«Искусство Древнего Египта»
план-конспект занятия по истории (8 класс) на тему

Тема «Искусство Древнего Египта»

Цели урока:

   1. познакомить учащихся с достижениями культуры древних египтян;

   2.Раскрыть роль искусства в усилении единства Египта

   3. составлять связный текст;

   4. делать сообщения на заданную тему;

   5. работать с иллюстрациями;

   6. воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство уважения к достижениям культуры других стран, уважения к людям труда.

 

Оборудование: мультимедийный комплект, иллюстрации, индивидуальные задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo_drevnego_egipta.docx32.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Искусство Древнего Египта»

Цели урока:

   1. познакомить учащихся с достижениями культуры древних египтян;

   2.Раскрыть роль искусства в усилении единства Египта

   3. составлять связный текст;

   4. делать сообщения на заданную тему;

   5. работать с иллюстрациями;

   6. воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство уважения к достижениям культуры других стран, уважения к людям труда.

Оборудование: мультимедийный комплект, иллюстрации, индивидуальные задания.

План урока:

   1. Искусство :

а) архитектура:  

пирамиды

храмы

б) скульптура

в)живопись

г)музыка

   2. Литература

Ход урока

 

Ребята, откройте страницу 54 и назовите название темы.

Итак, что же означает слово «Искусство» .

Искусство – это художественной творчество.

Какие виды искусства вы знаете?

Итак, ребята, сегодня на уроке пойдет речь об архитектуре, скульптуре, живописи, музыке, литературе.

Искусство – художественное творчество

Архитектура – строительное искусство

Пирамида – гробница

Храм – жилище для богов

Сфинкс – существо с туловищем льва и головой человека

Скульптура – искусство создания путем резьбы, высекания, лепки, отливки, ковки и чеканки.

Живопись – искусство писать картины красками

Древние греки считали пирамиды первым из семи чудес света, так как по сравнению с ними постройки самих греков и архитектурные строения последующих эпох кажутся карликами рядом с пирамидой Хеопса, основание которой в два раза больше ширины Красной площади в Москве.

Как строили пирамиду

Камни плотно примыкали один к другому и держались собственной тяжестью. В каменоломнях на правом берегу Нила, недалеко от древней столицы Египта Мемфиса, тысячи рабочих добывали камень для постройки пирамиды. По обозначенным на известняковой скале границам каменного блока рабочие выдалбливали в камне глубокие борозды. Выдолбив углубления в борозде, рабочие забивали в них клинья из сухого дерева и поливали их водой. Мокрое дерево начинало разбухать, трещина увеличивалась, и глыба откалывалась от скалы. Отколотый камень вытаскивали из шахт каменоломен с помощью толстых канатов, сплетенных из папируса . Известняковые глыбы затем отесывались специалистами-каменотесами здесь же на месте.

  Блоки белого облицовочного известняка на ладьях перевозили на другой берег Нила. К месту постройки их подвозили, погрузив на специальные деревянные салазки. Одна только дорога, по которой доставляли камни из каменоломен к месту, где воздвигалась пирамида, строилась около десяти лет.

  После каменотесов лицевую сторону облицовочного камня обрабатывали шлифовальщики. Они работали с помощью шлифовального камня, воды и песка. В результате длительной обработки поверхность плиты становилась гладкой и блестящей. После этого камни считались готовыми для постройки.

На известняковой скале, расчищенной от песка, гравия и камня, строители возводили громаду пирамиды, укладывая блоки гигантскими ступенями. Среди этих блоков, не было ни одного, который не достигал бы 9 м.

Чтобы втащить наверх каменные глыбы, строилась наклонная насыпь. Впоследствии её разравнивали. По ней строители, подгоняемые палками надсмотрщиков, тянули на канатах тяжёлые камни, которые с помощью деревянного рычага устанавливали на место. Сколько людей погибало под тяжестью сорвавшейся каменной глыбы, сколько было искалечено при укладке камней, сколько умирало от непосильного труда здесь же, у недостроенных ещё стен пирамиды! И это в течение долгих 20 лет.

 Когда кладка пирамиды была закончена, её ступени, закладывались облицовочными блоками. Их привозили из каменоломен, находившихся в Верхнем Египте, возле Асвана. По уступам пирамиды облицовочные блоки поднимали наверх и укладывали их сверху вниз. Затем их полировали. Под лучами южного солнца они сияли ослепительным блеском на фоне безоблачного египетского неба.

