Календарно-тематическое планирование курса История России Истории России XVII – XVIII в.в. (7 класс). 45 часов
календарно-тематическое планирование по истории (7 класс) по теме

Семенова Наталья Павловна

 Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVIIXVIII в.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7g_kl_rossiya.docx43.84 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по Истории России  XVII – XVIII в.в. (7 класс)

Пояснительная записка

Рабочая программа по «Истории России» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.). Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России.6-9 класс. –М: Просвещение, 2009

Нормативно-правовая основа рабочей программы по истории

  1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №148-ФЗ)
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  3. Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;
  4. Приказ Минобрнауки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012учебный год»

Программа реализуется с помощью УМК:

 Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII – XVIII в.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008;

Е.В. Симонова. Поурочные разработки по истории России. 7 класс – М.: «Экзамен», 2006.

- Настенные исторические карты

- Атласы по истории России с древнейших времен до конца XVI века.

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено

на достижение следующих целей[1]:

  1. воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  2. освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
  3. овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  4. формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
  5. применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Требования к уровню подготовки учеников

В результате изучения курса учащиеся должны:

объяснять значение понятий: смута, абсолютизм, дворцовые перевороты, просвещенный абсолютизм, крепостничество, мелкотоварное производство, всероссийский рынок, мануфактура, церковный рас кол; сравнивать социально-экономическое развитие, положение сословий, результаты войн I крестьянских выступлений; излагать суждения о причинах и последствиях; приводить оценки реформ, деятельности Петра, Никона, Екатерины Великой.

называть даты важнейших событий социальных выступлений, военных походов и компаний; места и обстоятельства этих событий, выступлений походов, крупнейших государственных деятелей, военачальников, ученых, представителей культуры;

показывать на исторической карте рост территории, крупнейшие центры торговли, промышленности; описывать положение и образ жизни основных сословий; составлять описание памятников, предметов труда, зданий, произведений искусства;

соотносить общие факты и процессы становления абсолютизма, закрепощения крестьян, социальных движений; называть характерные и существенные черты экономического, социального, духовного и политического развития;

2. Содержание изучаемого курса

2.1 Учебно-тематический план

Рабочая программа составлена с учетом изучения истории в объеме 2 часов в неделю .45 ч  История России и 25 час Новая история

                                 

Календарно-тематическое планировании курса Истории России конец  16- 18 век. 7 класс.

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы содержания уроков

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

д/з

Дата проведения

Тема 1. Россия на рубеже XVI-XVIIвв

1

Вводный урок. Россия в конце ХVI века

1

Урок – рассказ с элементами повторительной беседы

Территория Российского государства, население, социально-экономическая характеристика, политический строй

Знать понятия: Сословно-представительная

монархия.  

Уметь: Работать с исторической картой. Сравнивать территорию Российского государства в разные периоды (от Ивана Калиты до Ивана IV)

Опрос.

Беседа с элемен-

тами дискуссии

Введение, записи в тетради.

2

Внутренняя и внешняя  политика Бориса Годунова

1

Урок-историчес

кий обзор

Царь Федор Иванович. Обострение социальных и политических противоречий.

Пресечение династии Рюриковичей. Борис Годунов

Знать понятия: Патриаршество, самозванство, Крестьянское восстание уметь:

отмечать основные тенденции развития государства,  работать с картой и текстом, сравнивать социально-экономическое развитие Руси до и во время Смуты

Устный опрос.

§1

Задание в рабочей тетради.

Таблица стр.11

3-4

Смутное время

2

Комбинированный урок

Польская и шведская интервенция. Династические, социальные и международные причины Смуты. Восстание И. Болотникова.

Понятия: Смута, интервенция

Определять причины Смутного времени, показывать по карте города, охваченные гражданской войной, знать основных действующих лиц периода

Опрос.

Письмен-

ные задания

§2

Вопросы на стр. 21

5

Окончание смутного времени

1

Комбинированный урок

Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Освободительная борьба против интервентов. Начало династии Романовых

Знать: причины распада тушинского лагеря, первое ополчение, второе ополчение, освобождение Москвы,Земский собор 1613 года.

Объяснять какие обстоятельства привели к краху авантюры ЛжедмитрияII.

Опрос.

Беседа с элемен-

тами дискуссии

§3

Задание в рабочей тетради.

