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г.

3.Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (с изменениями и дополнениями).

4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих  программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФот 18.11.2015 №09-3242).

5.Реализация дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).

6.Устав МБОУ СОШ № 18 имени Э.Д.Потапова

                               ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программы

«Подвиг русского  народа в годы Великой Отечественной войны  в русской литературе»

2022-2023 уч. год

1

Наименование учреждения

МБОУ СОШ №18 имени Э.Д.Потапова

2

Полное название программы

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа среднего общего образования «Подвиг русского народа в годы Великой Отечественной войны в русской литературе»

3

Вид программы

модифицированная 

4

Направленность

художественная

5

ФИО  ПДО

Капитонова Наталья Александровна

6

Образование

высшее

7

Должность

Учитель русского языка и литературы

8

Педагогический стаж

25 лет

9

Программа утверждена

Методический совет МБОУ СОШ № 18 имени Э.Д.Потапова

10

Возраст участников

11 класс

11

Срок реализации программы

1 год

12

Количество учебных групп, занимающихся по программе

1 группа- 20 детей

 

13

Место проведения

 МБОУ СОШ № 18 имени Э.Д.Потапова

Характеристика программы

14. Актуальность программы  

определяется событиями в нашей стране, связанными со специальными  военными действиями. Сегодня очень важно как можно чаще говорить детям о нашем героическом народе и его подвиге в годы Великой Отечественной войны. А  произведения художественной литературы, посвященные ВОв, помогают это сделать. Герои войны, запечатленные на страницах военной и послевоенной прозы –это патриоты родины, с которых молодежь должна брать пример. Также актуальность программы определяется  необходимостью развития аналитических навыков старшеклассников, а также развития умения обучающихся писать (составлять текст, сочинять), так как это одно из основных условий развивающейся информационной культуры ХХI века.

15. Отличительные особенности программы

- чтение и анализ литературных произведений, не изучающихся в рамках учебной программы

-дифференцированный подход к обучающимся, исходя из их подготовленности и природных данных;

-организация занятий обеспечивает диалог между литературным произведением  и учеником, что позволяет воспитывать любовь и интерес к художественному слову, а на произведения о ВОВ еще и к своей родине и своему  героическому народу

16. Научно-педагогическая обоснованность

Ведущей теоретической психолого-педагогической идеей, на которой базируется данная программа, является развитие творческих способностей обучающихся на второй и третьей ступенях обучения. Это достигается за счёт практического использования современных технологий, относящихся к гуманистически ориентированным и предусматривающим учет и развитие индивидуальных и личностных творческих особенностей обучающихся, которые были описаны в трудах философов: А.А.Мелик-Пашаева, В.С.Библера, педагогов, психологов В.И.Андреева, Л.С.Выготского, А.Маслоу, Р.Хенви, Е.В. Бондаревской, А.А.Плигина, В.А.Сластелина, И.С.Якиманской. Из анализа научных работ следует, что творчество присуще человеку и проявляется во всех видах его деятельности. Само творчество порождается деятельностью, а в деятельности проявляется активность. Творчество начинается там, где учитель вместе с учеником открывает ранее открытые знания, когда переживает сам процесс познания: рождение новых идей, развитие замысла, претворение его в жизнь; когда учитель и ученик общаются с чувством радости и ожидания, соприкосновения с тайнами поэзии, прозы.

По мнению В.А.Сластелина творчество- это целенаправленная деятельность человека по созданию новых ценностей, имеющих общественное значение. Максимальное раскрытие творческой способности в психолого – педагогической литературе рассматривается как самореализация. Творческая способность, так же, как и творческий потенциал – интегративная характеристика личности.

Творческий потенциал и творческая способность соотносятся как потенциальное и актуальное. Развитие творческого потенциала обуславливает развитие личности обучаемых в урочной и кружковой деятельности, а также на объективно формальном уровне - рост значения показателей – обученности, воспитанности, здоровья. Е.В.Бондаревская считает, что уровень развития творческого потенциала определяются суммарными результатами нахождения врожденных творческих возможностей личности и результата взаимодействия потенциала интеллекта с окружающей средой.

17.Практическая направленность

Дополнительная общеразвивающая программа реализуется по направлению развития всесторонней и общекультурной личности

18

Цель

-приобщение учащихся к богатствам отечественной литературы, открывающей наиболее трагические страницы истории нашей Родины;

-совершенствование и развитие умений творческого чтения, интерпретации художественного произведения;

-формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

-воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, формирование гуманистического мировоззрения учащихся;

-формирование устойчивой потребности у учащихся в чтении патриотической литературы.