    Одним из древних архитектурных памятником Древнего Египта является пирамида выдающегося военачальника и основателя третьей династии фараона Джоссера (18 в. до н. э.).  Она находится в Саккаре, на южной окраине Мемфиса, Это ступенчатая пирамида, высотой 60 метров, сложенная из белых известняковых блоков.  Ее создал зодчий Имхотеп, который изобрёл способ кладки из тёсаного камня.  Пирамиду Джоссера обычно называют “матерью египетских пирамид”. В конструкции отражены три основных правила возведения этих сооружений — гигантские размеры, пирамидальная форма, использование камня как строительного материала. Эти особенности позднее стали обычными.

 На западном берегу Нила (ныне в городе Гиза около Каира) возвышаются грандиозные пирамиды фараонов четвертой династии:   Хеопса, Хефрена, Микерина.  Пирамиды были когда-то облицованы гладко отполированными плитами из белого известняка . Основание пирамид - квадратное, а гладкие грани - треугольные.

Самая большая пирамида – пирамида фараона  Хеопса  

Самая большая пирамида, построена фараону Хеопсу ), жившим в XXVIII в. до н.э. Построена в 27 в. до н. э. Её создатель — племянник фараона по имени Хемиун.

Почти пять тысяч лет стоит эта огромная пирамида. Высота её достигала 147 м (сейчас из-за обвала вершины её высота равна 137 м), а каждая из сторон по длине составляет 233 м. Она была построена в 27 в. до н. э. Её создатель — племянник фараона по имени Хемиун. Для того чтобы обойти пирамиду Хуфу кругом, нужно пройти около километра. Вплоть до конца XIX в. пирамида Хеопса  являлась самым высоким сооружением на земле. Её грандиозные размеры поражали всех, кто был в Египте.

Сообщение ученика о пирамиде Хеопса

Великая пирамида Хеопса в цифрах

Длина основания (каждая сторона) – 230м

Площадь – 5 га

Число каменных блоков – около 2,3 млн.

Средний вес каменного блока – более 2 тонн

Самый большой каменный монолит – 290 тонн

Рабочая сила – 100 000 человек

Срок строительства – 30 лет

Пирамида Хеопса

Около 10 лет 4 тысячи человек выравнивали площадку для будущей

пирамиды

и вели подготовительные работы. Одна только дорога, по которой на специальных

 салазках перемещали каменные блоки весом до 7,5 тонн, строилась

 около 10 лет.

 По наклонному въезду шириной в 20м, построенному из кирпичей

 из нильского ила,

строители затаскивали полозья с каменными блоками.

Верхний блок – «пирамидон»

 высотой в 9м завершил строительство, которое велось 20 лет.

Затем ступени пирамиды

 были заложены камнями и под конец грани пирамиды были

облицованы

плитами из белого известняка.

Полированный саркофаг из красного гранита был помещён в небольшом помещении,

 находившемся на высоте 4,5м от основания пирамиды.

 Ниже находилась ещё

одна камера,

возможно для супруги царя. Вызывает удивление и не

 имеет объяснения тот факт,

 что погребальная камера не имеет украшений, саркофаг лишь

 грубо отёсан,

не имеет крышки и шире прохода в камеру, то есть не мог быть занесён

в неё после строительства пирамиды.

В толще пирамиды проложено несколько узких длинных ходов,

 ведущих в камеры,

 и большая галерея длиной 50 м. Чтобы защитить погребальное

помещение

от колоссального давления расположенных выше рядов камней,

 над потолком усыпальницы были расположены 5 глухих

 разгрузочных камер.

Пирамида представляет собой часть грандиозного погребального

ансамбля.

По завершении  учащиеся отвечают на вопросы

  • Почему древние греки считали египетские пирамиды чудом?
  • Можно ли говорить, что и сегодня они сохраняют свою славу “чуда света”? Приведите аргументы, чтобы доказать своё мнение.

Учащиеся делают запись в тетрадь:

Египетские пирамиды – первое из чудес света.

Отвечают на вопросы: 

  • Когда была построена пирамида Хеопса?
  • Переведите века в годы. Каким годом начинается XXVII век?