6

Повторительно-обобщающий урок по теме: Россия на рубеже 16-17 вв

1

Повтори-

Тельно

обощаю-

щий  урок

Знать основные положение, термины  и понятия глав1,2

Уметь: давать развернутый ответ,

давать отзыв ,прочитать источник и найти ответ на вопрос.

Работают  с картой, работают с понятиями. Умеют воссоздать образы той эпохи. Отвечают на вопросы теста.

тестирование

Тема 2. Россия в XVIIв

7-8

Новые явления в экономике.

Основные сословия российского общества.

2

Изучение нового материла

Ликвидация последствий Смуты. Возникновение мануфактур и наемного труда. Города и торговля. Новоторговый устав. Складывание Всероссийского рынка. Становление абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии.

Знать: первое сословие,крестьянство, городское население, духовенство, казачество.

Уметь объяснять как изменилось положение дворянства, каковы причины этих изменений.

Опрос.

Творческие работы.

Беседа

§5

Вопросы с.47

9

Политическое развитие страны

1

комбинированный урок

 

«Соборное Уложение» 1649 г. и окончательное

закрепощение крестьян. Казачество.

Начало становления абсолютизма

Знать: правление первых Романовых, деятельность земского собора и боярской думы, приказы, местное самоуправление, соборное уложение 1649 года

Опрос.

Письмен-

ные зада-

ния.

§6

Задание в рабочей тетради.

Сообщения.

10

Власть и церковь .

Церковный

раскол

1

Урок изучения нового материала

Самодержавие и церковь. Церковный раскол. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум

Знать: положение церкви после Смуты, реформа патриарха Никона, усиление разногласий между церковной и светской властью, Церковный Собор 1666-1667 года.

Уметь объяснять какую роль сыграла Русская православная церковь в преодолении последствий смуты.

Опрос.

Беседа с элемен-

тами дискуссии

§7

Вопросы с.60-61

11

Народные

движения.

1

Комбинированный урок

Социальные движения второй половины XVII в. Городские восстания. Восстание под предводительством Степана Разина

Знать: причины и особенности народных выступлений,соляной бунт, медный бунт, восстание Степана Разина, выступление старообрядцев.

Объяснять причины народных выступлений в XVIIв

Опрос.

Письмен-

ные задания

§ 8, заполнить таблицу «Народные движения»

12

Внешняя политика

1

Изучение нового материала

Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-шведские и русско-турецкие отношения. Освоение Сибири и Дальнего Востока.

Знать: причины Смоленской войны, воссоединение Украины с Россией,русско-польская война(1654-16667),русско-турецкая война(1676-1681),освоение Сибири.

Опрос.

Беседа с элемен-

тами дискуссии

§ 9

13-14

Образование и культура .

Сословный быт.обычаи и нравы

2

Изучение нового материала

Культура XVII в. «Обмирщение» культуры. Зодчество, образование, литература, живопись, крупнейшие представители духовной и художественной культуры. С. Ушаков. Парсуна. Быт города и деревни

Знать: развитие образования, выпуск печатных книг, появление научных знаний, русские первопроходцы, литература, архитектура, живопись.

Уметь объяснять возросший интерес к грамотности и просвещению в XVIIв

Устный опрос.

Решение проблем-

ных воп-

росов

§§ 10, 11

Защита презентаций

15

Россия в XVIIвеке

1

Повтори-

Тельно

обощаю-

щий  урок

Знать основные положение, термины  и понятия

Уметь: давать развернутый ответ,

давать отзыв ,прочитать источник и найти ответ на вопрос.

Работают  с картой, работают с понятиями. Умеют воссоздать образы той эпохи. Отвечают на вопросы теста.

Итоговое тестиро-

вание

Тема 3. Россия при Петре I

16

Предпосылки петров-ских преобразо

ваний

1

Урок - изучение нового материала

Усиление западного влияния на Россию.

Знать: причины усиления западного влияния на Россию, деятельность Симеона Полоцкого, реформы А.Ордина-Нащокина, преобразо-вательные планы В.Голицына,деятельность Ю.Крижанич.

Опрос.

Письмен-

ные задания

§ 12, заполнить таблицу «Предпосылки петровских преобразований»

17

Петр I.Личность царя. восшествие на престол

1

комбинированный урок

Стрелецкие восстания. Регентство Софьи. Воцарение Петра I. Великое посольство. Внешняя политика. Азовские походы

Знать: детство Петра I,двоевластие,начало царствования Петра,Азовские походы, великое посольство 1697-1698.