19

Задачи  

-углубление и расширение знаний учащихся о военной литературе;

-развитие умения прослеживать судьбы героев и сравнивать образ «Я» с героями литературных произведений посредством действенной идентификации;

-развитие умения выявлять моральное содержание и нравственное значение действий персонажей;

-развитие исследовательских и творческих способностей личности;

-развитие навыков анализа и рефлексии, умения представлять результаты своей работы;

-воспитание чувства любви к Родине, гордости за русский народ.

20

Краткое содержание программы

Программа рассчитана на 1 год обучения, предназначена для учащихся 11 классов

Программа представляет собой систематический курс на историко-литературной основе, который дает возможность учащимся расширить знания о Великой Отечественной войне, так как акцент в программе курса делается на изучение художественного текста с использованием знаний по истории.

Формы организации деятельности: групповая.

Состав учащихся   20 чел , (всего 34 ч.). 

В группе групповая  работа осуществляется:   1  час в неделю.

21

Прогнозируемые результаты

В результате освоения программы  обучающиеся должны знать:

-содержание изучаемых произведений;

-основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

-проблематику и поэтику произведений о Великой Отечественной войне;

-основные теоретико-литературные понятия.

Обучающиеся должны уметь:

-воспроизводить содержание литературного произведения;

-анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции);

-соотносить  художественное произведение с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных художественных произведений;

-аргументированно  формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

-писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературной основе.

22

Формы проведения аттестации обучающихся

-самостоятельно подготовленные к уроку сообщения;

-рецензии на прочитанное произведение;

-сочинения на предложенную тему;

-презентации произведений по выбору учащихся.

-анализ художественного текста

-самостоятельное рассуждение по проблемным вопросам

-составление банка аргументов из художественной литературы для написания итогового сочинения и сочинения на ЕГЭ

Формами подведения итогов реализации  программы    обучения также являются: участие в  творческих литературных конкурсах, конференциях, конкурсах – защиты научно-исследовательских работ

23

Ресурсное обеспечение программы и условия реализации программы

Требования к кадровому обеспечению реализации программы:

К реализации программы привлекаются штатные сотрудники из числа преподавательского состава школы.

Обеспечение учебно-методическими материалами:

Все учащиеся обеспечиваются необходимыми учебно-методическими материалами,  получают доступ к фондам библиотеки

Необходимое материально-техническое обеспечение для реализации программы:

Для проведения практических и лекционных занятий необходимы аудитории, оборудованные компьютером, видеопроектором. Так же в процессе реализации программы могут использоваться:

  • компьютерные классы;
  • интерактивные доски;
  • аудио и видеоаппаратура;

 

                                             

                                         Содержание программы

         Тема 1. (4 ч.) Ради жизни на земле (военная проза фронтового поколения).

 М. Шолохов «Они сражались за Родину». Судьбы героев. Мастерство писателя в изображении батальных сцен. Прием антитезы в романе (описание природы – военная обстановка). Экранизация романа (режиссер С. Бондарчук).

Ю. Бондарев «Батальоны просят огня». Сюжет повести. Главные герои повести – «маленькие великие» люди. Смысл названия. Тема любви в повести. Экранизация повести (режиссеры В. Чеботарев, А. Боголюбов).

Тема 2. (6 ч.) Он сердцем принял боль войны (творчество В. Быкова).

 Творчество В. Быкова.  «Журавлиный крик», «Измена», «Третья ракета», «Альпийская баллада»,  «Круглянский  мост», «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Волчья стая», «Его батальон», «Пойти и не вернуться», «Знак беды».

 «Армейские» и «партизанские» повести В. Быкова.  Суровая панорама войны, трагизм и героика военных будней, нравственные аспекты поведения человека на войне в произведениях писателя.

Тема 3. (6 ч.) «Ржевская проза» В. Кондратьева.

Повести «Селижаровский тракт», «Сашка», рассказы «Овсянниковский овраг», «На поле овсянниковском», «День Победы в Чернове». Особенности «ржевской прозы» В. Кондратьева. Автобиографический «мемуарный» характер произведений писателя. Художественное пространство в рассказах.  Сюжетные связи «ржевской» прозы. Экранизация произведений В. Кондратьева («Сашка», режиссер А. Сурин).

Тема 4. (4 ч.) «Лейтенантская » проза (вторая волна военной прозы).

Лейтенантская проза как особое явление в военной прозе 40-60-х годов.