.  Рядом с пирамидами находится и знаменитый лежащий Большой сфинкс - вырубленное из скалы изображение льва с человеческим лицом. Длина сфинкса - 57, а высота 20 метров. Уже в глубокой древности сфинкса засыпали пески. Молодой царевич, будущий фараон Тутмос, однажды после охоты в пустыне задремал в его тени и услышал голос каменного исполина.  Сфинкс попросил освободить его от тяжести песка. Став фараоном, Тутмос исполнил эту просьбу и приказал украсить сфинкса плитой с рельефом и надписью, повествующей об этом событии. Плита существует и поныне

Сообщение ученицы о сфинксе

Великий Сфинкс

В течение тысячелетий люди приходят

 посмотреть

на статую Великого Сфинкса.

 Этот памятник, наполовину человек,

наполовину животное, охранят пирамиду

 фараона Хефрена.

Некоторые эксперты считают,

что Великий Сфинкс даже старше пирамид.

Длина Сфинкса 73м, высота примерно 20м.

Голова и тело Сфинкса высечены из

глыбы известняка.

Часть головы разбита.

 Некоторые историки полагают,

что солдаты

Наполеона

Бонапарта стреляли по Сфинксу

 ради развлечения.

   На протяжении многих веков Великий Сфинкс несколько раз был засыпан по шею песком.

 Арабы называли Большого сфинкса “Отцом Ужаса”, но это изваяние, издавна манившее к себе людей, вызывает скорее ощущение спокойной силы, а не страха.

 Сфинкс, как и пирамиды, стал символом египетской культуры.

Жрецы Анубиса сохраняли тело человека при помощи мумификации. Это занимало около 2 – х месяцев. Мумию заворачивали в полоски льняной ткани и клали в деревянный саркофаг. Тот в свою очередь, помещали в каменный саркофаг, который доставлялся к гробнице на санях – волокушках. После этого погребальную камеру наглухо закрывали.

Гробница была домом «умершего»

Храмы.

 В честь богов и фараонов древние египтяне воздвигали не только пирамиды, но и храмы.   Храм, как правило, состоял из многих сооружений..

 - Открыли книги на странице 55,  нашли текст под цифрой 2. Сейчас будем работать с учебником, взяли карандаши  и следим за Бородкиной Алиной.

Далее учитель или умеющий хорошо читать ученик читает вслух текст учебника (п. 2 Храмы – жилища богов.)

Текст учебника:

“Будто стража вдоль дороги, ведущей к храму, - два ряда сфинксов, фантастических существ с телом льва и головой человека или барана. По обе стороны ворот возвышаются массивные башни, украшенные рельефами. Перед ними высечены из гранита огромные фигуры фараона, восседающего на троне. У входа стоят обелиски – каменные “иглы фараонов”. Их остроконечные вершины, покрытые золотом и серебром, ослепительно сверкают в солнечных лучах.

За воротами – широкий двор, окруженный колоннами. Из двора виден огромный крытый зал с рядами колонн. Высоко вверх возносятся их могучие стволы. За главным залом в глубине храма находится самое скрытое и таинственное помещение. Только жрецы и фараоны вправе проникнуть туда, где стоит статуя бога – хозяина храма. В дни праздников в честь бога жрецы на плечах выносили его статую во двор храма, где их встречала толпа народа. Затем процессия медленно двигалась к реке и поднималась на корабль. Бог плыл по Нилу, как бы посещая других богов в их жилищах-храмах. По завершении празднества статую возвращали на место – в глубину храма”.

Учащиеся выполняют задания: 

  • Покажите на рисунке “иглы фараона”. Как на языке архитектуры называются эти постройки?
  • Покажите на рисунке колонны.

В разных храмах разное количество колонн. Колонны украшались цветным камнем на которые наносились различные рисунки из жизни египтян. Итак ребята что такое храм. Для чего они возводились.

Скульптура

 В искусстве Древнего Египта огромную роль играла скульптура.

Египетские статуи создавались согласно канону - строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство.  Эти скульптуры представляли собой фигуры, либо стоящие с выдвинутой вперёд ногой, либо сидящие на троне с прижатыми к груди или лежащими на коленях руками и сомкнутыми ногами.  Помещённые в поминальные храмы и гробницы, статуи олицетворяли собой умерших и являлись вместилищем их душ, а потому отличались портретным сходством с ними.  Каждая скульптура высекалась из прямоугольного блока камня по заранее прочерченной разметке и затем тщательно отделывалась в деталях.