Уметь объяснять как формировалась личность царя Петра, почему Пётр был объявлен царём минуя старшего брата Ивана.

Опрос

§13

Вопросы с.104

18-19

Северная война

2

комбинированный урок

Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва.

Знать:  начало войны, «Нарвская кон-фузия»,реорганизация армии, Полтавская битва, Прутский поход, морские сражения, Ништадский мир.

Умеют использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, работать с картой.

Опрос.

Беседа с элемен-

тами дискуссии

§ 14, заполнить хронологическую таблицу «Северная война»

20-21

Реформы

 Петра I.

2

комбинированный урок

Упразднение Боярской думы и приказной системы. Учреждение сената, коллегий, Тайной канцелярии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городского управления. Церковная реформа.

Знать: реформу центрального управления,указ о единонаследии, табель о рангах,реформа городского управления,областная реформа, выступления против реформ.

«Дело царевича Алексея»

Опрос.

Письмен-

ные задания

§15

Вопросы с.120-121

22

Народные

Движения

Первой четверти

XVIIIвека

1

комбинированный урок

Последствия социальной политики. Астраханское восстание. Восстание под руководством К. А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей К. Булавин

Знать:причины народных восстаний, Астраханское восстание, восстание К.Булавина,башкирское восстание,религиозные выцступления, выступления работных людей.

Опрос.

Беседа с элемен-

тами дискуссии

§ 17, заполнить таблицу

23-24

Изменение

в культуре

и быте первой чет-

верти XVIIIвека

2

Урок изучения нового материала

Изменения в культуре, в быту. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве.

Знают: о развитии образования, науки, художественной культуры, перемены в быте,значении культурного наследия Петровской эпохи.

Уметь использовать текст историчес-кого источника при ответе на вопросы

Опрос.

Письмен-

ные задания

§§ 18-19

25

Роль петровских преобразований в истории страны

1

Повтори-

Тельно

обощаю-

щий  урок

Знать основные положение, термины  и понятия главы3

Умеют: давать развернутый ответ,

давать отзыв ,прочитать источник и найти ответ на вопрос.

Работают  с картой, работают с понятиями. Умеют воссоздать образы той эпохи. Отвечают на вопросы теста.

Итоговое тестиро

вание

Тема 4. Россия в 1752-1762 годах.

26-27

Дворцовые перевороты

2

Урок изучения нового материала

Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни

Знать: причины и сущность дворцовых переворотов, Екатерина I,Пётр II, «верховники»,Анна Иоановна(1730-1740),Иван Антонович (1740-1741),елизавета Петровна,Пётр III.

Устный опрос.

Задания в тетради.

§ 20, 21, заполнить таблицу «Дворцовые перевороты»

28

Внутренняя политика в 1752-1762г

1

комбинированный урок

Расширение привилегии дворянства. Манифест о вольности дворянской. Усиление крепостничества

Знать: перемены в системе управления, укрепление позиций дворянсьва, политика в отношении крестьянства, изменения в системе городского  управления, политика в отношении казачества,

Устный опрос.

Задания в тетради.

§22

Вопросы с.161

29

Внешняя политика

в 1752-1762 годах

1

Изучение нового материла

Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель

Знать: основные направления внешней политики,русско-турецкая война 1735-1739гг.,Россия и Речь Посполитая. Русско-шведская война, продвижение России на восток, Россия в семилетней войне 1756-1762, итоги внешней политики.

Опрос.

Письмен-

ные задания

§ 23, заполнить таблицу

30

Повторительно-обобщающий урок по теме «Российская империя в 1725 – 1762 годах»

1

Урок проверки знаний

Тестирование, исторический диктант

Тема 5.Россия в 1762-1801гг

31-32

Просвещённый абсолютизм Екатерины II. Оформление сословного строя.                                                                        

2

Урок изучения нового материала

Просвещенный абсолютизм. Жалованные грамоты дворянству и городам. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Проникновение либеральных идей в Россию. А. Н. Радищев.

Знать: особенности внутренней политики Екатерины II,политика «просвещённого абсолютизма»,уложенная комиссия, «золотой век» российского дворянства,ужесточение внутренней политики в 70-90х годах.

Опрос.

Письмен-

ные задания

§24

Вопросы с.177

33

Крестьянская война

под предводительст-

вом Е.Пугачёва

1

комбинированный урок

Социальные движения второй половины XVIII в. Восстание под предводительством Е. Пугачева

Знать: причины войны, Пугачёв и его программа ,основные этапы войны, расправа с восставшими, значение крестьянской войны.