В. Некрасов «В окопах Сталинграда». Принцип изображения советского солдата  в повести. Образ главного героя лейтенанта Керженцева.  Типичное и неожиданное в изображении советских солдат на примере образов второстепенных героев  

Ю. Бондарев «Горячий снег». Принцип изображения советского солдата у Ю.Бондарева: от генерала до лейтенанта  Психологичность изображения в произведении на примерах образов Кузнецова, Уханова, Дроздовского.

        К. Воробьев.  Судьба писателя К.Воробьёва.  Повесть «Это мы, Господи».

Сила духа, несгибаемость главного героя повести. Судьба повести “Убиты под Москвой”. Страшная  правда о войне.

        Г. Бакланов «Навеки – девятнадцатилетние». Композиционное своеобразие повести. Внутренний мир героев повести. Психологическая достоверность образов героев.

Тема 5. (5 ч.) Остаться человеком в пламени войны (проблема нравственного выбора человека на войне).

Б. Васильев «В списках не значился». Проблема нравственного выбора человека на войне. Сила духа и героизм русского солдата.  Тема любви в повести.

А. Адамов «Каратели». Историко-документальная основа произведения. Проблема выбора.

           Тема 6.  (2 ч.) Нравственные уроки военной прозы второй половины XX века.

Роман В. Астафьева «Веселый солдат».  Жестокая формула жизни. Горькие раздумья о послевоенном времени. Невеселые воспоминания «веселого солдата».

Роман А. Азольского «Диверсант». Философия войны в романе. Психологизм в изображении героев.

Тема 7. (2 ч.) Тема памяти.

Б. Екимов «Ночь исцеления».

Н. Евдокимов «Степка, мой сын». Страшный лик войны. Противоестественность войны для жизни. Особенности композиции. Смысл названия. Боль от потерь и пожизненная память о войне.

Е. И.Носов. Рассказ «Костер на ветру» (1993). Тема памяти живых и погибших. Тема исторической правды.

.Тема 8. Традиции Л.Н.Толстого в прозе о ВОв(2 ч.)

В. Гроссман.  Роман «Жизнь и судьба». “Жизнь и судьба” В.Гроссмана – глубокое художественно-философское исследование Великой Отечественной войны. “Жизнь и судьба” – роман-эпопея. Традиции Л.Н.Толстого. Прием «рассказ в рассказе». Многоплановость романа. Смысл названия романа. Человеческая личность и тоталитарное государство.

       Тема 9. Региональный компонент. (2ч)

Тамбовский писатель Сергей Доровских. Книга к 75-летию Победы «Обещайте, что вернетесь!» 2020 г.

Военная жизнь и человеческие проблемы в рассказе С.Доровских «Кукушка умолкает в предвечерье», в повести «Белые мхи», рассказе «Их было трое»

  Итоговое занятие.  (1 ч.)   Представление творческих работ.

Учебно-методический план.

Тема занятия

Всего часов

Виды работы

Форма контроля

1-4.

Ради жизни на земле (военная проза фронтового поколения).

1.Тематика романа М. Шолохова «Они сражались за Родину». Судьбы героев в романе.

2.Мастерство писателя в изображении батальных сцен. Стойкость и героизм участников сражения в романе М.Шолохова «Они сражались за родину».

3.Тема войны в повести Ю. Бондарева «Батальоны просят огня». Главные герои – «маленькие великие люди»

4. «Помните, какой ценой завоевано», по книге Ю Бондарева «Батальоны просят огня».

4 ч.

Уроки-дискуссии

Сочинение-отзыв на прочитанное произведение.

Анализ художественного произведения.

Создание банка аргументов из художественной литературы для итогового сочинения и сочинения на ЕГЭ

5-10.

Он сердцем принял боль войны (творчество В. Быкова).

5.Суровая панорама войны в творчестве В. Быкова.  «Журавлиный крик».

6.Нравственные аспекты поведения человека на войне .Предательство в повести В.Быкова «Сотников».

7.Можно ли назвать Олеся Мороза Героем? (по книге В,Быкова«Обелиск».)

8.Мужество в книге В.Быкова  «Дожить до рассвета».

9.Тема войны в повести В.Быкова  «Волчья стая».

10.Война-страшнее нету слова (по книгам В.Быкова «Его батальон», «Пойти и не вернуться», «Знак беды»).

6 ч.

Уроки-семинары

Подготовка сообщений учащимися.

Анализ художественного произведения.

