Главные вкладки

    Конспект урока Практическая работа "Смутное время в исторических источниках и трудах историков" 7 класс к учебнику Данилова История России XVII- XVIII вв.
    план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

    Данную методическую работу можно использовать для организации смыслового чтения исторических источников с целью формирования метопредметного умения - роабота с печатным текстом.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

     «Киреевская средняя общеобразовательная школа №7»

    администрации муниципального образования Киреевский район

    Конспект урока по истории России

     конец XVI века – до конца   XVIII века

     

      7 класс

    Тема урока

    Практическая работа

    «Смутное время в работах историков и

    исторических источниках».

    в рамках проведения муниципального мастер-класса

                                                          Учитель истории и обществознания

                                                          Людмила Алексеевна Башкина

    Киреевск

    2014

    Тема урока: «Практическая работа Смутное время в исторических источниках и работах историков» - 15. 12. 2014

    Цель урока: сформировать с помощью технологий групповой работы и осмысленного чтения текста:

    Личностные умения: формирование гражданской идентичности, формирование позиции на основе прочитанного к событиям отечественной истории, формирование когнетивной компетентности на основе осмысленного чтения;  

    Предметные умения: установление причинно-следственных связей в ходе ответов на вопросы, использование предметных  понятий, знания хронологии основных событий изучаемого периода, работа с исторической картой.

    Метапредметные умения: целеполагание, определение последовательности деятельности, взаимодействие при решении учебной задачи,  анализ текста по вопросам.

    Технологии урока:  групповая работа, технология развития критического при организации смыслового чтения, частично-поисковое обучение,  информационно-коммуникационная

    Используется также методы самоорганизации обучения при работе с источниками, учебником, взаимообучения при работе в малых группах.

    План урока.

     1. Повторение материала (постановка перед учащимися цели повторения и совместное определение задач) – цель повторения – актуализировать имеющиеся знания основных периодов и событий Смуты и умения для практической работы для закрепления темы;

    задачи – повторить понятия, даты хронологических периодов Смуты, показать на карте основные объекты, ответить на вопросы домашнего параграфа.

    Формы работы учащихся:  устный фронтальный опрос с использованием карточек с понятиями и датами, работа с картой, ответы на вопросы домашнего параграфа.  

    2. Переход к практической работе через постановку задач практической работы,  инструктажа по технологии смыслового чтения.  Согласно этой технологии, обучающиеся должны в задании различными знаками (+ или !)  обозначить, что из приведенного в тексте о данном событии им уже знакомо, а  что они узнали нового.

    3. Определение групп по три человека, распределение обязанностей в группе и общего хода работы. В группе определяется ответственный за сбор всей информации и её обработки, тот, кто будет представлять работу в публичном ответе и тот, кто оценить вклад каждого участника в работу группы.

    4. Выполнение заданий по группам, взаимообучение и взаимодействие в группах.

    Учитель выступает в роли консультанта.

    5. Ответы групп на вопросы к своим заданиям. Рефлексия.

    Приложение к практической работе

    «Смутное время в работах историков и

    исторических источниках».

    ЗАДАНИЕ № 1.

    Прочитайте внимательно отрывки из документов и ответьте на вопросы к ним.

    Из «Нового летописца». Запись о начале восстания и его характере и вожде

    …Бысть в лето 7115 году (1606 г.) собрахуся боярские люди и крестьяне, с ними не пристаху украинские посацкие люди, и стрельцы, и казаки и начаша по градом воеводы имати и сажати по темницам. Бояр же своих домы разоряху…. В них бысть старейшим… Ивашка Болотников…

    Из «Карамзинского хронографа». Сведения о предводителях восставших.

    … А начальники у тех воров были воеводы: у резанцев – воеводы Григорей Федоров сын Сунбулов, да Прокофей Петров сын Ляпунов, а с тулены и с коширяны и с веневичи Истома Пашков, а на Веневе был сотник; а с колужены и со олексенцы и с иными городами – Ивашко Болотников, князя Ондрея Телятевского холоп…

    1. О каком событии идет речь в этих документах, назовите его даты?

    2. Каковы выводы о характере восстания и составе его участников можно сделать на основе этих исторических источников? Что вам уже известно о восстании, а что нового вы узнали из документов.

    3. Чем объяснить, что летописец называет Сунбулова и Ляпунова по имени и отечству, Пашкова только по имени, а Болотникова даже полуименем – не «Иван», а «Ивашка»? Свои суждения обоснуйте.

    ЗАДАНИЕ № 2.

    Прочитайте внимательно текст и ответьте на вопросы к нему.

    Из работы С.  М. Соловьева «Взгляд на историю установления

     государственного порядка в России до Петра Великого»

    … Но в начале XVII века для московского боярства настало время хуже времени Грозного… Явились два царя, два двора; кто не мог получить высшей чести при одном дворе, переходили к другому; Тушино наполнилось людьми разного происхождения, которые там искали случая подняться. Когда Тушино рассыпалось, эти люди забежали под Смоленск к королю Сигизмунду, предложили ему свои услуги… Бояре крепко держались за королевича, но земля не хочет его, увидев за ним старого короля с изуитами; земля встала, выставила ополчение для борьбы с поляками и казаками…

    1. О каких событиях идет речь в работе историка, назовите даты этого события?

    2. О каких царях идет речь в тексте?

    3. Назовите перечисленные в тексте события и явления этого исторического периода. Что вам было уже известно о событиях, связанных с периодом Смуты, а что нового из источника вы узнали?

    ЗАДАНИЕ № 3.

    Прочитайте внимательно текст и ответьте на вопросы к нему.