Уметь использовать текст историчес-кого источника при ответе на вопросы, работать с картой.

Опрос.

Беседа с элемен-

тами дискуссии

§25

Вопросы с.184.таблица

34-35

Экономическое

развитие России

во второй полови-

не XVIII в.

2

Изучение нового материала.

Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Развитие промышленности. Начало разложения крепостнической системы. Сельское хозяйство. Итоги экономического развития

Знать: начало разложения феодально-

Крепостнической системы,вольное экономическое сооьбщество,развитие сельского хозяйства, промышленности, торговли.

Умеют характеризовать итоги развития экономики.

Опрос.

Беседа с элемен-

тами дискуссии

§26

Вопросы с.191

36-37

Внешняя политика

Екатерины

II.

2

Комбинированный урок

Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение территорий. Русское военное искусство. А. В. Суворов, Т. Т. Ушаков. Участие России в разделах Речи Посполитой.

Знать: основные направления внешней политики, русско-турецкая война 1768-1774,  русско-турецкая война 1787-1791,греческий проект Екатерины

II.,участие Росси в разделах Речи Посполитой, война со Швецией, политика « вооружённого нейтралитета», борьба Екатерины

II с революционной Францией.

Опрос.

Письмен-

ные задания

§ 27-28, заполнить таблицу

38

Россия при Павле I

1

комбинированный урок

Павел I. Попытки укрепления режима. Внутренняя политика, изменение порядка престолонаследия. Манифест о трехдневной барщине

Знать: особенности деятельности «романтического императора»,внутренняя политика  Павла I,внешняя политика  Павла I,заговор 11 марта 1801 года.

Уметь использовать текст историчес-кого источника при ответе на вопросы, работать с картой.

Устный опрос.

Задания в тетради.

§29

Вопросы с.211

39

Повторительно-обобщающий урок по теме «Российская империя в 1762 – 1801 годах»

1

Урок проверки знаний

Тестирование, исторический диктант

Тема 6. Культура и быт во второй половине XVIII в

40

Наука и образование

1

Изучение нового материала

Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. Становление отечественной науки. М. В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции

Устанавливать связь между развитием экономики, политики и культуры, работать с дополнительной литературой, делать доклад на заданную тему

Сообщения

, составление таблицы

§30

Вопросы с.220

41-42

Художественная культура

2

Комбинированный урок

Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков.

Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве

Знать: особенности развития художественной культуры, литература,музыка, живопись.

Уметь характеризовать особенности художественной культуры в XVIIIвеке

Опрос.

Письмен-

ные задания

§31

Вопросы с.231

43

Быт и жизнь во второй половине XVIII в.

1

комбинированный урок

Быт народов России.

Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан

Знать особенности жилища, одежды, питания, досуга народа России XVIIIвека.

Объяснять почему основгые перемены в быте затронули лишь высшие слои общества, как изменилось дворянство на протяжении века.

Опрос.

Письмен-

ные задания.

работа в группах

§33

Вопросы с.239

44

Итоговое обобщение по теме: Россия

XVIIIвека

1

Повтори-

Тельно-обощающий  урок

Уметь: Давать развернутый ответ,

давать отзыв ,прочитать источник и найти ответ на вопрос.

Работа с картой работа, с понятиями. Умеют воссоздать образы  эпохи. XVIIIвека  Отвечают на вопросы теста.

Итоговое тестирование

45

Резерв

1


[1] См. стандарт основного общего образования «История»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа интегрированного учебного курса по Новой истории и истории России XIX века 8 класс.

Примерная программа выполняет две основные функции:Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей страте...

Элективный курс по истории России " История России в лицах X-XVIII в.в."

В рамках школьных  курсов   истории  основное внимание уделя­ется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми стро­ками учебников не всегда видны личности, без понимания м...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО ХVI ВЕКА» (6 класс)

Календарно-тематический план для 6-го класса по истории России ориентировал на использование:— учебника «История России. С древнейших времен до конца ХУI в.» А. А. Данилова, Л. Г. Ко...

Рабочая программа по всеобщей истории и истории России к учебнику И.Л. Андреева 6 класс по ФГОС

Рабочая программа включает в себя основное содержание и планируемые результаты как по всеобщей истории, так и по истории России....