Создание банка аргументов из художественной литературы для итогового сочинения и сочинения на ЕГЭ

11-16.

«Ржевская проза» В. Кондратьева.

11.Автобиографический  «мемуарный» характер произведений писателя. Повесть В.Кондратьева «Селижаровский тракт».

12. О чем меня заставила задуматься повесть Кондратьева  «Сашка»?

13. Человек на войне (по повести Кондратьева «Сашка»).

14. Художественной пространство в рассказах. Война в рассказах  «Овсянниковский овраг», «На поле овсянниковском»,

15. Сюжетные связи «Ржевской прозы». Народ в изображении Кондратьева в рассказе «День Победы в Чернове».

16. Бои подо Ржевом. Историческая правда в творчестве Кондратьева.

6 ч.

Уроки-семинары

Защита рефератов.

Анализ художественного произведения.

Создание банка аргументов из художественной литературы для итогового сочинения и сочинения на ЕГЭ

17-20.

«Лейтенантская » проза (вторая волна военной прозы).

17.Лейтенантская проза как особое явление в военной прозе 40-60-х годов. В. Некрасов «В окопах Сталинграда».

18.Принцип изображения советского солдата в повести. От генерала до лейтенанта.  Героизм солдата в повести Ю. Бондарев «Горячий снег».

19. Родина  и ее герои в повести К. Воробьева     «Это мы, Господи».

20. Композиционное своеобразие повести Г. Бакланова «Навеки – девятнадцатилетние».  Психологическая достоверность образов героев.

4ч.

Уроки-семинары

Подготовка сообщений учащимися.

Анализ художественного произведения.

Создание банка аргументов из художественной литературы для итогового сочинения и сочинения на ЕГЭ

21-25.

Остаться человеком в пламени войны (проблема нравственного выбора человека на войне).

21.Смертию смерть поправ (по повести Б. Васильева «В списках не значился»).

22.Урок-память (по повести Б. Васильева «В списках не значился»).

23.Есть такая профессия – родину защищать (по повести Б. Васильева «В списках не значился»).

24.Тема любви на войне  в книге А. Адамова«Каратели». Историко-документальная основа произведения.

25.Нравственный выбор в повести Адамова «Каратели»

5 ч.

Уроки-дискуссии

Анализ художественного произведения.

Создание банка аргументов из художественной литературы для итогового сочинения и сочинения на ЕГЭ

26-27.

Нравственные уроки военной прозы второй половины XX века.

26.Невеселые воспоминания веселого солдата. Окопная правда  в романе В. Астафьева «Веселый солдат».  

Особый взгляд автора на войну в романе Астафьева «Веселый солдат»

27.Война и человек  в романе А. Азольского «Диверсант». Психологизм в изображении героев

2 ч.

Урок-дискуссия,

семинар

Сочинение-рецензия.

Анализ художественного произведения.

Создание банка аргументов из художественной литературы для итогового сочинения и сочинения на ЕГЭ

28-29.

Тема памяти.

28.Страшный лик войны в книге Б. Екимова «Ночь исцеления».

Человек и судьба в книге Н. Евдокимова «Степка, мой сын».

29.Тема исторической правды в рассказе Е. И.Носова  «Костер на ветру» (1993).

2 ч.

Творческая мастерская

Анализ художественного произведения.

Создание банка аргументов из художественной литературы для итогового сочинения и сочинения  на ЕГЭ

30-31.

Традиции Л.Н.Толстого в прозе о ВОв.

30.Человеческая личность и тоталитарное государство. Глубокое художественно-философское исследование ВОв в романе В. Гроссмана   «Жизнь и судьба».

31.Прием рассказа в рассказе в романе-эпопее «Жизнь и судьба». Многоплановость романа.

2 ч.

Урок-лекция;

Урок-дискуссия

Составление конспекта, сочинение-эссе.

Анализ художественного произведения.

Создание банка аргументов из художественной литературы для итогового сочинения и сочинения на ЕГЭ

32-33

Региональный компонент.

32. Тамбовский писатель Сергей Доровских. Книга к 75-летию Победы «Обещайте, что вернетесь!» 2020 г.

33. Военная жизнь и человеческие проблемы в рассказе С.Доровских «Кукушка умолкает в предвечерье», в повести «Белые мхи», рассказе «Их было трое»

Урок-дискуссия,

семинар

Создание банка аргументов из художественной литературы для итогового сочинения и сочинения на ЕГЭ

34

 Итоговое занятие.   

34.Представление творческих работ «ВОв в произведениях русских авторов».