    Из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина

    В усердной любви к гражданскому образованию Борис превзошел всех древнейших венценосцев России, имев намерение завести школы и даже университеты, чтобы учить молодых россиян языкам европейским и наукам: в 1600 году он посылал в Германию немца Иоганна Крамера, уполномочив его искать там и привезти в Москву профессоров и докторов. Сие важное намерение не исполнилось, как пишут, от сильных возражений духовенства… Но оставив мысль заводить университеты в России, царь послал 18 молодых боярских людей в Лондон, в Любек и во Францию учиться языкам иноземным…

    Вам самим известно, что в прошлом году Карл Ходкевич приходил со всем полевым войском; Сапега был тоже с большим войском, и сидели в Москве, и с Зборовским и со многими другими полковниками; много было тогда польского и литовского войска; никогда прежде не бывало столько ваших людей, и однако мы, надеясь на милость Божию, не убоялись множества польских и литовских людей, а теперь вы сами видели, как гетман пришел и с каким бесчестьем и страхом он ушел от вас.  Сдайтесь нам пленными…»

    1. К какому веку относится этот документ? Какой самозванец появился в это время? С какими событиями связан этот документ?

    2. Используя текст документа, укажите, почему интервенты оказались в Москве и в каком положении они там находились. Определите, что нового вы узнали из данного источника по изучаемым событиям.

    3. Используя текст документа и знания по курсу истории, укажите роль народа в борьбе с иноземными захватчиками. Назовите не менее трех событий, связанных с этой борьбой.

    ЗАДАНИЕ № 4.

    Прочитайте внимательно текст и ответьте на вопросы к нему.

    Из произведения Н. И. Костомарова

    «О следственном деле по поводу убиения царевича Дмитрия»

    … Борис в первые годы своего царствования был добрым государем и был бы, может быть, долго таким же, если б несчастное углицкое дело не дало о себе знать. Воспоминание о нем облеклось таинственностью, которая породила легенду, что Дмитрий не зарезался и не зарезан, а спасся от убийцы и где-то живет… Борис сделался тираном, возбудил против себя ненависть, а с ненавистью возрастала уверенность в существовании Дмитрия и явилась надежда на его появление.

    1. О каких событиях идет речь, назовите даты упомянутых событий?  Определите, что вам уже известно об описанных событиях, а что нового вы узнали.

    2. Как характеризует историк в этих событиях Бориса Годунова?

    3. Какую роль «угличское дело» сыграло в причинах Смуты?

    ЗАДАНИЕ № 5.

    Прочитайте внимательно текст и ответьте на вопросы к нему.

    Из работы Г. В. Абрамовича «Князья Шуйские и российский трон»

    …Поражение на реке Пахре несколько ослабило силы Болтникова, однако после того, как к нему примкнули рязанские дворяне во главе с Григорием Сумбуловым и Прокпием Ляпуновым, а затем веневские служилые люди, которыми командовал сотник Истома Пашков, войско вновь увеличилось, и после взятия Коломны, соединившись на Оке, восставшие подошли к Москве и стали лагерем в селе Коломенском и в Загорье… Почувствовав слабость царя, на сторону Болотникова переходят Малый Ярославец, Боровск, Можайск, Руза, Волоколамск, Ржева, Зубцов и Старица. Затем движение начинает распространяться и на народы Поволжья, на города Арзамас, Алтырь и Свияжск…

    1. Какое событие описано в тексте, назовите его даты? Определите, что вам уже знаете о данном событие, а какая информация для вас является новой?

    2. Какой вывод о социальном составе армии восставших можно сделать на основе текста?

    3. Сделайте выводы о масштабах восстания на основе документа. Ответ обоснуйте.  

      


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Календарно-тематическое планирование курса История России Истории России XVII – XVIII в.в. (7 класс). 45 часов

    Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII – XVIII в.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008...

    Контрольная работа по истории для 7 класса по темам раздела № 5 «Золотой век правления Екатерины Великой и правление Павла I» учебника «История России XVII – XVIII века» Е. В. Пчелова, Москва: «Русская школа».

    Методическая разработка контрольной   работы  № 2 для 7 класса по истории охватываеттемы  раздела № 5 «Золотой век правления Екатерины Великой и правление Павла I» учебника «История Рос...

    Контрольная работа по истории для 7 класса по темам раздела № 5 «Золотой век правления Екатерины Великой и правление Павла I» учебника «История России XVII – XVIII века» Е. В. Пчелова, Москва: «Русская школа».

    Методическая разработка контрольной   работы  № 2 для 7 класса по истории охватываеттемы  раздела № 5 «Золотой век правления Екатерины Великой и правление Павла I» учебника «История Рос...

    Кроссворды по истории России XVII-XVIII веков

    В настоящей методической разработке представлены кроссворды по отдельным темам истории России XVII-XVIII веков, составленные к учебнику Данилов А.А. История России. Конец XVI — XVIII век. 7 класс / А....

    Методические разработки уроков к учебному пособию по историческому краеведению для учащихся 9 класса. "Ивановский край в истории Отечества"/ К.Е.Балдин, Б.Г.Барвенко, Г.В.Иванов., Иваново 2007г.

    Разработка включает следующие разделы: введение, пояснительную записку,   распределение учебных часов по  темам курса « Ивановский край в истории Отечества» с кратким содержанием,...

    Проверочные работы по разделам к учебнику Е.В.Пчелова "История России XVII-XVIII века" 7 класс

    Данный материал позволит учителю диффиринцированно и индивидуально проверить знания учащихся по различным разделам учебника...