Живопись.

На стенах египетских гробниц сохранилось множество рисунков. Египетские рисунки отличались от нашего.по правилам египетского искусства каждая часть тела рисовалась в том положении, в каком она лучше всего видна, поэтому голова, ноги, всегда рисовались в профиль., а плечи спереди.

. Мужчин рисовали с кожей темного цвета, а женщин – светлого.  Самыми большими на рисунках всегда изображали фигуры богов.  Фараоны на рисунках обычно меньше, но все же гораздо больше, чем их вельможи. И совсем маленькими на рисунках представлены простые люди.

Египетские художники хорошо знали и любили родную природу, долины Нила. Яркими сочными красками они рисовали животных, птиц в зарослях тростника, а рыб в Нильских водах.По рисункам можно представить себе как проходят полевые работы: пахота, посев, жатва, молотьба.

Египтяне создавали обличительные рисунки. На одном из них шакалы пасут коз. Не трудно понять, что «шакалы» это чиновники которым доверили пасти народ.

Многие сказки, рассказы, песни неизвестны нам, но благодаря интернету я нашла песни

Песня крестьянина при молотьбе

Молотите для себя, молотите для себя

Вы-волы, молотите для себя

Молотите для себя солому для корма

И зерно для ваших господ.

Не давайте себе отдыхать –

Нынче ведь прохладно.  

Песня носильщиков

Должны ли мы день целый таскать зерно и белую полбу

Полны ведь уж амбары, кучи зерна текут выше краев

Полны корабли

И зерно ползет наружу

А нас все заставляют таскать

Воистину из меди наши сердца!

Песня пахарей

Торопись, вожатый,

Погоняй быков

Погляди  князь стоит

И смотрит на нас

Что общего в этих песнях?

Горькая участь простых людей воспевается в этих песнях.

Заключение

Все памятники искусства сделаны руками египетского народа, но плоды его трудов присваивали рабовладельцы. Для них строились дворцы, храмы, они читали египетские книги, изучали науку, обучались в школах. Широкие народные массы не могли воспользоваться всей этой культурой. Им оставалось в своих рабочих песнях высказывать желание скорей окончить свой непосильный труд.

Искусство возвеличивало царя-деспота, царя , вельмож, огромные статуи внушали народу ужас перед могуществом царя.  В Статуях хотели показать что он сильнее всех, ему нужно повиноваться. Искусство находилось под влиянием религии, сковывавшей творчество архитекторов, скульпторов, живописцев, музыкантов.

Закрепление

  1. Что сохранилось от древности в Египте?

Что Вас удивило, поразило?

Что понимается под словом памятник культуры?

  1. Заполните  таблицы, я вам за это поставлю оценки, давайте соберем листочки, давайте проверим.

Домаш. Задан.

Параграф 11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Искусство древнего Египта. Архитектура древнего Египта.

Искусство древнего Египта. Архитектура Древнего Египта....

Методическая разработка по истории Древнего мира по теме:"Искусство Древнего Египта"

Урок изучения нового материала. В целом урок направлен на расширение кругозора и закрепление знаний учащихся по истории Древнего Египта. Позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся....

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Искусство Древнего Египта»

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Искусство Древнего Египта»...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Искусство Древнего Египта"

Методическая разработка содержит материал для проведения медийного урока по истории Древнего Египта 5 класс. В материале содержится материал, характеризующий уровень развития искусства в Древнем Египт...

Методическая разработка Проведение контрольной работы по предмету История изобразительного искусства по теме «Искусство Древнего Египта» в первом классе при реализации дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства «

        Данная методическая разработка создана для проведения в рамках текущей аттестации контрольного урока по учебному предмету «История изобразительного искусства&r...

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме "Искусство Древнего Египта" 5 класс

Технологическая карта урока по всеобщей истории в 5 классе по теме «Искусство Древнего Египта» по УМК  Вигасина А.А.,  Годер Г.И., Свенцицкой И.С. «Всеобщая истор...

Рабочий лист "История Древнего мира" Искусство Древнего Египта

Рабочий лист "Искусство Древнего Египта" представляет собой исследование и анализ художественных произведений, характерных для древнеегипетской культуры. В ходе работы будут рассмотрены осно...