Урок-презентация

Защита презентаций и проектов


                        Календарный учебный график

на 2022-2023  учебный год (пятидневная учебная неделя в 1-11 классах)

Дата начала и окончания учебного года

01.09.2022-31.05.2023

Каникулы, продолжительность

1 четверть 29.10.2022-06.11.2022

Продолжительность 9 дней

2 четверть 31.12.2022-8.01.2023

Продолжительность 9 дней

3 четверть 18.03.2023-26.03.2023

Продолжительность 9 дней

Режим работы учреждения

Понедельник-пятница 08.00-17.00

Общая продолжительность каникул для обучающихся

27 календарных дней в течение учебного года

Продолжительность учебного года

34 недели

месяц

число

Название темы

Кол-во часов

Форма аттестации

1

Ради жизни на земле (военная проза фронтового поколения).

Сочинение-отзыв на прочитанное произведение.

 Анализ художественного произведения.

Создание банка аргументов из художественной литературы для итогового сочинения и сочинения

2

Он сердцем принял боль войны (творчество В. Быкова).

Подготовка сообщений учащимися.

Анализ художественного произведения.

Создание банка аргументов из художественной литературы для итогового сочинения и сочинения

3

«Ржевская проза» В. Кондратьева.

Защита рефератов.

Анализ художественного произведения.

Создание банка аргументов из художественной литературы для итогового сочинения и сочинения

4

«Лейтенантская » проза (вторая волна военной прозы).

Подготовка сообщений учащимися.

Анализ художественного произведения.

Создание банка аргументов из художественной литературы для итогового сочинения и сочинения

5

Остаться человеком в пламени войны (проблема нравственного выбора человека на войне).

Анализ художественного произведения.

Создание банка аргументов из художественной литературы для итогового сочинения и сочинения

6

Нравственные уроки военной прозы второй половины XX века.

Сочинение-рецензия.

Анализ художественного произведения.

Создание банка аргументов из художественной литературы для итогового сочинения и сочинения

7

Тема памяти.

Исследование. Сочинение-эссе.

Анализ художественного произведения.

Создание банка аргументов из художественной литературы для итогового сочинения и сочинения

8

Традиции Л.Н.Толстого в прозе о ВОв

2

Сочинение-эссе.

Анализ художественного произведения.

Создание банка аргументов из художественной литературы для итогового сочинения и сочинения

9

Региональный компонент

2

Создание банка аргументов из художественной литературы для итогового сочинения и сочинения

10

Итоговое занятие. ВОв в произведениях русских авторов.

ИТОГО:34 ч.

Защита презентаций, проектов

Оценочные материалы

Учебные универсальные задачи

Код по ФГО С

Дескрипторы - основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Оценочные средства

умеет самостоятельно

определять цели и задачи в образовательной деятельности и жизненных

ситуациях; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели.

РУУД

Знает, как определять цели и задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели.

Умеет самостоятельно определять цели и задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели.

Владеет способами самостоятельно определять цели и задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели.

  • монологические и диалогические высказывания;
  • выполнение заданий различного типа.

оценивать ресурсы, в том числе и время и другие нематериальные ресурсы, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

РУУД

Знает, как оценивать ресурсы, в том числе и время и другие нематериальные ресурсы, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Умеет оценивать ресурсы, в том числе и время и другие нематериальные ресурсы, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Владеет способностью оценивать ресурсы, в том числе и время и другие нематериальные ресурсы, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

  • Выполнение заданий различного типа;
  • Монологическая и диалогическая речь.

владеет системой литературоведческих знаний.

ПУ уд

Знает систему литературоведческих знаний, включающей в себя знание основных этапов литнратурного

тесты;

выполнение упражнений

процесса, творчество ведущих русских писателей и поэтов.

Умеет оформлять свою речь в соответствии с нормами русского языка; анализировать художественные тексты.

различного типа.

анализ текста.

Владеет навыками анализа художественных различных родов и жанров.

Список литературы:

Литература для учащихся

1.  Аннотация художественных произведений о Великой Отечественной войне, 12 т, Венок славы. М., 1987

2.   Астафьев В. Посох памяти. М., 1980

3.   Бочаров А. Человек и война. М., 1978

4.   Великая Отечественная война в советской литературе. М., 1983

5.   В мире литературы. 11-й класс: учебник для общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля под ред. А.Г.Кутузова М., Просвещение, 2002

6.   Журавлев С.И. Память пылающих лет. М.: Просвещение, 1985.

7.    Кузьмичев И. Боль памяти. Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1985.

8.   Литература. 11-й класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. В.Г.Маранцмана. М.: Классикс Стиль, 2004

9.   Русская литература XX века. Хрестоматия для 11-го класса в 2-х частях /сост.А.В.Баранников, Т.А.Калганова, Л.М.Рыбченкова, М.: Просвещение, 2002

10. Чалмаев В.А., Зиник С.А. Русская литература XX века: учебник для 11-го класса в 2-х частях. М.: ТИД “Русское слово – РС”, 2003

Литература для учителя

  1. Аннинский Л. Спасти Россию ценой России // Новый мир, 1994 № 10
  2. Бочаров А. Человек и война М., 1978
  3. Вуколов Л.И. Современная проза в выпускном классе М.:Просвещение,2002
  4. Перова Е.В. Повесть Ю.В. Бондарева “Батальоны просят огня”/ Литература в школе.2006. № 5
  5. Русская литература. Конец XX века. Уроки современной русской литературы: учебно-методическое пособие – СПб.: Паритет, 2001
  6. Сохряков Ю.И. Нравственно-философский потенциал военной прозы.//Литература в школы. 2006. № 5
  7. Трубина Л.А. Русская литература XX века. М.:Флинта, 2002

Методическое приложение

В процессе обучения используются следующие методы: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, деятельностный.

В процессе обучения используются следующие технологии: 

  • личностно-ориентированные;
  • коммуникативные;
  • информационно-коммуникационные;  
  • здоровьесберегающие;  

Необходимым условием организации занятий является психологическая комфортность обучающихся, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, индивидуальный подход, создание ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития, но и для нормального психофизиологического состояния.

Алгоритм учебного занятия:

I. Вводная часть

  1. Основная часть.
  2. Заключительная часть.

Вводная часть занятий предполагает подготовку обучающихся к работе, к восприятию материала, целеполагание.

В основной части занятия происходит мотивация учебной деятельности обучающихся (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям). Усвоение новых знаний и способов действий на данном этапе происходит через использование заданий и вопросов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся.

В заключительной части занятия - подведение итогов, рефлексия. В течение 2-3 минут внимание обучающихся акцентируется на основных идеях занятия. На этом же этапе учащиеся высказывают своё отношение к занятию, к тому, что им понравилось, а что было трудным.

На занятиях используется новый материал, вызывающий интерес у обучающихся, потому что это произведения на основе истории  нашей страны. Ключевым моментом занятий является деятельность самих обучающихся.

Основой организации работы с детьми по данной программе является система дидактических принципов:

  • принцип психологической комфортности
  •  создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
  • принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
  • принцип вариативности - у обучающихся формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
  • принцип творчества - процесс обучения ориентирован на приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.

 Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у обучающихся устойчивого интереса к чтению, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великая Отечественная война в русской литературе

"Великая Отечественная война в русской литературе" материалы для внеклассного чтения...

Урок мужества «Подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны»

В народе говорят: «Всю правду о войне знают лишь погибшие». Но они молчат, потому что за майскую Победу-45 отдали свою жизнь. Под Москвой и Сталинградом, в битве за Ленинград, Орёл, Курск, в кровопрол...

«Бабий Яр – трагедия еврейского народа в годы Великой Отечественной войны»

. Идеология нацизма, которую пропагандировал Адольф Гитлер, была враждебна самой жизни. Фашисты захватывали государства, уничтожали народы. Фашизм-это великое зло, против которого нужно бороться всем ...

урок истории в 9 класс "Трудовой подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны"

Это двухчасовой урок - семинар. Используется опережающее задание для каждого ученика, подготовить сообщение на заданную тему. Используется индивидуальная работа и работа в группе....

Специфика изучения языков в системе общего среднего образования в многонациональном регионе в годы Великой Отечественной войны

Специфика изучения языков в системе общего среднего образования в многонациональном регионе в годы Великой Отечественной войны...

Музейный урок "Героизм русского человека в годы Великой Отечественной войны"

Способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о подвиге земляков в годы войны....

Педагогический проект. Организация предметной недели по технологии на тему: «Долг памяти: Трудовой подвиг советского народа в годы Великой отечественной войны». Учитель технологии - Гришина.Т.А.,Школа№144,г.Казань

Актуальность проекта рассматривается  как необходимость развития у учащихся мотивации к занятиям  техническим творчеством.По результатам нашего исследования:только 20 % учащихся  школы ...